идиотическая память что это
Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры
В кино иногда герои наделены суперталантом: один раз взглянут на объект, потом вспоминают все мельчайшие подробности. Люди с такими способностями существуют в реальности, называют их эйдетиками.
Что такое эйдетическая память
Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.
К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.
Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».
Примеры эйдетической памяти
Фотографическая память, или эйдетическое восприятие, – это способность человека запоминать и воспроизводить информацию (картинки, звуки, движения и так далее) с высокой точностью.
Эйдетик изначально запоминает основной рисунок события: кафе, столик, скатерть, посуду, еду и напитки, людей, очередность событий. Через некоторое время, воссоздав подробности картинки, он вспомнит детальный внешний вид спутницы, текст беседы, запах и вкус еды, неожиданный звук, свои чувства, различные побочные события. Причем в его представлении отложатся мелкие детали, на которые обычный человек не обратит внимания: количество пуговиц на рубажке официанта, цвет полосочки на тарелке, расположение строчек в меню. Прирожденный эйдетик запоминает детали непринужденно, без особых усилий.
Человек, специально развивающий у себя зрительную память, целеустремленно фиксирует в памяти все детали окружающих объектов и неоднократно повторяет воспринятое. Люди с врожденной способностью к эйдетизму имеют безграничный объем памяти, легко и непринужденно воспроизводят нужный объект в любое время. Их память способна точно и длительно сохранять пережитые события: эйдетик без проблем в 50 лет вспомнит подробный внешний вид и детали встречи с человеком, которая произошла с ним в возрасте 18 лет и длилась несколько минут.
Развитие эйдетической памяти
Природных эйдетиков в зрелом возрасте очень мало, но практически у всех детей раннего возраста наблюдаются эйдетические способности, которые без должной тренировки со временем утрачиваются. Некоторые психологи считают, что наглядно-образное мышление и восприятие действительности являются преобладающими в возрасте до 12-13 лет. В подростковый период эйдетические образы заменяются логической памятью и утрачивают свои психологические функции.
Несмотря на заверения психологов, что талант к сохранению зрительных образов больше свойственен детям, у людей творческих профессий имеется хорошо развитый данный вид памяти.
Работая по специально разработанным методикам, дети и взрослые в значительной мере улучшают зрительную память, хотя еще никому не удалось с помощью упражнений достичь уровня истинных эйдетиков, да и разница в способах восприятия и объемах информации огромна.
Тренировка эйдетической памяти у детей
Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.
Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.
Карточки для занятий с детьми
Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:
Важно! Эффективными для развития эйдетической памяти у ребенка будут только регулярные ежедневные занятия с постепенным увеличением уровня сложности. Эпизодически проведенные упражнения не принесут пользы.
Развитие эйдетической памяти у взрослых
Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.
Для развития эйдетической памяти взрослые:
Совет. Регулярные тренировки позволяют улучшить процесс запоминания, что особенно важно для людей пожилого возраста, когда память уже не настолько гибка, как в молодости.
Люди-эйдетики
Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.
Известны и другие примеры эйдетических способностей:
Никола Тесла и его память
Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.
Видео
Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?
Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.
Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?
Что это такое
Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.
Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.
Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.
Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.
Основные характеристики
Визуализация + сенсорика
Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).
Детализация
Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.
Непроизвольное удержание
Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.
Произвольное воспроизведение
Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.
Большие объёмы
У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.
Яркость образов
Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.
Степени
Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:
По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.
Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:
Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.
Как развить
Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.
Метод Айвазовского
Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.
В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:
С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.
Упражнения на развитие фотографической памяти
Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение
Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.
Упражнение 2. Ассоциации
Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.
Упражнение 3. Текстология
Цель — развить фотографическую память на тексты.
Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.
Упражнение 4. Палиндромы
Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.
Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.
Нейробика
Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:
Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.
Проблема эйдетизма
С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.
В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.
Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?
Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.
Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.
В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.
И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.
На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.
Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.
Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.
Люди с фотографической памятью
Никола Тесла
Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.
Мэри Элизабет Баузер
Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.
Теодор Рузвельт
Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).
Сергей Рахманинов
Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.
Иоанн Павел II
Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.
Фердинанд Маркос
Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.
Мэрилу Хеннер
Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.
Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы
В пример можно также привести:
Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.
Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.
Все об эйдетизме. Как развить эйдетическую зрительную память
Зреть в корень, глядя в оба
Наблюдательность, проницательность, отличная зрительная память — без этих качеств в органах правопорядка, особенно в спецподразделениях, угрозыске, УБОПиКе, наркоконтроле, а также в армейской разведке делать нечего. Как же развить в себе человека, способного, словно рентген, проникать в замыслы подозреваемых и взглядом фотографировать наиболее важные в экстремальной ситуации детали? Ответ однозначен: нужно впасть в. эйдетизм! Это диковинное слово произошло от греческого «эйдос» — образ. И рассматривается как разновидность иконической (образной) памяти. Существует зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой эйдетизм.
Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена того или иного анализатора (например, зрительного или слухового). Сущность зрительного эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед этим находился перед его глазами. Художник–маринист Иван Константинович Айвазовский довел свою зрительную память до совершенства и писал свои картины исключительно по памяти. Французский художник Гюстав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидев ее только один раз.
Мгновенная (иконическая) память характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки. Длительность такой памяти от 0,1 до 0,5 с. Иногда в литературе встречается другое название иконической памяти — ультракратковременная память. Процесс эйдетической памяти сознательно не контролируется, в частности, на него не влияет внимание. Способность зрительной памяти надолго запоминать зрительную информацию меняется у всех людей, однако по мере взросления у большинства она пропадает, сохраняясь в основном у представителей творческих профессий — художников, поэтов и т.д. Сохраняют такую способность специальные периодические тренировки.
Эйдетизм не ограничивается феноменом фотографической памяти, он формирует специфический тип человека с целым набором особенностей. Немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма Эрик Йенш еще в 1922 году показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище калия и кальция, что дало основание для разработки учения о связи эйдетических образов с железами внутренней секреции и в первую очередь со щитовидной железой. Гормоны щитовидной железы необходимы для памяти и ума. При гипотиреозе (при дефиците этих гормонов) замедляются биохимические процессы в сером веществе мозга, клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ, уменьшается количество межнейронных связей. Замечено, что эйдетизм непосредственно связан с повышенным возбуждением центральной нервной системы.
В своих трудах доктор Йенш приводит результаты исследований Штайном памяти южноамериканских индейцев: «Если бы я сам не задавал им вопросы, я никогда бы не поверил, что кто–нибудь без письменных заметок после одной–единственной поездки по реке смог составить столь полное о ней представление. У аборигена в голове была карта, более того, он точно помнил все мельчайшие события, случившиеся с ним на этом пути. » Ливингстон также писал об удивительной зрительной памяти туземцев, которым «достаточно один раз побывать в какой–либо местности, чтобы запомнить ее во всех подробностях». Доктор Йенш отмечал: «Впечатанная в мозг визуальная информация воспринимается не как нечто чуждое, навязанное извне, но как естественное внутреннее свойство, оно является не бременем, от которого необходимо избавиться, но одним из самых полезных качеств, которые толь- ко могут быть у человека. Она послушно следует за каждым поворотом такой подвижной и изменчивой психологической материи, как представление. Здесь главным является не столько фиксация, которая скорее нарушена, сколько непринужденное созерцание, когда свободно блуждающий взор воспринимает все мельчайшие подробности».
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия установил, что эйдетик не воспринимает происходящие вокруг него события, даже если речь идет о человеческой трагедии. Лурия назвал эту защитную реакцию «самоотстранение» и считал, что она отличается от феномена расщепления личности, который развивается при шизофрении.
Было установлено, что эйдетики обладают способностью эффективно развивать идеомоторные акты, например, они усилием мысли легко снимают болевые ощущения. «Эйдетики без труда могут заставить свое тело повиноваться разуму. Он (Гитлер) просто «выключал» свою руку, благодаря чему мог, не чувствуя усталости, в течение долгих часов держать ее в подобном утомительном положении (в нацистском привет- ствии)», — писал Манфред Кох–Хиллебрехт в своей книге «Homo Гитлер: психограмма диктатора».
При тренировке зрительной памяти необходимо учитывать, что наш мозг использует при чтении те же нейроны, которые работают при распознавании лиц. Поэтому те, кто умеет очень быстро проглатывать печатный текст, часто обладают плохой зрительной памятью на лица — их соответствующие нейроны мозга переориентированы на быстрое чтение. Здесь необходимо сделать выбор, что для вас важнее. К сожалению, на различных курсах быстрого чтения слушателей об этом не предупреждают.
Замечено, что зрительная память лучше всего работает в серые, дождливые дни. Согласно исследованиям, в такие дни зрительная память людей возрастает в три раза. По такой версии, глаз пытается найти яркие краски и больше акцентируется на бытовых деталях, когда не удается порадоваться яркому солнцу и синему небу. Кроме того, установлено, что зрительно лучше запоминается информация, набранная (нарисованная) черным цветом на желтом фоне. Не зря, например, знак радиационной опасности выполнен именно в этих цветах.
Выполняя различные упражнения по развитию эйдетической зрительной памяти, необходимо помнить, что это требует активации правого полушария мозга, ответственного также и за эмоциональное состояние. Поэтому после таких занятий необходимо активизировать работу левого логического полушария мозга, снизив при этом активность правого полушария. Это может быть устный счет, решение кроссвордов, математических или шахматных задач. Можно использовать и различные физические упражнения, в которых задействованы правая рука и правая стопа. Например, сжатие–разжатие пальцев правой руки и правой стопы одновременно в течение нескольких минут.
Рассмотрим ряд упражнений по тренировке зрительной памяти:
1. Взять любую фотографию или книжную иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и постараться представить ее так, как будто вы продолжаете ее видеть. Делать так ежедневно по нескольку раз. Через некоторое время мозг научится воссоздавать запечатленную картинку с удивительной точностью.
2. Бросить на стол кучкой 4 — 5 спичек. В течение 2 — 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 — 14 штук, снова начать с 4 — 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Переходить к следующему упражнению можно, когда в воображении свободно удерживается не менее 10 спичек. Можно вместо спичек использовать цветные счетные палочки (запоминать количество, место расположения и цвет).
3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.
4. Разложить на столе 7 игральных карт (или 7 домино) рисунками («камнями») вниз. Накрыть их платком и под ним перевернуть их рисунками («камнями») вверх. Снять платок и постараться как можно быстрее запомнить их. Накрыть платком и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество карт (домино).
5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту. Можно использовать домино.
6. Взять две колоды карт. Из одной колоды выбрать семь любых карт и выложить их перед собой. Постараться как можно быстрее их запомнить. Затем отвернуться от них, достать из другой колоды эти же карты и выложить их в том же порядке. Сравнить результат. Начинать можно с четырех карт, постепенно, по мере тренировки, увеличивая их количество.
7. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.
8. Приготовить кубики, на гранях которых нарисованы цифры. Взять несколько кубиков и разложить их в беспорядке на столе перед собой. Постарайтесь запомнить положение кубиков и цифры на них. Например, вы положили четыре кубика с цифрами 1, 7, 4 и 9. Поставьте себе задачу выложить из них перед собой число 7914. Закройте глаза, четко представьте местонахождение каждого кубика и цифру на нем. Постарайтесь сразу определить по памяти местонахождение кубика с цифрой 7 и положить его перед собой. И так со всеми остальными кубиками. Постепенно увеличивайте количество кубиков.
Вместо кубиков с цифрами можно использовать кубики с разноцветными гранями и складывать их в определенном цветовом порядке. Можно исполь- зовать одновременно кубики с цифрами и цветными гранями, а также специально приготовленные одинаковые кружки/карточки с цифрами.
9. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.
10. Изученную вещь (сначала простую) попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.
11. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Сделать глубокий вдох, выдохнуть и расслабиться. Включить таймер, открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.
12. Зайти в незнакомую комнату, через 15 секунд закрыть глаза и затем попытаться вспомнить все, что вы увидели.
13. Сесть за стол и положить перед собой закрытую книгу или журнал с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций («Спецназ» как раз отлично подойдет! — Прим. ред.). Закрыть глаза и открыть любую страницу наугад. Продолжая держать глаза закрытыми, склонить голову к странице, которую вы только что открыли. Затем быстро открыть и закрыть глаза три раза подряд, оставив их в конце закрытыми, словно ваши глаза — это скоростной затвор фотокамеры, снимающей страницу. Представить с закрытыми глазами увиденную картинку.
14. Зрительную память можно также тренировать на прогулке или в общественном транспорте. Бросить короткий взгляд на прохожего или какой–либо предмет, закрыть глаза и постараться ярко и четко увидеть объект в течение 2 — 7 секунд. Проверить результат.
15. Пять — семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд испытуемый должен сказать, в каком положении находится выбранный предмет.
16. Взять картинку или фото с изображением незнакомой комнаты. Внимательно рассмотреть в течение одной минуты и постараться как можно подробнее запомнить изображение. При запоминании вида комнаты сначала запоминать то, что стоит на полу, а потом то, что на стенах, и затем — какова обстановка.
17. Если сейчас подойти к окну, то что вы увидите? Сказать по памяти. Описать по памяти подробно свою квартиру, комнату.
18. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «дорогвоН — Новгород». Для этого необходимо зрительно представить слово.
19. Взять один из заранее заготовленных листов с группой цифр. Например, расположив в три ряда следующие цифры: 3 6 8 (первый ряд), 5 7 2 (второй ряд), 4 8 6 (третий ряд). Внимательно посмотрите на лист и запомните цифры и их положение на листе. Отложите лист с цифрами в сторону и ответьте на вопросы:
— сумма второй цифры в первом ряду и второй цифры в третьем ряду;
— сумма третьей цифры во втором ряду и первой цифры в третьем ряду;
— разница последней цифры в третьем ряду и первой цифры в первом ряду;
— сумма вторых цифр в каждом ряду;
— сумма первых и третьих цифр в каждом ряду.
В дальнейшем можно увеличивать количество цифр и вопросов. Чтобы суметь выполнить это упражнение, необходимо иметь хорошо развитую зрительную память, так как при простом запоминании групп цифр новая информация будет вытеснять из памяти многозначное число, которое вы запомнили. В этом поможет мысленное представление «картины» записанного числа.
20. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 — 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.
21. В течение 10 — 20 секунд рассматривать картинку с различными предметами, стоящими на столе. Убрать картинку и попытаться вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если его наклонить в ту или иную сторону. Написать порядок падающих предметов на листке. Можно использовать разноцветные кубики.
22. К специальным упражне ниям на развитие зрительного воображения можно также отнести: складывание паззлов; мысленное прокручивание увиденного фильма или телепередачи; проходя по улице, представить картину улицы за спиной, повернуться и проверить результат.