и не дышать над вашим чудом монферран что значит
«И не дышать над вашим чудом, Монферран…»
Решение о возвращении Исаакиевского собора Русской православной церкви вызвало живую реакцию у петербуржцев. Корреспондент «Интересанта» поговорила сегодня со многими известными в городе людьми. Абсолютное большинство поддерживает принятое решение.
Владимир Бортко, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре, кинорежиссер:
— Решение совершенно правильное. Спрашивается, Исаакиевский собор строили как главный собор России или как демонстрационную площадку для маятника Фуко? Как собор, не правда ли? Вполне логично, чтобы он и действовал в том качестве, в каком его создавали. Определенные музейные функции при этом Исаакиевский собор будет сохранять. Так что я поддерживаю передачу Русской православной церкви этой жемчужины архитектуры и не разделяю позиции тех, кто нагнетает обстановку вокруг этого вопроса.
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
Алексей Талащук, народный художник России:
— Насколько известно, передача Русской Православной Церкви Исаакиевского собора происходит на условиях, когда он станет объектом двойного назначения: и музеем, и храмом. В принципе, понятно, что Исаакий строился как собор и должен им и быть. Но сегодня время другое. Мне кажется, достигнутый компромисс вполне приемлем как переход к следующему периоду. Резкие движения вызывают острую реакцию. На мой взгляд, принятое взвешенное решение позволяет избежать напряженности и устроит всех.
Владимир Малышев, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
— Замечательное событие! Слава Богу, что это наконец произошло! Огорчают только вопли небольшой группки людей, протестующих против принятого решения. Они думают, что выступают от имени всех петербуржцев, но это не соответствует действительности. Определенные круги подняли крик, что у города отбирают Исаакиевский собор. Это нелепо: никто собор не отбирал, он как стоял, так и будет стоять.
Сегодня мы разговаривали с известным писателем Николаем Коняевым, который возглавляет Православное общество писателей Санкт-Петербурга. Он сказал очень важную вещь: Исаакиевский собор не просто собор, а собор царской семьи, символ династии Романовых, символ России. Такая святыня должна быть в святых руках. И еще. На фронтоне Исаакиевского собора начертаны слова: «Храм мой храм молитвы наречется». Про музей там не написано ничего. Как не радоваться тому, что собор вновь будет соответствовать своему истинному предназначению, станет таким, каким его задумали и создали наши предки!
Владимир Кутузов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета:
Юлия Стрижак, директор театра «Мюзик-холл»:
Наум Синдаловский, историк, исследователь петербургского городского фольклора:
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»
Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
Тайны Исаакиевского собора
Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Рекомендую посмотреть видео про историю Исаакиевского собора
«И не дышать над вашим чудом, Монферран…»
«Исаакиевский собор, один из монументальных символов Санкт-Петербурга, стал предметом пристального внимания специалистов. Началась проверка технического состояния здания. Эксперты исследуют трещины внутри храма и инженерные конструкции, чтобы понять, угрожает ли сооружению просадка грунта, которому приходится выдерживать давление в 300 тысяч тонн. У слова «величие» в Петербурге есть синоним. Исаакиевский собор, диктующий масштаб невской панорамы, как и 150 лет назад поражает воображение современников. Из всех практических вопросов, связанных с историей этого фантастического здания, один по-прежнему на повестке дня. Каким должен быть фундамент собора, чтобы выдерживать давление в 300 тысяч тонн? Именно таков вес творения Монферрана. В двадцатых годах XIX века под воздействием критики коллег Монферран пошел на изменения первоначального проекта, значительно облегчив конструкцию, но отказаться от своего замысла человек, написавший на альбоме чертежей «Не весь умру», не мог. Возможно, зодчий стал жертвой собственных амбиций и именно под Исаакием шевелится петербургский хаос. Любой человек, знакомый с основами строительного дела, знает, что осадка знания в первую очередь проявляется в дверных проемах. Попробовав открыть створку одной из дверей собора, весящую около восьми том, убеждаемся, что здание не дает осадку. Первый авторский альбом, посвященный Исаакиевскому собору, Моферран еще до окончания строительства отправил не непосредственному заказчику, русскому императору, а французскому королю Луи-Филлипу. Архитектор был крайне озабочен своей репутацией в Европе. На чертеже фундамента 1845 года выделены участки основания третьего Исаакиевского собора. Согласно условию Александра Первого, Монферран сохранял значительную часть творения Ринальди, а совмещение двух фундаментов могло повлиять на устойчивость здания. При забивке сосновых свай строители стремились достичь максимальной плотности грунта. Как рассказал хранитель Исаакиевского собора Сергей Окунев, они вбивались на расстоянии, равном диаметру этих свай, и вбивались таким образом, чтобы при ударе ломом между сваями по земле лом отскакивал. Только тогда считалось, что они забиты нормально. Несмотря на применение передовых для своего времени технологий, деформации стен были замечены Монферраном еще в 1841 году, а необходимость первой комплексной реставрации собора возникла уже через 20 лет после окончания строительства. С середины XIX века за состоянием здания наблюдала особая техническая комиссия, которая действовала до 1917 года. 150 лет, прошедшие с момента постройки собора, показали, что Исаакий постепенно оседает в западном направлении. Первые попытки изучения этого процесса были предприняты в начале 30-х годов прошлого века. В ходе многолетних наблюдений выяснилось, что осадка на Запад составляет от 30 до 45 сантиметров. По мнению хранителя собора Сергея Окунева активная фаза движения уже прошла. Он пояснил свои соображения: «Я достаточно регулярно смотрю маячки, стеклышки, вмазанные в стены, находящиеся в верхней части собора. За последние годы у нас ни один их маячков не лопнул. Это значит, что сдвигов больше, чем на миллиметр, не было. Новое исследование состояния фундамента и металлоконструкций собора обещает быть самым объемным и точным. На экспертизы двум институтам отводится целый год. Как рассказал Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», через год будет составлен план дальнейших действий. Предыдущие экспертизы 45-летней давности категорически рекомендовала не вмешиваться в то, что создано, так как можно таким вмешательством гораздо больше навредить. Свайное основание собора находится ниже уровня грунтовых вод. В воде сосны могут спокойно находиться столетиями, но если уровень воды изменится и к древесине попадет кислород, то неизбежен процесс гниения. Для того, чтобы понять, что же творится под зданием собора на глубине 20 метров, необходимы геодезические исследования. Вот что рассказал о предстоящих исследованиях Борис Подольский, заместитель директора музея-памятника «Исаакиевский собор: «Это будут геологические исследования при помощи буровых установок. По периметру будет выбрано несколько точек и будут браться пробы грунтов и одновременно определяться уровень грунтовых вод». Если в интерьере собора об осадке напоминают лишь трещины на западной стене, то на высоте 80 метров внутри металлоконструкций, удерживающих балюстраду, изменения носят более тревожный характер. Более 40 элементов балюстрадного кольца имеют трещины. Статичность грунтов под Исаакием — главное условие долговечности здания, но как раз на это трудно рассчитывать в свете перестроек в центре города. Ситуацию с собором с прежней актуальностью комментируют слова одного из коллег Монферрана, сказанные 190 лет назад: «Должно остерегаться, чтобы не ошибиться в доброте земной».»