игра представляет собой деятельность которая что то значит имеет смысл
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности
Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть как на забаву, к ней необходимо относиться очень внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Уже Платон считал, что игра является очень полезным занятием.
Теории игры начали разрабатывать еще в XIX в. Основоположниками данных теорий являлись такие мыслители, как Ф. фон Шиллер (1759-1805, Г. Спенсер (1820-1903, К. Гросс (1891-1946, Э. Л. Торндайк (1874-1949, Г. С. Холл (1844-1924, А. Адлер (1870-1937, З. Фрейд (1856-1939, К. Л. Бюлер (1879-1963) и др.
Немецкий философ, поэт, драматург, теоретик искусства Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия… Только играя, можно стать человеком» [5, c. 18]. Шиллер определял игру важнейшую характеристику поведения человека, выделял в ней эстетическую природу, свободу от внешних потребностей, связывал игру с проявлением избытка сил.
Английский социолог и философ Г. Спенсер утверждал, что в жизни че-ловека игра выполняет функцию упражнения и указывал, что игра распространена у высших животных. По мнению Спенсера, игра – это чрезмерная человеческая активность, а ее возможности невозможно исчерпать в обыденной жизни. В целом, Спенсер, выдвинул теорию избытка нервных сил и компенсаторности [28, с. 152].
Швейцарский ученый К. Гросс выдвинул теорию инстинктивности, функции упражнения в игре, предупреждения инстинктов. По данной теории, игра является школой поведения, подготовкой к дальнейшей трудовой деятельности и жизни, то есть средством естественного самовоспитания [10, c. 56-58].
Данную теорию поддерживал и американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк, который утверждал, что игра является наследственным инстинктом [10, с. 58].
Американский психолог Г. С. Холл выдвинул идею рекапитуляции и ан-тиципации, которая выражалась в сокращенном повторении основных этапов развития человечества. Холл полагал, что играя, ребенок выражает определенные типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человечества [11, с. 18].
Австрийский психолог и психиатр А. Адлер утверждал, что в процессе игры ребенок реализовывает свои желания, которые невозможно осуществить на самом деле [11, с. 19].
Основатель психоанализа З. Фрейд, являвшийся учителем Адлера, развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, – это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза. Фрейд считает игру полезной, так как она вызывает удовлетворение и очищение, дает возможность самовыразиться, освободить чувственность, познать и испытать себя [30, с. 251].
Немецкий психолог К. Бюлер также видит в игре деятельность, которая совершается для получения удовольствия. В своей теории он обращает внимание на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие [11, с. 19].
Нидерландский историк и философ Йохан Хейзинг определяет игру, как добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь [26, с. 15]. Идеи Хейзинга актуальны и в наши дни. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах,Хейзина приходит к важнейшим обобщениям: игра – необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.
Таким образом, разрабатывая свои философские, психологические и эстетические взгляды, описанные мыслители касались игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства.
Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали и отечественные психологи и педагоги.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается русский педагог, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский (1823-1870). Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Выступая против чисто гедонистической (удовольствие) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра по Ушинскому – своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно созна-тельной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, – пишет Ушинский,- что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка» [14, с. 26]. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.
Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889-1960) также од-ним из первых сделал попытку создать отечественную теорию игры. Рубин-штейн понимает игру, как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность,изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Рубинштейн вывел два основных положения, определяющих сущность игры. Первое состоит в том, что мотив игры заключается не в утилитарном эффекте и вещном результате, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка…», второе – особенность игры, выведенная С. Л. Рубинштейном, состоит в том, что «игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту». Игра для ребенка является средством реализации его потребностей и запросов в пределах его возможностей [24, с. 218-220].
С этим утверждением созвучна точка зрения Н. П. Аникеевой, считающей, что сущность игры состоит в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями [2, с. 25].
Подчеркивая острую необходимость в толковании сущности игры, О. С. Газман определил в самом общем виде детские игры как «состояния, со-провождающие те занятия, действия, формы общения детей, которые не носят обязательного характера, но доставляют чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. При этом достижение – это всегда процесс, требующий волевых и прочих духовных или физических усилий» [9, c. 16].
Выводы о том, что игра является осмысленной деятельностью, развивал в своих трудах и советский психолог, философ, педагог А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он считал игру ведущим типом деятельности дошкольника. А. Н.Леонтьеву принадлежит следующая мысль: «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Таким образом, заключает он, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий, может совершаться только в игре. «Что представляет собой вообще ведущая деятельность? Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения психики ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [20, c. 303-323].
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.
В теориях швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже (1896-1980) и американского психолога К. Левина (1890-1947, а также в работах отечественных психологов Л. С. Выготского (1896-1934, Д. Б. Эльконина (1904-1984) моделирующая и ориентационная функции игры объясняются способностями ребенка оперировать игровыми символами.
Так, Д. Б.Эльконин пишет: «Мир ребенка – это, прежде всего, взрослый человек, как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых» [33, с. 20]. То есть основным звеном в его теории является историческое происхождение детской игры, так как игра определяет некую роль, которая возникает в процессе развития общества и места ребенка в этом обществе.
Л. С.Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре пытается сделать прыжок над уровнем своего общего поведения». Л. С. Выготский видел аналогию игры с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой, с его точки зрения, всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов; следовательно, «психологическая природа игры и труда совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни» [8, с. 162-176].
Значительный интерес представляет теория детской игры, развиваемая в контексте операциональной концепции интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Исследователь сосредоточил внимание на роли игры в развитии мышления ребенка. Игровая деятельность представляет собой, согласно Пиаже, ассимилятивную деятельность, в которой ребенок, накладывая на реальность имеющиеся у субъекта схемы действия, осваивает и подчиняет реальность. Символический характер игровой деятельности обеспечивает условия перехода от сенсомоторного интеллекта, ограниченного жесткими пространственно-временными рамками, к репрезентативному и вербальному интеллекту, обеспечивая формирование операций [23, с. 35-38].
Педагогическая характеристика «Готовность ребёнка к школе» «Готовность ребёнка к школе. Педагогическая характеристика» воспитатель : Бутенко Н. В. Готовность к школьному обучению можно определить.
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая.
Конспект совместной игровой деятельности взрослых и детей по развитию психолого-педагогической компетентности родителей «Поиграем вместе с мамой» во 2 младшей группе Цель: способствовать созданию положительных эмоций, переживаний детей и родителей от совместного.
Педагогическая характеристика семьи 1. Состав семьи, образование ее членов, имел ли место распад семьи: полная малодетная семья; мать — среднее специальное образование, отец.
Психолого-педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК детского сада (1– 2 года) Психолого – педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК МДОУ д/с №59 (1 – 2 года) (Составляется описательно, без подчеркивания).
Психолого-педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК детского сада (2–3 года) Психолого – педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК МДОУ д/с №__ (2-3 года) (Составляется описательно, без подчеркивания).
Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника по окончанию логопедической группы ДОУ Характеристика обучающегося (воспитанника) Общие сведения: Фамилия, имя, отчество ребенка Иванов Иван Иванович Дата рождения 23.06.2011г.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра— это вид деятельности в условных ситуа-циях, направленный на воссоздание и усвоение ре-бенком общественного опыта. Игра тренирует ре-бенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действи-ями и операциями, расширяет самосознание от вос-приятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.
Научный анализ игровой деятельности показыва-ет, что игра есть отражение ребенком мира взрос-лых, путь познания окружающего мира. В первыхиграх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоя-тельно. Затем инициатива организации игры пере-ходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
В игре принято выделять такие элементы, как: 1) во-ображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия.
Если в младшем дошкольном возрасте в игре вос-производятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на разви-тие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться от-ношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета
в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех пра-вил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
ВИДЫ ИГР
Все игры также можно разделить на два типа:
деятельности, когда игрой занят один человек;
С развитием ребенка игра изменяется. В первые
два года жизни ребенок овладевает движениями
и действиями с окружающими предметами, что
приводит к возникновению функциональных игр.
В функциональной игреперед ребенком раскры-
ваются не известные для него свойства предметов
и способы действия с ними. Так, впервые открыв
и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократ-
но повторять это действие, пытаясь при всяком удоб-
ном случае повернуть ключ. Это реальное действие
переносится в игровую ситуацию. Играя, дети дела-
ют в воздухе движение, напоминающее поворот клю-
ча, и сопровождают его характерным звуком.
Более сложными являются конструктивные
игры.В них ребенок что-то создает: строит дом,
печет пирожки. В конструктивных играх дети осмыс-
ливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся
к разряду манипулятивных, в них ребенок осваива-
ет окружающий предметный мир, воссоздает его
в доступных для него формах.
Ролевые игры— допускают поведение человека,
ограниченное определенной ролью, которую в игре
детей дошкольного возраста, форма игры, в которой
щихся объектов автоматически воспроизводятся Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное в ускорениях и замедлениях сокращений опреде- ^значение для формирования личности ребенка. На- (
происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.
Отношения между людьми осмысливаются в сю-жетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери»,
в «магазин», беря на себя определенную роль, по-этому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвя-заны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых играх.
в коллективе. Постепенно в игры вводятся прави-ла, накладывающие ограничения на поведение парт-неров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъяв-ляются в игре: он то капитан космического кораб-ля, то его пассажир, то восторженный зритель, на-блюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение
к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жиз-ни школьников и взрослых. Они регулируются оп-ределенной системой правил поведения их участ-ников.
ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор-мируются и другие формы деятельности: конструи-рование, рисование. Существенным в формирова-нии личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
Игра основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и жи-вотных и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не саодится лишь к автоматической реа-лизации инстинктивных актов и которым требует-ся вариативное приспособление к изменчивым ус-ловиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов
к условиям будущей жизни. В той же степени и дет-ская игра, возникающая в процессе историческо-го развития общества, заключается в воспроизве-дении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
В подходе К. Бюлера, который строил свою тео-рию на основе теории игры К. Грооса, акцент в ана-лизе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заклю-чается в повторении одних и тех же действий, мо-жет поддерживаться только положительными эмо-циями, которые порождаются самим процессом деятельности. Эти положительные эмоции были на-званы им функциональным удовольствием.
ленных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображениетоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало
в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное,опыта практической деятельности.
Запоминаниекак основной процесс памяти осу-ществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это: 1) структурирование; 2) осмысление; 3) ассо-циирование материала с известными фактами; 4) включение разнообразных предметов и движений
в процесс запоминания.
Припоминаниетакже предполагает выполнениеопределенных действий, направленных на то, что-бы вовремя и точно вспомнить запечатленный в па-мяти материал.
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Юлия Слаутина
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту, формируются нравственные основы личности ребёнка. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. В ней первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности (исследование Г. В. Ендовицкой) острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка — вместо коня, листик — вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.
В процессе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.
Игра создаёт (исследования А. В. Запорожца) и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Когда ребёнок берёт на себя определенную роль (например, зайца, лисички, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.
Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова).
Ценность игровой деятельности не ограничивается её влиянием на развитие отдельного индивида, ребёнка. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них он учится сознательно подчиняться правилам. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Светлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:
— самостоятельные игры (игра – экспериментирование)
— самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
— игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
— досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – творческие (сюжетно-ролевые). В этих играх сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
II группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем и участником которого был сам.
В режиссёрской игре речь – главный компонент.
Ребёнок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.
В этой игре часто используется много персонажей но «активно действующих» обычно бывает не более трех-четырех.
В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий из личного опыта (кормление куклы, укладывание её спать, купание, осмотр доктором и т. п.).
Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и они не имеют своих желаний, интересов, претензий. И это естественно, так как такое игровое общение для маленького ребёнка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнёров, искать с ними общий язык.
Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается во взятии ребёнком на себя роли взрослого, которую он выполняет в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют ребёнку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальности ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого игры подразделяются на:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник».
2. Игры на производственные и общественные темы – это труд людей.
3. Игры на героико-патриотические темы – героические подвиги нашего народа.
4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в «зайца и волка», в «Чебурашку и крокодила Гену» и т. д.
Содержание – то, что отображается ребёнком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
— роли, которые исполняют дети в процессе игры;
— игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
— игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
— отношения между детьми, которое выражаются в репликах, замечаниях – регулируется ход игры.
Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём.
Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре.
Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.
Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.
У детей 3 лет преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – водитель, я – врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действия с предметами.
В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: ребёнок хочет не просто играть, у него возникает потребность выполнять ту или иную роль, используя при этом речь, мимику и жесты.
В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности:
Первый такой этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе появляется отобразительная игра, в которой взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребёнка на его целевое назначение.
Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Педагог обыгрывает ситуации, привлекая к активному участию детей. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду.
Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации.
Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки.
Четвертый этап – собственная ролевая игра.
Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действия взрослых и их отношения. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Виды театрализованных игр (по Л. В. Артёмовой):
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Если они разыгрываются в обычной театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, то такие игры называют театрализациями.
Драматизации основываются на действиях исполнителя, который использует, как правило, куклы.
Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
1. Игры-драматизации с пальчиками.
Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.
2. Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
3. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
В режиссерской игре ребёнок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности (интонация и мимика).
Особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребёнок организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:
1. Настольный театр игрушек.
Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.
2. Настольный театр картинок.
Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
5. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Условия для развития театрализованных игр:
• С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
Необходимо читать детям потешки, пестушки, стихотворения, в том числе и такие, которые ведут к диалогу.
• Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
С этой целью применять разные виды театра, использовать элементы костюмов и атрибутов, которые вызывают у детей огромный интерес и желание поиграть в сказку.
Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
• Заботиться об оснащении театрализованных игр.
Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе подключать членов семей воспитанников.
• Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.
Подбор литературы с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей и содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности.
Различие их в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется в замысле, решение которого требует предварительного обдумывания: что построить, материал, последовательность строительства.
В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
В строительных играх используются как строительные, так и природные материалы: глина, песок, снег, камни и т. д.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры существуют не один век. Их первым создателем был народ, который подметил удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.
Виды дидактических игр:
1. Дидактические игры с предметами развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, память, внимание.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца и покупателя.
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о разных бытовых ситуациях («Кукла Оля заболела», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («В гостях у куклы Маши»).
Для развития координации и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.
Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.
Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом.
Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук – важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом.
2. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы: «Парные картинки», «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Пазлы».
3. Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.
Для детей обучающая задача формулируется как игровая.
Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.
Детей 2-4 лет в дидактической игре увлекает процесс, а результат игры не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать пирамидку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (собачка, козочка, корова).
В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры «Лото», «Домино», «Лабиринт»).
В играх детей 5-7 лет преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.
Развивающий эффект дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, то её воспитательно-образовательная ценность пропадает.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Обучающая задача, игровые действия и правила взаимосвязаны. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей.
Подвижные игры являются разновидностью игр с правилами. Подвижной игрой является игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.
Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.
В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:
— игры, основанные на ловкости, физической умелости;
— игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены игры, в которых развиваются бег, прыжки, лазанье и т. д.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом