игра престолов в чем суть
«Игру престолов» в первый раз посмотрел в 2015 году и скажу честно, тогда она не произвела на меня впечатления. В том году я пересмотрел ее повторно и изменил свое мнение.
Итак, сериал фентези, точнее квазиисторическое фентези с минимумом магии и волшебства, но большими объемами квазиистории, интриг и философии.
Сразу скажу, что самое интересное в сериале и в этом заключается его глобальное отличие от «Властелина колец», что в нем полностью отсутствует морализм и дуалистическое (полярное) восприятие мира и представление самой вселенной как двух лагерей: добра и зла. Во-первых лагерей в сериале «Песнь льда и пламени» очень много! По моим прикидкам 12 сформировавшихся и примерно столько же атрофированных или неразвитых. Во-вторых найти среди них «отрицательный» или «положительный» лагерь – невозможно. Они все примерно стоят друг друга, и разница между добром и злом состоит тут только в том кто победит. Тот, кто побеждает, определяется участниками событий как условное «добро», тот, кто проигрывает – приписывается к «злу».
Относительно пятого сезона там конечно нет никакого лидера, но зато есть постепенно выросший в трех предыдущих сезонах как личность Рамси Болтон. Уникальность этого харизматичного персонажа в том, что на мой взгляд впервые в истории фентези-сериалов удалось дать образ «совершенного подонка». Рамси Болтон показан как человек полностью лишенный тормозов или каких-то ограничений совестью. Для него все правильно, что ему полезно: любая жестокость, любой цинизм и любое предательство. Он подан антиподом Джону Сноу, который в любой ситуации руководствуется «голосом разума и совести», даже когда это следование идет вразрез с его собственными интересами. Таким образом, противостояние между Рамси Болтоном и Джоном Сноу можно рассматривать как конфликт абсолютного негодяя и незадачливого праведника. Удивительно, почти невероятно, но побеждает в итоге именно Джон Сноу, хотя все карты на руках были именно у Болтона!
То есть, происходит словно постепенное раскладывание пасьянса, а потом сбрасывание его и перетасовывание колоды карт. В итоге создается полная (можно сказать абсолютная!) непредсказуемость сюжета, и общая картина в которой просто нельзя предположить или вычислить окончательного лидера, победителя этой нескончаемой гонки за власть. Кланы, терпящие поражение в одном сезоне, постепенно накапливают их в последующих, а потом внезапно обретают силу, становясь снова участником главных событий. Доминирующие в начале – терпят поражение в конце. Это вторая уникальная особенность всего сериала.
В каждом сезоне есть свой несомненный лидер, но второстепенные персонажи не теряют время, а двигаются по спирали событий вверх и вниз, то набирая силу, то теряя ее. Определить, таким образом, какая часть мира «Льда и Пламени» возьмет вверх, а какая падет вниз тоже невозможно. Под влиянием тех или иных сил все может поменяться в любой момент времени.
Кланы (лагеря) присутствующие в сериале «Игра Престолов».
Доминирующие, обладающие способностью взять власть над миром:
Вспомогательные участники:
5. Клан Тиреллов (эти перехитрили всех, кроме самой смерти в итоге и поплатились за хитрость)
6. Клан Болтонов (этих погубила собственная жестокость)
7. Клан Грейджоев (этим все нипочем)
8. Клан Мартеллов (эти все время в тени)
Это все кланы и четко сформулированные лагеря, которые претендуют на власть в Семи королевствах и на Железный трон. Четыре первые силы – основные игроки, четыре последующих силы – резервные (на подхвате)
Силы, обладающие не меньшими возможностями, но не претендующие никак на Железный трон:
1. Дотракийцы (без вожака просто дикари)
2. Работорговцы (после потери «безупречных» им стало тяжело)
3. Одичалые (жители Застенья, убегающие от наступающей Зимы). К ним можно добавить и «Ночной дозор», как один из элементов, связки «Стена-застенье»
4. Белые ходаки (Иные) и их армия зомби (эти могут установить «мир во всем мире», если их не остановить силой)
Эти четыре силы создают общий фон событий и являются косвенными игроками. Их не видно в интригах и нет в противостоянии кланов. Но опираясь на них можно обрести рычаг для решающего поворота событий в свою пользу. К концу шестого сезона обладателем такого рычага становится Дейенерис Таргариен. Собственно имея у себя армии «безупречных», дотракийцев и трех драконов она могла легко в начале седьмого сезона захватить и Королевскую Гавань и всю страну, но слушая удивительные и очень «мудрые» советы своей десницы Тириона Ланнистера не делает это, а медлит, теряет союзников, изматывает армию и решает второстепенные задачи. В итоге теряет одного из трех драконов. Если в начале сезона ее победа просто не вызывают никаких сомнений, то в конце она под большим вопросом, поскольку Дейенерис Таргариен приходится столкнуться с «анти рычагом» событий – Белыми ходаками и превратившимися в их армию Одичалыми. В итоге «рычаг +» и «рычаг-» дают нам «ноль». Можно сказать, что благодаря советам Тириона и своим собственным ошибкам Дейенерис практически обнулила свои шансы на Железный трон.
Сильные стороны сериала:
Недостатки сериала (но не книги!)
1. Крайне слабые батальные сцены. Удивительно, но батальные сцены в этом сериале, ключевые в целом для него выглядят неубедительно, а часто фантазийно и непродуманно. Даже шикарная сцена битвы дотракийцев и ланнистеров портится непониманием режиссером самой тактики противостояния конницы и пехоты.
2. Все-таки есть явное подыгрывание двум персонажам, которое выделяется на остальном практически безупречном фоне: Дейенерис Таргариен и Джону Сноу.
В сериале «Песнь льда и пламени» приведены следующие приемы (ну так их можно обозначить):
1. Экономическая модель мира.
2. Группы персонажей.
Тоже интересный фактор, а именно персонажи сериала четко разбиты на группы (кланы) и конфликты идут как внутри групп, так и между самими группами. Такой прием присутствует во множестве исторических романов, и использовался Дюма, Львом Толстым, Драйзером и многими другими. Но наиболее четко он проглядывается в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, там есть несколько групп: «свита Воланда», «писатели», «варьете», «люди улицы» (управдомы, милиционеры, чекисты и т. д.) и «жители Иерушалайма». Что это дает роману? Достоверность, эффект присутствия читателя внутри конструкции самого сюжета. Иная схема линейная: главные герои – второстепенные. Для больших фантастических сериалов или исторических романов она крайне неудобная. Не случайно Лев Толстой на вопрос «кто же в вашем романе главный герой?» ответил «народ».
3. Следующий прием можно определить как «кольчуга сюжета».
В обычном романе, как правило, 1-2 сюжетных линии (вот наши герои родились – живут – умерли). В «Песнь льда и пламени» их порядка 20! Там происходит одновременно действие на двух континентах Вестеросе и Эссосе и во множестве уголков этих континентов одновременно. Все события развиваются синхронно и параллельно, причем переплетаются в жесткую структуру.
Как это сделано?
Прием Джорджа Мартина можно обозвать «кольчугой сюжета», а функционирует она так: все сюжетные линии идут как бы под уклоном (непрерывная угроза падения в обрыв линии) и равномерно с помощью перемещающихся между ними персонажей переплетаются в общее для всего произведения полотно. Точно такой же прием был использован Львом Толстым в «Войне и мире», а Морисом Дрюоном в серии «Проклятые короли».
Персонаж появился в одном мире, в котором идет одна сюжетная линия, пообщался там с кем-то – переплыл в другой мир уже на другую сюжетную ветку. Он может на этой ветке погибнуть или переместится дальше или вернуться обратно, но его тут же на прежней линии заменит иной персонаж, а все сюжетные линии продолжают свое непрерывное синхронное движение.
Частично такой прием использовался и во «Властелине колец», но там он не достаточно ярок и выпукл.
4. Еще крайне интересным приемом мне показались моралистические вставки.
Сам роман предельно аморален и отношение автора ко всем своим персонажам предельно нейтральное. Джорджу Мартину условно говоря безразлично кто победит! Тут нет «добра» и «зла». Тот, кто завоюет мир тот и будет в конечном итоге прав. Но!
Если бы все было только так, то эпопея не вызывала бы у зрителя прямого эмоционального контакта и эффекта сопереживания. Мартин решил эту проблему добавив в текст эмоциональных персонажей (Арья Старк, Пес, Нэд Старк, Вонючка, Ходор, конечно Тирион Ланнистер и другие), а также наложил на текст моральные последствия выбора людей и их ошибки. Грубо говоря, каким бы стал мир, если бы Нэд Старк не был так упрямо благороден, если бы Арья Старк не прошла все свои испытания и если бы Ходор не удержал бы дверь?! И что бы стало если умнейший и мудрый во всех остальных делах, Тайвин Ланнистер, сумел бы понять своего сына карлика Тириона и убедить того быть на своей стороне? Вот эти моменты, заставляющие задуматься, являются великолепными моралистическими вставками, удерживающими читателя (зрителя) в эмоциональном контакте с эпопеей.
Разберем далее механизм эпопеи в связке серия романов – видео сериал на анализе четырех основных составляющих:
1. Внешний фон событий и экономическая модель мира.
2. Персонажи сериала и их характеры (группы и индивидуально).
3. «Кольчуга сюжета» и сквозные линии.
4. Общая идея сериала и моралистические (гуманистические) вставки.
2. ВНЕШНИЙ ФОН СОБЫТИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА
3. ПЕРСОНАЖИ СЕРИАЛА И ИХ ГРУППЫ.
Как уже было сказано выше в «Песне льда и пламени» присутствуют четыре основных клана, оспаривающих Железный трон, четыре вспомогательных и четыре не связанных с кланами силы, способных стать «рычагом событий». Есть также множество мелких кланов и групп, у которых свои персонажи, своя индивидуальная история и свои лидеры.
Таким образом, для каждого клана и каждой силы в эпопее есть своя индивидуальная группа персонажей, целиком и полностью завязанная на этот клан или силу. Переходов между группами и силами практически нет. Любой клан состоит из династического ядра клана, связанного с индивидуальным генеалогическим деревом и группы вассалов, подчиняющихся этому ядру.
Четыре главных силы: Старки, Ланнистеры, Таргариены и Баратеоны являются главными силами, оспаривающим Железный трон, а все остальные кланы – сопутствующими им во временных союзах или подчинении.
Доминирующим по упоминаниям на всем протяжении эпопеи является именно клан Старков, а вовсе не Ланнистеров или Таргариенов.
Почему?
Несмотря на то, что это единственный клан, который не побывал на Железном троне, именно Старки и их судьба являются двигателем всего механизма событий эпопеи. Этот клан представлен Эддардом (Нэдом) Старком, его женой Кейтилин Старк, их детьми Роббом, Бранном, Риконом, Арьей и Сансой, а также бастардом Джоном Сноу. Они присутствуют во всех книгах и сезонах, а также преобладают по числу упоминаний в каждом сезоне.
Судьбы персонажей этого клана – драматические. Главу семьи Нэда Старка в конце первого сезона сериала вероломно казнит Джоффри Баратеон. Его супруга Кейтилин Старк и старший сын Робб уничтожаются Фреями на Кровавой свадьбе. Младший сын Рикон погибает от стрелы выпущенной ему в спину Рамси Болтоном в Битве Бастардов. Еще один сын, Бран, в первом сезоне получает травму от руки Джейме Ланнистера и становится инвалидом. Две дочери Арья и Санса переживают все мыслимые и немыслимые страдания и боль, какую только могут пережить люди, можно сказать «проходят через Ад». Арья долго скитается нищенкой, слепнет, прозревает, потом становится мстящей врагам Старков убийцей, а Санса подвергается изощренным унижениям со стороны Ланнистеров в Королевской Гавани, а потом становится по существу рабой у подонка Рамси Болтона. Воистину к Старкам у Мартина удивительное отношение, он заставляет их страдать (испытывает) даже больше чем Господь Бог иудеев. Но тем не менее к концу Седьмого сезона сериала именно выжившие Старки становятся в итоге главной действующей силой и объединяют не только Север, но и сманивают на свою сторону Дейенерис Таргариен.
Почему у Мартина такое отношение именно к этому клану?
Думаю, что это очень точный и грамотный сюжетный ход. Мартин словно выращивает Старков, ведет их весь сериал на самом лезвии драматизма сюжета эпопеи, постоянно переводит на них бессознательное внимание зрителя, заставляет им сопереживать как слабейшей стороне конфликта. В итоге именно Старки, а вовсе не Ланнистеры, становятся стержнем сюжета, что придает всему сериалу глубоко драматическое содержание. Старки – «главный двигатель» всей эпопеи.
Последней группой является клан Баратеонов, который изначально состоит из трех весьма умных и талантливых братьев: Роберт, Станнис и Ренли. «Баратеонами» также формально считаются дети Серсеи Ланнистер и ее брата Джейме: Джоффри, Мирцелла и Томмен. По существу получается, что Семью королевствами на протяжении всей эпопеи правят именно Баратеоны (реальные и лживые). Они также являются теми, кто уничтожил клан Таргаринов и их злейшими почти смертельными врагами. Ставка Станниса Баратеона – Драконий Камень (родовой замок перебитых до начала событий эпоса Таргаринов).
Что общего между всеми тремя братьями? Они все умные, деятельные и талантливые личности. Великолепные администраторы и успешные полководцы. И все трое выбывают один за другим без следа!
Почему так происходит?
Три личности и ноль дружбы. Ни один из трех братьев не доверяет остальным и не собирается ни с кем из них заключать союз. Более того в каждом из своих братьев любой Баратеон видит своего злейшего врага. В итоге после смерти Роберта в Королевской гавани Станнис сначала убивает Ренли с помощью колдуньи Мелисандры, после чего, продолжая верить этой ведьме, совершает неподготовленную, без союзников атаку на Королевскую гавань, терпит там поражение, а затем отправляется на север, где бесславно погибает со всей армией и семьей. Советы ведьмы для Станниса становятся важнее голоса логики и здравого смысла.
Не менее опрометчиво поступают и его братья.
Если в случае с Дейенерис речь идет о сочетании наивности и рассудительности, то тут имеет место сочетание разума и затмения. Если Бурерожденную ее штаб непрерывно спасает, то Станниса Баратеона его окружение губит.
В итоге, когда последняя из рода Таргаринов, высаживается в Драконьем Камне, она не находит там и намека на своих смертельных врагов – они к этому времени просто канули в лету.
Не менее нелепо и глупо терпят неудачи и остальные кланы, доминировавшие в начале событий: Мартеллы, Тиррелы и Талли. Таким образом, общий фон эпоса событий выглядит нонконформистским и как следствие необычайно правдоподобным, реалистичным.
Это не сказка, это история. Сама наша жизнь.
Баратеоны и остальные кланы – тело или «корпус» эпоса.
Итак, драматизм Старков – двигатель сюжета
Изобретательность Ланнистеров – привод
Наивность Дейенерис – шасси
Историцизм Баратеонов и остальных кланов – корпус эпоса.
Все вместе это удерживает внимание читателя, причем даже не на «начальной» и «конечной» цели, а скорее на самом процессе повествования, заставляя думать, вычислять за персонажей более правильные ходы, размышлять и передумывать сюжет, сопереживать и усмехаться. Можно сказать, что сериал «Песнь льда и пламени» обладает неким гипнотическим эффектом. Я заметил, что на фанклубах люди горячо обсуждают даже не действия главных персонажей, а второстепенных и малозначимых. Все действия и поступки героев Мартина основаны на их характерах и воспитании. Как следствие все его персонажи воспринимаются как живые и остаются в сознании читателя/зрителя. Повторяющихся или подобных нет.
А всего в эпосе более ста основных действующих лиц и порядка пятисот второстепенных и малозначимых.
4. «КОЛЬЧУГА СЮЖЕТА» И СКВОЗНЫЕ ЛИНИИ
В сериале присутствуют шесть сквозных сюжетных линий и более десятка боковых и вспомогательных. Пересилим сначала основные (это только те, что мне удалось разглядеть)
Но прежде всего что такое «основная линия»? Основная это то, что идет в сюжете от начала и до конца и нигде не прерывается по тем или иным причинам. Вспомогательная это оборванная линия или начатая не с начала. Так скажем, если выделить из всего сериала отдельно в самостоятельное произведение историю Арьи Старк, то основной линией будет все ее путешествие от начала до конца, а вспомогательными или этапами отдельно:
1) Арья и ее тренировки с Сирио Форелем, изучает с ним «уроки танца»
2) Арья путешествует по стране с Сандором Клиганом (Псом)
3) Арья у Безликих.
В каждом отдельном случае любую из этих небольших историй можно превратить в отдельную повесть и сделать самостоятельным произведением. И в каждом отдельном случае перед нами новая Арья:
1) Арья ребенок, капризный, но смышленый. Не научена ничему, но и ничего не боится. Комбинация детской непосредственности и отчаянной смелости.
2) Арья ребенок, переживший ужас, бродяжка и нищенка, путешествующая по стране в сопровождении бугая и алкоголика Клигана, изгнанного также как и она сама. Ее характер сильно трансформировался. Перед сном она прочитывает как молитву список своих смертельных врагов и с этим списком засыпает.
3) Арья женщина, тут она уже взрослый человек, который отделяет добро от зла и чувствует угрозы. Но в тоже время, несмотря на то, что ее задача мстить и убивать, сердце девушки все равно остается добрым. Она не способна убивать хороших или случайных людей. Она убивает только негодяев из своего «списка ненависти» и делает это совершенно.
Теперь перечислим все основные сюжетные линии в эпопеи Мартина, их как говорилось выше шесть:
1. История рода Ланнистеров и прежде всего Серсеи и ее братьев Джейме и Тириона. Внутри каждой биографии есть, как и в случае с Арьей по нескольку боковых и коротких линий, например:
1.1. Серсея – жена Роберта Баратеона
1.2. Серсея борется с Его Воробейшеством и компанией
1.3. Серсея королева
В первом случае это умная и талантливая женщина, еще не нагрешившая и не натворившая бед (если не считать кровосмесительного союза с братом Джейме). У нее доброе сердце и открытая душа. Она переживает из-за жестокости своего истеричного сына Джоффри, из-за смерти Эддарда Старка и от того, что началась война.
Во-втором это женщина, борющаяся за свое существование при трусливом и безвольным короле Томмене, своем младшим сыне, который по существу предал свою мать. Она уже не сражается, а просто выживает, пытается спастись. Но душа еще не горит адским пламенем, правда доброта уже ее покинула.
В третьем случае это переживший все ужасы и потерявший всех кого любила, отчаявшийся человек. Просто тень самой себя из начала эпопеи. Женщина с короткими рыжими волосами (вначале пышная блондинка!) и с потухшим подавленным взглядом. Все что в ней было хорошего уже уничтожено. Перед нами потерявший веру несчастный человек, существующий и правящий словно по инерции существования. Она не говорит, а скорее выплевывает свои слова с непрерывной презрительной ухмылкой. Ее речь это непрерывная боль, пережитых бесчисленных страданий и бесконечной войны за свое существование с бесчисленными врагами. От прежней осталась только оболочка и ум.
И так с каждым из ее братьев. Но если Тириона и Джейме страдания только сделали сильным, то Серсею раздавили и выжгли ей всю душу.
2) Вторая сквозная линия это история рода Старков, начинающаяся со сцены, когда детям распределяют щенков лютоволка и все последующие события. Их страдания, борьба и конечная победа над врагами.
3) Путешествие и становление последней из рода Таргаринов. Дейенерис и ее эпопея в Эссосе. Начиная от маленького племени кочевников и заканчивая огромной армией, флотом, драконами и союзниками.
4) Стена-Застенье и все что с ним связано. История Джона Сноу.
5) Железные острова, история Клана Грейджоев
6) И последняя главная ветка это история клана Баратеонов, воительницы Бриенны Тарт и ведьмы Мелисандры.
Но это условная классификация, поскольку одно путешествие Арьи Старк можно легко превратить в самостоятельный роман с законченным сюжетом. Еще в пункте 2 этой классификации можно выделить как самостоятельные произведения:
Как видите только в одном пункте пять самостоятельных веток! Можете такое представить. Причем две из них: «путешествие Арьи» и «жизнь Сансы» также самостоятельно являются сквозными для всего эпоса! Но они все равно считаются «второстепенными», а ключевым только вся история клана Старков.
Я думаю, что общее количество самостоятельных веток в эпопее, связанных с индивидуальными историями отдельных персонажей может достигать сотни! Нужно время, чтобы сделать подробную классификацию. Нас пока интересуют работы этих веток в локациях, сам механизм «кольчуги сюжета».
Итак о локациях (территориях в которых происходят события).
Их также огромное число, я выделю только самые основные:
1) Стена
2) Застенье
3) Винтерфелл (Север)
4) Драконий Камень (первоначально вотчина Баратеонов, а потом Дейенерис Таргарин)
5) Королевская Гавань (столица Семь королевств)
6) Дотракийское море
7) Замок Утес Кастерли
8) Железные острова
9) Речные Земли
10) Залив Работорговцев
В каждой из этих локаций происходят основные события каждой из самостоятельных сюжетных линий. Начинается переплетение «кольчуги сюжета»:
1) Вот Арья Старк в Винтерфелле маленькая смышленая и очень храбрая девочка. Капризный ребенок.
2) Вот Арья в Королевской Гавани учится «урокам танца» у Сирио Фореля
3) Вот Арья скитается по Речным Землям с таким же как она изгнанником, алкоголиком и буяном Сандором Клиганом
4) Вот Арья у Безликих проходит курсы совершенного мастера убийства
5) Вот Арья в доме у Фреев расправляется одна со всей его огромной семьей
6) Вот Арья вернулась в Винтерфелл, повзрослевшая и превратившаяся в настоящего терминатора, оберегающая свою сестру Сансу, легко одной рукой побеждающая в тренировочном поединке воительницу Бриенну Тарт и расправляющаяся над Мизинцем
Итак мы видим как Арья идет и развивается между локациями, и с каждым перемещением меняется ее сущность. С каждым движением она другой человек. У каждого, с кем она общалась в ходе своего путешествия (Сирио Фореля, Сандора Клигана и безликих) Арья получила новые знания, которые делают ее иной, чем в начале. И каждая новая локация делает ее иной тоже!
Точно также переплетаются с локациями и все остальные ветки сюжета. И каждое переплетение ветки сюжета с локацией дает некоторую трансформацию ключевого персонажа этой ветки.
Запомните этот прием!
Если вы хотите, чтобы ваш мир был живой, используйте «кольчугу сюжета».
5. ОБЩАЯ ИДЕЯ СЕРИАЛА И МОРАЛИСТИЧЕСКИЕ ВСТАВКИ
В действиях Дейенерис Таргариен нет формальной (мужской) логики, но есть определенный шарм женской логики, своего рода «эмоциональные поступки». Она очень добра и очень близко воспринимает все, что с ней происходит, а также несправедливость в мире. Она очень хочет помочь этому миру, не понимая правда как это сделать. Ее действия часто абсурдны, но в тоже время эмоционально выдержаны.
Серсея Ланнистер – умная и невероятно расчетливая женщина, способная к бесчисленным многоходовкам, а все ее поступки точно базируются на безупречной мужской логике выживания.
Они обе женщины и очень разные. Точнее противоположные друг другу. Обе стремятся обеспечить себе будущее, только Дейенерис базируется на наивном женском восприятии мира, а Серсея на грубой логике выживания.
А мы видим, что если действия Серсеи не создают никому проблем, кроме неё самой (накопление потенциала ненависти), то действия «душечки» Дейенерис создают проблемы всем без исключения, прежде всего ее союзникам, тому самому лучшему во Вселенной Мартина интеллектуальному штабу. И не такая она и «душечка», как кажется. Она убивает работорговцев, с кем вроде бы заключила нормальную сделку, с легкостью казнит сотни богатых людей в Миэрине, сжигает кхалов в Вэйсе Дотрак, под корень уничтожает «Детей Гарпии». Она такой же в точности тиран и беспощадный правитель, как и ее отец Эйрис II Безумный. Но… только она пытается не повторить уж слишком ошибочные действия своего папы. Она хочет, чтобы ее любили, а не ненавидели.
И тут мы подходим к самому главному во всем эпосе «Песнь льда и пламени».
Какие поступки совершают такие живые и непрерывно развивающиеся персонажи Джорджа Мартина? Моральные или аморальные?
Мартин ни слова не говорит про мораль, но заставляет читателя/зрителя непрерывно думать самостоятельно!
И каждое событие в своем мире он преподносит в виде пищи для размышления. Это и называется «моралистические вставки».
Его персонажи греховные и мы видим их грехи. Его персонажи глупы и мы видим их глупость. Его персонажи умны и мы видим их ум. Его персонажи совершают ошибки, и мы думаем об этих ошибках.
ЕГО ПЕРСОНАЖИ УЧАТ.
6. ОБЩИЕ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ
Меня однажды спросили, когда у нас научатся снимать сериалы в стиле «Игра престолов». Любой такой сериал базируется только на комбинации четырех элементов: экономическая модель, группы персонажей, кольчуга сюжета и моралистические вставки.
И тут не нужно бояться коммерческого искусства и самого слова «коммерция». Просто нужно уметь делать качественный профессиональный продукт, который будет потреблять зритель/читатель и который будет заставлять тебя волноваться, вбирать информацию, развиваться лично.
У нас пока нет даже искусствоведческой системы, позволяющей проанализировать приемы Джорджа Мартина. Но я абсолютно уверен, что если такая система и сама школа появится, мы сможем делать сериалы не хуже, а лучше американских и стать ориентиром в данной отрасли.
Главное приложить терпение и труд и много работать!