грузинова методика вызывания речи пособия
Грузинова методика вызывания речи пособия
Татьяна Вячеславовна Грузинова.
Консультирует на территории ABA-проекта «ПАПа» по адресу:
метро Красносельская, Малый Краснопрудный тупик, дом 1, стр. 1
Руководитель сети центров «Территория речи», логопед-эксперт, автор методики «Запуск речи неговорящих детей».
Образование:
• Окончила Московский государственный педагогический университет по специальности «Логопедия».
• Имеет второе высшее образование и специализацию по системной семейной психотерапии.
• Прошла полный курс профессионального обучения методу «Томатис» во Франции.
(www.tomatis.com)
• Обучалась верботональному методу Петера Губерины (Хорватия, Суваг).
• Сейчас обучается работе по методу сенсорной интеграции в Великобритании. (Sensory Integration Network)
Татьяна начинала работать как логопед-дефектолог в Центре лечебной педагогики. На начальном этапе работала логопедом «на полу» с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и коммуникации, что определило направление её дальнейшей деятельности.
Прямая речь:
«Меня всегда удивляла позиция логопедов, которая заключается в том, что с неговорящим ребенком должен заниматься кто угодно, но только не логопед. А почему? Разве стимуляция речи не входит в задачи логопедической работы? Видимо, проблема заключается в том, что существует пробел в методической литературе по данному вопросу. Поэтому, проанализировав и систематизировав свою работу, я написала методику направленной стимуляции речи у неговорящих детей, которая готовится к изданию.
С 2012 года являюсь руководителем логопедического центра «Территория речи». Я занимаюсь с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи различной этиологии, но мой любимый «цвет и размер» — сенсомоторная алалия».
Елизавета Гурина.
Работает на территории ABA-проекта «ПАПа» по адресу:
метро Красносельская, Малый Краснопрудный тупик, дом 1, стр. 1
Руководитель учебных программ, логопед-эксперт, автор методики «Запуск речи неговорящих детей».
Образование:
• Закончила Московский государственный гуманитарный институт имени Шолохова по специальности «Учитель-логопед».
• Обучалась на курсах РУДН и получила квалификацию иппотерапевта.
• Прошла курс обучения и подготовки специалистов по Поведенческому Анализу и АВА. «Базовые принципы поведенческого анализа» (http://www.aba-kurs.com/).
• В настоящее время завершает обучается по программе «Родители и дети — первый год» созданной на основе Пражской программы «Родители и дети» (PEKiP)
Долгое время работала в детском реабилитационном центре «Наш солнечный мир», вела развивающие группы для детей раннего и младшего возраста в ДВШ «Летучий корабль».
Участвовала в создании логопедического центра «Территория речи», где продолжает работать.
Грузинова методика вызывания речи пособия
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников? Обычные занятия с логопедом не дали результата?
Статья:
Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников? Обычные занятия с логопедом не дали результата?
Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:
Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.
В результате регулярных занятий по методике Т. В. Грузиновой речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.
Как происходит запуск речи по методике Грузиновой?
Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:
Непроизвольными Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому.
Кроме того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.
Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.
Первый этап
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.
По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Второй этап
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Третий этап
Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.
Как выбирают опоры для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.
Например, в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность, напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.
Движениями тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить упражнение.
Кроме того, ребенок может опираться на жестовую речь. Здесь важно понимать, что жест обозначает:
Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».
Длительность курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин. У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и помощи невролога.
Методика «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»
Как работает методика «Запуск речи неговорящих детей
от 0 – до фразовой речи»?
Центральная идея методики – начинать работу с вызывания звучащей речи, и только после того, как ребенок физически сможет повторять за взрослым слова и фразы, приступать к работе по их осмыслению, проводя малыша последовательно по основным ступеням освоения языка.
В рамках методики специалист помогает ребенку осваивать сначала лексический уровень языка, потом обучает складывать отдельные слова в предложения и только затем – объединять предложения в связное высказывание и грамматически правильно его оформлять.
Работая по методике «Запуск речи неговорящих детей», мы максимально качественно отрабатываем каждый языковой уровень, прежде чем переходим к следующему. Это значит, что с ребенком, который не умеет уверенно повторять за взрослым слова, мы не будем ставить цель развивать фразовую речь, ведь ему пока не на что опереться при говорении фразы. Последовательность, системность и отслеживаемый результат – ключевые ценности нашего подхода.
Отличие от традиционных методик
В то же время, если ребенок указывает нам на нужную карточку по инструкции – совершенно не факт, что это слово он может произнести, так как у большой части детей с особенностями есть проблемы именно с произвольным произнесением слов.
А вот если ребенок произносит слово, когда ему показывают тот или другой предмет, то он с высокой долей вероятности и подаст его в ответ на инструкцию взрослого. Поэтому, опираясь на исследования, а также в целях экономии времени в методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной мы начинаем работу сразу с активного словаря и огромное внимание уделяем обучению произнесения слов по инструкции взрослого.
В рамках нашего подхода Татьяной Грузиновой разработана уникальная запатентованная технология, гарантированно вызывающая все звуки, предлагая обширную систему опор, в том числе, физическую помощь, жестовые подсказки, визуальные символы. Методика гарантирует результат как детям, в произносительном репертуаре которых уже присутствует часть звуков, так и малышам, которые не умеют произнести ни одного звука по инструкции.
Огромное внимание на логопедических занятиях уделяется уходу от каждой из перечисленных подсказок, после того, как звук автоматизирован. Такой способ помогает ребенку освоить произнесение слогов и слов в кратчайшие сроки.
Еще одно отличие методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» – работа в игровом формате. Авторы методики назвали этот подход «игровая логопедия». Это значит, что при выборе приемов и техник развития речи педагог отталкивается не от «положенных по возрасту» материалов, а от мотиваций и стремлений, присущих конкретному ребенку, что очень важно.
В норме речь появляется в начале второго года жизни ребенка как инструмент общения и служит для того, чтобы описать свои наблюдения, попросить что-либо у близких, предложить им свою помощь. А освоение речи как минимальной мыслительной единицы происходит позже – на третьем году жизни. По словам Л. С. Выготского, в два года происходит встреча мышления и речи. До этого речь имеет исключительно коммуникативную функцию.
В рамках игрового подхода в логопедии мы повторяем нормативный путь, создаем много ситуаций взаимодействия, в рамках которых ребенок может применить речь для общения. Мы делаем это с неговорящими детьми любого возраста, так как, сколько бы лет ни было ребенку, если ступень не пройдена – дальше речь развиваться не будет.
В классических логопедических методиках речь развивается с использованием картинок, в академической среде. На первый взгляд, это разумно – часто деткам, которые занимаются с логопедом при аутизме или алалии, значительно больше двух лет. Проблема в том, что по существу они еще не прошли ключевую ступень в овладении речью: не поняли, что речь обслуживает их потребности, что использовать ее удобно. И «усаживать» таких детей с картинками за стол – бессмысленно, ведь выученные таким способом слова часто никак не переходят в обычную жизнь, и используются ребенком лишь на занятии.
Именно поэтому некоторые дети, развитие речи которых происходило в академическом ключе, могут говорить и называть картинки, но не используют речь для общения. Особенно это характерно для детей с аутизмом.
Все первые слова и фразы, говорить которые дети обучаются в рамках методики «Запуск речи не говорящих детей от 0 – до фразовой речи», используются для общения. То есть, ребята обозначают ими свои желания, наблюдения, эмоции – а значит, легко переносят навыки в жизнь и используют изученные слова в повседневной среде.
Логопед в рамках подхода Т. Грузиновой и Е. Гуриной не стоит на вершине пирамиды, не диктует стратегии работы, а лишь предлагает доказательные, проверенные временем подходы, показывает технологию их использования. Однако родитель и его запрос – ключевые факторы успеха всей работы по запуску речи, и в рамках методики он является полноправным партнером в деле речевого развития ребенка, к его мнению и пожеланиям прислушиваются. Запрос семьи является одним из определяющих критериев при выборе стратегии речевого развития конкретного малыша.
Обобщая материал статьи, хочется акцентировать внимание на плюсах методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи»:
При работе по этой методике мы ставим локальные цели на несколько месяцев и определяем для них речевую задачу, которая будет реализована. В конце обозначенного периода производится оценка. Это позволяет оценить точность, динамику и скорость развития речи вашего ребенка.
Мы обучаем авторскому подходу в нашей онлайн школе логопедов из любых точек мира. Переходите по ссылке, чтобы узнать больше!
Методика Грузиновой по запуску речи
Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников?
Обычные занятия с логопедом не дали результата?
Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:
Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.
В результате регулярных занятий по методике Т. В. Грузиновой речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.
Как происходит запуск речи по методике Грузиновой?
Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:
Непроизвольными Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому.
Кроме того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.
Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.
Первый этап
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.
По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Второй этап
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Третий этап
Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.
Как выбирают опоры для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.
Например, в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность, напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.
Движениями тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить упражнение.
Кроме того, ребенок может опираться на жестовую речь. Здесь важно понимать, что жест обозначает:
Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».
Длительность курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин. У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и помощи невролога.
Дата публикации: 09.01.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
« Играем с пользой! Как развить речь от нуля до фразовой у детей с ТНР» ( по авторской методике Т.В.Грузиновой, Е.Гуриной).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья на тему: « Играем с пользой! Как развить речь от нуля до фразовой у детей с ТНР» ( по авторской методике Т.В.Грузиновой, Е.Гуриной).
Задумывались ли Вы когда –нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни и насколько важно для наших детей? Если представить, то на ум приходит беседа двух людей за чашкой чая, поход с ребенком на детскую площадку и т.д. Если рассматривать общение более глубже, то это возможность донести другому человеку свои желания, мысли, выразить просьбу, т.е. обмениваться какой – либо информацией. Например, через слова ребенок может нам сообщить о своем желании вместе поиграть, почитать любимую книгу, сходить в зоопарк.
А что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли?
C егодня я бы хотела поделиться с вами опытом работы с неговорящими детьми по авторской методике Т.В.Грузиновой и Е.Гуриной, которую начала осваивать полтора года назад. Методика рассчитана на работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а именно: ОНР I уровня, моторная и сенсорная алалия, специфические нарушения речи (расстройство аутистического спектра).
Методика состоит из определенных этапов.
Первый этап- диагностический. На данном этапе наблюдаем за поведением ребенка, что для его является мотивационным, какие звуки он произносит непроизвольно, а также налаживаем эмоциональный и телесный контакт.
Следующий этап – вызывание первых слов и работа над переключением с артикулемы на артикулему. На этом этапе ребенок уже может произвольно произносить основные звуки, которые уже посажены на жесты, предметы и буквы. Например: звук [ к ] – жест (кулаком бьем вперед) – предмет (кубики).
Освоив слитно пропевать слоги переходим к словам. Лучше начинать учить ребенка собирать то слово, которое является для него мотивационным.
Работая над переключением со звука на звук при помощи опорных предметов лучше начинать с двухсложных слов с открытыми слогами: ка – ша, ки–са, со–ва, бу–сы, во–да и т.д. Например: нашему малышу нравится играть с игрушкой – сова. Выкладываем в ряд поочередно манку, которую мы сыпим на звук [с] и мини-гонку, которую скатываем с горки со звуком [в]. В конце ряда ставим любимую игрушку – сову. Затем специалист указывает на предмет и жестом помагает пропевать ребенку слоги из которых состоит слово. Когда слово пропели, ребенок получает игрушку. По данной схеме отрабатываем и другие слова.
Таким образом мы набираем номинативный словарный запас.
Можно предложить поиграть в глагольные пазлы, глагольное лото. Для каждого глагола у нас есть картинки, на которых изображены объекты (один и тот же или разные), которые выполняют различные действия: кошка спит, мальчик спит, мишка, дедушка спит и т.д.
Параллельно вводим обращение – осознание очередности в деятельности. По методике обращение можно отработать на пирамидке, которую нужно собрать, поочередно передвигая ее от ребенка к специалисту, родителю. Пододвигая пирамидку к специалисту, указательным пальцем ребенка указываем на специалиста и со словами : « Теперь…( имя специалиста) пропеваем его имя. После этого специалист нанизывает кольцо и передвигает пирамидку к ребенку со словами: «Теперь…», а ребенок похлопывая себя ладошкой по груди произносит «Я». В такой последовательности собираем всю пирамидку. После того, как ребенок выучил имя специалиста и свободно к нему обращается, вводим имена членов семьи.
Набрав словарный запас из 40-50 слов – существительных и 15-20 глаголов можно переходит к построению фразы. Сначала фразовая речь представлена однословными предложениями. Например:
– существительным (конфета, вода, бусы, мама);
– глаголом (кати, неси, дуй, дай);
– прилагательным (сухой, большой).
При помощи фразового конструктора учим ребенка составлять двухсловные предложения:
– обращение +глагол (папа, кушай);
– глагол в повелительном наклонение + дополнение (кидай мяч, кати машину). Следить, чтобы не было предлогов.
Усвоив шаблон построения двухсловных предложений переходим к построению трехсловных. В своей работе так же использую фразовый конструктор.
– обращение +глагол + дополнение (папа, кушай булку);
– обращение +прилагательное + существительное (кати красный мяч);
– глагол + дополнение + наречие (кидай мяч высоко).
Учим ребенка составлять фразу из 3-х слов в процессе двигательной активности, в процессе предметной деятельности и с опорой на картинку
Затем фразу усложняем. Вводим предлоги и вопросы. Объединяем предложения в серии и их осмысление. На данном этапе предлагаем ребенку сюжетно – ролевую игру («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»), чтение книг, совместное разыгрывание сказок.