где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды

Как применять ФСБУ 25/2018 бухгалтерский учет аренды

При применении ФСБУ 25/2018 по учету аренды нужно использовать новые правила, о чем указывает Минфин.

ФСБУ 25/2018 — для учета аренды

Для учета аренды можно использовать федеральный стандарт 25/2018, который до 2022 г. компаниям разрешено применять добровольно. Однако для некоторых субъектов этот стандарт является обязательным.

Положения ФСБУ 25/2018 определяют осуществление учета по арендным и лизинговым договорам. Этот стандарт регламентирован Приказом Минфина от 16.10.2018 г. № 208н, и его обязательно применяют при финансовой аренде. Что касается операционной аренды, то арендодатель должен только определять изменение оценочных значений (п. 41 ФСБУ 25/2018).

Кто обязан использовать ФСБУ 25/2018

ФСБУ 25/2018 необходимо будет применять всем хозяйствующим субъектам с отчетности за 2022 г. Но, по мнению Минфина, они должны использовать по арендным операциям либо новый стандарт, либо МСФО, даже несмотря на обязательность ФСБУ с 2022 г.

Ведомство объясняет свои требования положением по бухгалтерскому учету в отношении учетной политики. В ПБУ указано, что если федеральные стандарты не содержат способа учета конкретных операций, то субъект должен сам его разработать с учетом требований МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Это требование действует с 2017 г.

В действующих на данный момент ПБУ нет конкретного способа, каким образом учитывать аренду. Соответственно, еще в 2017 г. субъекты должны были самостоятельно разработать способ учета арендных операций на основании положений МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Разработанный метод требовалось закрепить в учетной политике.

Но есть и другой вариант — применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 не с 2022 г., а досрочно. И тогда компаниям не нужно сами разрабатывать и утверждать способ учета аренды.

Учет аренды по правилам ФСБУ 25/2018

Для учета аренды по правилам ФСБУ 25/2018 установлено два способа. Рассмотрим их подробнее для арендатора.

Первый способ

Раньше субъекты учитывали только текущие расходы по арендным операциям. Также арендованный объект следовало отражать на счете 001. Но многие организации этого не делали, а, кроме того, не раскрывали в пояснениях сведения об арендованных объектах. В отчетности невозможно было увидеть, что у компании имеется арендованное имущество и обязательства по арендному договору. На данный момент организации, использующие этот способ учета, должны указывать аренду на балансе.

На дату получения объекта в бухучете отражается право пользования данным активом. Вместе с этим нужно учитывать и обязательство по аренде. Оно представляет собой задолженность субъекта по арендным платежам за весь срок арендного договора.

По какой стоимости нужно учитывать обязательство по аренде и право пользования этим имуществом? Это размер будущих платежей по арендному договору. Однако они должны учитываться по приведенной стоимости, определяемой на основании дисконтирования.

Кроме того, в стоимость права пользования арендованного объекта включаются:

Организация должна амортизировать право пользования арендованным объектом. В этих целях устанавливается срок полезного использования данного актива. Если компания в последующем не будет его выкупать, то срок полезного использования равняется сроку аренды.

Под дисконтированием понимается процесс, позволяющий определить сумму в настоящий момент, которой эквивалентна сумма к уплате в будущем.

В банк положен вклад 1 000 руб. под 5% годовых. Через год сумма на вкладе будет 1 000 руб. * 1,05 = 1 050 руб. Соответственно, на данный момент сумма в 1 000 руб. эквивалентна сумме в 1 050 руб. через год. Или — сколько будет стоить 1 000 руб. через год при условии вклада денег в банк.

Что касается аренды, то действие нужно произвести наоборот — узнать, сколько сегодня стоят платежи, которые будут уплачиваться в будущем. Этот процесс как раз и называется дисконтированием, а используемая при этом ставка процентов — ставкой дисконтирования.

Компания заключила договор аренды, по которому через год она должна заплатить арендную плату в размере 300 000 руб. Чему будет эквивалентна эта сумма в настоящий момент времени? Чтобы посчитать, нужно сумму умножить на коэффициент дисконтирования.

Он рассчитывается по такой формуле:

1 / (1 + Ставка дисконтирования/100) кол-во периодов дисконтирования

Например, ставка дисконтирования равна 5%. Тогда, коэффициент дисконтирования за 1 год равен:

1 / (1 + 5/100) 1 = 0,952381.

Дисконтированная сумма равна:

300 000 * 0,952381 = 285 714,30 руб.

Какая ставка дисконтирования применяется при арендных операциях? Зачастую используют такую ставку при арендных операциях с выкупом, чтобы приведенная стоимость платежей по аренде равнялась рыночной стоимости актива. Если таким методом ее не получается рассчитать, то используют ставку, по которой арендатор может взять заем на срок, сопоставимый со сроком аренды.

Дисконтированная стоимость меньше суммы платежей по арендному договору, поэтому компания будет учитывать на балансе общий размер арендной платы меньше, чем по договору. В нашем примере это не 300 000 руб., а 285 714,30 руб. Однако по окончании срока действия договора в бухучете должна быть сумма всех платежей по аренде, как установлено договором — 300 000 руб. В этих целях организация периодически увеличивает обязательство по аренде на проценты. Это делается на отчетную дату либо в зависимости от периодичности уплаты аренды.

Проценты устанавливаются по ставке дисконтирования. И одновременно с этим нужно уменьшать обязательство по аренде на уплаченные платежи.

Второй способ

При этом способе учета арендных операций организация в течение всего срока действия договора равномерно включает в расходы арендные платежи. При этом в бухучете не отражаются право пользования объектом и обязательство по его аренде.

Данный способ можно применять в таких ситуациях:

Какой способ учета выбрать

При выборе способа учета нужно понимать, что первый — достаточно сложный по сравнению со вторым. Но в то же время второй можно применять только в случаях, если аренда является краткосрочной, стоимость актива не больше 300 тыс. руб. или компания имеет право вести упрощенный бухучет.

Для применения второго способа учета аренды необходимо выполнение еще двух дополнительных условий:

Корреспонденция у арендатора согласно ФСБУ 25/2018

Согласно требованиям ФСБУ 25/2018, арендатор отражает в учете не сам актив, а одновременное право его пользования и обязательство по арендным платежам. Обязательство оценивается как сумма всех платежей по арендному договору.

Если компания ведет упрощенный учет, она может использовать номинал платежа на дату оценки. Иные субъекты должны дисконтировать сумму по правилам п. 15 ФСБУ. Обязательство уменьшается на размер перечисленных платежей по аренде.

Право пользования оценивается по фактической стоимости, которая включает размер обязательства по арендному договору, расходы на доставку и подготовку объекта и т.д. (п. 13 ФСБУ). Право пользования списывается через начисление амортизации, как и собственные основные средства (п. 10, 17 ФСБУ).

Право пользования активом представляет собой новый объект бухучета, для которого в Плане счетов нет специального счета. В этом случае такое право целесообразно отражать на счете 08 (субсчет «Прочие вложения»). После этого объект можно переводить на счет 01 (субсчет «Право пользования основными средствами»).

Обязательство по арендному договору можно учитывать, как и аналогично делали по лизинговым договорам. Для этого используется счет 76 (субсчет «Арендные обязательства»).

Корреспонденция в этом случае может быть такой:

Дт 08 Кт 76-ар — получено право пользования

Дт 01 Кт 08 — отражено право пользования

Дт 20 Кт 02 — начислена амортизация по праву пользования

Дт 76-ар Кт 76 — начислен платеж по договору аренды

Дт 76 Кт 51 — уплачен платеж по договору аренды

Но имеются некоторые исключения, к примеру, арендатор может не отражать право пользования объектом и обязательство по договору аренды в таких ситуациях:

Последний пункт относится к тем договорам, которые не содержат условия о выкупе объекта или о праве арендатора передать актив в субаренду (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018). В этой ситуации хозяйствующий субъект может учитывать арендуемое имущество как и раньше, но на забалансовом счете (Инструкция на основании Приказа Минфина от 31.10.2000 г. № 94н). ПО ФСБУ бухучет не зависит от того, кем именно отражается на балансе актив в аренде.

Ответственность за неприменение ФСБУ 25/2018

Допустим, субъект не разработал самостоятельно способ учета аренды на основании МСФО и не применяет ФСБУ 25/2018. В этом случае повышается риск появления вопросов от аудиторов в ходе проведения проверки.

Однако у ИФНС не будет претензий, если налогоплательщик не скорректирует бухучет арендных операций. Если компания не подлежит обязательному аудиту, то учет аренды можно и не менять.

С какого момента использовать ФСБУ 25/2018

Если субъект примет решение о том, чтобы использовать ФСБУ 25/2018, этот момент нужно указать в учетной политике. Далее нужно проверить, по каким арендным договорам изменится бухучет. Для арендатора это те договоры, по которым нужно использовать первый способ. Исключением являются договоры, заканчивающиеся в году, в котором субъект начинает применять ФСБУ. К ним можно не применять положения нового стандарта (п. 51 ФСБУ).

К примеру, арендный договор заключен в прошлом году, и для него нужно применять первый способ учета. Арендатор не может пересчитать показатели отчетности. Тогда нужно отразить право пользования объектом по рыночной цене и обязательство по приведенной стоимости платежей, еще не перечисленных арендодателю (п. 50 ФСБУ).

Если арендодатель решит применять ФСБУ, следует внести поправки в учет договоров, считающихся финансовой арендой. Иными словами, нужно пересчитать активы и обязательства так, как если бы субъект применял ФСБУ с начала действия арендного договора.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Источник

Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Кто может вести бухучет упрощенным способом

Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации:

Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.

Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом

Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос ).

Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.

Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

Источник

ФСБУ 25/2018: учет аренды в «1С:Бухгалтерии 8»

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 обязателен к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. По желанию организация может применять новый стандарт досрочно. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 поддерживается бухгалтерский учет аренды по новым правилам.

Что изменилось в учете арендатора

Аренда, в том числе финансовая аренда (лизинг), регулируется главой 34 ГК РФ. Чем отличаются аренда и лизинг с точки зрения гражданского законодательства см. в статье «Аренда и лизинг: понятия и различия».

Лизинг, помимо Гражданского кодекса, регулируется Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», а также рядом статей в главах 21, 25, 26.2 НК РФ. При этом для аренды особенностей учета доходов и расходов в Налоговом кодексе не установлено.

До недавнего времени таких особенностей не было и в бухгалтерском учете. Арендатор просто отражал в учете регулярные расходы на аренду – и все. В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 такие расходы учитывались стандартным документом поступления услуг (Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги). Далее такой порядок будем называть простой схемой учета аренды (простой арендой).

Учет лизинговых операций всегда был сложнее. Если по договору лизинга предмет лизинга учитывался на балансе у лизингополучателя, то в программе требовалось выполнить последовательность действий с помощью документов:

Поступление в лизинг;

Принятие к учету ОС;

Услуги лизинга – для отражения регулярных (как правило, ежемесячных) лизинговых платежей;

ежемесячные регламентные операции, входящие в обработку Закрытие месяца: Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ лизинговых платежей;

Выкуп предметов лизинга – если такой выкуп предусмотрен договором.

Далее такой порядок будем называть сложной схемой учета аренды (сложной арендой).

Новые правила учета арендованного имущества по ФСБУ 25/2018

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год аренду необходимо учитывать по правилам Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н). По желанию организация может применять указанный стандарт ранее указанного срока. Положения ФСБУ 25/2018 в большей степени соответствуют МСФО (IFRS) 16 «Аренда» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 11.06.2016 № 111н, далее – МСФО 16).

Рассмотрим ключевые изменения для арендатора.

Теперь арендатор должен признавать арендованное имущество как право пользования активом (ППА) (п. 10 ФСБУ 25/2018). Иными словами, в бухгалтерском учете и отчетности предметы аренды отражаются аналогично собственным активам (как правило, предмет аренды по характеру использования относится к основным средствам). Причем такой порядок применяется вне зависимости от условий договора, согласно которым предмет аренды (лизинга) может учитываться на балансе арендодателя или арендатора (п. 2 ФСБУ 25/2018). Как и стоимость собственных основных средств, стоимость ППА погашается через амортизацию (п. 17 ФСБУ 25/2018).

Одновременно с активом следует признавать обязательство по аренде, которое первоначально определяется как сумма будущих арендных платежей за весь срок договора аренды. Раньше похожий порядок учета был только для лизинга.

По общему правилу будущие арендные платежи оцениваются по приведенной стоимости, то есть путем дисконтирования их номинальных величин (п. 14 ФСБУ 25/2018). По сути это означает, что сумма будущих арендных платежей состоит из двух частей: из приведенной стоимости арендных платежей и процентов по аренде. Каждая из этих частей учитывается обособленно.

После признания обязательство по аренде увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных арендных платежей (п. 18 ФСБУ 25/2018). Начисленные проценты отражаются у арендатора в расходах либо включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 20 ФСБУ 25/2018).

Указанные изменения сближают российский бухгалтерский учет с МСФО.

ФСБУ 25/2018 предусматривает для арендатора ряд упрощений (п. 11 ФСБУ 25/2018). Так, право пользования активом и обязательство по аренде можно не признавать:

по договорам со сроком аренды до года;

по договору на аренду предмета, рыночная стоимость которого не превышает 300 000 руб., и при этом арендатор может получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

по всем договорам аренды – если арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – организации с упрощенным учетом).

В этих случаях порядок учета аренды будет соответствовать простой схеме учета аренды, то есть сводиться к отражению в учете регулярных расходов на аренду.

Обратите внимание, что указанные выше упрощения не распространяются (п. 12 ФСБУ 25/2018):

на договоры, предусматривающие выкуп предмета аренды (как правило, это договоры лизинга);

на предметы аренды, которые предполагается предоставлять в субаренду.

Если право пользования активом признавать требуется, то оно оценивается по фактической стоимости, которая включает в себя (п. 13 ФСБУ 25/2018):

величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

дополнительные затраты арендатора, связанные с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

величину оценочного обязательства (например, по демонтажу, по перемещению предмета аренды, по восстановлению окружающей среды и пр.), если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Арендатор с упрощенным учетом может рассчитывать фактическую стоимость ППА без дополнительных затрат и без оценочных обязательств. В этом случае дополнительные затраты и оценочные обязательства признаются расходами периода, в котором были понесены.

Также при упрощенном учете можно не применять дисконтирование, то есть обязательство по аренде первоначально можно оценивать как сумму номинальных величин будущих арендных платежей (п. 14 ФСБУ 25/2018). Забегая вперед, отметим, что дисконтирование поддерживается только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» начиная с версии 3.0.93.

Фактическая стоимость права пользования активом и величина обязательства по аренде могут пересматриваться при изменении (п. 21 ФСБУ 25/2018):

условий договора аренды;

намерения продлевать или сокращать срок аренды;

величины арендных платежей.

При изменении величины обязательства по аренде пересматривается ставка дисконтирования (п.п. 15, 22 ФСБУ 25/2018).

Поскольку порядок учета арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года».

О новых правилах бухгалтерского учета основных средств, в том числе о порядке учета арендованного имущества, см. статьи профессора М.Л. Пятова (СПбГУ): «Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств (часть 1)», «Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2».

ФСБУ 25/2018: схемы учета в «1С:Бухгалтерии 8»

Положения ФСБУ 25/2018 для арендатора в «1С:Бухгалтерии 8» поддерживаются начиная с версии 3.0.93.

Если в более ранних версиях программы арендованное имущество можно было учитывать только по простой схеме, то теперь с началом применения ФСБУ 25/2018 – как по простой, так и по сложной схеме. При этом учет имущества, полученного в лизинг, ведется только по сложной схеме.

Чтобы привести схемы учета аренды к единообразию, для отражения регулярных (как правило, ежемесячных) арендных платежей в документе Поступление (акты, накладные, УПД) добавлен новый вид операции – Услуги аренды. Этот вид операции доступен всем пользователям программы.

Если применяется простая схема учета, то в поле Способ учета документа поступления с видом операции Услуги аренды следует выбрать значение Расходы (простая аренда). В этом случае в поле Счета учета указываются счет и аналитика затрат по аренде, а при проведении формируются проводки, как и прежде:

Дебет 26 (44) Кредит 76 (60)

— на сумму арендного платежа без учета НДС;

Дебет 19.04 Кредит 76 (60)

Проводки для сложной аренды рассмотрим позднее.

Схема учета лизинговых операций у лизингополучателя незначительно изменилась. Некоторые документы обновились, документ Принятие к учету ОС стал необязательным, появилось два новых документа: Начисление процентных расходов и Изменение условий лизинга. Таким образом, учет имущества, полученного в лизинг, сейчас представляет собой последовательность действий, выполняемых с помощью документов:

Поступление в лизинг. Это обновленный документ, который теперь позволяет сразу же принять к учету предмет лизинга, если не требуется отражать дополнительные затраты, связанные с поступлением предмета лизинга, и если пользователя устраивают параметры амортизации, установленные в документе по умолчанию;

Принятие к учету ОС. Этот документ теперь используется только при необходимости;

Услуги лизинга (ежемесячно);

ежемесячные регламентные операции Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ арендных платежей. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» добавляется еще одна новая регламентная операция Начисление процентных расходов;

Изменение условий лизинга – новый документ. Он используется, когда требуется пересмотреть фактическую стоимость ППА и величину обязательства по аренде. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» также можно пересмотреть ставку дисконтирования и/или график платежей;

Выкуп предметов лизинга – если выкуп предусматривается договором.

Сложная схема учета аренды по ФСБУ 25/2018 построена на использовании новых документов, которые аналогичны документам, применяемым в лизинговой схеме:

Поступление в аренду. Этот документ позволяет сразу же принять к учету предмет аренды, если не требуется отражать дополнительные затраты, связанные с его поступлением, и если используется линейный способ начисления амортизации;

Принятие к учету ОС – используется при необходимости;

Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги аренды (ежемесячно);

ежемесячные регламентные операции Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ арендных платежей. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» добавляется еще одна регламентная операция Начисление процентных расходов;

Изменение условий аренды.

Таким образом, для лизинга и аренды, учитываемой по сложной схеме, используется ряд общих документов, некоторые из которых – с разными видами операций (см. таблицу 1).

Таблица 1. Общие документы для лизинга и сложной аренды

Виды операций
для лизинга

Виды операций
для сложной аренды

Поступление в аренду (лизинг)

Поступление в лизинг

Поступление в аренду

Изменение условий аренды (лизинга)

Изменение условий лизинга

Изменение условий аренды

Амортизация и износ основных средств;

Признание в НУ арендных платежей;

Начисление процентных расходов (только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»)

А для простой и сложной аренды используется общий документ Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги аренды.

ФСБУ 25/2018: изменения в Плане счетов «1С:Бухгалтерии 8»

ППА отражаются в бухгалтерском балансе в составе основных средств в качестве самостоятельной статьи или вместе с собственными основными средствами (п. 47 МСФО 16, рекомендация БМЦ от 05.10.2018 № Р-92/2018-КпР «Право пользования активом» ).

Для учета прав пользования активами Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) отдельного синтетического счета не предусмотрено.

До применения ФСБУ 25/2018 в программе для обобщения информации об арендованном имуществе (предмете лизинга) использовались счета учета:

01.03 «Арендованное имущество»;

01.К «Корректировка стоимости арендованного имущества»;

02.03 «Амортизация арендованного имущества».

Указанные счета учета в полной мере подходят не только для схемы учета лизинга, но и для схемы учета сложной аренды, поэтому никаких новых счетов для внеоборотных активов в программе создавать не потребовалось. Только теперь в бухгалтерском учете эти счета применяются для обобщения информации о ППА, а не об арендованном (лизинговом) имуществе. Для целей налогового учета назначение счетов не поменялось.

Для аналитического учета ППА используется субконто Основные средства. Каждый инвентарный объект ППА – элемент справочника Основные средства.

Для обобщения информации о расчетах по договорам аренды в программе предназначен счет учета 76.07 «Расчеты по аренде». Прежде этот счет использовался только в лизинговой схеме, но теперь он вполне подходит и для учета сложной аренды. К счету 76.07 открыты субсчета:

76.07.1 «Арендные обязательства»;

76.07.2 «Задолженность по арендным платежам» (ранее этот счет назывался «Задолженность по лизинговым платежам»). Налоговый учет поддерживается только для этого субсчета;

76.07.5 «Проценты по аренде». Это новый субсчет, который задействуется для учета процентных расходов в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» начиная с версии 3.0.93;

76.07.9 «НДС по арендным обязательствам».

Лизинговые операции в программе поддерживались в том числе и по договорам в валюте, и условных единицах (у.е.). Для обобщения информации о расчетах по договорам аренды в валюте и у.е. используются счета учета 76.27 «Расчеты по аренде (в валюте)» и 76.37 «Расчеты по аренде (в у.е.)». Теперь эти счета включены также в схему учета сложной аренды. К счетам 76.27 и 76.37 открыты новые субсчета для учета процентных расходов в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»:

76.27.5 «Проценты по аренде (в валюте);

76.37.5 «Проценты по аренде (в у.е.).

ФСБУ 25/2018: настройки программы

Возможности учета аренды по простой схеме в программе всегда доступны. Учет лизинга и аренды по сложной схеме потребуется включить в настройках функциональности (раздел Главное – Функциональность). Для этого следует перейти на закладку Основные средства и установить соответствующие флаги (рис. 1):

Лизинг – для включения схемы учета лизинга;

Права пользования предметами аренды – для включения схемы учета сложной аренды.

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Рис. 1. Настройки функциональности для применения ФСБУ 25/2018

После выполнения указанных настроек в разделе программы ОС и НМА становятся доступны операции:

Поступление в аренду;

Поступление в лизинг;

Изменение условий аренды;

Изменение условий лизинга;

Выкуп предметов лизинга.

Дисконтирование доступно в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП», если в настройках функциональности на закладке Дополнительно установлен флаг Расширенный функционал.

Пример учета аренды по сложной схеме

Рассмотрим порядок учета сложной аренды в программе (в статье в описании примеров не рассматриваются банковские операции, зачет авансов, операции учета НДС и расчет отложенного налога).

Пример 1

Поскольку арендатор не вправе применять упрощенные способы учета, ему потребуется вести учет аренды по сложной схеме с применением дисконтирования. Напомним, что учет сложной аренды поддерживается во всех версиях программы, но дисконтирование (расчет приведенной стоимости) и заполнение графика платежей – только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП».

Создадим документ Поступление в аренду и заполним его, как на рисунке 2.

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Рис. 2. Поступление в аренду

По условиям Примера 1 арендатор не понес никаких дополнительных затрат, связанных с предметом аренды, поэтому переключатель Принятие к учету следует установить в положение Этим документом (документ Принятие к учету ОС нам не понадобится).

В табличной части документа в поле Предмет аренды указываем новое ППА, предварительно добавив его в справочник Основные средства.

В поле Сумма указываем величину номинального обязательства по аренде – общую сумму платежей по договору без НДС (2 400 тыс. руб.). Счета учета устанавливаются по умолчанию.

Для указания способа оценки приведенной стоимости обязательства по аренде в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» предназначена группа реквизитов Оценка в БУ. Приведенная стоимость может определяться по-разному, в том числе с применением ставки дисконтирования.

Пока процедура расчета приведенной стоимости еще не является привычной в практике российского бухгалтерского учета, и поэтому вызывает много вопросов, в том числе, как определить ставку дисконтирования.

Согласно пункту 15 ФСБУ 25/2018, дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. Если фактическая ставка дисконтирования не может быть определена, то в качестве ставки дисконтирования может применяться процентная ставка, под которую арендатор привлекает или может привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.

Предположим, в Примере 1 приведенная стоимость оценивается по ставке дисконтирования 20% годовых. Для расчета приведенной стоимости и процентных расходов необходимо заполнить график платежей. Перейдем по соответствующей гиперссылке в форму График платежей. График платежей можно заполнить вручную по кнопке Добавить, указав дату платежа и сумму.

Как правило, договором аренды предусматриваются повторяющиеся через равный промежуток времени платежи в одинаковой сумме (аннуитеты). В этом случае график платежей можно заполнить автоматически сразу за весь период. По условиям Примера 1 в договоре аренды предусмотрены аннуитетные платежи в размере 120 тыс. руб. в месяц не позднее 20 числа каждого месяца начиная с сентября 2022 года. Нажимаем кнопку Заполнить, указываем дату первого платежа (дата окончания договора подставляется из шапки документа поступления), сумму аннуитета (120 тыс. руб.) и еще раз нажимаем Заполнить. График платежей заполнен (рис. 3).

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Рис. 3. График платежей

При заполнении графика платежей следует обращать внимание на итоговую сумму, указанную в строке Всего платежей. Эта сумма должна быть равна сумме документа Поступление в аренду, иначе программа укажет на ошибку и не проведет документ.

Из документа Поступление в аренду по кнопке Печать доступна Справка-расчет начисления процентных расходов, которая иллюстрирует порядок расчета обязательства и оценки предмета аренды, а также общую сумму процентных расходов (рис. 4).

где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды фото. картинка где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть фото где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды. смотреть картинку где закрепить право малого предприятия применять упрощенный учет аренды.

Рис. 4. Справка-расчет начисления процентных расходов

Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода и процентной ставки. Проценты начисляются на дату арендного платежа и на конец месяца (п. 19 ФСБУ 25/2018).

В соответствии с выполненным расчетом общая сумма будущих арендных платежей (2 400 тыс. руб.) разделяется на две части (здесь и далее рассчитанные суммы округляются до тысяч рублей для упрощения восприятия расчетов и сумм проводок):

на приведенную стоимость обязательства (2 006 тыс. руб.);

на сумму процентов по аренде (394 тыс. руб.).

Поскольку по условиям Примера 1 авансовые платежи не предусматривались, то фактическая стоимость ППА соответствует первоначальной оценке обязательства (2 006 тыс. руб.).

Проанализируем проводки, сформированные при проведении документа Поступление в аренду (см. таблицу 2).

Таблица 2. Проводки при поступлении в аренду

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *