игра челлендж что это
Собственно, понятию “челлендж” (что такое “челлендж”, будет подробно рассмотрено далее) как таковому уже далеко не один год. Каждому хоть раз в жизни приходилось делать что-то необычное, доказывая, что “не слабо”, но активное развитие современных технологий и интернационализация сделали свое дело. Сегодня понятие “челлендж” (это, можно сказать, соревнование, вызов) приобрело массовый характер и стало способом коммуникации. Немалое значение также имеет возможность почувствовать себя причастным к чему-то глобальному.
Что такое челлендж? Правила и виды челленджей
Английское слово “челлендж” в прямом переводе на русский язык означает “вызов”. При этом именно в значении “совершить какое-либо действие на спор, бросить или принять вызов” понятие в повседневной английской речи не используется, принимая различные формы и интерпретации.
Челлендж — это своеобразная игра в реальность. А точнее, даже реальность, облаченная в игровую форму. Существует два основных варианта челленджей. Первый ближе по значению к прямому переводу термина, второй же является именно увлекательной игрой в реальность, квестом. В первом случае каждый участник такого флешмоба, как правило, выполняет определенное действие, которое нужно заснять на камеру. После видео публикуются в интернете, а вызов передается следующим участникам из круга знакомых или известных людей.
Кроме того, челлендж (это что значит в большинстве случаев, уже понятно) может предполагать и другое развитие событий, больше похожее на стандартные флешмобы. Так, иногда мероприятие проводится следующим образом: после сбора участников оглашают правила и задания, объявляется старт. Правила часто предполагают поиск определенного места (в текстах часто встречаются головоломки, запутывающие детали и другие нюансы), знака, предмета или человека. После выполнения всех заданий участник должен добраться на точку финиша.
Челленджи могут быть:
автомобильными (чаще проводятся ночью, когда движение на улицах не такое активное);
предполагающими совмещение нескольких способов передвижения.
Помимо того, челлендж (значение “игра”, а не “вызов”, предполагающее выполнение всего одного определенного действия) может быть следующих видов:
Чековый: участники передвигаются по чек-поинтам, отмечаясь на каждом этапе.
Знаковый: необходимо разгадать местонахождение локации и найти как можно больше знаков, заранее спрятанных организаторами.
Саботаж: то же самое, что знаковый челлендж, но сфотографировать каждый знак может только одна команда, после чего объект уничтожается или отмечается как недействительный.
Кодовый: участники ищут ключи (шифры, коды), которые располагаются в зашифрованных местах.
Фото- или видеочеллендж: командам необходимо сделать серию фото, максимально повторяющих изображения, предложенные организаторами.
Траектория: участники шаг за шагом передвигаются по карте в поисках определенной конечной точки.
Преследование (“лиса”): выбирается объект (как правило, автомобиль), отыскав который, команде необходимо выполнить заранее оговоренное действие, связанное с “лисой”.
Игровой: на контрольных точках участникам нужно выполнять задания, предложенные организаторами.
Смешанный: игра предполагает сочетание нескольких типов челленджей в любом порядке и количестве.
Трудности перевода, или Почему слово challenge не переводится как “вызов”
Как уже упоминалось, слово “челлендж” в разговорной английской речи редко употребляется в значении “вызов”. Все нюансы видны в примерах:
challenging profession — профессия, требующая полной самоотдачи;
I like challenge — я люблю трудности;
that’s a challenge — это будет трудно;
challenged him — “взять на слабо”.
Так, практически нигде слово challenge не переводится как “вызов”, но во всех случаях означает что-то похожее.
Ice Bucket Challenge: первый масштабный челлендж в русскоязычном интернете
Первый масштабный челлендж (что такое челлендж в этом случае, так это совершение определенного действия на спор), который захватил русскоязычный интернет в 2014-2015 годах, — это Ice Bucket Challenge (“испытание ведром ледяной воды”). Суть флешмоба заключалась в следующем: участнику нужно было облиться ведром холодной воды, сделать пожертвование в размере 10$ в фонд ALS Association и бросить вызов еще трем людям. Те должны были повторить действие в течение 24 часов, засняв все на камеру. В том случае, если человек, получивший вызов, отказывается от участия в акции, он должен сделать пожертвование в размере 100$.
The Water Bottle Flip Challenge: популярный флешмоб 2016 года
Другой популярный челлендж (уже 2016 года) — “подбрасывание бутылки”. 18-летний студент, которому удалось подбросить бутылку с водой так, чтобы она приземлилась донышком на стол, мгновенно прославился в интернете, а само действие пытались повторить более шести миллионов участников. Майк — “тот самый парень с бутылочкой” — позже признался, что тренировался трюку целый год.
Yoga Challenge: для последователей идей здорового образа жизни
Многие челленджи имеют не только развлекательную основу. Так, акция Ice Bucket Challenge была направлена на распространение информации о боковом амиотрофическом склерозе и сбор пожертвований. Другой челлендж — Yoga Challenge — предполагает точное повторение нескольких поз йоги. Вызов не самый сложный, но требует определенной физической подготовки.
Mannequine Challenge: новый челлендж, быстро набирающий популярность
Суть еще одного флешмоба, стремительно набирающего популярность, состоит в том, чтобы участники притворились манекенами, замерев в определенных позах (как в игре “Море волнуется раз”). Название переводится с английского как «вызов подражания манекену».
Вирусные видео челленджа сопровождаются хэштегом #MannequinChallenge (в русском варианте иногда заменено на #ОстановиВремя), музыка в роликах, как правило, одна и та же — все действия обычно производятся под трек Black Beatles группы Rae Sremmurd. Многие отмечают сходство массовой акции с популярным челленджем-пародией на видео Harlem Shake австралийско-японского блогера или Bullet time — эффект камеры, «следящей» за движением объекта, который необходимо показать «замершим», тогда как в действительности такое невозможно.
Участниками акции уже стали множество известных личностей. Например, несколько профессиональных спортивных команд:
В сети есть вирусные видео с участием Бритни Спирс, Бейонсе, Адель. Не отстают от массовой культуры и политики: Mannequin Challenge сняла Хиллари Клинтон со своей командой. Поучаствовали в флешмобе команда социальной сети «ВКонтакте», редакция радиостанции «Серебряный дождь» и «Московский метрополитен».
Fier Challenge: опасные развлечения
Значение слов “челлендж + наименование действия” не всегда предполагает выполнение безобидного действия. Некоторые массовые акции, например Fier Challenge, очень опасны и уже стали причиной гибели нескольких человек. Согласно правилам, участник флешмоба обливает себя горючей жидкостью, поджигает и быстро окунается в бассейн или ванну. Fier Challenge вызвал волну критики, однако есть те, кто все же принял вызов.
Челлендж – что такое?
Что же за челленджи встречаются в реальной жизни, в бытовых ситуациях и так далее?
Челлендж — предложение совершить какое-то действие на-спор; вызов. То есть вы хотите добиться какой-либо определенной цели и пытаетесь этой цели достигнуть. Иногда это может быть вызов, который вы бросаете себе и другим людям, то есть это получается коллективный челлендж.
Самый популярный челлендж 2014-2015 годов: нужно вылить на себя ведро ледяной воды или заплатить 100 долларов на благотворительность. После чего вызов передавался трем другим людям. В вызове принимали участие многие знаменитые люди. Не только блоггеры, но и киноактеры и просто миллиардеры, вроде Уоренна Баффета.
Челленджи бывают разных видов – пешеходные, велосипедные, автомобильные…
Кроме того, каждый из основных видов челленджей делится ещё на несколько подвидов. Это могут быть, например, игровые, знаковые, фоточелленджи и другие. Естественно эти подвиды тоже зачастую переплетаются, отчего челленджи несомненно становятся более интересными и увлекательными.
Очень часто можно встретить компьютерные игры, игровой челлендж в которых прописан изначально в коде. Он может принимать различные формы, но суть его при этом в большинстве случаев остается прежней. Прекрасный пример игрового челленджа – это достижения, которые есть уже практически в каждой игре. Они очень часто не относятся к сюжетной линии проекта, и вам не требуется добиваться достижения этих небольших целей, чтобы пройти игру. Например, от вас может потребоваться собрать определенное количество монет за игру, найти некоторые секреты, поговорить со всеми персонажами или решить все загадки с первого раза. В общем, челленджи добавляют в игру разнообразия – вы не только стремитесь добраться до финала, у вас появляется десяток новых мини-целей, которые вас также увлекают, пробуждают в вас соревновательный дух.
Кроме того, челлендж – это такая игра, игра в реальность. Вернее правильно было бы сказать, что это реальность, обличённая в игру. Люди на некоторое время становятся участниками увлекательных событий.
Например Street Challenge означает – “Вызов Улице“. Именно так – Улице с большой буквы. Потому что в данном случае Улица означает уличную жизнь, реальность, с которой люди сталкиваются, выходя на улицу или гуляя по тёмным закоулкам городской реальности. Улица здесь упоминается в большей степени в философском смысле. Улица, как неотъемлемая часть нашей жизни – хотим мы этого или нет.
Также в челленджах зачастую бывают дополнительные задания, вообще не связанные с основной историей или идеей, которые делают эти мероприятия гораздо интересней и увлекательней!
Методические рекомендации «Использование челленджа при проведении массовых мероприятий с учащимися»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Использование челленджа при проведении массовых мероприятий с учащимися «
методист МБОУ ДО ЦДОД
Что такое челлендж?
Сегодня мы рассмотрим, в чем же заключается польза челленджа и почему у них такая популярность.
Дословно в переводе с английского слово challenge, означает следующее:
проблема, трудность, задача;
оспаривать, обжаловать, оспаривать;
Но, даже зная дословный перевод этого слова, не все имеют полное представление о челлендже. Для России это явление уже достаточно популярное и распространенное, оно имеет некий схожий вид с флэшмобом. Чаще всего у нас понятие челлендж-заданий представляет собой какое-то предложение на спор, принятие вызова в сети или вызов самому себе.
Как проходит челллендж?
Совершение челленджа часто происходит следующим образом: человек выполняет задание, снимает происходящее на видео, иногда передает «вызов» следующему. Это может быть действие, не несущее смысла, которое выполняется просто для развлечения. В то же время проходят челленджи в поддержку социально-значимых акций.
Например, в 2014 году прошла знаменитая акция «Ice Bucket Challenge» (испытание ведром ледяной воды), направленная на привлечение внимания к болезни — боковому амиотрофическому склерозу. По заданию участник выливает на себя ведро ледяной воды, а также (уже в высохшем состоянии) переводит сумму-пожертвование на счет благотворительной организации в поддержку больных.
Именно тогда, в 2014 году, челленджи стали популярным массовым явлением. Посмотреть, как люди выполняют задания, можно в сети, в том числе на видео-ресурсе «YouTube».
Когда дело обстоит в виде массового челленджа, всем выдаются определенные задания или квесты. Для их преодоления заранее обговариваются условия и правила. Задается начальная точка отсчета – старт и конечная – финиш. Так же задается определенный период, в течение которого нужно найти что-либо или преодолеть определенную «полосу препятствий». Преодолевать задания участники могут не только пешком, но так же и на любом транспорте, если это обговорено в условиях. К примеру:
На нескольких видах транспорта поочередно.
Подобное преодоление препятствий возможно не только коллективно, но и в одиночку. Более того, человек может самостоятельно задаться целью и поставить перед собой задачу, которой он хочет добиться. К примеру:
Совершить прыжок с парашютом;
Забраться на вершину горы.
При этом должны быть четко оговорены сроки выполнения и желательно, чтобы хотя бы несколько человек знали о вашем предстоящем преодолении себя. Потому что, во-первых, такой челлендж может быть достаточно экстремальным и вам потребуется поддержка и страховка со стороны. Во-вторых, обещание перед самим собой преодолеть собственный страх это одно, а когда о вашем намерении знает еще кто-то, это уже совсем другое. Так вам сложнее будет дать слабину и отступить назад. Ну, и, в-третьих, видя ваши успехи, друзья и близкие будут вами восхищаться, что значительно повышает самооценку и уверенность в собственных силах.
Челлендж в сети
Достаточно часто в интернете мы встречаем челлендж ролики, просматривая видео на Ютюбе. Кто-нибудь из видео-блогеров задает тему и тут же вызов принимается по всей сети. Иногда бывает так, что, тему задает житель какой-нибудь из стран, а затем она распространяется по всему миру. Сейчас проводятся сотни забавных челленджей. Выделим десятку, которая произвела наибольший ажиотаж.
10 самых популярных челленджей
1 место — » Манекен челлендж «
Популярность «Манекен челлендж» начал набирать в середине осени 2016 года и за считанные дни превратился в массовый флешмоб с хэштегом #mannequinchallenge в соцсетях. Забаву придумали американские школьники, которые даже подумать не могли, что идея станет всемирно известной.
Участники челленджа замирают на мгновение перед видеокамерой в тех позах, что были. В забавной эстафете уже поучаствовали сотрудники корпораций и фирм, знаменитости, спортивные команды и даже депутаты Госдумы.
2 место — » Покемон челлендж «
Старая игра из 1990-х годов обрела вторую жизнь благодаря новому приложению «Рokemon go». Тысячи людей ходили с мобильными телефонами и пытались поймать пикачу и других героев из японского мультсериала.
Игрок двигается по местности с указанием своего местоположения, а покемоны перемещаются по игровой карте. Игра использует камеры на мобильном устройстве, чтобы отобразить изображение покемона. Все достижения и охоту пользователи превращали в челленджи и снимали об этом видео.
3 место — » Пранк песней «
В 2017 году – любимый у подростков челлендж, хотя, правильнее сказать, розыгрыш. Смысл заключается в том, что с помощью смс-чата или звонка на телефон пранкер (разыгрывающий) звонит или пишет тому, кого хочет разыграть. Чаще всего парню или подруге.
Общение начинается, как ни в чем не бывало, но спустя пару фраз пранкер цитирует строку из песни в качестве ответа на вопрос. И сбивает человека с толку. Общение приобретает неожиданный финал. «Жертва» до последнего не понимает, что происходит.
4 место — » Йога челлендж «
Челендж, исполняемый в паре. По-другому называется «Двойная йога», она же «Йога отношений». Два человека выполняют асаны — позы из йоги. Важно, что здесь учитываются и физические показатели, и умение чувствовать друг друга телесно и духовно.
«Йога челлендж» развивает гармонию души и тела у двоих. Такие занятия подходят для влюбленной пары. Мужчина и женщина больше познают друг друга. «Йога челлендж» для двоих выполняют по следующим причинам:
Чтобы чувствовать к партнеру больше доверия, усилить взаимопонимание.
Для интересного времяпровождения. Вдвоем веселее выполнять асаны, нежели в одиночку.
Чтобы развивать свое тело в гармонии с партнером, воспитывать терпение.
5 место — » 100 слоев «
Челлендж облетел все популярные «YouTube» каналы в 2016 году. Суть проста — нужно сделать 100 слоев чего угодно. Девушки бьюти-блогеры экспериментировали с 100 слоями туши, помады, теней, тонального крема.
Парни делали бутерброды из 100 слоев, надевали 100 предметов одежды на себя, а некоторые мазали на кожу 100 слоев клея. Фантазия у блогеров была безгранична.
6 место — » Бутылка воды » , или » Bottle flip challenge «
Это трюк, заключающийся в подбрасывании пластиковой бутылки. Емкость, частично наполненную водой, подбрасывают так, чтобы она, вращаясь, падала на поверхность и оставалась на ней в вертикальном положении.
Трюк получил международное распространение в 2016 году, в интернете размещены многочисленные видео, демонстрирующие успехи приверженцев этого развлечения.
7 место — » Попробуй не засмейся «
Суть челленджа — не засмеяться при просмотре забавного видео. На «YouTube» и в других социальных сетях блогеры выкладывают ролики с нарезкой разных комичных ситуаций.
Если зритель засмеялся при просмотре — значит, проиграл. Челлендж «Попробуй не засмейся» — тот случай, когда проигрывать приятно.
8 место — » Не подпевай «
Челлендж приобрел популярность на «YouTube» в 2017 году. Суть его незамысловата — в видео проигрываются различные популярные песни-«липучки» с несложным текстом и попсовым мотивом.
Задача смотрящего — не начать подпевать во время просмотра.
9 место — » Прикоснись ко мне » , или » Touch My Body Challenge «
Суть челленджа проста: испытуемый закрывает глаза, а второй участник эксперимента подставляет ему какую-либо часть своего тела.
Задача состоит в том, чтобы догадаться, что за часть тела подлежит угадыванию. Но все не просто: дотронуться до партнера можно только одним пальцем.
Изначально был придуман, чтобы упрекнуть тех, кто осуждает людей за внешние недостатки. Как это часто бывает, вирусный вызов превратился в фарс. Теперь блогеры просто снимают шуточные видео, состоящие из двух частей: в первой части участники челленджа предстают в образе уродливых фриков, а во второй показывают свое истинное лицо.
Популярны и челленджи, когда люди худеют, приводят фигуру в порядок, работают над собой. Полезны челленджи по отказу от вредных привычек. Существуют челленджи, связанные с едой. Блогеры пробуют продукты из разных стран, едят конфеты с начинкой-сюрпризом внутри. Стали знамениты: «Пицца-челлендж» (готовят пиццу из набора необычных продуктов), «Лук-челлендж» (едят огромное количество сырого лука), «Зажатый нос-челлендж» (угадывание еды, не ощущая запаха) и так далее.
Челлендж в педагогике
Челлендж – своеобразное движение, объединяющее между собой людей. По сути, челлендж пользуется такой популярностью из-за доступности. Каждый человек может организовать челлендж. Для этого нужно обладать смекалкой и группой подписчиков, чтобы эту идею подхватили и понесли в массы.
Для многих это способ поверить в себя, совершить действие, на которое при других обстоятельствах человек бы не согласился. Заветное «слабо» в этом случае творит чудеса. Веяние начиналось как непритязательная шутка, а сейчас челлендж – это новый инструмент достучаться до людей.
Участник челленджа должен выполнить ряд заданий с разным уровнем сложности. Если в сети интернет задания носят развлекательный характер, то в педагогике помогают достичь образовательные и воспитательные цели. В основе челленджа всегда лежит действие, оно должно быть интересным, эмоциональным, также челлендж имеет срок и состязательный компонент.
По мнению К.И.Н. Петренко М.С., челлендж — эффективный инструмент манипулирования людьми, старший преподаватель Уральского федерального университета Новоселова О.В. и Курбанова О.В. считают его одним из наиболее активно развивающихся инструментов международных массовых коммуникаций, также относят к числу флешмобов и сопоставляют со спортивной эстафетой. Цель челленджа набрать большее число баллов, очков, лайков и пр. Изначально челлендж был популярным развлечением в сети интернет, но сейчас активно входит в педагогику как средство мотивации и активизации педагогов, воспитанников, родителей.
Дженга: как играть в настольную игру, которую покупают миллионы
Настольная игра Дженга состоит из деревянных брусков. В классической версии нет ни кубиков, ни карточек, ни фишек — ничего, что усложняет игрокам задачу. Правила Дженги просты, чтобы в них разобраться хватит и пяти минут. Возможно, именно поэтому Дженга так популярна во всем мире: любой человек может начать играть в Дженгу, даже если раньше этого не делал.
Как играть в Дженгу
В классической дженге 54 деревянных бруска. Перед началом игры из них строят башню по определённым правилам:
У вас получится башня из 18 этажей. Одной рукой достаньте брусок из любого уровня башни, кроме верхнего. Положите его наверх и подождите 10 секунд. Если башня устояла, следующий игрок делает ход. Проиграл тот, после чьего хода башня рухнула.
Это базовые правила Дженги. Чтобы играть было сложнее и интереснее, запомните ещё несколько нюансов:
Играть в Дженгу можно в компании или в одиночку, пытаясь побить собственный рекорд. Игра подходит для всех, кто старше 5 лет. На одну партию обычно уходит 5-10 минут, но можно разрушить башню и за полминуты, а можно неспешно обдумывать ходы.
Так выглядит башня в самом начале игры
А так будут выглядеть ваши друзья, когда вся конструкция наклонится
Виды игры Дженга
В классической Дженге нет ничего кроме деревянных брусков. Но если хочется усложнить задачу, можно попробовать другие виды игры.
Дженга Тетрис. Вместо брусочков в игре используются фигурки как из Тетриса. Если в этой игре вы случайно вытянете две фигурки из башни, поставить наверх можно обе.
Дженга Челлендж. Продаётся в комплекте со специальной подставкой, которая делает всю конструкцию ещё более неустойчивой.
Дженга Землетрясение. Эта разновидность тоже продаётся в комплекте с подставкой, но на этот раз подставка напоминает вулкан. Прежде чем сделать ход, игрок нажимает кнопку и подставка начинает трястись. В это время нужно вытянуть брусок и установить его наверху.
Дженга Бридж. В этой версии игры башня расположена на неустойчивом деревянном мосту.
У Дженги есть множество российских аналогов. Они называются «Башня», «Падающая башня», «Деревяшки», «Башня 54» — вариантов множество.
Один из вариантов классической Дженги — игра Дженга Бридж. Каждый, кто хоть раз играл «в башенку» знает, насколько это сложно, даже на ровной поверхности. Деревянный мост ещё больше усложняет задачу. Скрин: Озон
Как выиграть в Дженгу
Нет никакого универсального совета, который обеспечит вам выигрыш. Но опытные игроки советуют делать так:
Ловкость рук и терпение — это главное, что нужно для выигрыша. И то, и другое можно тренировать, играя в Дженгу одному, а потом обойти всех в компании.
Мировой рекорд игры в Дженгу — 36 этажей. Говорят, что после недолгих тренировок можно научиться собирать 34, а вот дальше — практически невозможно
Где можно поиграть в Дженгу
Дженга настолько увлекательна и универсальна, что подходит практически для любой ситуации.
Вечеринка с друзьями. Часто производители указывают на коробках, что в игру могут играть до четырёх человек, но это не мешает собрать компанию побольше и передавать ход по кругу. Если классическая версия уже надоела, её можно усложнить, не покупая новый набор. Например, написать на брусочках цифры от 1 до 6 и кидать кубик: какое число выпало, блок с таким номером и достаём. Второй способ — написать на каждом третьем брусочке фанты: «изобразить кенгуру», «спеть частушку», «отжаться 10 раз», каждый кто достал брусок с заданием, должен его выполнить.
Перерыв в офисе. Партия в Дженгу обычно длится не больше 10 минут. Сыграйте в неё вместе с коллегами, чтобы ненадолго отвлечься от работы.
Провести вечер с детьми. Дженга помогает развивать мелкую моторику и терпение — качество, которое пригодится любому ребёнку. В игре очень простые правила, их можно объяснить даже пятилетке. А когда играть надоест, Дженгу можно использовать как конструктор.
Дома в одиночестве. Строительство башни своего рода медитация. Чтобы отвлечься от повседневных забот и рабочих задач, поиграйте в Дженгу в одиночестве. Вечер можно дополнить спокойной музыкой, вкусной едой и любимым напитком.
Сколько стоит Дженга
Цена игры зависит от производителя и от степени сложности. Игры с дополнительными подставками стоят дороже.
Классическую Дженгу выпускает американская компания Hasbro. В России такая игра стоит около 1500 ₽. Российские аналоги игры заметно дешевле. Можно найти недорогие варианты и за 500 ₽. Игры с дополнительными подставками для башни самые дорогие, средняя цена 2500 ₽.
Самая необычная Дженга
В Дженгу играют во всем мире и снимают об этом ролики. Чем необычнее получается игра, тем более популярно видео.
Производитель спецтехники Caterpillar сыграл в Дженгу при помощи пяти экскаваторов и погрузчиков. Видео набрало больше 8 миллионов просмотров.
Ролик про Дженгу на канале It’s Mamix только за первые сутки посмотрели больше миллиона человек. Авторы видео построили башню высотой 6 метров. Для неё пришлось изготовить специальные блоки весом по 2,5 килограмма.
В качестве блоков для Дженги используют не только деревянные или картонные детали. Дженгу можно строить из чего угодно, например, из Айфонов.
Главное об игре Дженга
Дженга — это настольная игра. Классическая версия состоит из 54 блоков.
Перед началом игры из блоков строят башню, высотой в 18 этажей. Затем игроки по очереди достают из основания башни по одному блоку и кладут его наверх. Тот, в чей ход, башня рухнула, проиграл.
В Дженгу с удовольствием играют и маленькие дети, и взрослые. Игра подходит для вечеринки с друзьями или небольшого перерыва в офисе. А ещё в Дженгу можно играть одному.
Есть разные виды Дженги. Кроме классической, продаются наборы с подставками, которые делают башню ещё более неустойчивой.
Под названием Дженга игру продаёт только американская компания Hasbro. Но в магазинах много аналогичных игр, сделанных в России или Китае. Они стоят дешевле.