глобальный договор по беженцам

Беженцы и мигранты

Предупреждение

Договор о беженцах

глобальный договор по беженцам. глобальный договор по беженцам фото. картинка глобальный договор по беженцам. смотреть фото глобальный договор по беженцам. смотреть картинку глобальный договор по беженцам.

В рамках последующих мер по осуществлению Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах Верховный комиссар ООН по делам беженцев включил предлагаемый глобальный договор о беженцах в свой ежегодный доклад Генеральной Ассамблее в 2018 году для рассмотрения Ассамблеей.

Верховному комиссару ООН по делам беженцев было предложено подготовить новый глобальный договор о беженцах в консультации с соответствующими государствами и заинтересованными сторонами, взяв за основу комплекс мер в отношении беженцев, изложенный в Нью-Йоркской декларации (приложение I).

Верховный комиссар представил окончательный текст в своем ежегодном докладе Генеральной Ассамблее в 2018 году.

Глобальный договор о беженцах представляет собой историческую возможность укрепить международные меры в поддержку беженцев и стран, затронутых вследствие перемещения большого числа беженцев или затянувшихся ситуаций, связанных с беженцами. Договор базируется на нормах международного права, включая Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, и призван определить механизмы распределения бремени и ответственности.

В рамках Глобального договора преследуются следующие цели:

— ослабить нагрузку на принимающие страны;

— улучшить способность беженцев обеспечивать самих себя;

— расширить использование решений, предусматривающих доступ в третьи страны;

— содействовать созданию в странах происхождения условий для безопасного и достойного возвращения.

Источник

Глобальный договор по беженцам: чем он отличается от Договора по миграции и как он поможет людям, которые вынуждены спасаться бегством

глобальный договор по беженцам. глобальный договор по беженцам фото. картинка глобальный договор по беженцам. смотреть фото глобальный договор по беженцам. смотреть картинку глобальный договор по беженцам.

Ожидается, что в понедельник Генеральная Ассамблея ООН примет новый Глобальный договор по беженцам, который призван укрепить международную систему защиты людей, вынужденных спасаться бегством, а также обеспечит поддержку принимающим их государствам, которые нередко относятся к числу беднейших стран мира.

В этом материале мы попытаемся объяснить разницу между беженцами и мигрантами и двумя договорами.

Итак, в понедельник был принят Глобальный договор по мигрантам? Зачем нам нужен еще один договор?

Такое решение приняли государства-члены ООН на Саммите по беженцам и мигрантам, который состоялся в сентябре 2016 года в штаб-квартире ООН. Они постановили разработать два договора: один по мигрантам, а другой по беженцам. Ни один из них не является юридически обязательным.

В чем разница между беженцами и мигрантами?

Беженцы – это люди, которые покидают свою страну, имея обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений. Определение понятия «беженец» содержится в Конвенции ООН 1951 года по беженцам. На сегодняшний день в мире насчитывается 25,4 млн беженцев.

Зачем нужен новый договор по беженцам, когда уже есть Конвенция 1951 года?

Зачем человечеству нужен еще один международный договор?

В конце 2017 года в мире насчитывалось 25,4 млн беженцев, более половины из них – дети и подростки. В настоящее время 60 процентов всех беженцев нашли приют в десяти странах. Только Турция приняла 3,5 млн. человек. Подавляющее большинство беженцев – 85 процентов – нашли убежище в развивающихся странах, которые сами испытывают экономические и социальные проблемы.

В ООН стараются помочь принимающим странам переселить беженцев в третьи государства. Но пока это делают лишь пять государств. На фоне роста потоков беженцев этого недостаточно, да и нагрузка на принимающие страны распределяется неравномерно.

Неравномерны и взносы государств в фонд Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. 80 процентов пожертвований предоставляют лишь десять государств-доноров, включая Европейский союз.

Как Глобальный договор по беженцам может изменить ситуацию?

Глобальный договор по беженцам позволит более эффективно и предсказуемо реагировать на ситуации, связанные с большим наплывом беженцев, а также равномерно распределять нагрузку между странами.

Глобальный договор преследует четыре цели:

Облегчить бремя странам, которые приняли большое число беженцев;

Помочь беженцам обрести экономическую независимость;

Увеличить число тех, кто переселяется в третьи страны, расширив соответствующие программы и используя другие пути;

Поддержать меры, которые позволят беженцам возвратиться в свои страны.

Обяжет ли договор мою страну принимать беженцев?

Не более, чем уже существующее законодательство. Конвенция по беженцам, принятая в 1951 году, регулирует права беженцев и обязанности государства. Глобальный договор подтверждает эти стандарты и принципы.

Договор не предусматривает дополнительных обязательства для стран, которые и так принимают большое число беженцев, и не вносит изменений в мандат, наделяющий УВКБ полномочиями по защите беженцев и решению их проблем. То есть, документ основан на принципах международного права, установленных несколько десятилетий назад.

В моей стране много беженцев. Получим ли мы помощь?

В глобальном договоре прописано, что, когда речь идет о масштабных переселениях, принимающая страна или страна исхода могут запросить у УВКБ поддержку в рамках предусмотренного механизма.

Это может быть политическая и финансовая поддержка, а также помощь с переселением в третьи страны. Главное, чтобы государства не оставались с этими проблемами один на один.

Как глобальный договор отразится на жизни беженцев или принимающих их общин?

По данным УВКБ, если положения договора будут успешно внедряться, дети из семей беженцев получат более широкий доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, а жизнь семей в целом станет более благополучной. Также принимающие общины по-другому взглянут на беженцев и откажутся от политики их изоляции.

В УВКБ также стремятся расширить возможности беженцев по переселению в третьи страны путем воссоединения с семьей, получения студенческих грантов или гуманитарных виз.

Насколько эффективным будет договор, если он не является юридически обязательным документом?

Да, он не является юридически обязательным. Но его одобрит Генеральная Ассамблея, а это означает, что 193 страны возьмут на себя политическое обязательство по его реализации.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Заявление Российской Федерации к Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, Марракеш, 11 декабря 2018 года

Этот компромиссный документ охватывает многие аспекты международной миграции, включая гуманитарную составляющую, проблематику развития, прав человека, борьбу с преступностью.

Рассчитываем, что Глобальный договор станет основой долгосрочного всестороннего международного сотрудничества, направленного, в том числе, на создание каналов для законной миграции и механизмов эффективного контроля за миграционными процессами, развитие инструментов противодействия нелегальной миграции, включая реадмиссию, а также борьбу с преступлениями в миграционной сфере.

Не менее важно содействовать созданию в государствах массового исхода населения устойчивых предпосылок для налаживания мирной жизни и возвращения людей на родину. Очевидно, что устранение многих причин миграционных проблем лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода мигрантов, а также содействия таким странам в социально-экономическом развитии и государственном строительстве.

Необходимо сделать все для того, чтобы исключить возможность проникновения в страны приема мигрантов террористов и иных преступников вместе с людьми, реально нуждающимися в помощи. Следует сообща работать и над искоренением ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды по отношению к мигрантам.

Вновь выражаем неприятие нами концепции «разделения ответственности», которая в существующем виде предполагает только разделение бремени по приему вынужденных мигрантов странами, которые зачастую не имели никакого отношения к причинам массового исхода людей. Мы против того, чтобы переложить все тяготы на чужие плечи в то время как нынешняя сложная миграционная ситуация во многом является следствием безответственного вмешательства во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи страны, активно участвовавшие в таком вмешательстве, должны нести первоочередную и наибольшую ответственность, в том числе за миграционные последствия.

Считаем также неуместным упоминание деятельности и рекомендаций Повестки по защите лиц, перемещенных за пределы национальных границ в контексте стихийных бедствий и изменения климата, и Платформы по перемещению людей в результате стихийных бедствий. На сегодняшний день отсутствуют достоверные и универсально признанные научные данные, позволяющие говорить о прямой зависимости между изменением климата и перемещением людей, а также главенстве экологических факторов, вынуждающих к перемещению. Кроме того, деятельность Платформы не пользуется поддержкой всех стран, а ее выводы не получали одобрение под эгидой профильной площадки – Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Конечно, Глобальный договор не является юридически обязывающим документом и не налагает на присоединившиеся к нему страны обязательств правового и финансового характера.

Вместе с тем Глобальный договор задает определенный вектор в развитии современных взглядов и подходов к проблематике международной миграции, формирует очертания универсального подхода к этой проблеме.

В рамках международного сотрудничества и на внутригосударственном уровне предстоит выработать конкретные механизмы реализации положений Глобального договора с учетом национальных интересов его участников, в том числе в области безопасности и приоритетного обеспечения интересов собственных граждан.

В этой связи следует отметить, что Российская Федерация уже активно начала такую работу.

31 октября текущего года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным утверждена обновленная Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации.

Концепция содержит ряд положений, реализующих принципы и цели Глобального договора. В частности, предусмотрено, что:

– Россия должна сохранять открытость для иностранных граждан, которые рассматривают ее в качестве страны с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей;

– правила въезда в Россию, получения права на пребывание (проживание) и трудовой деятельности в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности должны быть простыми, понятными и прозрачными;

– мигранты, независимо от миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств должны иметь равные возможности для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационные;

– административные процедуры необходимо оптимизировать, в том числе за счет широкого использования современных цифровых технологий, чтобы устранить условия для коррупции, снизить вероятность технических ошибок, сократить временные, организационные и финансовые издержки всех участников процесса.

Мы открыты к сотрудничеству со всеми государствами по этой важной проблематике.

Вышеизложенное представляет собой заявление Российской Федерации по Глобальному договору, обуславливающее его принятие Российской Федерацией, текст которого также передаётся Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций для включения в официальные материалы Конференции.

Источник

Глобальный договор по беженцам

* Принята 28 июля 1953 года Конференцией полномочных представителей о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429(V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года. Вступила в силу 22 апреля 1954 года. По состоянию на 31 мая 1996 года 127 участников. Российская Федерация присоединилась 1 ноября 1992 года. Участвуют также Армения, Азербайджан, Таджикистан.

Преамбула

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было в этом отношении дискриминации;

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свой глубокий интерес к судьбе беженцев и прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить беженцам возможно более широкое пользование указанными основными правами и свободами;

принимая во внимание, что желательно пересмотреть и объединить заключенные ранее международные соглашения о статусе беженцев и расширить область применения этих договоров и предоставляемую таковыми защиту путем заключения нового соглашения;

принимая во внимание, что предоставление права убежища может возложить на некоторые страны непомерное бремя и что удовлетворительное разрешение проблемы, международный масштаб и характер которой признаны Организацией Объединенных Наций, не может поэтому быть достигнуто без международного сотрудничества;

выражая пожелание, чтобы все государства, признавая социальный и гуманитарный характер беженской проблемы, приняли все меры к предотвращению трений между государствами в связи с этой проблемой;

отмечая, что Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по защите беженцев, и признавая, что эффективность координации мер, принимаемых для разрешения этой проблемы, зависит от сотрудничества государств с Верховным комиссаром;

заключили нижеследующее соглашение:

Глава I

Статья 1

Определение понятия «беженец»

А. В настоящей Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое:

1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу устава Международной организации по делам беженцев;

постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по делам беженцев в период ее деятельности, не препятствуют тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в пункте 2 настоящего раздела;

2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В тех случаях, когда какое-либо лицо является гражданином нескольких стран, выражение «страна его гражданской принадлежности» означает каждую из стран, гражданином которой оно является, и такое лицо не считается лишенным защиты страны своей гражданской принадлежности, если, без всякой действительной причины, вытекающей из вполне обоснованных опасений, оно не прибегает к защите одной из стран, гражданином которой оно является.

В. 1) В настоящей Конвенции приведенные в статье 1 раздел А слова «события, происшедшие до 1 января 1951 года» означают либо а) «события, происшедшие в Европе до 1 января 1951 года»; или b) «события, происшедшие в Европе или в других местах до 1 января 1951 года»; и каждое Договаривающееся Государство укажет в момент подписания, ратификации или присоединения, какого точно из указанных значений оно придерживается в отношении обязательств, принятых им на себя на основании настоящей Конвенции.

2) Любое Договаривающееся Государство, принявшее альтернативное значение «а», может в любое время расширить охват принятых на себя обязательств принятием альтернативного значения «b» посредством уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

С. Положения настоящей Конвенции не распространяются более на лицо, подпадающее под определения раздела А, которое:

1) добровольно вновь воспользовалось защитой страны своей гражданской принадлежности; или,

2) лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрело; или

3) приобрело новое гражданство и пользуется защитой страны своей новой гражданской принадлежности; или

4) добровольно вновь обосновалось в стране, которую оно покинуло или вне пределов которой оно пребывало вследствие опасений преследований; или

5) не может более отказываться от пользования защитой страны своей гражданской принадлежности, ибо обстоятельства, на основании которых оно было признано беженцем, более не существуют;

положения настоящего пункта не применяются к беженцам, подпадающим под определение пункта 1 раздела А настоящей статьи, если они в состоянии привести достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для своего отказа пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности;

6) будучи лицом, не имеющим определенного гражданства, может вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства, ибо обстоятельства, на основании которых оно было признано беженцем, более не существуют;

положения настоящего пункта не применяются к беженцам, подпадающим под определение пункта 1 раздела А настоящей статьи, если они в состоянии привести достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для своего отказа вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства.

D. Положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В тех случаях, когда такая защита или помощь были по какой-либо причине прекращены, до того как положение этих лиц было окончательно урегулировано согласно соответствующим резолюциям, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, эти лица автоматически приобретают права, вытекающие из настоящей Конвенции.

Е. Положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны.

F. Положения настоящей Конвенции не распространяются на всех тех лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того как они были допущены в эту страну в качестве беженцев;

с) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 2

У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Статья 3

Договаривающиеся Государства будут применять положения настоящей Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения.

Статья 4

Договаривающиеся Государства будут предоставлять беженцам, находящимся на их территориях, по меньшей мере столь же благоприятное положение, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Статья 5

Права, предоставленные независимо от настоящей конвенции

Ничто в настоящей Конвенции не нарушает никаких прав и преимуществ, предоставленных беженцам каким-либо Договаривающимся Государством независимо от настоящей Конвенции.

Статья 6

Выражение «при тех же обстоятельствах»

В настоящей Конвенции выражение «при тех же обстоятельствах» означает, что беженец должен удовлетворять любым требованиям (включая требования, касающиеся срока и условий пребывания или проживания в стране), которым данное частное лицо должно было бы удовлетворять для пользования соответствующим правом, если бы оно не было беженцем, за исключением требований, которым, в силу их характера, беженец не в состоянии удовлетворить.

Статья 7

Изъятия из принципа взаимности

1. Кроме тех случаев, когда беженцам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся Государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы.

2. По истечении трехлетнего срока проживания на территории Договаривающихся Государств все беженцы будут освобождены от установленного законодательным путем требования взаимности.

3. Каждое Договаривающееся Государство будет и впредь предоставлять беженцам права и преимущества, на которые они, без всякой взаимности, имели право в день вступления в силу настоящей Конвенции в отношении данного государства.

4. Договаривающиеся Государства благожелательно отнесутся к возможному предоставлению беженцам, без всякой взаимности, прав и преимуществ, помимо тех, на которые они имеют право согласно пунктам 2 и 3, и к возможному освобождению от требования взаимности беженцев, которые не отвечают условиям, предусмотренным в пунктах 2 и 3.

5. Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и преимуществам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и преимуществам, не предусмотренным в ней.

Статья 8

Изъятия из исключительных мер

Исключительные меры, которые могут быть применены в отношении лиц, имущества или интересов граждан иностранного государства, не будут применяться Договаривающимися Государствами в отношении беженцев, которые являются формально гражданами этого государства, только лишь на основании их гражданства. Договаривающиеся Государства, законодательство которых не допускает применения выраженного в настоящей статье общего принципа, будут, в соответствующих случаях, устанавливать изъятия в интересах таких беженцев.

Статья 9

Ничто в настоящей Конвенции не лишает Договаривающееся Государство права во время войны или при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств принимать временные меры, которые оно считает необходимыми в интересах государственной безопасности, по отношению к тому или иному определенному лицу, еще до выяснения этим Договаривающимся Государством, что оно действительно является беженцем и что дальнейшее применение в отношении его означенных мер необходимо в интересах государственной безопасности.

Статья 10

1. Если беженец был депортирован во время Второй мировой войны и отправлен на территорию одного из Договаривающихся Государств и там проживает, то время такого принудительного пребывания будет рассматриваться как время законного проживания в пределах этой территории.

2. Если беженец был депортирован во время Второй мировой войны из территории одного из Договаривающихся Государств и до вступления в силу настоящей Конвенции туда возвратился с целью обосноваться там на постоянное жительство, то период проживания до и после такой депортации будет рассматриваться как один непрерывный период во всех тех случаях, когда требуется непрерывность проживания.

Статья 11

Если беженцами являются лица, нормально служащие в экипажах кораблей, плавающих под флагом одного из Договаривающихся Государств, то это государство благожелательно отнесется к поселению этих лиц на своей территории и к выдаче им проездных документов или же к предоставлению им временного права въезда на его территорию, в частности, в целях облегчения их поселения в какой-либо другой стране.

Глава II

Статья 12

1. Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

2. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися Государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

Статья 13

Движимое и недвижимое имущество

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся Государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Статья 14

Авторские и промышленные права

Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, название фирмы и прав на литературные, художественные и научные произведения, то беженцам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося Государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

Статья 15

В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся Государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *