глагол в спрягаемой форме пример

Глагол в спрягаемой форме пример

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

глагол в спрягаемой форме пример. глагол в спрягаемой форме пример фото. картинка глагол в спрягаемой форме пример. смотреть фото глагол в спрягаемой форме пример. смотреть картинку глагол в спрягаемой форме пример.

Спряжение глагола определяется по:

Ко II спряжению относятся:

К I спряжению относятся:

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.

К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:

I и II спряжения глаголов. Личные окончания

Лицо

I спряжение

1-емечта-юпомечта-юмечта-емпомечта-ем2-емечта-ешъпомечта-ешъмечта-етепомечта-ете3-емечта-етпомечта-етмечта-ютпомечта-ют

II спряжение

1-евер-юуслыш-увер-имуслыш-им2-евер-ишъуслыш-ишъвер-итеуслыш-ите3-евер-итуслыш-итвер-ятуслыш-ат

Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

Единственное число

Множественное число

Я хочу
Ты хочешь
Он, она, оно хочет (по I спр.)Мы хотим
Вы хотите
Они хотят (по II спр.)Я бегу
Ты бежишь
Он, она, оно бежит (по II спр.)Мы бежим
Вы бежите (по II спр.)
Они бегут (по I спр.)

Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

Единственное число

Множественное число

Я ем, дам
Ты ешь, дашь
Он, она, оно ест, дастМы едим, дадим
Вы едите, дадите
Они едят, дадут

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

Различайте глаголы!

глагол в спрягаемой форме пример. глагол в спрягаемой форме пример фото. картинка глагол в спрягаемой форме пример. смотреть фото глагол в спрягаемой форме пример. смотреть картинку глагол в спрягаемой форме пример.

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:

Источник

Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола

Все глагольные формы подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся формы, обладающие грамматическими категориями наклонения, времени, лица (или рода у глаголов прошедшего времени). Это формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формы повелительно­го и сослагательного наклонений. Например: читаю, чита­ешь, читает, читай, читал, читала, читал бы, буду читать. Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого (простого глагольного), иначе говоря, предиката, поэтому они называются еще преди­кативными формами.

Спрягаемые формы обозначают процесс в отношении к действующему лицу или предмету и обладают категорией лица, следовательно, они являются личными формами: Наши нивы цветут,— мы отстояли весну. Наши силы растут,— мир победит войну. (Долм.)

К неспрягаемым относятся формы глагола, не обладающие категорией наклонения, времени и лица. Это инфинитив (неопределенная форма), причастие и деепри­частие. Инфинитив и деепричастие — неизменяемые фор­мы; причастие — изменяемая неспрягаемая форма: причастия склоняются, подобно прилагательным. В прича­стиях частично отражается категория времени: они имеют формы настоящего и прошедшего времени (будущего вре­мени у причастий нет).

Инфинитив

Инфинитив, или неопределенная форма,— это исходная, начальная форма глагола, в которой заключено наиболее общее его лексическое значение. Этим инфинитив уподобляется форме именительного падежа имени сущест­вительного, ср.: бегатьбег, читатьчтение, спатьсон.

Между именем существительным со значением действия или состояния и инфинитивом есть существенное различие. Данные существительные, как и все остальные имена суще­ствительные, имеют значение предметности. Например, су­ществительные рисование, плавание, езда, бег выражают 176

действие как предмет, а неопределенная форма глаголов рисовать, плавать, ездить, бегать выражает действие как процесс, т. е. действие в развитии.

Приставка вы-, прибавляемая к инфинитиву с суффик- сом-шы, перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести, выгрести.

Показатель инфинитива -чь, который не следует рас­сматривать ни как суффикс, ни как окончание, имеют гла­голы с основой настоящего (будущего) времени на заднеязычные г, к: беречь — берег-ут, стеречьстерег­ут, лечьляг-ут, испечьиспек-ут, течьтек-ут.

В предложении инфинитив может выполнять функции главных и второстепенных членов, ср.: Просыпаться на зареприятно (подлежащее). Не узнать наши края. Мы стали собираться в дорогу (сказуемое). Брат просил ку­пить ему футбольный мяч (дополнение). Желание путе­шествовать не покидало меня (несогласованное определение). Отец ушел удить рыбу (обстоятельство це­ли). Таким образом, инфинитив по существу выполняет те же синтаксические функции, что и имя существительное.

Различаются субъектный и объектный инфинити­вы. Субъектный инфинитив обозначает действие субъекта предложения, который чаще всего является подле­жащим: Он решил уехать в Крым. Объектный инфи­нитив обозначает действие не субъекта, а другого лица: Врач посоветовал больному уехать в Крым.

25. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.

Все глагольные формы, спрягаемые и неспрягаемые, об­разуются от двух глагольных основ: от основы инфинитива и от основы настоящего ( будущего простого, если глагол совершенного вида) вре м е н и.

Для выделения образующей основы настоящего (буду­щего) времени нужно брать форму 3-го лица множествен­ного числа (в других личных формах может происходить чередование согласных в конце основы). В этой форме от­брасывается фонемное личное окончание -ут или -ат: стерег-ут (ср. стереж-ет), ляг-ут (ср. ляж-ешь), реша­ютрешай-ут; леж-ат, сидят (просидят)сид’-ат (просид’-ат), стоятстой-ат.

тивед-ут; покор и-тьпокор’-ат, реша-търешай-ут, закрыва-тъзакрывай-ут, дава-тьдай- ут, писа-тьпиш-ут, бежа-тьбег-ут.

От основы инфинитива образуются:

2.формы сослагательного наклонения: прочитал бы, сберег ры, привез бы, отвел бы;

От основы настоящего времени образуются:

1.личные формы настоящего времени глагола (с по­мощью личных окончаний): читай-у, читай-эшь, читай- эт, читай-эм, читай-эте, читай-ут;

2.формы повелительного наклонения от глаголов несо­вершенного вида (с помощью нулевого окончания или окон­чания -и- в форме единственного числа и постфикса -те в форме множественного числа): читай-утчитай( ), чи­тайте; сид-атсиди, сидите. Формы повелительного наклонения совершенного вида образуются от основы будупрочитали, рисуешь, растет, зазеленеют, будем петь (изъявительное наклонение), прекратился бы, поняла б, возвратились бы (сослагательное наклонение), рисуй, гово­рите, пусть пишут, давайте прочитаем, встать! (повели­тельное наклонение).

3.Формы причастий настоящего времени: несут-несущий;

4.формы деепричасний несовершенного вида (с помощью суффикса –а):лежат-лежа.

26. Категория вида глагола. Способы образования видов.

Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности или завершенности различаются два вида глагола — совершенный и несовершенный.

Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме — спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая — несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю — совершенный вид. У спрягаемых форм глаголов категория вида тесно связана с категорией времени.

Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать — прочитал, прочитаю; написать — написал, напишу; доехать — доехал, доеду; рассказать — рассказал, расскажу.

Наряду с глаголами, обозначающими завершенность действия, в системе совершенного вида можно выделить глаголы, характеризующиеся специфическим лексическим значением, в частности глаголы, которые обозначают:

1) начало действия; для них характерны приставки за-, по-, вз—: заговорить, запеть, закричать, забегать, заплясать, пойти, побежать, поплыть, взлететь, взволноваться;

2) ограниченность действия во времени (глаголы с приставками по- и про-)’, поработать, погулять, подышать, побегать, посмеяться (недолго, немного), пробегать, просидеть.

Несовершенный вид глагола характеризует длительное, протяженное, незавершенное действие или со­стояние, без указания на достижение им внутреннего пре­дела в прошлом, настоящем или будущем: читать — читал, читаю, буду читать; писатьписал, пишу, буду писать; ехатьехал, еду, буду ехать; рассказывать — рассказывал, рассказываю, буду рассказывать.

Среди глаголов несовершенного вида выделяется особая группа парных глаголов движения: идтиходить, бе­жатьбегать, лететьлетать, плытьплавать, ехатьездить, брестибродить, ползтиползать, лезтьлазить, нестисьноситься, нестиносить, везтивозить, вестиводить, гнатьгонять, ка­титькатать, тащитьтаскать. Эти парные глаго­лы движения выражают различия в оттенках значения. Левые члены пар обозначают не расчлененное на отдельные акты, непрерывное движение, направленное в одну сторо­ну, и называются глаголами однонаправленного, или опре­деленного, движения (подругой терминологии, мотор­но-некратными): идти, бежать, лететь, плыть и т. д. Глаголы в парах справа (ходить, бегать, летать и т\ п.) обозначают или непрерывное разнонаправленное движение (ходил туда-сюда), или повторяющееся во времени дви­жение (хожу на работу через парк; часто ходит в театр) и называются глаголами разнонаправленного, или неопре­деленного, движения (моторно-кратными).

Иногда глаголы типа ходить, летать, плавать и т. п. могут обозначать свойство предмета (лица или животного): человек ходит, птицы летают, рыбы плавают, пресмы­кающиеся ползают и т. п.

Способы образования видов.

Непроизводные глаголы и глаголы, образованные от других частей речи (не от глаголов), чаще всего относятся к несовершенному виду: жить, пить, сидеть, идти, брать, писать, краснеть, белеть, охать, плотничать и т. п. И только небольшая группа непроизводных глаголов относит­ся к совершенному виду, например: бросить, дать, стать, сесть, лечь, пустить, решить и др.

Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писатьнаписать, решитьрешать, рассказать — рассказывать, переворачиватьперевернуть, исчезатьисчезнуть.

Видовые пары образуются несколькими грамматически­ми способами: посредством префиксов. при помощи суф­фиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивны­ми (инозвучными) основами.

1. Наиболее часто глаголы совершенного вида образуют­ся от глаголов несовершенного вида с помощью при­ставок, т. е. префиксальным способом: делатьсделать, писать написать, строитьпостроить, слабеть — ослабеть.

Присоединение приставки к глаголу несовершенного ви­да переводит глагол в совершенный вид. Однако приставочные глаголы совершенного вида не всегда образуют видовую пару с соответствующим бесприставочным глаго­лом несовершенного вида, так как глагольные приставки в русском языке могут выполнять и грамматическую, и лек­сическую функцию, т. е. изменять вид глагола и одновре­менно вносить в основу глагола новое лексическое значение. В таком случае бесприставочный и приставочный глаголы не образуют видовой пары, не являются соотноси­тельными по виду. Например, глаголы писатьнаписать имеют одинаковое лексическое значение, приставка на- выполняет чисто грамматическую функцию, поэтому эти глаголы соотносительны по виду и образуют видовую пару. Но сравним лексическое значение глаголов, присоединив­ших к глаголу писать другие приставки: писать — впи­сать, выписать, дописать, записать. Здесь каждая приставка вносит оттенок нового лексическо­го значения, поэтому приставочные глаголы совершенного вида не образуют видовой пары с бесприставочным глаго­лом несовершенного вида.

В качестве формообразующих приставок, т. е. приста­вок, образующих формы совершенного вида, вступающие в видовую пару с бесприставочными глаголами несовершен­ного вида, чаще всего выступают приставки с-: варить — сварить, петь — спеть, прятатьспрятать. Реже чисто граммати­ческую функцию выполняют приставки на-: писать — на­писать; за-: гримироватьзагримировать; у-: топитьуто­пить, крастьукрасть; очень редко — приставки из- (ис-): печьиспечь, пугатьиспугать, портитьиспортить; при-: готовитьприготовить, снитьсяприсниться; вз-, воз-: волноватьсявзвол­новаться, мужать — возмужать.

2. В образовании видовых пар глаголов широко исполь­зуется суффиксальный способ.

От бесприставочных и, реже, приставочных глаголов со­вершенного вида с суффиксом -и- образуется несовершен­ный вид глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), т. е. в

видовой паре происходит мена, чередование суффиксов –и-а-(-я-). При этом может происходить также чередование согласных в основе: решитьрешать, броситьбро­сать, кончитькончать, получитьполучать, встре­титьвстречать. Этот способ образования видовых пар малопродуктивен.

. Этот способ наиболее продуктивен: разыскатьразыскивать, выплатитьвыплачивать, расстрелятьрасстреливать; перепи­сатьпереписывать, прочитатьпрочитывать, раз­глядетьразглядывать; затмить — затмевать, продлитьпродлевать;

Процесс образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида называется имперфект и- в а ц и е й.

3.В редких случаях образование видовых пар осуществ­ляется посредством перемещения ударения: засы­патьзасыпать, вырезатьвырезать, выноситьвыносить, а также в результате чередования гласных и согласных звуков в корне: взятьвзимать, поднятьподнимать.

4.Некоторые глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовые пары, имеют супплетивные, т. с. инозвучные, основы: братьвзять, говоритьсказать, искатьнайти, ловитьпоймать, кластьположить, лечьложиться, сестьсадиться, статьстановиться.

27. Двувидовые и одновидовые глаголы. Видовая пара.

В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: использовать, организовать (Что делать? и что сделать?), использую, организую (что делаю? и что сделаю?).

Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) со­ставляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать, женить (-ся), исполь­зовать, исследовать, казнить, обещать, оборудовать, образовать (

ся), приветствовать, ранить, родить (

ся), содействовать и др. Эта группа двувидовых глаголов не­продуктивна, не пополняется новыми образованиями.

Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова — основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, организовать, ата­ковать, конфисковать, мобилизовать, рапортовать, рекомендовать, стартовать, гарантировать, механи­зировать, материализовать, эвакуировать, электрифи­цировать и др.

От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Употребляясь в значении несовершенного вида, двувидовые глаголы образуют форму настоящего и сложную форму буду­щего времени. Употребляясь в значении совершенного вида, образуют простую форму будущего времени, структурно сов­падающую с формой настоящего времени. Ср., например: 1. На уроках русского языка я уже использую метод изучения

нового материала крупными блоками, (. уже использую — что делаю? — несов. в., наст. вр.). Ср.: . я буду использоватьметод. — несов. в., буд. вр. 2. Лучшие методы обучения, рекомендованные учителями-новаторами, я тщательно изучу и обязательно используюв своей работе, (. исполь­зую — что сделаю? — сов. в., буд. вр.).

ОДНОВИДОВЫЕ Глаголы

Наряду с глаголами, образующими видовые пары (пи­сатьнаписать, рассказатьрассказывать), и двуви­довыми глаголами в русском языке широко распространены также глаголы, не имеющие видовых пар, относящиеся или только к совершенному, или только к несовершенному ви­ду. Такие глаголы называются несоотносительны­ми по виду или одновидовыми. Одновидовые глаголы разнообразны по своим лексико-семантическим разрядам и часто характеризуются специфическими осо­бенностями морфемной структуры.

К одновидовым глаголам совершенного вида относятся, например, глаголы следующих лексико-семан­тических разрядов: 1) глаголы с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, заработать, запрыгать, покатиться, полететь, понестись; 2) глаго­лы с приставками по- и про-, обозначающие ограничен­ность действия во времени: поиграть, почитать, поговорить, пробегать, проплавать, прослоняться, про­сидеть; 3) глаголы мгновенного, однократного действия с суффиксом -ну-; крикнуть, прыгнуть, стукнуть; 4) глаго­лы с приставкой на- и постфиксом -ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, нагу­ляться, напрыгаться, наесться, насмеяться, натанце­ваться и т. п.

Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писатьнаписать, решитьрешать, рассказать — рассказывать, переворачиватьперевернуть, исчезатьисчезнуть.

Видовые пары образуются несколькими грамматически­ми способами: посредством префиксов. при помощи суф­фиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивны­ми (инозвучными) основами. (Смотреть вопрос №26).

28. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

Категория переходности-непереходности глаголов определяет отношение действия, выраженного глаголом, к объекту. Глагольное действие может быть на­правленным и не направленным на объект. В зависимости от этого различаются переходные и непереходные глаголы. Переходными могут быть только невозвратные глаголы. К непереходным глаголам относится часть невозвратных и все возвратные глаголы.

Переходные глаголы обозначают действие, непосредственно направленное, прямо переходящее на ка­кой-либо предмет, грамматически представляющий собой прямой объект действия. Формы выражения прямого объек­та, на который непосредственно переходит глагольное действие, синтаксически называются прямым д о п о л н ен и е м. Например: Заме­ла седая вьюга поле снежным полотном. (Е.)

Переходным глаголам свойственны специфические синтаксические и морфолого-словообразовательные при­знаки: 1) способность управлять пря­мым дополнением; 2) от переходных глаголов образуются: а) страдательные причастия: читатьчи­таемый, прочитатьпрочитанный; б) возвратная спрягаемая форма страдательного залога: Дом строится плотниками в) возвратные глаголы с типизированными смысловыми значениями: умыватьумываться, возвратитьвозвратиться, беспокоитьбеспокоиться.

Непереходными называются глаголы, которые обозначают действие или состояние, протекающее в сфере самого производителя действия (субъекта) или как бессубъектное, прямо не направленное на объект. Они не способны управлять прямым дополнением, но могут управлять другими падежными формами без предлогов и с предлогами (т. е. косвенным дополнени­ем), а также могут употребляться без управляемого слова. Например: Шум умножался. Били в набат. (П.) При непереходных глаголах может быть вини­тельный беспредложный со значением времени или пространства: ехали два часа поездом, шли пешком пять километров.

Из группы непереходных глаголов иногда выделяют гла­голы с косвенной переходностью. К о с в е н н о-п ерех о д н ы е глаголы выражают действие, которое не замы­кается в сфере самого субъекта, а косвенно направляется на другой предмет (объект), который непосредственно не испытывает действия субъекта, но находится с ним в определенных отношениях. Например: руководить пар­тией, управлять колхозом, командовать-взводом, желать успехов, ждать товарища, помогать друзьям, забо­титься о матери, тосковать по родине и т. п. От неко­торых косвенно-переходных глаголов, как и от прямо-переходных, образуются страдательные прича­стия: руководимый.

Если к переходным глаголам прибавляется постфикс -ся, они преобразуются в непереходные (новые лексе­мы): возвратитьвозвратиться, переписыватьпереписываться.

Возвратные глаголы по их образова­нию подразделяются на три группы: 1) возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов: умыватьумы­ваться, обниматьобниматься; 2) возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов: чернетьчернеться; 3) возвратные глаголы, не соотносимые по образованию с невозвратными глаголами, т. е. без -ся не употребляющие­ся: бояться, гордиться, надеяться, нравиться.

С точки зрения категории залога наибольший интерес представляет группа возвратных глаголов, образованных от невозвратных переходных глаголов, которым постфикс -ся придает разнообразные типизированные смысловые значения. Назовем основные из них.

2.Взаимно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, исходящее от двух или более субъектов, взаимно направляемое и возвращающееся к исходному субъекту

встречаться, обниматься, целоваться, браниться, объ­ясняться, переписываться.

4.Косвенно-возвратное значение. Глаголы выражают действие, которое совершается субъектом для самого субъ­екта, в его интересах: собираться в дорогу (т. е. собирать для себя вещи в дорогу), укладываться, строиться (стро­ить что-либо для себя).

5.Активно—безобъектное значение. Глаголы выражают активное, но безобъектное действие, которое является ха­рактерной чертой, постоянным свойством субъекта: собака кусается, лошадь лягается, корова бодается, крапива жжется.

Категория залога.

В соответствии с бинарной классификацией залогов, ка­тегория залога — это грамматическая категория, кото­рая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т. е. подлежащему.

Глагольные формы, которые обозначают действие, не на­правленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к действительному залогу. Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоя­нии: Ученик решает задачу. Вошел учитель. Товарищи встретились. Лодка качается на волнах. Дерево растет у дороги. Девочка сидит, смотрит в окно и улыбается нам. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представ­ляется бессубъектным. Ср.: Я не сплю и Мне не спится. Земля подмерзла.В неопределенно-личных и обобщенно-личных предло­жениях типа Вам звонят, Принесли книгу, Хорошее не забудешь, Цыплят по осени считают в одной и той же глагольной словоформе действительного залога представлены и глагольное действие, и его производитель — неопределен­ное или обобщенное лицо. Значение действительного залога раскрывается во всех глагольных формах — спрягаемых и неспрягаемых: нужно читать, читал, читаю, буду читать, читай, читающий, читая.

Глагольные формы, выражающие действие, направлен­ное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу. Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объ­ект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой твори­тельного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими. Урожай убирается колхозника­ми. Враг побежден нами.

Значение страдательного залога выражается в двух фор­мах: в возвратной спрягаемой форме переходных глаголов обычно несовершенного вида (дом строится, поле вспахи­вается, письма разносятся) и в страдательно-причастных формах переходных глаголов совершенного вида (дом по­строен, поле вспахано, письма разнесены, не сказано ни слова).

Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса -ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественно-го числа (дом строится, строился, будет строиться рабо­чими). Страдательно-причастные формы переходных глаго­лов совершенного вида употребляются в прошедшем времени и будущем со вспомогательной связкой быть (план выпол­нен, был выполнен, будет выполнен заводом). Реже значение страдательного залога у отдельных переходных глаголов не­совершенного вида выражается краткой формой страдатель­ного причастия настоящего времени, например: Нами ты была любима и для милого хранима. Такие формы всегда имеют стилистическую окраску книжности и нерегу­лярны. Соотносительные формы действительного и страдатель­ного залога переходных глаголов различаются лишь грам­матически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и, следовательно, они представ­ляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой формы действительного и страда­тельного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *