грамматический строй речи пособие

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка»

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. Наталья Баранова
Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников «Весёлая гусеничка»

Многофункциональное пособие по развитию

лексико-грамматического строя речи у дошкольников

«Весёлая гусеничка»

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Поэтому так важно осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: формировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарь детей.

Описание. Данное пособие рассчитано на детский возраст от 3 до 4 лет. Оно представляет собой игровое поле, в центре которого находится цветок с прозрачным кармашком. Вокруг цветка расположены 6 кругов в виде гусенички, на пяти из них имеются прозрачные кармашки для картинок.

Пособие включает в себя несколько игр. К каждой игре изготовлены карточки, по размеру кармашков, и находятся на оборотной стороне пособия. Его можно использовать, как в индивидуальной работе с детьми, так и на подгрупповых занятиях, с картинками по разным лексическим темам.

Дидактическая игра «Вкусное варенье» («Фруктовый сок», «Сладкая конфета»)

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Правила игры: искать, называть и подбирать нужные картинки, ставить их в кармашки.

Далее карточка вставляется в кармашек, выбираем следующую и т. д.

Дидактическая игра «Летит, плывет, едет»

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря, закрепление в речи предлогов «В», «По».

Правила игры: искать, называть и подбирать нужные картинки, ставить их в кармашки.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе картинки, а в центр, по очереди, вставляет в кармашек карточки с изображением неба, дороги, воды. Дети выбирают и вставляют в кармашки, вокруг цыетка, нужные картинки, обосновывая принятое решение. (Например: я выбрал картинку с машиной, потому что она едет по дороге. Я выбрал картинку самолет, потому что он летит в небе и т. д.)

Дидактическая игра: «Досчитай до трех»

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Правила игры: соотнести количество предметов на картинке с количеством изображаемых точек.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разного количества предметов от 1 до 3. В центр выкладывается по очереди картинка с точками, обозначающих число 1 (2, 3). Дети подбирают, карточки с таким количеством предметов в зависимости от того, сколько точек изображено (Например: одна пирамидка, один мяч, две матрешки, три мяча и т. д.).

Конспект коррекционно-логопедической деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи «Перелетные птицы» Коррекционно – образовательные цели: 1) обобщение и систематизация представлений об окружающем мире, о перелетных птицах, их жизни; 2) расширение,.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе 1. Организационный момент. Логопед: Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Домашние животные и их детеныши» Конспект нод по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние животные и их детеныши».Подготовила.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима». Цель: развитие лексика грамматического строя речи.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот». Цели: Образовательные:.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Человек. Наше тело» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Человек. Наше тело» Цели: Коррекционные:.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Относительные прилагательные» Цели:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Источник

Развитие грамматического строя речи

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Периоды формирования грамматического строя речи

А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:

Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.

Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.

Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:

3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.

4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.

5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

Источник

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. Лариса Козионова
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.

Проанализировав уровень развития детей, посещающих логопункт, у 40 % детей выявлены нарушения со стороны лексико-грамматического строя речи.

Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию ЛГ категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.

Увеличение количества детей с ЛГНР и отсутствие на рынке комплексных пособий по развитию лексико-грамматической стороны подтолкнули к необходимости создания комплексного пособия.

Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»

Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 10 см, вокруг 6 лучей – «солнышко».

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Ящичек, в котором в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

7.Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.

Ценность пособия вижу в том,что:

его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;

можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;

пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

пособиепозволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

«Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

Вариант 1 «Чей хвост?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).

В ходе использования данного пособиябыли получены следующие результаты:

— возрос интерес детей к НОД;

— вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;

— повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.

В дальнейшем планирую

— разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам;

— изготовить картинный материал для работы по использованию предлогов в речи детей, по образованию приставочных глаголов, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Источник

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие. Савостьянова
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2.Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать,используя различные виды игр:

-подвижные игры;

-компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Варенье из клубники это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры:педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?»,дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»«Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

— Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель:формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры:предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать,о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать,о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

Игра «Подбери признак, действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал:

Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход: попросить назвать ласково.

Лексический материал:

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).

горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

Игра «Подбери родственников»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал:

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал:

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Бежать –. (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

грамматический строй речи пособие. грамматический строй речи пособие фото. картинка грамматический строй речи пособие. смотреть фото грамматический строй речи пособие. смотреть картинку грамматический строй речи пособие.Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *