гласные и согласные буквы для дошкольников в игровой форме
Сказка-игра «Гласные и согласные звуки»
Галина Грабина
Сказка-игра «Гласные и согласные звуки»
В русском языке всего десять гласных звуков: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.
Любую из них можно спокойно пропеть, при этом воздух будет выходить легко и без препятствий.
Согласные буквы пропеть достаточно сложно, они состоят из голоса и шума или только из шума.
Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.
Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
Звуки бывают неречевые и речевые.
Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
В одной стране жили — были очень интересные жители, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ. Жили и другие жители, их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.
Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начался конкурс выступление солистов, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ. Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют?Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?»Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ. Они живут вместе ГЛАСные с СОГЛАСными в согласии.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в замках с крышами красного цвета. А согласные строили себе другие замки с синими и зелеными крышами.
Итак, чтобы прочитать схему слова стали изображать гласные буквы красным цветом, а согласные синим и зелёным.
При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Давай споём песню. Послушай, как споёт эту песню звук А.
(Поём песню, но вместо слов только звук А) :
Вот поёт эту песню звук О…., а теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.
Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. У согласных петь не получается. Не умеют согласные петь.
Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки,например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
Задание 2. «Фокусники»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово».Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.
Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).
Задание 5. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги. Ты заметил что в этом слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.
Слогов столько, сколько гласных звуков!
Задание 6. А вот город звуков…., каких звуков больше?
Вот и сказки конец, кто выполнил все задания правильно МОЛОДЕЦ!
Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Воспитатели: Хатько С. С. ; Андропова С. К. Предлагаем вашему вниманию дидактическую.
Фотоотчёт о проведении открытого занятия «Гласные — согласные звуки. Дифференциация» Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки [А], [О], [Э]» Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей:.
Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки» Подготовка к грамоте старшая группа. Авторская сказка «В мире звуков» Блок №1 «Гласные звуки» Занятие №1 Тема: «Гласные звуки» Цель: познакомить.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки» Занятие № 7 по грамоте в старшей группе. Тема: «Согласные звуки» Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные.
Презентация «Гласные звуки» Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Это кратчайшая, далее неделимая единица, произносимая за одну артикуляцию.
Конспект урока по теме «Согласные звуки [с], [с’], буквы с» Тема Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’],.
Занятие по обучению чтению Согласные звуки [П], [П’]. Буквы П, п в подготовительной группе Занятие в рамках дополнительного образования по обучению чтению в подготовительной группе Тема: Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.
Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Лидия Тарасова
Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.
Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.
I. Звуки и буквы.
-У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).
— Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
-Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?
Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.
— Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).
— Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.
-Все предметы и буквы мы видим.
-Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).
Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать.
II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.
— Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
— Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
— А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
Вот поёт эту песню звук О:
-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
— Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2).Упражнения: тихо – очень тихо.
Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.
1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.
2). Упражнения в узнавании согласных звуков
— Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Ц–цекочет (как кузнечик);
Ч– чухает (как поезд);
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуко в.
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
-А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
-Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.
Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.
Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.
Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.
Презентация работы по проекту «Три кита здоровья» Презентация работы по проекту » Три кита здоровья»Автор презентации: старший воспитатель Тюлякова Светлана Анатольевна Источник презентации:.
Учим буквы играя. Легкий способ быстро подготовить ребенка к чтению
Ирина Войнова
Учим буквы играя. Легкий способ быстро подготовить ребенка к чтению
Учим буквы играя
Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования.
За основу данной методики взята статья Сергея Полякова «Лучший способ изучения букв». Статья представлена сайтом «7 ступенек к книжке».
Данный способ обучения подходит для детей с 4,5-5 лет. Детям в более старшем возрасте данная программа поможет при проведении звуко-буквенного анализа.
Данный метод позволяет в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками.
В комплект входит 3 программы: «Станция гласных», «Станция парных согласных», «Станция непарных согласных».
Главное назначение этого курса состоит в том, чтобы в игровой форме подготовить ребенка к дальнейшему обучению грамоте.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Данный метод применялся на детях разных возрастных групп: I – группа – 4,5-5 года; II-группа 5-6 лет; III группа-6-7 лет.
1. Обучить ребенка буквам и звукам;
2. Развить внимание, воображение;
3. Расширить словарный запас;
4. Развить слуховое восприятие звука;
5. Создать вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу;
6. Активизировать творческий потенциал;
7. Запомнить зрительный образ букв.
Продолжительность обучения – 2 месяца. Длительность занятий 30-35 минут.
В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.
Эта простая методика стоит на трех китах:
• на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом;
• на разнообразии закрепляющих игр;
• на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. Без последующей пропевки или, в крайнем случае, без проговаривания складов было бы крайне сложно научить ребенка произносить согласные чистыми звуками, т. к. многие согласные были бы почти неразличимы между собой на слух. Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению.
Изучаем гласные и согласные буквы
Для того, чтобы в дальнейшем ребёнку было легче проводить звуко-буквенный анализ, карточки лучше показывать парами. Необходимо объяснить ребенку, почему буквы парами? Потому что они дружат и зовут друг друга: «Я»-«А», «Ё»-«О» и т. д.
1. Подготовить карточки с буквами А, Я.
Продемонстрировать их ребенку, повторяя стишок (или пропеть песенку, как гласные дружат):
2. Сложи букву А и Я из любого материала;
3. Найди букву А и Я среди остальных.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук А» (проговаривать слова медленно, протягивая букву А, затем то же проделать с буквой Я)
5. Найти букву А и Я в следующих словах: ЯБЛОКО, АКУЛА, ВИЛКА, АПЕЛЬСИН, ЛЕЙКА, ВАЗА,ЯЙЦО, ЯКОРЬ, ЯЩЕРИЦА, ЯГОДА.
Айболиту все сперва
С этой буквы начинаются
Она нам всем встречается
Почти во всех словах. (Буква «а»)
Яблоко Янтарное Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву. («я»)
P.S. для того, чтобы ребенок легко и быстро выучил буквы, необходимо, чтобы родители дома закрепляли полученные на занятиях знания!
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать их ребенку.
2. Продекламировать маленький стишок (или напевая):
3. Сложить буквы О и Ё из любого материала
4. Найти буквы О и Ё среди остальных
5. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук О» (проговаривать слова медленно, протягивая букву О, затем то же проделать с буквой Ё);
6. Давай посмотрим вокруг, и вместе найдем предметы с буквами А, Я, О, Ё
7. Найти букву О и Ё в следующих словах: БЕРЁЗА, БУРЕНКА, ОСЁЛ, ОВЁС, ОСЕНЬ, ЛЁД, КОНЬ.
8. Закрепляющие игры.
1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»
3-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и. буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
1. Подготовить карточки. Показывайте теперь ребенку уже три пары букв. Стишок становится длиннее (или песенка):
2. Сложить буквы У-Ю из любого материала
3. 4-я игра: Поймай букву.
Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.
Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук У» (проговаривать слова медленно, протягивая букву О, затем то же проделать с буквой Ю);
5. 5-я игра: Буквы – подружки.
Оборудование: на доске выставляются два столбика букв (гласных: А-Я, О-Ё и т. д.).
Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.
Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.
6. 6-я игра: Напиши в воздухе.
Описание игры. Учитель, представив, что у него в руке мел чертит букву, а ученик отгадывает. Затем наоборот.
Э-Е, Ы-И
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать ребенку карточки в следующем порядке: У-Ю, Э-Е, Ы-И.
Обращаю ваше внимание родителей: после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).
2. Сложить буквы из любого материала.
3. Изобразить буквы пальцами
4. 7-я игра: Угадай букву.
Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.
5. Найди буквы среди других
6. 8-я игра: Полубуковка.
Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.
Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.
7. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук У» (проговаривать слова медленно, протягивая букву Э, затем то же проделать с буквами Е, И)
Закрепление пройденного материала.
1. 9-я игра: Буква заблудилась.
Оборудование: карточки изученных букв.
Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, но пары составлены не правильно! Нужно правильно расставить пары гласных (можно добавить несколько согласных букв)
2. 10-я игра: Веревочные буковки
Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания, простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором, платок или шарфик.
Предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками».
Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.
3. 11-я игра: Умная зарядка
Что вам понадобится: две подушки, ковер.
Любому ребенку будет интересно стать буквой. Покажите ребенку, как превращаться в буквы.
4. 12-я игра: Бабочки
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте «серединки» цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на «серединках», с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать «серединки» и прикрепить их к прежним цветам.
Станция «Парных Согласных»
Значки над буквами обозначают звонкие и глухие звуки.
1. Подготовьте карточки с буквами Б-П (как в первом блоке)
Продемонстрировать их ребенку, повторяя стишок:
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
2. Сложи букву Б и П из любого материала;
3. Найди букву Б и П среди остальных.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук Б» (проговаривать слова медленно, протягивая букву Б, затем то же проделать с буквой П)
5. Для закрепления букв можно использовать игры из первого блока, добавляя новые буквы и вспоминая изученные.
В-Ф, Г-К
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать их ребенку.
2. Продекламировать маленький стишок (или напевая):
3. Сложить буквы из любого материала
4. Найти буквы среди остальных
5. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук В»(Ф, Г, К);
6. Закрепляющие игры.
В верхних строках размещены согласные, твердые — синие и мягкие — зеленые, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады. Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами — песенки больших синих братьев и высокими — маленьких зеленых братиков.
Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будут впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будут произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.
Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название «И краткое» ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются слова йод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.