год написания по праву памяти твардовский

«По праву памяти»: краткое содержание и анализ

Известная поэма Александра Твардовского «По праву памяти», краткое содержание которой можно найти в этой статье, является последним и итоговым произведением поэта. Известно, что работа над этой поэмой длилась долго, но ее замысел он вынашивал в себе всю жизнь, пройдя через те испытания, которые и легли в основу сюжета.

История создания

Впервые поэма «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, была напечатана во втором номере известного журнале «Знамя». В том же 1987 году ее опубликовали в третьем номере журнала «Новый мир». Известно, что поэт начала свою работу над произведением в 1963 году, и она продолжалась на протяжении шести лет. Тогда же в 1969 году было напечатано несколько фрагментов из текста.

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Идейное содержание

Поэма Твардовского написана в форме исповеди. Повествование идет лирическое, и все, о чем пишет автор, касается судьбы самого поэта. В произведении «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, нет глав, которые бы имели сюжетные повествования. Это в первую очередь исповедальное произведение, и оно является своеобразным монологом автора. Поэт рассказывает о том, что им было пережито в годы коллективизации. Все, рассказанное Твардовским, было забыто на многие годы, так как на подобные темы нельзя было говорить.

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.

Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.

Твардовский, «По праву памяти»: краткое содержание по главам

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

Третья часть поэмы называется «О памяти». В ней автор обращается к своему читателю и просит никогда не забывать страшные страницы нашей истории.

Анализ поэмы

Автобиографическая поэма «По праву памяти», краткое содержание которой мы рассматриваем, делится на три части. Первая – это радужные и прекрасные впечатления юности, когда еще строятся надежды. Но настроение второй части поэмы резко меняется. Через всю главу проходит боль самого автора, который стал «врагом народа». Чтобы получить личную свободу, нужно отказаться от родственников. Но герой произведения не желает этого делать. Он желает заступиться на своего отца. Создает его образ. Описание труженика, крестьянина с большими руками, становится ключевым. Поэт не старается оправдаться. Он просто не считает себя виноватым за то, что, даже не участвуя в злодеяниях того времени, он, как и многие другие, оставался молча в стороне. И расплатой за такое поведение становятся огромнейшие нравственные муки, которые длятся десятилетиями.

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

Источник

Александр Твардовский. По праву памяти

« А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите-
Он богом был – он может встать».
Эти строки поэт Твардовский написал во второй половине 1960-х годов. Возникает вопрос: «А почему Александр Трифонович не сделал этого в конце 1950-х годов, после 20 съезда партии?». Ответ, конечно же, есть.

В 1964 году разоблачителя культа личности Сталина отправили на пенсию. Никите Сергеевичу ничего не оставалось, как диктовать сыну мемуары. А в Кремле на долгие 18 лет сел «дорогой Леонид Ильич». Вскоре оказалось, что не только битва на «Малой земле» отодвигала ( по освещению в прессе) на второй план другие битвы Великой Отечественной войны, но и Сталин вдруг из кровавого диктатора превращался постепенно в военного гения, выигравшего войну. Это убедительно показал фильм Юрия Озерова «Освобождение». Дальше-больше.

Не все в стране приняли «появление» Сталина на экране и в прессе. Среди деятелей культуры, пытавшихся предупредить общество об опасности посмертного возвеличивания личности Сталина, был и поэт Александр Твардовский. Все мы со школы знаем его «Василия Тёркина». Если он является творческим подвигом поэта в разгар войны, то поэма «По праву памяти» (1966-1969 г.г.) – подвиг настоящего человека-патриота своей Родины в мирное время.

А правда, по словам поэта, была очень страшной:
«И за одной чертой закона
Уже ровняла всех судьба:
Сын кулака или сын наркома,
Сын командарма иль попа…
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей
И всё, казалось, не хватало
Стране клеймённых сыновей».

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Для работы на уроке можно использовать раздаточный материал,
который станет основой последующих выступлений учащихся,
их сообщений, докладов, презентаций (групповые или индивидуальные)

Материал для учащихся (на парте листы)

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) – это многогранная творческая личность. Признанный при жизни поэт, лауреат Сталинской премии (1941), автор «Страны Муравии», «Василия Теркина», За далью – даль», «По праву памяти» и первый публикатор в качестве главного редактора «Нового мира» антисталинских произведений, ставших символами «оттепели» 60-х годов XX века.

1. История создания поэмы «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы XX века, но была опубликована лишь много лет спустя – в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе»:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить, –
Как долей правды пренебречь?
Нет, все былые недомолвки
Домолвить время нам велит.

Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов XX века. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке…» – глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа – брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жесткой цензуры… Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «Письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, – все это приметы времени, трудного и идеалогизированного, для Твардовского еще и опасного.

Удушающая атмосфера той поры, портреты неосталинистов ярко воссозданы в книгах А. Солженицына «Бодался теленок с дубом», А. Кондратовича «Новомирский дневник 1967–1970». Эти книги – хроника не жизни, а борьбы, которую вели писатели, имевшие право утверждать: «Что там ни говори, а мы страницу в истории литературы оставили» (А. Твардовский). Твардовский, по признанию многих, – личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:

И у свободы он в почете,
И не подвластен никому,
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.

О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. Подлинность переживаний, подлинность волнений лежат в основе поэмы. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи – в поэме «За далью – даль», отца – в последней поэме.

Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию: три главы поэмы. Вопросы и задания для осмысления поэмы:
1. Творческая история поэмы, ее судьба.
2. Жизненные реалии 30–40-х годов, их осмысление Твардовским. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью – даль», как бы предваряет ее. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном. К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлетом» – сама по себе эта ситуация романтическая. Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга – «мыслитель и поэт» – прекрасны. Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» – эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Источник

По праву памяти краткое содержание

Поэма «По праву памяти» Твардовского была написана в 1969 году. Произведение, в котором автор поделился своими горестными размышлениями, долгое время пребывало под запретом цензуры, и впервые было опубликовано лишь в 1987 году.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «По праву памяти».

Главные герои
Александр Твардовский – рассказчик, лирический герой, чья семья оказалась в мясорубке сталинских репрессий.

Другие персонажи
Иосиф Сталин – политический деятель, вождь советского народа.
Отец Твардовского – крестьянин, крепкий хозяин, которого репрессировали в Сибирь.

Краткое содержание

Глава 1. Перед отлетом
Вспоминая свою молодость, писатель мысленно обращается к другу, с которым когда-то мечтал покинуть «захолустье в обмен на целый белый свет». Два закадычных друга – «мыслитель и поэт» – ставили перед собой вполне осуществимые цели: честно работать на благо людей, стать достойными гражданами своей отчизны.

Друзья дали друг другу зарок – «Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать». Казалось бы, что может быть проще? Но по прошествии лет лирический герой с горечью осознает, что реальность оказалась совсем иной, а беззаботная юность канула в лету, словно ее никогда и не бывало.

Глава 2. Сын за отца не отвечает
«Сын за отца не отвечает» – эту знаменитую фразу «обронил в кремлевском зале» вершитель судеб, Иосиф Виссарионович Сталин. Твардовский с грустью отмечает, что современное поколение никогда не сможет понять всей значимости этих слов для тех, чьи родители были «врагами народа».

Но как жить с таким сознанием простому парнишке, у которого «то был отец, то вдруг он – враг»? Ведь даже близкие друзья отворачивались от «детей врагов народа», не желая пятнать свою репутацию сомнительными знакомствами.
И вдруг – «Сын за отца не отвечает». Казалось, пришел конец всем мученьям, и нужно поблагодарить «отца народов, что он простил тебе отца родного — с легкостью нежданной проклятье снял». Твардовский пытается понять, за что его отец – так называемый «кулак», крепкий хозяин, должен был остаток жизни провести в бараках, тяжело работая день и ночь. За что его жена и дети должны были нести позорный крест?

Также писатель силится понять, отчего Сталин был таким любим народом. Многие из тех, кого он репрессировал и отправил гнить в далекую Сибирь, лишив крова, семей и права называться человеком, верили, что судьбы их исковерканы не по вине великого вождя. Они считали, что достаточно написать ему письмо, и все встанет на свои места – все приговоры будут отменены, и справедливость восторжествует.

«Давно отцами стали дети», но они все еще продолжают держать ответ «за всеобщего отца», и суд этот закончится еще не скоро.

Глава 3. О памяти
Писатель не намерен забывать ту боль, что перенес не только он, но и сотни тысяч других людей. Он презирает «молчальников», предлагавших забыть ту страшную страницу в истории всего советского народа.

Твардовский настаивает на том, чтобы современная молодежь знала всю правду о прошлом своей страны, какой бы нелицеприятной она была. Ведь поколение, забывшее свои истоки, не может надеяться на светлое будущее.

Автор уверен, что «опыт — наш почтенный лекарь», способный исцелять и даровать надежду на честную, справедливую жизнь. Несмотря ни на что, очень важно быть одним «из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза».

Заключение
В своем произведении Александр Твардовский настаивает на том, чтобы народ не отказывался от исторической памяти. Только это будет считаться покаянием и искуплением вины.

После ознакомления с пересказом «По праву памяти» рекомендуем прочесть поэму в полной версии.

Источник

Краткое содержание «По праву памяти»

Всего получено оценок: 1536.

О произведении

Поэма «По праву памяти» Твардовского была написана в 1969 году. Произведение автобиографическое, в котором автор поделился своими горестными размышлениями, долгое время пребывало под запретом цензуры и впервые было опубликовано лишь в 1987 году.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «По праву памяти». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

Место и время действия

События поэмы происходят в 1960-х годах в СССР.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1. Перед отлетом

Вспоминая свою молодость, писатель мысленно обращается к другу, с которым когда-то мечтал покинуть « захолустье в обмен на целый белый свет ». Два закадычных друга – « мыслитель и поэт » – ставили перед собой вполне осуществимые цели: честно работать на благо людей, стать достойными гражданами своей отчизны.

Друзья дали друг другу зарок: « Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать ». Казалось бы, что может быть проще? Но по прошествии лет лирический герой с горечью осознает, что реальность оказалась совсем иной, а беззаботная юность канула в лету, словно ее никогда и не бывало.

Глава 2. Сын за отца не отвечает

«Сын за отца не отвечает» – эту знаменитую фразу « обронил в кремлевском зале » вершитель судеб, Иосиф Виссарионович Сталин. Твардовский с грустью отмечает, что современное поколение никогда не сможет понять всей значимости этих слов для тех, чьи родители были «врагами народа».

Но как жить с таким сознанием простому парнишке, у которого « то был отец, то вдруг он – враг »? Ведь даже близкие друзья отворачивались от «детей врагов народа», не желая пятнать свою репутацию сомнительными знакомствами.

И вдруг – «Сын за отца не отвечает». Казалось, пришел конец всем мученьям, и нужно поблагодарить « отца народов, что он простил тебе отца родного — с легкостью нежданной проклятье снял ». Твардовский пытается понять, за что его отец – так называемый «кулак», крепкий хозяин, должен был остаток жизни провести в бараках, тяжело работая день и ночь. За что его жена и дети должны были нести позорный крест?

Также писатель силится понять, отчего Сталин был так любим народом. Многие из тех, кого он репрессировал и отправил гнить в далекую Сибирь, лишив крова, семей и права называться человеком, верили, что судьбы их исковерканы не по вине великого вождя. Они считали, что достаточно написать ему письмо, и все встанет на свои места: все приговоры будут отменены и справедливость восторжествует.

« Давно отцами стали дети », но они все еще продолжают держать ответ « за всеобщего отца », и суд этот закончится еще не скоро.

Глава 3. О памяти

Писатель не намерен забывать ту боль, что перенес не только он, но и сотни тысяч других людей. Он презирает « молчальников », предлагавших забыть ту страшную страницу в истории всего советского народа.

Твардовский настаивает на том, чтобы современная молодежь знала всю правду о прошлом своей страны, какой бы нелицеприятной она ни была. Ведь поколение, забывшее свои истоки, не может надеяться на светлое будущее.

Автор уверен, что « опыт — наш почтенный лекарь », способный исцелять и даровать надежду на честную, справедливую жизнь. Несмотря ни на что, очень важно быть одним « из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза ».

год написания по праву памяти твардовский. год написания по праву памяти твардовский фото. картинка год написания по праву памяти твардовский. смотреть фото год написания по праву памяти твардовский. смотреть картинку год написания по праву памяти твардовский.

Заключение

В своем произведении Александр Твардовский настаивает на том, чтобы народ не отказывался от исторической памяти. Только это будет считаться покаянием и искуплением вины.

После ознакомления с пересказом «По праву памяти» рекомендуем прочитать поэму в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *