гражданское население в международном гуманитарном праве
Международное гуманитарное право
Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывает страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица, не принимающие никакого участия в военных действиях. Именно они расплачиваются за деятельность военно-политического руководства, тех, кто, так или иначе, заинтересован в войне. Правовое положение гражданского населения в период вооруженных конфликтов определяется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенцией IV, Дополнительными протоколами I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.
В ст. 51 Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на историческом опыте современных вооруженных конфликтов, свидетельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95%, а потери среди гражданского населения — 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возросли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16%, а гражданские — 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.
Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, о чем будет сказано ниже, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте стран, без какой-либо дискриминации по признакам принадлежности к расе, национальности, религии или по политическим убеждениям. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей.
Воюющие стороны обеспечивают им защиту от любого рода непристойных посягательств, а также помощь, в которой они нуждаются с учетом их возраста или по любой другой причине.
Предпринимаются все практические меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. В случае совершения правонарушений детьми, не достигшими 18-летнего возраста, смертный приговор не приводится в исполнение. Воюющая сторона не вправе эвакуировать детей, кроме своих собственных граждан, на территорию иностранного государства, за исключением случаев временной эвакуации, вызванной состоянием здоровья или необходимостью лечения.
Кроме того, гражданское население или отдельные гражданские лица не должны использоваться для прикрытия определенных пунктов, военных объектов или районов военных действий от нападения (ст. 51 Дополнительного протокола I).
Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий.
Лица, относящиеся к гражданскому населению, не вправе отказываться (частично или полностью) от прав, которые обеспечивают им нормы международного гуманитарного права.
Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения воюющие стороны всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами. В ходе военных действий воюющие обязаны щадить гражданское население и гражданских лиц.
В международном гуманитарном праве акцентируется внимание на обеспечении права неприкосновенности гражданских больниц, созданных для оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, инвалидам и роженицам. Персонал гражданских больниц, включая их администрацию, а также лица, предназначенные для розыска, подбирания, транспортировки и лечения раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, гражданских лиц, инвалидов и рожениц, находятся под защитой международного гуманитарного права (ст. 18-20 Конвенции IV).
Иностранцы вправе покинуть территорию, на которой находятся, в начале или во время военных действий, если их выезд не противоречит государственным интересам страны пребывания. Рассмотрение ходатайств таких лиц о выезде производится обычно в соответствии с установленным порядком. Если какому-либо лицу будет отказано в просьбе покинуть территорию, оно может обжаловать решение в суде или соответствующем административном органе.
Правовой режим оккупированных территорий. Правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е., если такая власть установлена и ею осуществляется полный контроль в определенном районе. Оккупационные власти в соответствии с нормами международного гуманитарного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, их религиозные убеждения.
Суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, не переходит к оккупанту автоматически.
В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.
Оккупирующее государство может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения.
Запрещается под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения с оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или любого другого государства. Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.
В соответствии с нормами международного гуманитарного права на оккупированной территории запрещаются следующие действия : уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и отдельных ее лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.
Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных действиях. Уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе. Оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой в том случае, если представляет собой угрозу ее безопасности или препятствует применению норм международного гуманитарного права. С учетом этого для обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции, предусмотренные законодательством.
В случае нарушения изданных оккупирующей державой постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, обвиняемые лица могут предаваться законным образом созданным оккупирующей державой военным судам при условии нахождения последних на оккупированной территории. Суды второй инстанции должны рассматривать дела преимущественно в оккупированной стране.
Уголовное законодательство оккупирующей державы может предусматривать смертную казнь в отношении гражданских лиц только в тех случаях, когда они виновны в шпионаже, диверсионных актах, направленных против военных объектов оккупирующей державы, или в умышленных правонарушениях, которые явились причиной смерти одного или нескольких лиц, если нормы уголовного права, действовавшие на территории до начала оккупации, предусматривали в таких случаях смертную казнь.
Судебные органы оккупирующей державы не могут выносить ни одного приговора без рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Любое лицо, которому предъявляется обвинение оккупирующей державой, должно быть без промедления уведомлено об этом в письменной форме, на понятном для него языке, с подробным изложением выдвинутых против него обвинений.
Интернированные вправе посещать медицинские учреждения.
Воюющая держава, во власти которой находятся интернированные, может привлекать их к работе, если они того пожелают. Запрещается обязывать интернированных выполнять работу, которая носит оскорбительный или унизительный характер.
Интернированным разрешается иметь при себе вещи и предметы личного пользования.
Руководство интернированными осуществляется офицером или должностным лицом из состава регулярных вооруженных сил или кадров гражданской администрации воюющей державы, во власти которой находятся интернированные. Офицер или другое должностное лицо должно иметь тексты Конвенции IV, Дополнительных протоколов I и II от 1977 г. на одном из официальных языков своей страны и нести ответственность за их соблюдение.
Дисциплинарные наказания интернированных должны быть совместимы с принципами гуманности. Интернированные вправе подавать властям жалобы в связи с нарушениями установленного режима их содержания.
Уголовные и дисциплинарные наказания интернированных лиц. Законодательство страны пребывания распространяется в полной мере на интернированных лиц в случае совершения ими правонарушений. Если законами или подзаконными актами установлена ответственность интернированных лиц, а действия неинтернированных лиц не подлежат наказанию, то интернированные могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности. За одно и то же правонарушение или по одному и тому же обвинению интернированный может быть наказан только один раз.
При назначении наказания суды и другие государственные органы, во власти которых находятся интернированные, принимают во внимание тот факт, что обвиняемый не является гражданином интернирующей державы. На интернированных могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания :
Дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья интернированных. Пойманные после побега или попытки к побегу интернированные подлежат только дисциплинарному взысканию, даже если побеги или попытки побегов были совершены многократно. По фактам нарушения интернированными дисциплины проводится расследование. Им устанавливается минимальный срок ареста, который не должен превышать двух недель.
Интернирование прекращается как можно скорее после окончания военных действий. Однако интернированные, привлеченные к судебной ответственности, могут быть задержаны до окончания отбывания срока наказания.
По окончании военных действий или оккупации воюющие государства принимают меры к возвращению всех интернированных в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения.
С самого начала вооруженного конфликта и во всех случаях оккупации каждая воюющая сторона учреждает официальное Справочное Бюро, в обязанности которому вменяется сбор и передача сведений о гражданских лицах, оказавшихся в ее власти. Оно направляет в самые кратчайшие сроки при посредничестве Центрального Агентства (ст. 140 Конвенции IV), а также держав-покровительниц сведения государству, гражданами которого являются интернированные, или державе, на территории которой они проживали.
В вооруженных конфликтах немеждународного характера воюющие стороны не должны отдавать распоряжений гражданскому населению покидать свою территорию, принудительно перемещать его и отдельных гражданских лиц по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, если это не вызывается необходимостью обеспечения их безопасности.
Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, чести, убеждений и религиозных обрядов. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно. В отношении них запрещается:
Международное гуманитарное право: основные правовые нормы
04-06-2004
Приведенные ниже правила представляют собой основу международного гуманитарного права. Они не имеют силы юридического документа и ни в коей мере не заменяют собой действующие договоры. Эти положения были отобраны МККК для того, чтобы содействовать информированию о международном гуманитарном праве
• Стороны, участвующие в конфликте, должны при всех обстоятельства проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.
• Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.
• Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.
• Раненых и больных необходимо подобрать. Им должна быть оказана медицинская помощь той стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.
• Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению.
• Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти про тивника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.
Международное гуманитарное право
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
Идея защиты лиц от бедствий войны и вооруженных конфликтов оставалась нерешенной у всех народов с древних времен. Однако гуманизация вооруженных конфликтов стала развиваться в XIX в. благодаря созданию в 1863 г. Международного комитета помощи раненым и принятию Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г., которые сыграли большую роль в формировании международного гуманитарного права.
Инициатором создания Международного комитета помощи раненым (c 1880 г. — Международный комитет Красного Креста (МККК)) стал швейцарский врач Анри Дюнан, который был свидетелем битвы Сольферино (Италия), в результате которой 5,5 тыс. человек погибли, а 23 тыс. получили ранения; многие погибли из-за нехватки врачей.
После этого он написал книгу «Воспоминания о Сольферино», в которой подчеркнул необходимость создания в каждом государстве агентства по оказанию помощи жертвам войны; принятия законов, позволяющих ухаживать за ранеными солдатами, независимо от их национальности.
Международное гуманитарное право (МГП) определяется как совокупность международных принципов и норм, направленных на соблюдение и обеспечение защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время войны и вооруженных конфликтов.
Цель МГП заключается в уменьшении и предотвращении человеческих страданий в вооруженных конфликтах, а также в запрещении или ограничении применения определенных средств и методов ведения вооруженных действий.
Таким образом, МГП направлено на обеспечение гуманного обращения во время войны или вооруженного конфликта, без какихлибо различий по признаку расы, цвета кожи, религии, убеждений, пола, рождения, богатства или любых других аналогичных критериев.
Принципы МГП состоять из принципов международного права и отраслевых принципов МГП:
Источниками МГП являются международно-правовой обычай и международные договоры.
К международным обычаям относятся обычай, при котором медицинский и духовный персонал должен пользоваться уважением и защитой. В этом случае действует «оговорка Мартенса», которая прибрела форму правого обычая: «в случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями государств, население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».
Международные договоры по МГП разделяются на «право Гааги» и «право Женевы». Право Гааги регулирует порядок ведения войны и устанавливает ограничение на использование средств и методов ведения военных действий. К праву Гааги относятся: III Гаагская конвенция об открытии военных действий; IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны; V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; X Гаагская конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции. Данные конвенции были приняты на Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг.
Право Женевы регулирует порядок защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. К праву Женевы относятся следующие международные договоры:
— Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г. Она содержит только десять статей, в которых говорится, что раненные, больные, находящиеся в медицинских организациях, а также весь персонал этих учреждений, включая немедицинский обслуживающий и административный персонал, считаются нейтральными лицами; уважение гражданских добровольцев, которые вносят свой вклад в работу по оказанию помощи; помощь без дискриминации; использование красного креста на белом фоне как отличительного знака медицинских организаций и персонала, занимающихся уходом за больными и ранеными;
— Конвенция по улучшению участи раненных и больных в армиях в поле 1906 г. Настоящая Конвенция дополняет и развивает первую Конвенцию и включает «больных», она также предусматривает пункт, который имеет значительные правовые последствия — условия взаимности;
— Женевская конвенция по улучшению участи раненых и больных в армиях в поле 1929 г. В ней говорится о машинах и самолетах, используемых как средства медицинской транспортировки, которые будут пользоваться защитой Конвенции при эвакуации раненых и больных и транспортировке медицинского персонала и материальных средств. Эта Конвенция одобрила использование двух эмблем наряду с Красным Крестом, Красным Полумесяцем, Красным Львом и Солнцем;
— Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. — касается наиболее важных аспектов жизни военнопленного, обеспечивает ему защиту со стороны неприятельской державы, взявшей военнопленного, и со стороны Международного комитета Красного Креста; предусматривает создание исследовательского агентства для сбора информации о военнопленных и обмена новостями с их семьями и родственниками. Эта Конвенция сыграла важную роль в обращении с военнопленными Второй мировой войны;
— Женевские конвенции 1949 г. В 1949 г. после Второй мировой войны Швейцарское правительство призывало международное сообщество к конференции в Женеве, которая привела к заключению четырех соглашений, действующих во время войны и вооруженных конфликтов. К ним относятся: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны.
Женевские конвенции специально защищают лиц, не участвующих в боевых действиях (как гражданских лиц и медицинского и духовного персонала, подразделений и работников по оказанию помощи), а также лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и военнопленные).
Женевские конвенции и три дополнительных протокола к ним требуют принятия действий по предотвращению или пресечению «грубых нарушений» и наказывать всех лиц за их нарушение. Женевские конвенции направлены также на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера и на защиту гражданских лиц, находящихся под оккупацией;
— Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1977 г.:
Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (I), Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (II). В 2005 г. был принят Дополнительный протокол, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (III).
Предметом Протокола I является жертва международных вооруженных конфликтов. Данный Протокол рассматривает вооруженные конфликты между национальными освободительными движениями и метрополиями как международный вооруженный конфликт; расширил правовую защиту медицинских формирований, медицинского персонала стороны, находящейся в конфликте, как военного, так и гражданского; более подробно описывает санитарно-транспортные средства и их виды, предназначенные исключительно для санитарной перевозки (наземные санитарно-транспортные средства, санитарные суда и плавучие средства, санитарные летательные аппараты; признал партизан в качестве комбатантов, а партизан, захваченных неприятелем, военнопленными. Протокол уделяет внимание защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов с целью снижения угрозы для гражданского населения. Протокол предусматривает создание органа для расследования случаев грубых нарушений МГП.
Согласно Протоколу II вооруженный конфликт немеждународного характера представляет собой «вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Протокол устанавливает основные гарантии для некомбатантов, предоставляет необходимые услуги, чтобы помочь военнопленным.
Дополнительный протокол III признает дополнительную отличительную эмблему наряду с отличительными эмблемами Женевских конвенций, состоящую из красной рамки в форме стоящего на одной из своих вершин квадрата на белом фоне — «эмблема третьего Протокола». Протокол принят с целью усилить защитную ценность и универсальный характер отличительных эмблем.
МГП основывается на ряде основополагающих принципов, прямо изложенных в международных соглашениях или косвенно вытекающих из их контекста, или предусмотренных обычными нормами МГП.
В качестве источника МГП может рассматриваться судебная практика или судебные решения (приговоры Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международного военного трибунала по бывшей Югославии и Руанде, решения Международного уголовного суда, а также ряд решений Международного Суда ООН и др.).
Важную роль в качестве источника МГП играет научная доктрина. Большой вклад в развитие МГП внесли Институт А. Дюнана в Женеве, МККК и такие великие ученые, как Ф. Ф. Мартенс, И. П. Блищенко, Анри Дюнан, И. И. Котляров, О. И. Тиунов и др.
Вооруженные конфликты
Вооруженные конфликты делятся на международные вооруженные конфликты (МВК) и немеждународные вооруженные конфликты (НВК). Большинство заключенных международных соглашений направлено на регулирование МВК, а НВК регулируются только ст. 3, общей для Женевских конвенций, Дополнительным протоколом II и международными обычными нормами.
В ст. 2, общей для четырех Женевских конвенций, и в ст. 1 Дополнительного протокола I дано определение МВК. Данные нормы будут применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между:
Сторонами МВК являются государства, национально-освободительные движения.
НВК представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо высокой договаривающейся стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II.
Внутренние беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия, внутренняя напряженность не являются НВК.
Характерными признаками НВК являются:
В последнее время появились смешенные вооруженные конфликты, т.е. конфликты, имеющие черты МВК и НВК. К ним относятся:
Методы и средства ведения войны
Стороны, находящиеся в конфликте, ограничены в выборе средств и методов ведения военных действий. Запреты применения тех или иных методов и средств действуют и в условиях МВК, и НВК.
Методы ведения войны означают различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Они представляют собой тактические приемы и способы ведения военных действий.
К запрещенным методам ведения военных действий относятся:
К запрещенным или ограниченным средствам относятся:
Правовой статус комбатантов и некомбатантов, шпионов, наемников, добровольцев
В соответствии со ст. 43 Дополнительного протокола I комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.
К ним относятся лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов.
В соответствии с Женевскими конвенциями комбатантами являются:
Комбатанты не подлежат ответственности за факт их участия в военных действиях. Комбатанты, захваченные неприятелем, получают статус военнопленных.
В случае захвата неприятелем как на комбатантов, так и на неккомбатантов, распространяется режим военного плена, за исключением медицинского и духовного персонала. Согласно ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. «медикосанитарный состав и духовный персонал, задержанный держащей в плену державой с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Пользуясь преимуществами и покровительством указанной Конвенции, они будут продолжать выполнять медицинские и духовные обязанности.МГП регулирует правовой статус шпионов и наемников.
Согласно ст. 29 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. шпион — это лицо, которое тайно или под ложными предлогами собирает военную информацию на контролируемой противником территории с намерением сообщить таковые противнику.
Шпионом не считается лицо, собирающее информацию на территории, контролируемой противником, если оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.
Шпион не пользуется защитой международного права. В соответствии со ст. 30 Конвенции «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда». Любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом.
Наемник — это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемник также не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и может быть привлечен к уголовной ответственности.
Добровольцы — это лица, изъявившие желание выехать за пределы своего государства и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свою независимость.
Добровольцы включаются в состав вооруженных сил и становятся комбатантами в соответствии с положениями Гаагских конвенций 1907 г. и Женевских конвенций 1949 г.
Правовой статус и защита раненых, больных, военнопленных, гражданского населения
МГП обязывает участников вооруженных конфликтов обеспечить предоставление защиты этим категориям.
Раненые и больные — это военные или гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психологического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
К ним также относятся лица, потерпевшие кораблекрушение, новорожденные дети, беременные женщины и немощные.
Режим раненых и больных также распространяется на ополченцев, партизан, добровольческих отрядов, лиц следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов и др.
Защита этих категорий лиц заключается в следующем:
Согласно ст. 4 Женевской конвенции III 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; добровольческие отряды, ополчение, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации сторон.
Правовой статус военнопленных заключается в следующем:
Они должны устанавливаться с учетом их привычек и обычаев и не должны быть вредными для их здоровья;
Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений.
С точки зрения МГП гражданское население — это гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженных конфликтов и не принимающие участия в военных действиях.
Термин «гражданское население» охватывает всех гражданских лиц, проживающих на территории воюющих государств и гражданское население, проживающее на оккупированных территориях. Если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым. К гражданским лицам также относятся медицинский персонал, корреспонденты и члены гражданской обороны.
Правовая защита гражданского населения осуществляется в международных вооруженных конфликтов и в конфликтах немеждународного характера и во всех случаях оккупации всей или части территории государств.
Защита гражданского населения заключается в следующим:
Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение населения продовольствием и санитарными материалами. Оккупирующее государство не имеет право принуждать гражданских лиц служить в ее вооруженных силах.
Защита гражданских объектов и культурных ценностей
Гражданские объекты — это все те объекты, которые не являются военными объектами.
Защита гражданских объектов заключается в следующим:
Дополнительный протокол I предусматривает специальную защиту определенным гражданским объектам, необходимым для жизни населения. К ним относятся: а) гражданские объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использование гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине; б) при ведении военных действий воюющие стороны обязуются заботиться о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается; в) установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами; г) особые разновидности гражданских объектов. К ним относятся: необороняемые местности; демилитаризованные зоны; объекты гражданской обороны; д) культурные ценности и место отправления культа. Международная защита данных объектов закреплена в ст. 53 Дополнительного протокола I, в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и в Протоколах к ней.
Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает определение культурных ценностей, к ним относятся: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли и др.; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей (музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей и др.); в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».
Конвенция устанавливает, что защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей. На государства возлагается обязанность подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта. Государства обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других государств.
Государства обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другого государства.
Конвенция предусматривает предоставление специальной защиты культурным ценностям, внесенными в Международный реестр культурных ценностей; государства обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.
Дополнительный протокол I в ст. 53 устанавливает запрет: на совершение каких-либо враждебных актов, направленных против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использование таких объектов для поддержки военных усилий; на то, чтобы делать такие объекты объектами репрессалий.
Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права
В МГП ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность физических лиц.
Международная ответственность государств за нарушения норм МГП установлена международными договорами, в частности:
Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Версальским договором 1919 г.; Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г., Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I к ним и др.
Формирование института ответственности государств за нарушения норм МГПотносятся к концу XVIII в. Первым договором, содержащим положения об ответственности государств стал Сан-
Стефанский мирный договор, заключенный между Турцией и Россией в 1878 г. Согласно данному договору Турция обязывалась выплатить России компенсацию за военные издержки.
Анализ этих международных договоров свидетельствует о том, что они составили основу политической и материальной ответственности государств за нарушения норм МГП.
Основанием для возникновения международно-правовой ответственности государства является совершение государством международного правонарушения.
Основными видами международно-правовой ответственности государств являются политическая и материальная ответственность.
Политическая ответственность государств может наступать в форме сатисфакций, санкций и репрессалий.
Сатисфакция состоит в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия государства-нарушителя пострадавшему государству или наказание виновных за незначительные нарушения МГП. Она применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.
Санкции — это принудительные действия в отношении государств — нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений, ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).
Репрессалии — ответные правомерные принудительные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.
Материальная ответственность выражается в двух формах: репарации и реституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг.
Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).
Международная уголовная ответственность физических лиц.
Индивидуальная уголовная ответственность закреплена во многих международных договорах, в частности: в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; в Женевских конвенциях 1949 г. и
Дополнительных протоколах I и II к ним; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Уставах международных военных трибуналов; в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 г. Впервые принцип индивидуальной ответственности физического лица за нарушение норм международного гуманитарного права был закреплен в Уставе Нюрнбергского трибунала, предусматривавшего составы преступлений, за которые наступала ответственность физических лиц.
В соответствии со ст. 27 Римского Статута Международного уголовного суд настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. К ним относятся: главы государств или правительств, члены правительства или парламента, избранные представители или должностные лица правительства. Статья 28 устанавливает ответственность командиров и начальников за преступления, совершенные силами, находящимися под его контролем и командованием, либо в зависимости от обстоятельств, под его эффективной властью и контролем, в результате неосуществления им контроля надлежащим образом над такими силами, когда:
1) такой военный командир или такое лицо либо знало, либо должно было знать, что эти силы совершали или намеревались совершить такие преступления;
2) такой военный командир или такое лицо не приняло всех необходимых и разумных мер в рамках его полномочий для предотвращения или пресечения их совершения либо для передачи данного вопроса в компетентные органы для расследования и уголовного преследования.
В ст. 29 Статута содержится положение о неприменимости срока давности в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.
Основанием для привлечения физических лиц к международной уголовной ответственности является совершение следующих международных преступлений: a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; б) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; в) преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет; г) преступления агрессии. Преступление агрессии отнесено к юрисдикции Суда, однако определение преступления агрессии в Статуте отсутствует. Согласно п. 2 ст. 5 Международный уголовный суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии как только будет принято в соответствии со ст. 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и условия, на которых Суд будет осуществлять юрисдикцию относительно него.
11 июня 2010 г. принята Резолюции RC/Res.6, согласно ст. 8-би которой «”преступление агрессии” означает планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего характера, серьезности и масштабов является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций». Акт агрессии в п. 2 данной статьи определен как «применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН».
Вопросы и задания для самоконтроля