гражданское общество и его отношения с социальным государством
Гражданское общество
Понятие гражданского общества
Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:
Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.
Примеры проявлений гражданского общества:
Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.
Понятие правового государства
Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.
Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.
Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.
Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.
Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.
Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»
Линии сравнения
Гражданское общество
Государство
Реализуемые интересы
Повседневные интересы индивидов.
Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.
Средства реализации
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.
Конституция, власть, принуждение, право и т. д.
Связи и отношения между людьми
Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.
Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.
Основа
Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.
Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.
Признаки гражданского общества
Основные признаки гражданского общества:
Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.
Функции гражданского общества
Какие функции выполняет гражданское общество:
Структура гражданского общества
Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.
Вот что включает в себя гражданское общество:
Предпосылки и развитие гражданского общества
Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:
Экономические
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.
Социальные
Большой удельный вес в обществе среднего класса.
Политико-правовые
Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.
Культурные
Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.
Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки
15. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран
Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.
В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
16. Характерные черты социального правового государства
Социальное правовое государство — это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт):
1. Связанность государственной власти правом и его господство во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; в Конституции Украины 1996 г. (ст. 8) записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права»;
2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие.
3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»;
В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип: «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Еще древнегреческий мыслитель
4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека — наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);
5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несет ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей;
6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;
7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения — путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;
8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов — отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов;
9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности — минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;
10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав до уровня основных прав — формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального
развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;
11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние — речь идёт об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоев населения — старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;
12. Обеспечение государством социальной функции собственности — собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.13, 41 Конституции Украины);
13. Проведение государством политики социального компромисса — решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство.
Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.
Гражданское общество и его отношения с социальным государством
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа
Описание работы
. Основной задачей контрольно-курсовой работы является исследование отношений гражданского общества и социального государства, а также оценка этих отношений на современном этапе. Данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как российское государство, формально определённое в конституции как правовое и социальное, пока находится только на стадии формирования гражданского общества и социального государства.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность гражданского общества 4
2 Понятие и сущность социального государства 9
3 Правовое социальное государство и гражданское общество 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Файлы: 1 файл
Социальное государство.docx
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Таким образом, поставлена задача построения такого государства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека. Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и, прежде всего, законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопическую, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – специфические функции, к которым относятся:
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.
Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.
3 Правовое социальное государство и гражданское общество
В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
Гражданское общество невозможно без правового государства, основные функции которого сводятся к следующему:
Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ».
Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.
Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.
Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.
В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на социальном принципе.
Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии, планирование общественного развития.
Социальное государство – организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства «всеобщего благоденствия».
Теперь сформулируем некоторые проблемы создания социального государства в России:
Тем не менее, несмотря на трудности, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное государство – это более высокая ступень государственности, государство, служащее интересам общества. Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства.
Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).
Социальное государство нужное явление потому, что оно обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. В такой стране человек признаётся высшей ценностью. Социальное государство и правовое государство – единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства.
Гражданское общество и его отношения с социальным государством
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие гражданского общества и его признаки
Гражданское общество – это один из уровней общественного развития. В нем осуществляется соблюдение прав и свобод человека, реализуются обязанности и осознается вся величина ответственности за дальнейшую судьбу общества.
Сегодня мировое сообщество развивается очень активно, и выступает оно в качестве совокупности отношений, в которых независимые и свободные граждане тесно друг с другом связаны. Все это происходит в условиях рыночной экономики и демократического устройства государств. Гражданское общество имеет свои характерные черты, одна из ключевых его черт – наличие горизонтальных иерархических связей. Отношения между членами гражданского общества складываются на основе свободной конкуренции, в гражданском обществе формируется солидарность между свободными и равноправными партнерами.
Автономия – еще один компонент гражданского общества. Ее суть состоит в том, что различные ассоциации и общественные движения, а также общественные сферы независимы от государства. Роль государства в данном случае заключается в установлении общих рамок в виде законов, которые регулируют правила для всеобщего следования и исполнения, с целью предотвращения угрозы нарушения прав и свобод других граждан.
Как и любое другое образование, гражданское общество обладает характерными чертами, которые отличают его от любых других видов общества:
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо того, что гражданское общество имеет свои отличительные характеристики, оно также обладает и особой структурой, она охватывает социально-экономические институты и отношения, которые не имеют государственной подоплеки; включает в себя совокупность независимых от государства частных фирм и предприятий, производителей; различные по появлению и структуре организации и объединения, сферу воспитания и негосударственного образования и многое другое. Семья, церковь, средства массовой информации (негосударственные) также являются частью гражданского общества. Таким образом, оно имеет свою структуру, где каждый элемент имеет свое значение, и его роль учитывается в функционировании других социальных институтов и образований. Как показывает история, гражданские общества могут принимать активное участие в принятии значимых для государства решений. Они могут говорить свое веское слово, представители гражданского общества – крупные социальные деятели, транслирующие свои идеи через призму законности и правопорядка.
Проявления гражданского общества
Гражданское общество может проявляться в политической, социальной, экономической, духовной, а также в информационной сферах. Одна из особенностей заключается в том, что все эти проявления гражданского общества тесно переплетаются, создавая особые условия для продвижения общества и для преувеличения его благосостояния. Участники этих проявлений – представители гражданского общества, которые объективно оценивают потребности общества и предлагают идеи для разрешения сложных и противоречивых задач.
Проявления гражданского общества имеют свою специфику. Например:
Стоит отметить, что современное гражданское общество активно проявляет себя и в системе средств массовой информации. Причем, чаще всего общество использует СМИ для того, чтобы транслировать собственные взгляды и идеи, интересы. Через СМИ они могут заявлять о себе, обсуждать наиболее значимые вопросы, реализовывать свои гражданские практики и инициативы. Как показывает опыт, средства массовой информации очень лояльны к гражданскому обществу, поскольку они также испытывают потребность в том, чтобы находить новые взгляды и идеи для самореализации и реализации тех гражданских инициатив, которые очень часто остаются незамеченными. Поэтому в этом симбиозе появляются новые идеи и возможности для самого гражданского общества.
Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран
Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.
В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
Действующая Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституирует Российскую Федерацию в качестве демократического правового государства с федеративной формой государственного устройства. Тем самым был завершен процесс становления основ правового государства, начало которому было положено решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся 28 июня — 1 июля 1988 г. Именно на этой конференции была поставлена задача формирования правового государства как дела принципиальной важности.
Программа КПСС, принятая на XXVIII съезде КПСС, состоявшемся 2—13 июля 1990 г., полно и всесторонне закрепила основные принципы правового государства как формы подлинного народовластия. В частности, в Программе КПСС говорилось, что партия выступает за:
— формирование гражданского общества, в котором не человек существует ради государства, а государство ради человека; все социальные группы и общности имеют гарантированное законом право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы; — упрочение правового государства, в котором исключается диктатура какого-либо класса, партии, группировки, управленческой бюрократии, обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, к занятию любых должностей; государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве закона и равенстве всех перед законом;
— свободное соревнование общественно-политических организа
ций в конституционных рамках;
— воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную создаст гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью, позволит четко разграничить сферы компетенции и ответственности. Партия выступает за:
— демократичность и открытость законодательного процесса; пол
ноту нормотворческих и контрольных функций Советов всех уров
ней, формирование их надежной финансовой и материальной базы;
-ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов перед Советами; общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;
независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в об
ществе, совершенствование процессуального законодательства, стро
гое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и пра
ва на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; от
мену актов необоснованного лишения советского гражданства;
создание динамичного, современного государственного аппа
рата, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рам
ках закона представительным органам и общественности.
Значительная часть мер по формированию правового государства, предусмотренных Программой КПСС, была проведена в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. В частности, в соответствие с нормами международного права были приведены права и свободы граждан, проведены всеобщие, прямые и равные выборы Съезда народных депутатов РСФСР и иных представительных органов, сняты все ограничения на создание политических партий, ежегодно проводились отчеты исполнительно-распорядительных органов перед Советами. Для обеспечения реального действия принципа верховенства Конституции РФ и законов был образован Конституционный Суд РФ.
Продолжая курс на формирование правового государства, Конституция РФ упразднила Советы. С учетом зарубежного опыта государственного строительства в РФ был последовательно проведен принцип разделения властей, исполнительная власть получила ббль-шую автономию и независимость от органов представительной власти, нежели в условиях советского государства. Качественно изменилась и роль Президента РФ. Конституция РФ 1993 г. наделила его
функциями главы государства, значительно расширив компетенцию и существенно усложнив порядок отрешения от должности.
Таким образом, Конституция РФ 1993 г. представляет собой правовую основу деятельности органов государственной власти и гражданского общества по формированию правового государства. В стране сохраняются демократический режим и его основные институты, закрепляется принцип верховенства Конституции и законов, последовательно проводится принцип разделения властей, а права и свободы граждан РФ формулируются в соответствии с нормами международного права.
Процесс формирования правового государства в Российской Федерации пока что сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995 г.) Президент РФ отмечал, что в прошедшем году «Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной. почти не реализуется принцип прямого действия Конституции». (Российская газета. 1995, 17 февраля.)
В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и упрочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример неуважительного отношения к федеральным законам подает сам Президент РФ, принимая нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти и внося существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев и ограничивающие конституционные права граждан. Так, одним из указов Президента РФ разрешалось компетентным государственным органам задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца, тогда как действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в конкретных отношениях, действует лишь формально.
Принцип разделения властей проведен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.
Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и применения ее способностей в практической или научной деятельности. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедности. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода, затянувшийся экономический кризис негативно влияют на процессы реализации конституционных прав и свобод граждан. Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым»советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц.
Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
Проведению последовательной и целенаправленной деятельности по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаемых мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специальная комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, ни правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стратегически важной, магистральной и целенаправленной деятельности государства и гражданского общества.