германо литовский договор 1939
Договор между Литовской республикой и Германским рейхом. 22.03.1939 г.
ДОГОВОР МЕЖДУ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ГЕРМАНСКИМ РЕЙХОМ
Президент Литовской Республики и Канцлер Германского Рейха решили на основе договоров между государствами упорядочить соединение Клайпедского Края заново с Германским Рейхом, сгладить вопросы, имеющиеся между Литвой и Германией и таким образом открыть путь формированию дружественных отношений между обеими странами. С этой целью назначены уполномоченными:
Президент Литовской Республики:
Министр иностранных дел Литвы г-н Ю. Урбшис
Посланник в Берлине г-н К. Шкирпа
Канцлер Германского Рейха: Министр иностранных дел Рейха г-н Иоахим фон Риббентроп,
которые обменявшись полномочиями, для которых была найдена подходящая соответствующая форма, договорились по поводу следующих положений:
Клайпедский Край, который был отторгнут от Германии согласно Версальскому договору, вновь воссоединяется с Германским Рейхом.
Из Клайпедского края подлежат немедленной эвакуации Литовские военные и полицейские силы. Правительство Литвы будет заботиться о том, чтобы после эвакуации Край был оставлен в порядке. Обе стороны, сочтя это необходимым, назначат комиссаров, которые должны осуществить передачу тех ведомств, которые не находятся в ведении автономных учреждений Клайпедского Края.
Упорядочение других вопросов, возникающих вследствие изменения суверенитета, в особенности хозяйственных и финансовых вопросов, чиновных вопросов, равно как и вопросов гражданства, будет регламентироваться на основе отдельной договоренности.
Для того, чтобы были учтены хозяйственные интересы Литвы, для Литвы в Клайпеде будет учреждена свободная портовая зона. Детали будут определены отдельно, на основе приложения к этому договору.
Во исполнение своего решения об укреплении и развитии дружеских отношений между Литвой и Германией обе стороны обязуются не использовать друг против друга силу и не поддерживать третью сторону в её попытках использовать силу против любой из сторон.
Договор вступает в силу после его подписания.
Берлин, 22 марта 1939 г.
ИОАХИМ ф. РИББЕНТРОП
(. ) Я, Антанас Сметона, Президент Литовской Республики, рассмотрев оговариваемый Договор и ознакомившись с ним, опираясь на статью 112 Конституции Литвы, заявляю, что одобряю его, принимаю, ратифицирую и от имени Литовской Республики обязуюсь его неукоснительно соблюдать.
В подтверждение сказанного подписываю этот документ и прилагаю печать Республики.
Совершено первого апреля тысяча девятьсот тридцать девятого года.
Документ цитируется по изд.: Владислав ШВЕД. Неонацисты Литвы против России. М., 2015, с. 763-764.
Преступные пакты с Гитлером 1938-1939 годов
“Разведка Эстонии имела с нами очень тесные связи. Мы постоянно оказывали ей финансовую и техническую помощь. Деятельность эстонской разведки была направлена исключительно против Советского Союза. Начальник разведки полковник Маазинг ежегодно приезжал к нам в Берлин”.
Начальник отдела «Абвер-I» Г. Пиккенброк, 25 февраля 1946 г.
В декабре 1933 года СССР предложил Польше подписать совместную декларацию о заинтересованности в неприкосновенности Прибалтики, однако Варшава это предложение отвергла[21].
Подписание германо-эстонского и германо-латвийского договоров о ненападении. Берлин, 7 июня 1939 года.
Кремль попытался добиться гарантий независимости прибалтийских стран от Германии. Берлину было предложено подписать протокол, в котором правительства Германии и СССР обещали бы «неизменно учитывать в своей внешней политике обязательность сохранения независимости и неприкосновенности» прибалтийских государств. Однако Германия также отвергла это предложение[22]. Следующей попыткой надежно обеспечить безопасность стран Прибалтики стал советско-французский проект «Восточного пакта», однако и ему было не суждено воплотиться в жизнь: правительство Франции в июне 1934 года отказалось предоставить гарантии прибалтийским республикам[23]. Крушение проектов коллективной безопасности и последовательное усиление германского влияния в странах Прибалтики вызывало в Кремле нешуточное беспокойство.
В 1936 году Сталин публично выразил обеспокоенность в связи с возможностью сдачи прибалтийскими странами «границы в кредит» для агрессии против СССР[24].
К 1938 году тезис о возможности использования Германией стран Прибалтики в качестве плацдарма против СССР стал настолько общеупотребительным, что о нем подробно говорилось в даже предисловии к академическому изданию «Хроники» Генриха Латвийского – уникального источника по истории средневековой Прибалтики.
Начальник эстонского генерального штаба генерал-лейтенант Николай Реек на праздновании юбилея Гитлера Берлин, 20 апреля 1939 года.
«Для германского фашизма Прибалтика представляет большой интерес как антисоветский плацдарм, – говорилось в статье. – Этот вопрос живо обсуждается в балтийской печати и особенно в латвийской. В основу активной антисоветской политики германский империализм кладет возможность удара, в случае нападения Японии на Дальний Восток, по Советскому Союзу со стороны запада и в первую очередь со стороны Прибалтики. Балтийская печать открыто обсуждает такую возможность германской экспансии на балтийскую территорию с целью использования этой последней в качестве базы для операций против Советского Союза»[25].
7 июня 1939 года в столице Германии состоялось подписание договоров о ненападении между Германией, Латвией и Эстонией. «Эстония и Латвия подписали с Германией пакты о ненападении, – писал впоследствии Черчилль. – Таким образом, Гитлеру удалось без труда проникнуть вглубь слабой обороны запоздалой и нерешительной коалиции, направленной против него».[49]
Капитан германского крейсера «Адмирал Хиппер» Гельмут Хейе во время визита в Таллин 16 июля 1939 года
Мюнхенский сговор и последовавшие за ним события утвердили Кремль в правильности подобных опасений. 20 марта 1939 года Германия потребовала от Литвы передать ей Клайпедскую область. Шантаж увенчался успехом; 22 марта был подписан германо-литовский договор о передачи Клайпеды III Рейху, согласно которому стороны брали на себя обязательство о неприменении силы друг против друга. Одновременно появились слухи о заключении германо-эстонского договора, согласно которому немецкие войска получали право прохода через территорию Эстонии.[26] Насколько эти слухи соответствовали действительности, было неизвестно, однако дальнейшие события усилили подозрения Кремля.
Советский Союз попытался обеспечить нейтралитет Прибалтики при помощи соглашения с Англией и Францией. Москва дважды, в апреле и мае 1939 года, предлагала западным великим державам предоставить совместные гарантии прибалтийским республикам, однако безуспешно.
“Интерес СССР к косвенной агрессии – и вообще к обеспечению Прибалтийских стран обусловлен главным образом страхом перед Германией, а не вследствие его злых намерений в отношении балтийских стран, как многие предполагают” ( Директор департамента МИД Великобритании У. Стренг, 22 августа 1939 г.).
Посол Литвы в Германии Скирка и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп подписывают акт о передаче Германии в г.Мемель (Клайпеда). 23 марта 1939 г.
Переговоры СССР с Англией и Францией все еще шли, когда 7 июня Латвия и Эстония заключили с Германией договоры о ненападении. Вслед за этим Эстонию посетили руководитель Генштаба сухопутных войск Германии генерал-лейтенант Франц Гальдер и руководитель Абвера адмирал Вильгельм Канарис. Укрепление позиций Германии в Прибалтике происходило прямо на глазах. Давние опасения советского руководства о превращении Прибалтики в плацдарм для агрессии против СССР воплощались на практике.
«Суть дилеммы, перед которой оказалась Москва, заключалось в том, что сохранение ее позиций в регионе становилось отныне возможным лишь посредством войны с Германией или путем достижения соглашения с ней» [27]. Воевать против Германии в одиночестве Советский Союз не желал; заключить союз с Англией и Францией не удалось. Оставалось только договариваться с Германией.
Наравне с прибалтийской существовала и еще одна внешнеполитическая проблема, непрестанно тревожившая Кремль – украинская.
В результате малоудачной для Москвы советско-польской войны 1919 – 1921 годов украинская нация оказалась разделенной. Для СССР это создавало серьезную опасность – возможность создания украинского квазигосударственного образования и использования его противником для отторжения Украины от Советского Союза.
Изначально в качестве противника, способного использовать «украинскую карту», в Кремле рассматривали Варшаву. Однако вскоре после прихода нацистов к власти в Германии, стало понятно, что разигрывать эту карту собирается и Берлин. Летом 1933 года Альфред Розенберг упомянул о возможности передачи украинских земель Польше в обмен на «Данцингский коридор». Этот план фигурировал и в речи спонсировавшего нацистов магната Альфреда Гугенберга на Лондонской экономической конференции в июне 1933 года[28]. В ответ Кремль уведомил Варшаву, что любая польская активность на украинской территории будет рассматриваться «как сознательное или бессознательное выполнение немецких планов на востоке»[29].
Дальнейшие события подтвердили опасения Кремля. В качестве обоснования раздела Чехословакии нацисты использовали проблему национальных меньшинств. Что же мешало им использовать этот же сценарий против СССР?
Тем более, что нацистские спецслужбы имели более чем тесные связи с нелегальной Организацией украинских националистов (ОУН).
«Стремление третьего рейха к экспансии на Востоке мне кажется столь же очевидным, как и его отказ, по крайней мере в настоящее время, от всяких завоеваний на западе, одно вытекает из другого, – писал в декабре 1938 года посол Франции в Берлине Роберт Кулондр. – Стать хозяином в Центральной Европе, подчинив себе Чехословакию и Венгрию, затем создать Великую Украину под немецкой гегемонией – таковой в основном кажется концепция, принятая нацистскими руководителями»[31].
Международная актуализация «украинского вопроса» осенью 1938 года была связана с получившей автономию в результате Мюнхенского сговора Закарпатской Украиной. Именно эта территория рассматривалась как зародыш марионеточного украинского государства. Однако подобная возможность встревожила не только СССР, но и Польшу, опасавшуюся потерять Западную Украину. Это беспокойство Варшава донесла до Берлина; в ответ полякам был предложен план, опасность реализации которого советское руководство осознало еще в середине 30-х годов. План был прост: Польша отдает Германии Данциг (Гданьск) и «коридор», а взамен получает территориальную «компенсацию» на Украине.
Предложение было сделано в январе 1939 года министру иностранных дел Польши Беку самим Гитлером; чуть позже об этом же с главой польского МИДа говорил его коллега Риббентроп.[32] Через некоторое время запись этих бесед, добытая советской разведкой, легла на стол Сталина.
Варшава признавала, что не отказалась от завоевательных планов на Украине, однако соглашаться на передачу Данцига и «коридора» не спешила. Для того, чтобы развеять подозрения польского руководства, в Берлине отказались от проекта Закарпатской Украины; в марте 1939 года она была передана Венгрии.
Однако соглашения с Варшавой Берлину достичь так и не удалось: не желая становиться младшим партнером Германии, в конце марта 1939 года польское руководство отвергло германские предложения. В свою очередь, Гитлер отдал приказ о подготовке войны против Польши.
Разрастающийся конфликт между Германий и Польшей, однако, не снимал с повестки дня «украинского вопроса». Германия могла использовать его для расчленения Польши по чехословацкому образцу, и тогда следующей на очереди опять-таки оказывался СССР. А если случится война и германские войска одержат победу? Кто мог дать гарантию, что в этом случае не будет создана марионеточная Украина?
“Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи… Им нужно было силой или обманом оккупировать Прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной”
У. Черчилль, «Вторая мировая война»
Еще более показательны были практические действия Великобритании. Обнародование 24 июля британско-японского соглашения, известного как «пакт Арита-Крейги», согласно которому Великобритания признавала за Японией право «законно» владеть оккупированными ею территориями,[39] было наглядным свидетельством нежелания подписывать соглашение с СССР: ведь Япония была союзником Германии и как раз в это время воевала против СССР на реке Халхин-Гол.
В конце апреля 1939-го Варшава довела до сведения Берлина, что «Польша никогда не позволит вступить на свою территорию ни одному солдату Советской России»[41]. Аналогичное заявление последовало и с эстонской стороны 19 июня от посла Эстонии в Москве Аугуста Рэя на встрече с британскими дипломатами.
В июле СССР сделал предложив подписать военное соглашение. Лондон и Париж пошли на проведение этих переговоров, однако делегации, посланные в Москву, не отличались представительностью. При этом английская делегация даже не имела письменных полномочий на ведение переговоров и подписание военного соглашения.
Более того, она была снабжена весьма интересной инструкцией: для того, чтобы британское правительство не было «втянутым в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах», на переговорах «в отношении военного соглашения следует ограничиваться сколь возможно более общими формулировками»[42]. Заключать соглашение с СССР правительство Чемберлена не желало.
После провала переговоров по политическому соглашению в апреле – июне 1939 года и «пакта Арита-Крейги» было бы странно Москве испытывать какие-либо иллюзии. И потому советские переговорщики получили от Сталина распоряжение сразу поставить вопрос ребром. «Прежде всего выложить свои полномочия о ведении переговоров с англо-французской военной делегацией о подписании военной конвенции, а потом спросить руководителей английской и французской делегаций, есть ли у них также полномочия от своих правительств на подписание военной конвенции с СССР… Если не окажется у них полномочий на подписание конвенции, выразить удивление, развести руками и «почтительно» спросить, для каких целей направило их правительство в СССР…»[43]
«Не подлежит сомнению, что СССР желает военного пакта и не желает получить от нас нечто вроде документа без конкретного значения», – констатировал глава французской военной миссии в Москве генерал Ж. Думенк[44].
Усилия европейцев по натравливанию Гитлера на СССР увенчались успехом.
Источники:
22 Кен О., Рупасов А. Политбюро ЦК ВКП(б)… Кн. 1. С. 107, ссылка 129. 21 Там же. С. 106.
23 Кен О., Рупасов А. Москва и страны Балтии: Опыт взаимоотношений, 1917-1939 гг. // Страны Балтии и Россия: общества и государства. М., 2002.
24 Правда. 1936. 5 марта.
25 Быстрянский В. Предисловие // Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Рязань, 2009. С. VI.
26 Кен О., Рупасов А. Москва и страны Балтии…
28 Дюллен С. Сталин и его дипломаты: Советский Союз и Европа, 1930 – 1939 гг. М., 2009. С. 93.
29 Кен О., Рупасов А. Политбюро ЦК ВКП(б)… Кн. 1. С. 491.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Договор о ненападении с Германией — история вопроса
Договор о ненападении с Германией — история вопроса
23 августа 1939 г. в Москву прибыла немецкая делегация во главе с министром иностранных дел Германии И. Риббентропом. В ночь на 24 августа были подписаны — Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом и Секретный дополнительный протокол.
С этого момента в истории советско-германских отношений открылась новая страница, продолжавшаяся 22 месяца, вплоть до начала Великой Отечественной войны — нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года.
Как же случилось, что советское правительство, боровшееся за создание системы коллективной безопасности в Европе, выступавшее против актов агрессии, решилось на соглашение с самым отъявленным агрессором?
Ответы надо искать в обстановке, сложившейся к лету 1939 года.
Уже в 1933 году, спустя месяцы прихода Гитлера к власти в Германии, только жёсткая позиция и возражение СССР не позволили состояться ратификации «Пакта четырёх» — договора Италии, Германии, Великобритании и Франции, предусматривавшего диктат в Европе данных государств, пересмотр границ, в том числе раздел Польши, равенство прав Германии и её союзников в области вооружений. Безусловно, такой договор был направлен против безопасности Советского Союза.
В 1933 году фашистская Германия, встретив сопротивление и не добившись своих условий, демонстративно выходит из Лиги Наций и конференции по разоружению, давая понять мировому сообществу, что она не собирается считаться с системой международных договорённостей и критикой на пути к мировому господству силовым путём.
Оказавшись в политической изоляции, фашистская Германия в 1934 году находит первого союзника в реализации своих захватнических планов в лице Польши, заключив Декларацию о неприменении силы. Не скрывая своей антисоветской направленности, Польша разрывает отношения с Францией, которая поддержала позицию СССР и Польши против «Пакта четырёх», передаёт свои французские военные заказы Великобритании.
Декларация о неприменении силы между Польшей и Германией, 1934 г.
В 1935 году Великобритания и фашистская Германия заключают морское соглашение, в соответствии с которым Германия получила согласие на свободу вооружений, фактически денонсировав раздел V Версальского договора. Объясняя своё решение, британское руководство отметило, что «реализация договорных лимитов позволит Германии установить морское господство в Балтийском море». Учитывая, что в Балтийском море не базируются и не оперируют военные флота Англии и Франции, становится понятен военный замысел подписавших договор сторон против СССР — второй звонок антироссийской направленности Европейской политики.
Фашистская Италия, предложившая и ратифицировавшая «Пакт четырёх», в 1935 году начинает войну в Африке против Абиссинии (Эфиопия). Как и в случае агрессии Японии на Дальнем Востоке (против Маньчжурии и Китая), мировое сообщество вновь не находит действенных политических и экономических мер по обузданию агрессора: принятое Лигой Наций решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии не сказалось на её военном потенциале.
Осуждение военных приготовлений Германии, Италии и Японии, которое также в 1935 года отмечено в резолюции 7-го Конгресса Коммунистического Интернационала (Коминтерн) с основной повесткой о консолидации сил в борьбе с нарастающей фашистской угрозой, не повлияло на повышение военной безопасности в Европе и в мире в целом.
7 марта 1936 года Германия разрывает очередной договор в области военной безопасности в Европе (Локарнский договор 1925 г.), посредником чего вновь выступает Великобритания. Гитлер размещает войска в Рейнской области (которая признавалась по договору демилитаризованной), не принимает в расчёт осуждение Лиги Наций, а руководство Великобритании (С. Болдуин) не перестаёт вводить в заблуждение мировую общественность, утверждая, что данный военно-политический акт «не содержит угрозы военного конфликта».
Сложившаяся обстановка в области международных отношений способствовала уже в 1936 г., спустя три года прихода Гитлера к власти в Германии, появлению первого в Европе государства — жертвы фашизма: Германия, Италия и Португалия участвуют в войне в Испании против её законного правительства. Прежде всего, этому способствовала политика Великобритании и Франции — политика предательства, трусости и позора, которую проявили и в ходе военного конфликта, формирую позицию «невмешательства в испанские дела», в результате чего и в Лиге Наций начал работу Комитет невмешательства в испанские дела. Советский Союз оказывал военную помощь законной власти Испании, понимая от кого в дальнейшем будет исходить угроза СССР, Европе и мировой цивилизации.
1936-й год в целом стал определяющим для понимания дальнейшего формирования международной повестки, когда 25 ноября два государства, вышедшие из Лиги Наций, фашистская Германия и милитаристская Япония, подписали договор, оформивший их военно-политический союз («Антикоминтерновский пакт»). Формулировки договора имели своей главной целью внушить ведущим западным державам, что политика Германии и Японии направлена не против них, а против «общего врага» — большевистской России.
Японский посол в нацистской Германии виконт Кинтомо Мусякодзи и министр иностранных дел нацистской Германии Иоахим фон Риббентроп ставят подписи на «Антикоминтерновском пакте», 25 ноября 1936 г.
«Антикоминтерновский пакт» стал третьим международным правовым актом 1930-х годов, направленным против Советского Союза, подтвердив не только наличие военной угрозы с Запада, но одновременно и с Востока. Военный союз Германии и Японии, а также присоединившейся к ним через год Италии (также с выходом из Лиги Наций), приступил к очередному этапу развязанной ими ещё в 1931 году мировой войны.
Япония в 1937 году начинает войну против Китая, Германия в 1938 году насильно присоединяет Австрию (аннексия, аншлюс), вводит на её территорию свои войска и начинает готовиться к оккупации Чехословакии.
Польская армия, вслед за немецкой, оккупирует территорию Чехословакии, производит захват Тешинской Силезии. 1938 г.
Очередное проявление политики предательства, трусости и позора лидеров Англии и Франции не заставило долго ждать. На следующий день после Мюнхенского соглашения, 30 сентября 1938 г., была подписана Англо-германская декларация, явившаяся по существу договором о ненападении между Англией и Германией, предоставляя фашистской Германии полную свободу действий в отношении СССР. Премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен выбрал позор — такую оценку сделал У. Черчилль.
Французское правительство после Мюнхена также продолжало политику сближения с гитлеровской Германией, стремясь направить её агрессию против Советского Союза. Руководители французского правительства Э. Даладье и Ж. Бонне, а также пресса открыто выступали за тесное сотрудничество с Германией и Италией. После заключения декларации между Германией и Францией 6 декабря 1938 г., министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ в циркулярной записке французским послам заявлял, что в результате переговоров с И. Риббентропом у него
«сложилось впечатление, что отныне германская политика будет направлена на борьбу с большевизмом. Рейх дал понять о наличии у него стремления к экспансии в восточном направлении…».
Таким образом Франко-германская декларация была направлена на изоляцию Советского Союза. Подчёркивая неприкосновенность французских границ, она по замыслу правящих кругов Франции развязывала Германии руки в Восточной Европе.
В течение зимы-лета 1939 года профашистский блок прирастает ежемесячно, а вместе с ним и угроза безопасности для Советского Союза и других государств:
к Антикоминтерновскому пакту присоединись Венгрия, Маньчжоу-Го (обе в феврале), Испания (март);
в марте Литва, подписав договор с Германией, передала ей Клайпедскую область;
в апреле Италия оккупировала Албанию;
28 апреля Германия денонсировала англо-германское морское соглашение 1935 г., устанавливавшее пропорциональное соотношение английского и немецкого флотов (ещё в феврале уведомив Великобританию о намерении содержать равный подводный флот), разорвала германо-польскую декларацию 1934 г. о неприменении силы;
в мае Германия и Италия заключили Пакт о дружбе и союзе, который предусматривал расширение военного и военно-экономического сотрудничества и содержал секретный дополнительный протокол;
договора о ненападении с фашистской Германией подписывают Дания (май), Латвия и Эстония (обе 7 июня).
Международно-договорная практика фашистской Германии 1933 — середины 1939 года свидетельствует о заключении 14 договоров, в том числе 10-ти двусторонних, с 12-ю государствами (из них 10 стран Европы).
На вершине пьедестала предательства, трусости и позора Великобритания (4 договора с фашистской Германией), Франция и Италия (по три договора). В этом же блоке Польша, Япония, Венгрия, Маньчжоу-Го, Испания, Литва, Дания, Латвия, Эстония (по одному договору, в порядке очередности на поклон к нацистам). Тот случай, когда цифры красноречивее слов, являясь одним из важнейших аргументов исторической правды в отношении Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г., доказывая его правомерность и историческую предопределённость созданной внешнеполитической и военно-стратегической обстановкой.
Объективно оценивая сложившуюся международную военно-политическую обстановку, правительство СССР 17 апреля 1939 г. обратилось к правительствам Великобритании и Франции с предложением заключить трёхстороннее соглашение о взаимной помощи, в том числе и военной, в случае агрессии против любой из этих стран, в первую очередь со стороны Германии и союзных ей государств. При этом Советский Союз выдвинул план конкретных совместных действий вооружённых сил договаривающихся сторон при всех возможных вариантах агрессии в Европе.
Однако переговоры шли туго, мешал иррациональный антибольшевизм, недоверие и трагическая недооценка руководителями Великобритании и Франции угрозы нацизма и фашистской агрессии в Европе. Западные политики видели в СССР лидера сил «мировой революции», боялись «левой альтернативы» не меньше фашизма. Кроме того, они полагали, что репрессии ослабили Советский Союз, сделали его неэффективным союзником.
Используя трудности, возникшие на переговорах Советского Союза с Англией и Францией, германское правительство настойчиво добивалось соглашения с СССР в экономическом и политическом плане. Однако советское правительство, поддерживая улучшение экономических связей, весьма сдержанно относилось к политическому аспекту германо-советских отношений.
15 августа посол Германии в СССР В. Шуленбург сообщил наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову перечень вопросов, подлежавших обсуждению (Балтийское море, прибалтийские государства, Польша, Юго-восток), и заявил о готовности Риббентропа прибыть в Москву.
17 августа Германия предложила СССР подписать пакт о ненападении. В обстановке, когда бесперспективность достижения союза с Англией и Францией становилась всё отчетливее, влиятельные английские круги всё настойчивее пытались урегулировать отношения с Гитлером, а также конфликта СССР с Японией (союзницей Германии) на Халхин-Голе Советский Союз 19 августа принял предложение Германии, дав согласие на приезд Риббентропа в Москву.
Таким образом, в полной мере обосновано признать Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (включая Секретный дополнительный протокол) вынужденным шагом советского руководства, продиктованным стремлением защитить национально-государственные интересы СССР и его безопасность.
Когда говорят, что этот протокол предусматривал или предопределил раздел Польши, присоединение Бессарабии, Буковины и Прибалтийских государств к СССР, то такой подход не отражает фактических событий. Тексты Договора о ненападении, Секретного дополнительного протокола и записи бесед во время переговоров в Москве 23—24 августа 1939 г. не определяли конкретного характера будущих отношений СССР со странами Восточной Европы. В Договоре о ненападении нет никаких упоминаний о каких-либо государствах вообще.
Что касается секретного протокола, то в нём говорилось о «разграничении» сфер интересов в Восточной Европе «в случае территориально-политического переустройства областей», входящих в состав Прибалтийских государств и Польши. О каких «интересах» шла речь? Германия ещё весной 1939 г. приняла решение о нападении на Польшу, чем были определёны её интересы. Советский Союз был жизненно заинтересован в том, чтобы германские войска остановились по возможности дальше от советских границ. Это и было отражено в протоколе: Германия получала гарантию невмешательства СССР в её территориально-политические взаимоотношения с Польшей, которые были широко и давно известны в Европе, а СССР ограничивал продвижение Германии на Восток пределами Западной Польши, получал время на военное обустройство западных границ в оборонительных целях.
В момент подписания секретного протокола сталинское руководство ещё не определило своей внешней политики в Восточной Европе. Не было ясно, какие формы примут и советско-германские отношения. Например, при обсуждении проекта договора, составленного в Берлине, Сталин вычеркнул преамбулу, где говорилось об установлении дружественных советско-германских отношений. Он заявил при этом, что
«советское правительство не сможет представить общественности уверения в дружбе после того, как в течение шести лет СССР подвергался всяческим нападкам со стороны нацистского правительства».
Риббентроп в меморандуме Гитлеру от 24 июня 1940 г., касаясь переговоров в Москве в августе 1939 г., пишет о «тогдашней неопределённости германо-русских отношений». Об этом же свидетельствует телеграмма Шуленбурга в Берлин от 25 августа 1939 года.
Неопределённость в советско-германских отношениях не исчезла и после нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Её основными факторами являлись молниеносный разгром польской армии вермахтом, ошеломивший всю Европу, бездействие Англии и Франции, объявивших войну Германии 3 сентября («странная» или «сидячая война» на Западе), отсутствие уверенности в выполнении договоренностей Германией, армии которой, неумолимо продвигаясь на Восток, перешли демаркационную линию, установленную 23 августа.
Напомним, что Япония, Италия, Латвия ещё до Советского Союза подписали секретные дополнительные протоколы к двусторонним договорам с Германией. Более того, данные секретные протоколы оговаривали вопросы военного и военно-экономического сотрудничества, направленного против СССР.
Война Германии против Польши, начатая 1 сентября 1939 г., акты агрессии Германии и её союзников в отношении других стран Европы и Вторая мировая война 1939—1945 гг. в целом не являются следствием заключения Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретным дополнительным протоколом от 23 августа 1939 года, а также Договора о дружбе и границе и секретным дополнительным протоколом от 28 сентября 1939 года.
Советский Союз не несёт ответственности за начало Второй мировой войны.
Правовой и исторической основой данных утверждений являются факты, установленные приговором МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ДЛЯ СУДА И НАКАЗАНИЯ ГЛАВНЫХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ОСИ. Так,
«По мнению Трибунала, события в дни, предшествовавшие 1 сентября 1939 г., свидетельствуют о решимости Гитлера и его приспешников любой ценой осуществить объявленное им намерение захватить Польшу, несмотря на обращения к нему со всех концов света. Имея перед собой все новые и новые доказательства того, что это намерение также приведёт к войне с Англией и Францией, Гитлер бесповоротно решил не отклоняться от взятого курса. Трибунал считает полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939 г., была явно агрессивной войной, которая не могла впоследствии не превратиться в войну, охватившую почти весь мир, и обусловила совершение бесчисленных преступлений как против законов и обычаев войны, так и против человечности».
Таким образом, Международный военный трибунал в Нюрнберге установил факт единоличной ответственности Германии и Гитлера за начатую войну против Польши, которая впоследствии охватила почти весь мир, став Второй мировой войной 1939-1945 гг., а также факт того, что Вторая мировая война была начата Германией и является результатом решений и намерений Гитлера, главы Третьего рейха.
Спустя полвека, 24 декабря 1989 г., Съезд народных депутатов СССР принял Постановление № 979-1, в котором осудил факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 г. и других секретных договоренностей с Германией (п. 7 Постановления).
Своё решение депутаты обосновали в том числе тем, что
Очевидно, что данные обвинения несостоятельны с точки зрения исторической правды, подчёркивая их антигосударственный характер.
Принятие Постановления можно расценивать как акт государственной измены, оболгавший историю Советского Союза, подвиг его народа и армии, освободивших государства Европы, спасших миллионы жизней народов мира, одержавших Великую Победу.
Не случайно спустя два года, на волне предательства и отступничества, получившего легитимацию в высших органах государственной власти, как и в 1917 году, был разрушен СССР — государство, победившее нацизм, фашизм и милитаризм.
Решение о включении вопроса о Договоре и секретном протоколе в повестку I Cъезда народных депутатов СССР в 1989 году принималось исключительно из соображений «политической целесообразности» сепаратисткой направленности. Продвигали в жизнь это Постановление представители Народных фронтов Эстонии, Латвии и литовского «Саюдиса». Причём осуществлялось это под активным информационным воздействием публичных лекций о Советско-германских договорах 1939 года нациста Дитриха Лёбера в 1988-м и мае 1989 года, прочитанных в Эстонии и Латвии.
Такую возможность бывший военнослужащий СС и Абвера получил при содействии предателей нашей Родины, заинтересованных в развале Советского Союза изнутри. «Историко-правовую» основу этой политики внешних и внутренних врагов Отечества составляла «Концепция оккупации Прибалтики», разработанная ещё одним нацистом – Борисом Мейснером.
Прибалтийскую направленность Постановления подтверждают состав Комиссии (11 из 26 человек были депутатами от Прибалтики) и особенности её формирования: М.С. Горбачёв, в ходе определения персонального состава Комиссии, поручил рассмотреть дополнительно этот вопрос при участии делегаций Прибалтики.
В Пояснительной записке Комиссии от 14 декабря 1989 г. Съезду народных депутатов СССР в обосновании актуальности вопроса напрямую отмечается:
«в глазах широких слоёв населения Прибалтийских государств советско-германские договоренности 1939 года являются отправной точкой для оценки последовавших в 1940 году событий, приведших к включению Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР».
То есть, отсутствие доказательств «агрессии» или «аннексии» Советским Союзом Литвы, Латвии и Эстонии летом 1940 года вывело сепаратистов «Балтийского пути» на попытку достижения своих целей в сотрудничестве с бывшими нацистами и их молодыми пособниками в ФРГ. Посредством «доказательства» юридической несостоятельности Договора и протоколов 1939 г., их осуждения властью СССР, они «доказывали» недействительность событий лета 1940 г., и тем самым – «наличие» правовой основы для «свободного развития» вне Советского Союза.
При этом Комиссия не установила факт того, что советско-германские договоренности 1939 г. привели к включению Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Первый шаг на пути вхождения в состав СССР эти три республики сделали без участия советской России, заключив в марте и июне 1939 г. договора с гитлеровской Германией.
Выход Прибалтийских республик из состава Советского Союза через признание юридически несостоятельными секретных протоколов 1939 года был лишь промежуточным звеном для объединения Германии (в этом состоял основной интерес помощников балтийским сепаратистам), разрушения Организации Варшавского Договора и СССР, вывода советских (российских) войск из стран Европы и расширения НАТО на Восток (интересы США). Авторы данного политического проекта, ставшего по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, не только связаны в своей профессиональной деятельности с нацистами, но и являются таковыми.
«Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал».
Эти слова из песни «Встань за Веру, Русская земля» (авторы В.И. Агапкин, А. Мингалёв) достаточно точно раскрывают суть событий и явлений, происходивших с нашей Родиной в конце 1980-х – начале 1990-х годов…
На современном этапе развития российской государственности лавры победителей, политическая самостоятельность и независимость наследников Великой Победы не дают покоя разжигателям Второй мировой войны. С трибуны Европейского парламента Российскую Федерацию (правопреемница и правопродолжатель Советского Союза), российское общество призывают «смириться с его трагическим прошлым». Но теперь противники России апеллируют не только к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г. и Секретному дополнительному протоколу, «прямым следствием» которых, по мнению Европарламента, «явилось вторжение Гитлера в Польскую Республику, а через две недели Сталина, который лишил страну её независимости» и «начало Второй мировой войны».
Резолюция Европарламента 2019/2819 (RSP) от 19.9.2019 г. отсылает к Постановлению Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г., которым «советские власти отрицали ответственность за это соглашение и его последствия» (п. К). Инициаторов Резолюции не устраивает, что российские власти, вразрез с решением советской власти, пропагандируют историческую правду о Второй мировой войне.
Учитывая заявление Европарламента о «разделении Европы на две зоны влияния» согласно Договору о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 г. и Секретному дополнительному протоколу, целесообразно привести фактическое разделение Европы, которое произошло до встречи в Москве и без участия Советского Союза.
Кикнадзе В.Г. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Историческая правда о ключевых событиях и явлениях в вопросах и ответах. Москва: Прометей, 2020. С. 30.
На рисунке наглядно представлено кто и как разделил Европу, лишил страны суверенитета и независимости, оказывал силовое давление на другие государства в нарушение правовых обязательств. Значительная часть государств Европы, способная остановить развитие профашистского блока, к сожалению, встала на путь иррационального антисоветизма, политики предательства, трусости и позора.
Многочисленный по составу нейтральный блок впоследствии также испытал все трагические последствия своей позиции, недопустимой, когда речь идёт об угрозе другим народам и государствам. Полагаю, приведенные исторические факты убедительно свидетельствуют о том, что Договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 г. — это вынужденный шаг руководства Советского Союза, продиктованный стремлением защитить национально-государственные интересы СССР и его безопасность не только от военной угрозы с Запада, но и с Востока, и со значительной долей вероятности — с юго-запада Азии.
27 мая 2020 года Депутат Государственной Думы А. А. Журавлёв внёс на рассмотрение Государственной Думы законопроект (№963443-7) «О признании недействующим на территории Российской Федерации Постановления Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года № 979-1 «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года»».
В пояснительной записке к законопроекту сказано следующее.
«Постановление не соответствует принципам исторической справедливости и принято в условиях нарастающей политической нестабильности тех лет, сопровождавшейся давлением со стороны внешних сил.
Необходимо отметить, что Постановление было подготовлено по результатам работы Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года (далее — Комиссия), которая в своей деятельности не руководствовалась принципами объективности и беспристрастности. С самого начала Комиссия была ориентирована на осуждение дополнительного секретного протокола Договора (далее — Протокол) и переосмысление фактических причин и обстоятельств геополитических преобразований в Европе, накануне Второй мировой войны. В своих выводах и проекте Постановления Комиссия сделала акцент на тайном характере Протокола и заявила, что его положения находились в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.
Между тем, указанные выводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку практика заключения секретных протоколов была характерной чертой дипломатии того времени, а экономические и политические интересы государств, в том или ином регионе всегда присутствуют в международных отношениях. При этом Протокол не предусматривал изменение границ других стран каким-либо образом, в том числе военным. В отличие от способов сегодняшнего дня, когда «демократия» экспортируется с помощью «оранжевых революций», путем свержения законных правительств.
Важно заметить, что Договор Советский Союз подписал с гитлеровской Германией последним и исключительно в целях отсрочки начала агрессии против СССР. До этого, в период с 1933 г. по 1939 г. Германия заключила 14 аналогичных договоров с другими государствами, 9 из которых были двусторонние. И этот факт не вызывает никаких вопросов у международного сообщества.
Возвращаясь к Постановлению, не лишним обратить внимание, что члены Комиссии, принявшие активное участие в его подготовке, попутно преследовали и другую цель — создание иллюзии легитимности выхода из состава СССР прибалтийских республик, якобы вошедших состав СССР не по своей воле. В итоге принятие Постановление стало ещё одним, дополнительным фактором начала распада Советского Союза и создало «нормативную» базу для дальнейших фальсификаций вокруг истории Второй мировой войны.
Помимо доводов, указанных выше, нужно отметить, что Постановление носит ненормативный характер, а потому отражает позицию депутатов Съезда народных депутатов СССР лишь на момент его принятия.
Дальнейшее действие Постановления на территории Российской Федерации, искажающего суть исторических событий, их причин и последствий, не отвечает государственным интересам России и создает почву для спекуляций, направленных на раскол гражданского общества и обвинения СССР в развязывании Второй мировой войны наряду с гитлеровской Германией».
Законопроект поддержали 38 Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, докторов и кандидатов наук (исторических, юридических, политических), десятки других экспертов – гражданских активистов из многих регионов нашей страны, общероссийские организации «Сильная Россия» и «Офицеры России», направив открытое обращение в адрес председателя Государственной Думы Вячеслава Володина.
Более 40 российских и зарубежных СМИ осветили этот сюжет, в том числе в интервью специалистов: В.П. Зимонина, В.Г. Кикнадзе, О.Г. Назарова, А.Ю. Плотникова, Я.А. Юкшы и многих других. В подавляющем большинстве это одобрительные публикации. В поддержку законопроекта открыто высказались в Совете Федерации, Государственной Думе, в том числе руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов.
Однако у Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года были, есть и будут оппоненты. Среди них члены Комиссии по политической и правовой оценке Договора и советские депутаты, которые в 1989 году осудили секретный дополнительный протокол. Обозначились и ещё появятся новые противники законопроекта. Так, академик РАН Юрий Пивоваров выразил в СМИ свою позицию:
«Заключением пакта с нацистами СССР поддерживал захват Польши Германией (и, как известно, сам поучаствовал в очередном разделе несчастной страны), поддерживал готовящуюся экспансию Гитлера на Запад Европы».
На мой взгляд, данные утверждения Ю.С. Пивоварова отрицают факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, что уголовно наказуемо в Российской Федерации.
К компании критиков законопроекта примкнул Игорь Чубайс, утверждая следующее:
«…необходимо его осудить, как осудить и действия государства [Советского Союза], развязавшего, вместе с рейхом, ВМВ [Вторую мировую войну]!!»,
что тождественно следующему: СССР вместе с Третьим рейхом развязал Вторую мировую войну.
Полагаю, что в утверждении И.Б. Чубайса, как и в высказываниях академика Ю.С. Пивоварова, присутствуют признаки нарушения Уголовного Кодекса Российской Федерации, статья 354.1. «Реабилитация нацизма», а именно: часть 1 «Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси» и часть 2 «совершённые лицом с использованием средств массовой информации».
22 июня 2020 года информационное агентство «Аврора» провело онлайн круглый стол, посвященный Дню памяти и скорби – Дню начала Великой Отечественной войны (1941 год) и обсуждению законопроекта. По итогам круглого стола принята Резолюция, которая направлена Президенту Российской Федерации В.В. Путину.