игры без drm что это
Что такое DRM в играх? Нюансы и тонкости
Вопросы защиты контента от незаконного копирования были актуальны во все времена, а в плане игр – с эпохи Atari 2600, когда издатель всеми силами старался ограждать продукцию от кустарного тиражирования. В последующие годы вводились региональные ограничения, в устройства устанавливались специальные чипы защиты, данные шифровались через богомерзкие StarForce и т. д.
Максимальная эффективность достигнута именно в цифровую эпоху, когда игра привязывается к конкретному сервису. Даже если она приобретена на физическом носителе, не предполагается передача, перепродажа или обмен. За исключением консолей от Sony, Nintendo и Microsoft.
Кратко рассказать о том, что такое DRM, достаточно просто. Речь именно о Digital Right Management, т. е. технологических средствах, предназначенных для защиты интеллектуальной собственности. Яркий пример – привязка игрового произведения к Steam, Battle.net и аналогам.
При запуске стартует клиентское приложение, проверяющее наличие действующей лицензии. Онлайн при этом обязателен в 90 % случаев. Даже при переходе в автономный режим запустятся игры, которые ранее получили «добро» от сервиса авторизации. Если внимательно прочесть пользовательское соглашение, то окажется, что вы совершаете не покупку, а бессрочную аренду.
Что такое DRM? Тёмная сторона силы
Совершенно понятно стремление разработчиков и издателей получать прибыль, но иногда нарушаются права потребителей. В законах США отмечено, что покупатель имеет право создать резервную копию данных на случай её утери. По этой причине легальным является, например, использование эмулятора при условии наличия оригинального диска.
В случае с DRM-защитой архивирование информации исключается. Следующий негативный момент кроется в потребности постоянно сохранять доступ к Сети. Подобное практикует Blizzard ещё со времён Diablo 3, а корпорация Microsoft хотела внедрить проверку подлинности всего контента на Xbox One раз в сутки, но под давлением общественности отказалась от этой идеи.
Где купить игры без DRM?
Опустим вопросы пиратства, морально порицаемые цивилизованным миром. В ситуации, когда доступа к Сети нет, помогают версии non-DRM, продаваемые в наборах Humble Bundle, через GOG и ещё в нескольких сервисах. Они представляют собой простой Setup-файл, используемый для инсталляции.
После установки достаточно выполнить запуск. Через 1-2 года нас ожидает смена поколения консолей. Не исключено, что платформодержатели закрутят гайки ещё сильнее. Своё мнение напишите в комментариях.
Чемодан без ручки. CD Projekt завела GOG в тупик
На старте магазина GOG его владельцы из CD Projekt видели своей целью создание цифрового каталога старых игр без DRM-защиты, совместимых с актуальными ОС. Благородно, спору нет. Но как со временем менялась CD Projekt, так менялся и GOG. В нынешнем состоянии он напоминает чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко.
История GOG
Сейчас CD Projekt игрокам известна как создатель культовых игр про «Ведьмака» и ставшего нарицательным провала под названием Cyberpunk 2077. Но свой путь к успеху в 1994 году компания начинала как первый дистрибьютор лицензионных игр на территории Польши. Деньги это приносило небольшие. Игровой рынок в бывших социалистических странах только формировался. Продавцам лицензионной продукции приходилось конкурировать с пиратами, а количество продаваемых копий по нынешним временам выглядело смехотворным. Так, к примеру, в контракте с Interplay на издание Baldur’s Gate в Польше была прописана продажа 3 (трех) тысяч копий игры. Конечные продажи оказались выше. Благодаря хорошей локализации, богатой комплектации и умеренным ценам итоговый тираж составил рекордные 100 тысяч копий.
Для того, чтобы открыть собственную студию разработки CD Projekt RED и начать работу над первым самостоятельным проектом (который со временем превратится в первую часть трилогии про Ведьмака), пришлось несколько лет откладывать деньги из прибыли. Это сейчас студия и ее Ведьмак «кормят» весь холдинг CD Projekt, в 2002 году было наоборот — студия жила за счет продаж компакт-дисков с играми в Польше. Вот только рынок начал стремительно меняться.
CD Projekt в 1999 году — это прежде всего продажа дисковых копий игр.
В 2003 году появился Steam и уже вскоре стало ясно, что пользователи ПК готовы к цифровой дистрибуции. К цифровой дистрибуции оказались не готовы издательства. Valve запустила сервис Steam в 2003 году, а конкуренты стартовали с большим опозданием: Ubisoft (Uplay) — 2009, EA (Origin) — 2011 год, Microsoft Store — 2012, Epic Games Store — 2018 (!).
В CD Projekt, на удивление, среагировали оперативнее своих коллег из западных издательств. Цифровой магазин GOG (расшифровывается как «старые добрые игры» — Good Old Games) появился в 2008 году. GOG не позиционировался как конкурент Steam. В 2008 году о GOG и CD Projekt за пределами Польши мало кто знал и продавать свои игры через новый цифровой магазин издательства не спешили. Помогли старые связи. Договориться с Interplay оказалось просто, компании связывала успешная работа над польской версией Baldur’s Gate. Кроме того, удалось договориться с европейской Ubisoft, после чего подтянулись и остальные.
В магазине продавались только классические игры, адаптированные под современные операционные системы, без DRM (технических средств защиты авторских прав). На отсутствие защиты у таких игр издательства смотрели сквозь пальцы, т. к. цифровую дистрибуцию освоили не только Valve, но и сами пользователи «на торрентах» (треккер The Pirate Bay начал работу в 2003 году, популярный в нашей стране RuTracker — в 2004). Впрочем, продажа старых игр больших успехов не принесла, не смотря на то, что многие ПК-игроки были готовы отказаться от пиратских версий игр и покупать их в GOG.
В 2010 году менеджмент даже не побрезговал не совсем этичным способом привлечения внимания к магазину. С 19 по 22 сентября сайт GOG прекратил работу. Пользователям демонстрировалось лишь сообщение о том, что сайт и официальный твиттер сервиса будут закрыты. Это «закрытие» оказалось фейковым. Новая версия сайта появилась 23 сентября, которую представили на презентации руководители сервиса. Чтобы оправдаться перед пользователями, менеджмент выпустил заявление: «Прежде всего, мы бы хотели извиниться перед теми, кого задело закрытие GOG.com, и теми, кто чувствует себя обманутым из-за этого. Будучи маленькой компанией без больших бюджетов для маркетинга, мы не хотели пропускать возможности как-то очень громко заявить о появлении новой версии нашего сайта и, что ещё важней, возрождении серии Baldur’s Gate» (перевод Wikipedia).
Лишь в 2012 году, когда CD Projekt смогла предложить игрокам в своем магазине новые AAA-игры, сервис привлек внимание не только любителей классики. Аудитория магазина начала расти. Тогда же в компании отказались от расшифровки GOG как «Good Old Games». Остался просто сервис стал называться GOG.com.
Продвижение сервиса проходило под лозунгами о том, что игроки — важнее всего, и особый акцент делался на том, что игры в GOG лишены DRM. Пользователями это воспринималось так, что для установки и игры им не потребуется интернет-соединение. В GOG эту мысль поддерживали — «БЕЗ DRM. Не требует интернет-подключения или активации» висит сообщение на каждой странице игры. Три года назад в GOG даже запустили инициативу FCK DRM, которая, правда, быстро сдулась и закончилась без особого ажиотажа.
Конкурентном Steam сервис является очень условным. Понимают это и в CD Projekt. Пользователей мягко подталкивают на использование лончера GOG Galaxy, среди преимуществ которого — возможность объединения разных игровых сервисов в одном приложении, но заменой стандартного клиента Steam он для большинства игроков не стал. Статистика продаж нечасто оказывается в сети, но имеющиеся публикации говорят о значительном превосходстве Steam что в 2013-м году, что 2019-м.
Финансы GOG поют романсы
Финансовая отчетность до 2015 года для GOG, к сожалению, не доступна, но с 2015 года данные имеются. Лишь в 2015, 2017 и 2020 году магазин показывал хорошую прибыль. И эта прибыль, очевидно, показана благодаря продажам игр CD Projekt RED. 2015 год — Ведьмак 3: Дикая Охота. 2017 год — возрождение интереса к франшизе Ведмака — 10 лет с момента выхода первой части, анонс фильма, громкие мероприятия и крупные DLC. 2020 год прошел под знаком Cyberpunk 2077.
Продажа собственных игр через GOG позволяет CD Projekt не выплачивать «грабительские» 30 процентов компании Valve с каждой копии на ПК. При продвижении Cyberpunk 2077 даже специально делался на этом акцент — купи игру в GOG, поддержи CD Projekt, чтобы там получили 100% с продаж. Благодарная за третью часть Ведьмака аудитория оформляла предзаказы, и по итогу 2020 года у магазина была рекордная прибыль — 20,7 миллионов польских злотых (
370 миллионов рублей). Но если Ведьмак поддержал продажи в 2016-2017 годах, то Ви так не смог. За первую половину 2021 года GOG показал рекордные же убытки — 4,5 миллиона польских злотых (
80 миллионов рублей).
Предыдущий сложный период в GOG был после 2018 года, когда баланс, благодаря налоговым льготам, удалось свести к нулю. После чего в 2019 году последовали сокращение штата, сворачивание программы справедливой цены.
Кроме того, свинью CD Projekt подложил, возможно, сам того не желая, Тим Суини со своим крестовым походом против высоких комиссий торговых площадок. Открывшийся в 2018 году Epic Games Store привлек внимание игроков бесплатными раздачами игр, эксклюзивными релизами и шумихой, а разработчиков должна была приманить комиссия в 12%, которую берет магазин, против 30% у Steam. Подсуетились и в Microsoft, снизив комиссии в ПК-версии своего Store до 12%.
GOG.com, как торговая площадка для разработчиков стал менее привлекательной. Комиссионные сборы в GOG составляют «стандартные» 30%. Информации о том, что комиссия будет снижена, пока нет. Возможно ли это в принципе, на фоне убытков 2021 года, которые показывает GOG, пока не понятно. С 2015 года ежегодные расходы на функционирование магазина GOG выросли почти в 3 раза — 26,5 миллионов польских злотых в 2015 году (430 миллионов рублей по курсу 2015 года) против 75,4 миллионов польских злотых в 2020 (1,3 миллиарда рублей по нынешнему обменному курсу).
Убытки, скоре всего, приведут в GOG к сокращениям и, возможно, задействованию других не самых приятных методов снижения издержек.
Чемодан без ручки
На фоне неутешительных финансовых показателей 2021 года, провала Cyberpunk 2077 (в 2021 году игру покупают очень мало) GOG вляпался в скандал. Пользователи сервиса, привыкшие к тому, что для активации игры из GOG не требуется интернет-соединение, с удивлением обнаружили, что часть контента появившейся в продаже Hitman (2016 года) доступна только при постоянном подключении к сети. При этом плашку «БЕЗ DRM. Не требует интернет-подключения или активации» со страницы игры никто не убирал.
Hitman (2016)
Пользователи GOG, справедливо почувствовав себя обманутыми, начали действовать привычным и единственно действенным способом — занялись ревью-бомбингом, сделав Himan самой низко оцененной игрой в сервисе. Подобное поведение в CD Projekt не оценили, заявив, что терпеть подобное поведение не намерены и будут удалять сообщения, которые «не соответствуют» требованиям к отзывам. О девизе, «Игроки — важнее всего» в компании решили временно забыть.
Сдержать недовольство пользователей принятые меры не смогли, так что игру сняли с продаж, администрация была вынуждена приносить извинения. Но осадочек, как водится, остался. Появятся ли игры, требующие наличия активного интернет-соединения для активации контента в будущем, не ясно. Также не ясно, придерживается ли нынешнее руководство GOG тех взглядов на DRM, которые провозглашались в момент основания сервиса.
Сейчас со стороны кажется, что GOG стал для CD Projekt сервисом, с которым не понятно, что делать. Магазин показывает прибыль только тогда, когда хорошо продаются собственные новые игры, которых нет. Ведьмака купят только со скидкой, если еще не купили, Cyberpunk 2077 покупать желающих мало. Сторонние разработчики в GOG идут без особой охоты — новые игры без DRM продавать мало кто хочет (как бы мы к этому не относились), а на рынке появились и другие конкуренты Steam, которые предлагают более выгодные условия, чем GOG. Особо отличившимся могут и денег дать за эксклюзивность.
Расходы на GOG растут быстрее, чем доходы от него, а в 2021 году GOG и вовсе рискует как в 2018-ом показать снижение доходов, что проделает очередную брешь в финансах CD Projekt. Нести такой груз становится все тяжелее. Но и бросить GOG жалко. При продаже собственных игр через свой сервис, все деньги достаются CD Projekt. Круг замкнулся.
Сменить политику магазина и отказаться от концепции продаж игр без защиты не выйдет — как показал последний скандал, аудитория такого плевка в душу не простит. Тем более, более 10 лет официальные лица CD Projekt рассказывали, как FCK они этот DRM.
Diagnosis
Что будет дальше с GOG, не понятно. Как магазин, торгующий классическими играми, он слишком дорого обходится CD Projekt, а как площадка для продажи современных игр, не работает. Представить себе продажу условной «Assassin’s Creed: Вальгалла» в GOG без внутриигрового магазина и без подключения к интернету очень сложно. Дело не только в DRM. Игры-сервисы требуют интернет-подключения. И если по каким-то причинам издателям становится невыгодно поддерживать серверы включенными (а это случается тогда, когда внутриигровые магазины не приносят прибыли), то такие игры умирают. И GOG их не спасет.
Скандал вокруг Хитмана и будущее DRM-free
На фоне октябрьских проблем с доступностью социальной сети Facebook и взлома стриминговой платформы Twitch новость о том, что из сервиса цифровой дистрибуции GOG была удалена Hitman — Game of the Year Edition, прошла незамеченной. А между тем это событие является одной из важнейших побед сообщества геймеров, хотя его значимость оценит далеко не каждый. Ведь, как бы громко это ни прозвучало, именно произошедшее 8 октября 2021 года определило то, как именно мы с вами будем играть в видеоигры на ПК в ближайшие годы.
За что «убрали» Хитмана? Хронология событий
После не слишком удачной Hitman: Absolution, увидевшей свет в 2012 году, IO Interactive вознамерилась вернуться к истокам, отказавшись от множества спорных нововведений пятой части. Как и в классических играх серии, в Hitman 2016 года, по сути ставшей мягким перезапуском франшизы, экшен-составляющая отошла на второй план, а core-геймплей игры вновь оказался сосредоточен вокруг скрытного устранения целей всеми возможными способами.
Несмотря на избранную модель дистрибуции (изначально игра распространялась по эпизодической схеме, что понравилось далеко не всем), старый новый Hitman был тепло встречен как игроками, так и критиками, ведь игра вновь стала тем, чем и была изначально — единственным в своем роде симулятором наемного убийцы, в котором ваш успех зависит не от рефлексов, а от умения продумывать каждый шаг и грамотно использовать окружающую обстановку.
В Hitman 2016 года разработчики вернулись к корням серии
Для предотвращения нелегального распространения в Hitman была встроена популярная в настоящее время среди разработчиков компьютерных игр система защиты Denuvo, однако уже 20 июня 2017 года вышел патч, полностью убирающий DRM из игры. Тем не менее Hitman так и не стал в полной мере DRM-free, поскольку для полноценного прохождения сингла все еще требовалось постоянное интернет-подключение.
Здесь необходимо сделать важное пояснение для тех, кто не играл в Hitman. Игра разделена на обособленные миссии, открывающиеся одна за другой по мере прохождения сюжета. Хотя основная кампания не предполагает ни прямого, ни косвенного взаимодействия с другими игроками, изначально даже для того, чтобы просто запустить игру, вам требовалось онлайн-соединение. Патч 1.7.0, выпущенный 16 ноября 2016 года, лишь немного улучшил ситуацию: спустя полгода после релиза Hitman получил поддержку автономного режима, однако крайне урезанного.
Ваш прогресс в Hitman позволяет открывать дополнительную экипировку для прохождения миссий разными способами
Притом весьма недружелюбной. Если в ходе прохождения очередной миссии у вас пропадет интернет-соединение, вам придется перезапускать игру, лишившись при этом доступа ко всей открытой ранее экипировке. И, как это часто бывает, пиратам в данном случае повезло значительно больше, чем обладателям лицензии, поскольку создатели «народных демоверсий» достаточно быстро решили проблему с привязкой прогресса к онлайн-подключению.
Несмотря на недовольство геймеров, IO Interactive так и не отказалась от данной системы, имплементировав завязанную на онлайне прогрессию и в последующие части франшизы. Но вот 22 сентября 2021 года Hitman появился на площадке цифровой дистрибуции GOG в формате издания «Game of the Year Edition», включающего весь контент 1-го сезона, да еще и со скидкой 70%! Казалось бы, повод обрадоваться, ведь раз GOG принимает в свой магазин исключительно игры без DRM, значит, разработчики наконец-то услышали игроков, добавив в игру полноценный офлайн-режим, и, быть может, впоследствии аналогичные патчи выйдут и для Hitman 2 и 3. Однако все оказалось куда прозаичнее.
Hitman — Game of the Year Edition вышла в GOG 22 сентября 2021 года
Результат вполне закономерен: спустя сутки после релиза рейтинг Hitman в GOG побил антирекорд, опустившись до 1,4 балла из 5 возможных. Главным поводом для недовольства игроков, как и следовало ожидать, оказалась встроенная в дистрибутив онлайн-DRM.
Hitman — Game of the Year Edition получила в GOG рекордно низкий рейтинг
Надо отметить, что в GOG все игры, требующие интернет-подключения для использования тех или иных функций (например, доступа к мультиплееру), имеют соответствующую пометку, однако при добавлении в сервис Hitman разработчики тактично умолчали об особенностях билда. Чуть позднее примечание в описании все же появилось, но и там IO Interactive слукавила, указав, что онлайн требуется лишь для запуска пользовательского (Контракты) и ивент-контента (Ускользающие цели), а также Эскалаций. Надо ли говорить, что столь неуклюжие попытки скрыть реальное положение дел лишь подлили масла в огонь?
Описание Hitman — Game of the Year Edition вводило пользователей в заблуждение
Ответ администрации самого магазина не заставил себя долго ждать, однако первая реакция официальных представителей GOG усугубила ситуацию еще больше. Один из сотрудников сервиса под ником chandra сделал весьма противоречивое заявление следующего содержания:
«Благодарим всех, кто обратил внимание на проблему. Мы изучим вопрос и сообщим о результатах проверки в течение ближайших недель. Все, кто приобрел Hitman — Game of The Year Edition и кого по тем или иным причинам не устраивает текущая версия игры, могут воспользоваться функцией возврата средств.
В то же время хотим напомнить, что хотя мы всегда открыты для обсуждения, мы не потерпим ревью-бомбинга и будем удалять отзывы, которые не соответствуют рекомендациям по написанию пользовательских обзоров».
Второй абзац явно оказался лишним: геймеры восприняли данный пассаж не иначе как косвенное признание в сговоре между GOG и IO Interactive. Впоследствии chandra даже пришлось разъяснять, что речь идет не о попытках выправить негативную оценку, а лишь о сообщениях, противоречащих требованиям площадки (например, содержащих оскорбления в адрес разработчиков), однако это уже мало кого убедило.
Конфликт разрешился лишь 8 октября: в GOG не просто сняли с продаж злополучную игру, но и публично признали собственную ошибку, принеся извинения геймерам:
«Сегодня мы удалили Hitman — Game of The Year Edition из каталога GOG. Мы не должны были допускать к продаже игру в ее текущем виде, на что справедливо указали наши клиенты.
В настоящий момент мы все еще ведем переговоры с IO Interactive по поводу релиза. Также мы бы хотели извиниться за возникшую путаницу и ваше недовольство, вызванное сложившейся ситуацией. Мы вас подвели и хотели бы поблагодарить за то, что вы подняли эту тему. Это показывает, насколько вы неравнодушно относитесь к GOG и тому, что мы делаем».
Подобный финал можно без преувеличения назвать идеальным: геймеры одержали полную победу в неравной борьбе, а GOG при этом удалось сохранить лицо в глазах сообщества. Но главным итогом противостояния все же стало удаление из магазина Hitman, ведь если бы игра осталась в каталоге сервиса, это создало бы чрезвычайно опасный прецедент.
GOG — последний оплот цифровой свободы современного геймера
На сегодняшний день именно GOG является ключевой платформой, где вы все еще можете купить игры без встроенной DRM. Да, помимо магазина от создателей «Ведьмака», существуют и другие сервисы вроде itch.io или Indie Gala, однако их ассортимент куда беднее, ведь размещаются там преимущественно инди-проекты, тогда как в каталоге GOG можно отыскать тайтлы буквально на любой вкус: помимо творений независимых разработчиков, здесь широко представлены хиты прошлых лет, игры от студий второго эшелона и даже блокбастеры, пусть и выходящие с некоторым запозданием.
При этом «Good Old Games» позволяет вам именно приобрести лицензионную копию игры в собственность, а не взять в бессрочную аренду, как де-факто и происходит на других площадках, где каждая покупка остается намертво привязана к аккаунту и требует по крайней мере единоразовой активации на ПК если не самой игры, то лаунчера для ее запуска (а иногда и того и другого сразу, и хорошо еще, если лаунчер только один). Наряду с акцентом на классических тайтлах, о чем красноречиво говорит расшифровка аббревиатуры GOG, полное отсутствие DRM в продаваемых играх является основой маркетинговой стратегии магазина, вынужденного конкурировать с естественной монополией Steam.
Размещение Hitman в каталоге GOG могло стать той точкой невозврата, после которой в сервисе цифровой дистрибуции стало бы появляться все больше и больше подобных «огрызков», требующих обязательного интернет-подключения для полноценного доступа к сингл-плееру. А вслед за ними подтянулись бы игры со встроенной Denuvo, собственными лаунчерами и прочими «прелестями» современного ПК-гейминга.
И казалось бы, что здесь такого? Раз вы используете онлайн-магазин, то интернет для вас уж точно не является проблемой. К тому же DRM создаются для борьбы с пиратством, а значит, честному покупателю ровным счетом не о чем волноваться. Увы, это не так. По иронии судьбы средства защиты от нелегального копирования доставляют куда больше неудобств обладателям лицензионных копий, в то время как пираты спокойно играют, не зная забот. Ведь если подумать, одно лишь отсутствие встроенной DRM обеспечивает владельцу игры массу преимуществ.
Приобретая игру без DRM, вы будете испытывать меньше проблем с производительностью.
И в случае с такими тяжеловесными системами защиты, как Denuvo, выигрыш может оказаться действительно значимым. Отличным подтверждением влияния DRM на производительность игр являются исследования автора YouTube-канала Overlord Gaming (на данном аккаунте вы сможете найти множество подобных видео).
В своих роликах блогер наглядно демонстрирует, что использование Denuvo всегда негативно отражается на производительности игр, причем в ряде случаев влияние защиты на скорость загрузки и частоту кадров может оказаться катастрофическим. Одним из самых показательных является пример Prey — иммерсив-сима, выпущенного Arkane Studios в 2017 году. Только вдумайтесь в эти цифры: на одном и том же оборудовании дистрибутив игры без DRM загружается всего за 17 секунд, тогда как версия с установленной защитой стартует 54 (!) секунды, то есть падение производительности достигает рекордных 317%!
С фреймрейтом дела обстоят также довольно печально: преимущество чистой версии по среднему FPS составляет 21%, по минимальному — 48%, а по показателю 0,1% low — 779%. Для слабого компьютера подобная разница может оказаться фатальной, сделав Prey абсолютно неиграбельной.
После удаления Denuvo производительность Prey заметно повысилась
Аналогичную картину можно увидеть в Dragon Quest XI, Devil May Cry 5, той же Hitman и множестве других проектов. Игры же вроде Detroit: Become Human, в которых влияние Denuvo на производительность не превышает 5%, являются скорее счастливым исключением из правил.
Без Denuvo фреймрейт в Dragon Quest XI значительно возрос
Одним словом, Denuvo — наглядная иллюстрация того, как издатели компьютерных игр пытаются решать свои проблемы за счет геймеров. Ведь если вас не устраивает FPS, то по заветам Сильвейна Троттье из Ubisoft вы всегда можете купить новую видеокарту, не так ли? Особенно иронично этот «добрый совет» звучит сейчас, когда по всему миру наблюдается тотальный дефицит видеоускорителей.
Приобретая игру без DRM, вы не будете привязаны к цифровому магазину.
Представить себе, что тот же Steam вдруг ни с того ни с сего закроется, довольно сложно. С другой стороны, если бы менеджмент крупных компаний никогда не ошибался, на рынке смартфонов сегодня безраздельно доминировала бы Nokia, а не Apple, а самой продаваемой в мире игровой консолью была бы, скажем, Dreamcast 4, а вовсе не PlayStation 5. Впрочем, чтобы лишиться своей игротеки, достаточно получить бан в сервисе цифровой дистрибуции, и для этого вовсе не обязательно быть читером.
Например, в 2018 году Sony забанила игрока из Мексики за «оскорбительный» ник Kike_0615 (то есть Кике — сокращение от Энрике, настоящего имени геймера), интерпретировав данное слово как используемое в США расистское ругательство.
Sony забанила игрока за безобидный никнейм
Обращения в техническую поддержку PSN и попытки объясниться ожидаемо ни к чему не привели, и только пост на Reddit с последующим привлечением профильных СМИ возымел результат: аккаунт Энрике был разблокирован, и Sony даже разрешила геймеру оставить прежний никнейм, однако парень решил все же его сменить, что называется, «от греха подальше».
Не стоит сбрасывать со счетов и технические неполадки. Пусть случаев массовой потери аккаунтов пока еще не было, но от крупных сбоев, как наглядно показал пример Facebook, не застрахован никто. Мелкие же неполадки происходят в сервисах цифровой дистрибуции не так уж и редко: тот же Steam «падает» в начале практически каждой крупной распродажи.
А иногда у пользователей сервиса пропадают игры. Один из таких инцидентов произошел 4 августа 2020 года: в этот день после планового технического обслуживания многие геймеры обратили внимание на то, что с их Steam-аккаунтов исчезла часть игр и DLC, причем приобрести ту или иную позицию повторно пользователи также не могли, хотя кнопка «Purchase» и была активна. Проблема сохранялась в течение нескольких часов, после чего все нормализовалось.
Летом 2020 года у геймеров стали исчезать игры с аккаунтов Steam
Поклонникам игровых консолей также периодически не везет. Например, начиная с мая 2020 года после технических работ, затронувших базу данных PSN, с аккаунтов пользователей сервиса начали пропадать игры, приобретенные в PlayStation Store, причем вместе с ними исчезали и соответствующие записи из истории транзакций. При попытке восстановить электронные лицензии на приобретенные игры приложение магазина выдавало ошибку CE-33946-5.
Из-за сбоя в PSN геймеры лишились доступа к своим играм
Sony признала сбой лишь в начале июля, посоветовав игрокам переустановить PlayStation Store, после чего все должно было нормализоваться. Если же это не помогало, геймерам, которых затронула данная проблема, предлагали обратиться в техподдержку, предоставив копии электронных чеков. Как нетрудно догадаться, сбой не коснулся обладателей дисковых изданий.
Эти примеры наглядно демонстрируют, что абсолютно любой владелец игротеки в Steam, PSN, Microsoft Store или на другой платформе может в одночасье лишиться своей коллекции. Чего, закономерно, никогда не произойдет с пользователем GOG, который заблаговременно сделал резервные копии.
Приобретая игру без DRM, вы не будете зависеть от разработчика, издателя или поставщика самой защиты.
Здесь сразу вспоминается произошедшее с Mafia: The City of Lost Heaven. Стремясь воссоздать атмосферу 30-х годов XX века, чешская студия Illusion Softworks включила в саундтрек игры немало классических композиций Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Джанго Рейнхардта, братьев Миллс и многих других джазовых исполнителей. Когда срок лицензии на использование музыки истек, игру попросту изъяли из продажи. Однако 20 октября 2017 года Mafia вновь вернулась на виртуальные полки, но уже без музыкального сопровождения: все, что в ней осталось, — несколько оригинальных треков, написанных для проекта чешским композитором Владимиром Шимунеком.
Из культовой Mafia: The City of Lost Heaven вырезали оригинальный саундтрек
Аналогичная судьба постигла и Grand Theft Auto IV: в 2018 году из игры вырезали множество лицензированных треков, которые можно было слушать на внутриигровом радио во время поездок по городу. А в январе 2020-го игру и вовсе убрали из Steam, поскольку Microsoft прекратила поддержку сервиса Games for Windows Live, также выполнявшего функцию DRM, и новые копии игры более нельзя было активировать.
К счастью, в данном конкретном случае все обошлось: вскоре RockStar удалила из игры злополучный GFWL и вернула GTA IV в продажу вместе с дополнениями Episodes from Liberty City, также добавив новую музыку для радиостанций. Но так везет, увы, отнюдь не каждому проекту.
Вспомним тот же Darkspore, в котором была реализована форма самой что ни на есть драконовской DRM: онлайн-подключение требовалось даже для прохождения сингла, причем интернет был необходим не только для проверки лицензии, но и для функционирования игры. Electronic Arts прекратила ее поддержку 1 марта 2016 года, отключив серверы. Теперь всем фанатам игры остается лишь ждать завершения разработки локального сервера Resurrection Capsule.
Однажды судьбу данного проекта разделит и PC-версия Diablo 3, для функционирования которой также необходимо подключение к серверам Activision Blizzard. А вот первая часть знаменитой эпопеи, которая сегодня продается в GOG, продолжит радовать геймеров, поскольку такой привязки не имеет.
Оригинальная Diablo живее всех живых
Серьезной проблемой может стать и обычная онлайн-активация, как это произошло с Tron: Evolution. Правообладатель в лице Disney решил сэкономить на встроенной в игру SecuROM, приобретя ограниченную по времени лицензию на ее использование. В результате в октябре 2019 года владельцы лицензионных копий игры лишились возможности пользоваться честно приобретенным товаром.
Лицензионные копии Tron: Evolution больше нельзя активировать
Пикантности данному случаю придает тот факт, что издатель обратил внимание на проблему лишь после многочисленных жалоб игроков: фактически неработающая игра свободно продавалась в Steam на протяжении нескольких месяцев после истечения лицензии на DRM. Когда же проблема получила широкую огласку, Disney перешел к решительным действиям и… удалил игру из магазина. Патч для Tron: Evolution, убирающий из дистрибутива SecuROM, так и не был выпущен.
Впрочем, доступа к играм можно лишиться даже из-за обычной безалаберности разработчиков. Например, 8 ноября обладатели игр с внедренной Denuvo не могли запустить их в течение приблизительно 10 часов, а все из-за того, что создатели защиты забыли продлить домен, к которому игра обращается для подтверждения активации.
Отсутствие DRM позволяет избежать проблем с совместимостью.
За примерами далеко ходить не надо. В том же GOG сейчас можно приобрести классическую трилогию Prince of Persia, первую и вторую части The Suffering, F.E.A.R. 2: Project Origin и множество других игр, которые изначально разрабатывались для Windows XP/Vista, однако прекрасно работают и на Windows 10.
«Принц Персии» не устаревает ни геймплейно, ни технически
В то же время, будучи «счастливым» обладателем лицензионных дисковых версий от «Акеллы» или «Нового Диска», вы не сможете даже запустить перечисленные игры на современных системах, а все благодаря одиозной StarForce, попортившей в свое время немало крови не столько пиратам, сколько законопослушным геймерам: эта DRM была настолько сурова, что отказывалась признавать самые что ни на есть подлинные CD и DVD, требовала от пользователей удалять любые «подозрительные» (по мнению драйвера) программы, доводила операционную систему до BSOD, в довесок выводя из строя дисководы. И кстати, без привода оптических дисков, который сегодня есть далеко не у всех, эти игры также невозможно запустить.
У вас тоже возникают «вьетнамские флешбеки» при виде названия «StarForce»?
Современные DRM в этом смысле ничуть не лучше: проблемы с запуском игр с Denuvo уже возникли у обладателей процессоров семейства Alder Lake. В ноябре Intel опубликовала перечень игр, которые невозможно запустить на ПК, оснащенных новейшими CPU, из-за встроенной защиты, а причина возникновения данной проблемы заключается в том, что DRM не может распознать чипы на базе новой архитектуры. В качестве временного решения Intel предлагает геймерам активировать в BIOS функцию «Legacy Game Compatibility Mode», а после загрузки системы нажать на клавиатуре клавишу Scroll Lock. Хотя в будущем данную проблему обещают решить, нет гарантий того, что кто-либо озаботится выпуском патчей совместимости к следующему поколению процессоров, а значит уже через несколько лет все перечисленные игры благополучно «отыквятся».
Отсутствие DRM позволяет вам распоряжаться купленной игрой так, как вы того пожелаете.
Например, инсталляторы GOG позволяют установить на один ПК сразу несколько версий одной и той же игры, что может быть полезно тем, кто любит играть с модификациями или же увлекается их разработкой: вы сможете держать на одной машине сразу несколько билдов для экспериментов или несколько готовых сборок, включающих несовместимые между собой моды. Использование дистрибутива без DRM также позволяет избежать автоматической установки нежелательных патчей, способных сломать созданную вами сборку.
Кроме того, не будучи ограничены DRM, вы можете спокойно поставить купленные игры на домашний компьютер, ноутбук или рабочую станцию и играть там, где захотите, даже при полном отсутствии интернета, не заморачиваясь с активацией или семейным доступом. Можно поступить и еще проще: приобрести портативный жесткий диск WD_BLACK P10 объемом до 5 терабайт, установить на него любимые игры и более никогда не расставаться со своей игротекой.
Несмотря на внушительную емкость, устройства серии отличаются весьма компактными размерами (всего 118 × 88 мм при весе от 140 до 230 грамм), благодаря чему такой винчестер без труда поместится в карман вашей куртки, а скорости передачи данных до 140 МБ/с с лихвой хватит для хитов прошлых лет, инди-проектов, а также игр, нетребовательных к производительности накопителя (например, стратегий или пошаговых RPG).
Внешний жесткий диск WD_BLACK P10
С собой можно прихватить даже коллекцию AAA-хитов, если, конечно, вооружиться достаточно быстрым твердотельным накопителем вроде WD_BLACK P50. На сегодняшний день устройства серии P50 — это единственные внешние SSD, поддерживающие новейший интерфейс SuperSpeed USB 3.2 Gen 2×2 и способные развить скорость передачи данных вплоть до 2000 МБ/с при чтении файлов, что практически в 4 раза быстрее по сравнению с SATA SSD и сопоставимо с показателями внутренних NVMe-накопителей. Высокая производительность, малый вес (около 114 грамм), миниатюрность (118 × 62 мм) и противоударное исполнение делают WD_BLACK P50 практически идеальным компаньоном для любого заядлого геймера.
Портативный SSD WD_BLACK P50
Но, разумеется, чтобы от этих замечательных девайсов был реальный толк, вам понадобятся дистрибутивы игр, изначально лишенные DRM.
Отсутствие встроенной защиты также позволяет обезопасить вашу игротеку путем создания необходимого количества резервных копий, которые можно хранить любым удобным для вас способом. Наконец, дистрибутив игры без встроенной защиты можно записать на DVD или Blu-ray, поместить диск в стилбокс, распечатать эффектную наклейку и обложку для футляра и создать собственное коллекционное издание любимой игры, способное украсить полку любого заядлого геймера.
За коллекционными изданиями можно охотиться на eBay, а можно создать самому
К слову, GOG может вам помочь и здесь, ведь в комплект со множеством игр уже включены цифровые артбуки и другие графические материалы в хорошем качестве, которые можно использовать для изготовления самодельной коллекционки.
Как мы смогли убедиться, DRM вовсе не является чем-то безобидным и вряд ли когда-либо станет, поскольку любой крупный издатель заинтересован в получении максимального контроля над каждой проданной копией игры. Дело отнюдь не только в борьбе с пиратством: уже сейчас привязка к онлайну позволяет извлекать дополнительную прибыль даже из сингловых проектов посредством продажи дополнительного контента и услуг через встроенный магазин наподобие того, как это реализовано во free-to-play MMO. А когда речь заходит о деньгах, такие «мелочи», как удобство покупателей или сохранение культурного наследия (ведь компьютерные игры вполне можно рассматривать как одну из форм искусства), отходят на второй план.
Но пока существует GOG и другие аналогичные сервисы, пока подобные площадки продолжают держаться единожды избранного курса, не идя на поводу у издателей, которых вовсе не заботят интересы конечного потребителя, мы с вами все еще можем покупать игры без DRM, собирать коллекции и играть в сингловые проекты именно так, как нам того хочется. И чем больше будет прецедентов, подобных удалению Hitman из GOG, тем дольше у нас с вами будет оставаться такая возможность.