грант бухгалтерский и налоговый учет
Разъяснены правила учета региональных грантов в целях НДС и налога на прибыль
vectorspoint / Depositphotos.com |
Нормами налогового законодательства установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Поэтому, как указываем Минфин России средства, полученные в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении НДС (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/12530). При этом, стоит учесть, что не подлежат вычету и суммы НДС уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий. В случае получения субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.
Однако, как указывает Министерство, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщик может принять к вычету (не восстанавливать) суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет таких субсидий, полученных с 1 января 2019 года.
Если же субсидии были получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету.
Что касается налога на прибыль, то полученные бюджетные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов. Также они могут учитываться единовременно, если к моменту их получения они будут произведены и признаны в налоговом учете.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Для того, чтобы не учитывать гранты при определении налога на прибыль они должны быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны представляться безвозмездной и безвозвратной основах НКО или иностранными и международными организациями и объединениями по утверждаемому перечню. Они должны быть направлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина и прочее. Также грант должен быть представлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств. При невыполнении вышеуказанных условий полученные денежные средства или иное имущество не будут признаваться грантами для целей налога на прибыль.
Те налогоплательщики, которые получили такие гранты обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета, средства должны быть учтены для целей налогообложения с даты их получения.
Организация получила грант
Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.
Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.
Сколько «стоит» грант
В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.
Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).
Таблица 1. Смета расходов по гранту
Наименование статьи расхода | Стоимость по смете, руб. |
---|---|
Материальные расходы, в том числе: канцтовары расходные материалы учебные материалы сертификаты о повышении квалификации | 5000 1000 1000 2500 500 |
Аренда учебных аудиторий | 100 000 |
Интернет-сопровождение программы | 5000 |
Заработная плата администратора и ЕСН | 50 000 |
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей | 150 000 |
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН | 40 000 |
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов | 50 000 |
Итого | 400 000 |
Налоги
Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.
Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.
Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.
ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).
Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.
Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).
Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).
По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.
Бухгалтерский учет
Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.
В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.
По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.
После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.
Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.
В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.
Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.
Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.
Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.
Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;
Отчетность по гранту
Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.
Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.
О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).
Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль
№ п/п | Наимено- вание полученных целевых средств | Код вида поступ- лений | Дата поступ- ления (число, месяц, год) | Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств | Срок исполь- зования (до какой даты) | Сумма средств, исполь- зованных по назна- чению в течение установлен- ного срока | Сумма средств, срок исполь- зования которых не истек | Сумма средств, исполь- зованных не по назна- чению или не исполь- зованных в установлен- ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Грант | 010 | 05/02/06 | 5 000 000 | 31/12/06 | 4 500 000 | – | 500 000 |
2 | Грант | 010 | 10/05/06 | 10 000 000 | 31/12/06 | 9 000 000 | – | 1 000 000 |
ИТОГО (код строки 020 | X | X | 15 000 000 | X | 13 500 000 | – | 1 500 000 |
А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?
Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Гранты: как учитывать для целей исчисления налога на прибыль?
Автор: Зобова Е., эксперт журнала
Вопрос
Что понимается под грантами для целей исчисления налога на прибыль?
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
В целях применения гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента РФ – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Вопрос
Иностранные и международные организации и объединения могут предоставлять гранты российским организациям на осуществление конкретных программ (например, в области образования). Может ли грантополучатель не учитывать суммы данных грантов для целей исчисления налога на прибыль?
Гранты предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основах, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования. Но не все полученные гранты не облагаются налогом на прибыль. Этот вопрос решается в зависимости от того, кто предоставляет грант.
Не подлежат обложению налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных и международных организаций, которые входят в перечень таких организаций, утверждаемый Правительством РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485[1]. В перечень входит всего 13 организаций, фондов и объединений.
В случае если иностранная организация, предоставившая налогоплательщику денежные средства на безвозмездной и безвозвратной основах, не входит в указанный перечень организаций, полученные средства не признаются для целей налогообложения прибыли грантами и согласно п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат учету коммерческими организациями в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 15.12.2011 № 03-03-06/4/147).
Вопрос
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602[2] утвержден перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. Должна ли российская некоммерческая организация входить в данный перечень, чтобы предоставленные ею гранты не учитывались для целей исчисления налога на прибыль грантополучателем (при выполнении прочих условий)?
Из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что гранты, полученные от иностранных и международных организаций и объединений на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль получателей грантов при условии включения организаций-грантодателей в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485. При получении грантов на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, от российских некоммерческих организаций такого условия не предусмотрено.
В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ Правительство РФ Постановлением от 15.07.2009 № 602 утвердило перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению. Данная норма применяется только в отношении грантов, предоставленных грантодателями налогоплательщикам – физическим лицам, и не применяется для целей налогообложения прибыли.
Соответственно, гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций – получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-03-06/4/23).
Вопрос
Какие условия должны быть выполнены при получении грантов, а также средств целевого финансирования на осуществление научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, чтобы полученные средства не надо было учитывать в доходах для целей исчисления налога на прибыль?
При выполнении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, доходы в виде грантов могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
Так, для целей расчета налога на прибыль организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Из приведенных норм следует, что для признания в целях расчета налога на прибыль полученных средств грантами необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности:
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 13.01.2020 № 03-03-06/1/554, от 14.04.2020 № 03-03-07/29697.
Вопрос
После окончания выполнения научных исследований за счет грантов, предоставленных организации российскими организациями – грантодателями, специальное оборудование, предназначенное для выполнения научных исследований, приобретенное организацией за счет средств грантов, остается в организации, грантодателю не передается и используется для осуществления организацией уставной деятельности. Возникает ли в данном случае у организации – получателя гранта доход в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта?
При определении объекта обложения налогом на прибыль налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В статье 251 НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым. Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде грантов отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования.
При этом одним из условий для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах.
Соответственно, имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/3/65440).
Соответственно, если условия, при которых полученные денежные средства или иное имущество признаются грантами, соблюдены (в частности, были использованы по целевому назначению), то у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.
Вопрос
Должна ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли грант, выделенный некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, предназначенный физическому лицу (сотруднику организации), если денежные средства поступили на счет данной организации?
При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде полученных грантов.
Из приведенных норм следует, что если получателем гранта, выделенного некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, является физическое лицо, то денежные средства в виде гранта, перечисленные на счет организации для указанного физического лица, не могут рассматриваться в качестве налогооблагаемого дохода организации (письма Минфина России от 12.12.2016 № 03-03-06/1/73834, от 08.12.2015 № 03-03-06/4/71724).
Отметим, если организация удерживает из средств гранта денежные средства в связи с оказанием услуг грантополучателям – физическим лицам по предоставлению им условий для выполнения научных, научно-технических проектов, то данные средства на основании ст. 249 НК РФ следует рассматривать у организации в качестве выручки от реализации услуг в общем порядке.
Вопрос
Организация получила грант, но раздельный учет доходов и расходов по этому гранту не вела. Обязательно ли в этом случае учитывать средства гранта в доходах для целей исчисления налога на прибыль?
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются для целей расчета налога на прибыль при выполнении всех условий, установленных указанной нормой. Одним из таких условий является обязательное ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. Если раздельный учет отсутствует, то налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, в том числе гранты, должен учесть их в доходах для целей исчисления налога на прибыль с даты их получения.
Вопрос
В каком разделе декларации по налогу на прибыль нужно отражать полученные гранты?
Данные о полученных грантах отражаются в декларации по налогу на прибыль[3] – в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ.
Организация выбирает соответствующие видам полученного имущества наименования и коды из приложения 3 к порядку заполнения декларации и переносит в графу 1 отчета: для грантов установлен код 010.
В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным грантам, срок использования которых не истек, а также по тем, по которым не имеется срока использования. Далее в отчете приводятся данные о грантах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.
Отчет включается в состав налоговой декларации за налоговый период – календарный год. Такое требование установлено п. 14 ст. 250 НК РФ: налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации.
Вопрос
Организация, получившая грант в рамках целевого финансирования, использовала часть средств не по назначению. В какой момент нужно учесть в доходах указанную сумму денежных средств?
Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Соответственно, средства гранта, использованные не по назначению, нужно учесть в качестве внереализационных доходов.
Если организация применяет метод начисления, то датой получения внереализационного дохода в данном случае является дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись. Такое правило применяется для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), названных в п. 14 и 15 ст. 250 НК РФ, в том числе грантов (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Если организация применяет кассовый метод, то по общему правилу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Отдельного порядка для признания внереализационных доходов НК РФ не установлено. Соответственно, логично предположить, что при нецелевом использовании средств гранта доход признается на дату использования данных средств с нарушением условий, на которых он предоставлен. Это объясняется тем, что оснований считать указанные средства облагаемым доходом на дату получения гранта нет.
[1] «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».
[2] «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».
[3] Утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.