генеральная прокуратура защита прав предпринимателей
Прямая линия для предпринимателей
Начал свою работу прямой канал связи предпринимателей с органами прокуратуры, о создании которого объявил Генеральный прокурор Российской Федерации в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме. Среди поступивших сообщений немало писем на темы, не касающиеся вопросов бизнеса. И здесь будет уместно еще раз объяснить принципы, по которым функционирует прямая линия для предпринимателей.
Что касается прямой линии для представителей бизнеса, то этот способ обмена информацией не подменяет и не отменяет уже сформированную и показавшую свою эффективность систему приема обращений и рассмотрения жалоб, в том числе и от участников коммерческой деятельности. А для обеспечения более оперативной реакции на сообщение рекомендуем указывать дату и номер официального обращения в интернет-приемную или по почте.
Безусловно, все поступающие в наш адрес сообщения будут внимательно изучаться, этот процесс контролирует лично Генеральный прокурор Российской Федерации. После первоначального изучения все сообщения будут распределяться для дальнейшего детального анализа – либо в профильные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, либо в прокуратуры регионов – в зависимости от конкретного содержания. Кроме того, обобщение, статистический учет и анализ поступающих на эту почту сообщений позволят нам выявлять системные проблемы, связанные с реализацией бизнес-сообществом своих законных интересов.
Защита прав предпринимателей
Во исполнение распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 139/7р «Об организации проведения в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей» в органах прокуратуры Московской области проводится Всероссийский день приема предпринимателей.
Прием проводится в рабочее время с 09.00 до 13.00 часов и с 13.45 до 18.00 часов в первый вторник каждого месяца в здании прокуратуры Московской области по адресу: г. Москва, Малый Кисельный переулок, д. 5, и в городских, районных и специализированных прокуратурах Московской области.
В прокуратуре Московской области прием осуществляется сотрудниками управления по надзору за соблюдением федерального законодательства, отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управления по рассмотрению обращений, приему граждан и документационному обеспечению.
Личный прием предпринимателей осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Письменные обращения, принятые в ходе Всероссийского дня приема предпринимателей, подлежат регистрации и рассмотрению в установленном законодательством порядке.
Прокуроры ориентированы на максимально оперативное реагирование на нарушения прав представителей бизнес-сообщества и незамедлительное их пресечение с помощью всего арсенала мер прокурорского реагирования.
Документы
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИиИ
Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех сфер экономики.
Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий.
Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав (в том числе введения не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей), ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Распространены также факты злоупотребления должностных лиц служебными полномочиями и коррупционных проявлений.
Органами внутренних дел не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.
Меры прокурорского реагирования неадекватны состоянию законности в данной сфере правоотношений.
В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.
1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить действенный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.
Планировать и осуществлять надзорные мероприятия исходя из анализа состояния законности в данной сфере. Активно использовать сведения общественных организаций и объединений.
1.2. Обеспечить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов. Исключить факты несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты, добиваться их отмены путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд с соблюдением сроков, установленных процессуальным законодательством, а также реального устранения нарушений закона.
Обратить внимание на своевременность принятия нормативных правовых актов и приведения ранее изданных актов в соответствие с действующим законодательством.
1.3. Сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий.
Принять меры к обеспечению межведомственной координации контрольной и надзорной работы, предотвращению фактов дублирования контрольных действий и использования проверок для оказания административного давления на предпринимателей.
Обеспечить безусловное соблюдение требований Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
Решительно пресекать случаи создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, а также незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
1.4. Обеспечить постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратив особое внимание на своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке.
1.5. При организации прокурорского надзора акцентировать усилия на:
пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля;
выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства (с привлечением уполномоченных антимонопольных органов);
противодействии рейдерским захватам;
рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.
При этом не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
1.6. Осуществлять постоянный надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, касающейся защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
При проверках исполнения поднадзорными органами законодательства, регламентирующего прием, регистрацию, проверку и разрешение сообщений о преступлениях, уделять особое внимание сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении хозяйствующих субъектов.
Повысить эффективность мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового воздействия, по защите предпринимателей от поборов и вымогательств со стороны должностных и иных лиц, организованных групп либо преступных сообществ.
В случаях выявления фактов противоправных действий в отношении предпринимателей, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Обеспечить надлежащий надзор за расследованием таких уголовных дел.
При выявлении фактов коррупции со стороны должностных лиц направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
1.7. В случае установления нарушений закона, прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности использовать весь комплекс полномочий и мер прокурорского реагирования, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», по устранению нарушений закона и наказанию виновных лиц. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора.
1.8. Систематически анализировать состояние законности в рассматриваемой сфере. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики.
1.9. Обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на данном участке работы, активно использовать в этих целях возможности средств массовой информации.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации о результатах работы на данном направлении за каждое полугодие, наиболее серьезных нарушениях и возникающих проблемах информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.08.2005 № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции Ю.Я. Чайка
Новости
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в формате видеоконференцсвязи состоялось очередное заседание постоянно действующей межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей.
В нем приняли участие начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
На заседании обсуждены обращения 3 предпринимателей, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Приняты дополнительные меры к организации всестороннего и полного изучения обстоятельств инкриминируемых бизнесменам преступлений.
Также освещался ход мониторинга реализации положений нового закона о государственном контроле и подготовки предложений о корректировке нормативной базы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Отмечена необходимость продолжения обмена информацией о проблемах правоприменительной практики и выявленных незаконных нормативных правовых актах.
По итогам обсуждения приняты решения, выполнение которых будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Рубрики
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации
20 августа 2021, 18:00
Состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в формате видеоконференцсвязи состоялось очередное заседание постоянно действующей межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей.
В нем приняли участие начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
На заседании обсуждены обращения 3 предпринимателей, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Приняты дополнительные меры к организации всестороннего и полного изучения обстоятельств инкриминируемых бизнесменам преступлений.
Также освещался ход мониторинга реализации положений нового закона о государственном контроле и подготовки предложений о корректировке нормативной базы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Отмечена необходимость продолжения обмена информацией о проблемах правоприменительной практики и выявленных незаконных нормативных правовых актах.
По итогам обсуждения приняты решения, выполнение которых будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Новости
Обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности остается одним из приоритетных направлений деятельности прокуроров.
В целях повышения эффективности и оперативности такой работы на Едином портале прокуратуры Российской Федерации функционирует раздел «Прямая линия для предпринимателей».
Поступающие посредством данного ресурса обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации регламентом.
К таким особенностям относятся сокращенный срок регистрации поступающих обращений, их передача для проведения проверки с использованием информационных технологий, срок рассмотрения – 14 рабочих дней, контроль подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации за результатами рассмотрения всех поступающих обращений.
Генеральная прокуратура Российской Федерации продолжает работу, направленную на улучшение регуляторной среды для бизнеса.
Рубрики
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации
13 апреля 2021, 17:06
Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов утвердил новый порядок рассмотрения обращений, поступающих на прямую линию для предпринимателей
Обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности остается одним из приоритетных направлений деятельности прокуроров.
В целях повышения эффективности и оперативности такой работы на Едином портале прокуратуры Российской Федерации функционирует раздел «Прямая линия для предпринимателей».
Поступающие посредством данного ресурса обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации регламентом.
К таким особенностям относятся сокращенный срок регистрации поступающих обращений, их передача для проведения проверки с использованием информационных технологий, срок рассмотрения – 14 рабочих дней, контроль подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации за результатами рассмотрения всех поступающих обращений.
Генеральная прокуратура Российской Федерации продолжает работу, направленную на улучшение регуляторной среды для бизнеса.