иджаза что это такое

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое. Сообщение [Страница 1 из 1]

1 иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.Устранение путаницы в понятии «Иджаза» Пт 26 Дек 2014, 02:46

UmmFatima

Ассаляму алейкум уа рахмату-Ллах

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

Многие не имеют ясного понимания о том, что представляет собой нынешняя «иджаза», поэтому обманываются ими, и начинают превозносить обладателей этих «иджаз» выше их подлинного места.

Термин «иджаза» был введен исламскими учеными для надежной передачи Корана и хадисов, и означал – устное или письменное разрешение, данное шейхом своему ученику, позволяющее ему передавать от имени своего шейха. Таким образом ученик становился очередным звеном в цепи передачи. Позже «иджаза» обрела множество видов, и стала использоваться в самых различных науках. Разрешение на обучение исламским наукам и выдачу фетв, также стали называть «иджазой».

Условия, которые предъявлялись к тому, кто требует «иджазу» и тому, кто имеет право ее выдавать, были разными, в зависимости от времени и места. В одно время они были жесткими, а в другое – проявлялось чрезмерное послабление. Однако уже давно никакие условия не соблюдаются. Поэтому сегодня, чтобы получить «иджазу» достаточно прочитать шейху сочинение, на которое студент желает «иджазу». Иногда сам шейх читает студентам книгу, а затем дает им на нее «иджазу». И что примечательно, бывает такое, что «иджаза» дается не только тем, кто присутствовал на уроках изучения этой книги, а каждому, кто присутствует во время выдачи «иджазы». Не раз бывало, что человек оказывался в кружке случайно и получал вместе с остальными «иджазу». Самим студентам известны случаи, когда письменную «иджазу» получал даже тот, кто не мог прочитать написанное в ней, ввиду не знания арабского языка. Иной раз, и без всех этих церемоний, шейх может заявить присутствующим или группе своих учеников, что дает «иджазу», к примеру, на сборник хадисов имама ат-Тирмизи, или на все труды шафиитской правовой школы и т.п.

Посему не удивляет, что многие получают «иджазу» на книгу, зная из нее лишь одно название, при полном неведении о содержании. Именно поэтому выдающийся ученый, знаток хадисов имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Настоящая «иджаза» была важна и значима в далекие времена, до того, как стала лишь символикой и формой, подобно тем, что сегодня выдают некоторые университеты и шейхи. Кто-то говорит: “Я выдал иджазу такому-то”, но едва ли тот что-либо смыслит”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур № 636 (00:35:08-00:35:33)

Обладатель иджазы становится очередным звеном в цепочки передачи, но, по сути, цепочка, в которую он входит не имеет никакой ценности. Ибо после собрания хадисов в специальные своды, необходимость в передаче с иснадом у последующих поколений отпала. Авторы этих сборников приводят вместе с каждым хадисом цепочку передачи, восходящую к ее началу. После них, передача через цепочку и выдача иджазы стали носить лишь формальный акт.

Хафиз Ибн Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Передача с неразрывными цепочками рассказчиков, в наше время, да и уже задолго до нашего времени, предназначена не для установления степени достоверности сообщений, ибо среди них есть такие цепочки передатчиков, в которых присутствуют шейхи, не знающие то, что они передают и не обладающие точностью в своих записях, которые были бы пригодны для того, чтобы опираться на них в установлении степени достоверности сообщений. Целью же передачи с цепочками рассказчиков является сохранение [традиции] передачи по цепочкам [от одного звена к другому, из поколения в поколение]. Иснад – уникальная особенность исламской общины, да возвеличит Аллах ее достоинство и увеличит ее почтенность”.
Источник: Сыянату Сахих Муслим. Т.1 С.117. Дар аль-Гарб аль-Ислями. Бейрут. 1408 г.х.

Если такое в своего время сказал хафиз Ибн Салях живший в промежутке 577-643г.х., то что же говорить о нашем времени?

Сказали ученые постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА: “У некоторых ученых есть цепочки, восходящие до сочинений по собранию Сунны. Однако они не имеют ценности ввиду их длинны, а также неизвестности многих передатчиков со стороны их приемлемости и точности”.
Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима Т.4. С. 371.

Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все иджазы последних веков, за исключением редких случаев, носят символический характер, и не имеют никакой ценности…
Выдачу иджаз я считаю полнейшим абсурдом, ибо эта иджаза не наделяет человека знанием, она несет лишь символический характер. [Люди говорят:] “Клянусь Аллахом, у такого-то иджаза от такого-то”. И что же понимают обычные люди? Что у такого-то иджаза от такого-то, и чем большее количество давших ему иджазу, тем выше степень этого человека. Но по сути он топчется на месте. Человек никакой практической пользы не получает от этой иджазы. Пользу он получает от проявленного собственного старания и усердия [в приобретении знаний]”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №037 (00:37:58-00:47:11)

Подытоживая все выше изложенное, можно сказать, что «иджаза» – дань традиции, и потеряв давно свою ценность, носит лишь символический характер. Обладание иджазами не является критерием наличия у человека знаний, поскольку иджаза не избавляет человека от невежества и не наделяет его знанием. Тем более, что некоторые заняты лишь накоплением иджаз, а не приобретением знаний. Отвлекаются от лучшего занимаясь тем, что ниже по достоинству. Пользу человек получает от проявленного собственного старания и усердия в приобретении знаний. В связи с чем, для студентов, при упоминании своих «иджаз», более подобающим будет разъяснение их сути, дабы простой обыватель не обольщался ими.

Не будет лишним тут упомянуть и то, что некоторые для предания своей персоне важности и статуса, приписывают себя к ученикам известных ученых. Однако проповедует совсем иное, нежели то, к чему призывали и обучали эти ученые. Поэтому, нельзя обольщаться заявлениями о том, что некий студент посещал уроки и сопровождал долгое время выдающегося ученого. О человеке, в первую очередь, свидетельствуют его слова и дела. Мы смотрим на соответствие его призыва тому, к чему призывал тот шейх, к имени и авторитету которого он прибегает.

Надеюсь, эта краткая заметка принесет пользу, и впредь позволит правильно оценивать слова о том, что некий студент входит в цепочку передатчиков какого-то хадиса, или у него иджаза на передачу Сахих аль-Бухари и т.п.

Источник

Исламский форум

Знание прежде всего

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси » 24 дек 2014, 02:12

Многие не имеют ясного понимания о том, что представляет собой нынешняя «иджаза», поэтому обманываются ими, и начинают превозносить обладателей этих «иджаз» выше их подлинного места.

Термин «иджаза» был введен исламскими учеными для надежной передачи Корана и хадисов, и означал – устное или письменное разрешение, данное шейхом своему ученику, позволяющее ему передавать от имени своего шейха. Таким образом ученик становился очередным звеном в цепи передачи. Позже «иджаза» обрела множество видов, и стала использоваться в самых различных науках. Разрешение на обучение исламским наукам и выдачу фетв, также стали называть «иджазой».

Условия, которые предъявлялись к тому, кто требует «иджазу» и тому, кто имеет право ее выдавать, были разными, в зависимости от времени и места. В одно время они были жесткими, а в другое – проявлялось чрезмерное послабление. Однако уже давно никакие условия не соблюдаются. Поэтому сегодня, чтобы получить «иджазу» достаточно прочитать шейху сочинение, на которое студент желает «иджазу». Иногда сам шейх читает студентам книгу, а затем дает им на нее «иджазу». И что примечательно, бывает такое, что «иджаза» дается не только тем, кто присутствовал на уроках изучения этой книги, а каждому, кто присутствует во время выдачи «иджазы». Не раз бывало, что человек оказывался в кружке случайно и получал вместе с остальными «иджазу». Самим студентам известны случаи, когда письменную «иджазу» получал даже тот, кто не мог прочитать написанное в ней, ввиду не знания арабского языка. Иной раз, и без всех этих церемоний, шейх может заявить присутствующим или группе своих учеников, что дает «иджазу», к примеру, на сборник хадисов имама ат-Тирмизи, или на все труды шафиитской правовой школы и т.п.

Посему не удивляет, что многие получают «иджазу» на книгу, зная из нее лишь одно название, при полном неведении о содержании. Именно поэтому выдающийся ученый, знаток хадисов имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Настоящая «иджаза» была важна и значима в далекие времена, до того, как стала лишь символикой и формой, подобно тем, что сегодня выдают некоторые университеты и шейхи. Кто-то говорит: “Я выдал иджазу такому-то”, но едва ли тот что-либо смыслит”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур № 636 (00:35:08-00:35:33)

Обладатель иджазы становится очередным звеном в цепочки передачи, но, по сути, цепочка, в которую он входит не имеет никакой ценности. Ибо после собрания хадисов в специальные своды, необходимость в передаче с иснадом у последующих поколений отпала. Авторы этих сборников приводят вместе с каждым хадисом цепочку передачи, восходящую к ее началу. После них, передача через цепочку и выдача иджазы стали носить лишь формальный акт.

Хафиз Ибн Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Передача с неразрывными цепочками рассказчиков, в наше время, да и уже задолго до нашего времени, предназначена не для установления степени достоверности сообщений, ибо среди них есть такие цепочки передатчиков, в которых присутствуют шейхи, не знающие то, что они передают и не обладающие точностью в своих записях, которые были бы пригодны для того, чтобы опираться на них в установлении степени достоверности сообщений. Целью же передачи с цепочками рассказчиков является сохранение [традиции] передачи по цепочкам [от одного звена к другому, из поколения в поколение]. Иснад – уникальная особенность исламской общины, да возвеличит Аллах ее достоинство и увеличит ее почтенность”.
Источник: Сыянату Сахих Муслим. Т.1 С.117. Дар аль-Гарб аль-Ислями. Бейрут. 1408 г.х.

Если такое в своего время сказал хафиз Ибн Салях живший в промежутке 577-643г.х., то что же говорить о нашем времени?

Сказали ученые постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА: “У некоторых ученых есть цепочки, восходящие до сочинений по собранию Сунны. Однако они не имеют ценности ввиду их длинны, а также неизвестности многих передатчиков со стороны их приемлемости и точности”.
Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима Т.4. С. 371.

Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все иджазы последних веков, за исключением редких случаев, носят символический характер, и не имеют никакой ценности…
Выдачу иджаз я считаю полнейшим абсурдом, ибо эта иджаза не наделяет человека знанием, она несет лишь символический характер. [Люди говорят:] “Клянусь Аллахом, у такого-то иджаза от такого-то”. И что же понимают обычные люди? Что у такого-то иджаза от такого-то, и чем большее количество давших ему иджазу, тем выше степень этого человека. Но по сути он топчется на месте. Человек никакой практической пользы не получает от этой иджазы. Пользу он получает от проявленного собственного старания и усердия [в приобретении знаний]”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №037 (00:37:58-00:47:11)

Подытоживая все выше изложенное, можно сказать, что «иджаза» – дань традиции, и потеряв давно свою ценность, носит лишь символический характер. Обладание иджазами не является критерием наличия у человека знаний, поскольку иджаза не избавляет человека от невежества и не наделяет его знанием. Тем более, что некоторые заняты лишь накоплением иджаз, а не приобретением знаний. Отвлекаются от лучшего занимаясь тем, что ниже по достоинству. Пользу человек получает от проявленного собственного старания и усердия в приобретении знаний. В связи с чем, для студентов, при упоминании своих «иджаз», более подобающим будет разъяснение их сути, дабы простой обыватель не обольщался ими.

Не будет лишним тут упомянуть и то, что некоторые для предания своей персоне важности и статуса, приписывают себя к ученикам известных ученых. Однако проповедует совсем иное, нежели то, к чему призывали и обучали эти ученые. Поэтому, нельзя обольщаться заявлениями о том, что некий студент посещал уроки и сопровождал долгое время выдающегося ученого. О человеке, в первую очередь, свидетельствуют его слова и дела. Мы смотрим на соответствие его призыва тому, к чему призывал тот шейх, к имени и авторитету которого он прибегает.

Надеюсь, эта краткая заметка принесет пользу, и впредь позволит правильно оценивать слова о том, что некий студент входит в цепочку передатчиков какого-то хадиса, или у него иджаза на передачу Сахих аль-Бухари и т.п.

Источник

Иджаза

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.

Иджаза, или иджазатнаме показывало, что человек успешно завершил обучение в какой-то науке или ремесле и имеет право заниматься этой профессией и набирать учеников. Арабское слово иджазат/иджаза происходит из корня ДЖВЗ – «разрешить, подтвердить». Это было своего рода свидетельство, диплом, в котором указывалось, какими знаниями человек обладает в той или иной области, каковы его компетентность и способности.

Иджаза также выступала в качестве лицензии на преподавание, показывающей, что ее обладатель может передавать свои знания ученикам. Имам Навави, проводя параллель с водой, которая, протекая, утоляет потребность во влаге животных и растений, пишет, что ученый, выдавая иджазу своему ученику, «переливает» в него свои знания.

Такая цепочка преемственности была распространена в самых разных сферах жизни – суфизме, религиозных науках, таких как хадисоведение, разных видах искусств, например, в каллиграфии.

В общем смысле означая разрешение и лицензию, иджаза свидетельствовать о том, что человек успешно завершил получение знаний или умений в какой-то сфере, достиг такой квалификации, что может обучать других и имеет право заниматься своей профессией.

Документы, в которых записывалась иджаза, именовались иджазатнаме. Благодаря таким документам фиксировались цепочки преемственности учителей и учеников, а преподавать или заниматься какой-то профессией могли только те люди, которые получили должную квалификацию. Наличие цепочки учитель-ученик предотвращало деградацию знаний.

Иджазы и иджазатнаме имели разную форму в зависимости от того, к какой сфере относились. В хадисоведении они представляли собой устное разрешение или запись, в которой указывалось какие хадисы, сборники хадисов или их часть прошел выдавший иджазу учитель со своим учеником.

В каллиграфии иджазатнаме представляли собой документы, в которых сообщалось, что мастер изучил стили и правила письма (речь могла идти только об одном из стилей) и получил право ставить подписи под своими работами.

В иджазатнаме по большей части использовался арабский язык, хотя временами применяли и местные языки. В наши дни иджаза в исламском мире уже не так распространена, ее заменяют дипломы учебных заведений. Тем не менее она все еще сохраняет актуальность как в некоторых традиционных искусствах, так и религиозных науках.

Источник

«Иджаза – то, чем отличил Аллах нашу умму»

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.

Предлагаем вам интервью с учёным Абдурахимом аль-Хасани, который является потомком Пророка (мир ему и благословение). Когда-то он учился у крупных учёных, а сегодня сам распространяет знания.

– Как Вы попали в Казань?

– В Казань я прибыл по приглашению Российского исламского университета для организации ряда научных семинаров и повышения квалификации у студентов. Этот вуз организовал уроки по хадисам с иджазой, то есть разрешением на преподавание книг. После завершения изучения какой-либо книги по хадисам учитель даёт своему ученику иджазу, что связывает его, как по цепочке, с предыдущими учёными, а тех – с предыдущими и так до самого Пророка (мир ему и благословение). В этом есть большой баракат.

– Какие впечатления у Вас о Казани?

– Что касается моих впечатлений, то самое главное, чем я был очень удивлён, – в Казани много мусульман. Очень удивила красота и чистота города – это указывает на благоразумие общества, проживающего там.

Также был очень удивлён, когда увидел в Казани много мечетей. Было такое ощущение, будто я нахожусь в Египте или в Стамбуле. На многих улицах и окрестностях находятся дома Аллаха, медресе – всё это ясно указывает на то, что в этом городе живёт Ислам. Что до самих мусульман, то хочу отметить чистоту наших братьев и сестёр, а также, что немаловажно, правильное вероубеждение – акыду.

– Какое мнение сложилось у Вас о российских студентах?

– Моё мнение, по большому счёту, сложилось задолго до поездки в Казань, поскольку у меня была возможность познакомиться с ними ещё в Дамаске. Студентов из России отличает жажда к знаниям, владение этикой и обладание прекрасным нравом; на уроках они бывали внимательны, оказывали почёт и уважение учёным.

– Какие книги Вы прочитали студентам?

– Мы прочитали следующие книги по хадисам: «Арбаина ан-Навави», книгу шейха Мухаммада ибн Сунбуля «аль-Аваилю Сунбулияти», книгу имама ат-Тирмизи «Шамаилю Мухаммадияти».

Прочитали две книги по науке усулюль фикх: «Аль-Варакат» имама Джувейни и книгу современника Мустафы аль-Буга «Музаккарат» – это новая книга по усулюль фикху. По терминологии хадисов прочитали книгу «Матну Гурами ас-Сахих» имама Абу Фарраж аль-Ишбили.

– Сколько студентов из России получили иджазу, которую Вам передали Ваши учителя и которую Вы передаёте своим ученикам для бараката?

– Конкретное количество учащихся я не помню, но на уроках было много присутствующих. Когда читали книгу о достоинствах Пророка (мир ему и благословение), количество студентов увеличилось во много раз, там даже присутствовала женщина-чеченка, которая приехала из Москвы, она также получила иджазу, а после завершения маджлиса вернулась к себе домой. С нами также был Рашид ад-Дагестани, известный талиб (ищущий знания), в России у него есть уроки по акыде и фикху; были студенты и из Таджикистана.

– Какая польза от получения иджазы и что говорили об этом учёные?

– Иджаза – это то, чем отличил Аллах нашу умму, это благородный иснад, он сохраняет Шариат. Сохранение Корана от искажений Аллах взял на себя, в Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», аят 9).

А Сунна – это второй источник Шариата, и он сохраняется посредством иснада и иджазы. Кто изучает знания с иджазой, его имя связывается с именами великих учёных уммы (да будет доволен ими Аллах).

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот, кто изучает хадис без иснада, подобен собирающему дрова ночью: он несёт связку дров, а там змея, и он не знает об этом».

Имам ар-Рази сказал: «Ни в одной умме, с тех пор как Аллах сотворил Адама (мир ему), не было доверенных людей, сохраняющих наследство (знания) Пророка (мир ему и благословение), кроме как в этой умме».

Ибн Мубарак сказал: «Иснад – это из религии; если не было бы иснада, то кто желает – говорил бы, что желает».

– Благодарю Вас, Абдурахим, за интересную беседу. Да поможет Вам Аллах распространять истинные знания, наследство нашего Пророка (мир ему и благословение)!

Источник

Арабская иджаза

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.

иджаза что это такое. иджаза что это такое фото. картинка иджаза что это такое. смотреть фото иджаза что это такое. смотреть картинку иджаза что это такое.Араб­скую книж­ную тра­ди­цию ха­рак­те­ри­зу­ет осо­бый спо­соб до­ку­мен­ти­ро­вать со­об­ще­ния о фак­тах и со­бы­ти­ях, от­рез­ки текс­та и це­лые кни­ги. Еще на за­ре пись­мен­нос­ти у ара­бов бы­ла вы­ра­бо­та­на свое­об­раз­ная тех­ни­ка пе­ре­да­чи зна­ния, и со­от­вет­ст­ву­ю­щая тер­ми­но­ло­гия. Что­бы по­нять эту тех­ни­ку и тер­ми­но­ло­гию, нуж­но об­ра­тить­ся к ран­не­му пе­ри­о­ду и да­же по­пы­тать­ся за­гля­нуть в бо­лее древ­нюю эпо­ху, по­то­му что са­ми тер­ми­ны про­зрач­но ука­зы­ва­ют на то, что они мог­ли воз­ник­нуть толь­ко в уст­ной сфе­ре. Уже тог­да, ког­да уст­ная пе­ре­да­ча бы­ла единст­вен­но воз­мож­ной, су­щест­во­ва­ли, оче­вид­но, опре­де­лен­ные нор­мы и пра­ви­ла, при­зван­ные обес­пе­чить на­деж­ную со­хран­ность сло­вес­но вы­ра­жен­ной ин­фор­ма­ции, предот­вра­тить слу­чай­ность и про­из­вол. Хра­не­ние и пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции вы­де­ли­лись в род за­ня­тий, ста­ли ува­жа­е­мой про­фес­си­ей.

Зна­ток (ра­ви, му­хад­дис, касс, ах­ба­ри, шейх, ус­таз, ‛алим), вы­сту­пая в ро­ли учи­те­ля, рас­ска­зы­ва­ет или дек­ла­ми­ру­ет не­кое со­об­ще­ние со ссыл­кой на ис­точ­ник и с не­об­хо­ди­мы­ми по­яс­не­ни­я­ми. Вос­при­ни­ма­ю­щий, или уче­ник, слу­ша­ет и за­по­ми­на­ет. За­тем сле­ду­ет вто­рой акт: уче­ник, по­же­лав­ший стать не прос­то ря­до­вым слу­ша­те­лем, а про­фес­си­о­наль­ным пе­ре­дат­чи­ком, де­мон­ст­ри­ру­ет учи­те­лю, как он усво­ил текст со­об­ще­ния, вос­про­из­во­дя его вслух до­слов­но. При этом учи­тель дол­жен удос­то­ве­рить­ся, что уче­ник пра­виль­но по­нял смысл со­об­ще­ния, точ­но за­пом­нил его сло­вес­ное вы­ра­же­ние и от­ра­зил бук­валь­но, без ис­ка­же­ний и пе­ре­ста­но­вок. Учи­тель обя­зан так­же разъ­яс­нить, ког­да, ка­ким спо­со­бом и от ко­го он сам узнал то, что он со­об­ща­ет, а уче­ник обя­зан чет­ко пред­став­лять се­бе путь, по ко­то­ро­му дан­ное со­об­ще­ние по­па­ло к учи­те­лю. Та­кой спо­соб пе­ре­да­чи со­об­ще­ния (ха­бар, ха­дис) или зна­ния (‛ илм) на­зы­ва­ет­ся са­ма‛, букв. «слу­ша­ние».

Близ­кую па­рал­лель к не­му со­став­ля­ет дру­гой спо­соб, ког­да уче­ник «предъ­яв­ля­ет» (‛ара­да) или «дек­ла­ми­ру­ет» (ка­ра‛а) по­лу­чен­ное им где-то рань­ше со­об­ще­ние ав­то­ри­тет­но­му учи­те­лю для про­вер­ки и одоб­ре­ния.

Вы­дер­жав ис­пы­та­ние, уче­ник ста­но­вить­ся хра­ни­те­лем дан­но­го со­об­ще­ния и по­лу­ча­ет до­зво­ле­ние (ид­жа­за) пе­ре­да­вать его дру­гим ли­цам со ссыл­кой на сво­е­го учи­те­ля. В сле­ду­ю­щем ак­те пе­ре­да­чи быв­ший уче­ник вы­сту­па­ет уже в ро­ли учи­те­ля, а но­вый уче­ник по­лу­ча­ет пра­во ссы­лать­ся не толь­ко на не­го, но и на его пред­шест­вен­ни­ков. Так каж­дое со­об­ще­ние об­рас­та­ет цепью пе­ре­дат­чи­ков – (ис­над – букв. «под­креп­ле­ние»), с обя­за­тель­ной ссыл­кой на ко­то­рых оно пе­ре­да­ет­ся. Очень су­щест­вен­но при этом по­ня­тие «пра­ва пе­ре­да­чи» (хакк ар-ри­вайа). С по­яв­ле­ни­ем и утверж­де­ни­ем пись­мен­нос­ти фор­ма до­ку­мен­та­ции све­де­ний ссыл­кой на цепь пе­ре­дат­чи­ков и тер­ми­но­ло­гия оста­ют­ся в си­ле, но са­мый спо­соб обу­че­ния мо­ди­фи­ци­ру­ет­ся: учи­тель рас­ска­зы­ва­ет ли­бо по па­мя­ти, ли­бо по за­пи­си; уче­ник слу­ша­ет, за­по­ми­на­ет и за­пи­сы­ва­ет, а усво­ен­ный текст вос­про­из­во­дит вслух так­же ли­бо по па­мя­ти, ли­бо по за­пи­си. Са­ма‛ и ки­ра’а (‛ард) на­чи­на­ют пред­став­лять со­че­та­ние уст­но­го и пись­мен­но­го спо­со­бов пе­ре­да­чи. Ка­кое-то вре­мя за­пись слу­жит лишь вспо­мо­га­тель­ным средст­вом при пре­об­ла­да­нии уст­ной пе­ре­да­чи. Но по­сте­пен­но их ро­ли ме­ня­ют­ся и за­пись вы­дви­га­ет­ся на пер­вое мес­то как средст­во хра­не­ния и пе­ре­да­чи зна­ния, а уст­ное вос­про­из­ве­де­ние текс­та ста­но­вит­ся ору­ди­ем кон­тро­ля.

По­яв­ля­ют­ся и но­вые спо­со­бы пе­ре­да­чи, став­шие воз­мож­ны­ми толь­ко в ру­ко­пис­ную эпо­ху. Та­ко­вы му­ка­та­ба – по­лу­че­ние текс­та или нуж­ных для его по­ни­ма­ния по­яс­не­ний пу­тем об­ме­на пись­ма­ми; му­на­ва­ла – пе­ре­ход ру­ко­пи­си из рук в ру­ки без со­про­вож­да­ю­ще­го ак­та про­чте­ния вслух; ва­сийа – пе­ре­ход ру­ко­пи­си ав­то­ра или вла­дель­ца по за­ве­ща­нию к дру­го­му ли­цу; вид­жа­да – об­на­ру­же­ние ру­ко­пи­си ав­то­ра пос­ле его смер­ти; и, на­ко­нец, пе­ре­пис­ка или ко­пи­ро­ва­ние ру­ко­пи­си. Ид­жа­за при­о­бре­та­ет те­перь смысл до­зво­ле­ния пе­ре­да­вать пись­мен­ные ма­те­ри­а­лы учи­те­ля не­за­ви­си­мо от спо­со­ба их по­лу­че­ния уче­ни­ком.

Все эти спо­со­бы пе­ре­да­чи зна­ния сло­жи­лись в це­лую сис­те­му, ко­то­рая про­шла дли­тель­ный пе­ри­од ап­ро­ба­ции и по­лу­чи­ла наибо­лее пол­ное раз­ви­тие в сфе­ре ха­ди­со­ве­де­ния, но при­ме­ня­лась так­же в ком­мен­ти­ро­ва­нии Ко­ра­на, ис­то­рио­гра­фии и фи­ло­ло­гии; по­сте­пен­но она про­ник­ла в сфе­ру об­ще­го об­ра­зо­ва­ния и утвер­ди­лась в мед­ре­се. Эта сис­те­ма пе­ре­да­чи и кон­тро­ля зна­ний ста­ла важ­ной от­ли­чи­тель­ной чер­той араб­ской книж­ной куль­ту­ры, толь­ко ей при­су­щей. Ссыл­ки на ин­фор­ма­то­ров и на це­пи пе­ре­дат­чи­ков, от­вет­ст­вен­ных за те или иные ха­ди­сы, рас­ска­зы, сти­хи, фак­ты, вхо­дят в текст со­чи­не­ний, час­то со­став­ляя за­мет­ную до­лю их объ­ема.

Сви­де­тельст­во об имев­шем мес­то обу­че­нии по кни­ге ста­но­вит­ся пись­мен­ным до­ку­мен­том, скреп­ля­е­мым под­писью учи­те­ля. Оно за­пи­сы­ва­ет­ся на от­дель­ном лис­те ли­бо не­по­средст­вен­но на эк­зем­пля­ре про­ра­бо­тан­ной кни­ги. Бла­го­да­ря на­ли­чию та­ких до­ку­мен­тов не­ко­то­рые араб­ские ру­ко­пи­си име­ют це­лые ге­не­а­ло­гии, воз­во­дя­щие их че­рез ряд про­то­гра­фов к са­мо­му ав­то­ру со­чи­не­ния. Эти до­ку­мен­ты слу­жи­ли фак­ти­чес­ки дип­ло­мом об об­ра­зо­ва­нии.

«Ис­ка­тель зна­ния» про­ра­ба­ты­ва­ет под ру­ко­водст­вом учи­те­ля од­ну кни­гу за дру­гой и на каж­дую по­лу­ча­ет ид­жа­зу вмес­те с пра­вом стать оче­ред­ным зве­ном ис­над­ной це­пи ее пе­ре­да­чи, за­тем пе­ре­хо­дит к дру­го­му пре­по­да­ва­те­лю или од­нов­ре­мен­но за­ни­ма­ет­ся у не­сколь­ких пре­по­да­ва­те­лей. Пос­ле за­вер­ше­ния об­ра­зо­ва­ния в од­ном мес­те он пе­ре­би­ра­ет­ся в дру­гой го­род и про­хо­дит курс у но­вых пре­по­да­ва­те­лей по но­вым кни­гам (в ед­ких слу­ча­ях уче­ник дваж­ды шту­ди­ро­вал од­ну кни­гу), по­пол­няя за­пас зна­ний и на­бор ид­жаз.

Ид­жа­за со вре­ме­нем ста­ла очень раз­но­об­раз­ной. Она мог­ла да­вать раз­ре­ше­ние на пе­ре­да­чу од­но­го со­чи­не­ния или все­го со­бра­ния со­чи­не­ний ав­то­ра, од­ной кни­ги или це­лой биб­лио­те­ки, быть крат­кой и сте­рео­тип­ной или прост­ран­ной и изыс­кан­ной. Она са­ма пре­вра­ща­ет­ся в не­кое по­до­бие ли­те­ра­тур­но­го жан­ра, луч­шие об­раз­цы ко­то­ро­го по­па­да­ют в ан­то­ло­гии. Со­бра­ние ид­жаз од­но­го уча­ще­го­ся со­став­ля­ет по­рой це­лый том, ко­то­рый на­чи­на­ет цир­ку­ли­ро­вать как от­дель­ная по­учи­тель­ная кни­га. Зна­че­ние ид­жа­зы по­сте­пен­но па­да­ет, ее по­лу­че­ние ста­но­вит­ся лег­ким, фор­маль­ным ак­том (на­при­мер, за­оч­ным), ко­то­рым на­чи­на­ют зло­упо­треб­лять обе участ­ву­ю­щие в этом сто­ро­ны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *