государственные и муниципальные унитарные предприятия форма собственности
Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 113 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.
Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 113 ГК РФ
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Статья 2. Унитарное предприятие
Статья 2. Унитарное предприятие
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
ГАРАНТ:
О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Информация об изменениях:
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
неделимость передаваемого имущества;
наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
полученные кредитные и заемные средства;
начисленные суммы амортизационных отчислений;
осуществленные предприятием капитальные вложения;
полученные дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
С изменениями и дополнениями от:
8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 28 ноября 2018 г., 2, 27 декабря 2019 г., 31 июля, 23 ноября 2020 г., 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:
— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);
— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.
Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).
Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.
Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).
Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.
Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.
Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.
Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. N 230, в «Российской газете» от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 294-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
Что такое унитарное предприятие. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это госкомпания, которая распоряжается каким-то активом — заводом, НИИ, городской транспортной системой и так далее. Собственником имущества выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет.
Имущество предоставляется компании:
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками этой организации. Поэтому такое предприятие и называется унитарным (от латинского unitas — «единство»).
ФГУП, ГУП или МУП может самостоятельно распоряжаться закреплёнными за ним активами, производимой продукцией и доходами от продажи товаров, выполнения работ или услуг. Казённые предприятия могут это делать только с согласия собственника (в силу ограничений оперативного управления имуществом).
Примеры ФГУПов — «Мосфильм», ВГТРК, «Охрана» Росгвардии; ГУПов — Мосгортранс, Московский метрополитен, Водоканал Санкт-Петербурга; МУПов — Единый расчётно-кассовый центр Уфы, Подольский троллейбус.
Федеральные казённые предприятия — Союзплодоимпорт, Российская государственная цирковая компания; региональные — Ленинградское областное лесное хозяйство», Московская энергетическая дирекция; муниципальные — Тулгорэлектротранс, Жилищно-коммунальное хозяйство Владимира.
Пример употребления на «Секрете»
«В 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70% — в два раза больше, чем в 2005-м. С тех пор эта доля практически не снижалась. При этом утроилось количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их присутствие на локальных рынках создаёт препятствия для честной конкуренции, предупреждала ФАС».
(О том, как в монополии госкомпаний усмотрели угрозу российской экономике.)
Нюансы
Унитарное предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Помимо активов, переданных компании в управление или хозяйственное ведение, это доходы от деятельности юрлица и прочие не запрещённые законом источники.
Если имущества казённого предприятия недостаточно для покрытия задолженности, по оставшимся обязательствам платит учредитель компании. Само унитарное предприятие не отвечает по долгам собственника.
Предприятие не может без согласования с собственником предоставлять займы, выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями.
Невозможно создать унитарное предприятие путём объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Создавать федеральные унитарные предприятия может Правительство России, а региональные и муниципальные предприятия — те, кто уполномочен местными законами, например, мэр города с одобрения городской думы, правительство региона.