гармонизация формы художественного произведения это

Гармонизация формы художественного произведения это

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Д. Моор. Помоги. 1921

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач. Не только индивидуальные предпочтения творческих личностей, но и виды искусства влияют на выбор этих средств. Так, в произведении, требующем моментального, активного визуального воздействия на зрителя (например, рекламный плакат), в основном будет использоваться контраст. Контраст форм, цвета, фактуры, выраженный графикой. Именно контраст даст возможность быстрого прочтения темы, информации, сюжета. В то же время в другом произведении контраст может помешать основной композиционной задаче и даже разрушить ее. Так, при создании богатой текстильной поверхности скорее всего будет применено такое средство, как нюанс, выраженное формообразованием, колоритом, фактурой.

Последовательность изучения различных средств гармонизации, предложенная в данной книге, основана на хорошо отработанной методике преподавания. Поэтому после ритма рассмотрим сразу три средства гармонизации – контраст, нюанс и тождество. Все они говорят о качественном изменении или качественном соотношении изобразительных средств в произведениях искусства.

Если контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств, нюанс – минимальное, то тождество – повторение этих качеств. Для того чтобы контраст или нюанс «заработал» как средство гармонизации, нужно составить ему пару – тогда появится возможность для сравнения. Например, контраст большого и малого элемента, круглого и квадратного, черного и белого, зеленого и красного, гладкого и шероховатого и т. д. Как только появилось это сравнение, появилось и соотношение количества белого и черного, зеленого и красного, малого и большого. Поэтому в создании гармоничной композиции очень важен момент соотношения. Характеризуя одно произведение, мы говорим, что в нем основную композиционную задачу выполнил контраст тона, в другом же художественный образ может быть решен за счет богатства колорита, его нюансной проработанности.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Ш. де Терн. Дворцово-парковый ансамбль в усадьбе Архангельское. Конец XVIII в.

Все три вышеназванных средства применяются художниками для выражения соответствующих художественных образов и для создания произведения, отвечающего законам гармонии.

Контраст, нюанс и тождество как средства гармонии рождены самой природой и вполне успешно в ней сосуществуют. Приглядитесь повнимательней. Какое многообразие оттенков в обычной траве! Это цветовой нюанс. В одном и том же растении мы видим повторение формы листьев: более крупные находятся внизу, и чем выше, тем мельче они становятся. Это нюанс форм. Здесь же можно заметить и нюанс цвета: нижние листья уже пожелтели, средние ярко окрашены, а верхние нежны и бледны. И вдруг мы замечаем цветок – природный акцент, контраст. Контраст ко всему растению, контраст форм, цвета, фактуры. Если цветок состоит из подобных лепестков, то это тождество. Этот пример доказывает, что средства гармонизации – контраст, нюанс, тождество – подсказаны художнику самой природой. Поэтому они нашли такое органичное применение в произведениях искусства.

Создавая дворцовые ансамбли и добиваясь композиционного единства произведений искусства и окружающей среды, архитекторы не могли обойтись без этих средств.

На примере усадьбы Архангельское рассмотрим применение контраста, нюанса и тождества как средств для создания гармоничной композиции. Проанализируем композицию архитектурного ансамбля. Сам дворец, его объемно-пространственное построение, в основе которого лежит симметрия, контрастирует с лесным массивом. Но автор ввел нюанс, подчиняя существующей пластике ландшафта основную композиционную идею всего ансамбля, и тем самым создал композиционное единство. От реки постепенно начинают нарастать высоты малых архитектурных форм, подчиняясь подъему берега и заканчиваясь центральным объемом дворца. Можно проследить и другое движение – доминирующий цельновоспринимаемый объем дворца переходит в колоннады, как бы растворяясь в стволах деревьев. Это нюанс. Однако архитектурный объем явно контрастирует своей цельностью, колористическим и фактурным решением с природой. Но в то же время автором были найдены удачные нюансные отношения и даже применено тождество. В частности, колоннада, образующая два крыла и организующая внутренний дворик, балюстрада, ступени, вазоны, скульптура – то есть малые архитектурные формы, связанные одновременно и с дворцом, и с окружающей природой.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Ш. де Герн. Стена нижней террасы в усадьбе Архангельское. Конец XVIII в.

Особое место в архитектурной композиции отводится такому выразительному средству, как освещение. Обратите внимание, какую роль оно будет играть в выявлении объемно-пространственного решения и создании посредством его художественного образа. Если освещение яркое, то одинаково четко выявляются архитектурные объемы, ритмы стволов деревьев, колонн… Возникает больше контрастов. Контраст света и тени, контраст четко ощущаемого объема и сложного пространства и т. д., которые немного смягчаются нюансом рефлексов, воздушной перспективой, – все это рождает определенный художественный образ. Изменим ситуацию, применив рассеянный свет. Мы сразу почувствуем, что начинает преобладать нюанс, который в свою очередь будет выражать совершенно другой образ. Мягкая пластика форм, колористическое и фактурное единство – все это вызывает спокойствие и умиротворение, настраивает на лирический лад…

Из приведенного выше примера можно сделать несколько выводов.

Вывод первый. Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, единую и соподчиненную композицию. То есть композицию, гармоничную во всех отношениях.

Вывод второй. Контраст, нюанс, тождество – это средства, которые дают художнику возможность создавать волнующие его художественные образы. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается эмоциональный настрой всего произведения.

Вывод третий. Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония – это сочетание противоположностей, их равновесие.

Обратимся еще раз к различным композиционным жанрам. Посмотрим на плакат Моора «Помоги». Белые элементы на черной плоскости, черное слово «Помоги» на белом фоне. Сложное по силуэту пятно фигуры человека, ломаная линия колоска и буквы, собранные в блок. Подсчитаем контрастные отношения: белое и черное, большая фигура и маленький колосок, пятно фигуры и линии сложного по силуэту пятна, а также простая в восприятии черная плоскость, на которой организована композиция. В этом произведении можно насчитать более пяти контрастов. Но активный повтор белого цвета удержал композицию. Она настолько выразительна, что понятна любому зрителю, даже тому, кто не смог прочесть слово.

Роль контрастов универсальна: они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с идеи ее организации и заканчивая значением контраста в построении сюжета.

Приведенные ниже упражнения представляют собой серию творческих задач, которые встречаются одномоментно при работе над тематическими произведениями. Для отработки приемов и усвоения понятий необходимо выполнить серию предложенных заданий и накопить опыт работы с этими средствами гармонизации (контрастом, нюансом, тождеством). Их количество может быть увеличено, что повлечет за собой закрепление понятий и поиск новых творческих решений. Отметим, что самостоятельная постановка задач – это дополнительное обучение, а в дальнейшем и свободное владение основами композиции, свидетельство творческой зрелости художника.

Основной целью заданий является создание оригинальных композиций, в которых должны быть выполнены следующие непременные условия: равновесие, композиционное единство и соподчинение, четко организованный композиционный центр. Композиции создаются на формальной основе. Выполняя данные упражнения, необходимо проявить творческое воображение и фантазию, постараться сделать каждую композицию интересной и неповторимой. Полностью используйте богатую палитру изобразительных средств и как можно шире применяйте различные графические техники.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.
Упражнение 1

Создайте композицию, где четко прочитывались бы контрастные отношения форм. Для наибольшей выразительности работайте в черно-белом варианте.

Попробуйте для начала создать композицию на размерные соотношения, а в следующей работе постарайтесь найти контрастные отношения между большой, сложной по конфигурации формой и малой, простой.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.
Упражнение 2

Выразите средствами композиции контрастные отношения между пятном и линией. Найдите их соотношения. Количество элементов выбирайте исходя из необходимости.

Введите цвет. Создайте композицию, в которой бы присутствовали цветовой контраст и тождество форм. При работе над этой композицией удобнее всего использовать технику аппликации.

Создайте оригинальную композицию, организуя композиционный центр посредством нюанса, а также применяя тождество форм.

Создайте композицию, используя тоновой контраст и нюансные отношения форм.

Создайте оригинальную композицию, организуя композиционный центр при помощи контрастных отношений форм и цвета.

Создайте композицию, применяя пластический контраст.

Создайте оригинальную композицию, где применялся бы контраст фактур, нюанс форм и цветовое тождество.

Создайте 2-3 композиции на задуманные вами темы, используя три средства гармонизации: контраст, нюанс, тождество. Выбранные темы должны нести образный заряд и вызывать вполне конкретные ассоциации.

В зависимости от тем вам предстоит выбор доминирующего композиционного средства (контраст или нюанс). Если теме присуще активное эмоциональное и психологическое воздействие на зрителя, быстрое прочтение художественного замысла, жизнеутверждающие, оптимистические образы, праздничное настроение – выбирайте контраст. Лирическим и поэтическим темам больше подходит нюанс.

Эти задания могут выполняться на компьютере.

Источник

Средства гармонизации художественной формы

Художественно-образное решение темы проявляется в трактовке сюжета, в характеристике персонажей в определении отношений между смысловыми компонентами изображения. Оно осуществляется с помощью художественно_образного языка, посредством поэтической иносказательной речи, признаками которой являются сравнения, метафоры, гипербола и т. д. сравнивая, сближая, противопоставляя, выражая одно через другое, образный язык осуществляет семантические связи произведении. Эти приемы характерны как для словесных искусств, так и для изобразительного искусства, в особенности, для искусства плаката или прикладной графики. Художественно-образное решение связывается в целостную картину композиционным построением с помощью средств гармонизации.

Таким образом, участвуя в художественно-образном воплощении содержания и в композиционном расположении материала (понимаемого, в широком смысле), средства гармонизации способствуют созданию целостной художественной формы.

При непременном участии средств гармонизации реализуются в физическом материале те композиционные принципы, о которых говорилось выше: принцип, целесообразности, принцип сложного, принцип, соподчинения частей в целом, принципы единства движения, равновесия и гармонии, т. е. создается целостная художественная форма. Поэтому используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е. способные сравнивать, сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя целостности. Поэтому композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Определяющими моментами этой системы являются уравновешенность и взаимосвязанность.

Таким образом, целостная форма как гармонически уравновешенное единство противоположностей пластически моделируется с помощью средств гармонизации через отношения сходного и противоположного.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют.

· модуль повторение одной величины в другой целое число раз;

· пропорции указывают на отношения между размерами. Части, элементы художественного целого, связанные между собой пропорциональными отношениями, единым модулем или масштабом приобретают соразмерность и тем самым гармонизуют форму.

ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ

Проблема колористической гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в его природе.

Проблема колористической гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Колористический идеал на протяжении всей истории культуры претерпевал неоднократные изменения.

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

Статья » Средства гармонизации композиции» 7 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья «Средства гармонизации композиции».

Броиловская Наталья Александровна учитель ИЗО

Композиция-важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Мне близко высказывание Е. А. Кибрика о композиции: «Композиция-закономерно построенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости…»

Для гармонии важно соблюдать два условия: 1. равновесие, 2. Единство и соподчинение.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

С помощью ритма можно создавать движение в картине к центру, по кругу, по диагонали, к краю, в зависимости от задач. Важен выбор центра композиции, так как он несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ, действует психологически. При создании картины нужно помнить, что в центре нужно показывать больше глубины и пространства. Так же необходимо соподчинение планов, цветовое единство и выделение главного.

Рассмотрим основные средства гармонизации композиции.

Для метрической композиции характерна равномерность, например в орнаменте. И используется в декоративно-прикладном искусстве. Самый простой пример метрического орнамента – точка-тире.

Ритм же передает динамизм и порождает движение. Существует два типа ритмов:

— активно-динамические (звуковые, световые, танцевальные)

— пассивно-динамические (ритм в архитектуре, живописи, графике, скульптуре).

Ритм бывает простой и сложный. Например. Изобразим уменьшающиеся квадраты черного цвета по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый в квадрате белого цвета. Мы получим ритм. А если мы расположим их по спирали в центр с уменьшением- это будет сложный ритм с оптическим эффектом.

Если нужно быстрое визуальное воздействие на зрителя, то используют средство гармонизации композиции- контраст. Чтобы контраст работал, ему нужно составить перу: большой-маленький, круглый-квадратный, черные-белый, зеленый-красный, гладкий шероховатый. В предыдущем примере я применила и контраст черного и белого. Можно применить цветовой контраст поместив на оранжевый стол синюю чашку.

Другое средство гармонической композиции – нюанс, то есть многообразие оттенков в траве, деревьях зеленого цвета-цветовой нюанс, нюанс форм- размер листьев на дереве или тоновый нюанс в графической композиции. Здесь можно привести пример предыдущий, но поменять цвет чашки на красную.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. Такое средство гармонизации композиции используется гораздо реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями. Например 4 одинаковых чашки по размеру и цвету в натюрморте. Но это не интересно.

В создании гармоничной композиции важен момент соотношения. То есть-

Пропорциональность-соразмерность частей и целого. Собственно говоря, чтобы изображаемый предмет был похож на натуру.

Масштаб- соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия. Например, если изобразить комнату, где мало мебели, то она кажется больше. А если комната заставлена, то пространство визуально уменьшится.

Симметрия определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Например: зеркальная, центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса. Симметрия свойственна человеческой природе. Мы смотрим на лицо человека-оно «симметрично». Есть ось симметрии. Можно попробовать нарисовать половину лица, сложить лист пополам и отпечатать рисунок. Мы получим целое изображение. Этот прием используют для рисования бабочки в детском саду. Когда из закрашенной буквы З при зеркальном отпечатке получится бабочка.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота. Здесь можно нарисовать сложные формы со смещением центра. Можно упомянуть работы Кандинского. В его работах много и динамики.

Динамика зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв. Можно нарисовать стреловидные объемы устремленные к центру или косичкой то справа, то слева. Использовать контрастные цвета.

Статика зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка. В статике лучше использовать квадратные и прямоугольные формы и симметрию. Например пирамидка с осью симметрии.

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

гармонизация формы художественного произведения это. гармонизация формы художественного произведения это фото. картинка гармонизация формы художественного произведения это. смотреть фото гармонизация формы художественного произведения это. смотреть картинку гармонизация формы художественного произведения это.

Композиция-важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Мне близко высказывание Е. А. Кибрика о композиции: «Композиция-закономерно построенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости…»

Для гармонии важно соблюдать два условия: 1. равновесие, 2. Единство и соподчинение.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

С помощью ритма можно создавать движение в картине к центру, по кругу, по диагонали, к краю, в зависимости от задач. Важен выбор центра композиции, так как он несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ, действует психологически. При создании картины нужно помнить, что в центре нужно показывать больше глубины и пространства. Так же необходимо соподчинение планов, цветовое единство и выделение главного.

Рассмотрим основные средства гармонизации композиции.

Для метрической композиции характерна равномерность, например в орнаменте. И используется в декоративно-прикладном искусстве. Самый простой пример метрического орнамента – точка-тире.

Ритм же передает динамизм и порождает движение. Существует два типа ритмов:

— активно-динамические (звуковые, световые, танцевальные)

— пассивно-динамические (ритм в архитектуре, живописи, графике, скульптуре).

Ритм бывает простой и сложный. Например. Изобразим уменьшающиеся квадраты черного цвета по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый в квадрате белого цвета. Мы получим ритм. А если мы расположим их по спирали в центр с уменьшением- это будет сложный ритм с оптическим эффектом.

Если нужно быстрое визуальное воздействие на зрителя, то используют средство гармонизации композиции- контраст. Чтобы контраст работал, ему нужно составить перу: большой-маленький, круглый-квадратный, черные-белый, зеленый-красный, гладкий шероховатый. В предыдущем примере я применила и контраст черного и белого. Можно применить цветовой контраст поместив на оранжевый стол синюю чашку.

Другое средство гармонической композиции – нюанс, то есть многообразие оттенков в траве, деревьях зеленого цвета-цветовой нюанс, нюанс форм- размер листьев на дереве или тоновый нюанс в графической композиции. Здесь можно привести пример предыдущий, но поменять цвет чашки на красную.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. Такое средство гармонизации композиции используется гораздо реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями. Например 4 одинаковых чашки по размеру и цвету в натюрморте. Но это не интересно.

В создании гармоничной композиции важен момент соотношения. То есть-

Пропорциональность-соразмерность частей и целого. Собственно говоря, чтобы изображаемый предмет был похож на натуру.

Масштаб- соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия. Например, если изобразить комнату, где мало мебели, то она кажется больше. А если комната заставлена, то пространство визуально уменьшится.

Симметрия определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Например: зеркальная, центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса. Симметрия свойственна человеческой природе. Мы смотрим на лицо человека-оно «симметрично». Есть ось симметрии. Можно попробовать нарисовать половину лица, сложить лист пополам и отпечатать рисунок. Мы получим целое изображение. Этот прием используют для рисования бабочки в детском саду. Когда из закрашенной буквы З при зеркальном отпечатке получится бабочка.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота. Здесь можно нарисовать сложные формы со смещением центра. Можно упомянуть работы Кандинского. В его работах много и динамики.

Динамика зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв. Можно нарисовать стреловидные объемы устремленные к центру или косичкой то справа, то слева. Использовать контрастные цвета.

Статика зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка. В статике лучше использовать квадратные и прямоугольные формы и симметрию. Например пирамидка с осью симметрии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *