график работы на удаленке образец
Положение о дистанционной работе 2021: образец скачать
Из статьи вы узнаете:
Дистанционная работа – что это такое по новому закону?
Это выполнение своих должностных обязанностей вне стационарного рабочего места. Лицо выполняет все ту же работу, но не в офисе, а, например, у себя дома, в кафе или в парке. По сути, работодателю неважно, где именно будет находиться его дистанционный сотрудник. Главное, чтобы последний вовремя выполнял поставленные перед ним задачи – сдавал отчеты, готовил статистику либо разрабатывал проекты документов.
В 2021 году действуют обновленные правила организации дистанционного труда. Изменения в Главу 49.1 ТК РФ были внесены ФЗ №407 от 08.12.2020 года. Среди законодательных нововведений — обязанность работодателя утвердить Положение о дистанционной работе. Конечно, акт необходим тем компаниям, которые планируют нанимать удаленщиков или переводить стационарных работников на дистант.
Если наниматель не намерен работать с дистанционщиками или переводить сотрудников на удаленный режим работы, то подобный внутренний акт не понадобится. Однако в современных реалиях удаленный формат занятости актуальный почти везде — в ДОУ, в школе, в различных агентствах, турфирмах, юридических конторах, не говоря уже о сфере торговли.
Вам также будет интересно:
Как зафиксировать дистанционный формат работы?
При приеме соискателя на работу стороны могут сразу согласовать условие о том, что специалист будет трудиться дистанционно постоянно, временно либо периодически. Соответствующий пункт вносится в текст трудового договора. Если удаленный формат нужно урегулировать относительно подчиненного, который уже работает в организации, наниматель и нанятый подписывают дополнительное соглашение.
На практике может возникнуть ситуация, когда перевод на дистант осуществляется незапланированно и без согласия подчиненных. Актуальный пример — введение карантинных ограничений. При таких обстоятельствах работодатель отправляет работников на временную удаленку. Однако в 2021 году сделать это можно при соблюдении следующих требований:
Содержание Положения
Содержание Положения о дистанционной работе урегулировано законом. В ст. 312.9 ТК РФ есть перечень сведений, которые в обязательном порядке нужно включить в текст акта:
Структура Положения
Единой типовой формы положения законом не утверждено. Структурно документ состоит из пунктов, которые объединяются в разделы.
Структура положения определяется требованиями к содержанию документа (смотрите предыдущий раздел статьи).
Ниже приведен пример типовой структуры Положения, который можно взять за основу при разработке своего акта:
Вам также будет интересно:
Далее разберем каждый из указанных разделов более подробно.
Что написать в разделе «Общие положениях»?
Укажите, что настоящее Положение разработано в целях регулирования и регламентирования трудовых отношений, прав и обязанностей дистанционных работников в конкретной организации.
Пропишите, что акт определяет порядок взаимодействия организации с удаленными сотрудниками.
В этом разделе также можно отметить, что Положение применяется в соответствии с ТК РФ, действующими федеральными законами, внутренними актами компании.
Что указать в разделе «Основные понятия»?
В этом блоке нужно раскрыть суть основных понятий, которые встречаются в Положении, например, дистанционная (удаленная) работа, дистанционный сотрудник и тому подобное.
Что зафиксировать в разделе «Основания временного перевода работников на дистанционную работу»?
Вот утвержденный перечень причин для перевода подчиненных на дистант:
Как составить положение о дистанционной работе — образец
Положение о дистанционной работе — документ, который с недавнего времени приобрел особую актуальность в связи с массовым переводом сотрудников на удаленку из-за коронавируса. Кроме того, с 01.01.2021 вступила в силу обновленная гл. 49.1 ТК РФ, в которой предусмотрены новые формы удаленки и скорректирован порядок их применения. Как разработать положение о дистанционной работе? Существуют ли нормативные требования к его форме и составу? Ответы — в этом материале. Здесь же вы сможете скачать готовый образец этого документа.
Положение о дистанционной работе 2021
Работодателям, привлекающим сотрудников к работе в режиме постоянной или временной удаленной работы, требуется урегулировать множество вопросов: технологии взаимодействия работников с работодателем в процессе удаленной работы, порядке обмена документами, применения электронной подписи, другие необходимые нюансы.
Вносить все особенности дистанционной работы в текст трудового договора или дополнительного соглашения с каждым работником трудоемко и неудобно. Положение о дистанционной работе решает эти проблемы.
Если же в компании до 2021 года уже существовало такое положение, его необходимо пересмотреть с учетом нововведений, внесенных в гл. 49.1 ТК РФ Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ.
Как разработать положение о дистанционной работе
В каком порядке работодатель будет составлять положение о дистанционной работе, решает он сам. Структуру и форму этого документа он тоже определяет самостоятельно. Закон эти вопросы не регулирует и особых правил не устанавливает. Однако содержание такого документа не должно противоречить трудовому законодательству и включать обязательные требования, предусмотренные новой редакцией гл. 49.1 ТК РФ.
Обычно для разработки положений в компании:
Полезная информация от КонсультантПлюс
С образцами положений разной тематики вы можете ознакомиться в справочно-правовой системе :
Что включить в положение о дистанционной работе
В положение включите детальную информацию в объеме, который считаете нужным в силу специфики дистанционной работы ваших сотрудников. Распределите ее по разделам и подразделам на свое усмотрение, но не забудьте учесть обязательные нормы гл. 49.1 ТК РФ.
А теперь — несколько подсказок, что обязательно включить в положение о дистанционной работе.
Вводный раздел
В нем опишите цель разработки положения (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ) и раскройте основные термины и определения (ст. 312.1 ТК РФ).
Раздел «Организация работы дистанционных работников»
В этом разделе распишите порядок обеспечения дистанционщиков необходимым оборудованием и программно-техническими средствами, порядок ознакомления с требованиями охраны труда при работе с ними и выплаты компенсации за использование собственного/арендованного имущества, режим работы сотрудника и другие аналогичные вопросы (ст. 312.4, 312.6, 312.7, 312.9 ТК РФ).
Раздел «Порядок взаимодействия с работодателем»
Здесь должны найти отражение особенности взаимодействия работодателя с дистанционными работниками с указанием способов обмена документами и информацией, порядок применения усиленной квалифицированной электронной и других видов электронной подписи при обмене электронными документами, порядок представления работодателю отчетов и т. д. (ст. 312.2, 312.3 ТК РФ).
Раздел «Расторжение трудового договора с дистанционным работником»
В этом разделе пропишите особенности увольнения сотрудников, работающих удаленно. В частности, укажите максимальный срок (не более двух дней подряд), в течение которого сотрудник без уважительной причины может не взаимодействовать с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовых функций (ч. 1 ст. 312.8 ТК РФ).
Заключительный раздел
Здесь обычно указывается порядок вступления в силу положения и внесения в него изменений, а также указание на ответственное лицо, контролирующее соблюдение его условий.
Положение об экстренной удаленке
С 01.01.2021 работодателям позволено в исключительных случаях переводить сотрудников на временную удаленную работу без их согласия — при пожарах или эпидемиях, а также в случае принятием властями соответствующего решения.
К такому переводу предъявляются особые требования и для случаев временной экстренной удаленки оформление локального нормативного акта обязательно (ст. 312.9 ТК РФ).
Можно также оформить отдельное положение по переводу сотрудников на временную экстренную удаленную работу, которое согласовывается с профсоюзным органом и должно включать набор обязательных сведений:
Как прописать дистанционную работу в ПВТР
Из статьи вы узнаете:
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) — это внутренний документ, который разрабатывается в соответствии с нормами трудового законодательства РФ и утверждается руководством каждой организации, за исключением микропредприятий. Им с 2017 года позволяется не принимать локальные нормативно-правовые акты, в том числе ПВТР. Поскольку в условиях пандемии коронавируса большинство работодателей были вынуждены перевести своих сотрудников на удаленку, рассмотрим подробнее, как правильно составить и утвердить правила внутреннего трудового распорядка с дистанционной работой в 2021 году.
Основные положения
Как следует из ст. 189 ТК РФ, ПВТР представляет собой локальный документ, обязательный для каждого российского предприятия, за некоторыми исключениями.
Согласно указанной норме, этот акт составляется с целью четкого урегулирования внутреннего трудового распорядка в организации. Он регламентирует порядок приема кандидатов на ту или иную штатную должность, а также устанавливает порядок увольнения персонала и тому подобное. При этом ПВТР может быть самостоятельным НПА либо приложением к коллективному договору, как отмечено в ст. 190 ТК РФ.
Скрепляя своей подписью трудовой договор с работодателем, работник должен понимать, что, согласно ст. 56 ТК РФ, ему придется выполнять все требования, предусмотренные в правилах трудового распорядка.
Работодатель обязан ознакомить сотрудника с локальным актом до подписания им трудового договора, а не после. При этом факт прочтения документа подтверждается подписью работника.
В связи с пандемией коронавируса, процент дистанционных работников в российских организациях заметно увеличился. В связи с чем у работодателей появилась необходимость в заключении соответствующих договоров с соискателями, внесении изменений в действующие контракты и различные внутренние акты, в том числе в ПВТР.
Когда в ПВТР нужно указывать сведения о дистанционной работе?
Следует отметить, что в правила трудового распорядка могут быть внесены изменения. В том случае, если на предприятии происходят глобальные перемены, то документ может быть переписан полностью. В таких ситуациях администрация предприятия разрабатывает и утверждает новую редакцию ПВТР.
Для этого издается приказ, в котором приводятся основания, указывающие на такую необходимость. Если корректировка положений Правил влечет изменения условий контракта, подписанного между работником и работодателем, то должно быть составлено допсоглашение.
Что касается вопроса о дистанционных работников, то от единичных сотрудниках на удаленке сведения в ПВТР не вносятся, все особенности их трудовой деятельности отображаются непосредственно в трудовом договоре. Дублировать в таких случаях информацию в Правилах не нужно.
В частности, в контракте могут быть указаны положения:
Если прием сотрудников на дистанционный формат работы носит системный характер, то отдельные положения ПВТР должны быть соответствующим образом дополнены, недостаточно прописать условия о дистанционной работе в трудовом договоре.
Содержание ПВТР с дистанционной работой
Правила внутреннего трудового распорядка требуют грамотного подхода к составлению, поскольку утверждаются на несколько лет вперед. Посредством ПВТР администрация предприятия решает для себя несколько вопросов, например, обеспечивает нужную производительность труда в организации и укрепляет трудовую дисциплину.
Четких требований к оформлению правил ВТР в нормативно-правовых актах нет. Специалист кадровой службы составляет документ с учетом специфики деятельности компании.
Документ, согласно ст. 189 ТК РФ включает:
Вам также будет интересно:
Вам также будет интересно:
Вам также будет интересно:
Готовый документ должен быть согласован с соответствующими должностными лицами, например, кадровиками, специалистами бухгалтерии или юридического отдела. Кроме того, Правила должны быть согласованы с профсоюзным органом, если таковой действует на предприятии. И только после этого ПВТР утверждается руководством компании.
Помимо прочего, после оформления и подписания Правил руководителем, работники должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.
Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка оформляет практически каждый российский работодатель. На завершающем этапе, документ согласовывается с уполномоченными органами, после чего отдается на подпись руководителю предприятия.
Трудовое законодательство об удаленном труде
Удаленный труд предполагает, что выполняемая сотрудником работа осуществляется им не на том месте, которое создается и контролируется работодателем. Действующая редакция ТК РФ описывает 2 варианта такого труда:
У обоих вариантов много общего:
Надо ли оформлять табель на работающих удаленно сотрудников, читайте в статье «Нужно ли вести табель на сотрудника надомника?».
Внимание! С 2021 года вступили в действие изменения в правилах оформления и организации дистанционной работы. Эксперты КонсультантПлюс подготовили подробный обзор закона, внесшего изменения в ТК РФ. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Различия во взаимоотношениях с дистанционным работником и с надомником
Кроме общего, между надомной и дистанционной работой есть ряд существенных различий:
Работа по совместительству с возможностью удаленного труда
ТК РФ не содержит запрета на удаленную работу для совместителей. Заключая договор о такой работе с совместителем, следует помнить о правилах, установленных гл. 44 ТК РФ, в силу которых для совместителя:
Подробнее об особенностях оформления на работу совместителя читайте в материале «Как правильно оформить работу по совместительству по ТК РФ?».
Особенности оформления кадровых документов при дистанционном труде
Прием работника на удаленную работу не освобождает работодателя от обязанности обмена документами с ним с целью:
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2019 страховое свидетельство не выдается. Взамен введен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета. Если работник заключает трудовой договор впервые, то он должен самостоятельно получить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Но если с надомником такой обмен можно совершить при непосредственном контакте в момент получения материалов для работы или передачи готовой продукции, то для дистанционного работника такой способ не всегда доступен. Поэтому взаимодействие с ним и в отношении кадровых документов разрешено осуществлять с применением электронных средств связи. При этом документы, которые работник должен представить работодателю в оригинале, подлежат пересылке обычной почтой заказным письмом с уведомлением.
В отношении прочих документов возможны такие варианты электронного обмена:
Посредством электронных документов допускается осуществлять:
Перевести на удаленку можно не только нового, но и уже работающего сотрудника. Для того, чтобы это сделать, с работником нужно заключить допсоглашение к трудовому договору. Что и как прописать в таком допсоглашении, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Возможности электронного взаимодействия при заключении трудового соглашения
Согласование условий трудового соглашения, заключаемого с дистанционным работником, осуществляется в процессе электронной переписки. Но окончательный вариант этого документа должна иметь в бумажном варианте каждая из сторон. Поэтому ст. 312.2 ТК РФ обязывает работодателя не позже 3 календарных дней с момента заключения договора путем обмена электронными документами направить работнику согласованный текст договора (или дополнительного соглашения к нему) обычной почтой заказным письмом с уведомлением.
Документы, необходимые для трудоустройства (паспорт, трудовую книжку, документы о регистрации в системе персучета ПФР, воинском учете и об образовании, справки), можно подать работодателю в электронном виде. Если он сочтет такое представление недостаточным, то ему почтой заказным письмом направляются нотариально заверенные копии этих бумаг.
В отношении двух видов документов, нужных для трудоустройства, для дистанционных работников установлен особый порядок оформления:
ВАЖНО! С 2020 года введены электронные трудовые книжки. Если сотрудник впрервые устраивается на работу, бумажная трудовая книжка ему не заводится.
Если запись о дистанционной работе не вносится в трудовую книжку, то основанием для подтверждения трудового стажа за период такой работы будет являться трудовой договор. И в этом случае факт наличия его оригинала на руках у работника приобретает особое значение.
О том, для чего нужно подтверждение трудового стажа, читайте в статье «Общий трудовой стаж — что входит и как подсчитать?».
Важные особенности имеет не только прием на дистанционную работу, но увольнение с нее. И о них подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Отличия договора с работающим дистанционно сотрудником от обычного трудового соглашения
Трудовой договор с дистанционным работником заключается в обязательном порядке (ст. 312.1 ТК РФ). Однако особые условия осуществления дистанционного труда и возможности, предоставляемые действующим законодательством, обусловливают существование ряда отличий такого договора от договора с обычным работником. В договоре с работающим дистанционно:
Трудовое соглашение, заключаемое с дистанционным работником, как и договор с обычным работником, имеет произвольную форму, но должно содержать обязательные сведения, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, с учетом особенностей, отличающих дистанционный труд от обычного.
О том, какие сведения составляют содержание трудового соглашения, читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
Образец трудового договора о дистанционной работе 2021 года можно посмотреть на нашем сайте.
Итоги
Трудовое законодательство РФ допускает возможность осуществления работы вне места нахождения работодателя. Такой труд имеет две разновидности (надомный и дистанционный), которым присущи как общие черты, отличающие этот труд от обычного, так и свои особенности. Дистанционный труд отличает преобладание электронных форм взаимодействия и возможность не оформлять трудовую книжку. Трудовой договор с дистанционным работником оформляется в обычном порядке, но с включением в его текст положений, требующих согласования между работником и работодателем в силу особого характера работы.
Приказ о переводе на дистанционную работу: скачать образец
Из статьи вы узнаете:
Ситуация с пандемией COVID-19 приводит работодателей к тому, что они вынуждены предпринимать все возможные меры обеспечения безопасности своих сотрудников. В первую очередь это касается механизмов снижения числа контактов внутри организации. С этой целью ряд сотрудников может быть переведен на дистанционку. Несмотря на массовость перевода на удаленку в 2020 году, на сегодняшний день количество работников, переводимых на домашний режим работы в связи с коронавирусом, продолжает расти. Перед работодателями встает вопрос о том, как составить приказ о переводе на дистанционную работу, и как указать в этом документе все необходимые основания. Также организация вправе сразу принять сотрудника на дистанционную работу. Сегодня расскажем читателям, как грамотно все оформить по закону.
Об общем порядке действий работодателя
Перевести персонал на дистанционную работу можно тремя способами, издав:
Стоит сразу оговориться, что в последнем случае предусматривается, что сотрудник будет чередовать офисную и дистанционную работу. Все эти три способа объединены одним ключевым условием: с сотрудником, которого планируется перевести на новый режим работы, необходимо оформить допсоглашение, поскольку изменение условий трудового договора допускается исключительно при согласии сторон.
Если же в организацию трудоустраивается новый сотрудник, то с ним оформляется дистанционный трудовой договор. Оформление документов можно организоваться как дистанционно, так и непосредственно на месте в офисе. В первом случае важно, чтобы у сторон была ЭЦП. Сотрудник может запросить себе экземпляр договора или допсоглашения в бумажном виде, а работодатель обязан его предоставить в течение 3 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента получения такого заявления от сотрудника.
Если же перевод на удаленку касается не одного сотрудника персонально, а группы лиц, например, в случае необходимости перевода сотрудников старше 65 лет, то общие моменты стоит обозначить в локальном акте, а в допсоглашении к договору уже прописать индивидуальные конкретные детали.
Что может быть определено в локальном акте:
Вам также будет интересно:
Если в организации учрежден профсоюзный орган, то для данной процедуры потребуется учесть мнение этого органа перед тем, как утвердить локальный акт. Если же профсоюза на предприятии нет, то работодатель может самостоятельно утверждать подобные документы.
Постоянная и временная работа на дистанционке: в чем отличия?
В случае перевода на постоянную работу сотрудник переводится на удаленку на весь период действия заключенного с ним договора, к примеру, бессрочно.
Для такого перевода оформляется допсоглашение и издается соответствующий приказ. В допсоглашении должны быть указаны индивидуальные условия работы. Это может быть особый рабочий график, отличающийся от графика коллег.
После подписания допсоглашения оформляется приказ. Данный документ не предусматривает унифицированной формы. Важно лишь указать:
В «Основаниях» допустимо сослаться на положения допсоглашения, инициативу самого работодателя или заявление сотрудника. Приказ подписывается сотрудником и может быть выслан ему на электронный адрес. В подтверждение этому сотрудник вправе приложить скан-копию данного документа со своей росписью.
Норм о переводе на временный формат дистанционной работы не существовало в ТК РФ до 01.01.2021 г. Сейчас ситуация упростилась, поскольку был принят ФЗ № 407. Такой формат работы возможен на срок не больше полугода, однако лимита по количеству периодов работы на удаленке в данном промежутке времени не установлено.
Пошаговая инструкция очень простая:
Коронавирус и удаленная работа для отдельных категорий сотрудников
Помимо пенсионеров, повышенной защитой от вирусных инфекций должны быть обеспечены беременные женщины. В Москве это правило носит обязательный характер, а в регионах решается по усмотрению работодателя. На практике чаще всего, если у работодателя нет возможности оформить перевод беременной на дистанционку, то сотрудница может оформить больничный лист.
Порядок действий при оформлении такого перевода будет зависеть от стороны-инициатора процедуры. Сама сотрудница вправе проявить собственную инициативу и подать работодателю заявление на изменение формата работы. В целом, весь этот процесс сводится к тому, что:
Как быть, если надо перевести на дистанционную работу генерального директора?
В частности, в данном случае следует проверить имеющееся в компании положение о гендиректоре. Если в нем предусмотрена специальная процедура, которая позволяет изменить заключенный с ним договор, то необходимо следовать ей.
Если же таких норм не определено, то достаточно следовать общим правилам. Во-первых, получить от гендиректора согласие, во-вторых, заключить допсоглашение, и, в-третьих, издать соответствующий приказ.
В законе определены исключительные случаи, которые позволяют временно перевести гендиректора на дистанционную работу без заключения допсоглашения. В частности, это решения, принятые местными органами власти, эпидемии или иные чрезвычайные ситуации. При таком варианте перевод осуществляется в порядке, предусмотренным локальным актом.