Схизма что это 6 букв

СХИЗМА

схизма ж. Церковный раскол, отделение от ранее единой церкви какой-л. ее части.

Схизма (греч. σχίσμα) — т. е. раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. и отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные христиане (православные). В средние века именем С. назывались случаи двойных или тройных выборов в папы. Самою замечательною из таких схизм был великий раскол католической церкви в конце XIV и начале XV в. См. Ересь, Раскол великий, Разделение церквей.

СХИ́ЗМА, и, ж., церк.

За умов сучасної подвійної схизми в українському православ’ї багато хто бачить вихід у рішучому втручанні світської влади, зокрема, президентської, у справи церкви (з газ.);

Церковна схизма привела до поділу не тільки церкви, але загалом Європи, православна й католицька частини якої почали розвиватися своїми особливими несхожими шляхами (з газ.);

// Розкол будь-якого руху, організації і т. ін.

Ця схизма в лавах ОУН, без сумніву, завдала великої шкоди справі інтегрального націоналізму (з наук.-попул. літ.).

2. Те саме, що правосла́в’я.

– Вони [хлопи] нас обох ненавидять через те, що ми оступились од схизми (І. Нечуй-Левицький);

Церквам ерекцій не давати, а де є старі – накладати на них великі оплати. Землі волинські і подільські, де люд уперто тримається схизми, віддати татарам (Г. Хоткевич);

Ваша ексцеленціє, не звинувачуйте мене в прихильності до схизми – мій шановний вітець, староста львівський, справді був у дитинстві православним, я ж вірно служу католицькій державі і її правителям. (Р. Іваничук).

Источник

Схизма

Схи́зма (от греч. σχίσμα – рас­щеп­ле­ние, раскол, распря) – то же, что раскол. «Вели­кой схиз­мой» име­нуют отпа­де­ние като­ли­цизма от единой (един­ствен­ной), святой, собор­ной и апо­столь­ской Церкви (1054 г.).

Что про­изо­шло в 1054 году: раскол Все­лен­ской Церкви надвое или откол одной её части, Рим­ской Помест­ной Церкви?

В бого­слов­ской исто­ри­че­ской лите­ра­туре нередко встре­ча­ется утвер­жде­ние, что в 1054 году про­изо­шёл раскол Единой Все­лен­ской Хри­сто­вой Церкви на Восточ­ную и Запад­ную. Это мнение нельзя назвать убе­ди­тель­ным. Гос­подь Иисус Хри­стос создал одну единую Цер­ковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о несколь­ких Церк­вях Он сви­де­тель­ство­вал, что она про­су­ще­ствует до конца времён и врата адовы не одо­леют её ( Мф.16:18 ).

Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое цар­ство, раз­де­лив­ше­еся само в себе, опу­стеет; и всякий город или дом, раз­де­лив­шийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Цер­ковь и дей­стви­тельно раз­де­ли­лась сама в себе, то, по Его уве­ре­нию, не усто­яла бы. Но она обя­за­тельно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церк­вей Хри­сто­вых не может быть две, три, тысяча три гово­рит и тот образ, согласно кото­рому Цер­ковь есть Тело Хри­стово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спа­си­теля одно.

Но почему мы вправе утвер­ждать, что именно Рим­ская Цер­ковь отко­ло­лась в XI веке от Пра­во­слав­ной, а не наобо­рот? — В том, что это так, сомне­ваться не при­хо­дится. Под­лин­ная Цер­ковь Хри­стова, по слову апо­стола, есть «столп и утвер­жде­ние истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Цер­ковь из двух (Запад­ная, Восточ­ная), кото­рая не усто­яла в истине, не сохра­нила её в неиз­мен­но­сти, и отко­ло­лась.

Какая же не усто­яла? — Для того, чтобы отве­тить на этот вопрос, доста­точно вспом­нить, какая именно Цер­ковь, Пра­во­слав­ная или Като­ли­че­ская, хранит веро­уче­ние в том непре­лож­ном виде, в каком при­няла от апо­сто­лов. Разу­ме­ется, это — Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Помимо того, что Рим­ская Цер­ковь дерз­нула иска­зить Символ веры, допол­нив его ложной встав­кой об исхож­де­нии Свя­того Духа «и от Сына», она иска­зила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о гла­вен­стве и непо­гре­ши­мо­сти рим­ского папы, назвав его намест­ни­ком Христа на земле; истол­ко­вала в духе гру­бого юри­дизма учение об Искуп­ле­нии чело­века; поку­ша­лась, в лице своих пап, не только на духов­ную власть, но и власть от мира сего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *