гражданское право по салической правде кратко

Право Франкского государства. Имущественные отношения по Салической правде

Право Франкского государства

Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древ­них обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Саличе­ским законным пактом, состоит из Про­лога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига уве­личили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заим­ствований из римских правовых конструкций при общей неприкос­новенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Сборник включает 65 статей (первая редакция):

Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбиратель­стве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское «что ни город, то норов»). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наи­более приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакци­ях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками пе­реписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специ­альными королевскими установлениями — капитуляриями, эдикта­ми, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладаю­щая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсут­ствуют обобщающие отвлеченные понятия, например поня­тия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожнос­ти и др.

Имущественные отношения по Салической правде

Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок:

В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупате­ля сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки.

Два вида договорных обязательств:

В первом случае кредитор при сви­детелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требова­ний подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приго­варивается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкрат­ного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение сум­мы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возмож­ностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требо­вания, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на дол­жника каждый раз новый штраф по 3 солида.
Еще при первом требовании кредитор получает право на протест в присутствии свидетелей против всякого пла­тежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправля­ется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за на­рушение мира).

Источник

Салическая правда франков – кодекс законов раннего средневековья

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Содержание:

После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.

История создания

С самых древних времен разные племена северной части Европы, которых более цивилизованные римляне и греки презрительно звали «варварами»: германцы, франки, кельты имели свои племенные обычаи и законы, хранившиеся в памяти старейшин, и передававшиеся устно из поколения в поколение. Причем к древним законам относились очень консервативно, не допуская их значительных изменений.

Но как мы знаем, примерно в IV-V веке случилось Великое переселение народов. С Востока в Европу пришли воинственные племена гуннов, вызвавшие великий хаос и брожение, результатом которого стало падение некогда великой и могущественной Римской империи. В обстоятельствах «Великого переселения» было крайне сложно сохранить устные нормы и обычаи. Поэтому у правителей варварских племен, а затем и первых варварских королевств появилась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать племенные обычаи, правовые нормы и законы именно в письменном виде. Так и стали появляться первые «варварские» кодексы законов.

Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:

Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.

Салическая правда представляет собой кодекс законов созданных на основе старинных обычаев франков и дополненных нормами из королевских актов и указов. Неизвестно, кто именно был составителем и автором Салической правды, в прологе к ней самой говорится, что это были четыре выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст. Но скорее всего это мифические имена, а не реальные исторические личности. Историки предполагают, что эти имена происходят от названия местностей: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания «gast» – «муж». Как бы там не было, составителем Салической правды точно был не один человек, а ее написанием занималась целая группа авторов.

В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.

Краткая характеристика

Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями. Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.

Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Основные положения

Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты. Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками. Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.

Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж». Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.

Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника. Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа». И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.

Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.

Источник

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Из-за многочисленных доработок до сегодняшнего дня дошло несколько вариантов исторического памятника. Один из них, Парижская рукопись, считается наиболее близким к Салической правде.

История создания

С древнейших времен в германских племенах строго соблюдались правовые нормы и обычаи. Их хранили в памяти старейшины. Германцы крайне консервативно относились к своим законам и не допускали их радикальных изменений.

Но в III—IV столетиях нашей эры произошла миграция племен на территорию распадающейся Римской империи. В этих обстоятельствах было сложно сохранить устные нормы и обычаи. Кроме того, право переселенцев могло подвергнуться влиянию римских законов, что было неприемлемо для германцев.

Правители вновь созданных королевств стремились зафиксировать племенные обычаи в письменном виде. Так возникли первые виды «варварских» правд:

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Салическая правда считается наиболее древним и типичным памятником обычного права франко-германских народов. Она была составлена в IV веке во время правления знаменитого короля франков Хлодвига, происходившего из династии Меровингов.

Документ был создан на основе обычаев салических франков и дополнен нормами из королевских актов и указов.

Его местом и временем действия считаются древние поселения на территории современной Бельгии, а также завоеванная Хлодвигом территория современной Франции до Луары.

Точно неизвестно, кто был составителем документа. В прологе говорится, что это были четыре выборных мужа:

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Эти сведения носят эпический характер, имена персонажей явно мифологические. Скорее всего, они происходят от названий местности: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания gast — «муж», «человек». В источнике также можно читать, что представители франкской верхушки три раза собирались на заседания, обсуждали и записывали все поводы к тяжбам и решения по ним. В дальнейшем документ был дополнен и исправлен королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем.

Общая характеристика

Салическая правда написана на вульгарной латыни. Бо́льшая часть ее текста содержит описания штрафов за различные правонарушения. Также в ней приведены процессуальные процедуры и правила, которые производят регулирование семейных, вещных, обязательственных и наследственных отношений.

Исторический памятник носит казуистический характер, в нем отсутствуют общие абстрактные понятия. Многие нормы, содержащиеся в тексте, были введены в связи с развитием процесса права собственности на землю. Анализ этого документа дает понятие об общественном строе франков IV века.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Во время правления Меровингов основной документ был дополнен рядом законов и распоряжений. В начале IX века при Карле Великом он был переработан и стал основанием для законодательных реформ.

Литературный памятник не только освещает архаичные обычаи франко-германских племен. В нем также содержатся положения переходного характера. Они кратко отражают социальные, экономические и правовые нормы общества, столкнувшегося с распадающейся античной цивилизацией и создавшего новый строй на территории Западной Европы.

Структура Салической правды следующая: первые 65 титулов (глав) относятся к древнейшим текстам. Последующие, нумерация которых начинается с 66, — более поздние добавления. Они написаны в форме 6 капитуляриев королей Меровингов.

Германо-франкское общество

По древнему законодательству члены общества разделялись на свободных, полусвободных (литов) и несвободных (рабов). Бо́льшая часть населения состояла из свободных земледельцев, ведущих общинное хозяйство. Значительную группу представляли воины. Особое место занимали королевские слуги, состоящие из служилой и родовой знати.

Только свободные люди обладали гражданскими правами и несли обязанности. Рабы были лишены прав и приравнивались к имуществу хозяина. Убийство раба наказывалось так же, как и убийство животного. Если несвободный убивал свободного, это приравнивалось к убийству человека животным. В этом случае хозяин должен заплатить виру и выдать раба родственникам убитого.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Раб не обладал правом голоса на суде, вместо него выступал хозяин. Если несвободный подозревался в краже, он мог быть по разрешению его владельца подвергнут пытке, увечьям или смертной казни. Свободный человек в этом случае обязан был заплатить штраф.

Рабами становились военнопленные, дети рабов, свободные женщины, вышедшие замуж за рабов, или свободные мужчины, женившиеся на рабынях. Человек мог также стать рабом вследствие злостной неявки в суд.

Второе сословие — полусвободные литы или зависимые крестьяне. Они пользовались землей хозяина и выполняли договорные обязательства, а также платили оброк и выполняли барщину.

Литы не имели права покинуть участок земли без согласия хозяина, но, в отличие от рабов, не могли быть проданы и не считались вещами владельца. Они не заключали между собой сделки и брачные союзы, не выступали на суде.

Брачные отношения

Семья у древних германцев строилась на принципе моногамии. Похищение замужней женщины считалось преступлением и каралось высоким штрафом. У германских народов существовала опека над женщиной, которую до вступления брака осуществлял ее отец, а затем муж. При вступлении в брак жениху требовалось получить согласие родственников невесты.

Жениться разрешалось не всем. Препятствием служили уже существующие брачные отношения и объявление лица вне закона. Семейные союзы между литами и свободными, а также свободными и рабами были запрещены. Женщина, вышедшая замуж за зависимого крестьянина, становилась полусвободной, за раба — рабыней. Литы могли вступать в брак друг с другом без ограничений. Крестьянин или раб, похитивший свободную женщину, подлежал смертной казни.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Браки между рабами не считались законными, их в любой момент мог расторгнуть владелец. Сожительство с чужой рабыней или рабом влекло потерю свободы. Дети, рожденные в результате такой связи, становились рабами. Сожительство с собственной рабыней не считалась браком.

Брак между близкими родственниками был строго запрещен и подвергался расторжению. Дети, рожденные в таком союзе, считались нечестивыми и лишались права наследования. Помолвка тоже была препятствием к браку с другим человеком.

Умыкание невесты у чужеземцев считалось законным, но похищение соотечественницы было преступлением. Такой брак мог быть расторгнут.

Преступление и наказание

По Салической правде у древних германцев семья еще не была близкой связью между родителями и детьми. Она представляла собой совокупность кровных родственников, сила и власть которой зависела от количества входящих в нее людей. Ненависть с одним из ее участников становилась делом всего рода. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось нападением на весь род и влекло за собой войну между родственниками нападавшего и жертвы.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

В соответствии со статьями семейного права за убийство и месть отвечали обе семьи.

Сородичи совместно выступали перед судом, заверяли присягой высказывания своих родственников и осуществляли их защиту.

Убийство и другие преступления облагались высокими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все члены рода преступника.

Размер штрафа за убийство зависел от национальности, социального положения, пола и возраста убитого:

Когда у убийцы не хватало денег на штраф, он должен был вместе с 12 соплеменниками доказать, что больше не имеет имущества. В этом случае он мог привлечь своих родственников к уплате вергельда. Если у них не хватало денег на штраф, то убийца подлежал казни.

Выход из семьи

Законы подтверждали возможность выйти из состава семьи. Это осуществлялось несколькими путями, к числу которых относились:

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Желающий выйти из рода должен был появиться перед судом, сломать над головою три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом он заявлял, что отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. В этом случае он больше не мог пользоваться наследством кого-либо из умерших родных и правом на виру в случае его убийства.

Земельная собственность

Земельные отношения во франкском обществе соответствовали их общественному строю. Часть земли принадлежала королю, также имелись крупные земельные владения могущественных и знатных людей. Бо́льшая часть земли находилась во владении сельских общин.

Во времена Салической правды начался переход от общинного землевладения к общине-марке. Дома и приусадебные участки были индивидуальными владениями, а пахотная земля считалась собственностью общины, но ею по наследству пользовались отдельные семьи.

гражданское право по салической правде кратко. гражданское право по салической правде кратко фото. картинка гражданское право по салической правде кратко. смотреть фото гражданское право по салической правде кратко. смотреть картинку гражданское право по салической правде кратко.

Каждая семья имела право огораживать свой участок. После уборки урожая изгороди снимались, и земли превращались в общее пастбище. До снятия ограждений их нарушение приводило к ответственности.

Право на пользование землей передавалось по наследственной мужской линии. При отсутствии у умершего сыновей земельный участок переходил к общине. Во франкском обществе отсутствовало право частной собственности на землю. В тексте памятника ничего не говорится о продаже, дарении, передаче по завещанию.

Король Хильперик, правящий во второй половине IV века, внес значительные изменения в структуру франкского общества. Он издал эдикт, по которому землю умершего при отсутствии сына наследовали его дочь, брат или сестра, но не община. Надел свободных франков превращался в индивидуальную собственность семьи — аллод. Частная собственность на землю привела к разложению общины и имущественной дифференциации в обществе. Появились крупные землевладельцы, возникла феодальная система.

Салическая правда — это один из наиболее распространенных документов раннего средневекового права. Она многократно переписывалась и переиздавалась. Лишь в XIX веке был произведен полный и достоверный анализ этого исторического памятника. В 1913 году его текст был переведен на русский язык.

Источник

Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран

2. Гражданско-правовые нормы Салической правды:

В Салической правде, как и вообще в древнегерманском праве, отсутствует четкое понятие собственности. К движимому имуществу, уже перешедшему в собственность отдельных лиц, применяется термин «свой», в отличие от «чужой». Главным мерилом богатства считался скот, охране которого, как уже говорилось, посвящена значительная часть статей этого правового документа.

Студенту необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной собственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и землепользования для своих членов. Однако сама Салическая правда, не упоминает о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения, настаивающими на существовании у варваров частной собственности на землю.

Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению ( villa ), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом.

Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Нужно отметить, что особое значение при определении наказаний в случае кражи Салическая правда придавала месту ее совершения. За кражу в доме виновный уплачивал большую сумму, чем за кражу вне дома (§ 3—5 титула XI и § 1—2 титула XI). Каралось проникновение в дом чужака без разрешения хозяина (§ 6 титула XI). Существенно увеличивались размеры взысканий в случае разбойного нападения на усадьбу и причинения ущерба имуществу и людям (прибавление 1 титула XIV, § 5 титула XLII), поджога, в результате которого «потерпевший не будет иметь места, куда поместить спасенные от огня вещи» (прибавление 1 титула XVI). Даже при выплате вергельда большую роль играло место совершения убийства: в случае убийства вне дома платился простой вергельд в 200 солидов, за убийство в доме — 600 солидов. Невозможность выплаты подобного рода влекла за собой смертную казнь.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).

В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующая трудовых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без дополнительных штрафных взысканий.

В представлениях древних германцев сама земля как элемент первозданной природы не рассматривалась в качестве самостоятельной ценности, считалась ничейным пространством, на которое все имели неограниченные права. Земля приобретала ценность в силу приложения к ней труда (пашня). Она сохраняла ее, пока действенны были результаты вложенного труда, что само по себе исключало право частной собственности на землю. Правонарушением в чужом лесу Салическая правда считала только кражу или порчу заготовленного там материала, но не кражу деревьев, стоящих на корню (§ 16-18 титула XXVII).

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, студенту надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

В традиционном германском обществе господствовали два способа приобретения имущества. Первый — вложение труда; в случае земельного владения это могла быть отвоеванная у леса заимка с усадьбой и пашней. Другой, который, возможно, и был связан с происхождением аллода, — завладение землей в результате завоевания. Традиционные обычаи войны гласили, что завоеванная территория распределялась военным вождем путем раздела захваченных угодий. Франкские короли оставляли в своем распоряжении земли императорского фиска, превращая их в источник доходов и земельных пожалований. Низшей территориально-политической единицей расселения франков являлась сотня. Принадлежащая ей земля находилась под контролем короля, который имел право селить на ней людей по своему усмотрению (§ 4 титула XLV «О переселенцах»).

Положения § 5 титула LIX Салической правды указывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Но обычаи германцев свидетельствуют о равноправии женщин в получении наследства. Положение об устранении женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваивая земли императорского фиска, распределяли и закрепляли их за франками, как способными нести воинскую службу.

Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь восстановлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот документ традиционно сопровождает большинство списков Салической правды.

При интерпретации упомянутого титула XLV «О переселенцах» следует учитывать его «военную» специфику.

В отечественной науке укоренилась точка зрения, согласно которой в этом титуле речь идет об особой охране франкской общины, общинной собственности. Данная трактовка аргументируется правом даже одного члена общины высказывать протест по поводу переселения на территорию общины чужаков, в результате которого переселенец должен был покинуть общину. Но такой протест являлся ничтожным, как указывалось в том же титуле Салической правды, если переселение осуществлялось на основании грамоты короля. Этот факт скорее подтверждает контрольные прерогативы короля при осуществлении им своего права «верховного собственника» на землю.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление власти короля, у франков сохранялись и постепенно разлагающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX «О желающем отказаться от родства», можно было разорвать только посредством особой символической процедуры, совершаемой в судебном заседании перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к своим сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся и институт мнимого дарения — аффатомии (титул XLVI «О передаче имущества»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (не родственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института наследования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только договоров займа и ссуды. Сведения о том, как защищались права кредитора и должника, студент может почерпнуть из анализа титулов L и LII. При этом необходимо отметить, что конфискация имущества должника с помощью графа (должностного лица) без соблюдения обязательной «административной» или судебной процедуры влекла и для кредитора, и для должностного лица штрафные санкции.

3. Уголовно- правовые нормы в Салической правде:

Большая часть титулов Салической правды посвящена преступлениям (с учетом условности этого понятия применительно к Салической правде, в которой не проводилось четкого различия между преступлением и деликтом), а также наказаниям за них. Под преступлением у франков понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение ( композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого). Композиция служила предотвращению кровной мести, формой примирения и установления мира между враждующими группами родственников. Она, как правило, и предназначалась только семье потерпевшего. Лишь в некоторых случаях, требовавших вмешательства королевской администрации, часть композиции передавалась королевскому уполномоченному (графу).

Как распределялся вергельд между родственниками убитого и королем, студент может выяснить из анализа титула LXII «О вергельде».

Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступления в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и воинские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула XXX, титул XLVIII, § 2 титула LI).

Студенту следует обратить внимание на отсутствие у франков четких представлений об общих принципах, или институтах т.н. «Общей части», современного уголовного права. Из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вывод, что франки уже видели различие между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него, знали институт соучастия, обстоятельства, смягчающие и отягчающие преступление.

Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятельный анализ ряда статей Салической правды.

В Салической правде прослеживается общая тенденция замены старых наказаний родового общества (кровная месть, самосуд и пр.) различными штрафами и пресечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.).

4. Организация суда и особенности судебного процесса по нормам Салической правды:

У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие санкции за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков, а также на то обстоятельство, что уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое.

По Салической правде судебное разбирательство возбуждалось по жалобе потерпевшего, который должен был в строго определенной форме вызвать обвиняемого в суд, причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение или осуждение.

Основными доказательствами были: собственное признание обвиняемого; свидетельские показания; вещественные доказательства; присяга, клятва соприсяжников.

Соприсяжники не являлись свидетелями, не давали суду показаний по существу дела. Они были свидетелями доброй славы. К ним относились приятели, соседи, родственники, которые знали обвиняемого и по совести утверждали, что он хороший человек и не мог совершить преступления, в котором он обвиняется. Они под присягой ручались за честь, добропорядочность обвиняемого, что обвиняемый и его присяга достойны доверия. Обе стороны могли приводить соприсяжников.

В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей во­дой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества.

Исполнение судебного решения было делом истца, а не государственных органов. Если присужденный к уплате выкупа обвиняемый не выполнял решения суда, обвинитель должен был троекратно обращаться к суду за подтверждением своего права. Только после этого обвинитель с помощью суда мог в принудительном порядке получить возмещение из имущества осужденного. Если обвиняемый не уплачивает наложенного на него вергельда, то есть выкупа за убийство, и никто по требованию обвинителя не примет на себя обязательство уплатить сумму вергельда за осужденного, последний передается в руки обвинителя, который имеет право умертвить его. Такое умерщвление должно быть совершено с соблюдением определенной формы, в присутствии свидетелей

При анализе особенностей франкского судебного процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

1. Общая характеристика Саксонского зерцала:

а) время создания Саксонского зерцала;

б) источники Саксонского зерцала;

в) структура Саксонского зерцала и отражение в ней социальной структуры общества Германии XIII века;

г) система расположения нормативного материала в обеих частях

Саксонского зерцала и форма изложения правовых норм.

2. Земельная собственность и землевладение в Саксонском зерцале:

а) «неограниченная» земельная собственность (аллод) и ее эволюция в условиях феодального общества;

в) чинш (цензива) как форма крестьянского землевладения в феодальном обществе (разновидности крестьянского землевладения и их общинный характер, содержание права крестьянского землепользования, отличие крестьянской аренды от чинша).

3. Обязательственное право в Саксонском зерцале:

а) особенности «договорного права» при феодализме и его отличия от принципов буржуазного договорного права;

б) сеньориально-вассальный договор и возникающие из него права и обязанности сторон (ленное обязательство и его содержание, обязанности господина перед ленником), «договор чести», чиншевое обязательство и его отличие от ленного;

в) обязательства из причинения вреда;

г) обязательства из обычных договоров (виды договоров и их особенности, способы обеспечения обязательств, порядок исполнения обязательств, недействительность обязательств и возможности законного освобождения от принятого на себя обязательства).

4. Нормы семейного и наследственного права в Саксонском зерцале:

а) сословный характер брачно-семейных отношений в феодальной Германии (статус жены и детей в «неравных» браках, различие в правах наследования для различных сословий);

б) правовой статус семейного имущества в Саксонском зерцале (принцип общности имущества мужа и жены, родителей и детей; правовой режим отдельных частей семейного имущества: «женская доля», «утренний дар», имущество, предназначенное для пожизненного содержания, продуктовая доля);

5. Уголовно-правовые нормы в Саксонском зерцале:

а) формирование понятия «преступление» в рамках известных Саксонскому зерцалу правонарушений (понятие «злодеяние» и понятие «нарушение земского мира» в Германии XIII века);

б) формирование понятий «деликт» отличного от понятия «уголовное преступление» (см. Земское Право, книга II, ст. 38,39, 46,47);

в) цели и характер наказания за «злодеяния» в Саксонском зерцале (см. там же книга I ст. 68 §§ 1,2,4, книга II ст. 13 §§ 1, 4-7, ст. 16 § 2, ст. 39 § 1; книга III ст. 1 § 1, ст. 46 § 1);

г) наказания за правонарушения, не относимые к категории «злодеяний»

(см. Земское Право, книга II ст. 16 §§ 5-9; Ленное Право, книга II ст. 51)

д) процессуальные нарушения и ответственности за них (см. Земское Право, книга I ст. 67, 70 § 3; книга II ст. 71 § 2; книга III ст. 60 § 3).

6. Организация судебной власти и особенности процессуального права по нормам Саксонского зерцала:

а) разграничение между церковным и светским судами (Земское Право, книга I ст. 2: книга III ст. 87 § 1; книга I ст. 53 § 4);

б) утверждение территориального принципа подсудности: королевский суд и его статус (Земское Право, книга II ст. 12 § 4, книга III ст. 26 § 1; книга II ст. 25 § 2: книга III ст. 33 § 1; книга III ст. 52 §§ 2,3; книга III ст. 64 § 1):

в) земские суды: суд графа, шультгейса, гографа и сельского старосты;

д) вызов в суд и возбуждение дела (см. Земское Право, книга I ст. 62 § 1: книга III ст. 16 § 1); доказательства, особенности порядка ведения судебного заседания, вынесение судебного решения, возможность обжалования решения в вышестоящий суд.

1. Антология мировой правовой мысли. В. 5. т. Т. 2. Европа V-XVII вв. М.,1999.

2. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования./ Отв. ред. В.М. Корецкий. М: Наука, 1985.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 1996.Т. 1. С. 284-295.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. Любое издание.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века)/Составитель В.А. Томсинов М., Зерцало, 1999. Т.1. С. 329-338.

7. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н. А. и Жидкова О. А. – Издательская группа ИНФРА. М.-НОРМА, 1997. С. 328-333.

8. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: ТОН – ПРИОР, 1999. С. 389-393.

9. Берман Дж. Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.с. 452-479.

10. Графский В. Г. Всеобщая история государства и права. М., Норма. ИНФРА-М., 2000. С. 327-333.

12. История средних веков. В. 2 т. Т. 1. Учебник. Под ред. Сказкина С. Д. и др. Изд. 2-е, перераб. М., «Высшая школа», 1977. С. 164-166, 276-280.

Цель семинарского занятия

Саксонское зерцало представляет собой один из наиболее известных правовых памятников средневековой; Германии. Созданный около 1230 г. саксонским рыцарем Эйке фон Репгау (Репков), он отразил особенности развития правовой мысли Германии, а также традиционные институты германского вещного, обязательственного, наследственного, уголовного, процессуального права до начала рецепции римского права.

В стихотворном прологе к Саксонскому зерцалу говорится, что оно должно отражать институты действовавшего в то время саксонского права, «как образ женщины зерцало». (Таким образом, автор объясняет название документа.) Благодаря подробному рассмотрению основных, институтов земского права (местного права, распространявшегося на все население Саксонии) и ленного права (права благородного, рыцарского сословия), а также благодаря отраженным здесь глубоким идейно-политическим воззрениям его автора, Саксонское зерцало получило широкое распространение не только в Саксонии, но и далеко за ее пределами, способствуя становлению единой традиции в германском праве. Авторитет этого памятника был столь велик, что в судах Германии на него продолжали ссылаться вплоть до начала XX в.

Целью занятия является изучение основных положений Саксонского зерцала и выявление наиболее характерных институтов средневекового германского права, особенностей правовой системы и правовой мысли Германии середины XIII в.

1. Общая характеристика Саксонского зерцала:

Изучение права средневековой Германии (Священной Римской империи германской нации) невозможно без учета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII—XIII вв. В этот период по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началу XIII века в Германии возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти императора. В правовой сфере это привело к закреплению правовой раздробленности (партикуляризму). Основная масса правовых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Студенту необходимо ответить на вопрос: с чем связано принятие подобных статутов, каково происхождение и содержание терминов «мир»: «земский мир», «имперский мир» и др.

Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного (шеффенского) сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского государства (в данном случае право Саксонии), которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного (рыцарского) сословия, и прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее многие положения земского права распространялись и на них.

Чрезвычайно важным для понимания специфики источников и институтов средневекового права является понятие феода, или лена (нем. der Lehn ). Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права. Студент должен раскрыть сущность этих правоотношений, вытекающих из социальной иерархии «сеньор — вассал».

Характерной чертой Саксонского зерцала является закрепление в нем целого ряда важных идейно-политических концепций. Многие из них несут на себе яркую печать позиции автора — Эйке фон Репгау. Сюда следует отнести теорию верховенства права, теорию «двух мечей», теорию происхождения императорской власти и сословий, взаимоотношений между центральной и местной властью в Германии того времени. Эти концепции чрезвычайно важны для понимания особенностей развития германского государства в Средние века, главной из которых является ее раздробленность. Для раскрытия содержания этих теорий следует проанализировать прежде всего следующие статьи Земского права (далее — ЗП): I. 1; III. 52. 1; III. 57. 1, 2; III. 78. 2, 7; III. 42. Многие из этих статей имеют конституционно-правовую природу, так как в них регламентируется порядок избрания германского короля князьями, среди которых ведущая роль принадлежит шести курфюрстам, и его последующая коронация в Риме.

Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII в. Выделение различных категорий свободных и несвободных, благородных и неблагородных лиц было обусловлено особенностями феодальных поземельных отношений и существованием различных судебных систем.

Саксонское зерцало подразделяет все население Саксонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (так называемые семь щитов), и податное сословие — крестьянство.

Рыцарство делилось по степени знатности на ранги. В кн. I ЗП (§ 2 ст. 3) говорится о существовании в Германии «семи военных щитов». Первый щит принадлежал германскому королю, второй — духовным князьям (держатели ленов со скипетром), третий — высшим светским князьям — непосредственным вассалам короля (держатели ленов со знаменем), четвертый — вассалам этих князей (графам). Рыцари с пятого по седьмой «щит» находились в самом низу вассальной лестницы. К ним относились «свободные господа» (вассалы графов), их вассалы и, наконец, однощитные рыцари. Эти разряды образовывали так называемое шеффенское сословие, так как судились они в шеффенских судах графов или маркграфов.

Саксонское зерцало закрепляет и различные категории крестьянства: свободные крестьяне — ч иншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ландзассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Следует охарактеризовать каждую из названных групп, помня о том, что статус крестьянина определялся объемом его правомочий относительно земельного участка, а также видами повинностей.

Примечательно в Саксонском зерцале отрицательное отношение его составителя к институту личной зависимости крестьян (ЗП. III. 42).

Характерной чертой феодального землевладения в Германии является длительное сохранение крестьянской общины (марки), о чем свидетельствуют, в частности, ст. 54—56 кн. II ЗП.

Лицо могло потерять свой социальный статус благодаря процедуре лишения прав, являющейся одним из видов наказаний за преступление (ЗП. I. 38, 39).

Завершая общую характеристику Саксонского зерцала, следует определить, каково его историческое значение и влияние на другие источники средневекового права Германии: Швабского и Германского зерцал, право города Магдебурга и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *