государственное право стран восточной азии

ТЕМА 30. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН АЗИИ

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

1. Основные тенденции и направления развития государства и права стан Азии.

2. Государство и право Японии в Новейшее время.

3. Государство и право Китая в Новейшее время.

Основные тенденции и направления развития

Государства и права стран Азии

Характерной чертой социально-экономического развития азиатских государств в Новейшее время был относительно высокий уровень зрелости капиталистических отношений. Однако многоукладность и архаическая структура экономики, неразвитость социальных структур продолжали иметь место.

Практически во всех странах Азии в экономике в начале XX в. сохраняются феодальные пережитки.

Общей тенденцией для всех государств Азии стали подъем революционного движения и ведение национально-освободительных войн в течение всего периода Новейшего времени.

За срок своего независимого существования великие азиатские народы, сбросившие иго колониализма (окончательно произошедшего только после Второй мировой войны), добились заметных успехов во всех областях жизни. В результате распада колониальной системы образовалось около 80 независимых государств.

Современное право азиатских государств в основном строилось в соответствии с законодательством их метрополий, которые в большинстве своем даровали своим колониям первые Конституции.

Источник

Восточное (религиозно-традиционное) право: общее и особенности

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

В характеристике правовых систем стран восточного права также используется термин «дуализм», однако его понимают как двойственность в нормативно-правовом воздействии на общественные отношения и поведение людей в этих государствах. Их юридические составляющие также называют религиозно-традиционными правовыми системами, относя к таким государствам страны с мусульманским, иудаистским, индуистским, конфуцианским правом, а также страны Юго-Восточной Азии, Тропической Африки и Тихоокеанского бас­сейна, где сильны племенные и общинные обычаи и традиции.

Помимо правовой семьи мусульманского права, правовые системы стран так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значении) не образуют единые группы, что, однако, не препятствует присутствию в дуалистических правовых системах общих черт:

— наличие так называемых сакральных (праведных) учений или верований, указывающих на традиционный приоритет обязанностей верующего и подданного (гражданина) при второстепенном значении признаваемых за ними социальных прерогатив. Принципиальным моментом в понимании восточной концепции прав человека является ориентация религиозно-традиционного права на коллективные начала, на сформулированность всех прав через собственные обязанности или обязанности других лиц. Понятие субъективных прав отсутствовало и появилось лишь вследствие так называемой юридической вестернизации Востока;

понимание закона в большей части как запрета и инструмента кары, чем средства позитивного регулирования общественных отношений;

разделение сферы прав верующих и прав неверующих с доминированием прав первых. Так, «исламская позиция в отношении прав человека связана с убеждением в том, что в силу разделенности субъектов на немусульман и мусульман обеспечение права последних является задачей исключительно исламской общины» (Х. Бехруз);

— разделение прав коренного населения одного вероисповедания между кастами господствующими и подчиненными на принципах кастово-иерархического строя. Так, в индуизме, как и в конфуцианстве, люди от рождения поделены на касты, каждая из которых имеет собственную систему прав и обязанностей;

субсидиарный характер позитивного (установленного и обеспечиваемого государственной властью) права, что, в свою очередь, обусловлено теми представлениями о государстве и праве, которые сложились в упомянутых регионах.

государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

Если же попытаться типизировать подходы государствен­ного восприятия мусульманского права на Востоке, то можно констатировать наличие трех современных моделей его отражения в национальных правовых системах:

— модель секуляризации, характерная для стран, которые конституционным путем отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением). Провозглашенный светский характер государства требует от всех граждан соблюдать официальные правила поведения, однако верующие могут следовать нормам мусульманского права в личной жизни, если их поступки при этом не будут противоречить светским законам;

— модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, а шариат допускается в правовую систему в качестве одного из источников права, следующим за конституцией, законами и правовыми обычаями (Египет, Сирия, Тунис);

— модель коранизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны (Саудовская Аравия, Иран).

Подобные модели возникают, в частности, и в странах с традиционными (обычными) правовыми системами. Так, американский юрист Г. Вудмэн, обобщая практику фактических взаимоотношений между параллельными правовыми системами, выделяет следующие позиции, занимаемые официальным правом по отношению к обычному праву:

— политика конфликта или отрицания обычного права, нацеленная на прекращение его соблюдения и, следовательно, существования. Она характерна для латиноамериканских стран, стремящихся утвердить неограниченный авторитет официального права во взаимоотношениях с обычным правом племен и этнических групп;

— политика разделения, имеющая целью прекращение ситуации правового плюрализма в стране путем закрепления различий между группами населения, соблюдающими различные виды обязующих эти группы правил поведения (подобная политика характерна для полиэтнических стран Африки);

— политика агломерации, допускающая неупорядоченное государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.существование различных видов права (случаи, когда средства государственного права ни запрещают, ни требуют соблюдения определенных норм культового почитания, ни запрещают институтам обычного права добиваться такого поведения или воздерживаться от него);

— политика объединения, имеющая целью сделать обычное право (или его часть) частью официального права. Результатом нормативного объединения обычно является создание многосоставного права, в котором новый комплекс норм, взятых из обычного права, сосуществует с нормами созданного ранее государственного права (Так, ст. 66 Конституции Намибии 1990 года гласит: «Как общее право, так и обычное право Намибии, существующие на момент объявления независимости, остаются в силе в той мере, в какой нормы обычного права не противоречат настоящей Конституции или любым другим законодательным актам»);

— политика интеграции, добивающаяся упорядоченного сосуществования различных правовых систем в стране в целях обеспечения правового комплекса, соблюдаемого всем населением (Танзания, Сенегал).

Источник

§ 5. Правовые системы Индии, Китая и Японии

Нужно отметить, что современное право Индии, как право Судана, Пакистана и некоторых других государств, подверглось в значительной мере английскому влиянию. Английский язык, наряду с хинди, является официальным государственным языком в Индии. Наиболее значительным следствием влияния общего права на правовую систему современной Индии является деятельность судебных инстанций по толкованию законов на основе соответствующих обращений. Это полномочие индийских судов было заимствовано из практики английского Высокого суда, который издавал чрезвычайные судебные предписания о восстановлении нарушенного права по делам, решение которых было невозможно на основе действующего законодательства. Эти предписания суда имели силу закона. По результатам рассмотрения дела Верховный суд Индии издает распоряжения, приказы, предписания по восстановлению основных прав граждан, а высшие суды штатов используют принудительный судебный механизм не только для защиты основных прав, но и для возмещения ущерба, устранения последствий противоправных действий и т.п.

Полномочия по законотворчеству имеют как общеиндийский парламент, так и парламенты индийских штатов. Законодательные полномочия общеиндийского парламента в целом не ограничены какими-либо территориальными пределами: законы парламента издаются и действуют на территории всего государства. В то же время действие законов общеиндийского парламента в пределах районов некоторых союзных территорий может прекращаться по решению соответствующего губернатора. Такое решение губернатора носит название «публичной нотификации законов парламента» и выносится в отношении, как правило, районов со специфическим социально-бытовым укладом, где применение общих законов без учета местных условий и традиций может иметь последствием серьезные негативные нарушения хода общественной жизни. Юрисдикция парламента штата признается в пределах территории соответствующего штата и ограничена перечнем вопросов, установленных в Конституции. По вопросам совпадающей компетенции общеиндийского парламента и парламентов штатов действует правило приоритета компетенции общеиндийского парламента; при этом допускается действие закона штата, хотя и противоречащего общеиндийскому закону, но одобренного президентом страны. В союзных территориях издание законов имеет свою специфику, опирающуюся на исключительные полномочия общеиндийского парламента и на специальные законотворческие полномочия президента страны в отношении территорий с особым статусом.

Индийский правовой опыт устанавливает, что государственное регулирование не должно касаться вопросов, представляющих собой исключительно вопросы совести. В то же время религиозные ритуалы и обряды могут подвергаться оценке судов с точки зрения их соответствия интересам сохранения «общественного порядка, морали или общественного здоровья». Кроме того, религиозные догматы или церемонии, если они противоречат законам, могут быть оценены судом.

Идеологически индийское право нацелено на развитие в направлении построения «государства всеобщего благоденствия» на основе проведения государственной политики исключительно ненасильственными способами. Считается, что именно основанность на этих принципах способна породить согласие большинства населения по основным вопросам внешней и внутренней политики; расхождения могут вызывать только малосущественные вопросы. Отсюда стремление в государственно-правовой жизни к идеалам «социалистического образца», отведение в целом смешанной экономике страны значительного места государственному сектору, создание механизмов защиты от монополизма, установление минимальных размеров зарплаты для некоторых работников, расширение сети учебных заведений.

Социально-политические идеалы нашли отражение в провозглашении всеобщего избирательного права, полного равенства полов, равенства возможностей независимо от кастовой принадлежности, запрета дискриминации в зависимости от принадлежности к религии, расе, касте, а также конституционном поощрении развития кустарных промыслов, запрете на употребление алкогольных напитков и наркотиков, запрещении убоя коров и других молочных животных.

Разнородность населения Индии, состоящего из представителей множества религий и культур, а также последствия национальной политики колониальных властей в отношении отдельных религиозно-этнических групп создают известные трудности в воплощении этих конституционных норм в социально-политической действительности, порождают правовые особенности формирования современной индийской государственности.

Определение нормативных правил неправовыми (идеологическими, нравственными) средствами, преобладание в регуляции общественной жизни моральных норм повлияло на формирование в Китае особого отношения к закону как акту правотворчества властей и судебным органам в роли правоприменителей. Писаный закон довольно долго не признавался действенным источником права, а судебному рассмотрению во всех случаях предпочитался несудебный порядок разрешения конфликтов. Сначала только уголовно-правовые и административно-правовые нормы нашли отражение в китайских законодательных актах. В сфере гражданских правоотношений законы игнорировались как «чуждые китайской цивилизации»; здесь всецело господствовал обычай.

Эти особенности, сложившиеся в общественно-политической жизни Китая, определили место права в жизни китайского общества и в официальной идеологии. Идеи конфуцианства[126] возобладали и в государственной жизни. Отрицательное отношение к закону и законодательной регламентации вообще сказалось и на развитии правоведения. Правовая доктрина или собственно юридическая наука в Китае сложилась лишь с преодолением преимущественно традиционно-нравственного подхода к формированию государственной политики и политических институтов. Только в середине 30-х гг. XX столетия появляются первые публикации по истории китайского права и развития китайского законодательства[127].

В дальнейшем, начиная с первой трети XX в., право Китая, как считается, все более обретает характеристики, свойственные правовым системам, основанным на римском праве. Активно разрабатываются Гражданский, Гражданский процессуальный, Земельный кодексы.

Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае. На протяжении последних двух десятков лет в стране проводится систематизация старинной правовой литературы. Поиск, перевод с древнекитайского языка, изучение, комментирование древних правовых текстов возложен на научные учреждения. Опубликованные под заголовками «Избранные правовые обычаи древности», «Краткий словарь права древности», «История династии Цинь: перевод и комментарий к описанию уголовного права» тематические сборники рекомендуются к использованию, в том числе практическим работникам законодательных органов и органов юстиции.

В XIX в. развитие капиталистического товарного производства в мировом масштабе сподвигло замкнутое японское общество на проведение коренных преобразований, известных как реставрация Мэйдзи. Индустриализация производства, централизация власти не повлекли коренной ломки системы общественной жизни в Японии; интересы государства по-прежнему согласовывались с интересами всего общества. Право при этом значительно модернизировалось под влиянием западного, главным образом французского и немецкого, права.

В 30-е гг. XX в. серьезный экономический кризис поспособствовал укреплению в Японии тоталитарной политики, выдвижению военной элиты и, как следствие, милитаризации государственной жизни, проведению агрессивного курса во внешнеполитических отношениях. Поражение во Второй мировой войне показало порочность сложившейся в таком виде государственной системы и сделало неизбежным ее реформирование. Право Японии после 1945 г. испытало воздействие отдельных черт англо-американского права.

В японской правовой системе предусмотрен институт судебного контроля за конституционностью законов и подзаконных актов. Эта деятельность не закреплена за каким-либо специальным органом. Суды единой системы осуществляют конституционный контроль в ходе разрешения конкретных дел.

Источник

Законодательство по международному частному праву стран Восточной Азии

Государства Восточной Азии

Китай государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

Интерпретация некоторых вопросов по применению разъяснения Верховного народного суда КНР 2012 г. (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и профессоинальным!
Текст документа на китайском языке см: здесь

Текст документа на англ. языке см.: http://hk.lexiscn.com/law/interpretation-of-the-supreme-peoples-court-on-several-issues-concerning-the-application-of-the-law-of-the-peoples-republic-of-china-on-foreign-related-civil-relations-i.html

о МЧП Китая см.:
Guangjian Tu. Private International Law in China. Springer Science+Business Media Singapore, 2016.
Zhengxin Huo. Highlights of China’s New Private International Law Act: From the Perspective of Comparative Law // 45 Revue Juridique Themis. 2011. P. 637–684.

Закон о международном частном праве КНДР 1995 г. (PDF, 226 Кб) (с измен. от 1998 г.) (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!

Текст на англ. языке см. по ссылке.
о МЧП Северной Кореи см.:
Chin Kim.The 1995 Private International Law of North Korea // California Western International Law Journal, 1998. Vol. 29.

о МЧП Южной Кореи см.:
Kwang Hyun Suk. The New Conflict of Laws Act of the Republic of Korea // Yearbook of Private International Law, Volume 5 (2003), Pp. 99-141.
Introduction to Korean Law / Korea Legislation Research Institute / Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2013.

Япония государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

Закон Японии 1898 г. об общих правилах применения законов (PDF, 213 Кб) (в ред. 2006 г., на рус. языке)
Источник: Журнал Международного Частного Права № 4 (62), 2008, с. 67-78. Перевод Орловой И.А.

ГПК Японии.pdf (на рус. языке, выдержки)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!


о МЧП Японии см.:

Koji Takahashi. A Major Reform of Japanese Private International Law // Journal of Private International Law, 2006, 2:2, 311-338.
Yuko Nishitani. The Rome II Regulation from a Japanese Point of View // Yearbook of Private International Law, Volume 9 (2007),Pp. 175-192.
Yuko Nishitani. International Jurisdiction of Japanese Courts in a Comparative Perspective // Netherlands International Law Review, LX: 251-277, 2013.

Частично признанные государства в Восточной Азии

Китайская Республика Тайвань государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

Закон о международном частном праве республики Китай на Тайване 2010 г. (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!

Зависимые территории в Восточной Азии

Matrimonial Causes Ordinance (на англ. языке)
Гонконг. Закон о браке (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и професиональным!

Parent and Child Ordinance (на англ. языке)
Гонконг. Закон о родителях и детях (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и професиональным!

Wills Ordinance (на англ. языке)
Гонконг. Закон о завещании (на рус. языке)
Внимание! Перевод не является официальным и професиональным!

о МЧП Гонконга см.:
Lutz-Christian Wolff. Hong Kong’s Conflict of Contract Laws: Quo Vadis? // Journal of Private International Law, 2010. 6:2, 465-498.

Макао (Аомынь) ( КНР ) государственное право стран восточной азии. государственное право стран восточной азии фото. картинка государственное право стран восточной азии. смотреть фото государственное право стран восточной азии. смотреть картинку государственное право стран восточной азии.

Гражданский кодекс Макао 1999 г. (PDF, 153 Кб) (на рус. языке, выдержки) (ст. 13-62)
Внимание! Перевод не является официальным и профессиональным!


о МЧП Китая см.:
Guangjian Tu. Private International Law in China. Springer Science+Business Media Singapore, 2016.
Zhengxin Huo. Highlights of China’s New Private International Law Act: From the Perspective of Comparative Law // 45 Revue Juridique Themis. 2011. P. 637–684.

Источник

Государственное право стран восточной азии

Название работы: Основные черты развития государства и права в странах Азии

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственноправового строя азиатских стран. Вместе с тем встречалось немало писаных законов в том числе актов индийского Кампучия и китайского Китай Вьетнам Корея происхождения и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например первым законодательным памятником монгольского права был Яса потюркски помонгольски дзасак закон постановление запрет наказание Чингисхана 1291 г.

Дата добавления: 2015-04-25

Размер файла: 33.83 KB

Работу скачали: 5 чел.

Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной.

Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания.

Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии.

Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость

от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития.

В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право.

В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами.

Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран.

На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы.

Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *