главная тема в форме рондо называется

Лекция по анализу музыкальных произведений: Рондо.

Кафедра истории и теории музыки ЧГАКИ Преподаватель С.В.Черевань

Лекция по анализу музыкальных произведений: Рондо.

Эта форма относится к одной из самых древнейших. Истоки – народные, хороводные песни, танцы, в которых была куплетная форма, припев повторялся без изменения, а запев – либо с новым текстом, либо с изменениями. Припев называли рефреном (во Франции), а запевы – куплетами. Постепенно на первый план выступал припев, словно прокладывая путь к классической форме рондо.

Форма рондо получила очень большое распространение, как в вокальной, так и в инструментальной музыке; рондо могло быть отдельным произведением.

Рондо чаще всего воплощает жизнерадостные образы, оптимистичные, саркастические(рондо Фарлафа, у Шостаковича, Бетховена). Музыкальный тематизм часто связан с моторикой, песенно – танцевальными истоками, темп – подвижный.

Этапы исторического развития формы рондо:

I.Рондо в творчестве французских клавесинистов.Конец XVII в – начало XVIII в.

В старинных, относящихся к доклассич. эпохе образцах Р. эпизоды, как правило, не представляли собой новых тем, а основывались на муз. материале рефрена. Поэтому Р. было тогда однотемным. В разл. стилях и нац. культурах существовали свои нормы сопоставления и взаимосвязи отд. частей Р.

К рондо французских клавесинистов примыкает рондо в творчестве И.С. Баха (очень много сходных черт). Например: И.С.Бах-«Скрипичный концерт E-dur» партия для скрипки-соло гавот из 9 ч.

В нек-рых образцах Р. итал. композиторов, напр. Дж. Саммартини, рефрен проводился в разных тональностях. К этому же типу примыкали и рондо Ф. Э. Баха. Появление далёких тональностей, а порой и новых тем иногда сочеталось в них с возникновением образного контраста даже при разработке осн. темы; благодаря этому Р. выходило за рамки старинных типовых норм данной формы.

Итак, характерные черты старинного рондо: 1. Многочастность (7-9 частей или 15 – 17). 2.Части невелики по размерам и прости по структуре (Например, рефрен в форме периода). 3.Отсутствует образный большой контраст эпизодов и рефрена. Эпизоды развивают материал рефрена. 4. Отсутствуют связки между частями и нет коды. 5. Рефрен при повторении не изменяется. 6. В эпизодах используются тональности первой степени родства. Последующий эпизод нередко в основной тональности. 7. В процессе развития каждый новый эпизод превосходит по масштабам предыдущий.

Итак, характерные черты: 1. Количество частей сократилось до 5: A B A C A. Но части более протяженные, развернутые, чем в старинном рондо. 2. По форме не только период, но и 2-х, 3-х частной простой формы. 3. Усиливается самостоятельность эпизодов, возможен контраст с рефреном. 4. Утвердился определенный план: T D T S T / A B A C A. 6. Нередко включаются связки между частями и возможна coda. 7. Рефрен может варьироваться. 8. Намечается единая линия развития. Напр., Бетховен Соната №20, 2ч.

Итак,В XIX – XX в/ развитие формы рондо идёт в направлении всё большей свободы. Характерные черты: 1. Значительно возрастает самостоятельность эпизодов, они становятся пьесами, частями сюиты. 2. Тональный план строится достаточно свободно, могут быть любые тональности. 3. Нередко в эпизодах меняется темп. 4. Материал эпизодов может в дальнейшем возвращаться. Рефрен, как правило, проводится с изменениями. 5. Количество частей строго не регламентировано, нередко многочастная форма (Шуман), что связано с програмностью. Например: Шуман «Новелетта №1»

Также форма рондо получила большое распространение в творчестве русских композиторов 19в. Для рондо в творчестве русских композиторов характерны: связь с программностью, а также с текстом, поэтическим словом. Например: Глинка «Вальс- фантазия», Мусоргский «Картинки с выставки», Глинка «Рондо Фарлафа», «Баллада Финна», Бородин «Спящая княжна», Даргомыжский «Ночной зефир», «Свадьба».

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 2, М., 1936, с. 49; Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, 1972, с. 178-88; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 124-40; Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 229; Головинский Г., Рондо, М., 1961, 1963; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965, с. 212-22; Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с. 90-93. В.Цукерман Рондо в его историческом развитии. Ч.1,2. В.Холопова. Формы музыкальных произведений.

Источник

Форма рондо и её разновидности

Это форма, основанная на многократном (не менее трёх раз) проведении основной темы (рефрена) в чередовании с отличными друг от друга эпизодами: АВАСА…А. Структурный признак рондо – множество частей (не менее пяти).

Смысловой признак – калейдоскопичность образов.

Происхождение: французские хороводные песни XIII-XIV веков (рондо – франц. – круг). Другой источник появления формы рондо – стихотворная форма, называемая рондо (высокий жанр). Сфера использования: финалы и средние части сонатно-симфонических циклов, вокальные и инструментальные произведения.

Исторические типы рондо:

I Старинное рондо (XVII – 1я половина XVIII века). Куперен, Дакен, Дандриё, Рамо. Его черты:

1) многочастность; 2) монотематизм: А+А1+А+А2…+А;

3) рефрен – в форме периода, с жанрово-бытовым тематизмом;

4) замкнутость и отграниченность друг от друга рефрена и эпизодов («куплетность»). (Дакен, «Кукушка).

II Классическое рондо (рондо ВКШ). Его черты:

1) пятичастность АВАСА; 2) рефрен – простая форма, реже – период;

3) жанрово-бытовой тематизм;

4) контрастность частей (особенно второй эпизод);

5) наличие связок и коды. (Гайдн, соната Ре мажор, III часть).

Ш Послеклассическое рондо. Его черты:

1) многочастность; 2) рефренн может быть в разных тональностях;

3) свобода последования частей:

а) эпизоды могут идти друг за другом без рефрена(Бородин «Спящая княжна»),

б) первый эпизод может повторяться ещё раз (рондо Фарлафа – АВАСАDВА)

3) разноплановость образов (тематизма). Прокофьев «Портрет Джульетты-девочки».

Вариационная форма

Вариационной называется форма, основанная на изложении темы и её повторении в изменённом виде: АА1А2… Количество частей не ограничено. Смысл – раскрытие заложенных в теме различных образных состояний.

Происхождение – связано с народной исполнительской традицией. Сфера использования – самостоятельные произведения, части сонатно-симфонических циклов.

Следует различать варьирование (это способ развития темы) и вариации, то есть вариационную форму.

Исторические типы вариаций:

1) Старинные вариации (XVI – XVII вв.). Вариации Basso ostinato. 2 типа:

а) пассакалия – крупная форма, Maestoso.Варьируется неизменная тема в басу.

б) чакона – камерная, лирическая. Обычно входит в состав крупной формы. Варьируется неизменная гармоническая формула.

К концу XVII века различия между пассакалией и чаконой стираются (Бах, Чакона ре минор; Гендель, Пассакалия из сюиты соль минор, №7).

2) Строгие вариации. Вариации ВКШ. Фигурационные, орнаментальные вариации.

1) средний регистр, 2) умеренный темп, 3) аккордовая фактура,

4) ясная функциональность темы, 5) песенно-танцевальный характер темы,

6) форма – простая двухчастная, реже – 3х-частная, ещё реже – период.

Принцип варьирования: воспроизведение темы как целого, обогащение её деталями.

В теме изменяются: мелодический рисунок, ритм, фактура, темп и т.д.

Неизменными остаются: гармонический план,форма, тональность(может быть один раз заменена на одноимённую или параллельную).

Приёмы развития мелодии: а) орнаментация, б) распев, в) вариантное преобразование. (Моцарт, соната Ля мажор, №11, 1я часть).

3) Свободные вариации. Утвердились в творчестве композиторов-романтиков в начале XIX века. Жанрово-характерные вариации. Каждая вариация подобна самостоятельной пьесе на материале темы. Тема – лишь повод для создания контрастных образов. Принцип варьирования: элемент темы является объектом самостоятельного развития (Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини»).

Двойные вариации.

Это вариации на две темы. Темы могут варьироваться как каждая отдельно, так и поочерёдно (Глинка, «Камаринская»).

Глинкинские вариации(soprano ostinato).

Тема остаётся неизменной, меняется сопровождение (Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»).

Сонатная форма

Сонатная форма – это форма, в которой 1-й раздел (экспозиция) основан на тональном контрасте двух основных тем. 2-й раздел (разработка) интенсивно их развивает. 3-й раздел (реприза) приводит темы в тональное единство.

Сонатная форма – высшая среди инструментальных гомофонных форм, впитавшая в себя признаки всех других форм. Благодаря усложнённой структуре сонатная форма способна отразить яркие образные контрасты, воплотить сложное содержание в развитии, показать качественное изменение образов.

Сонатная форма окончательно сформировалась в творчестве композиторов ВКШ. Используется в крайних частях сонатно-симфонических циклов, как форма одночастных программных оркестровых произведений (увертюра, фантазия, картина, поэма), в качестве формы оперной увертюры. В вокальной музыке встречается редко (ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки).

Сонатная форма содержит три обязательных раздела: экспозиция, разработка и кода. Кроме них могут быть дополнительные – вступление и кода.

Экспозиция

Это – показ музыкальных образов, завязка драмы. Основана на тональном (тематическом) контрасте главной и побочной партий. Следует различать понятия партии и темы: партия – это раздел экспозиции или репризы. Тема – это музыкальный материал, характеризующий образ.

Главная партия – чаще активного, волевого характера (движение по аккордовым звукам, импульсивный ритм). Часто содержит в себе внутренний контраст различных элементов.

Побочная партия – чаще лирического характера. Обычно это певучая жанрово-танцевальная тема. Иногда побочная партия состоит из нескольких тем (Бетховен, «Героическая» симфония, 1 часть). Часто побочная партия содержит перелом (сдвиг) – внедрение элементов главной партии, связующей партии. Это вносит напряжение, предвосхищает драматизм разработки.

Типичные тональные соотношения:

Гл.п. (в мажоре) – поб.п. (в тональности D)

Гл.п. (в миноре) – поб.п. (в параллельном мажоре)

Кроме главной и побочной партий экспозиция содержит связующую партию, которая тонально и тематически связывает главную партию с побочной, разряжает накопившуюся в главной партии энергию. Главный признак связующей партии – тональная неустойчивость. Связующая партия бывает различна по масштабам: от развитых построений до короткой связки (Шуберт, «Неоконченная» симфония, 1 часть).

Заключительная партия – подводит итог экспозиции, закрепляет тональность побочной партии. Построена чаще на материале тем экспозиции, реже – на новой теме.

Разработка

Это – развитие и кульминация музыкального действия. Контраст тем экспозиции либо углубляется, либо сглаживается. Чаще разработка основана на теме главной партии, как более активной и внутренне конфликтной. Основные приёмы развития темы:

1) дробление темы на элементы и их тональное, гармоническое, фактурное, регистровое, тембровое развитие.

2) полифонизация темы.

Разработка может состоять из нескольких разделов, каждый со своей кульминацией (так называемые волны). Последний раздел, основанный на накоплении энергии неустойчивой функции, называется предыктом. Появление в разработке новой темы, не звучавшей в экспозиции, называется эпизодом (Шостакович, «Ленинградская» симфония, 1 часть).

Реприза

Это – развязка музыкального действия, в которой происходит сближение тем на основе тонального единства. Реприза сонатной формы бывает:

1) точная (Бетховен, симфония №3, 1 часть)

2) динамическая – образное переосмысление тем экспозиции; начало репризы совпадает с кульминацией разработки (Шостакович, симфония №7, 1 часть)

3) зеркальная (Шопен, баллада №1, соль минор)

4) неполная, с пропущенной главной партией, которая появляется в коде (Шопен, соната №2, си-бемоль минор).

Кода

Её функция – подведение итогов развития, приведение контраста в единство, утверждение главной мысли. Чем сильнее контраст в экспозиции, чем динамичнее развитие в разработке, тем больше значение коды. Кода сонатной формы может быть подобна второй разработке. Обычно кода строится на тематическом материале экспозиции, реже – на новой теме.

Источник

Главная тема в форме рондо называется

Рондо называется многочастная форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) повторении главной темы в чередовании с различными эпизодами: А В А С А.

«Рондо» в переводе с французского означает «круг». Форма произошла от старинного французского хороводного пения. Это были круговые песни, имеющие куплетную форму с припевом, выделенным в отдельную часть.

Части рондо имеют определенные названия. Главная тема (А) называется рефреном (от франц. – припев), промежуточные части (В, С и т. д.) – эпизодами.

Старинное рондо (конец XVIIначало XVIII в.)

Один из самых ранних видов рондо был распространен в творчестве французских клавесинистов (Куперена, Рамо, Дакена, Дандрие). Отсюда название – рондо французских клавесинистов, куплетное рондо (эпизоды назывались куплетами). Форма применялась в программных миниатюрах и танцах, имея в основе песенно-танцевальный тематизм, обилие украшений (стилистика рококо) и звукоизобразительность («Часы», «Кукушка», «Дудочки»).

Основными чертами рондо являлись:

Рондо классического типа (вторая половина XVIII – начало XIXв.) А В А С А

Этот тип рондо получил широкое распространение в творчестве венских классиков: финалы сонат и симфоний (Бетховен. Финал 25-й сонаты), инструментальные пьесы (Рондо Моцарта), реже – оперные арии (ария Фигаро «Мальчик резвый»).

При песенно-танцевальной основе круг образов классического рондо значительно шире, чем старинного. Количество частей 5 (реже – 7), но форма их усложняется. Кроме того, возрастает контраст частей, возможны связки и кода в конце.

Рефрен (А) проводится трижды в главной тональности. Второе и третье проведения могут быть варьированы и сокращены. Форма рефрена – простая 2х- или 3хчастная, реже – период.

Первый эпизод (В) – малосамостоятелен, содержит неконтрастный к рефрену материал. По структуре может представлять незамкнутое построение, либо оформленный раздел в виде периода или простых форм. Тональности первого эпизода – D или параллельная.

Второй эпизод (С) – ярче контрастирует с рефреном, более масштабен и развит по форме, чем первый эпизод. Обычно излагается в четкой форме (период, простые формы) в тональностях S, одноименной. Этими свойствами эпизод С напоминает трио в сложной трехчастной форме.

Между частями классического рондо возможны связки – неустойчивые построения в РТИ, способствующие плавности переходов. Наиболее часто связки помещены после первого эпизода и после второго (самая развитая связка). Тематическая основа их различна.

Послеклассическое рондо (вторая треть XIX XX в.)

Отличительной чертой данного типа рондо является бóльшая свобода, в отличие от классического рондо. Это вызвано многообразием содержания музыки данного периода. Специфическими чертами послеклассического рондо являются:

Рефрен проходит в главной тональности только в начале и в конце формы. Остальные проведения могут варьироваться и звучать в любых тональностях.

Эпизоды ярко контрастируют не только с рефреном, но и друг с другом. Кроме того, два эпизода могут следовать подряд (Прокофьев. «Джульетта-девочка»). Тональности в них как близкие, так и отдаленные.

Формы рефрена и эпизодов могут представлять неустойчивые построения или четкие структуры (период, простые формы). В конце формы часто встречается кода. Наиболее интересные образцы рондо в западноевропейской музыке XIX века были созданы Р. Шуманом (I часть «Венского карнавала», Новеллетта F-dur, ор.21, № 1).

Русские классики в XIX веке применяли форму рондо в вокальных произведениях (Глинка. Рондо Фарлафа; Даргомыжский. «Ночной зефир»; Бородин. «Спящая княжна»), оперных номерах и сценах (Глинка. Интродукция к «Руслану и Людмиле»), симфонической музыке (Глинка. «Вальс-фантазия»).

Рондообразные (рондальные) формы

Рондообразные формы возникли в результате взаимодействия рондо с сонатной и трехчастной формами. К таковым относятся:

Простая двойная трехчастная форма, в которой при повторении середины с репризой образуются существенные изменения (тональные, структурные, фактурные, масштабные). Примеры:

Трехчастная с добавочным рефреном – сложная или простая трехчастная форма с рефреном после каждой части. Пример простой трехчастной формы с рефреном – Вальс № 7 cis-moll Шопена, сложной – Турецкое рондо Моцарта.

Сложная трехчастная с двумя трио – А В (первое трио) А С (второе трио) А. Пример: «Свадебный марш» Мендельсона.

Источник

Происхождение и применение формы рондо.

Форма рондо.

Определение.

Форма рондооснована на многократном (не менее 3 раз) поведении одной и той же темы, чередующейся либо с другими темами (АВАСАDA), либо с вариантными изменениями той же темы (А А1 А А2 А А3 и т.д.).

В ней преобладает одинобраз (Бетховен Л. Ф-п соната №21 финал, Глинка М. «Рондо Фарлафа»). Многократное повторение одной и той же темы создает особые выразительные возможности, так как утверждает ее как господствующую мысль. Таким образом, драматургическую основу формы рондо составляют принципы репризности (повтора) и контраста (чередования неизменного и нового).

Рондо – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части нового содержания. Главная тема называется рефрен (фр. Refrain – припев), все остальные разделы, независимо от формы, называются эпизодами.

Как правило, форма рондо выражает светлые чувства, рондо драматических и трагических нет. Тематизм песенно-танцевальный (Гайдн. Соната №50 D-dur) или лирико-философский (Бетховен. Ф-п соната №2 2ч.).

2. Разновидности формы рондо.

Старинное рондо.

Старинное (куплетное, французских клавесинистов, однотемное) рондо отличается следующими признаками:

1) многочастное (5-17 частей);

2) рефрен – период, эпизоды – не сложнее периода. Форма эпизодов к концу произведения усложняется;

3) слабый контраст темы и эпизода. Безраздельное тематическое господство рефрена, отсутствие коды. Эпизодом часто является проведение рефрена в другой тональности (Ф.Куперен «Душистая вода»);

4) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды в тональностях первой степени родства, одноименной или основной (особенно последний);

5) Отсутствуют связки.

3. Классическое рондо.

Особенности классического рондо:

2) рефрен – период, простая двух(трех)частная форма. Строение эпизодов усложняется по мере продвижения к концу формы;

3) значительный контраст темы и эпизода. Наиболее контрастен второй эпизод. Вводится сопоставлением, поэтому перед ним связок и переходов не бывает;

4) насыщенность развитием. Используются связки, ходы, варьирование рефрена, имеются вступление и кода. Иногда кода заменяет последнее проведение рефрена. Бетховен Л. Ф-п соната №10 финал.

6) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды: В – в параллельной, одноименной или доминантовой, С – в субдоминантовой.

Классики вводят форму рондо в медленной части.

Романтическое рондо.

Характеризуется большей, по сравнению с классическим рондо, свободой. Форма рефрена более сложная, чем период.Возможны:

1) смена темпа –Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Свадьба»;

2) увеличение количества частей;

4) пропуск одного из проведений рефрена, с непосредственным сопоставлением двух эпизодов –рондо Фарлафа:

А С А1 С1 D A Coda

Высшая форма рондо.

Высшая форма рондо – это семичастное рондо, сочетающее признаки рондо (трехкратное проведение темы), трехчастности (наличие середины-трио) и сонаты (тональное соподчинение эпизодов).

D,p R T все финалы пяти ф-п концертов Л.Бетховена.

Происхождение и применение формы рондо.

В профессиональной музыке форма рондо стала развиваться с середины XVIII века в творчестве французских клавесинистов (Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена. Форма рондо в основном используется в произведениях жанровых, программно-изобразительных, эпических. Наиболее типична для инструментальной музыки.

Форма рондо встречается как

1) форма самостоятельного произведения (Ф.Куперен, Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо)

2) часть цикла (финалы венских классиков, Глазунов А. Симфония №6. Чайковский П. симфония 1 ч.2)

3) как форма оперной сцены (Римский-Корсаков Н. «Садко» 4 картина, «Снегурочка», сцена проводов масленицы, Прокофьев С. «Война и мир» вальс Наташи)

4) как форма оперной арии (Моцарт В. Ария Фигаро «Мальчик резвый», Глинка М. Рондо Антониды).

Источник

Рондо

В обобщённом виде схема формы такова [2] :

A — B — A — C — A — … — A

Содержание

Старинное (куплетное) рондо

главная тема в форме рондо называется. главная тема в форме рондо называется фото. картинка главная тема в форме рондо называется. смотреть фото главная тема в форме рондо называется. смотреть картинку главная тема в форме рондо называется.

главная тема в форме рондо называется. главная тема в форме рондо называется фото. картинка главная тема в форме рондо называется. смотреть фото главная тема в форме рондо называется. смотреть картинку главная тема в форме рондо называется.

Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau ; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Старинная концертная форма

Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.

Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха

главная тема в форме рондо называется. главная тема в форме рондо называется фото. картинка главная тема в форме рондо называется. смотреть фото главная тема в форме рондо называется. смотреть картинку главная тема в форме рондо называется.

главная тема в форме рондо называется. главная тема в форме рондо называется фото. картинка главная тема в форме рондо называется. смотреть фото главная тема в форме рондо называется. смотреть картинку главная тема в форме рондо называется.

Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.

К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.

РЭП 1РЭП²РЭП³РЭП 4РЭП 5
(ЭП²)
РЭП 6РР 1ЭП 7
(ЭП 3, 4 )
Р
8+4+81281188+84+811884+48+258238+16+14+1915
3 ч. ф.периодпериод
Bc-BFB-EsEsccc-EEadd-BBBbB
(ГП)(ПП)(ПП²)(ГП)(ПП²)

Рондо классической эпохи

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.

Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).

По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип.

Малое рондо

Однотемное рондо

Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом [4] ). Схема этой формы такова:

Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.

Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).

Самостоятельные пьесы в этой форме редки.

Двухтемное рондо

Схема этой формы такова:

АходBходA
Тне-ТТ

Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо:

АходBходAходB1
Тне-ТТТ

Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:

АходBходAходB1ходA
Тне-ТТТТ

Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.).

Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.

Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода.

Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.

Большое рондо

К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.

Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.

Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.

Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).

Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.

Большое регулярное рондо

В этом типе рондо [6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:

Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.

Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).

Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.

Большое регулярное рондо с повторением побочных тем

В этом типе рондо [7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.

Схема наиболее распространённой разновидности такова:

АBACABA
ТDTSTTТ

Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.

Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).

Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).

Большое нерегулярное рондо

В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:

АBCABCBA

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки

От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)

Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.

Схема формы такова:

А
(ГП)
B
(ПП)
C
(эпизод)
A
(ГП)
B
(ПП)
Tне-ТТТ

Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена).

Послеклассическое рондо

Рондо в новых условиях [9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *