главной организационной формой обучения является
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма
(от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М. А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма — это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.
Как указывает И.М.Чередов, формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.
Анализируя данный педагогический феномен, И.Ф.Харламов, например, считает, что понятие формы организации обучения «не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» f 12, с. 231—232]. Так, Ю.К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».
Б.Т.Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся» [3, с. 406]. С. А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения» [7, с. 281].
В учебных пособиях Н. А. Сорокина, М. Н.Скаткина, И.Я.Лерне-ра под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
В.И.Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» [1, с. 307].
Форма обучения, отмечает Б.Т.Лихачев, реализуется как органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе-воспитательное значение. Одновременно эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:
обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;
воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;
организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.
В целом все исследователи признают, что реализация этих функций в единстве различных форм обучения способствует профессиональному совершенствованию учителя и личностному развитию учащихся.
В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация
которых проводится по различным основаниям. М.И.Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
форма обучения (педагогическая технология);
форма учебной деятельности учащегося;
форма организации текущей учебной работы класса, группы.
Ч. Куписевич и И.П.Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям:
количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
место организации учебы (школьные и внешкольные);
продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин, спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
По утверждению современных исследователей И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены:
Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности Т. И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:
1. Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы — школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум.
2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений — практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.
3. Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций — семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.
4. Обобщение единичных знаний и их систематизация — конференции, уроки-обобщения, семинары.
5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками — урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
В работе В. И.Андреева на основе анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель систе-
матизации различных форм организации обучения, представленная ниже.
В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов:
общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);
внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);
внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия).
Для целостного осознания особенностей форм организации учебного процесса рассмотрим его основные характеристики по представленной трехмерной модели.
Трехмерная модель систематики форм организации обучения 248
Общие формы организации обучения
Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.
В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность.
Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
Одной из форм подобной организации обучения является репетиторство, ранее — гувернерство.
Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
Фронтальная форма, т. е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.
Организационные формы обучения
Все формы обучения должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); продумывание методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.
Лекции присуши четыре функции.
1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов
научным, цивилизованным пониманием действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обеспечения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни, правовой действительности и предстоящей слушателям практической правоохранительной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.
2. Развивающая. Лекция всегда должна быть ориентирована
не на память студентов, а на мышление, учить их не запоминать, а
думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль и тогда она станет лабораторией научной мысли, участниками работы которой становятся и обучающиеся. Сидящие в аудитории, слушая преподавателя и следя за ходами его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и способы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказательно, смело, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в речевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, передающий содержание лекции алогично, бессвязно, шаблонно, неубедительно, боящийся высказать свое мнение по острым вопросам, оказывает плохое влияние на студентов. В повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, перенимаемом у преподавателя, в живом и непосредственном приобщении к школе научного мышления и заключается несравненная ценность лекции,
3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности связаны с усвоением слушателями ее содержания. Глубоко поняв преподавателя, внутренне одобрив его рассуждения и доказательства, студенты приходят к убеждениям, оценкам, отношениям, связанным с содержанием. Это происходит не только при слушании правильных мыслей, но и при испытываемом эмоциональном подъеме. Но последнее зависит от умения лектора заинтересовать сидящих в аудитории проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. Тут нужно умение лектора говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Когда слушатели в аудитории видят на
кафедре человека, действующего так, они как бы присутствуй при рождении и биении мысли и это притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние. Даже если преподаватель говорит не «по писанному» гладко, а порой подбирает слова, ищет способ точного оформления своей мысли и это происходит на глазах у слушающих, завораживающее влияние на них усиливается. Авторитетному преподавателю верят больше, а поэтому его воздействие на студентов усиливается.
4. Организующая. Лекция займет свое место, когда она повлияет на работу студентов и в ходе ее и после нее. Эта функция сознательно усиливается при чтении установочных и вводных лекций. Она реализуется при общем удачном прочтении лекции, побуждающем к продолжению работы над темой, и путем специальных рекомендаций студентам по самостоятельной работе.
Конференция.Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между студентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удается на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.
Практическое и лабораторное занятия.Предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности, в расположении местных правоохранительных органов. Методика их характеризуется технологиями основа которых описана выше, в параграфе 4.4. Чаще всего студенты обучаются выполнению определенных профессиональных действий. Начинаться занятия могут с проверки у обучаемых знаний, нужных для понимания действий, потом — разъяснения действий (что, как, почему и в какой последовательности делать) и показа их. Затем студенты действуют по очереди, либо одновременно (при наличии достаточного количества учебных мест, оборудованных для выполнения заданий руководителя). Возможна отработка действий по анализу юридических, использование методов «мозгового штурма», отработки документов и др. Уникальной особенностью практических занятий при подготовке юристов выступает решение юридических казусов.
Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для доведения их до нужного уровня выступает единственным способом выхода из проблемы.
Игра. Это форма практического обучения, в которой имитируется (поэтому их называют имитационными) деятельность и взаимодействие юриста с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать навыки, а еще лучше — профессиональные умения в выполнении функциональных обязанностей и решении задач, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них.
По особенностям имитации игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих правоохранительных органов по решению определенной задачи. Все обучаемые, каждый из которых играет роль представителя определенной службы, органа, изыскивают пути наилучшего решения задач. Так, может быть проведена игра по отработке действий следственно-оперативной группы. Руководитель намечает ряд этапов, например: сбор и выезд, прибытие на место происшествия, осмотр его и опрос свидетелей, преследование и задержание правонарушителя. Из учебной группы выделяется ряд обучающихся, каждому поручается роль конкретного члена группы (следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист). Возможно (для большего охвата студентов) выделение двоих на одну роль: основного и дублера. Последовательно объявляются этапы. Все действуют, объясняя на словах свои действия, а если эти действия представляют собой вопрос, ответ, сообщение, доклад, то они произносятся так, как бывает в реальной обстановке. Руководитель включается в розыгрыш ситуации, по необходимости играя роль всех других участников события (если они не были почему-то назначены заранее). Например, при опросе свидетеля он отвечает на вопросы за него; если кто-то из следственно-оперативной группы связывается с дежурной частью, руководитель отвечает и говорит как дежурный и т.д. При ошибках кого-то руководитель «наказывает» имитацией соответствующего ухудшения обстановки и побуждает выходить из нее, а не возвращаться назад и начинать с нового, правильного Действия. После завершения этапа он констатирует сложившуюся на данный момент игры ситуацию и новыми вводными запускает очередной этап. В конце делается тщательный разбор.
Такие игры тщательно готовятся. Изучается со студентами фабула избранного для нее дела и заблаговременно происходит распределение ролей (если студентов много, то на одну роль могут назначаться двое студентов, которые ведут роль во взаимодействии). Подготовительный период включает все предшествующие судебному заседанию действия. При игре, например, по гражданскому делу «истцом» с помощью «адвоката» пишется «исковое заявление» и направляется в суд, а «ответчик» со своим «адвокатом» готовит возражения. Подготовку дела к «судебному разбирательству» проводит «судья». Все это делается при строгом соблюдении всех правовых норм во внеучебное время. Преподаватель может предложить студентам посетить один из народных судов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел[110].
Учения бывают штабными (действия на картах, схемах, с документами и средствами связи; проводятся локально, обычно как кафедральные), тактическими (отработка тактики действий по решению определенной задачи и достижению нужного результата; проводятся локально, обычно как кафедральные), комплексными, оперативно-тактическими (объединяют задачи первых двух и действия разных сил; проводятся как межкафедральные или в масштабе образовательного учреждения).
Обычно учения проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки, опираясь на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты. Развитие событий и контроль за действиями участников осуществляет руководитель учения с помощью штаба учения и посредников, прикрепляемых к каждой группе участников или к месту, где развертываются ответственные события.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.
Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Исходя из этого, форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Установление форм обучения зависит от других элементов образовательного процесса: целей, содержания, методов и средств, состава участников процесса обучения, а также материальных условий обучения.
Выделяют такие основания для классификации форм обучения: количество и состав обучаемых, место обучения, продолжительность обучающей работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, аудиторные и внеаудиторные. Эта классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов и слушателей, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.
В структуре процесса обучения можно выделить три группы организационных форм:
· направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся;
· направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся;
· формы контроля знаний и умений обучающихся.
Каждая из организационных форм обучения обладает определенными особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса обучения. Охарактеризуем основные организационные формы обучения.
Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.
Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.
Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсии позволяют преподавателю установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью. Экскурсии развивают познавательные способности обучаемых — внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.
Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимумальной самостоятельности, активности, инициативы. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, оказание им помощи в самостоятельной работе.
Игра в образовательном процессе рассматривается как произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и прогнозу будущего в процессе игры.
Социально-психологический тренинг (СПТ). В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.
Лабораторное занятие — форма организации обучения, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, при использовании которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.
Курсовое проектирование применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Производственная практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Производственная практика — самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам органов государственной власти, конкретного предприятия, учреждения, организации.
Наиболее управляемой формой практического обучения является учебная практика, которая позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности обучающихся, а овладение практическим опытом профессиональной деятельности осуществлять в результате дидактически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов и руководителей учебной практики или стажировки, назначенного от практического подразделения.
Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.
Дипломная работа — это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.