главная форма организации учебного процесса это

Формы организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт

Формы организации образовательного процесса бывают разные. Но их объединяет то, что все они направлены на обеспечение всестороннего развития учащихся. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, начнем статью с определения образовательного процесса.

Понятие

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Перед тем как перейти к формам организации образовательного процесса, нужно выяснить, что подразумевается под этим понятием.

Итак, образовательным процессом называют всестороннее и многофакторное воздействие на человека, которое позволяет социализироваться и развиваться личности.

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это. Вам будет интересно: Почему соленая вода закипает быстрее, чем обычная, правда ли это так?

Что касается форм организации образовательного процесса, то это способ донести до человека ту или иную информацию посредством разной организации ее подачи.

Как можно получить образование

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Не только в России, но и в мире существует несколько способов получения знаний.

Первым и самым распространенным способом будет получение образования в образовательном учреждении. Учащиеся проходят курс или всю программу, после чего сдают экзамены. Можно учиться как на дневном отделении, так и на вечернем.

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это. Вам будет интересно: Пара слов об обыденном, или Что такое килограмм?

Довольно популярен экстернат. Человек учится на дому, к нему приходят педагоги или он сам изучает программу. Далее учащийся сдает экзамен в ближайшем образовательном учреждении соответствующего уровня.

Сейчас эра компьютерных технологий, а потому все больше предпочтение молодежь отдает дистанционному обучению или образованию на расстоянии. Учатся люди с помощью компьютерных программ и также сдают экзамены.

Для работающих людей подходит больше всего заочная форма. Учащийся может обращаться к преподавателям учреждения за консультациями и разъяснениями. Он должен сдавать контрольные работы, экзамены и зачеты в оговоренный срок.

Какие бывают формы

Форм организации образовательного процесса немало, что позволяет преподавателям добиваться хорошего качества знаний. Выбираются они в зависимости от того, какую цель преследует преподаватель, сколько человек необходимо обучить, места, где проходит обучение, и прочее.

Основные формы организации следующие:

Свойства образовательного процесса

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это. Вам будет интересно: Что такое супостат и кого так называют?

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Образовательный процесс не только помогает получать знания, но и возлагает на себя воспитательные свойства.

Кроме всего прочего, к свойствам относится:

Если образовательный процесс выстроен правильно, то результатом его будет нравственное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся.

Что такое форма

Когда речь заходит о форме занятий, сразу понятно, имеется в виду организация учебной деятельности, построение учебных занятий. Поэтому формы организации образовательного процесса в школе или университете постоянно меняются. Это обусловлено тем, что учреждения развиваются, изменяются задачи образования или вовсе та или иная форма просто перестает быть актуальной для учащихся.

Можно привести пример из истории, когда дети обучались на дому. Это привело к тому, что только малая часть населения страны была грамотной. Обществу нужны были образованные люди, а потому изменилась система получения знаний.

Классно-урочная система

С появлением классно-урочной образовательной системы проблема решилась полностью. Название у системы такое, потому что занятия проводятся в классе, с определенным количеством учеников одной возрастной группы. Вторая часть названия говорит о том, что занятия проходят в форме уроков, которые имеют фиксированное время, и между ними устраиваются промежутки отдыха.

На сегодня именно урок считается главной формой учебного процесса. На уроке преподаватель может последовательно рассказывать материал, при этом учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под контролем учителя. Преподаватель может применять различные методы обучения, что улучшает качество усвоения материала, например, лабораторный практикум во время урока позволяет соединить сразу два метода обучения: самостоятельное и под наблюдением педагога.

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это. Вам будет интересно: Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах

Урок также позволяет решать воспитательные задачи. Структура урока зависит от того, какую цель преследует педагог. Он может решить проверить знания, а может дать новый материал к самостоятельному изучению.

Требования к уроку

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Образовательный процесс основан на проведении уроков. По этой причине к этой форме обучения предъявляются повышенные требования. Рассмотрим некоторые из них:

Лекционно-семинарская система

Эта образовательная система появилась вместе с первыми университетами. Основой такой системы являются практические занятия, семинары, лабораторные занятия и лекции. Сюда же можно отнести прохождение практики и различные консультации.

Чтобы система была успешной, обучающимся нужно иметь базовые знания по дисциплинам и уметь работать самостоятельно. Так как такая образовательная система не имеет альтернативы в высших учебных заведениях, бытует мнение, что формы процесса образования в этих учреждениях не развиваются. Это далеко не так, просто именно этот вид обучения приносит максимальные плоды.

Виды лекций

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Если урок — это основная форма обучения в школе, то лекция — основная форма обучения в вузе. Лекции бывают нескольких видов, каждая из которых несет определенный набор задач:

Недостатки традиционной системы

Как вы уже поняли, для достижения нужного результата применяются разные формы и методы организации образовательного процесса. Но несмотря на то что дисциплинарная или классно-урочная система в нашей стране применяется уже несколько сотен лет, на сегодня многие люди недовольны ей. И действительно, недостатков немало. О них расскажем подробнее.

Главным недостатком сейчас называют несоответствие образовательной базы специалиста и требований к работе по профессии. Так происходит потому, что в учебном заведении даются абстрактные знания по предмету. На производстве оказывается, что нужно совершенно другое. Вспомните поговорку о том, что как только вы устроитесь на работу, должны забыть все, чему учились в университете. Мешает правильному направлению знаний и образовательный процесс, который построен таким образом, чтобы разделить знания по дисциплинам.

Получается, чтобы студенты могли успешно применять полученные знания на работе, нужно реорганизовать систему образования. Если изменить формы и технологии организации образовательного процесса, то получится именно то, что нужно.

Например, стоит дать студентам больше времени на самостоятельное изучение материала. Подойдет и изменение форм подготовки на те, что подразумевают сотрудничество студентов между собой. Если преподаватели начнут вести со студентами диалог, то это очень поможет в усвоении материала и повысит интерес к предмету.

Требования к организации образовательного процесса

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это. Вам будет интересно: Пищевые сети и цепи: примеры, различия

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Согласно программе ФГОС НОО и СОО, образовательный процесс должен отвечать заявленным требованиям. В чем же они заключаются?

Стили и виды обучения

Чтобы знания были усвоены, нужно уделять внимание не только формам организации образовательного процесса в начальной школе по ФГОС или средней школе, но и стилям и видам обучения. Выделим некоторые из них:

Заключение

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Как вы уже поняли, образовательная система в нашей стране несовершенна, но это не значит, что она никуда не годится. С каждым годом вводят инновационные формы организации образовательного процесса, которые помогают улучшать качество образования. Появилось большое количество приспособлений для обучения, ими обладают даже сельские школы.

Преподаватели повышают квалификацию, Федеральный государственный образовательный стандарт редактируется. Все это ведет к тому, что качество обучения повышается.

В том же ФГОС четко прописаны все требования для каждого образовательного учреждения. Такой подход позволяет дать максимально разностороннее образование и развить детей как личностей. Если раньше детям не разрешалось иметь собственного мнения и высказывать против того, что им рассказывали учителя, то сейчас точка зрения каждого ребенка ценна, и ее внимательно слушают.

Вообще, качество образования зависит не только от педагогического состава и законов. В большей степени на него влияет заинтересованность учеников и их стремление получать знания. Если дети любознательные, то при любой форме образовательного процесса они извлекут все самое нужное для себя.

Школа всегда считалась вторым домом, зачастую ребенок проводит там больше времени, чем с родителями. Естественно, что личность ребенка формируется благодаря той информации, которую он получает от преподавателей. Если в школе работают увлеченные люди, то и дети там учатся умные и счастливые.

Источник

Главная форма организации учебного процесса это

Кафедра инновационных образовательных технологий СПб АППО

Навигация

Навигация

об авторе

Формы организации учебного процесса

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок, занятие или лекция (соответственно, в школе, стузе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

— урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

— дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

— определенное организационное начало и постановка задач урока;

— актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш него задания;

— объяснение нового материала;

— закрепление или повторение изученного на уроке;

— контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

— подведение итогов урока;

— содержание урока соответствует образовательному государственному стан дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

— каждый урок является звеном в системе уроков;

— урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по ставленных целей урока;

— основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

• высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

• большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера ботанной современной научной информации;

• доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек стов и документов;

• ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

• анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

• выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

• разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

• умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди дактических материалов и технических средств;

• применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Резюме

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ, заинтересованных в результативности своей работы.

Источник

Формы организации учебного процесса

главная форма организации учебного процесса это. главная форма организации учебного процесса это фото. картинка главная форма организации учебного процесса это. смотреть фото главная форма организации учебного процесса это. смотреть картинку главная форма организации учебного процесса это.

Формы организации учебного процесса

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век).

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

— учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

— постоянное чередование уроков;

— руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.

Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

Общие требования к уроку:

Дидактические требования к уроку:

— четкое определение образовательных целей и задач;

— учет принципов обучения;

— оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

— опора на достигнутый уровень;

— сочетание видов, методов и форм обучения;

— сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

— установление межпредметных связей;

тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

— постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

— внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

— формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

— занятия на «опережающем» уровне;

— проектирование «зоны ближайшего развития»;

— прогнозирование «скачков» в развитии;

— оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Главные типы уроков:

— урок изучения новых знаний;

— урок формирования новых умений;

— урок обобщения и систематизации;

— урок контроля и коррекции;

— урок практического применения знаний и умений;

В научно-педагогической литературе использование нетрадиционных форм проведения урока обусловлено несколькими факторами:

1) повысить интерес к учебному процессу в целом;

2) активизировать мыслительную деятельность учащегося;

3) формировать мотивацию профессиональной деятельности.

Изучив историю внедрения нестандартных видов урока можно увидеть, что многими учеными-педагогами было затронута эта тема.

Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель (педагог) во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Современное учебное заведение должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Технология проведения урока включает в себя следующие компоненты:

-формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества обучения;

-формирование оценки уровня индивидуальных образовательных достижений каждого учащегося;

-разработка учебно-методических материалов для проведения учебного занятия;

-реализацию принципов объективности, достоверности, полноты и системности информации на уроке.

Нетрадиционные формы проведения уроков обеспечивают активное участие обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения в школе. Например, на таких нетрадиционных уроках: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая и ролевая игры. У обучающихся развиваются творческие способности и личностные качества, появляется возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, и формировать отношение к своему труду.

Таким образом, нетрадиционные уроки теоретического и производственного обучения влияют на качество обучения через повышение мотивации к учебной и профессиональной деятельности и интереса к учебе. этапы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *