государственное регулирование отношений недропользования
Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного контроля (надзора).
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В задачи государственного регулирования входят:
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
С 01.01.2022 абз. 7 ч. 3 ст. 35 утрачивает силу (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ).
разработка норм и правил в области использования и охраны недр.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)
21 февраля 1992 года N 2395-1
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,
от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.04.2006 N 49-ФЗ,
от 25.10.2006 N 173-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ,
от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,
от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ,
от 05.04.2011 N 45-ФЗ, от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,
от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,
от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ,
от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ,
от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ,
от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ,
от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ,
от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 279-ФЗ,
от 26.07.2017 N 188-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.09.2017 N 283-ФЗ,
от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ,
от 04.11.2019 N 355-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ,
от 08.06.2020 N 179-ФЗ, от 23.11.2020 N 383-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,
(см. Обзор изменений данного документа)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 08.06.2020 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Информация об изменениях:
Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 35 настоящего Закона
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного контроля (надзора).
В задачи государственного регулирования входят:
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
разработка норм и правил в области использования и охраны недр.
Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 4
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 23.07.2013 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 7 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 4 дополняется п. 7.2 (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в п. 8.1 ст. 4 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 228-ФЗ)
9) установление порядка пользования участками недр местного значения;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
(см. текст в предыдущей редакции)
12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) утверждение положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) и осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора);
(п. 14 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 15.04.2006 N 49-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования
Государство, обладая правом собственности на недра и осуществляя суверенную власть на своей территории, вырабатывает единую государственную политику в области использования ресурсов недр, регулирует разнообразные отношения, возникающие в связи с недропользованием.
Главной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение устойчивого, безопасного и рационального использования ресурсов недр.
Государственное регулирование отношений недропользования включает в себя деятельность уполномоченных государственных органов по управлению пользованием участками недр, лицензированию недропользования, учету и контролю участков недр, недропользователей и работ по использованию участков недр.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется государственными органами исполнительной власти Российской Федерации – Президентом и Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора. Федеральный орган управления государственным фондом недр наделен правом создания своих территориальных органов по согласованию с субъектами РФ.
Регулирование, рассматриваемое в широком смысле, невозможно без достоверной информации о системе, являющейся объектом регулирования. Чем полнее характеризующие ее данные, тем более эффективно регулирование, более вероятно достижение желаемого результата.
Поэтому в сфере государственного регулирования отношений недропользования придается большое значение государственному учету и регистрации участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их извлечением.
Основой такого учета является геологическая информация. Фонд геологической информации федерального органа управления государственным фондом недр формируется за счет двух источников. Один из них – государственное геологическое изучение недр.
Его задачами являются геологическое картирование территории РФ и ее континентального шельфа, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых, мониторинг состояния недр, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально- сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Осуществляется государственное геологическое изучение недр федеральным органом управления государственным фондом недр. Другим источником геологической информации являются недропользователи, использующие участков недр для поиска, оценки, разведки и добычи ресурсов недр, а также в целях, не связанных с их добычей.
Представление геологической информации в федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы является одной из обязанностей недропользователей.
Порядок, сроки предоставления такой информации и ее содержание определяются Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996г. № 215.
Для определения достоверности представляемой недропользователями и имеющейся геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, характеризующих их ценность или опасность, определения рациональных условий, границ и платы по предоставляемым в пользование участкам недр, проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых.
Только после положительного заключения государственной экспертизы о промышленной целесообразности освоения месторождения оно ставится на государственный учет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 210 специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации, осуществляющим государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, является федеральный орган управления государственным фондом недр – Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых определен Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13 апреля 1998г. № 102.
Прошедшая государственную экспертизу геологическая информация используется при проведении конкурсов и аукционов на право недропользования и заключения соглашений о разделе продукции, либо бесконкурсного предоставления права недропользования; выдаче лицензий, принятии решений о предоставлении горного отвода для поиска, оценки, разведки и добычи ресурсов недр, а также использования в целях, не связанных с добычей ресурсов недр, в том числе, в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Геологическая информация, прошедшая государственную экспертизу, является основой для составления государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – систематизированный свод данных, который должен содержать сведения по всем известным и прошедшим государственную экспертизу участкам недр, содержащий сведения по количеству, качеству, горно-геологическим и экономико-географическим характеристикам основных и сопутствующих полезных ископаемых, условиям их разработки.
Значимость ресурсов недр для ныне живущих и будущих поколений столь велика, что требует принятия федерального закона РФ “О государственном горном кадастре Российской Федерации”.
Аналогичный способ регулирования отношений по кадастровому учету природных ресурсов в Российской Федерации накоплен.