где должны вести учет доходов предприниматели на патенте
Книга учета доходов ИП на патенте — 2021
Весь налоговый учет индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН), сводится к составлению книги учета доходов. Где найти ее форму, как правильно делать записи, какие нюансы при этом следует учитывать, расскажем в статье.
Пройдите за пару недель полный онлайн-курс по патентной системе налогообложения. Вы сможете сами сделать отчетность, вести налоговый учет по всем правилам, разбираться в налоговых ставках при ПСН, совмещать ПСН с другими режимами.
Зачем вести книгу учета доходов ИП на патенте
Предприниматели, работающие на ПСН, не обязаны вести бухучет и не должны предоставлять в налоговую инспекцию декларацию по налогу и бухгалтерскую отчетность. Единственная обязанность всех ИП, применяющих патент, — вести книгу доходов (п. 1 ст. 346.53 НК РФ). Она нужна, чтобы доказать, что предприниматель соблюдает ограничение по сумме доходов — 60 млн рублей в год по всем имеющимся у ИП патентам. Если предприниматель превысит этот предел, то он потеряет право на применение ПСН с самого начала действия патента.
Например, ИП купил патент сроком действия с 01.01.2021 по 30.06.2021. Его доход превысил ограничение 15.05.2021. Предприниматель утрачивает право на применение ПСН с 01.01.2021, а не с 15.05.2021. С указанной даты он будет автоматически переведен на ОСНО. ИП должен заплатить все налоги, предусмотренные этой системой.
Если предприниматель наряду с ПСН применял упрощенную систему налогообложения (УСН) или был плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), заплатить обязательные платежи нужно будет по правилам этих специальных режимов.
При одновременном использовании:
Сдавать книгу в налоговую инспекцию в качестве отчетности не требуется. Но при проведении проверки ее могут затребовать. Отсутствие книги станет грубым нарушением правил учета доходов и расходов. За него предпринимателю грозит штраф в размере:
Как заполнить книгу учета доходов ИП на патенте
Правила заполнения книги доходов предпринимателей, работающих на патенте, утверждены Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н. Записи следует делать в хронологической последовательности. Их основой служат первичные документы. Обязательные требования к таким документам можно найти в п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Вести книгу следует на русском языке. Если первичные документы составлены на другом языке, их следует построчно перевести.
Книгу можно вести на бумаге или в электронном виде, например, в таблице Excel или в специальной программе.
При выборе электронного варианта по окончании налогового периода предприниматель должен распечатать ее бумаге. Книгу следует прошнуровать и пронумеровать. На прошивке надо указать общее количество страниц, а документ подтвердить подписью ИП и скрепить печатью (при наличии).
До 2017 года необходимо было заводить книгу отдельно по каждому патенту. Сейчас, если патентов несколько, достаточно одного документа, так как неважно, по какому из патентов поступили денежные средства. Важно, что доходы были получены по виду деятельности, в отношении которого предприниматель применяет ПСН.
Образец книги учета доходов ИП на патенте
Форма книги также утверждена приказом № 135н. Она состоит из титульного листа и раздела I «Доходы». На титульном листе необходимо указать:
Заполнение титульного листа может выглядеть так:
Раздел I «Доходы» оформлен в виде таблицы, состоящей из четырех граф:
В последней строке нужно подсчитать общий размер полученного дохода за налоговый период.
Пример заполнения раздела I «Доходы»:
Когда нужно учитывать доходы
Доходы нужно учитывать в день их получения (п. 2 ст. 346.53 НК РФ):
Полученную предоплату нужно фиксировать в книге в день ее получения (письмо Минфина РФ от 03.02.2017 № 03-11-12/5800). Если аванс пришлось вернуть, то на его размер следует уменьшить доходы налогового периода, в котором был осуществлен возврат (п. 4 ст. 346.53 НК РФ).
Доходы, полученные в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по официальному курсу Банка России, который действовал на день получения денежных средств, а затем суммировать с другими поступлениями.
Доходы, полученные в натуральной форме, следует учитывать по рыночным ценам.
При продаже товаров, работ, услуг в розницу доходы, полученные наличными, можно отображать разными способами:
При расчетах картой нужно обращать внимание на два момента.
Во-первых, в состав доходов нужно включать комиссию, удержанную банком за эквайринг. Например, услуги на сумму 5 тыс. рублей были оплачены картой. На счет предпринимателя поступило 4 700 рублей, 300 рублей банк удержал в качестве комиссии. В книге учета предприниматель должен отразить доход в размере 5 тыс. рублей, а не 4 700 рублей.
Во-вторых, не существует единой позиции по вопросу, какой датой отражать доходы: датой пробития чека или датой поступления денежных средств на счет предпринимателя от банка-эквайера. Часть специалистов полагает (со ссылкой на письмо Минфина РФ от 03.04.2009 № 03-11-06/2/58), что учитывать деньги нужно после их поступления на счет. Другая часть считает, что эти разъяснения не относятся к патенту и в книге нужно фиксировать дату выдачи чека. На практике банки перечисляют средства в тот день, в который была произведена оплата, поэтому сложностей с указанием дат не возникает.
Рекомендуем при заключении договора на эквайринг обращать внимание на сроки перечисления банком денег. Во избежание проблем, это должна быть дата оплаты товаров, работ, услуг картой.
Как часто вносить данные в книгу учета доходов на патенте
ИП должен обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета доходов. Потому в идеале записывать доходы нужно в день их фактического получения. Можно это делать и раз в неделю, и реже. Но этом случае есть риск что-то упустить или перепутать. Поэтому каждый предприниматель решает, с какой периодичностью он будет делать записи. Главное, чтобы книга была сформирована по окончании налогового периода.
Как исправлять ошибки в книге учета доходов
Все зависит от того, каким образом предприниматель ведет книгу. Если в электронной форме, то до того момента, когда документ будет распечатан и прошит, правки вносить несложно — достаточно исправить данные в электронной форме. Также можно удалить лишние записи или вставить недостающие. После удаления или вставки нужно проверить правильность порядковых номеров записей.
Если электронная книга распечатана либо документ вообще ведется на бумаге, для внесения правок нужно:
Порядок заполнения книги требует, чтобы внесение правок было обоснованно. Поэтому дополнительно нужно составить бухгалтерскую справку, в которой необходимо объяснить, по какой причине были произведены изменения. Чаще всего причиной правок становятся описки и опечатки либо забывчивость предпринимателя, когда записи не ведутся ежедневно.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Патентная система налогообложения
Как ИП посчитать налог на патенте
Этот материал обновлен 04.02.2021
Патентная система налогообложения (ПСН) — специальный налоговый режим, при котором ИП платит фиксированную стоимость за год и освобождается от других налогов.
Для компаний этот режим не действует.
Рассказываем, как работать на патенте.
Виды деятельности на патенте
Патент действует для определенных видов деятельности, которые устанавливают региональные власти. В основном это розница, общепит и услуги населению, например:
Один предприниматель может купить патенты сразу на несколько видов деятельности.
Проще всего проверить, можете ли вы работать на патенте в своем регионе, в сервисе «Расчет патента» на сайте налоговой.
Ограничения для ПСН
Для работы на патенте у ИП есть несколько требований и ограничений. Условно их можно разделить на общие и частные. Общим должны следовать все предприниматели на патенте, частным — в отдельных видах деятельности.
Частные ограничения указаны в законе вместе со списком видов деятельности, на которые распространяется патент. Вот несколько примеров:
Для розницы и общепита на патенте много нюансов. Если вы работаете в общепите и хотите перейти на патент, рекомендуем сначала изучить налоговый кодекс.
С 2021 года ПСН нельзя применять, если:
Региональные власти могут корректировать требования: например, устанавливать свой максимум по потенциальному годовому доходу. В законе есть ограничение в 1 млн рублей, но регионы могут увеличить его по некоторым видам деятельности.
Региональные законы можно посмотреть на странице ПСН в разделе «Особенности регионального законодательства» на сайте налоговой. Главное — переключить сайт на свой регион, если он не определился автоматически.
Сколько стоит патент
Для расчета патента есть специальная формула, но предпринимателям ничего вручную считать не нужно: сервис «Расчет патента» показывает точную стоимость.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Сервис не только рассчитывает общую стоимость патента, но и показывает, какие суммы в какие сроки нужно оплатить.
В некоторых регионах для новых ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы — льготный период, когда можно не платить налог вовсе. Подсказки о них есть в калькуляторе.
Стоимость патента можно уменьшить, если покупаете онлайн-кассу — до 18 000 Р за каждую. Чтобы получить вычет, кассу нужно было зарегистрировать до 1 июля 2019 года. Для того чтобы получить вычет, нужно подать уведомление в налоговую.
Страховые взносы на патенте
С 1 января 2021 г. ИП на ПСН могут уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов, уплаченных за себя и за своих работников. При этом ИП без работников может учесть всю сумму уплаченных взносов, а с работниками только ту, что покроет половину стоимости патента.
Как перейти на ПСН
Предприниматель может перейти на патент в любое время, если переходит с ОСН или если применяет УСН или ЕНВД и открывает новый вид деятельности, для которого приобретает патент.
А вот если ИП хочет перейти на патент по тому же виду деятельности, по которому раньше был на УСН или ЕНВД, то придется ждать начала следующего года.
Во всех случаях предпринимателю нужно подать в налоговую заявление не позднее чем за 10 дней до применения спецрежима.
В течение пяти дней налоговая выдает патент или сообщает об отказе. Всего в законе указано пять причин, по которым налоговая может отказать:
Уплата налога на ПСН
Под налогом на ПСН подразумевают стоимость патента. Патент можно купить на срок от 1 до 12 месяцев.
Если патент оформлен на срок от 1 до 6 месяцев, нужно оплатить его полностью до окончания его действия.
Патент на срок от 6 до 12 месяцев нужно оплачивать так: треть суммы — в течение 90 дней после начала действия патента, а остаток — не позднее даты окончания его действия.
Если задержать платеж, налоговая начислит пени за просрочку и пришлет уведомление об уплате. Налоговая может оштрафовать, если патент не был оплачен или если предприниматель попытался сэкономить на патенте и предоставил неверные сведения о своей деятельности.
Учет и отчетность на ПСН
По закону ИП не обязаны вести бухгалтерский учет. Они должны только заполнять книгу учета доходов.
Книгу нужно вести по двум причинам:
Отчитываться перед налоговой и сдавать декларацию на патенте не нужно.
Если у ИП есть штатные сотрудники, ему нужно сдавать отчетность за работников.
Когда ИП теряют право на применение ПСН
Предприниматели теряют право на применение патента в двух случаях:
В этих случаях предприниматель обязан уведомить налоговую в течение 10 дней после потери права на патент. Не позднее чем через 5 дней его снимут с учета и переведут на ОСН до конца года. Налоги пересчитают.
Если ИП совмещал патент с УСН, патентную деятельность автоматом переведут на УСН.
Если предприниматель решил закончить деятельность на патенте, он должен заполнить другое заявление и передать его в налоговую. С учета снимут также через 5 дней.
Повторно вернуться на патент ИП сможет только с начала следующего года, если устранит все нарушения.
Плюсы и минусы ПСН
Главное преимущество работы на патенте: стоимость патента не зависит от фактического дохода. Если реальный заработок будет намного больше потенциального, то работать в этом режиме выгодно. Другие плюсы:
Среди минусов спецрежима:
Как стать ИП
Зарегистрировать ИП можно самостоятельно, через посредников и сервисы регистрации. В первом случае придется самому готовить бумаги, нести их в налоговую или отправлять по почте.
В Тинькофф есть бесплатный сервис по регистрации ИП. Нужно только заполнить заявку — специалисты подготовят документы, оформят электронную подпись и отправят всё в налоговую.
«Общая сумма патента на 12 месяцев для фотоателье из Барнаула в 2019 году составляет 46 230 Р. Допустим, что патент начал действовать 2 апреля 2019 года. Это значит, что 15 410 (треть суммы) нужно оплатить до 1 июля 2019 года, а 30 820 Р (остаток) — до 1 апреля 2020 года»
Это некорректный пример. Патент выдается только в рамках одного календарного года, см. п. 5 ст. 346.45 НК РФ. Кроме того, налоговая трактует этот пункт таким образом, что срок действия должен составлять целое число месяцев. Т.е. могут выдать патент только с 1 апреля до 31 декабря, либо с 1 мая по 31 декабря.
«Если ИП ведет несколько видов деятельности на патенте, вести книгу доходов нужно по каждому»
С 2017 года не нужно, можно одну, см. https://www.nalog.ru/rn18/ip/6704042/
Диана Дёмина, про несколько книг учета в конце статьи еще осталось упоминание.
Grigory, упс, пропустили 🙁 Но уже всё поправили 🙂 Еще раз спасибо!
Grigory, спасибо вам большое за внимательность! Вы правы. Мы скорректировали текст.
Скажите, а в Тинькофф Бухгалтерии появится когда-нибудь поддержка ПСН? Пользуюсь довольно давно уже р/с Тинькова и декларацию по УСН сдавал через Тинькофф Бухгалтерию. А теперь когда перешёл та патент стало не так удобно
Дополнительный 1% считается от потенциального дохода, не от фактического? То есть, если патент стоит меньше 18000 то этот процент платить не надо?
Денис Дегтярёв, от потенциального.
«А вот если ИП хочет перейти на патент по тому же виду деятельности, по которому раньше был на УСН или ЕНВД, то придется ждать начала следующего года.»
— а можно официальную ссылку на закон? Вижу разные мнения по этом вопросу от разных серьезных изданий.
Вот, например, с сайта налоговой:
«Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых патентная система налогообложения введена соответствующим законом субъекта Российской Федерации (Письма Минфина России от 07.03.2013 N 03-11-12/26, от 24.01.2013 N 03-11-12/11).
При этом если индивидуальный предприниматель приобретет патент по виду деятельности, в отношении которого он применял упрощенную систему налогообложения, и при этом других видов деятельности им не осуществлялось, то такой переход приводит к утрате права на применение упрощенной системы налогообложения начиная с даты начала действия патента.»
https://www.nalog.ru/rn37/news/tax_doc_news/4856730/
Тут только утрата права на УСН (и то, только если других видов деятельности не было). Не вижу запрета перехода на ПСН по тому же виду деятельности в течение года.
Книга доходов и расходов на патенте: как вести и сколько их должно быть
ИП на патенте ведет одну книгу доходов по всем видам деятельности. Если покупаете новый патент, нужно завести новую книгу.
Евгений Бельский
Читатель Юрий спрашивает: «Сколько книг доходов нужно вести на патенте, если у ИП две торговые точки? Нужно ли заполнять книгу ежедневно?»
Одна книга по всем видам деятельности
Патент — специальный налоговый режим, который могут применять ИП, если их годовой доход не превышает 60 млн рублей и работает до 15 сотрудников.
ИП на патенте обязан вести книгу доходов и расходов. В нее вносят все поступления и указывают, какие первичные документы их подтверждают. Например, если у вас торговая точка, в конце дня вы закрываете смену по кассе и вносите сумму поступлений в книгу. А в графе для документов указываете номер смены и дату отчета о ее закрытии.
Если у ИП с патентом несколько торговых точек или даже несколько патентов, все доходы можно вносить в одну книгу.
Книгу показывают налоговой только по требованию, например во время проверки. Если книги не будет, грозит штраф до 30 000 ₽.
Заполнять каждый день — необязательно
Заполнять книгу ежедневно удобно, но не обязательно. Главное — указать все доходы за квартал к последнему числу месяца. Это нужно, чтобы не пропустить, когда ваши доходы приблизятся к лимиту в 60 млн рублей.
Если превысить эту сумму, все доходы с начала действия патента будут учитываться по общей системе налогообложения. Или по упрощенной, если до покупки патента перешли на УСН. Стоимость патента пойдет в зачет уплаты налога.
Новый патент — новая книга
Срок ведения книги доходов совпадает со сроком действия патента. Если патент куплен на год — книгу ведут год. Если на шесть месяцев — шесть месяцев. Как только купите новый патент, нужно завести новую книгу.
Можно купить готовую бумажную книгу и заполнять ее вручную. Или вести в электронном виде, а когда патент закончится — распечатать и сшить листы, поставить подпись и печать. Если нет печати, только подпись.
Как ИП вести книгу учета доходов на патенте
Весь налоговый учёт на патенте укладывается в книгу учёта доходов. Она обязательна по НК РФ, а за её отсутствие грозят штрафы от 10 000 рублей. Разберёмся, какие доходы учитывать, какой датой их заносить и какими документами подтверждать.
Зачем вести учёт доходов на патенте
Книга учёта доходов на ПСН — требование ст. 346.53 НК РФ. Она нужна, чтобы показать налоговой, что вы соблюдаете ограничение по сумме доходов — 60 млн рублей в 2021 году. Предприниматели, которые превысят лимит, потеряют право на патент с самого начала его действия. Их автоматически переведут на УСН, если они ранее подавали уведомление о переходе на упрощёнку, или сразу на ОСНО.
Сдавать книгу как обязательную отчётность не надо, но налоговая может запросить её, когда будет проверять предпринимателя. Отсутствие книги — грубое нарушение правил учёта доходов и расходов. За это грозят штрафы по ст. 120 НК РФ:
Сколько книг и как оформить
Форма и порядок заполнения книги утверждены приложениями 3 и 4 к приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н.
Заводите новую книгу на каждый год или с начала действия нового патента. Например, если первый патент куплен на 3 месяца, а затем приобретён ещё один — понадобится новая книга для учёта доходов.
Если ИП купил несколько патентов, можно вести одну книгу на все (п. 1 ст. 346.53 НК РФ). Но открыть для каждого патента свою книгу тоже можно — это не запрещено НК РФ и более удобно с точки зрения управленческого учёта.
Книгу ведут в бумажном или электронном виде. Но даже электронная книга в конце налогового периода должна быть распечатана, прошнурована и пронумерована. На последней странице укажите количество страниц в книге, поставьте подпись ИП и печать (при наличии). Регистрировать и заверять книгу в налоговой не нужно.
Чтобы избежать ошибок и не заморачиваться с ведением бумажной книги и составлением таблиц в Excel, пользуйтесь возможностями автоматизации. Контур.Эльба составляет книгу сама, а если у вас есть интеграция с банком и кассой, про книгу думать вообще не придётся.
Как заполнять книгу учёта доходов на патенте
Книга учёта доходов для ПСН совсем небольшая. Она состоит из титульного листа и одной таблицы со сведениями о доходах.
На титульном листе укажите следующие данные:
Раздел I — это таблица с доходами. Записывайте в неё все доходы от реализации, полученные по патентной деятельности. Так, не надо вносить полученный заём или возвращённый покупателем аванс, доход от другого бизнеса, который ведёте на УСН или ОСНО.
Все доходы записывайте в строго хронологическом порядке — от самого раннего к самому позднему.
Раздел включает 4 графы:
Когда закончите книгу, последней строкой подсчитайте общий доход.
Пример оформления Раздела I книги учёта доходов на патенте
Какие доходы и как учитывать — отвечаем на сложные вопросы
Сама книга выглядит простой, но нюансов в заполнении всё же хватает. Надо правильно определить, когда учитывать доходы, какими документами их оформлять, как записывать авансы и пр.
Когда учитывать доходы в книге
На патенте датой получения дохода признаётся (п. 2 ст. 346.53 НК РФ):
Если покупатель рассчитывается векселем, датой дохода будет дата оплаты векселя или день передачи налогоплательщиком векселя по индоссаменту третьему лицу.
Как часто вносить записи в книгу
Предприниматель должен вести полный, непрерывный и достоверный учёт доходов (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н). Несвоевременное отражение будет считаться грубым нарушением правил учёта доходов по ст. 120 НК РФ. Поэтому доходы в книге рекомендуется фиксировать в дату фактического получения, но можно делать это и реже, например раз в неделю. Мы не советуем заполнять книгу раз в месяц или квартал.
Как учитывать доходы в валюте и натуральной форме
Доходы в валюте учитываются вместе с рублёвыми. При этом доход в валюте пересчитывается в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному на дату получения дохода (п. 5 ст. 346.53 НК РФ).
Если доход получен в натуральной форме, учитывайте его по рыночным ценам. Их определяют по правилам ст. 105.3 НК РФ.
Как учесть предоплату от покупателей
Предоплату записывайте в книгу учёта датой, в которую получили деньги. Она тоже учитывается для проверки соблюдения лимита доходов для применения ПСН (Письмо Минфина России от 03.02.2017 г. N 03-11-12/5800).
Если вернёте покупателю ранее полученный аванс, то на сумму возврата уменьшите доходы налогового периода (п. 4 ст. 346.53 НК РФ). Для этого в книге учёта доходов сделайте запись на дату возврата предоплаты и поставьте в графе 4 сумму со знаком минус.
Как отражать операции в книге доходов, если нет кассовой книги
Для ИП на патенте действует упрощённый порядок кассовых операций (п. 1 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У). Патентщики могут не устанавливать лимит остатка наличных, не составлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу. Но если хотите это делать, то тоже можно — никто не запрещает.
Отразить в книге учёта доход, полученный через онлайн-кассу, можно следующими способами:
Бухгалтерская справка — это тоже первичный документ, если она содержит все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухучёте.
Эксперт Норматива Светлана Пятовол считает, что можно не регистрировать каждый чек в книге учёта: «Вся кассовая выручка учитывается онлайн через ОФД. По факту, с введением онлайн-касс регистрация чеков в книге учёта всего лишь добавляет работы предпринимателю. А смысл? Все данные ОФД всё равно поступают в налоговые органы. Но так как НК РФ предписывает предпринимателю вести учёт доходов на патенте с целью соблюдения лимита выручки, то, по моему мнению, отражение доходов в книге учёта на основании бухгалтерской справки не будет являться нарушением законодательства».
Как отражать в книге доходы от безналичных расчётов
Если покупатель оплатил товар безналом, ему нужно выдать кассовый чек. Доходом будет вся сумма реализованного товара без уменьшения на комиссию за эквайринг. Например, если вы получили оплату с карты на сумму 10 000 рублей, а на счёт получили только 9 800 (за вычетом комиссии банка), то в книгу надо записать всё равно 10 000 рублей.
О том, какой датой отражать доходы в книге, мнения экспертов разделяются. Часть считает, что это необходимо делать на дату поступления денег от покупателя на счёт, ссылаясь на письмо Минфина от 03.04.2009 № 03-11-06/2/58. Другая часть полагает, что эта позиция устарела и не относится к патенту в принципе, поэтому в книге следует указывать дату выдачи кассового чека независимо от того, в какой день банк зачислит выручку на счёт. Но это действует только в случае, если расчёт за товар произведён, покупателю выдан чек, и деньги списались с его счёта.
По факту многие банки-эквайеры зачисляют выручку на расчётный счёт в тот же день, в который произошла оплата, поэтому разрыва быть не должно.
Как исправлять ошибки в книге
В электронной книге, которая ещё не напечатана, достаточно просто скорректировать неправильную запись. В бумажной или распечатанной электронной — аккуратно зачеркните неправильные данные и рядом впишите верные, заверьте правку подписью ИП и печатью (при наличии) и поставьте текущую дату.
Дополнительно подготовьте бухгалтерскую справку, в которой объясните, что было неправильно в книге и по какой причине вы внесли корректировку.
Пример бухгалтерской справки об исправлении в КУДиР
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.