главный принцип правового регулирования экологических отношений
Тема 12. Экологическое право
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права
Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).
Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:
Объектами экологического права являются:
Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.
Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.
Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.
Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:
Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:
1) органы общей компетенции;
2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.
12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права
Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.
На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.
Выделяют следующие виды источников экологического права:
Основой экологического базиса являются конституционные акты
Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ
Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1
Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;
общепризнанные принципы и нормы международного права
Законы: федеральные и субъектов РФ
Специальный (полностью экологизированный)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);
законы субъектов РФ;
другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)
Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты
Указы и распоряжения Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)
и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.
12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм
Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.
Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.
Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.
Версия для печати
Хрестоматия
Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.
Экологическое право
Экологические отношения как предмет правового регулирования
Экологические отношения, как предмет экологического права представляют особый вид общественных отношений, объектом которых выступают окружающая природная среда, отдельные природные комплексы и ресурсы.
Следует отметить, что термин экологические отношения не отражает сущность исследуемого института. Буквальный перевод понятия экологические отношения означает отношения по исследованию взаимодействия общества с природной средой как средой его жизнедеятельности. Более правильным было бы применять термин экосоциальные отношения.
Взаимодействие общества с природной средой составляют особую экосоциальную функцию, сущность которой заключается в обеспечении естественной природной основы жизнедеятельности общества, удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей в природных ресурсах.
Отношения, возникающие в связи осуществлением экосоциальной функции (или экофункции), и являются экосоциальными. В дальнейшем будет применяться термин экологические отношения, который общепризнан, но не отражает их сущность.
Экологические отношения имеют следующую структуру: субъекты, содержание, объекты.
Субъектами экологических отношений выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и юридические лица, иностранные и международные организации, иностранцы, лица без гражданства.
Содержание экологических отношений – деятельность субъектов экологических отношений в формах действия или бездействия, т. е. в реализации прав, исполнении обязанностей или в воздержании от совершения определенных действий.
Объектами экологических отношений выступают природная среда (природа) как целостная система и составляющие ее компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, а также природные ресурсы.
Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. В данном случае они выполняют экосоциальную функцию.
Однако природные ресурсы выполняют и другие социальные (в широком смысле слова) функции. Так, они могут быть объектами имущественных (гражданско-правовых) отношений, т. е. выполняют функцию недвижимого имущества.
Таким образом, экологические отношения выделяются в самостоятельный вид общественных отношений, потому что их объектами выступают природные ресурсы, выполняющие функции природной основы жизнедеятельности общества и являющиеся источниками удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей в компонентах природы (экологических потребностей), либо способствуют выполнению этой функции. Так, пользование природными ресурсами в форме извлечения их из природной среды представляет собой вид экологических отношений, т. к. природные ресурсы в данном случае являются источником удовлетворения потребностей. Природопользование предшествует потреблению природных ресурсов в производственных и иных целях.
Однако природные ресурсы могут быть объектами других общественных отношений, например, имущественных (гражданско-правовых). В данном случае природные ресурсы выполняют не экологическую (экосоциальную) функцию, а является особым видом недвижимого имущества.
Экологические отношения классифицируются по различным основаниям.
Во-вторых, экологические отношения подразделяются в зависимости от форм воздействия общества на окружающую природную среду. По этому основанию выделяются отношения: природопользования, природоохранительные, мелиоративные (природопреобразовательные).
В-третьих, в зависимости от целевого назначения природных ресурсов выделяются отношения, содержание которых составляет деятельность по удовлетворению определенных потребностей. Так, лесные отношения включают отношения лесопользования, а последние, в зависимости от целевого назначения лесов, подразделяются на отношения по пользованию лесами для заготовки древесины, живицы, заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов. Экологические отношения являются объектами других общественных отношений. Например, отношений по регулированию экологических отношений, включающих управленческие, контрольные, регистрационные, налоговые, экономические и иные, а также отношения юридической ответственности, возмещения экологического вреда.
Понятие экологического права
Эколого– правовые нормы подразделяются на:
Эколого–правовые нормы обладают всеми признаками правовых норм: обязательностью, действием в отношении неопределенного круга лиц, неоднократностью применения, государственной защитой содержащихся в них предписаний.
Предмет правовой регламентации норм экологического права составляют экологические отношения, а именно: предмет, цели, методы регулирования экологических отношений, форму их закрепления (источники экологического права), статус субъектов экологических отношений, режим (правовое положение) объектов экологических отношений, отношения природопользования, природоохранительные, мелиоративные отношения.
Отношения, объектами которых являются экологические отношения, регламентируются нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного права. Связь между экологическим правом и указанными отраслями заключается в том, что в экологическом праве регулируются отношения в качестве объектов административных гражданско–правовых отношений, отношений ответственности. Например, в главе 3 ЗК РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие формы собственности на землю. Регулирование же отношений собственности и иных вещных прав на землю осуществляется нормами гражданского права, закрепленными в разделе 2 ч. I Г К РФ
В пользу выделения экологического права в самостоятельную отрасль свидетельствует и такой формальный признак – наличие в нормативно–правовой системе (законодательстве РФ в общем смысле) РФ особой подсистемы – экологической нормативно–правовой (экологического законодательства). Поскольку предметом правового регулирования являются по существу экосоциальные отношения, точнее было бы соответствующую отрасль российского права назвать экосоциальным правом.
Конечным элементом экологического права являются эколого-правовые нормы.
Правовые нормы воздействуют на поведение субъектов путем предписания определенного поведения.
По этому признаку выделяются уполномачивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Уполномачивающие нормы устанавливают права субъектов экологических отношений, порядок их реализации.
Так, уполномачивающей нормой является закрепленное в ст. 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благополучную окружающую среду.
Обязывающие нормы устанавливают обязанности по совершению определенных действий. Например, обязывающие нормы содержатся в ст. 39 ВК РФ, в которой закреплены обязанности водопользователей при осуществлении ими водопользования.
Запрещающие нормы в отличие от уполномачивающих представляют собой запреты на совершение, каких – либо действий, предписывают воздержание от их совершения. Такая норма закреплена в ст.56 ВК РФ, запрещающая сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.
По форме предписания правовые нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и рекомендательные.
Императивные нормы предписывают субъектам совершать определенные действия или воздерживаться от них (уполномочивающие, обязывающие и запретительные), либо определяют рамки, пределы поведения, содержащие иные обязательные предписания. В качестве примера можно привести правовые нормы, содержащиеся в ст. 12 Закона РФ “ О недрах», которой закрепляется содержание лицензии на пользование недрами.
Рекомендательные правовые нормы содержат предписания, которые могут реализовываться по усмотрению субъектов правоотношений. Особенность реализации рекомендательных норм заключается в том, что лица, которым они адресованы, обязаны рассмотреть содержащиеся в них рекомендации. Только в том случае, если субъект отношений последует рекомендации (согласится с рекомендацией), она приобретает юридическую силу.
Практическое значение имеет выделение дефинитивных норм, закрепляющих термины, определения, понятия. Такие нормы содержатся в ст. 1 ВК РФ «Основные понятия».ст.1 Федерального «Об охране окружающей среды».
Можно выделить статусные нормы, закрепляющие статус субъектов экологических отношений. Так, статусные нормы закреплены в главе 4 ЛК РФ 7 ВК РФ, ст. 53 ЗК РФ.
Следует выделить в качестве особого вида нормы, определяющие правовой режим объектов экологических отношений. Это, например, нормы, содержащиеся в статьях 5,6 ВК РФ.
Выделяются: общие нормы (не имеющие ограничений в действии); специальные (регулирующие определенный вид отношений); региональные (действующие на определенной территории); исключительные; чрезвычайные; особые (для определенной категории субъектов); временные; корпоративные; локальные (внутриорганизационные).
Структура экологического права
Экологическое право как сложная система эколого-правовых норм имеет разноуровневую структуру.
Как любая отрасль права экологическое право имеет общую и особенные части.
Общая часть состоит из эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения, объектом которых является природная среда в целом.
Особенную часть составляют отрасли (подотрасли) экологического права, предметом регулирования составляющих их эколого-правовых норм являются отношения по поводу отдельных природных ресурсов. Таким образом, особенная часть имеет поресурсовую структуру. Ее составляют следующие отрасли: земельное, горное (недренное), водное, лесное, фаунистическое, природно-заповедное, воздушное право.
Объектами экологических отношений являются природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами государственной границы Российской Федерации. Это ресурсы Мирового Океана, воздушного пространства над ним, космоса, которые составляют наследие всего человечества. Отношения по их использованию, охране, преобразованию регулируются нормами международного права, закрепленных в международных договорах и иных международно-правовых актах.
В соответствии с международно-правовыми актами в системе российского законодательства сформированы и отрасли законодательства: законодательство о торговом мореплавании, законодательство об использовании воздушного пространства связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, законодательство о космической деятельности (Закон РФ от 20 августа 1993 г.) Правовые нормы, закрепленные в указанных нормативных правовых актах, составляют морское право Российской Федерации, воздушное право Российской Федерации, космическое право Российской Федерации и регулируют деятельность российских организаций в Мировом Океане, воздушном пространстве над ним, космосе.
Следующий структурный уровень формируется в зависимости от форм воздействия общества на окружающую природную среду (форм осуществления экосоциальной функции). По этому признаку выделяются межотраслевые институты: природноресурсовое право, право природопользования, природоохранительное право и мелиоративное право. Предметом регулирования указанных институтов являются соответственно режим природных ресурсов как объектов экологических отношений, а также отношения природопользования, природоохранительные, мелиоративные (природопреобразовательные).
Каждый из межотраслевых институтов имеет общую и особенную части.
Общую часть природноресурсового права составляют правовые нормы, регламентирующие правовой режим окружающей природной среды как целостной экосоциальной системы. Особенную часть составляют подинституты, нормы которых регламентируют правовой режим отдельных природных ресурсов. Это правовой режим земли, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, природнозаповедных объектов,воздушного пространства.. Они одновременно являются институтами соответственно земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природнозаповедного, воздушного права..
Мелиоративное право составляют правовые нормы, регулирующие мелиоративные отношения, содержание которых составляет деятельность по улучшению, преобразованию природной среды и отдельных природных ресурсов.
Нормы общей части мелиоративного права регулируют мелиоративные отношения (по улучшению, преобразованию) природной среды как целостной экосоциальной системы, а подинститутов особенной части отношения по мелиорации отдельных природных ресурсов. Это правовое регулирование мелиорации земель (землемелиоративное право), правовое регулирование мелиорации недр, правовое регулирование водного хозяйства (водномелиоративное право), правовое регулирование лесного хозяйства (лесомелиоративное право), правовое регулирование охотничьего и рыбного хозяйства (фауномелиоративное право), правовое регулирование мелиорации природнозаповедных, ресурсов, правовое регулирование улучшения воздушного пространства. Они являются институтами отраслей особенной части экологического права – земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природнозаповедного, воздушного.
Общие части институтов природноресурсового права, права природопользования, природоохранительного, мелиоративного права являются институтами общей части экологического права.
Экологическое право само является предметом правового регулирования. Правовые нормы, регламентирующие предмет, цели, задачи, методы, принципы правового регулирования, систему нормативных правовых актов – формы экологического права, составляют особые институты общей части экологического права – правовая регламентации экологических отношений; система экологического законодательства.
В системе общей части экологического права также следует выделить правовые институты, содержащие правовые нормы, закрепляющие формы (виды), содержание, принципы регулирования экологических отношений, а также правового обеспечения экологического правопорядка.
Природные ресурсы являются объектами права собственности и иных вещных прав. Формы собственности и иных вещных прав на природные ресурсы, распределение их по формам вещных прав, особенности реализации правомочий субъектов вещных прав на природные ресурсы должны регламентироваться правовыми нормами, составляющими особый институт Экологического права России.
В экологическом праве должен закрепляться и правовой статус субъектов экологических отношений.
Таким образом, общую часть экологического права России составляют институты: правовое регулирование экологических отношений, система экологического законодательства, правовой статус субъектов отношений, природноресурсовое право (правовой режим природной среды и природных ресурсов), право собственности и иные вещные права на природные ресурсы, право регулирования экологических отношений, право природопользования, природоохранительное право, мелиоративное право, правовое обеспечение экологического правопорядка.
Особенную часть экологического права составляют подотрасли: земельное, горное, водное,. лесное, фаунистическое, природнозаповедное, воздушное право.
Российское океаническое воздушное, космическое право целесообразно выделить в специальную часть, поскольку правовые нормы этих отраслей регулируют отношения по поводу природных ресурсов за пределами государственной границы Российской Федерации.
Аналогичным образом формируется структура подотраслей особенной части экологического права. Рассмотрим это на примере земельного права.
Общую часть земельного права составляют институты: правовая регламентация земельных отношений, система земельного законодательства, правовой статус субъектов земельных отношений, правовой режим земель (землересурсовое право), право собственности и иные вещные права на земли, право регулирования земельных отношений, правовая охрана земель (землеохранительное право), правовое регулирование мелиорации земель (землемелиоративное право), правовое обеспечение правопорядка в земельной сфере. В особенной части земельного права выделяются институты, составляющие правовые нормы, которые регулируют отношения по поводу отдельных категорий земель: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов (природно-заповедного фонда), лесного и водного фондов, запаса.
Правовые нормы закрепляются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, собственниками и иными владельцами природных ресурсов, в договорах, заключаемых субъектами земельных отношений. По этому признаку выделяются федеральное экологическое право, экологическое право субъектов РФ, экологическое право муниципальных образований, а также корпоративное экологическое, локальное экологическое и договорное экологическое право.
Методы правового регулирования экологических отношений
Методы правового регулирования представляют способы (формы) предписаний, обращенных к субъектам общественных отношений (способы определения статуса субъектов общественных отношений, порядка осуществления прав, исполнения обязанностей, установление санкций за правонарушения и т. д.).
При регулировании экологических отношений применяются различные методы в зависимости от особенностей предмета регулирования.
Объектами экологических отношений являются природная среда, компонентами природы, природные объекты, (ресурсы), выполняющие определенные экофункции. Кроме того, они выполняют и социальные (в широком смысле слова) функции. Это предопределяет и особенности использования различных методов при регулировании экологических отношений.
В силу отмеченных особенностей объектов экологических отношений законодатель в большей степени применяет при их регулировании императивный метод. Императивный метод заключается в прямом предписании, адресованном субъектам общественных отношений, совершать определенные действия или воздерживаться от совершения каких-либо действий, четком и полном определении их прав и обязанностей, порядка их реализации и осуществления. Этот метод выражается в издании уполномочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Императивный метод применяется при определении правового статуса природных ресурсов, регулировании природоохранительных отношений, оснований и порядка возникновения и прекращения, прав на природные ресурсы.
Диспозитивный метод заключается в предоставления права субъектам самим регулировать возникающие между ними отношения, выбирая предлагаемые в нормативном правовом акте варианты (вариант) поведения, либо используя предложенный в акте вариант поведения, если стороны не избрали иной, либо реализуя содержащиеся в нормативном акте разрешения.
Как правило, принцип диспозитивности реализуется в форме договора (соглашения), заключаемого сторонами.
Таким образом регулируются отношения по аренде земельных участков, лесных участков, безвозмездного пользования лесными участками, пользования водными объектами, аренды земельных участков и иных природных ресурсов на территориях национальных парков, пользования недрами на условиях раздела продукции.
В экологическом праве применяются специфические формы диспозитивного правового регулирования.
Так, организации, осуществляющие природопользование и (или) воздействующие на природную среду осуществляют производственный контроль, в соответствии с принимаемыми ими Положениями о производственном контроле, Положениями о соответствующих подразделениях, должностными инструкциями и иными локальными нормативными правовыми актами. Равным образом регламентируются производственный экологический мониторинг влияния организации на природную среду.
Природопользователи самостоятельно регулируют применение способов, форм, технических средств пользования природными ресурсами. Такое регулирование должно производиться с соблюдением норм, регламентов, требований по охране окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Добытая в результате природопользования продукция поступает в распоряжение природопользователей и они определяют порядок ее использования, реализации.
Правовое регулирование экологических отношений осуществляется методом ответственности. Устанавливая административную, гражданско-правовую, уголовную, дисциплинарную, материальную ответственность за экологические правонарушения законодатель обеспечивает правомерное поведение субъектов экологических отношений. Последние, под угрозой привлечения к ответственности обязывают от совершения действий, квалифицируемых в качестве правонарушений. Так, ст. 250 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за загрязнение вод. Водопользователь и другие субъекты экологических отношений, не должны допускать загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод и совершать деяния, предусмотренные диспозицией анализируемой статьи. В данном случае правомерное поведение достигается не путем прямых предписаний, запретов, как при императивном методе, а указанием, какие деяния являются неправомерными и от совершения которых субъект экологических отношений должен воздерживаться.
Принципы правового регулирования экологических отношений
Принципы правового регулирования – основополагающие начала, выраженные в форме фундаментальных предписаний, на основе которых осуществляется деятельность субъектов общественных отношений.
Правовое регулирование экологических отношений основывается на общеправовых принципах в силу системных связей экологического права с российской правовой системой. Таковыми являются принципы народовластия, демократизма, гуманизма, справедливости, равноправия, неразрывной связи прав и обязанностей, законности, сочетания убеждения и принуждения.
Вместе с тем специфика объектов экологических отношений, представляющих собой одновременно и природные образования и ресурсы – источники удовлетворения экологических потребностей, предопределяет специфические принципы правового регулирования экологических отношений.
Основные принципы охраны окружающей среды, как одного из направлений экологической деятельности, закреплены ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное влияние на окружающую среду; должна осуществляться на основе следующих принципов:
Принципы использования и охраны отдельных природных объектов (ресурсов) закреплены в кодексах и других поресурсовых нормативных правовых актах.
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с принципами закрепленными в ст. 1 ЗК РФ.
Правовое регулирование водопользования и охраны вод основывается на принципах, закрепленных ст. 3 ВК РФ.
В силу ст. 1 ЛК РФ правовое регулирование лесных отношений осуществляется на основе следующих принципов:
Правовое регулирования рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»:
Основные принципы регулирования охраны атмосферного воздуха закреплены в ст.3 Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха”.
На основе описанных выше принципов осуществляется правовое регулирование природопользование, охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Экологическое право как учебная дисциплина и научное направление
Знание экологического законодательства – необходимый элемент экологической культуры общества и профессиональной подготовки хозяйственных и иных руководителей; инженеров и иных специалистов, работающих в производственной сфере, экономистов, юристов, работников, занятых в системе образования и иных сферах общественной жизни. В современных условиях без знания нормативных предписаний невозможно принимать экологически грамотные решения, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение экологических потребностей общества и сохранения функций природы.
Изучение экологического права осуществляется в форме предусмотренного учебным планом лекционного курса, с углублением полученных знаний самостоятельной работой над литературными и нормативными источниками.
Навыки толкования эколого-правовых норм и их практического применения усваиваются студентами на семинарах (практических занятиях) с обязательным разрешением конкретных жизненных ситуаций в форме решения задач.
Учебный курс экологического права включает изучение следующих тем:
Предмет экологического права, как учебной дисциплины наряду с экологическом правом, составляют также институты:
Проблемы правового регулирования экологических отношений составляют предмет правовой науки, в рамках которой выделяется эколого-правовая наука в качестве самостоятельного научного направления.
Проблемы эколого-правовой науки разрабатываются научными коллективами института государства и права РАН, института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, юридических факультетов Московского, Санкт-Петербургского университетов, Московской государственной юридической академии и других учебных заведений России. За последние годы опубликовано большое число монографий, учебных пособий, научных статей по проблемам экологического права.