геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми

Социально-психологические аспекты работы с пожилыми людьми

геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми фото. картинка геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть фото геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть картинку геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми.

Ярычев Бадрудин Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет

Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX в. Неразработанность вопросов геронтопсихологии стала серьезным препятствием для создания целесообразной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей жизни субъекта, для построения психологии развития как самостоятельной дисциплины. Следует отметить, что психологами детально разработаны, исследованы периоды детства и юношества. При изучении зрелого человека акцент делается, как правило, на профессиональную сферу деятельности. Период поздней взрослости, старости исследован очень слабо. Не существует достаточно достоверных данных об особенностях мотивационной, эмоциональной сферы, самооценке и других составляющих личности пожилого человека. [1,с. 169]

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов психологической работы с пожилыми людьми.

Основаниями для психологической помощи в форме консультирования психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.

Рассмотрим подробнее психологические аспекты работы с пожилыми людьми. Важными и эффективными в работе с ними являются все основные направления психологического консультирования, а именно:

— семейное психологическое консультирование;

— профориентационное психологическое консультирование;

— индивидуальное психологическое консультирование (включая психологическое консультирование в особых ситуациях).

Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:

— демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;

— апеллировать к их жизненному опыту;

— следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;

— подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;

— предоставлять максимальную возможность высказаться;

— говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;

— ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;

— использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую. [2,с. 20]

В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.

Таким образом, возрастно-психологическое консультирование призвано решить две основные проблемы: помочь в подготовке к освоению «статуса пенсионера» и к принятию своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической невостребованностью, потерей многих социальных связей и т. п.

Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена с учетом особенностей личности клиента и индивидуальных стратегий адаптации к возрастному фактору.

Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психологическое консультирование. Конкретный опыт показывает, что в работе с пожилыми людьми наиболее востребовано психологическое консультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов. В последнее время наблюдается снижение возможностей удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего. [3,с. 33]

Психологическое семейное консультирование предполагает и работу с самими стариками. Им следует передать знание о закономерных психологических задачах и новообразованиях разных возрастов, в том числе и старости. В общении с консультантом старый человек уясняет свою роль в семье, свое значение для стабилизации семьи.

Возрастной фактор в профессиональной деятельности и переподготовке часто оказывается менее важным, чем такие факторы, как интеллект, мотивация, установки и образование. Подготовка пожилых работников означает больше, чем просто обучение мастерству. Это означает еще и смену установок, борьбу с тревогой и избавление от устоявшихся привычек. Перепроектирование рабочего места и методы переподготовки должны тщательно проверяться, так как незначительные различия в оборудовании или процедуре могут создать трудности для пожилых работников.

Источник

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми фото. картинка геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть фото геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть картинку геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми фото. картинка геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть фото геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть картинку геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми.

Социология и социальная работа

геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми фото. картинка геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть фото геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть картинку геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми.

Тимонина Вера Александровна
Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация),
veratimonina115@gmail.com

Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми

Аннотация: В статьи рассматриваются характерные для пожилого возраста психологические особенности, которые необходимо учитывать специалисту по социальной работе при взаимодействии с пожилым человеком. Смена ведущего вида деятельности после выхода на пенсию, ухудшающееся здоровье, ослабление социальных связей оказывают негативное воздействие на психологическое здоровье людей пожилого возраста. Появляются или обостряются такие психологические проблемы как: ощущение непонятности и безразличия, внутреннее состояние одиночества, потеря полноты жизни, подозрительность, тревожность. Знание и понимание специалистом психологии пожилого возраста оградит его от нежелательных ошибок, позволит выстроить доверительные отношения с клиентом для эффективной работы.
Ключевые слова:
социальная работа, пожилые люди, психологические особенности, кризис пожилого возраста, общение

Пожилой возраст характеризуется своими физиологическими, психологическими, ценностными особенностями, которые необходимо учитывать специалисту при построении работы с клиентами данной возрастной категории. После выхода на пенсию, у человека происходит смена социального статуса, а соответственно и возложение на себя другой роли с другой ответственностью.

Знания о характеристиках, закономерностях, движущих силах, механизмах, индивидуальных особенностях психического развития и психического старения пожилых людей необходимы для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально-психологической помощи [2, 128].

Говоря о психологических особенностях социальной работы с пожилыми людьми, важно понимать, что они складываются из психологических особенностей самого пожилого человека – клиента социальной работы, и психологических особенностей специалиста, оказывающего помощь.

Многие исследователи рассматривают пожилой возраст как кризисный период, это связано с тем, что происходят как внешние, так и внутренние изменения, влияющие на жизненный уклад пожилого человека. К внешним можно отнести: появление большого количества свободного времени, изменение социального статуса. А проявлением внутренних изменений является осознание потери прежних физических и психологических сил, зависимое положение от семьи. Изменение социального статуса, смена образа жизни, сужение круга общения не могут не сказываться на поведении человека, на его психической сфере [1, 27].

По мнению отечественного психолога Н. Ф. Шахматова, с возрастом ориентация человека меняется с окружающих на самого себя. Пожилые люди стараются не выставлять свою жизнь на показ, угасает потребность находиться в центре внимания, отстаивать свою позицию в споре (при этом не изменяя ей). Пожилые люди часто жалуются на пониженное настроение, что происходит из-за ощущения собственной ненужности, осознания старения и непонимания окружающими. Они не отстраняются от общения, а наоборот ищут его, оживляясь во время беседы, но по ее окончанию чувство одиночества и ненужности возвращаются. Как подчеркивает Н. Ф. Шахматов «признание себя старым – важнейший психический фактор старения».

В пожилом возрасте происходит эмоциональная перестройка характера, что вызвано постепенным ослаблением контролирующей и тормозной функции коры головного мозга: на передний план могут выйти черты, которые тщательно контролировались или скрывались в молодые годы. Так люди становятся очень чувствительными, плаксивыми или наоборот агрессивными, подозрительными при этом проявления могут быть даже по незначительным причинам. На личностном уровне изменения в эмоциональной сфере характеризуются снижением самооценки, неудовлетворенностью собой, сомнением в собственных силах, ощущением беспомощности. Возможны психосоматические заболевания, которые возникают из-за ложных установок. Пожилые люди сами убеждают себя, что сильно больны и свыкаются с этими мыслями, а если болезнь не подтверждается, то появляется симуляция симптомов. Возможно, что даже реальные заболевания человек будет перекладывать на своих близких, показывая себя мучеником, но такой стиль поведения выбирается для того, чтобы ощутить собственную значимость, почувствовать заботу.

Можно говорить о том, что большинство переживаний в пожилом возрасте возникает из-за чувства одиночества, при этом его могут испытывать не только люди, живущие одни, но те, кто живет в семье (с супругом). Под термином «одиночество» понимают не столько одинокий образ жизни, сколько состояние души, которое характеризуется тягостным ощущением увеличивающегося разрыва с окружающими, покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования [4, 214]. Чувство одиночества имеет двойственный характер в пожилом возрасте, т. е. с одной стороны, человека тяготит разрыв со внешним миром, знакомыми, утрата прежней значимости для общества, но с другой, это может быть проявление целенаправленного отстранение от прежней жизни, желание сохранить свои ценности от посторонних. В то время как одинокий образ жизни – физическое состояние, которое может быть выбрано самим человек.

К одиночеству прилегает ещё одна актуальная проблема для пожилых людей – потеря полноты жизни. Люди пожилого возраста тяжело адаптируются к новшествам, воспринимая их с подозрительностью и опаской. Психологическая защита, необходимая человеку, становится проблемой и для пожилых людей, и для их близких. Замедление умственных процессов, сопровождаемое недоверчивостью, становится одной из причин низкой мобильности пожилых людей, привыкших жить своими уже сложившимися ценностными установками. По началу пожилые люди стремятся поддерживать связи с бывшими коллегами и друзьями, но чем дальше по времени они уходят от трудового периода, тем слабее становятся эти связи. Жизнь становится более размеренной, исчезает необходимость в спешке и суете.

Большое значение отводится рассказам о молодости, о важных жизненных событиях. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость [3, 148]. Не исключено преувеличение, искажение некоторых событий, а также идеализация своего поколения, к чему необходимо относиться снисходительно.

Таким образом, психологическое состояние пожилых людей обуславливается сменой ведущего вида деятельности и физиологической перестройкой организма, замедлением умственных процессов. Знание и понимание специалистом специфических особенностей возраста позволит ему правильно выстроить работу и найти наиболее эффективные пути решения проблем. При этом для пожилого человека необходимо сохранение своей самостоятельности, поэтому при выборе неуместного типа общения, который может проявляться в навязывании своего мнения, надменном поведении, излишней самоуверенности, выстроить доверительные отношения с клиентом будет практически невозможно.

Специалист должен учитывать интересы и установки пожилого человека при коммуникации с ним: понимать, где уместно промолчать, а где необходимо поддержать разговор мимикой или жестами. Перед началом беседы нужно осведомиться, есть ли у собеседника проблемы со слухом или речью. Коммуникация должна строиться в нормальном звуковом регистре, при необходимости используются компенсирующие средства: чтение по губам, жестикуляция, рисование, запись вопросов и ответов, присутствие родственников, близких или других специалистов [5, 35]. Важно учитывать желание пожилого человека выступать в роли активного рассказчика, быть готовым к лирическим отступлениям, размышлениям, а может и нравоучениям. Неуместно перебивать клиента. Если у социального работника нет возможности побеседовать с пожилым человеком в данный момент, то с соблюдением правил вежливости он должен попросить перенести разговор на ближайшее время. При ведении беседы пожилому человеку важно видеть заинтересованность своего собеседника, поэтому необходимо поддерживать разговор, не отвлекаться на посторонние ненужные вещи, выступать в роли активного слушателя. Важно реагировать непосредственно на то, о чем говорит пожилой человек, а не на свои мысли в связи услышанным, т. к. фальшь сразу станет заметной и оскорбит чувства рассказчика. Собеседники должны находиться на одном уровне, неправильно если во время диалога специалист будет стоять (если в этом нет определенной потребности). Для расположения человека к себе специалист должен сохранять уместную улыбку, периодически смотреть клиенту в глаза. Не разрешительно употребление в присутствии пожилого человека нецензурных слов. Социальный работник должен быть снисходительным к неточностям, ошибкам, которые могут допускать пожилые люди. Даже если клиент ведет себя раздражительно или плаксиво, специалисту важно сохранять самоконтроль, вежливость и доброжелательность.

Обращаться к пожилому человеку необходимо по имени и отчеству, большое значение приобретает употребление слов «спасибо», «пожалуйста». Если клиент не понял с первого раза, то нужно повторить еще раз, объяснить подробнее. В пожилом возрасте ослабевает память, поэтому желательно напоминать о грядущих событиях, которые запланированы в рамках работы. Большую роль играет четкость и членораздельность речи, неуместным является использование профессиональной терминологии, непонятной пожилому человеку.

Особое внимание нужно уделять своему внешнему виду. Пожилые люди идеализируют свое поколение, которое, по их мнению, было скромнее и порядочнее нынешнего, поэтому изобилие косметики, украшений и новомодная одежда могут стать помехой на пути к установлению доверительных отношений. Важно, чтобы не одежда привлекала внимание клиента, а сама личность специалиста. Не приветствуется небрежность, рассеянность, неисполнение своих обещаний, излишняя болтливость.

При взаимодействии с пожилыми людьми специалисту нельзя забывать о таком профессиональном чувстве как эмпатия. Оно помогает понимать чувства клиента, проявлять сопереживание, но не наполнять себя ими. Это необходимо для профилактики профессионального выгорания.

В заключении необходимо подчеркнуть, что социальная работа предполагает субъект-субъектные отношения, где признается индивидуальность другого человека, его автономность и право на собственный голос. Выход на пенсию становится первым кризисом на новым жизненном этапе, ухудшающим психологическое здоровье пожилых людей. Возраст становится психологическим барьером к полноценной жизнедеятельности, появляется отторжение себя, в сознании начинают главенствовать стереотипы. Знание и понимание специалистом возможных негативных проявлений возрастных изменений оградит его от ошибок при организации работы.

Список литературы

1. Кадырова В. Х. Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей / В. Х. Кадырова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12086.htm.

2. Рыбинская А. В. Психологические характеристики кризиса пожилого возраста / А. В. Рыбинская // Вестник ТГУ. – 2013. – №7(123). – С. 128-131.

3. Семенцова Л. И., Николаева Л. С. Социальная работа с пожилыми семьями / Л. И. Семенцова, Л. С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №. 1(11). – С. 143-155.

4. Тюльтяева Л. А. Проблема одиночества в геронтологии: социальные и половые аспекты / Л. А. Тюльтяева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4-2. – С. 212-214.

5. Хисматуллина З. Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З. Н. Хисматуллина // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3. – С. 31-41.

Источник

Геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Самоисполняющиеся пророчества в работе психотерапевта. Влияние вербальных конструктов на жизненный сценарий клиента

ВЕБИНАР: Психологическая помощь детям с РАС* и их родителям: практика системного семейного консультирования

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

Скоро

VI Всероссийская ассамблея практической психологии «Чувство осени»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Геронтопсихология — наука о будущем

Автор

геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми фото. картинка геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть фото геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми. смотреть картинку геронтопсихология и ее учет в организации социальной работы с пожилыми людьми.

Данные ООН позволяют проследить динамику демографических показателей старения населения планеты. В 1955 г. число пожилых людей 65 лет и старше во всех странах составляло 143 млн. чел. (5,2%), в 1975 г. 232 млн. (5,7%), в 1990г. 328 млн. чел. (6,2%), в 2005 г. 475 млн. (7,1%), а к 2025 г. прогнозируется увеличение их числа до 822 млн., что составит 9,7% всего населения Земли. ВОЗ в 1982 г. выбрала 65 лет как индикатор пожилого возраста и рекомендовала в группе лиц пожилого возраста выделять еще и группу «престарелых» людей — 80 лет и старше. Более того, молодым государством считается то, где доля пожилых от 65 лет и старше составляет 4%, старым — от 7% и более. Анализ демографических показателей многих европейских стран показывает устойчивые тенденции старения населения Европы. Так как в России доля лиц в возрасте 60 лет и старше возросла с 9% в 1959 г. до 20,5% в настоящее время, то можно говорить о старении населения России.

Эксперты Комитета ВОЗ отмечают, что «проблема состоит не только в том, что увеличивается численность населения, но и в том, что отмечается его дальнейшее «постарение», поскольку растет число людей, живущих дольше». Численность пожилых людей возросла за эти годы в 5 раз, тогда как численность населения планеты за это время увеличилась лишь в 3 раза. Старение общества идет с двух сторон: «снизу» сокращение численности детей и «сверху» сокращение смертности. В связи с этим процессом глобальных демографических изменений проблемы старения стали в последнее время предметом пристального изучения медиков, физиологов, психологов, социологов.

В большей степени исследования данного периода жизни человека проводятся в русле геронтологии (греч. geron, geront(os) — старец + logos учение), науки, изучающей закономерности старения живых существ, в том числе человека. В связи с необходимостью расширения междисциплинарных исследований проблем старения Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» (СПБГИПСР) и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Госпиталь для ветеранов войн» (СПб ГБУЗ «ГВВ») приняли совместное решение о создании и обеспечении деятельности кафедры геронтологии, являющейся структурным подразделением СПбГИПСР и осуществляющей свою деятельность на базе СПб ГБУЗ «ГВВ». Кафедра геронтологии обеспечивают учебный процесс по следующим специальностям / направлениям подготовки факультета СПбГИПСРа «Прикладная психология» и кафедры «Клиническая психология»:

Впервые термин «геронтология» был предложен И.И. Мечниковым в 1903 г. в его «Этюдах оптимизма». Илья Ильич Мечников подчеркивал, что изучение старости имеет не только большой теоретический интерес, но и практическое значение. Современная геронтология — междисциплинарная наука, в состав которой входят биология старения, клиническая геронтология (гериатрия), социальная геронтология (геронтогигиена) и геронтопсихология.

Задача биологии старения — изучение молекулярных и физиологических механизмов старения организмов и популяций, а также факторов, определяющих продолжительность жизни. Изучение биологии старения включает как экспериментальные исследования на животных различных видов, так и клинические исследования людей в различные периоды жизни. Задачей клинической геронтологии (гериатрии), динамически развивающейся области современной медицины, является изучение физиологических и патофизиологических особенностей старого человека, особенностей течения патологических процессов и заболеваний и их лечения. Задача социальной геронтологии (геронтогигиены) — выяснение влияния условий жизни и окружающей среды на старение и продолжительность жизни человека. Задача геронтопсихологии — изучение особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста. Важным разделом геронтопсихологии является поведенческая геронтология, изучающая возрастные изменения поведения живых существ разных видов.

Безусловно признавая несомненную важность исследований в рамках всех указанных разделов геронтологии, особое внимание хочу обратить на исследования геронтопсихологии, являющейся разделом не только геронтологии, но и разделом возрастной психологии, посвященной проблемам старения. Психологические проблемы старения разработаны совершенно недостаточно. Это связано, во-первых, с различиями теоретических интерпретаций психологических характеристик пожилых людей, отсутствием достоверных данных о возрастной норме различных сторон психической деятельности в позднем возрасте. Во-вторых, с отсутствием надежного и валидного инструментария для проведения экспериментальных психологических исследований лиц пожилого и старческого возраста. Наконец, в-третьих, с тем, что подавляющее большинство используемых методик разработано для изучения людей более молодого возраста и, естественно, не соответствует установкам, интересам и другим характеристикам пожилых и старых людей.

Это относится и к зарубежным исследованиям, и к отечественным. В психологии развития и возрастной психологии 90% исследований приходится на детскую психологию. Геронтопсихология как отдельная отрасль психологической науки начала активно развиваться лишь в конце двадцатого века и организационно только оформляется. Даже сам термин «геронтопсихология» еще не является однозначно определившимся в научной среде, в некоторых научных изданиях употребляются термины «психогеронтология», «психологическая геронтология», «возрастная психология старения».

Современная геронтопсихология основывается на следующих представлениях о природе старости и старения.

Исследования геронтипсихологии должны быть направлены на преодоление представлений о старости как о возрасте упадка и потерь, на определение потенциала развития в любом возрасте, в том числе и в старости, его возможных форм и вариантов. В рамках указанных задач можно выделить несколько ключевых направлений исследований геронтопсихологии (которые, безусловно, не являются исчерпывающими): кризис поздней взрослости (пожилого возраста), гендерная социализация в пожилом возрасте и возрастная дискриминация пожилых людей (эйджизм).

Кризис поздней взрослости (пожилого возраста). Этот кризис имеет две стороны проявления. Первая — включает время выхода человека на пенсию, вторая — характеризуется осознанием и отношением человека к собственной смерти. Обе эти стороны кризиса поздней взрослости имеют основу во вновь возникших противоречиях между имеющимся состоянием (желанием) к активной жизнедеятельности и внешней (социальной) еѐ недооценкой. Чаще всего пожилой человек психологически не желает принимать старость и приближение конца своей жизни, болезненно чувствует решение общества по поводу его бесполезности. Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Многие авторы даже в учебниках отождествляют наступление пожилого возраста с выходом на пенсию, а понятия «пожилой» и «пенсионный» возраст используются как синонимы. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухудшается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, поскольку сегодня человек в 55–65 лет субъективно не ощущает себя старым.

Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, необходимо прежде всего отметить, что, несмотря на многочисленные интерпретации его сути, практически все ученые (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, В. Франкл, П.П. Блонский и др.) сходятся во мнении о том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни и, в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста, с психологической точки зрения, является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста — это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы — бессмысленны. Недаром Эрик Эриксон назвал этот кризис «цельность личности — отчаяние». Успешное решение свойственных возрасту задач, активное использование резервов развития, благополучное прохождение возрастных кризисов дают человеку возможность достичь состояния, которое в геронтопсихологии принято называть «счастливой старостью».

Социальное и психологическое состояние лиц пенсионного возраста усугубляется тем фактом, что в нашей стране не разработана система психологического консультирования по вопросам как подготовки к выходу на пенсию, так и по вопросам профессионального самоопределения или профессиональной переподготовки после выхода на пенсию. В США психологическое сопровождение профессиональной карьеры человека является актуальным в любом возрасте. Там разработано и введено в действие множество программ по обучению пенсионеров. В университетах стран Европы на студенческой скамье можно встретить людей пенсионного возраста, которые получают второе или третье высшее образование. Для них это не просто переподготовка, но и способ дальнейшего интеллектуального развития, позволяющий замедлить процессы угасания когнитивных функций. Научное обоснование и практическое внедрение постоянного (непрерывного) образования применительно к пожилым людям, как важнейшие задачи исследования в геронтопсихологии, будут важным условием поддержки социальных связей, выявления и сохранения духовного потенциала личности, рационализации образа жизни после выхода на пенсию для успешной социализации пожилых.

Актуальность исследования гендерной социализации в пожилом возрасте обусловлена рядом причин и, в первую очередь, слабым вниманием исследователей к изучению гендерных проблем социализации пожилых людей. Гендерные исследования отечественными учеными проводятся уже три десятилетия, а вопросы, касающиеся гендерных проблем социализации пожилых людей, практически не изучены.

В понимании процесса социализации в пожилом возрасте как периоде жизни с разными видами активности находит отражение принятие большинством современных исследователей концепции успешного старения, основные положения которой выстраиваются в противоположном направлении по сравнению с концепцией проблемного старения, которая была популярной в геронтопсихологии в предыдущие десятилетия. При этом такой значимый для социализации мужчин и женщин социокультурный фактор, как приверженность определенным гендерным нормам, не рассматривался исследователями применительно к людям пожилого возраста. Анализ гендерно-ориентированной научной литературы свидетельствует о сосуществовании в социально-культурном пространстве и в обыденном сознании людей двух основных нормативных моделей ролевого поведения мужчин и женщин: традиционалистские (патриархатные, консервативные) гендерные нормы и эгалитарные (современные) гендерные нормы.

В гендерной психологии описан такой феномен, как «двойной стандарт старения», который обозначает, что старение имеет различное значение для мужчин и для женщин. В системе традиционалистских взглядов старение означает для женщин процесс «сексуальной дисквалификации»: поскольку женщина в основном ценится за то, что может родить и вырастить детей и ухаживать за своим мужем, но после этого становится неясной ее «польза». В патриархатном обществе статус мужчин выше, чем статус женщин, так как ценность мужчин определяется профессиональными успехами, а ценность женщин прежде всего зависит от репродуктивных возможностей и сексуальной привлекательности. Поэтому социальная девальвация пожилой женщины происходит независимо от ее занятий и личностных особенностей. Двойной стандарт старения — это явление, порождаемое традиционалистскими гендерными нормами, акцентирующими значение биологической составляющей в жизни женщины и низкую оценку ее как личности.

Эгалитарная модель мужского и женского поведения основана не на противопоставлении, а сближении и взаимозаменяемости мужских и женских социальных ролей в общественной жизни, профессиональной деятельности и в сфере семейных отношений. В рамках эгалитарной модели отношений между полами акцент сделан не на доминировании и подчинении, а на равенстве статусных позиций в разных сферах жизни, что соответствует запросам современных мужчин и женщин в индивидуальном саморазвитии и самовыражении. Самореализация и в профессиональной сфере, и в семейной одинаково значима для современных женщин и мужчин, поэтому доминирующей для них должна стать поведенческая стратегия, ориентированная на достижение баланса семьи и работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *