иджтихад это в исламе что
Иджтихад
Иджтихад (араб. إجتهاد — усердие, старание) — применение мусульманским ученым-правоведом усилий, направленных на вынесение богословско-правового решения в каком-либо вопросе. Иджтихад применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания. Человек, занимающийся иджтихадом, именуется муджтахидом.
Муджтахид должен соответствовать определенным требованиям: быть мусульманином, отличаться хорошей сообразительностью (проницательный ум), углубленно знать основные канонические правовые источники, хорошо владеть арабским языком, а также знать основные принципы и правила исламского права (иметь высшее богословское образование).
Практика иджтихада не является обязанностью каждого мусульманина. Достаточно, если им будут заниматься только некоторые из них.
В редких случаях к практике иджтихада может прибегнуть рядовой мусульманин, оказавшийся в определенной вынужденной ситуации. Так, например, находясь в незнакомой местности и не зная точного направления киблы, а также не имея возможности узнать это от другого человека, допускается самостоятельно приложить усилия и определить направление. Даже если оно окажется ошибочным, перечитывать молитву-намаз не нужно. То же самое применимо в случае нахождения в местах лишения свободы, если заключенный не располагает точной информацией, например, о наступлении времени обязательной молитвы-намаза[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Иджтихад // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 1. С. 316–318.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Что такое иджтихад, и кто такие муджтахиды?
Иджтихад (букв. – «усердствование, большое старание» представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шариата). Некоторые крупнейшие богословы в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую деятельность в рамках системы иджтихада в шариате. Ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения, называются муджтахидами.
Слово «иджтихад» образовано от арабского глагола «джахада», означающего «предпринимать усилия, старания» или «обладать способностью осуществлять определенную деятельность». В шариате это слово первоначально употреблялось как приведение доказательств каким-либо человеком; впоследствии оно приобрело значение «способ доказательства с помощью кийаса».
Таким образом, иджтихад по своему терминологическому значению используется как инструмент доказательства чего-либо с целью достижения логического вывода по той или иной проблеме шариата. Подобные доказательства и выводы осуществляются мусульманскими правоведами, которые и определяют соответствие того или иного суждения шариату.
Иджтихад – это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции.
По словам имама аш-Шафии, сам Создатель косвенным образом поощряет нас использовать силу разума, данную людям как дар Аллаха, чтобы на основании аргументов добиваться логического результата в рассуждениях по той или иной проблеме. Следовательно, иджтихад является важнейшей после Корана и Сунны основой шариатского правосудия.
Главное отличие иджтихада от этих источников заключается в том, что иджтихад – это непрерывно развивающийся процесс. Что касается Корана и Сунны, то со смертью Пророка (сгв) они больше не пополнялись. В этом смысле иджтихад и по сей день является главным инструментом толкования Корана и Сунны, а также их связи с меняющимися условиями жизни. На важность иджтихада указывает Коран, но более определенно – сунна.
Насколько известно, впервые к этому шариатскому принципу прибегли еще при жизни Пророка (сгв), о чем рассказывается в известном хадисе о Муазе ибн- Джабале, которого Пророк назначил судьей в Йемен. Перед тем, как тот отправился для исполнения своих обязанностей, Пророк (сгв) спросил его: «На основании чего ты будешь вершить суд?». «На основании Книги Аллаха», – ответил тот. «А если ты в ней не найдешь ответа?» – «Тогда буду действовать по Сунне Посланника Аллаха (сгв)». «А если и в ней не найдешь ответа?» «Тогда я постараюсь составить собственное суждение, чтобы вынести свое решение (фетву)». Пророк (сгв) сразу же после этого сказал: «Слава Аллаху, мой посланник порадовал своего Пророка (сгв) тем, что сам избрал правильный путь».
По мнению ал-Газали, хадис о Муазе ибн Джабале четко указывает на необходимость иджтихада. Сподвижники и последователи Пророка (сгв) действовали в духе иджтихада и, как гласят предания, все они поддерживали указанный принцип. Об этом свидетельствуют исторические факты. Аргументы в пользу необходимости иджтихада следует видеть и в том, что конкретные указания в шариате также могут быть неполными, ибо с течением времени в жизни исламской общины постоянно возникают все новые и новые проблемы.
Тем не менее возможность использования иджтихада исключается в следующих случаях: рассуждения о существовании Бога; о словах пророков, ибо они посланники Аллаха; о правильности и авторитете Корана; о загробном мире и необходимости его существования.
Муджтахида как шариатского законоведа высшей категории характеризует наличие следующих условий:
1) знание Корана наизусть, а также знание обстоятельств и причин ниспослания Аллахом айатов Корана;
2) знание хадисов, умение отличать истинные хадисы от ложных, поучительные от маловероятных и т.д.;
3) знание основ и принципов иджма;
4) справедливость, выполнение религиозных обязанностей, отстранение от недозволенного;
5) географические и социокультурные знания.
У суннитов муджтахиды подразделяются на три группы.
1. Муджтахид фи-ш-шариа (муджтахид на уровне шариата в целом) при вынесении решений сам определял источники и сам их истолковывал. К ним относятся верные последователи Пророка Мухаммада, жившие до III в. хиджры.
2. Муджтахид фи-л-мазхаб (муджтахид на уровне мазхаба) занимался исследованием вопросов, при этом он должен был опираться на источники, определенные основателем его мазхаба, руководствуясь его принципами.
3. Муджтахид фи-т-тарджих (муджтахид на уровне решения отдельных вопросов) занимался исследованием вопросов, не решенных его предшественниками.
Значение иджтихада определяется путем изучения сущности, целей и задач шариата. Большинство мусульманских правоведов различают две группы установок шариата: решение вопросов, касающихся форм отношения к Аллаху, соблюдения обрядов и обязанностей богослужения (ибадат – поклонение) и отношений между людьми (ал-муамалат).
Понятие «ибадат» можно определить достаточно ясно, ибо оно конкретно описано в Коране и Сунне. Тем не менее его детали и косвенные выводы конкретизируются посредством иджтихада.
Что касается «муамалат», то они постоянно меняются в зависимости от различных условий и обстоятельств. В такой ситуации нахождение средств и способов, целесообразных для решения той или иной проблемы, входит в обязанность самого мусульманского общества и не должно выходить за рамки предписаний, содержащихся в Коране и Сунне.
Иджтихад считается средством развития самого шариата. Заключения по тем или иным вопросам, к которым приходили через иджтихад сподвижники Пророка, получили название иджма как единодушное мнение крупнейших авторитетов в исламе — факихов. Таким образом, в истории ислама образовались четыре источника фикха. Именно благодаря постоянному применению в религиозно-правовой практике иджтихада возникли и получили распространение различные мазхабы.
Несмотря на то, что иджтихад осуществляется на основе умозаключений, его применение в фикхе неизбежно. Это подтверждается следующими соображениями.
1. Коран и Сунна составляют лишь фундамент, основу шариата, в то время как подлинным источником шариата является рациональное мышление, опирающееся на эти два фундаментальных источника. Коран и Сунна не являются основой суждения или решения по той или иной религиозной проблеме, они лишь источники для фетвы. Подлинную основу этой проблемы в умозаключениях, сделанных, основываясь на этих источниках.
Шариат — это совокупность законов, которые Аллах дал людям для руководства к действиям; они представляют собой собрание религиозно-правовых предписаний. Но, хотя и эти законы установлены Аллахом, в немногих из них есть разъяснение того, как они могут быть применены людьми в конкретных случаях. Согласно фикху, сами люди должны извлечь соответствующие законы из указанных основополагающих источников. Это означает, что шариат как свод божественных установлений не детализирован. Иначе Коран и Сунна были бы не источником шариата, а сводом шариатских законов, т.е. самим шариатом, или сводом установленных Аллахом законов.
2. Тексты Корана и Сунны, тесно связанные с исламским правом, по своей тематике ограничены. Однако процессы, протекающие в современном мире, бесконечно разнообразны.
В связи с этим существует необходимость сократить существующий разрыв между текстами Корана и Сунны, с одной стороны, и сегодняшней повседневной жизнью и потребностями мусульман – с другой. Здесь применяется иджтихад как способ практического решения задач.
3. Существует уверенность в том, что законы шариата совершенны и непререкаемы вне зависимости от места, времени или обстоятельств их применения. О совершенстве исламских законов свидетельствуют высказывания имама аш-Шафии о том, что по каждой проблеме, возникающей в исламском обществе, шариат указывает на соответствующий закон, исполнение которого непреложно. Но если в шариате такого указания нет, то оно должно быть выработано муджтахидами методом иджтихада. Кроме того, задача муджтахида – обнаружить в Коране и Сунне соответствующее указание Всевышнего, помня, что его заключение будет восприниматься как исходящее от Аллаха.
Рафик Мухаметшин. «История ислама в России».
Иджтихад это в исламе что
от Muslim · Февраль 16, 2016
Иджтихад (букв. – «усердствование, большое старание» представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шариата). Некоторые крупнейшие богословы в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую деятельность в рамках системы иджтихада в шариате. Ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения, называются муджтахидами.
Слово «иджтихад» образовано от арабского глагола «джахада», означающего «предпринимать усилия, старания» или «обладать способностью осуществлять определенную деятельность». В шариате это слово первоначально употреблялось как приведение доказательств каким-либо человеком; впоследствии оно приобрело значение «способ доказательства с помощью кийаса».
Таким образом, иджтихад по своему терминологическому значению используется как инструмент доказательства чего-либо с целью достижения логического вывода по той или иной проблеме шариата. Подобные доказательства и выводы осуществляются мусульманскими правоведами, которые и определяют соответствие того или иного суждения шариату.
Иджтихад – это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции.
По словам имама аш-Шафии, сам Создатель косвенным образом поощряет нас использовать силу разума, данную людям как дар Аллаха, чтобы на основании аргументов добиваться логического результата в рассуждениях по той или иной проблеме. Следовательно, иджтихад является важнейшей после Корана и Сунны основой шариатского правосудия.
Главное отличие иджтихада от этих источников заключается в том, что иджтихад – это непрерывно развивающийся процесс. Что касается Корана и Сунны, то со смертью Пророка (сгв) они больше не пополнялись. В этом смысле иджтихад и по сей день является главным инструментом толкования Корана и Сунны, а также их связи с меняющимися условиями жизни. На важность иджтихада указывает Коран, но более определенно – сунна.
Насколько известно, впервые к этому шариатскому принципу прибегли еще при жизни Пророка (сгв), о чем рассказывается в известном хадисе о Муазе ибн- Джабале, которого Пророк назначил судьей в Йемен. Перед тем, как тот отправился для исполнения своих обязанностей, Пророк (сгв) спросил его: «На основании чего ты будешь вершить суд?». «На основании Книги Аллаха», – ответил тот. «А если ты в ней не найдешь ответа?» – «Тогда буду действовать по Сунне Посланника Аллаха (сгв)». «А если и в ней не найдешь ответа?» «Тогда я постараюсь составить собственное суждение, чтобы вынести свое решение (фетву)». Пророк (сгв) сразу же после этого сказал: «Слава Аллаху, мой посланник порадовал своего Пророка (сгв) тем, что сам избрал правильный путь».
По мнению ал-Газали, хадис о Муазе ибн Джабале четко указывает на необходимость иджтихада. Сподвижники и последователи Пророка (сгв) действовали в духе иджтихада и, как гласят предания, все они поддерживали указанный принцип. Об этом свидетельствуют исторические факты. Аргументы в пользу необходимости иджтихада следует видеть и в том, что конкретные указания в шариате также могут быть неполными, ибо с течением времени в жизни исламской общины постоянно возникают все новые и новые проблемы.
Тем не менее возможность использования иджтихада исключается в следующих случаях: рассуждения о существовании Бога; о словах пророков, ибо они посланники Аллаха; о правильности и авторитете Корана; о загробном мире и необходимости его существования.
Муджтахида как шариатского законоведа высшей категории характеризует наличие следующих условий:
1) знание Корана наизусть, а также знание обстоятельств и причин ниспослания Аллахом айатов Корана;
2) знание хадисов, умение отличать истинные хадисы от ложных, поучительные от маловероятных и т.д.;
3) знание основ и принципов иджма;
4) справедливость, выполнение религиозных обязанностей, отстранение от недозволенного;
5) географические и социокультурные знания.
У суннитов муджтахиды подразделяются на три группы.
1. Муджтахид фи-ш-шариа (муджтахид на уровне шариата в целом) при вынесении решений сам определял источники и сам их истолковывал. К ним относятся верные последователи Пророка Мухаммада, жившие до III в. хиджры.
2. Муджтахид фи-л-мазхаб (муджтахид на уровне мазхаба) занимался исследованием вопросов, при этом он должен был опираться на источники, определенные основателем его мазхаба, руководствуясь его принципами.
3. Муджтахид фи-т-тарджих (муджтахид на уровне решения отдельных вопросов) занимался исследованием вопросов, не решенных его предшественниками.
Значение иджтихада определяется путем изучения сущности, целей и задач шариата. Большинство мусульманских правоведов различают две группы установок шариата: решение вопросов, касающихся форм отношения к Аллаху, соблюдения обрядов и обязанностей богослужения (ибадат – поклонение) и отношений между людьми (ал-муамалат).
Понятие «ибадат» можно определить достаточно ясно, ибо оно конкретно описано в Коране и Сунне. Тем не менее его детали и косвенные выводы конкретизируются посредством иджтихада.
Что касается «муамалат», то они постоянно меняются в зависимости от различных условий и обстоятельств. В такой ситуации нахождение средств и способов, целесообразных для решения той или иной проблемы, входит в обязанность самого мусульманского общества и не должно выходить за рамки предписаний, содержащихся в Коране и Сунне.
Иджтихад считается средством развития самого шариата. Заключения по тем или иным вопросам, к которым приходили через иджтихад сподвижники Пророка, получили название иджма как единодушное мнение крупнейших авторитетов в исламе — факихов. Таким образом, в истории ислама образовались четыре источника фикха. Именно благодаря постоянному применению в религиозно-правовой практике иджтихада возникли и получили распространение различные мазхабы.
Несмотря на то, что иджтихад осуществляется на основе умозаключений, его применение в фикхе неизбежно. Это подтверждается следующими соображениями.
1. Коран и Сунна составляют лишь фундамент, основу шариата, в то время как подлинным источником шариата является рациональное мышление, опирающееся на эти два фундаментальных источника. Коран и Сунна не являются основой суждения или решения по той или иной религиозной проблеме, они лишь источники для фетвы. Подлинную основу этой проблемы в умозаключениях, сделанных, основываясь на этих источниках.
Шариат — это совокупность законов, которые Аллах дал людям для руководства к действиям; они представляют собой собрание религиозно-правовых предписаний. Но, хотя и эти законы установлены Аллахом, в немногих из них есть разъяснение того, как они могут быть применены людьми в конкретных случаях. Согласно фикху, сами люди должны извлечь соответствующие законы из указанных основополагающих источников. Это означает, что шариат как свод божественных установлений не детализирован. Иначе Коран и Сунна были бы не источником шариата, а сводом шариатских законов, т.е. самим шариатом, или сводом установленных Аллахом законов.
2. Тексты Корана и Сунны, тесно связанные с исламским правом, по своей тематике ограничены. Однако процессы, протекающие в современном мире, бесконечно разнообразны.
В связи с этим существует необходимость сократить существующий разрыв между текстами Корана и Сунны, с одной стороны, и сегодняшней повседневной жизнью и потребностями мусульман – с другой. Здесь применяется иджтихад как способ практического решения задач.
3. Существует уверенность в том, что законы шариата совершенны и непререкаемы вне зависимости от места, времени или обстоятельств их применения. О совершенстве исламских законов свидетельствуют высказывания имама аш-Шафии о том, что по каждой проблеме, возникающей в исламском обществе, шариат указывает на соответствующий закон, исполнение которого непреложно. Но если в шариате такого указания нет, то оно должно быть выработано муджтахидами методом иджтихада. Кроме того, задача муджтахида – обнаружить в Коране и Сунне соответствующее указание Всевышнего, помня, что его заключение будет восприниматься как исходящее от Аллаха.
Рафик Мухаметшин. «История ислама в России».
Джихад в Исламе
В период национально-освободительного движения идеи джихада используются для активизации борьбы против колониализма.
Содержание
Виды джихада
На современном этапе исламские ученые-богословы выделяют следующие виды джихада:
1. Джихад посредством распространения истинных знаний об Исламе.
Этот вид джихада включает в себя обучение мусульман правилам и предписаниям Ислама, а также обязанность проповедовать Ислам.
2. Джихад имуществом.
Цель этого вида джихада заключается в том, чтобы установить порядок в обществе и обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
Необходимость этого возникает в том случае, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Аллаха и вести проповедь Ислама.
5. Всеобщая мобилизация.
Объявляется, когда армия противника нападает на мусульман, тем самым угрожая религии, жизни, имуществу и свободе вероисповедания.
6. Джихад со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эго).
Сущность этого вида джихада заключается в том, чтобы воспитать свою душу в покорности Аллаху и преодолеть влечение к запретному.
Условия джихада
Выдержки из Корана
Сура Покаяние 1-15 Аяты (по Кулиеву)
1. Аллах и Его Посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. 2. Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. 3. В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих. 4. Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных 5. Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный. 6. Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — невежественные люди. 7. Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных. 8. Какой там (какой договор может быть с многобожниками)? Если они одолеют вас, то не станут соблюдать перед вами ни родственных, ни договорных обязательств. На словах они пытаются угодить вам, но в сердцах они питают к вам отвращение, ведь большинство их являются нечестивцами. 9. Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену и сбивали других с Его пути. Как же отвратительны их деяния 10. Они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств. Они — преступники! 11. Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере. Мы разъясняем Наши знамения для людей знающих 12. Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят. 13. Неужели вы не сразитесь с людьми, которые нарушили свои клятвы и вознамерились изгнать Посланника? Они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы являетесь верующими 14. Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. Он исцелит груди верующих людей 15. и удалит гнев из их сердец. Аллах прощает, кого пожелает, ибо Он — Знающий, Мудрый.
Сура Неверные (по Кулиеву)
Сура Корова 190—193 Аяты (по Кулиеву)
190. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. 191. Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим! 192. Но если они прекратят, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. 193. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками
Хадисы Пророка Мухаммада
Рассказал Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас:
Посланник Аллаха, скажи мне о джихаде и сражении». Он ответил: «Абдулла ибн Амр, если вы боретесь со стойкостью, прибегая за помощью к Аллаху, то вам вознаграждение. Аллах, воскресит вас и покажет вашу стойкость и то как вы искали награду у Него, но если вы будете бороться на показ, стремясь что-то приобрести, то Аллах воскресит вас совершающими показуху и желающими приобрести. В тем, с чем вы боретесь или убиты, Абдулла ибн Амр, в том состоянии Аллах и возродит вас
Наилучшим джихадом является произнесение слова истины в присутствии несправедливого правителя
Глава вторая: Хадис об иджтихаде.
Теперь перейдем к объяснению хадиса об иджтихаде:
Этот хадис не может служить доказательством для ложных утверждений сбивателей по двум причинам.
Во-первых, иджтихад может выполняться только в подробностях религии, следовательно ошибка может быть допущена и прощена только в области подробностей религии, но никак в области основ религии.
Теперь изучим эти два положения подробнее:
Итак, иджтихад (вынос суждения в определеном вопросе в результате полного и добросовестного исследования всех шариатских источников, связанных с этим вопросом) имеет смысл только в подробностях религии и шариата. Основы религии не допускают каких-нибудь иных толкований и не приемлют вынос каких-нибудь других суждений. Либо судья муслим, а значит разобрался с этими вопросами, следовательно для иджитхада надобности не осталось; либо человек ошибся в основах религии, тогда он еще не вошел в Ислам, и ему сперва нужно разобраться с основами религии, прежде чем становиться судьей и заниматься выносом шариатских суждений.
Кроме того, что иджихад недействителен в основах религии, он также недействителен и в тех подробностях шариата, где есть бесспорные доказательства, не допускающие других толкований; например обязательность намаза, хаджа, поста, количество ракятов в намазе, запретность блуда, убийства и.т.п.. Поэтому то с одной стороны эти подробности называют основами, ибо они точно установлены и дающий другое суждение становится неверным, кроме тех случаев когда он недавно вошел в Ислам, или живет в удаленной от муслимов местности. Раз в таких вопросах делающий иджтихад становится грешным и не прощается, и ему не дается ни двух, ни одной награды, то что уже говорить о вопросах основ религии. Итак стало установленным то, что иджтихад может быть только в подробностях шариата (ахкам), и то только в тех, где нет бесспорного доказательства.
Кроме этого выносящий иджтихад должен обладать свойствами муджтахида и судьи. Если человек не будучи муджтахидом, не опираясь на какое-нибудь знание, вынесет суждение, то он станет грешным (в зависимости от степени неверным). Доказательством является хадис о трех судьях:
«Существует три типа судей: Один тип судей в раю, другие два в огне. Один из тех, кто в аду это тот, кто выносит суждение без знания. «
Поэтому из этого хадиса, который извращают лжеученые, нужно исключить следующие типы судей:
1)Незнающий судья. Судья, который упоминается в нашем хадисе, это такой судья, который знает не только основы религии, но и подробности и судит по истине. Поэтому он и получает награду. Тот, кто не знает подробности и судит, он грешник и в зависимости от ситуации может войти в куфр. Поэтому такой судья не подразумевается в нашем хадисе о награде для судей. Если в этот хадис не входит судья, незнающий подробности, то что уже говорить о тех, кто не знает основы. Такой тем более не войдет в суждение хадиса и ни в коем случае не сможет получить одну награду вместо двух. Итак шариат не разрешает судейство невежественных. А кто может быть более невежественнее чем тот, кто находится в неведении относительно основ религии. Таковые есть судьи-мушрики, заслужившие Ад.
2)Также исключается иджтихад в основах религии, где не может быть никаких разногласий, а также в подробностях, которые отрегулированы ясным, недвусмысленных шариатским доказательством. Иджтихад имеет смысл только в тех вопросах, где допустимо разное толкование. Поэтому то, толкующий по другому не порицается, хотя и получает меньше награды. Так вот таухид и ширк; уаля и бара это такие вопросы, которые ясно и однозначно разъяснены и не приемлют инотолкований. Также ясно разъяснены многие фарды и харамы, например пятикратный намаз, запрет убийства и.т.д. Во всех этих вопросах иджтихад не имеет смысла. А раз в таких вопросах не разрешено делать иджтихад судьям, то незнающим людям это запрещается делать и подавно.
Кто сделает иджтихад в таких вопросах ни в коем случае не получит награду, а наоборот станет грешным заблуждающимся. Как мы это и приводили выше судья Иядъ передал иджму в этом вопросе.
Вот как толкует этот хадис (» Когда судья делает. «) имам Науауи:
В хадисе, который передается в сунанах, говорится:
«Существует три типа судей: Один тип судей в Раю, другие два в огне. Один из тех, кто в Аду это тот, кто выносит суждение без знания. «
(Далее имам исследует вопрос о том, может ли быть так, что два разных мнения будут одинаково правильными; или же в одном вопросе может только одно истинное мнение, а все остальные неправильные, хотя выносящие их и не порицаются. Имам передает мнения разных ученых на этот счет и затем говорит):
Не может быть сомнений в том, что разногласие в этом вопросе касается только подробностей религии. Что касается основ таухида, то существует иджма (единогласие) ученых в том, что в этой области истинным является только одно мнение (все остальные ложные и порицаемые).
(Шарх Науауи на сборник Муслима, 12/13)
Автор книги «Аунуль-Маъбууд» в толковании этого хадиса передает от Хаттаби следующее:
«Существует три типа судей: Один тип судей в раю, другие два в огне. «
(Аунуль-Маьбууд шарху сунани абу Давуд, 9/488-489)
Если нет оправданий для основных суждений шариата, то подавно нет оправдания и прощения для ошибок в основах религии. Ошибающийся в этих вопросах не содержит в себе качества судьи (ибо неверный, мушрик, нововведенец не может быть судьей) и получает грех за свою ошибку. Если он ошибся в основах шариата или в области основных подробностей акиды ахлюс-сунны, то он становится грешным и заблудшим нововведенцем, но муслимом. Если же он ошибется в области основ религии, то становится заблудшим мушриком и неверным нововведенцем.
Также рекомендуется посмотреть в толкования этого хадиса, выполненные Ибн Хаджаром в «Фатхуль-Бари» и другие шархи хадисов.
Шаукани привел определение иджтихада, сделанное Гъазали, и затем сказал:
Иджтихад это усердие и старание на пути исследования вопроса с приложением всех сил и возможностей; причем исследуемый вопрос должен быть из той области, где нет порицания (за ошибку).
Такое возможно только в области подробностей. Да и вообще слово «муджтахид» (делающий иджтихад) применяется только для тех, кто исследует вопросы из области подробностей. Что касается основ то здесь дело обстоит по другому. Некоторые иджтихаду дали вот такое определение:
» Иджтихад это усердие и старание ученого для того, чтобы составить себе определенное предположение (зъанн) по какому-нибудь шариатскому вопросу. «
И в этом определении на иджтихад наложено условие, что он должен быть в вопросах, которые допускают предположения. Что касается однозначных, несомненных вопросов, то там никаких предположений быть не может, а следовательно в них не делается и иджтихад.
Если ты понял слова Шаукани, то тебе стало понятно, что муджтахид/судья это тот, кто старается составит свою точку зрения/предположение относительно какого-нибудь шариатского суждения. А также ты понял, что иджтихад имеет смысл для вопросов из подробностей религии, которые допускают неоднозначность.
В «Махсул»е по этому поводу говорится следующее:
Вопросы, подлежащие иджтихаду это такие шариатские суждения, которые не определены каким-нибудь несомненным, стопроцентным доказательством. Выражение «шариатские» мы применили для того, чтобы исключить калямисткие заумные вопросы. Выражение «несомненным, стопроцентным доказательством» мы применили для того, чтобы исключить такие суждения, относительно которых умма проявила единогласие; например такие как: пятикратный намаз, закят и др..
Вопрос седьмой: Если по одному вопросу имеется несколько мнений, выдвинутых разными муджтахидами, то являются ли истинными все мнения, или верным является только одно. В этом вопросе имеются разногласия2. Все эти мнения можно собрать в две основные группы:
А) Теоретические знания. Они тоже в свою очередь подразделяются на несколько видов:
1) Такой вид знаний, что ошибка в них, противоположна знанию об Аллаhе и посланнике. Например знание о таких свойствах Аллаhа, как творение, справедливость; знание о таухиде и тому подобное. В таком виде знания истинным может быть только одно мнение. Кто угодил в истину в этих вопросах, тот на истинном пути; кто же ошибся тот стал неверным.
2) Знание о том, что муслимы увидят Аллаhа на том свете; о том, что коран несотворен; что единобожники рано или поздно выйдут из ада и тому подобные вопросы. Кто угодил в истину в этих вопросах, тот на истинном пути. Кто же ошибся, то сказано, что такому выносится такфир. Одним из тех, кто придерживается такфира ошибающихся в этих вопросах, это Шафии. Некоторые ученики восприняли его слова о куфре дословно; некоторые же истолковали это как малый куфр.
(Иршадуль-Фухуль, Бабуль-иджтихад, 250-259)
На самом деле эта тема изучена в книгах, содержащие толкования хадисов и в книгах по методологии фикха.
- иджаза что это такое
- иди броди что значит