государственная служба это административное право
Государственная служба
В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба построена на следующих принципах:
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:
Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;
2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский
Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
Правовой статус федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Для возникновения административной дееспособности у российского гражданина замещать должности государственной службы он обязан владеть государственным языком РФ и достигнуть возраста, установленного федеральным законодательством о виде соответствующей государственной службы. Кроме того, федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Он может заключаться с гражданином:
Особое правовое положение занимают должности государственной службы, которые предусматривают присвоение классных чинов, дипломатических рангов и специальных званий. Об административной правосубъектности данных должностных лиц речь пойдет далее.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов о государственной службе.
Федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъекта РФ финансируется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ.
Еще одной специфической разновидностью государственной службы стало появление в конце 2005 г. государственной службы российского казачества. Правовая регламентация данного института государственной службы находит свое отражение в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Основными принципами несения российским казачеством государственной службы также являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан РФ к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; а также защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских (специальных) формированиях, как правило, в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в пограничных органах.
Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществляет свое право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Порядок принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, определяются Президентом РФ.
Кроме того, казачество может привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, члены которого приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
Государственная служба
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система госслужбы включает такие виды государственной службы:
1) государственную гражданскую;
Соответственно служащие подразделяются на гражданских служащих, военнослужащих и служащих в правоохранительных органах.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что гражданская государственная служба – это вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в резерве и др. случаи).
Гражданская государственная служба подразделяется на Федеральную государственную гражданскую службу и Государственную гражданскую службу субъекта РФ (в основе данной классификации лежит принцип федерализма).
Военная государственная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских специальных формированиях и органах, осуществляющих обеспечение обороны и безопасности государства.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранителной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Гражданский служащий – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Служащим в правоохранительных органах присваиваются специальные звания и классные чины.
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Государственная служба – сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы; определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками госорганов в целях выполнения задач и функций государства. В целом под госслужбой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях, отличающаяся по форме и содержанию от труда рабочих.
Государственный служащий – это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Законом «О государственной службе», обязанности по госдолжности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
В зависимости от вида организации выделяют служащих таких субъектов права: государства (госорганов), органов местного самоуправления, общественных объединений, политических партий, негосударственных коммерческих, некоммерческих, религиозных, частных, международных организаций.
К государственным служащим относятся только лица, занимающие государственную должность в госорганах, а не в любых госорганизациях (например, в государственных вузах).
Кроме этого, к госслужбе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими госдолжности категорий «Б» и «В», на лиц категории «А» понятие госслужбы не распространяется, они не являются государственными служащими. Деятельность лиц категорий «Б» и «В» имеет обслуживающий характер, для обеспечения исполнения полномочий лицами категории «А». (Неверно понимание, будто лица «Б» и «В» служат при лицах «А», а не обществу и государству. Если лица «А» сменяются, предполагается возможность замены лиц «Б».)
Виды классификаций государственных служащих:
1) по масштабу деятельности органов госвласти: федеральные госслужащие и госслужащие субъектов;
2) по разделению властей: госслужащие представительных, судебных и органов исполнительной власти;
3) по объему должностных полномочий: должностные лица (руководители, представители власти, чьи властные полномочия выходят за пределы их органов, распространяются на не подчиненных им граждан) и госслужащие, не являющиеся должностными лицами;
4) по квалификационным разрядам (они присваиваются лично каждому госслужащему по результатам квалификационного экзамена или аттестации; см. вопрос № 70) – соответственно, для пяти групп госдолжностей, начиная с 5-й (для лиц категорий «Б» и «В»): действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, советник РФ, советник госслужбы, референт госслужбы (все должности – 1-го, 2-го и 3-го классов). Существуют также другие виды квалификационных разрядов – воинские звания, дипломы, ранги.
Ключевой является классификация в зависимости от характера полномочий.
1. Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
а) Представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
б) Граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на ее осуществление. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.
2. Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.
По рассматриваемому признаку к должностным лицам относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу относятся младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3-го класса) и т. д.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.
3. Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Государственная должность – должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов, а также в иных госорганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, имеющая установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана, денежное содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются на:
– категории «А» (политико-судебные) – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральным законом, конституцией субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов (должности Президента РФ, председателя Правительства РФ, депутатов, судей и др.). Высший уровень руководителей (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т. д.);
– категории «Б» (патронатные) – должности, учреждаемые в установленном законодательном порядке для непосредственного обеспечения исполнения непосредственных полномочий лиц «А» (рабочий аппарат Президента РФ);
– категории «В» (административные) – должности, учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры и др.).
Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных должностей РФ. Реестр состоит из: 1) Перечня политических должностей (категория «А»); 2) Реестра государственных должностей государственной службы (категории «Б» и «В»). Утверждается Президентом РФ.
Государственные должности, включенные в Реестр госдолжностей, подразделяются на группы: высшие госдолжности (5-я группа); главные (4-я группа); ведущие (3-я группа); старшие (2-я группа); младшие (1-я группа).
Строго говоря, в настоящее время понятие государственной службы относится к группе «Б» и «В», то есть Президент РФ – не государственный служащий. Группа «Б» – политические чиновники. По закону, государственная служба на госдолжностях категории «Б» ограничена тем сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А».
Каждой должности соответствует определенный квалификационный разряд.
Граждане, претендующие на занятие должностей из 2 и 3-й группы, обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена:
1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);
2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);
3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);
4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);
5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).
Квалификационные чины 1 и 2-го класса присваиваются Президентом РФ, остальные – начальником заведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства
11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства Организация эффективной занятости населения и снижение уровня бедности признаны Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 г. самыми актуальными социально-экономическими проблемами XXI
Статья 420. Государственная архивная служба
Статья 420. Государственная архивная служба (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 72, 328, 329, устанавливаются Государственной архивной службой. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе директор Государственной архивной службы и его
Раздел V Служба в милиции
Раздел V Служба в милиции Статья 17. Сотрудники милиции Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены
§ 4. Військова служба
§ 4. Військова служба Військова служба в Збройних Силах України та інших військових формуваннях є державною службою особливого характеру. Вона полягає в професійній діяльності придатних до неї за станом здоров’я та віком громадян України, пов’язаній із захистом
§ 7.6. Государственная и муниципальная служба
80. Противопожарная служба
112. Служба исполнения наказаний
112. Служба исполнения наказаний До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляло одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих
Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан
3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт
3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо
59. Муниципальная служба
59. Муниципальная служба Понятие «муниципальная служба» рассматривают в следующих аспектах:• как вид деятельности;• как ведомственное структурное подразделение (например, служба административно-технического обеспечения);• как самостоятельное ведомство (например,
Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 15. Основной принцип организации и деятельности государственной службы карантина растений Российской Федерации Государственная служба карантина растений Российской Федерации является
Лекция 5. Государственная служба
5.1. Понятие государственной службы и ее виды
В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»[1], которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
— государственная гражданская служба;
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба построена на следующих принципах:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:
— высшие должности гражданской службы;
— главные должности гражданской службы;
— ведущие должности гражданской службы;
— старшие должности гражданской службы;
— младшие должности гражданской службы.
Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;
2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.
Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
[1] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
[2] СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
[3] Более подробный перечень должностей государственной гражданской службы регламентирован в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.