главной организационно правовой формой социального обеспечения является
Организационно-правовые формы социального обеспечения
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:
С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :
Государственное (обязательное) социальное страхование
Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.
Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.
Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
Социальная помощь
Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ».
Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.
В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).
Видами социальной помощи являются:
Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.
В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.
Правовые формы социального обеспечения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Организационно-правовые формы социального обеспечения граждан
Организация конституционного права на социальное обслуживание граждан реализуется в разнообразных формах, поскольку сегодня мы сталкиваемся с несколькими крупными категориями граждан, которые находятся в зоне риска. Формы следует разграничивать по нескольким значимым признакам:
Учитывая указанные нами признаки, крайне необходимо также выделить некоторые организационные правовые формы, которые определены социальным обеспечением граждан. Во-первых, это государственное обязательное социальное страхование граждан; во-вторых, социальное обеспечение, которое осуществляется за счет прямых ассигнований, которые выделяются со стороны федерального бюджета государства; государственная социальная помощь, оказываемая гражданам в зависимости от тяжести тех условий, в которых они оказались, и в зависимости от той социальной помощи, в которой они нуждаются.
Данные формы созданы для того, чтобы обеспечивать защиту населения от тех социальных рисков, которые сегодня присутствуют в обществе, и которые угрожают жизни человека при условии, что он не может самостоятельно защитить себя от возникающих угроз.
Социальный риск следует определить в качестве предполагаемого события, которое может привести к значительным негативным изменениям как в материальном, так и в социальном положении гражданина.
Готовые работы на аналогичную тему
Также социальный риск может подвергнуть опасности не только одного гражданина, но и отдельные социальные группы и категории граждан, которые впоследствии будут нуждаться в социальном страховании и социальной помощи со стороны государства.
Формы социального обеспечения
По сути, вся совокупность форм социального обеспечения как раз и является правовыми способами осуществления социального обеспечения. Право на социальное обеспечение выступает в качестве основных прав в социально-экономической сфере жизнедеятельности человека. Они принадлежат ему с самого рождения, и ни один другой гражданин не имеет права отобрать у индивида эти права.
Осуществление права на социальное обеспечение со стороны Конституции организуется в различных формах. Их необходимо группировать и разграничивать по некоторым признакам, о которых мы упомянули в предыдущей части нашей статьи (круг тех, кто нуждается в социальном обеспечении, источники, а также способы формирования фондов, которые в дальнейшем будут нацелены на социальное обеспечение, условия и размеры обеспечения граждан, органы, которые предоставляют обеспечение). С учетом этих признаков, сегодня крайне важно выделить несколько форм социального обеспечения, каждая из которых обладает своими специфическими чертами и характеристиками:
Социальное обеспечение назначается и реализуется в нескольких случаях. Во-первых, правительством учитывается величина прожиточного минимума гражданина. Изначально прожиточный минимум устанавливается законодательством. Если доход гражданина ниже данного уровня прожиточного минимума, то следует акцентировать внимание на его нужде в данной социальной помощи и поддержке. Также очень важно учитывать состояние потребительской корзины. Она включает в себя самый минимальный набор тех необходимых продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые ежемесячно используются гражданином. Каждый индивид в соответствии со своим доходом должен иметь возможность реализовывать данную потребительскую корзину.
Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с разнообразием правовых форм социального обеспечения, каждая из которых закреплена в законодательстве, а также в нормативно-правовых актах. Все эти правовые формы соблюдаются и применяются в зависимости от того, кто и в какой жизненной ситуации оказался, какие условия окружают человека, и есть ли возможность улучшить его положение в соответствии с применением данных форм. Конечно, государство в большей степени берет на себя ответственность за реализацию этих форм, привлекая уполномоченные органы и учреждения.
Организационно-правовые формы социального обеспечения
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Организационно-правовые формы социального обеспечения разделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.
Ведущей организационно-правовой формой считается государственное (обязательное) социальное страхование. Сущность его заключается в делении общественного риска потери заработка, понижения прибылей ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые работают как внебюджетные денежные системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, всевозможных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций страны. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и иных социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование считается формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или же иного источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и иных установленных законом обстоятельств, а кроме того на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Целью данной работы является исследования организационно-правовых форм социального обеспечения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты форм социального обеспечения;
— изучить содержание и неюрисдикционную форму социального обеспечения
Объект исследования – формы социального обеспечения.
Предмет исследования – организационно-правовые формы социального обеспечения.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Становление системы социального обеспечения
Социальная политика большевиков в годы революции и гражданской войны представлена патерналистскими и дискриминационными мерами, проводимыми для перераспределения материальных и духовных ресурсов и трансформации социальной структуры. При жесткой централизации управления народным хозяйством, национализации промышленности и запрещении частной торговли государственный патернализм распространялся на тех, чей труд приносил общественную пользу (красноармейцы, городская беднота, рабочие, нетрудоспособные категории населения, отчасти — трудовое крестьянство). При этом все более очевидным было несоответствие между заявленной программой поддержки всех нуждавшихся и реальными возможностями для ее осуществления, поэтому по отношению к социально чуждым элементам (дворянство, буржуазия, духовенство, бывшие царские чиновники) проводилась жесткая дискриминация.
В условиях падения промышленного производства, неспособности города участвовать в равноценном обмене с деревней, развал финансовой системы и нарастающей гражданской войны большевики учредили Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения РСФСР. «У меня целое государство в государстве», — оценила огромное имущество бывших благотворительных обществ нарком социального обеспечения Александра Михайловна Коллонтай.
Наркомат получил в свое расположение здание Филантропического ведомства императрицы Марии Федоровны, приюты, больницы, колонии для прокаженных, институты девиц, воспитательные дома, протезные мастерские и др. Главной целью деятельности наркомата были создание системы социального и пенсионного обеспечения, охрана материнства, забота об инвалидах через отделы социального обеспечения и пенсионные отделы военно-увечных на местах.
В июне 1918 г. прошел I съезд комиссаров социального обеспечения, определивший структуру социального обеспечения и систему управления ею, состоящую из центральных, губернских и уездных органов. Отмечались надежды на скорую победу мировой революции и стремление с помощью чрезвычайных мер сосредоточить максимум материальных ресурсов для того, чтобы выдержать временную «капиталистическую осаду». Чрезвычайные меры, продиктованные условиями военного времени, были восприняты не только большевиками, но и населением как начало «отмирания капитализма» и вызревание социально-экономических условий для рывка страны в социализм.
«Положение о социальном обеспечении» 1918 г. установило различные виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др. Данное Положение установило радикальное изменение системы социального страхования: страхование обеспечивает совокупность рисков (старость, болезни и т. д.) и осуществляется принцип возмещения полного заработка (все расходы несет государство).
Советская система социального обеспечения включала в себя новые виды материального обеспечения и услуг, ранее неизвестных в России. Расширялась сеть домов отдыха, финансируемая госбюджетом и средствами социального страхования. В них могли отдохнуть отдельные категории населения (рабочие и служащие, красноармейцы, инвалиды войны и труда, дети-сироты). Другие трудящиеся получали путевки за счет средств социального страхования, которые формировались путем обязательных выплат из заработной платы.
Известно, что в период с октября 1917 по 1922 г. Совнаркомом было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, декларировавших, что данный комплекс социальной поддержки предназначается только для трудящихся, не имевших иных источников существования, кроме заработной платы за свой труд. Эти нормативные акты заложили фундамент организации государственной системы социального обеспечения, предназначенной для наемных работников, красноармейцев и членов их семей.
После гражданской войны, с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет государственное социальное обеспечение рабочих и служащих было заменено социальным страхованием за счет прямых взносов предприятий. С 1928 г. Постановлением Наркомата труда СССР для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем распространились на всех рабочих, позднее также были введены индивидуальные пенсии для деятелей партии, революции и науки. В 1930 г. Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости, согласно которым был установлен пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для женщин — 55, с общим стажем работы по найму — 25 и 20 лет соответственно.
В обновляемом обществе вертикальная социальная мобильность протекала в интенсивном порядке: выходцы из низших слоев, получая новые статусы, быстро продвигались «наверх». Нельзя при этом не отметить, что доступ к образованию и культуре носил также компенсационный характер за примитивность или недостаточность бытовых условий.
Накануне Великой Отечественной войны сложилась система социального обеспечения советского типа, рассчитанная на поддержку граждан в случаях утраты ими возможности зарабатывать и содержать своих иждивенцев. Развивалась широкая пропаганда стирания классовых и социальных различий, достижения социальной однородности и уравнивания доходов населения, культивировался образ Советской власти и государства как главных гарантов исполнения социальных обязательств.
Основными принципами советской модели социального обеспечения являлись полная ответственность государства за социальное обеспечение всех слоев населения, строгое следование идее социальной справедливости и постепенное совершенствование распределительных отношений в обществе. Государство проводило социально-экономические мероприятия, связанные с обеспечением граждан при временной нетрудоспособности и в старости, с организацией медицинского обслуживания как важнейшим средством оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности населения. Для «вытягивания» некоторых групп населения до социально приемлемого уровня жизни им предоставлялись социальные трансферты и услуги.
Таким образом, СССР революционным и директивно-административным порядком в тяжелейших условиях гражданской войны, индустриальной модернизации и Великой Отечественной войны сформировал социальное государство социалистического типа с вертикально-интегрированной целостной системой социального обеспечения населения.
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России
Реализация закрепленного основополагающим законом страны права осуществляется в разных формах, которые зависят от:
Законодатель выделяет три организационно-правовые формы социального обеспечения:
Стихийные бедствия, потребность в получении медицинской помощи, наличие несовершеннолетних и совершеннолетних иждивенцев являются частью дополнительных расходов.
С целью финансирования государственного (обязательно) страхования создаются фонды общегосударственного и местного характеров, функционирующие как внебюджетные финансовые системы.
К фондам общегосударственного характера законодатель относит Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, образующиеся посредством внесения в них работодателями страховых взносов и дотациями со стороны государства.
С полной уверенностью можно утверждать, что государственное (обязательное) социальное страхование представляет собой форму организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в результате наступления страхового случая.
Государственные служащие, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности также охватываются рассматриваемой организационно-правовой формой.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущие граждане и семьи выступают субъектами социальной помощи. Основанием такой помощи является размер отдельного дохода гражданина или среднего душевого дохода семьи. Если этот показатель меньше прожиточного минимума, то семья или одиноко проживающий гражданин подпадают под категорию малоимущих и имеют право на получение государственной 6
Отсюда следует, что право на получение социальной помощи со стороны государства зависит от размера дохода лица, а не от участия его в трудовой деятельности или уплате страховых взносов.
Государственная помощь представляет собой одну из форм осуществления права гражданином на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи их с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов. Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Необходимо отметить и то, что разные виды социального обеспечения предоставляются в рамках различных организационно-правовых форм.
Иной организационной формой социального обеспечения считается прямое ассигнование (к примеру, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.
В одном ряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение приобретает кроме того и негосударственное социальное обеспечение:
1. Муниципальное социальное обслуживание.
Так, к примеру, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:
— ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;
Под благотворительной работой понимается добровольческая работа людей и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или же на дотационных условиях) передаче гражданам или же юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, предложению другой помощи в целях общественной помощи и обороны людей, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, других обстоятельств не готовы самостоятельно воплотить в жизнь собственные права и легитимные интересы;
льготы и компенсации (к примеру, предоставление
дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).
Льготы и компенсации, предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление добавочных дней отдыха отдельным категориям сотрудников.
К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и общественные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); обслуживание в сферы социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И НЕЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Содержание организационно-правовых форм социального обеспечения
Данная цитата принадлежит В. С. Андрееву, который первым использовал в научных целях понятие «организационно-правовая форма социального обеспечения». Выделяя пять таких форм, он акцентировал внимание на том, что для каждой из них, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых;
И если сформулированные ещё в социалистический период подходы к вычленению организационно-правовых форм и сами формы в значительной степени не утратили своей актуальности, то трансформация их содержательной составляющей очевидна.
Государственное социальное обеспечение может рассматриваться через призму естественных прав личности. Каждый человек в силу своего биологического происхождения имеет право на определённые социальные предоставления, уровень которых зависит от экономических возможностей и политической воли государства.
Этот вывод логично вытекает из системного анализа международных актов и внутригосударственного законодательства. Отправной точкой может служить содержание ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Декларация признает безусловное право любого человеческого индивида на социальное обеспечение, пределы которого ограничены исключительно «структурой и ресурсами государства». Принятый впоследствии Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также оперирует понятием «каждый человек». Принятые в послевоенный период, совпавший с фазой бурного экономического роста, международные акты ориентировали государства на необходимость создания в рамках национальных систем условий для социального обеспечения граждан с учётом возрастающих потребностей. Социальные права, содержащиеся в Конституции нашей страны (в качества образца были взяты модели международных актов), адресованы каждому человеку безоговорочно.
Именно государственное социальное обеспечение как самостоятельная организационно-правовая форма ориентировано на предоставление социальных благ на приемлемом уровне всем членам общества вне зависимости от каких бы то ни было факторов.
Сегодня содержательная трансформация государственного социального обеспечения характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, законодатель предпринимает активные попытки преодоления иждивенческого настроя отдельных категорий граждан, подталкивая их к совершению активных действий, направленных на самостоятельный выход из трудной жизненной ситуации, усиливая тем самым адресную составляющую. Наиболее ярким примером такого стимулирования может служить социальный контракт. Прилагаемая к социальному контракту программа социальной адаптации закрепляет обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (например, трудоустройство, ведение личного-подсобного хозяйства, переобучение и др.), при невыполнении которых органы социальной защиты вправе требовать возврата полученных денежных средств. С другой стороны, не уменьшается совокупный объём различных социальных выплат и субъектов-получателей, численность которых доходит до 70 % от общей численности населения.
Следует отметить неудачную формулировку наименования выплаты. Можно предположить, что, так как уже существующая система государственных пособий семьям с детьми содержит такие виды пособий, как «единовременное пособие при рождении ребёнка», «ежемесячное пособие по уходу за ребёнком» и «пособие на ребёнка», использование термина «выплата» преследовало цель каким-то образом дистанцироваться от названных пособий. В таком случае как это согласуется с положениями преамбулы Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющей, что он «устанавливает единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства»?
Ещё одной отчётливо прослеживающейся тенденцией является передача на региональный уровень значительной части государственных обязанностей в сфере социального обеспечения. С момента отнесения Конституцией РФ вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения, законодательство субъектов федерации развивалось достаточно активно. Своеобразным катализатором процесса послужила «монетизация льгот». В итоге позитивное намерение, заключающееся в создании возможностей для выравнивания региональных различий, но не подкреплённое соответствующим финансированием, приводит к ещё более существенной и необоснованной дифференциации уровня социальных предоставлений в различных субъектах Федерации. Нередки случаи «социально-обеспечительной миграции» и конфликтов на этой почве.
Зачастую проблемы государственного социального обеспечения принято объяснять недостаточностью бюджетных средств, что верно лишь отчасти. Более рациональное использование имеющихся ресурсов, совершенствование управленческих механизмов, разумное соотношение категориального и адресного подхода позволит существенно повысить эффективность данной формы социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование является ведущей формой социального обеспечения, что обусловлено объективными причинами. Ориентированное в подавляющем большинстве случаев на работающих граждан, трудом которых создаётся национальное богатство России, оно призвано в том числе обеспечить дифференциацию социальных притязаний работающих и неработающих граждан, стимулировать последних к участию в трудовой деятельности.
Полагаем, что на сегодняшний день реальной альтернативы обязательному социальному страхованию нет. Именно этот инструмент позволяет путём максимальной вовлечённости людей обеспечить реализацию идей социальной солидарности и справедливости, гарантировав (при опоре на реальные актуарные расчёты) финансовую устойчивость системы.
Полагаем, что потребности современного этапа развития общества нуждаются в сбалансированном сочетании стабильности законодательства (например, в пенсионном страховании) и динамичного реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии. Позволим себе обозначить несколько наиболее значимых направлений трансформации.
Так, ярко выраженная тенденция старения населения требует не только корректировки возрастных показателей выхода на пенсию, но и введения обязательного социального страхования на случай необходимости постороннего ухода. Страхователями, по нашему мнению, должны выступать все граждане, вне зависимости от трудовой занятости, начиная с определённого возраста (ориентировочно 40-45 лет). Данная возрастная группа характеризуется как достаточно стабильная, более социально ответственная, осознающая свои потенциальные потребности в будущем социальном обслуживании.
Кроме того, по нашему мнению, следует использовать страховую модель обеспечения пособием на случай потери работы, сохранив при этом пособие по безработице для граждан, ранее не работавших либо не имеющих достаточного страхового стажа.
Подводя итог сказанному, отметим, что обе организационно-правовые формы социального обеспечения обладают значительным потенциалом, могут успешно взаимодействовать друг с другом и использоваться для реализации социальной функции государства и права граждан на социальное обеспечение.
2.2 Неюрисдикционная форма защиты социальных прав
Определение и сущность социальных прав является предметов многочисленных дискуссий, ведущихся по настоящее время в нашей стране, поскольку далеко не все ученые рассматривают данную категорию прав в качестве самостоятельной группы прав человека. Однако все же социальные права являются одной из важнейших составляющих всех прав человека и гражданина и соответственно нуждаются в защите. В данной работе подробнее хотелось бы остановиться на примере неюрисдикционной формы защиты трудовых прав.
Правовой основой для осуществления указанных действий выступает, прежде всего, часть 2 статьи 45 Конституции РФ. Так, исходя из анализа данной статьи, уже можно заметить первый и весьма значительный недостаток указанной формы защиты. Данный недостаток выражается в том, что в процессе реализации нормы лицо, осуществляющее самозащиту, самостоятельно определяет весь объем применяемых им мер и способов защиты, не руководствуясь в отличие от органов исполнительной власти при административном порядке защиты и судов – при судебном, конкретными нормативными указаниями и процессуальными положениями и по сути действует на свой страх и риск, поскольку при превышении объема применяемых им мер действия самого лица могут быть признаны незаконными.
В качестве примера осуществления самостоятельной защиты прав работником можно привести положение статьи 142 ТК РФ. Указанная статья предусматривает право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу на весь период задержки, известив об этом работодателя в письменной форме. Однако здесь необходимо помнить, что далеко не всякий отказ от работы рассматривается как самозащита. Основанием для самозащиты в целях избегания злоупотреблений является именно нарушение права работодателем. Нет нарушения – нет и самозащиты. При этом, согласно указанной статье отказ от работы не допускается в определенных случаях, установленным законодательством. Таким образом, если работник нарушит указанные положения, то речь пойдет уже не о самозащите как форме защиты нарушенного права работника, а о самоуправстве, которое может послужить основанием для расторжения с ним трудового договора.
Таким образом, исследуя в работе реализацию неюрисдикционной формы защиты социальных прав на вышеприведенных примерах, мы можем наблюдать ряд закономерных проблем:
Дальнейшее развитие такого института, как институт самозащиты социальных прав граждан, его нормативное изложение, поддержка инициативы граждан по самостоятельной защите своих прав в значительной степени могли бы оправдать статус социального государства и укрепить институт гражданского общества в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации реализация конституционного права на социальное обеспечение осуществляется в зависимости от круга обеспечиваемых лиц; источников и способов формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; видов обеспечения; условий и размеров обеспечения; органов, которые предоставляют обеспечение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ↑
Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 6. М.: Изд-во политической литературы, 1965. ↑
Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 39. М.: Изд-во политической литературы, 1975. С.15 ↑
Декреты Советской власти / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории акад. наук СССР. Т. 3. 11 июля—9 ноября 1918 г. М.: Политиздат, 1964. — 627 c. ↑
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом последующих изменений) // СЗ РФ. 2014, 4 августа. ↑
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1999. № 139. ↑
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 1998. № 153-154. ↑
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 1998. № 153-154. ↑
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 1999. № 142. ↑
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ ↑
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135-ФЗ ↑
Референдум по аналогичному вопросу проводился летом 2016 г. в Швейцарии, но не получил одобрения большинства. ↑
Е.И. Петрова. Инструментарий защиты социально-обеспечительных прав граждан // Вестник Пермского государственного университета. Юридические науки. – 2010. – 1(7) ↑
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [электронный ресурс] / Консультант Плюс. ↑
Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. – 2003 – №6. – С.43. ↑
Свечкаренко В. Трудовой кодекс: право на самозащиту // Трудовые отношения, 2002, №9 (66). С.37. ↑
Лапшин К., Рогачев Д. Переплаченные деньги // Трудовые отношения, 2002, №11 (68). С.6 ↑
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.