где должны храниться бланки строгой отчетности
Порядок применения бланков строгой отчетности в 2021 году
Порядок применения БСО
Автоматизированные системы для БСО применяются при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, БСО приравнивается к кассовому чеку и содержит тот же набор реквизитов, который предусмотрен для кассового чека ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, БСО, равно как и кассовые чеки, могут иметь электронный вид и направляться клиенту на абонентский номер или адрес электронной почты.
После истечения 01.07.2019 срока действия переходных положений, установленных ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, БСО можно сформировать только с помощью ККТ (в том числе с помощью автоматизированной системы для БСО).
Перечень бланков строгой отчетности
Законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены три варианта применения БСО:
1) оформление БСО с применением ККТ с указанием в нем дополнительных реквизитов с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ), как подтвержденных фискальным признаком (например, при использовании тега 1192 «Дополнительный реквизит чека (БСО)» (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@), так и не защищенных фискальным признаком (простая текстовая информация);
2) оформление БСО в соответствии с Постановлением N 359 с одновременной выдачей (направлением) кассового чека.
В данном случае в целях соблюдения требований Закона N 54-ФЗ порядок выдачи, хранения БСО не имеет значения, поскольку обязанность по применению ККТ организация или ИП исполнили путем оформления кассового чека.
Следовательно, организации и ИП вправе продолжать неограниченное количество времени применять в своей деятельности типографские БСО (например, в целях внутреннего учета), однако в целях соблюдения законодательства РФ о применении ККТ такое применение должно сопровождаться выдачей (направлением) кассового чека в момент соответствующего расчета.
Поскольку в указанном случае выдача типографского БСО не оказывает влияния на обязанность применения ККТ, по нашему мнению, такие БСО не являются предметом контроля налоговых органов (в том числе реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе электронных билетов, электронных абонементов и электронных экскурсионных путевок) по форме, утв. Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности», до 01.07.2022 в соответствии с п. 4 Приказа Минкультуры России от 29.06.2020 N 702);
3) оформление БСО путем нанесения на утвержденную форму бланка документа QR-кода, сформированного ККТ.
В соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Иными словами, если, например, в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (например, Приказы Минтранса России от 24.06.2014 N 166, Минкультуры России N N 702, 257 (данный Приказ утратил силу с 18.09.2020, однако билеты, абонементы и путевки (в том числе электронные) по форме, утвержденной данным документом, могут быть реализованы до 01.07.2022) и др.), БСО может использоваться с нанесением на него QR-кода, сформированного ККТ.
Таким образом, после 01.07.2019 все изготавливаемые БСО (включая БСО, формируемые на основании приказов федеральных органов исполнительной власти, например в соответствии с Приказом Минтранса России N 166) должны соответствовать Закону N 54-ФЗ, то есть формироваться ККТ (п. п. 2, 5, 5.3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 13.06.2019 N ЕД-4-20/11437@) и иметь реквизитный состав согласно ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, либо выдаваться одновременно с кассовым чеком, либо в случае, указанном в п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, на старые БСО может наноситься QR-код, сформированный ККТ.
Стоит отметить, что фактически Постановление N 359 прекратило свое действие с 01.07.2019 в связи с тем, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники была исключена с указанной даты возможность неприменения ККТ при условии выдачи БСО, предусмотренных Постановлением N 359.
При этом индивидуальные предприниматели, не имеющие работников по трудовым договорам, при выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие работы, услуги до 01.07.2021. В данном случае индивидуальные предприниматели могут по своему желанию в указанный период выдавать БСО, соответствующие требованиям Постановления N 359, так как законодательством о применении контрольно-кассовой техники не установлено требований по выдаче документов в указанном случае (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 03-01-15/10844, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2020 N Ф01-9344/2020 по делу N А43-28340/2019).
Порядок и срок хранения БСО
Фискальный накопитель обеспечивает некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков (абз. 11 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).
Пользователи обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
Постановление N 359 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Таким образом, законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники устанавливает обязанность производить запись сведений о расчетах через фискальный накопитель (в том числе в виде кассового чека либо БСО), передачу таких сведений в налоговый орган (в том числе через оператора фискальных данных) и последующее хранение фискального накопителя.
Иных обязанностей, например по хранению кассовых чеков или БСО (в том числе корешков) на бумажном носителе, ведению журнала учета БСО либо правил по их уничтожению по аналогии с документами, подтверждающими расчет в труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296), законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники, по нашему мнению, не устанавливает.
Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности
В 2021 году материал не актуален в связи с завершением перехода на онлайн-ККТ. Кто и как должен применять БСО в 2021 году, читайте в это статье.
Основные правила хранения бланков строгой отчетности
Что касается БСО, изготовленных типографскими методами, их следовало размещать в сейфах либо в специальных помещениях предприятия, в котором гарантируется сохранность бланков. Каждый день место, где хранятся БСО, подлежало опечатыванию или опломбированию (п. 16 Положения).
Функции по обеспечению сохранности бланков строгой отчетности обязано выполнять материально ответственное лицо (далее — МОЛ) — сотрудник организации, с которым работодатель должен подписать договор о полной материальной ответственности (п. 14 Положения).
Свои функции МОЛ начинает исполнять с момента поступления БСО в распоряжение организации (например, из типографии). Его задачи в момент получения бланков сводятся к тому, чтобы:
Все три действия МОЛ должен осуществить в присутствии комиссии, которая создается на основании приказа руководителя фирмы (п. 15 Положения).
В качестве книги учета БСО (либо основы для ее создания) коммерческими компаниями может быть использована форма, соответствующая номеру 0504045 по ОКУД. Для государственных и муниципальных организаций ее использование обязательно (приказ Минфина РФ № 52н от 30.03.2015).
Акт приемки (чуть позже мы рассмотрим, на основе какой формы он должен составляться) подлежит подписанию всеми членами комиссии. Он также должен быть утвержден руководителем. Книгу учета бланков строгой отчетности следует прошить и пронумеровать. Она должна быть подписана руководителем фирмы, главным бухгалтером, а также скреплена печатью.
Хранение бланков с помощью автоматизированных систем
«Инновационный» сценарий изготовления БСО — с помощью автоматизированных систем (АС) — значительно упрощает руководству фирмы задачу по организации хранения бланков. Если соответствующая система удовлетворяет критериям, содержащимся в п. 11 Положения (обладает защищенностью от несанкционированного доступа, идентифицирует и фиксирует операции с БСО в течение пяти лет и более, сохраняет в памяти данные о бланке), то необходимости в осуществлении отмеченных выше процедур не возникает, так как:
Вместе с тем однажды распечатанные с помощью АС, но по тем или иным причинам испорченные БСО должны, как и те, что созданы типографским способом, храниться в сейфах организации либо в иных надежных местах.
Функции МОЛ в случае использования АС возлагаются чаще всего на бухгалтера, обученного работе с соответствующим ПО, реже — на системного администратора, управляющего автоматизированной системой.
Контроль за полнотой учета выручки осуществляют налоговики. Какие права они имеют при проверке остатка денежных средств в кассе, аппарата для БСО и формируемых бланков, узнайте из материалов экспертов «КонсультантПлюс», получив пробный доступ. Это бесплатно.
Передача бланков в распоряжение сотрудников организации
Если расчеты, при которых используется БСО, осуществляет не МОЛ, а другой работник фирмы, то передача в его распоряжение соответствующих бланков осуществляется материально ответственным лицом на основании письменной заявки. Данные о выданных БСО заносятся МОЛ в книгу учета бланков строгой отчетности.
Копии БСО, выданных клиентам организации, либо корешки бланков (в зависимости от того, какая конкретная форма БСО используется) передаются работниками материально ответственному лицу. Данные об этом также фиксируются в книге учета БСО. Если какой-либо из ранее выданных бланков оказался испорченным, то он перечеркивается, после чего прилагается к книге учета.
Имеют ли юридическую силу протоколы ГМЭК?
Некоторые положения законодательства, регулирующие оборот БСО, содержатся в протоколе заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) № 4/63-2001 от 29.06.2001. Имеют ли они юридическую силу, распространяющуюся на все российские организации?
Несмотря на то что ГМЭК прекратила существование с 09.08.2004, ее решения, которые были приняты в период осуществления данным учреждением полномочий, носят общеобязательный характер (письмо ФНС РФ № ЕД-18-2/947 от 17.06.2014).
Так, в том, что касается формы акта приемки БСО, следует использовать ту форму, которая соответствует номеру 070000 по ОКУД. Предписание задействовать данную форму включает п. 18 протокола ГМЭК № 4/63-2001.
Аналогично сохраняют юридическую силу и иные положения протокола ГМЭК № 4/63-2001. В частности, те, что регулируют бухгалтерский учет БСО.
Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности
Оборот БСО фиксируется на забалансовом счете 006, который называется «Бланки строгой отчетности». Бухучет БСО осуществляется посредством проводок, отражающих суммы затрат на изготовление бланков (п. 22 протокола заседания ГМЭК № 4/63-2001). Как правило, это проводки:
В некоторых случаях бухучет БСО предполагает создание субсчетов для счета 006. Это возможно, если бланки, оприходованные бухгалтерией, впоследствии выдаются другим сотрудникам, фактически распоряжающимся БСО (выше мы рассмотрели подобный сценарий). В этом случае может быть сформирован субсчет 006-1 «БСО в бухгалтерии», а также субсчет 006-2 «БСО у исполнителей».
Как правильно списать БСО в бухгалтерском учете и какие документы подготовить? Ответ на данный вопрос дал советник государственной гражданской службы 2-го класса И. О. Горчилина. Получите бесплатный пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Критерии корректной нумерации бланков строгой отчетности
Важный критерий, характеризующий учет и хранение БСО, — корректная нумерация соответствующих бланков.
Главное требование к БСО — наличие уникального 6-значного порядкового номера и серии, состоящей из 2 букв. На уровне федерального законодательства отмеченные критерии не закреплены, однако они регулярно встречаются в ведомственных правовых актах, регулирующих изготовление БСО (например, в письме Минкультуры РФ № 2344-01-39/03-Е4 от 13.04.2009). Данные положения могут быть применены субъектами правоотношений в иных отраслях по принципу правовой аналогии.
Соответствующие реквизиты бланков — серия, номер — необходимо будет фиксировать в отмеченных формах (акт приемки БСО, книга учета БСО).
Как мы отметили в начале статьи, БСО подлежат изготовлению типографским методом либо при задействовании автоматизированных систем. В первом случае организация, как правило, заказывает изготовление бланков у стороннего подрядчика, обладающего необходимым типографским оборудованием. Если подобный заказ осуществляется впервые, то можно начать выпуск БСО с серии АА и номера 000001. Но в последующих заказах распечатанные бланки должны начинаться с номера, следующего за тем, что присутствовал на последнем БСО предыдущего тиража.
Задействование автоматизированных систем выпуска бланков предполагает, что корректная нумерация БСО (в корреляции с занесением необходимых сведений в реестры системы) будет осуществляться соответствующим ПО автоматически.
Инвентаризация и списание БСО
В число задач, которые включает в себя процесс хранения бланков строгой отчетности, входит инвентаризация. Данная процедура предполагает сверку имеющихся копий БСО, а также их корешков с данными, содержащимися в книге учета бланков строгой отчетности. Инвентаризация БСО должна проводиться одновременно с аналогичной процедурой, установленной в отношении наличных денежных средств в кассе (п. 17 Положения).
По истечении пяти лет хранения бланков (включая испорченные либо некомплектные) в организации необходимо осуществлять списание БСО. Эта процедура осуществляется посредством составления отдельного акта (можно использовать форму, соответствующую номеру 0504816 по ОКУД, а для государственных и муниципальных структур ее задействование обязательно). Данный документ составляется при участии комиссии, создаваемой на основании приказа руководителя фирмы.
В структуре современных автоматизированных систем, как правило, присутствуют решения, позволяющие издавать необходимые акты об инвентаризации и списании БСО в электронном виде. Также в соответствующих системах предусмотрены алгоритмы исключения списанных цифровых БСО из аппаратных регистров.
Подробнее о других видах инвентаризации, предусмотренных законодательством РФ, читайте в статье «Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью».
Итоги
Где должны храниться бланки строгой отчетности
Обзор документа
Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 г. № 193н “Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов”
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2003, № 50, ст. 4858; 2005, № 10, ст. 760; 2010, № 17, ст. 1988) приказываю:
утвердить прилагаемый Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2011 г.
Регистрационный № 20043
Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов
(утв. приказом Минфина РФ от 29 декабря 2010 г. № 193н)
I. Общие положения
2. Требования к обеспечению сохранности документов, указанные в настоящем Перечне, обязательны для выполнения страховщиками. Страховщики обязаны обеспечить сохранность документов, образующихся в процессе их деятельности, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369; 1998, № 30, ст. 3619; 2002, № 13, ст. 1179; 2003, № 1, ст. 2, ст. 6; № 2, ст. 160; № 22, ст. 2066; № 27, ст. 2700; 2006, № 45, ст. 4635; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4178; № 40, ст. 4969), а также положениями настоящего Перечня.
II. Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики
3. Документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, и иные связанные с созданием страховщика документы:
1) учредительные документы, договор об учреждении страховщика;
2) документы о государственной регистрации в качестве юридического лица, в том числе свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
3) свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, связанные с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, в том числе обособленных подразделений, о снятии с учета в налоговых органах, в том числе обособленных подразделений;
5) сведения о составе акционеров (участников) (реестр акционеров (участников) страховщика), в том числе копии документов о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями страховщика, аудиторские заключения о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий оплате уставного капитала, если для таких юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2010, № 27, ст. 3420) предусмотрен обязательный аудит;
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере, в том числе документы, содержащие описание и оценку неденежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала;
7) документы, связанные с эмиссией акций и иных эмиссионных ценных бумаг страховщика;
8) протоколы собраний учредителей (акционеров, участников) об утверждении учредительных документов страховщика и их изменении, об утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа, иные протоколы общих собраний акционеров (участников) общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и ревизионной комиссии;
9) сведения о лицах, замещающих должности (исполнявших функции) единоличного исполнительного органа, руководителей коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, руководителя ревизионной комиссии (ревизоре), в том числе копии документов, подтверждающие их соответствие требованиям Закона о страховании;
10) сведения о страховых актуариях, в том числе копии документов, подтверждающих их соответствие требованиям Закона о страховании;
11) сведения о лицах, замещающих должности (исполняющих функции) руководителей и главных бухгалтеров в представительствах и филиалах страховщика;
12) положения о филиалах и представительствах страховщика;
13) списки аффилированных лиц страховщика;
14) документы, подтверждающие права страховщика на имущество, находящееся на его балансе, а также оценку имущества (если она проводилась);
15) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом о страховании, и образцы используемых документов;
16) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
17) положения о формировании страховых резервов с момента получения лицензии страховщика;
18) экономическое обоснование осуществления видов страхования;
20) согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации (для субъектов страхового дела, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов).
4. Документы, подтверждающие право на осуществление страховой деятельности, а также связанные с осуществлением страхового надзора за деятельностью страховщика:
1) лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования;
2) документы, подтверждающие ограничение или приостановление действия лицензии (в случае если имело место ограничение или приостановление действия лицензии), а также подтверждающие возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления;
3) документы, подтверждающие отзыв лицензии (в случае если имел место отзыв лицензии);
4) предписания, выданные органами страхового надзора, и уведомления об исполнении (снятии) предписаний;
5) письменные сообщения о согласовании с органами страхового надзора документов, подлежащих согласованию;
6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) страховщика, государственных и муниципальных органов финансового контроля, аудиторские заключения;
7) судебные акты по спорам, связанным с осуществлением страховой деятельности, спорам о праве использования субъектом страхового дела наименования (фирменного наименования), созданием общества, управлением им или участием в нем, иным спорам;
8) документы, подтверждающие членство в профессиональных объединениях, если такое членство является необходимым условием осуществления страховой деятельности;
9) акты проверок, проведенных органами страхового надзора, и иные документы, связанные с проверками деятельности страховщика органами страхового надзора.
5. Документы, подтверждающие принятие и исполнение обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования:
1) бланки страховых полисов и иные документы (бланки) строгой отчетности;
2) договоры страхования, приложения и дополнительные соглашения к ним;
3) заявления о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования и иные документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования;
4) документы, подтверждающие требования о страховых выплатах (выкупных суммах) и принятие решений об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований о страховых выплатах (выкупных суммах);
5) первичные учетные документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов) и осуществление страховых выплат (выплату выкупных сумм), и приложения к ним;
6) договоры и документы, связанные с передачей и (или) продажей страхового портфеля;
7) документы, подтверждающие уведомление страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель передан;
8) документы, подтверждающие полномочия подписанта со стороны страховщика на страховых полисах и договорах страхования и документах, подтверждающих оплату страховой премии (страховых взносов) и осуществление страховых выплат, выплату выкупных сумм;
9) документы, подтверждающие заключение (изменение, прекращение) договоров со страховыми агентами и страховыми брокерами, расчеты со страховыми агентами и страховыми брокерами, отчеты страховых агентов и страховых брокеров о выполнении договорных обязательств;
10) журнал учета страховых полисов и иных документов (бланков) строгой отчетности;
11) статистическая, бухгалтерская отчетность и отчетность в порядке надзора, предоставленная страховщиком в органы государственной власти и профессиональные объединения, аудиторские и актуарные заключения;
14) расчеты страховых резервов в соответствии с положением о формировании страховых резервов и документы, содержащие данные, необходимые для расчета страховых резервов;
15) первичные учетные документы по страховым и хозяйственным операциям, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов
бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедурам
кодирования, программам машинной обработки данных;
16) договоры и другие документы, на основании которых производилось размещение собственных средств страховщика и средств страховых резервов;
17) номенклатура и описи дел.
6. Обязанность по сохранности документов, указанных в подпунктах 10, 15, 16 пункта 3 настоящего Перечня, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании, не распространяется на субъектов страхового дела, имеющих лицензию только на осуществление перестрахования.
7. Обязанность по сохранности документов, указанных в подпунктах 5, 6, 7, 8, 10, 13, 15 (в случае осуществления взаимного страхования обществом на основании устава), 16, 18, 19, 20 пункта 3 настоящего Перечня на субъектов страхового дела, имеющих лицензию только на осуществление взаимного страхования, не распространяется.
III. Требования к обеспечению сохранности документов
8. Страховщик обязан предпринять меры, достаточные для обеспечения сохранности документов, указанных в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня. Меры должны быть направлены на исключение возможности уничтожения, порчи или исчезновения документов по причине преднамеренных и/или случайных событий природного и техногенного характера, противоправных действий третьих лиц, пожара и залива водой.
9. Обязательными для страховщиков мерами, обеспечивающими сохранность документов, указанных в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня, являются:
1) ведение учета документов;
2) разработка и утверждение номенклатуры дел;
3) создание архива для хранения дел;
4) создание оптимальных условий хранения документов, обеспечивающих их сохранность и оперативность получения;
5) соблюдение порядка выдачи дел из архива;
6) проверка наличия дел в соответствии с их номенклатурой;
7) обеспечение физико-химической сохранности документов;
8) утверждение инструкции по делопроизводству.
11. По договорам страхования и страховых полисов по договорам личного страхования, договорам страхования финансовых и предпринимательских рисков, договорам страхования ответственности по договору, договорам страхования по страхованию имущества, за исключением страхования зданий, сооружений, срок хранения соответствует сроку хранения документов, указанных в статье 447 «Договоры страхования имущественной и гражданской ответственности» раздела II Перечня типовых архивных документов.
12. Срок хранения документов, предусмотренных подпунктами 10, 12, 13, 14 пункта 5, соответствует сроку хранения документов, указанных в статье 358 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность по международным стандартам финансовой отчетности или другим стандартам» раздела II Перечня типовых архивных документов.
14. Место и способ хранения определяется страховщиком самостоятельно, при этом должно быть обеспечено условие возможности предоставления документов по запросу органов государственной власти в срок не более:
1) 3 рабочих дней для документов, хранящихся не более 2 лет до даты запроса;
2) 7 рабочих дней для документов, хранящихся более 2 лет до даты запроса.
16. При осуществлении смены лица, замещавшего должность (исполнявшего функции) руководителя страховщика или руководителя филиала страховщика, находившиеся в его распоряжении документы, указанные в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня, должны передаваться по описи вновь назначенному руководителю.
18. Сведения об утраченных и (или) похищенных бланках строгой отчетности размещаются в сети Интернет на сайте страховщика и (или) на сайте профессионального объединения страховщиков, устанавливающего в соответствии с законодательством Российской Федерации требования к порядку учета, хранения, уничтожения и передачи бланков строгой отчетности, не позднее, чем по истечении трех рабочих дней после обнаружения утраты (хищения) бланков строгой отчетности.
19. Страховщик обязан вести учет бланков строгой отчетности как в бумажном, так и в электронном виде. Учет бланков строгой отчетности должен позволять определить принадлежность и движение каждого бланка строгой отчетности.
20. Передача бланков строгой отчетности для их использования по назначению работникам страховщика и иным лицам, деятельность которых обуславливает использование бланков строгой отчетности страховщика, осуществляется по акту приема-передачи с указанием, в том числе, видов бланков, их серии и номера.
21. Страховщику предоставляется отчет об использовании бланков строгой отчетности в порядке и сроки, установленные внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, но не реже одного раза в месяц. Испорченные бланки строгой отчетности должны возвращаться страховщику.
22. Транспортировка бланков строгой отчетности страховщиком должна быть обеспечена надлежащей охраной.
23. Бланки строгой отчетности, в том числе испорченные, до момента их уничтожения должны храниться с учетом требований, установленных пунктом 19 настоящего Перечня.
24. Уничтожение бланков строгой отчетности производится специально образованной комиссией из должностных лиц страховщика, уничтожение бланков оформляется актом.
25. Страховщик разрабатывает и утверждает положения (инструкции) о порядке учета, хранения, уничтожения и передачи бланков строгой отчетности в соответствии с настоящим Перечнем.
Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 г. № 193н “Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2011 г.
Регистрационный № 20043
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Страховщики обязаны хранить документы, образующиеся в процессе их деятельности. Установлен их перечень.
Это, в частности, документы о создании страховой организации (учредительные, свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет, правила страхования и др.); лицензии; бланки страховых полисов; договоры страхования и иные материалы о принятии и исполнении обязательств по страхованию. Также должны храниться первичные учетные документы; статистическая и бухгалтерская отчетность; материалы об осуществлении надзора за страховщиком (предписания, заключения, акты проверок, судебные решения по спорам и т. д.).
Определены требования к хранению. Так, следует вести учет документов, создать архив для хранения дел. Нужно утвердить их номенклатуру и инструкцию по делопроизводству. Необходимо исключить возможность уничтожения, порчи или исчезновения документов ввиду событий природного или техногенного характера, противоправных действий третьих лиц, пожара и залива водой.
Ряд документов хранится не только на бумажных носителях, но и на электронных (в частности, положения о филиалах и представительствах, правила страхования, расчеты страховых тарифов, статистическая и бухотчетность). Бланки строгой отчетности (полисы, свидетельства, сертификаты, квитанции) помещают в сейфы в охраняемых помещениях, оборудованных системами видеонаблюдения и пожарной безопасности. Установлены особые требования к их учету, передаче и уничтожению. Данные о каждом случае их утраты (хищения) размещаются на интернет-сайте компании или профобъединения страховщиков.
Установлены сроки хранения. По их истечении документы уничтожаются специально созданной комиссией. Составляется опись. По запросу органов власти документы предоставляются в 3-дневный (если хранятся не более 2 лет до даты запроса) или 7-дневный срок (при более длительном хранении).