группа как субъект социальных отношений
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Социальные группы
Что такое социальные группы и как они появились
Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
понимают, что входят в конкретную группу;
признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по характеру взаимодействия;
по факту существования;
по способу организации;
по социальному положению.
Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.
Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.
Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.
Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.
Нация, народность, класс и т. д.
По характеру взаимодействия
Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По факту существования
Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По способу организации
Группа, которая существует только в пределах организации.
Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По социальному положению
Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация, народность, раса, племя.
Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители города, деревни и т. д.
Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.
Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты, христиане, католики, буддисты.
Что такое квазигруппа
В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.
Виды квазигрупп
Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.
Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.
Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
Как социальные группы влияют на человека
Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.
У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.
В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.
Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».
Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.
В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Проверь себя
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.
Коллектив бетонного завода.
Зрители постановки в оперном театре.
Одногруппники в университете.
Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.
Прихожане мечети Кул-Шариф.
Любители музыкальных групп в жанре k-pop.
Пассажиры междугороднего поезда.
Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.
Конспект урока по социальной психологии на тему «Группа как социально-психологический феномен»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по социальной психологии на тему
«Группа как социально-психологический феномен»
1. Группа как субъект деятельности.
2. Психологические характеристики группы.
3. Принципы, классификации и виды групп.
Группа как субъект деятельности
Человек живет среди людей, общается с ними, совместно грудится, учится, проводит досуг. Учебный класс, спортивная команда, участники демонстрации, учащиеся колледжа — лю бые подобные объединения людей являются группой.
Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.
Для личности группа значима, прежде всего, как определенная система деятельности, место которой обусловлено ее местом в общественном разделении труда. В данном случае группа сама выступает, как субъект определенной деятельности и через нее включена и в систему общественных отношений. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, называют их «групповым сознанием».
Группа — совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.
Рассматривая группу как субъекта деятельности, выделяют следующие групповые образования : групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые цели, групповое мнение.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности.
Принятие этих характеристик личностью свидетельствует о психологической близости с другими членами группы, об осознании своей принадлежности к новой группе – социальная идентификация личности. В. Ф. Поршневым (1966) установлено, что главной психологической характеристикой группы является наличие концепции «мы – чувства», что отражает потребность отделиться от другой общности, и является показателем осознания принадлежности личности именно к этой группе, т.е. социальной идентичности. Однако необходимо помнить, что этот критерий не является абсолютным, так как «мы – чувство» не всегда возникает относительно той группы, в которую индивид реально включен.
При решении некоторых конкретных вопросов социальной психологии появляется необходимость расширить круг представлений о группе как о субъекте деятельности. Это касается социальной перцепции. В данном контексте группа может быть как объектом, так и субъект том восприятия. На практике так бывает, когда говорят об отношении одной группы к другой, т. е. одна из групп выступает как субъект (враждебное отношение, нейтральное, дружеское и т. п.). Изучение групповых норм, ценностей и решений помогает раскрыть механизм связи личности и общества. Социальная деятельность в своём конкретном проявлении является главным признаком социальной группы. Она способствует формированию психологической общности между членами группы, именно поэтому совместная групповая деятельность становится объектом исследования в социальной психологии.
Основные характеристики группы
Социальная психология традиционно изучает некоторые элементарные параметры группы. Согласно такому подходу выделяют следующие основные признаки социальной группы.
1. Наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат и т. д.).
2. Существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура группы, групповые процессы, групповые нормы и санкции). Каждый из перечисленных параметров может иметь различное содержание в зависимости от общего подхода к изучению групп.
Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом исследования, и только после этого описывать совокупность ее составляющих.
Групповые процессы – динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство (руководство), стадии развития группы, групповое давление и т. д.). Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы.
Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.
Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена.
Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во- вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С.З).
В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.
Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества» (Бобнева, 1978, С. 72). При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Принципы, классификации и виды групп
Учитывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отношений, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные (Рис.3.1.).
Рис. 3.1. Классификация групп (по Г.А. Андреевой)
Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т. е. таких, которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению.
Это деле ние основывается на особенностях контактов между их члена ми. В больших группах (нация, партия, спортивное общество) контакт между всеми людьми, их составляющими, отсутствует. В малых группах (спортивная команда, школьный класс, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по име нам, фамилиям, каким-либо личностным особенностям, делов ым качествам; все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организо ванные (официальные, формальные) и неорганизованные (не формальные) группы. Они различаются способами возникнове ния. Организованные группы (группа колледжа, спортивная команда, рабочие завода) создаются специально на основе офи циальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорга низованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причи ной их появления служат общие потребности, интересы, взгля ды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.
Представленная классификация свидетельствует о том, что диапазон групп, интересующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа». Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попытались осуществить в рамках интеракционизма. Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.
Раскройте сущность понятия «социальная группа». Какие виды групп вы знаете?
Перечислите основные характеристики группы, охарактеризуйте их.
Раскройте классификацию групп, назовите основные характеристики.
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.
Каменская, Е.Н. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Ануфриева, Н.М. Социальная психология: Курс лекций / Н.М. Ануфриева, Н.Е. Зелинский. – 4 изд., стериотип. – К.: МАУП, 2003. – 136с.
Мельникова, О.Т., Фокус-группы. Методы, методология, модерирование, М.: Аспект Пресс, 2007.
Социальные группы и социальные общности
Содержание:
↑ Социальная общность
Социальные общности – это некие большие социальные образования, объединяющие своих членов на основании одного какого-либо значимого признака (территория проживания – территориальные общности; этнос – этнические общности; возраст – возрастные общности, такие как дети, молодёжь, люди среднего или зрелого возраста, «старики» и пр.) и способные разделяться на малые социальные сущности (малые общности и группы).
↑ Признаки социальной общности
↑ Виды (типы) социальных общностей
Территориальные – совокупности людей, проживающих на одной территории (дальневосточная общность, население города и деревни).
Этнические – совокупности людей, имеющих одни этнические корни, принадлежащие к одному этносу (территориально компактные этнические общности – японцы, французы; территориально разобщённые этнические общности – евреи).
Демографические – совокупности людей, образованные по принципу идентичности демографических характеристик (молодежь, женщины, женатые, бездетные).
Культурные (субкультурные) совокупности людей, объединённых одной культурой или принадлежащих к одной субкультуре (хиппи, панки,
хипстеры, геймеры; представители русской, японской культуры и т. д.).
По времени существования можно разделить общности на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры одного автобуса), длительные (от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения) и долговременные (от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
По степени связи между индивидами можно выделить тесно сплоченные общности (организации) и аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
↑ Социальная группа
↑ Признаки социальной группы:
↑ Виды социальных групп
По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичные социальные группы.
Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).
Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.
По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:
Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.
Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.
Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).
Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.
Отличительные признаки малой социальной группы:
– небольшое число членов;
– непосредственность общения между ее членами;
– общие интересы, цели и совместная деятельность;
– определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
– разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
– внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
– общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
– определенная структура организации и управления;
– групповая идентичность с точки зрения посторонних.
Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
Открытые – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.
Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.
Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.
По социальному положению различают следующие социальные группы:
↑ Квазигруппа
↑ Виды квазигрупп
↑ Различие между социальной группой и социальной общностью
Сегодня принято отделять социальные группы от социальных общностей на основании следующих признаков: