Схизма звук что это
Значение слова «схизма»
[От греч. σχίσμα — раскол, распря]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря, разделение») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
СХИ’ЗМА, ы, мн. нет, ж. [греч. schisma] (церк.). Церковный раскол, ересь. Католики считают православных впавшими в схизму.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
схи́зма
1. церк. раскол, отделение от ранее единой церкви какой-либо её части ◆ Он стремится показать или обнажить сам корень схизмы, показать эту основную отделяющую силу Георгий Флоровский, «Пути русского богословия», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. микроинтервал, примерно равный двум центам, определяемый как разница между пифагорейской и синтонической коммами, близкая по величине разнице между натуральной и равномерно темперированной чистыми квинтами ◆ Разница между ПК (пифагорейской коммой) и СК (синтонической коммой) есть схизма… Схизматическая квинта даёт примерно одно биение а середине клавиатуры и эквивалентна нашей современной темперированной квинте, что лишь случайное совпадение. Андрей Волконский, «Основы темперации», 1998 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: побуждение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Схизма (интервал)
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — разделение, расщепление) — очень небольшой музыкальный интервал, разница между пифагорейской и дидимовой коммами:
Она же равна разнице между:
В XVII веке А. Веркмейстер (1645—1706) определил разность между чистой и равномерно темперированной квинтой (составляющую в современных единицах ≈ 1,9550 цента) — интервал, иногда также называвшийся схизмой (Веркмейстер называл его grad). На возможность приближения чистого строя, содержащего только рациональные соотношения в интервалах, к равномерно темперированному строю при помощи уменьшения чистой квинты (3 : 2) на схизму (32805 : 32768) впервые обратил внимание И. Кирнбергер (1721—1783), ученик И. С. Баха. Двенадцать кирнбергеровых квинт превосходят семь октав на чрезвычайно малый интервал, равный 2 161 3 −84 5 −12 (≈ 0.01536 цента), называемый атомом Кирнбергера.
Примечания
Литература
См. также
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
---|---|---|
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Полезное
Смотреть что такое «Схизма (интервал)» в других словарях:
Схизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Схизма (интервал). Схизма (др. греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря») раскол в Церкви или иной религиозной организации. Содержание 1 Расколы в христианской церкви … Википедия
Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия
Музыкальный интервал — Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние, разница) высотное соотношение двух звуков (ступеней), имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний вершиной. Содержание 1 Классификация интервалов … Википедия
Кварта (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кварта. Кварта (лат. quarta четвёртая) музыкальный интервал шириной в четыре ступени, обозначается цифрой 4. Содержание 1 Разновидности кварты 1.1 … Википедия
Терция (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Терция. Сюда перенаправляется запрос «Малая терция». На эту тему нужна отдельная статья. Сюда перенаправляется запрос «Большая терция». На эту тему нужна … Википедия
Тритон (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тритон. Увеличенная кварта … Википедия
Нона (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нона. (a) большая нона, (b) малая нона, (c) нонаккорд, в нём верхняя нота ноновый тон … Википедия
Секунда (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Секунда (значения). Секунда (лат. secunda вторая) музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2. Разновидности секунды (a) большая се … Википедия
Прима (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прима. Прима (лат. prima первая) музыкальный интервал шириной в одну ступень, то есть образованный двумя звуками одинакового названия (например, до до, ре бемоль до… … Википедия
Децима (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Децима. (a) большая децима, (b) малая децима Децима (лат. decima десятая) музыкальный интервал шириной в десять ступеней, обозначается цифрой 10. Превышает объём октавы. Часто… … Википедия
Схизма
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Содержание
Расколы в христианской церкви
Акакианская схизма
Акакианская схизма — 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона, назван по имени Константинопольского патриарха Акакия. Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства.
Великий раскол христианской церкви
Исторические предпосылки схизмы восходят по времени своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловлены появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
Традиционно схизму делят на два этапа. Первый имел место около 867 года в связи со взаимными претензиями папы Николая I и Константинопольского патриарха Фотия в вопросах догматики, первенства Римского епископа, а также в стремлении главенствовать над христианской церковью в Болгарии.
Второй этап относят к 1054 году (взаимное предание анафеме римского легата Гумберта и Патриарха Константинопольского Михаила Кирулария). Ухудшение отношений между Папой и Патриархом в это время некоторые историки связывают со стремлением папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, традиционно входившей в состав сначала Великой Греции, а затем и Византии. Некоторые историки считают главной причиной разрыва претензии Константинопольского Патриарха на главенство во всей христианской Церкви. Окончательно разрыв был закреплен в 1204 году взятием крестоносцами Константинополя.
Расколы в католической церкви
В отдельные исторические моменты на папском престоле оказывалось одновременно сразу несколько пап, каждый из которых поддерживался той или иной группировкой среди светской знати или духовенства. Такое положение вещей также принято называть схизмой, но уже в более узком смысле, в применении именно к римско-католической церкви. Подробнее см. антипапа.
Схизма
Схи́зма (от греч. σχίσμα – расщепление, раскол, распря) – то же, что раскол. «Великой схизмой» именуют отпадение католицизма от единой (единственной), святой, соборной и апостольской Церкви (1054 г.).
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская Церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская Церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека; покушалась, в лице своих пап, не только на духовную власть, но и власть от мира сего.
Великая Схизма 1054: объясняем, как христианская церковь однажды уже раскололась надвое
Мощный скандал сотряс православное христианство на этой неделе. Назревает новый церковный раскол. Из-за споров о статусе Украинской православной церкви и ее зависимости/независимости от Московского патриархата, РПЦ разорвала все отношения с Константинопольским патриархатом, который возглавляет «первый среди равных» в православии Вселенский патриарх Варфоломей. Теперь — никаких совместных богослужений, а лояльным РПЦ православным запрещено молиться в храмах, подконтрольных Константинопольскому патриархату.
Все участники конфликта и сторонние наблюдатели понимают: религия тут не при чем, дело густо замешано на политике. Так, впрочем, всегда было с церковными расколами. И Великая Схизма почти тысячелетней давности, разделившая христианство на католицизм и православие — не исключение.
Безнадежный призыв Павла
Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.
В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?
Восток: Второй Рим выше первого?
Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.
Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.
Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.
Запад: Наследники апостола Петра
Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.
«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.
Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.
Краткий список противоречий
К 1054 году у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — описанное выше несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Как можно понять сегодня, именно этот вопрос был главным. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.
Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.
Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства.
К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет. Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много. И, поскольку в Средние Века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.
Неудачное посольство
Что именно произошло в 1054 году? Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь посольство. Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке. В 1053 воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.
Патриарх Константинополя Михаил Керуларий
Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский. В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили. Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.
Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.
Долгая история
Взаимное отлучение 1054 году имело скорее символическое значение. Во-первых, папские легаты отлучили от церкви только Михаила и его окружение (а не все восточные церкви), а он сам — только Гумберта сотоварищи (а не всю латинскую церковь и даже не Папу).
Во-вторых, при обоюдном желании примирения последствия того события можно было легко преодолеть. Тем не менее, по описанным выше причинам это не было нужно уже никому. Так, достаточно буднично, произошел не первый, но самый значительный в истории раскол христианской церкви.