германия налог на веру
Кто платит церковный налог в Германии?
В Германии церковный налог платят католики и протестанты.
Церковный налог в Германии существует с конца 19 века. Он возник в результате завершения процесса отделения церкви от государства. В Конституции Веймарской республики, принятой в 1919 году, церковный налог закреплен в качестве основного инструмента финансирования церквей.
Каждый платящий налог верующий в специальном заявлении указывает, к какой религиозной общине он относится. Этот налог вместе со всеми остальными налогами собирает государство и передает в распоряжении церквей. Церковный налог в ФРГ платят только представители исторических церквей – католической и протестантской, которым в Конституции гарантирована помощь и поддержка государства.
Другим мировым религиям, укоренившимся в Германии, например, исламу и православию, а также религиозным новообразованиям гарантировано равенство перед законом.Церковный налог составляет 9% от суммы подоходного налога. При уплате церковного налога подоходный налог уменьшается на эту сумму. От уплаты освобождены школьники, студенты, пенсионеры, безработные и лица с низкими доходами. (сг)
Также по теме
МИД РФ опубликовал переписку с ФРГ и Францией. Как реагируют в Европе? 18.11.2021
«Разговоры с дьяволом». СМИ ФРГ о двух звонках между Меркель и Лукашенко 18.11.2021
В Германии обсуждают, стоит ли созваниваться с диктатором Лукашенко, которого не признают в ЕС, должна ли это делать именно и.о. канцлера ФРГ и какова роль Путина в нынешнем кризисе.
Локдаун в Германии снова неизбежен? Рестораторы бьют тревогу 18.11.2021
Ресторанный бизнес в Германии под угрозой. Многим грозит банкротство. Из-за антиковидных правил число посетителей уменьшается. А число заболевших коронавирусом растет.
Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
В прошлом году религиозные общины Германии собрали в свою казну рекордное количество средств – около 11,5 миллиардов евро. И это несмотря на отток плательщиков так называемого «церковного налога» и тенденцию к официальному «отказу от религии».
Федеральное статистическое управление подсчитало, что 2015 год стал рекордным для Германии по объему денежных средств, собранных в казну религиозных общин. Вся сумма составила около 11,5 миллиардов евро, и по сравнению с предыдущим годом возросла на 690 миллионов. При этом общеизвестно, что число плательщиков «налога на церковь» с каждым годом лишь уменьшается: кто-то «отходит от церкви» по идеологическим мотивам, кто-то не выдерживает проверку «десятиной», сказывается и демографическая ситуация в стране – «старение общества» и низкая рождаемость. Главными причинами рекорда налоговых сборов эксперты называют общий рост благосостояния граждан и среднее увеличение заработных плат.
Церковный налог – один из самых древних в мире. Христианские общины переняли библейскую традицию «церковной десятины» – добровольного жертвования на религиозные цели десятой части прироста имущества. В некоторых государствах Западной Европы, начиная с VI века, десятина превратилась в обязательную подать. Сегодня церковный налог, помимо Германии, в разных формах платят в Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии.
История германских епископств и церковных княжеств уходит своими корнями к самым истокам христианства. Переустройство немецкого мира и новый этап секуляризации произошел в начале XIX века, когда в результате наполеоновских войн была перекроена территориальная карта католической Германии. После подписания Францией и Священной римской империей мирного соглашения немецкие земли на левом берегу Рейна отошли к французам. Согласно договору князья, потерявшие свои владения и вотчины, должны были получить компенсацию от проигравшей немецкой стороны. Необходимые деньги нашлись за счет конфискации церковного имущества, а на содержание церкви было решено ввести сборы среди членов религиозных общин.
Сегодня церковный налог в Германии платят христиане основных конфессий – протестантской, католической, старокатолической церквей – и члены еврейских общин. Некоторые организации, например, евангелические свободные церкви, сами отказываются собирать налог, другим – свидетелям Иеговым, баптистам, адвентистам и буддистам – запрещает государство. Религиозная община пополняется новыми прихожанами после процедуры крещения. Приезжие указывают свою принадлежность к какой-либо из конфессий во время регистрации по месту жительства или при приеме на работу. Затем списки крещеных и официально зарегистрированных верующих автоматически передаются в налоговую службу.
Правовая основа налогообложения в пользу церкви – Статья 140 Основного закона ФРГ. Она ссылается на Веймарскую конституцию 1919 года и декларирует, что в Германии нет государственной религии, а все официально признанные религиозные организации действуют в качестве так называемых публично-правовых корпораций. По реестру Министерства внутренних дел, такой статус сейчас имеет около 40 церковных структур. Это положение оговаривает запрет на любую государственную поддержку, но дает церковным организациям право собирать налоги. Кроме того, в стране действует принцип независимого управления церковным имуществом, согласно которому «служители культа» не обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.
Государственные службы в этой системе выступают в роли «инкассатора»: они лишь взимают налог и передают его той общине, к которой относится налогоплательщик. За свое посредничество они получают небольшой процент от собранных денег. Налог – это примерно две трети всех доходов церкви, остальное складывается из коммерческих услуг и пожертвований. Ставка церковного взноса составляет часть суммы годового подоходного налога. Так, в Баварии и Баден-Вюртемберге это 8 %, в остальных федеральных землях – 9 %. При этом подоходный налог в Германии прогрессивен и составляет от 0 до 45 %. То есть при годовом доходе в 30 тысяч евро, подоходный налог составит почти 2,7 тысячи, а церковный сбор – около 240 евро. Граждане, не платящие подоходный налог – дети, пенсионеры и взрослые с низким доходом – освобождаются и от налога «на веру». Чтобы не растерять состоятельных прихожан, церковь ввела ограничение суммы сбора – 2,75-3,5 %, опять же в зависимости от земли.
По официальным данным с 1990 года количество зарегистрированных верующих в Германии сократилось на 17,5 %. Паства действительно все чаще покидает лоно церкви, просто чтобы освободиться от дополнительного налогового бремени. Это легко сделать, подав заявление в паспортный стол. Причины «отказа от религии» указывать не нужно, но заплатить за него придется. Единоразовая плата колеблется от 10 до 32 евро. Еще недавно церковь не следила за уплатой «членских взносов». Однако затем католическое духовенство решило повлиять на ситуацию: в 2012 году в силу вступил декрет об отказе всем неплательщикам в исповеди, причастии и отпевании. Они не могут работать в религиозных организациях, управляемых ими школах, больницах и домах престарелых, а также не будут похоронены на церковном кладбище. Единственное послабление, которое описано в декрете, состоит в том, что «отошедшему» от церкви могут разрешить венчаться, если он обязуется «воспитывать детей в христианской вере».
Узнать, сколько на самом деле в России верующих (а значит, и чувства скольких людей могут быть ненароком оскорблены), очень просто. Для этого нужно воспользоваться прогрессивным западным опытом и ввести в России налог на церковь. Этот налог должны будут платить все граждане, относящие себя к какой-либо конфессии. Неплательщики верующими не считаются, к таинствам и обрядам не допускаются, что абсолютно логично: не заплатил за услугу — значит, не можешь ею пользоваться. Веруешь — содержи свою церковь. Не хочешь платить — предоставь официальное заявление о выходе из конфессии с копией в налоговые органы.
Примерно так церковный налог и действует в разных странах.
В Германии нет государственных религий, однако множество религиозных организаций действуют в рамках так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус, по реестру МВД ФРГ, имеет 40 церковных структур. Среди них, помимо традиционных для Германии католической и разных лютеранских церквей, — православные, меннониты, адвентисты седьмого дня, мормоны и четыре еврейские организации. Все они имеют право на церковный налог. Дело в том, что помимо подоходного налога верующие платят еще 8-9% от его суммы. Эти 8-9% и есть церковный налог. Государство выступает в роли кассового аппарата: оно собирает налог и передает его церкви, причем конкретно той, к которой принадлежит налогоплательщик. На малоимущих, атеистов и последователей религиозных течений, не вошедших в «список сорока», церковный налог не распространяется.
Далеко не все верующие выдерживают проверку монетой. Например, в последние кризисные годы объем налоговых поступлений в бюджет католической общины Германии сократился. Только в 2010 году 181 тыс. немцев официально покинули лоно церкви и тем самым освободили себя от дополнительного налогового бремени. Чтобы переломить тенденцию, в сентябре 2012-го немецкое католическое духовенство издало декрет, согласно которому церковь отказывает всем неплательщикам в исповеди, причастии и посмертном отпевании.
С начала 2012 года Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) Финляндии лишилась 20 тыс. прихожан (всего в ЕЛЦ более 4,2 млн человек). Причины те же, что и в Германии: верующие отказываются платить церковный налог, который сейчас составляет 1-2% от дохода (в зависимости от муниципалитета). Тысячи финнов предпочли Богу телевизор: как предполагается, массовые переходы верующих в неверующие вызваны введением в стране нового налога на общественное телевидение (0,69% от дохода). По прогнозам онлайн-сервиса Eroakirkosta.fi, на котором финны официально объявляют о своем выходе из церкви, ежегодно от уплаты церковного налога отказываеься еще 20 тыс. человек.
В Дании государственной является Евангелическо-лютеранская церковь, возглавляемая монархом. Государство само финансирует церковь (господдержка составляет около 14% церковного бюджета). Кроме того, верующие из всех зарегистрированных в стране религиозных объединений платят церковный налог — 0,5-1,5% от годового дохода. Эти средства адресно направляются в те церкви, к которым принадлежат верующие. На священнослужителей возложены обязанности по управлению большинством кладбищ, регистрации браков, рождений, смертей и ведению статистического учета прихожан.
В Швеции любое религиозное объединение может направить запрос о регистрации в государственные органы и после этого получать церковный налог со своих прихожан. Сейчас свой бюджет таким образом формируют и мусульмане, и иудеи, и католики, и лютеране разных течений. Финансирование осуществляется через один из департаментов министерства культуры. Размер церковного налога в Швеции не превышает 1-2% от дохода верующего лица. Кстати, до 2000 года Лютеранская церковь была в Швеции государственной, а после ее отделения от государства более 500 тыс. прихожан решили не платить налог и покинули церковь.
Приходской налог в Исландии обязаны платить все налогоплательщики с 16 лет. И верующие, и неверующие платят по 8376 исландских крон ($68) в год. Эти отчисления формируют почти половину доходов Церкви Исландии и составляют почти 1,63 млрд крон ($14,2 млн). Еще 845 млн крон ($7,3 млн) обеспечивает налог на кладбища, оператором которых является все та же Церковь Исландии. А церковный налог, который платят атеисты, идет на финансирование Университета Рейкьявика (правда, по некоторым свидетельствам, не всего Университета, а только его теологического факультета).
В отличие от всех вышеперечисленных стран, в Греции нет церковного налога. Здесь православная церковь имеет статус государственной и пользуется многочисленными налоговыми преференциями, которых нет ни у одной другой религиозной структуры в стране. 9 тыс. православных священников состоят на госслужбе и получают официальную зарплату. Государство оплачивает церковные мероприятия, содержит храмы, за свой счет обучает новых священников. При этом собственные доходы Греческой православной церкви абсолютно непрозрачны, что роднит ее с Русской православной церковью.
Если в Греции государство открыто берет на себя практически всю заботу о православной церкви, то в России постепенное огосударствление РПЦ пока официально не признается. Очевидно, что государство тратит на церковь немало, но ни собственный бюджет РПЦ, ни количество средств, выделяемых на нее государством, доподлинно неизвестны. А ведь так легко можно было бы сделать церковный бюджет прозрачным! Достаточно воспользоваться западным опытом и ввести в России церковный налог.
Это были бы огромные деньги. По данным ВЦИОМ, на которые любит ссылаться РПЦ, 75% граждан России считают себя православными. Это больше 80 млн человек работоспособного населения. При среднемесячной заработной плате в 35 000 руб. (по данным Росстата на июль) и двухпроцентном церковном налоге РПЦ получала бы со своих верующих больше 700 млрд рублей в год ($12 млрд).
Здесь есть, правда, одна опасность. Может случиться, что, как и некоторые европейцы, православные граждане не выдержат проверку рублем и окажется, что на самом деле в России истинно верующих гораздо меньше, чем принято считать. Но ведь горькая правда всегда лучше сладкой неопределенности, не так ли?
Спустя год она переезжала в другой город и решила уже указать правильно, что она относится к православной церкви. Спустя неделю ей пришло письмо, что так не пойдет, что она должна доказать, что она православная, а просто так из сетей евангелической церкви ее отпускать не будут :D. Но за таким громким словом скрывается только тот факт, что нужно подать заявление на выход из евангелической церкви, заплатить 30 евро типаштрафа и усе, ты свободный человек.
У меня круче предложение. А давайте введем налог на бедность. Тогда выяснится, что и бедных у нас почти что нет, ведь налоги они вряд ли будут платить.
Нужно больше налогов
Нужно больше бюрократии
ТС, признайся, у тебя над кроватью икона Гермеса Конрада висит?
Но ведь горькая правда всегда лучше сладкой неопределенности, не так ли?
Мне как как человеку который сомневается в существовании всяких вымышленных персонажей этот налог нравиться, ибо хер знает чьи чувства в мифических существ я могу обидеть и залететь. а с этим налогом число обиженок уменьшается и прочих не адекватный которые отрицают вич и протестуют против абортов и тд.
Но с другой стороны почему из-за кучки дебилов должны страдать нормальные верующие люди, которые тихо мирно себя ведут и не лезут со своим уставом в мой мир
десятину надо брать от всех доходов. раз верущий..
и только тот кто её платить имеет право в суд подавать от имени бога за его оскорбление
а иначе клевета и конфискация в пользу любова детского дома
в России постепенное огосударствление РПЦ пока официально не признается. Очевидно, что государство тратит на церковь немало, но ни собственный бюджет РПЦ, ни количество средств, выделяемых на нее государством, доподлинно неизвестны.
Такими темпами, в России скорее введут налог на атеизм.
А давайте так же посчитаем атеистов?)
Швейцария поддержала запрет на паранджу: за и против
По результатам голосования, состоявшегося в воскресенье, граждане Швейцарии поддержали инициативу по запрету ношения паранджи и никаба в общественных местах. В пользу этого решения было отдано 51,2 % голосов. Денежными штрафами будут облагаться также участники демонстраций и хулиганы, прячущие своё лицо.Подобные запреты уже введены во многих европейских странах.
Мнения обозревателей на этот счет полярно разделились.
Местная пресса приветствовала нововведение, поскольку оно направлено против исламизма, как «символа человеконенавистнической, тоталитарной идеологии».
🇨🇭 Газета Neue Zürcher Zeitung: «Наивно полагать, будто политический ислам никоим образом не проявляет себя в Швейцарии. У нас в стране возводятся мечети на деньги Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Кувейта и Турции. У нас в стране формируются параллельные сообщества, существующие исключительно в своей замкнутой среде. В этом смысле инициатива по запрету паранджи ничего не изменит. Однако она дает сигнал властям внимательнее следить за ситуацией».
🇨🇭 Другая швейцарская газета, Le Temps, фокусирует внимание на процессе обсуждения инициативы, а не на результате, который привел к запрету. Газета отмечает, что на сей раз, в отличие от кампании 2009 года, закончившейся запретом на строительство минаретов, нынешняя дискуссия прошла достойно и уважительно вопреки опасениям, что всё может выйти из-под контроля.
«Еще более отрадно то, что целый ряд ведущих представителей мусульманского сообщества, которые в прошлый раз отмалчивались, сегодня приняли участие в дискуссии. Как те, кто выступал за инициативу, так и те, кто был против. Они показали, что готовы высказывать свое мнение и интегрироваться. А это куда большее достижение и куда больший урок, извлеченный из этой кампании, нежели сам запрет как таковой, который коснется от силы человек тридцати».
🇩🇪 В соседней Германии считают, что запрет мало чем поможет женщинам. Ссылаясь на опыт Франции Der Spiegel пишет, что подобные меры привели к тому, что соответствующие группы населения ушли в еще более глубокую изоляцию и радикализировались. Для того, чтобы действительно проводить политику в интересах женщин-мигрантов и помогать притесняемым, они предлагают подойти к решению проблемы с другого конца.
«Тут могут оказаться полезными обязательные курсы немецкого языка, образовательные программы, разъясняющие женщинам их политические и общественные права, помогающие получить новую профессию, юридическую поддержку, а также возможность проведения досуга».
🇮🇪 The Irish Times вторит немцам и заявляет, что швейцарские власти потерпели фиаско, в котором ирландская газета обвиняет «нечестивый альянс» различных политических сил, начиная с правых националистов и исламофобов, заканчивая воинствующими светскими леваками и рядом феминисток, видящих в парандже инструмент подавления женщины.
«Движимые страхом проигрыша правым популистам, политические лидеры не сумели встать на защиту самой сути плюрализма, требующей от нас принимать межкультурные различия, не пытаясь впихнуть других в узкие рамки собственных представлений», — сообщает газета.
🇺🇳 Введенный запрет также раскритиковали в ООН. Официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по правам человека Равина Шамдасани заявила, что общественная кампания перед референдумом имела «ксенофобский подтекст». В итоге Швейцария присоединилась «к небольшому числу стран, где активная дискриминация в отношении женщин-мусульманок отныне санкционирована законом», и «это вызывает глубокое сожаление», сказала официальный представитель Шамсадани. Она пояснила, что применение закона, диктующего женщинам, что им надевать, является проблематичным с точки зрения прав человека.
«Нельзя заставлять женщин закрывать лицо, но в то же время юридический запрет закрывать лицо ограничит свободу женщин заявлять о своей религии или верованиях, и он широко сказывается на их человеческих правах», — заявила Шамсадани.
Норвежский взгляд на демократию
Интересная новость пришла из Норвегии.
Во многих странах ЕС данные всех налоговых агентов выкладываются в общий доступ. То есть, вы можете посмотреть сколько заплатил налогов ваш друг, сосед, бывший муж/жена, начальник и министр.
Правильно ли это, решать вам, но норвежцы недавно сделали ещё один шаг к полной демократии, а именно, они деанонимизировали факт запроса на данные, то есть, при поиске третьих лиц, им высылаются личные данные того, кто искал информацию, и время запроса налоговой истории.
Что любопытно, с этим новым изменением количество поисков сократилось с 16 683 216 до 2 172 197 за год и это правильно, раз уж информация напоказ, то для всех 🙂
Автор: Александр Лашкул
Сколько зарабатываете до и после вычета налогов (в евро)? Сколько получается откладывать в месяц? Какой МРОТ и средняя зарплата по стране? Какая минимальная пенсия?
О себе говорить не буду, но могу рассмотреть на других профессиях ради примера.
Зарплата в Чехии делится на «чистую», «грубую» и «супергрубую».
В вакансиях чаще всего указывается «грубая» зарплата.
Получаем 22 139 крон «чистой» зарплаты (около 851 евро).
Но работодателю мы обойдёмся в 38968 крон ( 1498 евро).
В следующем посте рассмотрим цены на недвижимость/коммунальные услуги и сравним их с зарплатой.
Налоговый вычет за бензин и сантехника? Пожалуйста!
Наверное, почти все знают про такую штуку как «налоговый вычет». Даже тут на Пикабу было несколько неплохих статей про это.
Для тех, кто не знает или забыл: налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог. Упрощённый пример: если за год заработать 100 тугриков, то при налоговой ставке 13% нужно заплатить 13 тугриков налога, а если же при том же доходе учесть налоговый вычет в 10 тугриков, то подоходный налог будет рассчитываться с 90 тугриков и снизится до 11,7. В результате государство переводит 1,3 тугрика обратно нам на счёт.
В России в основном народ получает налоговый вычет при покупке недвижимости и при дорогом лечении. Есть ещё пара моментов (типа инвестиционных счетов), но они довольно редко используются.
А сейчас будет список затрат, которые дают право на налоговый вычет в Германии. Как известно, налоговая система Германии безмерно запутанная и сложная, так что без пол-литра специалистов не разберёшься. Но зато и довольно много денег можно получить назад от государства, заявив налоговые вычеты на всяко-разно.
Итак, какие траты принимаются как налоговый вычет:
— Затраты на топливо, обслуживание авто или проездные билеты, связанные с поездками на работу
— Покупка за свои деньги книг, одежды, любых инструментов, материалов, необходимых для работы
— Оплата из своего кармана курсов повышения квалификации, сертификаций и любых других курсов, связанных с работой
— Личные траты в командировках: отель, питание, транспорт
— Затраты на переезд, необходимый из-за смены места работы
— Для водителей грузовиков и автобусов: затраты на получение прав и открытие новых категорий
— Для тех, кто работает в специальной одежде (например, униформа или медицинская форма) – оплата прачечных и химчисток для этой одежды
— Затраты на поиск работы: поездки по собеседованиям, звонки за границу, ксероксы документов
— Любые не покрытые страховками затраты, связанные с ДТП по пути на работу
— Затраты на лекарства, очки и линзы по рецепту, протезы, массаж, физиотерапию, логопедов, стоматологов, психотерапевтов (о да, сегодня это важно), а также затраты на поездки к врачам, в больницы и аптеки
— Оплата услуг сантехников, слесарей, оконщиков, маляров, плиточников и прочих мастеров и ремонтников
— Оплата сиделок, нянь, выгульщиков собак, садовников, горничных и других помощников по дому
— Финансовая поддержка и обеспечение детей (например, оплата частной школы или мед. страховки) или любых других родственников
— Пенсионные накопления, мед. страховки, страховка по безработице
— Срочные затраты на необходимые предметы и вещи, потерянные в результате форс-мажора (например, покупка одежды и мебели вместо сгоревших в пожаре)
— Благотворительные пожертвования (как деньгами, так и материальными ценностями)
— 36 евро «просто так»
. И это далеко не полный список.
Напомню: все эти затраты не возвращаются один к одному, а вычитаются из общегодового дохода при расчёте налога.
Да, не все такие затраты могут быть учтены в полном объёме, также есть ограничения сверху для некоторых категорий. Немецкие налоги сложные. Но! Обычная такая немецкая семья, подавая налоговую декларацию и указывая все свои полагающиеся вычеты, в среднем получает назад от государства 1000-2000 евро в год, а иногда и больше.
Логично? А как в других странах с этим дела?
Законопроект
Хорошая идея
Победа через поражение
Автор: Владимир Герасименко.
«Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна.» Доминик Кобб
Почему? Да потому, что ты стал слишком опасен для церкви. Ты выступил против: взимания платы за таинства; владения церкви землёй; авторитета церковных иерархов, указав на то, что они всего лишь люди и могут ошибаться. Всё это вместе взятое подрывало мирскую власть церкви и Папы Римского. И ты думал, что твоя истовая вера и идеализм как-то сумеют переубедить тех, кому ты нассал в тапки? Поэтому ты и горишь на костре, упорствующий в своей ложной вере. Ты проиграл.
Изгнанные из приходов гуситские священники теперь приобрели ореол святых борцов за свободу. Чаша, которой гуситские священники причащали верующих, мгновенно стала символом неповиновения Риму и Императору, пожелавшим диктовать свою волю чехам. И под этим символом в городах быстро возникло движение гуситов-чашников. Бюргеры, университетская интеллигенция и богатая шляхта северной Богемии подняли идеи Гуса, как обоснование борьбы с притеснением немцами и королевской властью. Для них это была борьба за привилегии, зиждущаяся на вере в необходимость реформы прогнившей церкви.
Но совсем иначе дела обстояли в сельской местности. Там, особенно на более бедном юге страны, гуситские священники стали водить многочисленные процессии на горы, чтобы быть ближе к богу. И на одной из таких гор – горе Табор постепенно сформировался целый город радикально настроенных гуситов, не желавших больше подчиняться власти католиков. Так появились табориты – самые жёсткие последователи Гуса, требовавшие кроме причастия хлебом и вином и богослужений на чешском языке, секуляризации земель церкви, запрета поклонения священным реликвиям и уравнивания в правах всех божьих людей. Религиозные «коммунисты» 14 века нашли широкую поддержку среди крестьян и обедневшей шляхты. Для них не стояло вопроса что важнее привилегии или реформация – первое без второго невозможно.
Почему? Ты вселил страх в католиков, твои победы над доселе непобедимым рыцарством были нонсенсом – чернь раз за разом истребляет свет европейского рыцарства, взявших на себя христовый обет освобождения богемской земли от еретиков. Если в начале конфликта это была война Сигизмунда против восставшего вассала, и чехи могли надеяться на сочувствие у врагов Императора. То после провала первого крестового похода против гуситов и начала походов таборитов против врагов за границами Чехии, то сочувствия не осталось, а появился ужас – ужас от творимого разорения земли, ужас от убийств католических священников и жутких историй о творимых гуситами сатанинских оргий, ведь не могли христовых воинов победить никак иначе, чем призвав на помощь тёмные силы. Ты научил чехов сражаться и побеждать, но ты же вселил в таборитов веру в собственное военное превосходство, забыв о том, что побед в сражениях недостаточно для победы в войне. Страх будет толкать Сигизмунда и католиков собирать новые крестовые походы против гуситов, разоряя северные и западные пределы Чехии. Никто больше не хотел торговать с чехами, земли приходили в запустенье, деревни сжигались по несколько раз и уже не восстанавливались, гуситы одерживали победу за победой, но конца войне видно не было.
И всё же, хотя гуситы и проиграли, но Ян Гус победил, когда спустя 102 года после его смерти некий Мартин Лютер опубликует «95 тезисов» …