ген вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния
114. Дайте определения понятий.
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
Наследственность – свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.
Изменчивость – свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.
115. Назовите ученого, которого по праву можно назвать основоположником генетики.
Грегор Мендель.
116. Дополните предложения.
Участок молекулы ДНК, или участок хромосомы, определяющий возможность развития определенного признака, называется ген.
В основе гибридологического метода лежит скрещивание организмов, отличающихся по каким-либо признакам, и в последующем анализ характера наследования этих признаков у потомства.
Если за проявления определенного признака отвечают два гена, расположенных в гомологичных хромосомах, то их называют аллели.
Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется гомозиготным.
Гетерозиготный организм содержит различные аллельные гены.
117. Дайте определения понятий.
Доминантный признак – признак, проявляющийся у гибридов.
Рецессивный признак – признак, подавляемый у гибридов.
119. Объясните, почему опыты, проведенные Г. Менделем с горохом, невозможно было провести с таким растением, как ястребинка (сем. Сложноцветные).
Растение ястребинка имеет цветки только жёлтого цвета и мелкие семена. Гибриды данного растения трудно поддаются генетическому анализу, тем более в 19 веке.
120. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на моногибридное скрещивание.
121. Проанализируйте результаты, полученные в задании 120.
Ответьте на вопросы.
1) Сколько типов гамет образует растение с желтыми семенами?
2
2) Сколько типов гамет образует растение с зелеными семенами?
1
3) Какова вероятность появления растений с зелеными семенами?
50%
5) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?
2
6) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения?
2.
122. Решите задачу.
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3) Какова вероятность в этой семье ребенка с длинными ресницами? 4) Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
Решение:
А – длинные ресницы, а – короткие ресницы.
Так как у женщины отец был с короткими ресницами, то есть гомозиготным по рецессивному признаку, то у женщины с длинными ресницами генотип Аа (гетерозиготна). У ее мужа, как и у отца – аа.
Запишем схему скрещивания:
Расщепление по генотипу у детей будет Аа:аа, 1:1. По фенотипу длинные ресницы: короткие ресницы 1:1.
Ответ: у женщины образуется 2 типа гамет; у мужчины образуется 1 тип гамет; вероятность рождения детей с длинными ресницами 50%; среди детей данной супружеской пары может быть 2 разных генотипа (Аа, аа) и два разных фенотипа (длинные ресницы, короткие ресницы).
123. Решите задачу.
У собак висячее ухо доминирует над стоячим. От скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с гомозиготными собаками, имеющими висячее ухо, получено 245 щенков. 1) Сколько типов гамет может образоваться у гомозиготной собаки? 2) Сколько различных генотипов и сколько фенотипов может быть в первом поколении?
Решение.
А –висячее ухо, а – стоячее ухо.
Скрещивали собак с генотипом Аа и АА.
Запишем схему скрещивания:
Все щенки будут с висячими ушами, расщепление по генотипу будет 1:1, ½ АА: ½ Аа.
Ответ: у гомозиготной собаки может образоваться 1 тип гамет. В первом поколении будет 2 различных генотипа и 1 фенотип.
Ген вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния
Существуют два основных типа сахарного диабета: I тип (инсулинзависимый — ИЗСД) и II тип (инсулиннезависимый — ИНСД), составляющие 10 и 88% всех случаев соответственно. Они отличаются типичным возрастом начала, конкордантностью однояйцовых близнецов и ассоциацией с конкретными аллелями главного комплекса гистосовместимости (МНС — major histocompatibility complex). Семейное накопление наблюдают при обоих типах сахарного диабета, но в одной семье обычно присутствует только I или II тип.
Сахарный диабет I типа встречается в белой популяции с частотой около 1 на 500 (0,2%), в африканских и азиатских популяциях — реже. Обычно его обнаруживают в детстве или юности, и он вызван аутоиммунным поражением b-клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин. У преобладающего большинства больных детей уже в раннем детстве, задолго до развития явных проявлений болезни, вырабатываются многочисленные аутоантитела против ряда эндогенных белков, включая инсулин.
Ассоциация главного комплекса гистосовместимости при сахарном диабете I типа
При I типе сахарного диабета существует подтверждение роли генетических факторов: конкордантность однояйцовых близнецов приблизительно 40%, что далеко превышает 5% конкордантности у разнояйцовых. Риск диабета I типа для сибсов больного пробанда около 7%, что дает показатель наследуемости hs = 7% / 0,2% =- 35. Давно известно, что локус МНС — основной генетический фактор при сахарном диабете, так как около 95% всех пациентов с сахарным диабетом I типа (по сравнению с примерно 50% в нормальной популяции) — гетерозиготные носители аллелей HLA-DR3 или HLA-DR4 в локусе HLA класса II в МНС [HLA — человеческие лейкоцитарные антигены (human leucocyte antigens)].
Первое исследование, показавшее ассоциацию HLA-DR3 и HLA-DR4 с сахарным диабетом I типа при использовании стандартных методов проверки достоверности различия между разными аллелями HLA, проводили методом иммунологических реакций in vitro. Позже этот метод заменили прямым определением ДНК-последовательности разных аллелей. Секвенирование локуса гистосовместимости у огромного количества больных обнаружило, что «аллели» DR3 и DR4 — не просто аллели.
Как DR3, так и DR4 могут быть подразделены на десятки аллелей, располагающихся в локусе, теперь называющемся DRB1, и определяемых на уровне последовательности ДНК. Кроме того, стало ясным, что ассоциация между определенными аллелями DRB1 и сахарным диабетом I типа частично вызвана аллелем в другом локусе класса II, DQB1, располагающимся примерно в 80 килобазах от DRB1, вместе формирующих общий гаплотип (вследствие неравновесного сцепления; см. главу 10) друг с другом. DQB1 кодирует b-цепь, одну из цепей, формирующих димер белка класса II DQ. Оказывается, что присутствие аспарагиновой кислоты (Asp) в 57 позиции b-цепи DQ тесно связано с устойчивостью к сахарному диабету I типа, тогда как другие аминокислоты в этом положении (аланин, валин или серии) определяют восприимчивость.
Около 90% пациентов с сахарным диабетом I типа гомозиготны по аллелям DQB1, не кодирующим аспарагиновую кислоту в 57 положении. Раз молекула DQ, и конкретно 57 позиция р-цепи критична для связи антигена и пептида и Т-клеточного ответа, похоже, что различия в присоединении антигена, определяемые конкретной аминокислотой в 57 положении р-цепи DQ, непосредственно содействуют аутоиммунному ответу, уничтожающему инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы. Тем не менее также важны другие локусы и аллели в МНС, что видно из того, что некоторые пациенты с сахарным диабетом I типа имеют в данной позиции b-цепи DQ аспарагиновую кислоту.
Гены, отличающиеся от локусов главного комплекса гистосовместимости класса II при сахарном диабете I типа
Гаплотип МНС отвечает только за часть генетического вклада в риск сахарного диабета I типа у сибсов пробанда. Семейные исследования показывают, что даже когда сибсы имеют те же гаплотипы МНС класса II, риск болезни составляет приблизительно 17%, что значительно ниже показателя конкордантности у однояйцовых близнецов, равного примерно 40%. Таким образом, в геноме должны быть другие гены, также предрасполагающие к развитию сахарного диабета I типа и различающиеся у однояйцовых близнецов и сибсов, имеющих аналогичные условия окружающей среды.
Кроме МНС, предполагают изменения еще в более чем десятке локусов, увеличивающих восприимчивость к сахарному диабету I типа, но надежно подтверждены только три из них. Это вариабельность числа тандемных повторов в промоторе гена инсулина и простой нуклеотидный полиморфизм в гене иммунного регулятора CTLA4 и в гене PTPN22, кодирующем протеин-фосфатазу. Идентификация других генов восприимчивости для сахарного диабета I типа как в пределах, так и за пределами МНС — объект интенсивного исследования. В настоящее время природа факторов негенетического риска при сахарном диабете I типа в основном неизвестна.
Генетические факторы сами по себе, тем не менее, не вызывают сахарный диабет I типа, поскольку показатель конкордантности у однояйцовых близнецов составляет не 100%, а только около 40%. До получения более полной картины участия генетических и негенетических факторов в развитии сахарного диабета I типа консультирование по оценке риска остается эмпирическим.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Задачи по генетике
Решение генетических задач в старших классах позволяет учащимся не только лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление, что является одной из главных задач средней школы. Опыт использования генетических задач, составленных разными авторами, показал, что средний учащийся решает их с большим трудом. К тому же при коллективном обучении учителю бывает трудно быстро проверить решения множества разных задач. Задачи вообще, а биологические особенно, могут значительно различаться по сложности, что делает оценку работы учащихся необъективной.
Это побудило автора переделать известные задачи так, чтобы учащимся было легче их решать благодаря большому числу дополнительных вопросов, а преподавателю – легче проверять, поскольку задачи имеют краткие, как правило, численные, ответы. Кроме того, предпринята попытка уравнять задачи по сложности и увеличить их количество в пределах, удобных для использования в течение целого года на каждом уроке. Это значительно уменьшило разнообразие задач, однако для практического использования они стали удобнее.
Большая часть предлагаемых задач составлена на основе известных сюжетов, взятых в основном у таких авторов, как А.А. Скокова (Сборник задач по генетике, – Рязань, Горизонт, 1993) и Б.Х. Соколовская (120 задач по генетике, – М.: Центр РСПИ, 1991), а также ряда других, ссылки на работы которых имеются в подробной библиографии по этой теме, приведенной в сборнике М.Б. Беркинблита с соавторами (Почти 200 задач по генетике. – М: МИРОС, 1992).
Поскольку многие старшеклассники считают генетические задачи скучными и сложными, автор постарался сделать их более живыми и наглядными. Для этого пришлось до некоторой степени пожертвовать научной достоверностью и математической строгостью. Например, излишне драматизируется гибель гамет и зигот, а вероятность предлагается выражать в процентах, а не десятичной дробью. Подобные погрешности глаз профессионала легко заметит, но в данном случае они представляются допустимыми – выбор сделан не в пользу «глубины погружения» (это отличительная черта известных автору задачников по генетике), а в пользу «широты охвата», необходимость которого диктует повседневная жизнь рядового учителя в перегруженных классах.
Всего составлено более 200 задач по трем основным темам: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание и сцепление генов с полом. Задачи по другим темам (например, на взаимодействие генов) в обычных школах использовать крайне трудно, хотя бы из-за недостатка времени. Сравнительно большое количество задач, а также шифрование их номеров сводят к нулю желание и возможность учащихся получить ответ с помощью списывания. Предлагаемые задачи средний учащийся способен решить за 10–20 мин, а проверка их решения в классе занимает считанные секунды. Преимущества использования задач на уроках, особенно в сочетании с методом устного тестирования (см. статью автора «Оценивать каждого справедливо и быстро», «Биология», 1998, N39, с. 4), смогут оценить учителя-практики: почти каждый учащийся получает оценку на каждом уроке быстро (15–20 мин) и с высокой объективностью. Таким образом, благодаря задачам половина каждого урока биологии по своей насыщенности напоминает урок математики.
В заключение можно рекомендовать следующую последовательность действий при решении простейших генетических задач.
1. Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обзначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
2. Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
3. Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
4. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
5. Составление решетки Пеннета.
6. Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
7. Краткая запись ответа.
Моногибридное скрещивание
Примеры решения задач
1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
6. Анализ решетки (в соответствии с вопросами).
а) У женщины образуются два типа гамет: А и а.
б) У мужчины – только один тип гамет: а.
в) Гаметы мужчины и женщины могут встретиться, а могут и не встретиться, т.е. образование каждой зиготы – явление случайное и независимое от других. Количественной оценкой случайного события является его вероятность. В двух случаях из четырех возможных образуются зиготы Аа, следовательно, вероятность такого события 2/4 = 1/2 = 0,5 = 50%.
(Вероятность любого события имеет значение между 0 и 1. Невозможному событию соответствует вероятность 0, а достоверному – вероятность 1, но для наглядности вероятность допустимо выражать в процентах.)
г) Может быть только два разных генотипа: Аа и аа.
д) Может быть только два разных фенотипа: ресницы короткие и ресницы длинные.
2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
1. Краткая запись условий задачи.
Ген А (доминантный) – норма;
ген а (рецессивный) – диабет.
а) У мужчины два типа гамет – А и а.
б) У женщины два типа гамет – А и а.
в) Здоровый ребенок имеет генотипы АА или Аа, следовательно, в 3 случаях из 4 родится здоровый ребенок: 3/4 = 0,75 = 75%.
г) В семье 1 генотип АА, 2 генотипа Аа и 1 генотип аа, все они разные, следовательно, их 3.
д) Гаметы встречаются первый раз и у людей только одно их сочетание (зигота), как правило, выживает. (Женщина рождает обычно одного ребенка.) Вероятность события в данном случае = 1/4 (1 зигота из 4 возможных). Затем гаметы встречаются второй раз, чтобы родился второй ребенок, и опять с той же вероятностью 1/4. По законам математики вероятность совместного появления нескольких независимых событий равна произведению вероятностей этих событий. Отсюда 1/4 ґ 1/4 = 1/16 = 0,06 = 6%. Именно с такой вероятностью может родиться второй больной ребенок подряд.
Ген вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния
Каждый из пациентов с сахарным диабетом 1–го типа наверняка задавался вопросом: «Почему именно я заболел? Как я заболел?»
В настоящее время нет четкого ответа в отношении механизма развития сахарного диабета как 1 типа, так и 2 типа. Диабет является заболеванием, не наследуемым по простой схеме «от родителей – к детям», иначе наличие у кого-либо в семье сахарного диабета привело бы к тому, что в XXI веке почти все население мира имело бы это заболевание.
Тем не менее, ясно, что некоторые люди рождаются более предрасположенные к сахарному диабету 1 типа, чем другие. С чем это связано? Давай попытаемся узнать.
Сахарный диабет 1 типа имеет разные причины своего развития. Его нельзя подхватить как простуду или заболеть, употребляя очень много сахара, сладкого.
Что лежит в основе развития сахарного диабета 1 типа?
1. Генетические (наследуемые) факторы.
Мы все в той или степени похожи на родителей, бабушек или дедушек. Это происходит в связи с передачей части генетической информации как от мамы, так и от папы. Это и определяет наш внешний вид, склонность к одним заболеваниям, устойчивость к другим. Таким образом, если рассматривать сахарный диабет 1 типа и генетику, несомненно, у людей, предрасположенных или уже с развившимся сахарным диабетом 1 типа, имеются свои особенности в структуре генов. Как правило, среди этого контингента людей в большей степени выявляются одинаковые типы клеток, которые, вероятнее всего, и создают предрасполагающий фон для развития сахарного диабета.
Сами по себе эти гены (структурная наследственная единица) не могут вызывать развитие сахарного диабета 1 типа. Это было доказано при исследовании однояйцевых близнецов, у которых имелась одинаковая генетическая информация. Если у одного ребенка развивался сахарный диабет 1 типа, частота возникновения у другого составила 3 из 4. То есть вероятность заболеть у второго – крайне высока, однако не 100%-на. Таким образом, рассматривать сахарный диабет 1 типа как только наследственное заболевание нельзя.
2. Аутоантитела
Аутоантитела составляют вторую причину развития сахарного диабета 1 типа. Иммунная система помогает нам защититься от многих факторов внешней среди, например, от бактерий, вирусов, канцерогенов, которые могут причинить вред нашему здоровью. В ответ на такие факторы иммунная система выделяет антитела (это вещество, способное уничтожить чужеродный агент).
Существуют ситуации, когда наша иммунная система дает сбой, в связи с чем начинает распознавать наши органы как чужеродный агент и выделять антитела, направленные на их уничтожение (аутоантитела), вследствие чего происходит повреждение наших органов, с последующим развитием их недостаточности. Именно это и происходит при сахарном диабете 1 типа.
Наши собственная иммунная система, а именно антитела, повреждают в-клетки поджелудочной железы, которые синтезируют и выделяют инсулин. Таким образом и развивается полная (абсолютная) недостаточность инсулина, требующий сразу инсулинотерапии.
Обследовать людей с высоким риском развития сахарного диабета 1 типа на предмет наличия аутоантител возможно, но, как правило, это достаточно дорогостоящая процедура, при которой нет 100 %-ой гарантии обнаружения антител в крови, в связи с чем данный метод обследования используется в большей степени в научных целях. Даже если и имеются антитела в крови, это мало чем сможет помочь человеку, так как до сих пор не существуют никаких методов, способных защититься от развития сахарного диабета 1 типа.
3. Факторы внешней среды
Факторы внешней среды, к которым относятся потребляемая нами еда, стресс, инфекции, и т.д. Как правило, такие факторы в нынешней диабетологии рассматриваются как провоцирующими элементами (триггерами).
Таким образом, можно сделать вывод, что только при одновременном сочетании генетической предрасположенности, наличия аутоантител в крови, повреждающих в-клетки поджелудочной железы, провоцирующих факторов внешней среды у человека развивается сахарный диабет 1 типа.
Что важно понимать, если в семье есть люди с сахарным диабетом 1 типа?
Если у вас есть члены семьи (сестра, брат, родители), болеющие сахарным диабетом 1-го типа, вы должны знать, что и у вас есть предрасположенность к данному заболеванию. Однако, это не означает, что оно у вас разовьется. В то же время, на данном этапе развития науки, мы не знаем, как предотвратить развитие сахарного диабета 1 типа среди людей, подверженных риску.
Я болею сахарным диабетом 1 типа, значит у моих детей тоже будет сахарный диабет 1 типа?
Сахарный диабет 1 типа встречается у 3 из 1000 людей, это в 10 раз реже, чем встречаемость сахарного диабета 2 типа. Иногда, возможно выявление лиц с повышенным риском развития сахарного диабета 1 типа. Как правило, в настоящее время генетическое исследование используется только в научно-исследовательских проектах. Большинство экспертов сходятся на мнении, что при наличии сахарного диабета 1 типа у отца, риск заболеть у ребенка составляет 5-10 %. По необъяснимой причине, риск развития сахарного диабета 1 типа у ребенка, рожденного от мамы, болеющая сахарным диабетом составляет всего 2-3 %. Если у обоих родителей имеется сахарный диабет 1 типа, частота будет значительно выше (до 30 %).
Ген вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния
Подробное решение Праграф § 28 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. У каких организмов только одна кольцевая хромосома?
Хромосомы бактерий и вирусов имеют форму кольца.
2. Что такое гибрид?
Гибрид – организм, полученный от скрещивания двух различающихся генотипами особей.
Выполните практическую работу.
Решение задач на моногибридное скрещивание
1. Перенесите в тетрадь представленный ниже алгоритм решения генетической задачи. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании и заполните пропуски в алгоритме.
Алгоритм решения задачи на моногибридное скрещивание
1. Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу.
2. Решите задачи на моногибридное скрещивание.
1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Сколько типов гамет образуется у женщины? Сколько типов гамет образуется у мужчины? Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами (в %)? Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их)?
Ответы: У женщины образуется 2 типа гамет (А и а). У мужчины образуется один тип гамет (а). Вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами равна 50%. Среди детей данной супружеской пары может быть два генотипа (Аа и аа) и два фенотипа (длинные и короткие ресницы) соответственно.
2. Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом.
1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?
3) Какова вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье?
4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары? 5) Какова вероятность, что второй ребёнок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?
Ответы: 1) У отца образуется 2 типа гамет (А и а).
2) У матери образуется 2 типа гамет (А и а).
3) Вероятность рождения здорового ребенка в данной семье – 75%.
4) Среди детей этой супружеской пары может быть 3 разных генотипа (АА, Аа, аа).
5) Вероятность того, что второй ребенок в этой семье будет страдать сахарным диабетом – 25%.
Вопросы
1. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими родительскими парами гороха.
В-четвёртых, имея математическое образование, Мендель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось.
2. Почему для опытов Г. Менделя был удачным выбор гороха?
Горох легко выращивать, в условиях Чехии он размножается несколько раз в год, сорта гороха отличаются друг от друга рядом хорошо заметных признаков, и, наконец, в природе горох самоопыляем, но в эксперименте это самоопыление легко предотвратить, и экспериментатор может опылять растение пыльцой с другого растения, т. е. перекрёстно.
3. Какие гены называются аллельными?
Гены, ответственные за развитие одного признака (например, цвета семян), получили название аллельных генов.
4. Чем гомозиготный организм отличается от гетерозиготного?
5. В чём суть гибридологического метода?
Суть гибридологического метода заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.
6. Что такое моногибридное скрещивание?
В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь по одному признаку (например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.
7. Какой признак называется доминантным; рецессивным?
Задания
1. Объясните, в чём суть правила единообразия гибридов первого поколения. Проиллюстрируйте свой ответ схемой.
Правило единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
2. Сформулируйте правило расщепления. Нарисуйте схему скрещивания гибридов первого поколения.
Правило расщепления: при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвёртую часть от всего числа потомков второго поколения.
3. Сформулируйте закон чистоты гамет.
Закон чистоты гамет: при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.