гуревич п с психология личности учебное пособие

Читать онлайн «Психология личности. Учебник»

Автор Павел Гуревич

Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Главный редактор издательства Н. Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Гуревич, Павел Семенович.

В современной психологической литературе для обозначения человека, для его характеристики используются три термина: «индивид», «индивидуальность», «личность». В книге рассматриваются такие проблемы, как человеческая природа, человеческая сущность, человеческая субъективность, уникальность человека, проблема целостности и др. Утверждается, что личность — это вечное напряжение и искание. Личность — всегда прорыв в духовную сферу. По мнению Н. А. Бердяева, завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии и педагогики, философии, а также широкого круга читателей.

ISBN 978-5-238-01588-0 © П. С. Гуревич, 2009

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания.

Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.

© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2009

Не подари мне легкой доли, В дороге друга, сна в ночи. Сожги мозолями ладони, К утратам сердце приучи. Доколе длится время злое, Да буду хвор и неимущ. Дай задохнуться в диком зное, Веселой замятью замучь. И отдели меня от подлых, И дай мне горечи в любви, И в час, назначенный на подвиг, Прощенного благослови.

Не раз в истории человечества сердца людей наполнялись гордостью за своих сынов. Вспомним древнегреческого философа Сократа. Жил в бедности. В молодости служил в армии, участвовал в борьбе против тиранов. Когда Алкивиаду присудили приз за храбрость, тот сказал, что эту награду в большей степени заслуживает его учитель Сократ. Сократ любил философствовать не только с коллегами и учениками, но и со случайными прохожими на базаре. Он полагал, что самые первые условия мудрости — это добродетель и честность. Прежде чем познавать мир, философ советовал обратиться к глубинам собственной души. За неказистой внешностью скрывались прекрасная душа, мужественное и чистое сердце и ясный ум.

Источник

Гуревич П.С.. Книги онлайн

гуревич п с психология личности учебное пособие. гуревич п с психология личности учебное пособие фото. картинка гуревич п с психология личности учебное пособие. смотреть фото гуревич п с психология личности учебное пособие. смотреть картинку гуревич п с психология личности учебное пособие.

Павел Семёнович Гуревич (13 августа 1933, Улан-Удэ, Бурятская АССР, СССР — 18 ноября 2018, Москва, Россия) — российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Гуревич Павел Семенович — окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета (1955г.) и аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1965г.). Доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Психология» МГТА, заведующий сектором Института философии РАН. Специалист по клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии. Руководил факультетами психологии в ряде московских ВУЗов. Избран вице-президентом Академии гуманитарных исследований. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Академии педагогических и социальных наук.

Является президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, одним из учредителей и членов бюро Российской психоаналитической ассоциации. Член президиума Всесоюзной ассоциации трансперсоналистов. Практикующий сертифицированный психоаналитик.

Под редакцией П.С. Гуревича вышло более 30 томов серии «Классики мировой психологии», в том числе труды З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Юнга, Э. Эриксона, В. Райха. Ответственный редактор и автор большинства статей популярной энциклопедии «Психоанализ». Автор книг «Психология», «Популярный психологический словарь», «Клиническая психология».

Книги (42)

В работе исследуются массовые идеологические процессы буржуазного общества. Автор прослеживает генезис, специфику, социальные функции буржуазной идеологии, особенности ее проявления и распространения внутри капиталистического общества.

В книге проводится различие между идеологией как сводом определенных положений и ее массовыми формами, между идеями и их образами в сознании людей, отражающими эмоционально-ценностные ориентации личности.

Критически анализируются концепции видных представителей буржуазной философии и социологии (Т. Адорно, М. Маклюэна, Г. Энценсбергера, Ж. Эллюля, Э. Фромма).

В наши дни, в условиях развертывающегося идеологического противоборства двух мировых систем, буржуазия стремится всячески усовершенствовать и укрепить свой пропагандистский аппарат, теоретики и практики буржуазной пропаганды систематически обновляют ее идеологический арсенал.

В книге доктора философских наук П.С. Гуревича анализируется эволюция буржуазного манипулирования общественным сознанием, раскрываются его формы и методы. Автор прослеживает теоретические истоки пропагандистских акций, дает критику различных буржуазных концепций пропаганды, сложившихся в рамках философии, социологии, психологии.

Книга содержит большой фактический материал и предназначена для широких кругов читателей.

Общеполитические и международные аспекты буржуазных концепций «реидеологизации».

Соавтор: Гранов В.Д., Семченко А.Т.

В монографии анализируется процесс «реидеологизации», то есть усиление внимания правящих кругов капиталистических стран к идеологической обработке масс в условиях духовного кризиса буржуазного общества.

Исследование показывает, как под влиянием глубоких сдвигов в международных отношениях правящие круги, крупнейшие буржуазные партии стран Запада обосновывают «реидеологические» установки.

Известный российский культуролог П. С. Гуревич анализирует мистицизм как духовно-идеологическое явление современного мира, рассказывает о различных направлениях оккультизма.

В статье речь идёт о своеобразной тенденции в современной науке, которую можно охарактеризовать как десакрализацию мозга.

В классической философии мозг выступал как поразительное творение Бога. Он трактовался как источник разумности, памяти и как выражение величия человека. Однако изучение мозга привело к мысли, что он имеет целый ряд дефектов, которые не позволяют оценивать его как огромное достижение эволюции. Во многих современных исследованиях мозг наделяется множеством серьёзных недостатков. Так, в философии возникает потребность заново переосмыслить такие понятия, как человек, сознание, мозг, эволюция.

Монография посвящена основным этапам в развитии философской антропологии.

Автор раскрывает теоретические размежевания между классической и неклассической антропологией. Вместе с тем он показывает, что Ницше представляет особый этап в философском постижении человека. С ним связан радикальный поворот в становлении неклассической парадигмы.

Особая роль отведена в монографии крупным представителям традиционной антропологии — Аристотелю, Канту, Гегелю. Проанализированы новые проблемы неклассической антропологии.

Почему люди подвержены различным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее?

На эти и другие вопросы вы можете найти ответы в книге профессора П.С. Гуревича, который рассказывает об опыте клинического психоанализа.

Если вы хотите добиться личностного роста, избавиться от психологических отклонений, решить психосексуальные проблемы, понять свой собственный внутренний мир — читайте эту работу, написанную образно и ярко. В ней говориться о типах характеров, о психосексуальном развитии, о психологических особенностях людей и способах их приспособления к миру, об архетипах коллективного сознания.

Что такое человек? В чем его уникальность? Верно ли, что ои возвышается над животным царством?

Отвечая на эти вопросы, автор разбирает новую сенсационную антропологическую концепцию: человек был обречен на умирание и выжил благодаря способности подражать другим существам.

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.

Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.

Столяров: Столяров В.И.

Книга представляет собой антологию (в 2-х частях) тематически сгруппированных философских текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая современность. В текстах первой части книги освещаются вопросы смысла и назначения философии, ее истории, исходные философские проблемы (бытие и познание), понятия и принципы. Предназначенная в помощь изучающим курс философии по новому учебнику для вузов «Введение в философию», книга привлечет внимание всех, интересующихся философской проблематикой.

В книгу включены отдельные работы и извлечения из трудов философов разных эпох, включая и современность. Предназначенная в помощь тем, кто изучает курс философии по учебнику для вузов «Введение в философию» (под ред. И.Т. Фролова), она представит интерес для широкого круга читателей, интересующихся философской проблематикой.

Соавтор: Николаева Е.З.

Учебник охватывает комплекс знаний по философии, социологии, культурологии, политологии, психологии. В его основе лежит антропологический принцип — наложение строится вокруг проблем человека и тех понятий, которые используются в обществоведческой дисциплине.

Вопросы и задания к текстам параграфов расположены по уровням сложности. Предусмотрены также творческие задания для учащихся. Всё это поможет школьникам лучше освоить изучаемую дисциплину и подготовиться к итоговой аттестации по предмету.

Соавтор: Николаева Е.З.

Данный курс обществознания излагается но сферам общественной жизни: экономики, социальные отношения, политика, право, духовная сфера, которые рассматриваются в их взаимосвязи и взаимодействии кик целостная система общественных отношений. Разделы экономики, политики, права были существенно дополнены с учетом реалий сегодняшнего дня.

Каждый параграф учебника завершается рубрикой «Что нужно понять и запомнить», содержащей ключевые моменты изучаемой темы. Предлагаемые вопросы и задания дифференцированы по уровню сложности. Предусмотрены также творческие задания для учащихся.

В конце учебника есть «Биографический словарь», который содержит необходимые сведения о наиболее часто упоминающихся здесь философах, историках, социологах.

Можно ли целостно толковать тот или иной предмет, который сам по себе не является унитарным, единым, неразрозненным? Что такое целостность и цельность? Целостен ли человек?

Автор освещает такие вопросы философской антропологии, как человеческая природа, человеческое бытие, модусы человеческого существования, авантюры человеческого саморазвития.

Цель данного сборника, который подготовлен к ХVIII Всемирному философскому конгрессу, состоит в том, чтобы охарактеризовать проблемы человека, как они складываются в современном религиозном сознании.

Исходя из программы предстоящей работы, редколлегия сборника разделила проблемный материал на две части. В первой части содержится попытка дать представление, как выглядит сегодня антропологическая тема в различных направлениях западной философии религии.

Внутри этой части — «Эволюция западной философии религии» — собран материал, который позволяет проанализировать состояние теоретической работы в персонализме, этической феноменологии и других течениях религиозной мысли.

Вторая часть сборника называется «Проблемы человеческой субъективности» и посвящена конкретным вопросам, которые позволяют выявить теоретические позиции различных философских направлений по определенной теме. Сборник имеет в качестве приложе­ния два перевода, которые предоставляют в распоряжение исследователя материал, отражающий новые тенденции исследовательской работы.

В книге показывается место пропаганды в идеологической борьбе на современном этапе, раскрываются ленинские принципы пропагандистской работы, конкретные пути их осуществления в современной идейно-политической деятельности партии.

Автор на большом фактическом материале выявляет роль средств массовой информации в системе пропаганды, разоблачает буржуазные интерпретации их значения в духовной жизни общества, рассматривает в целом процесс борьбы, социалистической идеологии с буржуазными пропагандистскими мифами.

Почему люди подвержены разным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее? Где, вообще, можно пройти курс психологической коррекции?

На эти и другие вопросы, такие, как типы характеров, психосексуальное развитие, психологические особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы коллективного мышления, можно найти ответ в книге профессора П.С.Гуревича, который рассказывает об опыте клинического психоанализа. Написанная ярко и образно, книга поможет читателю добиться личностного роста, избавиться от психических отклонений, решить психосексуальные проблемы, понять свой внутренний мир.

Для студентов вузов и колледжей, а также широкого круга читателей.

И как теория, и как психотерапевтическая практика психоанализ в нашей стране долгие годы был под запретом. Не издавались труды классиков этого направления, не было специальной справочной литературы.

Сейчас ситуация изменилась. На книжном рынке появилось много разных трудов, однако их чтение требует специальной профессиональной подготовки. Предлагаемое издание содержит доступные для непрофессионалов разъяснения ключевых понятий, круг которых несколько расширен за счет общепсихологических определений и терминов.

Читателю, желающему получить элементарные сведения по психоанализу, освоить его азы, разобраться в собственном внутреннем мире, энциклопедия поможет познакомиться с чрезвычайно интересной и пока малоизвестной областью знаний.

Радиус психологического знания стремительно расширяется. Возникают новые направления, школы и течения. Появляются термины, которые подчас известны только узким специалистам. Данное издание представляет собой попытку познакомить читателей с различными ключевыми понятиями общей и социальной психологии, ведущих направлений мировой психологии, клинической психологии, психологии личности и других областей психологической науки.

Издание, объективно и полно отражающее все тенденции и течения современной психологической науки, вызовет несомненный интерес не только у профессионалов и студентов профильных вузов, но и окажет неоценимую помощь специалистам широкого гуманитарного профиля — социологам, философам, маркетологам, рекламистам и т. д.

Словарь может быть использован также студентами гуманитарных специальностей высших учебных заведений в качестве дополнительного учебного пособия, а всем читателям, интересующимся популярными аспектами различных областей психологической науки, позволит в сжатой и лаконичной форме расширить свои знания и получить самую необходимую современную информацию.

В оригинальном учебнике известного ученого и практика, профессора П.С. Гуревича, всеобъемлюще рассмотрены вопросы как обшей, так и социальной и клинической психологии.

Автор использует не дидактический метод, а приглашает к размышлению и разговору на злободневные темы, такие, как взаимосвязь тела и души, внутренний мир личности, феномен группового сознания, психология экстремальных ситуаций, детский психоанализ.

Рассматриваемые основные положения психологии и педагогики дают новое представление об этих дисциплинах, без которых невозможно воспитание и образование человека.

Подробно освещаются специфика чувственного и рационального познания, общее и индивидуальное в психике учащегося. Специальный раздел посвящен проблемам личности в образовательных моделях, где представлены современные концепции и стратегии образования, развивающиеся педагогические технологии и основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций.

Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности и управлению образовательными системами.

В современной психологической литературе для обозначения человека, для его характеристики используются три термина: «индивид», «индивидуальность », «личность».

В книге рассматриваются такие проблемы, как человеческая природа, человеческая сущность, человеческая субъективность, уникальность человека, проблема целостности и др. Утверждается, что личность — это вечное напряжение и искание. Личность — всегда прорыв в духовную сферу. По мнению Н.А. Бердяева, завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии и педагогики, философии, а также широкого круга читателей.

Учебник отличается прежде всего аналитическим подходом к такому феномену, как психология рекламы, т.е. тому творческому процессу, который и сам характеризуется своей неординарностью.

Представленная книга — достаточно полное по тематике исследование в такой увлекательной сфере бизнеса, как рекламное дело, — от частного до общего, от воздействия рекламы на конкретного человека до манипуляции общественным мнением.

Для студентов и преподавателей вузов, научных работников, слушателей школ бизнеса, руководителей предприятий и организаций, для всех интересующихся проблемами психологии рекламы.

Книга адресована не только психологам и специалистам по чрезвычайным ситуациям, но и широкому кругу читателей.

Данная монография представляет собой развитие ряда идей, которые содержатся в работе автора «Проблема целостности человека» (М., 2004).

Раскрывая смысл современного толкования человеческого бытия, автор предлагает свое прочтение данной проблемы. Расколотость человеческого бытия показана через бинарные оппозиции бытия и небытия, целостного и раздробленного, телесного и духовного, имманентного и трансцендентного, индивидуального и социального, идентичного и безликого, творческого и разрушительного. Особое внимание в монографии уделено анализу современных философско-антропологических концепций.

В книге развивается ряд полемических сюжетов, обращенных к проблеме «смерти человека», «целостности человека», «распаду идентичности» и т.д.

В учебнике религия рассмотрена как объект познания и как духовный феномен.

Автор учебника стремился раскрыть сущность религии как культурно-антропологического феномена. Значительное место в учебнике уделено психологическим аспектам религии. В издании рассмотрена история мировых религий, восточные религиозные направления (даосизм, синтоизм и др.). Изложена история христианской церкви, проанализирована религия как социальный феномен.

Словарь терминов и понятий по культурологии под редакцией А. П. Гуревича содержит полный перечень основных понятий, используемых в культурологии, таких как Абстракционизм, Аксиология, Аккультурация, Анимизм, Артефакт, Архетип, Астрология, Бескультурье, Варварство, и т. д.

Словарь содержит свыше 300 понятий, терминов и ключевых слов, используемых в философии, психологии, социологии, культурологии и других гуманитарных науках.

Что такое социальный миф? Какова его природа? Почему буржуазная идеология превратилась в социальную мифологию?

Отвечая на эти вопросы, автор прослеживает эволюцию западноевропейских историко-философских воззрений на идеологию как общественный феномен. Особое внимание он уделяет раскрытию ценностного аспекта идеологии. В связи с этим в книге анализируются концепции А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, В.Парето, а также современных буржуазных теоретиков. Автор показывает роль социальных иллюзий и ценностей в развитии исторических событий.

Книга доктора философских наук П.С.Гуревича посвящена одному из современных течений нетрадиционной религиозности — «христомании».

Автор вскрывает истоки, анализирует духовные искания, организационные формы «Иисусова движения», с диалектико-материалистических позиций дает оценку не только самого течения, но и различных точек зрения на него буржуазных социологов.

Это, по существу, первое исследование данной проблемы, рассчитанное на массового читателя.

Данный труд раскрывает многообразие философских учений, которые связаны с постижением феномена человека.

Авторы показывают зарождение философии человека в античной культуре и возникновение философской антропологии в XVIII в. Особое внимание они обращают на философскую антропологию как философское направление, возникшее в начале XX в. Она представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О.Касманом), сколько опирающуюся на труды М.Шелера философскую концепцию.

Философские антропологи (А.Гелен, Х.Плесснер, другие) вернулись к идее Канта охватить реальное человеческое существование во всей его полноте, определить место и отношение человека к окружающему миру. В книге представлена также социальная и религиозная антропологии, особое внимание уделено новейшим антропологическим концепциям.

С древнейших времен до наших дней люди пытались проникнуть в природу страха. Но впервые в этой книги писатели и философы, ученые и религиозные мыслители вступают в диалог, позволяющий воссоздать различные образы страха, его причудливые фантазии, раскрыть таинства и глубины этого феномена человеческой природы.

В этом своеобразном эссе тексты разных эпох, снабженные философскими маргиналиями, обращают читателя к феномену страха, его сущности и оттенкам в далеких и близких культурах.

Что такое красота? Как менялось представление о красоте в разные времена и у разных народов? Чем отличаются и чем схожи понятия «красота» и «прекрасное»? Почему зарождались и умирали многие художественные направления?

Разобраться во всех этих вопросах поможет очередная книга из серии «Я познаю мир». Она окажет неоценимую помощь школьникам при подготовке к докладам и экзаменам по дисциплинам, связанным с историей мировой культуры. Издание снабжено предметно-именным указателем.

Что такое человек? Какая тайна сокрыта в нем? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? В чем драма человеческого существования? Эти вопросы волновали русских религиозных мыслителей, они давно обсуждаются в зарубежной философии.

В настоящем издании дается развернутое представление о том, как освещается проблема человека в русской философии, экзистенциализме, феноменологии и рационализме.

Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурфилософии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры.

Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса- инварианты социодинамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощью философского умозрения осваиваются разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия, а культурфилософ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры.

Монография предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Рукопись охватывает весь круг философско-антропологических проблем, включая проблему антропогенеза, человеческой андрогинности, страдания и страха, веры и интуиции, эроса и смерти.

Учебное пособие освещает различные типы философско-антропологических учений, раскрывает спектр философских проблем человека, представляет философскую антропологию как самостоятельную дисциплину.

Философская антропология изучает природу человека, смысл и ценность человеческой жизни, драму человеческих отношений. Структуру учебного пособия составляют вопросы систематики антропологических идей, антропологической катастрофы, антропогенеза, человеческой субъективности и персоналистической традиции.

Что такое человек? Каковы его сущность, назначение и место в мире? В чем смысл человеческой жизни? Каковы непреходящие проблемы человеческого бытия?

Эти и другие вопросы освещаются в сборнике текстов, включающем фрагменты из произведений выдающихся индийских, китайских, арабских, западноевропейских и русских мыслителей разных эпох, начиная с древности и кончая Просвещением.

Тематическая направленность каждого раздела книги, посвященного определенной эпохе, отражает специфику антропологических взглядов внутри различных философских течений. Некоторые из текстов впервые переведены на русский язык.

Книга рассказывает о Любви с древнейших времен до наших дней. Сюжеты, вошедшие в нее, взяты из классических источников, из текстов эпохи Средневековья, из современной философской и научной литературы, из книг замечательных представителей русской и зарубежной культуры: Стефана Цвейга. Владимира Набокова, Стендаля, Дени Дидро, Николая Бердяева, Владимира Соловьева.

От пасторальной и галантной эпохи до «темных страстей» в стиле маркиза де Сада — таков диапазон «Эроса».

В учебном пособии дан краткий обзор истории эстетики, представлено изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях.

Сделана попытка провести классификацию эстетических понятий, осветить новейшие эстетические концепции, представленные постмодернизмом и интегральной эстетикой. В ходе исторического развития эстетика разработала множество категорий. Они рождались в разное время и в разных контекстах, поэтому возникла проблема определенной классификации данных понятий, их внутреннего соотнесения, концептуальной сцепленности.

В пособии избран следующий принцип: вначале речь идет о таких категориях, которые составляют изначальный каркас эстетики как дисциплины. Затем автор, проводя идею целостности (холонистичности) искусства, группирует материал (и соответственно разные понятия) вокруг исторически сложившихся представлений о том, что искусство может выражаться в авторе, в произведении и в зрителе (читателе). По этим трем контрапунктам и размещены основные категории современной эстетики.

Эта книга — вторая часть антологии философских работ, посвященных проблеме человека.

Первая часть «Феномен человека» вышла в свет в 1993 г. Здесь представлены направления зарубежной философской мысли последней трети XX века: философская антропология, психоанализ — и такие их представители, как Г. Буркхардт, Г. Хенгстенберг, Л. Фарре, О. Дериси, Ж. Эллюль и др., широко известные на Западе, но недостаточно знакомые нашему читателю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *