иллюстрации для полиграфии что это
Компью А рт
под редакцией Валерия Мурахвери
Цвет — это клавиш,
глаза — молоточек,
душа — многострунный инструмент.
Роль цвета
Зрительные ощущения, связанные с цветом, занимают важнейшее место в познании человеком богатства окружающего мира. С древних времен получили распро-странение визуальные искусства, в которых цвет является одним из ключевых художественных средств.
В ходе восприятия красок окружающего мира и художественных образов, запечатленных в произведениях искусства, человек подсознательно подпадает под воздействие определенных психологических стереотипов. Чтобы ввести процесс познавания действительности в приемлемые для повседневной практики временные рамки, он выхватывает из картины, созданной Всевышним или себе подобными, определенные, хорошо знакомые ему объекты и в первую очередь воспринимает и анализирует их цвет. В теории цвета это явление носит название «памятных цветов».
Поскольку познание мира происходит через рецепторы всех органов чувств одновременно, в памяти человека формируются и такие устойчивые ассоциации, в которых цвет «наделен» свойствами, относящимися не к зрению, а к иным чувствам. Наиболее выпукло проявляются связи между цветом и осязанием, которые нашли выражение в таких понятиях, как «теплый», «холодный» или «мягкий» цвет. Однако и другие чувства — и слух, и даже вкус и обоняние — не остаются в стороне от этого процесса. В искусстве давно ведутся работы в области цветомузыки. Сейчас, с появлением мультимедиа, практика синтетического воздействия художественного произведения на человека получила новый импульс. Но в каких бы комбинациях художественных средств ни присутствовал цвет, роль его остается одной из ведущих. Это объясняется хорошим развитием зрительного аппарата у человека и огромной ролью, которую играет зрение в процессе познания окружающего мира.
Уже в первых рукописных книгах появляются цветные иллюстрации. Первые печатные издания были также разрисованы художниками. По мере развития полиграфии цветное изображение перестало служить преимущественно цели оформления. Возникла и была успешно решена задача печати полноценной цветной иллюстрации, способной адекватно передать краски оригинала — фотографического изображения или произведения искусства. В «доцифровые» времена практическое воплощение технологий, применяющихся при этом, было возложено исключительно на полиграфиста. Сложилась целая профессиональная «кухня», «алхимическая лаборатория», где священнодействовал полиграфист, вооруженный нужными знаниями и приемами. Многое из этой кухни остается в силе по сей день и будет еще долго служить человеку.
Цифровые технологии, получающие все большее развитие, решительным образом меняют роли и функции участников технологического процесса подготовки и печати издания. Все современное допечатное производство (препресс) становится царством Ее Величества Цифры. Этот процесс неумолимо распространяется и на полиграфию как таковую. Связь печатной машины с препрессом обретает все более цифровой вид, что находит отражение в системах автоматического управления цветом на печатных машинах традиционного построения. Абсолютного выражения эта тенденция достигает в цифровых печатных машинах, роль которых в общем объеме изготовления полиграфической продукции уже сейчас существенна и впредь будет только расти. Цифра становится основой единого технологического процесса, в котором центральное место занимает старая и хорошо исследованная задача адекватного воспроизведения цвета. Но теперь ее решение перестало быть уделом одного лишь полиграфиста. В процесс все больше вовлекаются люди, занятые на этапах формирования оригинального изображения, — художники, дизайнеры, оформители печатного издания. Для успеха общего дела необходимо достичь единства терминологии и стандартов, согласованной работы всех машин и устройств. В настоящей статье описан важный этап этого процесса, связанный с подготовкой иллюстраций для печати, с точки зрения наиболее распространенных технологий изготовления печатной продукции.
О чем речь?
Сразу оговоримся: в данной статье не будут разбираться технические достоинства или недостатки отдельных инструментов, применяющихся для ввода и цифровой обработки информации. Автор считает, что важнее всего определиться с корректной постановкой задачи и выбором граничных условий для обеспечения профессионального ввода и цифровой обработки изображения.
В полиграфическом производстве технологию подготовки иллюстративной информации всегда рассматривали отдельно от текстовой в силу различия возникающих в этих технологиях проблем и способов их решения. Унификация этих видов информации, выражающаяся в ее представлении в едином файле, мало что изменила. При обработке изобразительной информации происходит преобразование оригиналов в цифровые образы. Затем числовые массивы на допечатной стадии подготавливаются и согласовываются с параметрами оттиска репродукции, а также цветовыми и предметными ощущениями, возникающими на стадии зрительного восприятия полиграфической продукции. Этой цели служит цветопроба, на которой получают «контрактный оттиск». После его согласования числовые данные либо преобразуются в аналоговую форму в виде цветоделенных фотоформ или цветоделенных биметаллических пластин (печатные формы), либо передаются непосредственно на цифровую печатную машину. При этом необходимо обеспечить полную согласованность параметров всего технологического процесса: оригинал — ввод изобразительной информации — отображение на мониторе — формный процесс — печатный процесс — репродукция.
Постановка задачи
В полиграфическом производстве основной целью технологического процесса является получение постоянного, предсказуемого результата с высоким качеством цветовоспроизведения при множественном репродуцировании. При соблюдении необходимых условий цифровые технологии позволяют обеспечить постоянство входных и выходных параметров на протяжении всего рабочего цикла и добиться качественного воспроизведения изображения оригинала на оттиске.
Повысить управляемость полиграфическим процессом, усилить контроль качества цветовоспроизведения, сделать более доступным и эффективным технологический процесс воспроизведения оригинала на оттиске — вот неполный перечень задач, которые стоят перед цифровыми технологиями.
Наиболее сложным по управлению технологическим участком в полиграфии является препресс, где происходит окончательное формирование цифрового представления изображения и подготовка тоновой иллюстративной информации для многокрасочной печати.
Ввод и цифровая обработка информации для печати, несмотря на кажущуюся простоту, представляют собой сложный процесс, который характеризуется межмодельным нестационарным переходом с одновременным сжатием цветового пространства и неизбежным усечением информационного поля при решении задач полиграфического репродуцирования.
Схематически разнообразие задач, которые при этом решаются и оказывают непосредственное влияние на процесс репродуцирования, можно представить в виде структурной схемы, показанной на рис. 1.
С развитием компьютерных технологий инструментальные средства, оборудование, материалы, средства коммуникаций и связи становятся все более доступными. Это, в свою очередь, приводит к снижению трудоемкости препресса, к технологической концентрации процесса, снижению затрат и уменьшению себестоимости продукции. Однако при этом возрастает участие в препрессе специалистов, которые в полной мере не обладают знаниями полиграфических технологий и в связи с этим вносят в полиграфический язык и терминологию свой компьютерно-технический «новояз», во многих случаях не только засоряя речь, но и создавая неопределенность. Различное толкование терминов и понятий приводит порой к трагикомическим ситуациям. На этом стыке знаний и технологий происходит «информационная революция» в полиграфии, которая меняет не только информационное поле знаний в полиграфии, но и информационное отношение к технологическому процессу. Так, например, печатная машина воспринимается не как «культовый объект» (технологический или технический), а скорее как обычное рабочее место или периферийное устройство, составная часть большой современной информационной системы, компьютерной сети.
Приступая к реализации конкретного полиграфического проекта, необходимо в самом начале четко определить задачи полиграфического репродуцирования, определив следующие параметры:
вид полиграфической продукции (информационный бюллетень, книга, журнал, рекламный материал, высококачественная художественная репродукция);
периодичность выпускаемого издания;
тип используемой бумаги (запечатываемый материал);
тип печатного устройства.
Вид продукции формирует требования к оборудованию и запечатываемому материалу в допечатном, печатном и послепечатном (отделочном) производствах. Периодичность издания обусловливает дополнительные требования к производительности и количеству используемого оборудования, а также к рабочему циклу и количеству смен. Тираж определяет выбор печатного устройства (листовая или рулонная печатная машина) и материалов в формном производстве. Запечатываемый материал диктует линиатуру печатного издания. Например, для газетной бумаги линиатура всегда меньше 100 lpi, а для глянцевой мелованной бумаги она может значительно превышать 200 lpi. Характеристики бумаги необходимо учитывать и при цветоделении — оценивая параметры по растискиванию, суммарному количеству краски, максимальному количеству краски в глубоких тенях (особенно это важно для черной краски, так как печатники всегда боятся непропечатки текста). Печатная машина также вносит свою лепту в растискивание: у рулонной машины оно всегда выше, чем у листовой.
Только учитывая все эти параметры в совокупности, можно технологично и грамотно организовать производственный процесс, технически верно выбрать и использовать дорогостоящее оборудование. В настоящее время оцифрованные изображения используются в полиграфии и в коммуникационных системах, в системах архивации и каталогизации информации. Цены на оборудование ввода графической информации, в зависимости от вида деятельности, могут меняться в очень широком диапазоне: от нескольких сот долларов до нескольких сот тысяч долларов. Наиболее жесткие требования к системам сканирования предъявляются в препрессе, который по-прежнему рассматривается как элемент полиграфии независимо от того, на каком удалении от печатной машины он осуществляется.
Фирмы-производители предлагают следующие типы устройств: барабанные, плоскостные (планшетные), проекционные сканеры, а также цифровые видеоустройства и цифровые камеры. Сканеры ручные и листопротяжные в полиграфии практически не применяются. Оценка объема загрузки устройств ввода графической информации и обработки изображений, периодичность выпускаемой продукции, качество используемых оригиналов — все это имеет непосредственное отношение к выбору типа устройства. Выбор типа устройства только по критерию обработки оригиналов в проходящем (диапозитивы или негативы) или в отраженном (оригиналы на непрозрачной основе) свете является некорректным. Опытный технолог всегда помнит простую истину, что нет плохого оборудования — есть оборудование, используемое не по назначению.
Граничные условия I рода
Любое изображение характеризуется некоторым множеством или совокупностью параметров, соблюдение которых в ходе подготовки и печати издания обеспечивается (по возможности с минимальными потерями) используемым при оцифровке оборудованием.
Критериями выбора и граничными условиями I рода решаемой задачи при вводе графической информации являются, как правило, следующие параметры:
динамический диапазон оптической плотности (D), максимальное (Dmax) и минимальное (Dmin) значения оптической плотности;
разрешение устройства ввода информации;
разрядность цвета (глубина цвета);
скорость обработки и ввода информации;
область отображения (сканирования);
форматы графических файлов;
основное и дополнительное программное обеспечение.
Корректность выбора граничных условий в рамках выбранного формата полиграфических задач обеспечит выполнение основного требования для ввода графической информации, а именно минимальное вмешательство в отсканированное изображение. Идеалом является полное отсутствие такового, что легко объяснить: современные сканирующие устройства высокого класса при обработке цвета работают с расширенным цветовым пространством (12-16 бит/канал, 236-248 цветовых тонов) по сравнению с программами обработки изображений (8 бит/канал, 224-232 цветовых тонов).
Динамический диапазон оптической плотности, максимальное и минимальное значения оптической плотности
Возможности сканирующего аппарата во многом определяются светочувствительными элементами: приборами с зарядовой связью (ПЗС-линейки в плоскостных и планшетных сканерах), фотоэлектронными умножителями (ФЭУ в барабанных сканерах), а также аналого-цифровыми преобразователями (АЦП). По своим характеристикам аппараты разных конструкций стали сейчас довольно близкими, причем тенденция к сближению год от года усиливается. Так, планшетные сканеры высокого класса (представители нового направления светочувствительных приемников и АЦП) имеют диапазон оптических плотностей порядка 3,7-4,0 D. Например, планшетные сканеры фирм Heidelberg (линейка — LinoScan) и Scitex (линейка — EverSmart) имеют диапазон 3,7 D, а аппарат Cezanne Elite фирмы Dainippon Screen — 4,0 D (при Dmax=4,2 D). Барабанные сканеры, традиционно применявшиеся в полиграфии, достигли динамического диапазона плотностей в интервале 3,9-4,2 D. Так, например, сканеры фирм Heidelberg (CromaGraph 3900), Dainippon Screen (SG–8060p) имеют диапазон оптических плотностей 4,2 (при Dmax=4,5D) и 3,9 D соответственно. При оценке и выборе устройства ввода такой параметр, как динамический диапазон оптических плотностей, является определяющим и наиболее важным. Он должен перекрывать значения диапазона оптических плотностей обрабатываемых исходных оригиналов. Согласно отраслевому стандарту ОСТ29.106-90, а также рекомендациям фирм Kodak и Agfa, динамический диапазон оптической плотности (Dорг) для полутонового оригинала на прозрачной основе должен иметь значение в интервале 3,1-3,9 D (для негативных полутоновых оригиналов значение может достигать 4,0 D), для полутонового оригинала на непрозрачной основе — значения в интервале 2,1-2,4 D (теоретически для полутоновой черно-белой фотографии значение может достигнуть величины 2,5 D). Если значение динамического диапазона оптической плотности оригинала больше плотностного диапазона сканирующего устройства (Dорг>Dscan), то сюжетные детали, не попавшие в диапазон оптических плотностей сканера, будут представлены в виде плашек в тенях или бликов в светах. В этих сюжетных частях изображения будет нарушена градационная характеристика, частично или полностью потеряна информация, в результате чего оцифрованное изображение будет нерезким из-за неразличимости границ переходов между областями. Характеризуя такие изображения на оттиске, обычно говорят, что в иллюстрации имеется «завал теней» или «провал светов», потерян цветовой контраст. Как правило, фирмы — производители оборудования в технических характеристиках приводят параметр D, опуская минимальное (Dmin) и максимальное (Dmax) значения оптической плотности, которые фактически отвечают за сюжетную проработку деталей в светах и тенях. Динамический диапазон характеризует плавность и насыщенность тонового воспроизведения, градационную характеристику оцифрованного сюжета, общий уровень детальной проработки. ОСТ 29.106-90 рекомендует иметь минимальное значение оптической плотности полутонового цветного оригинала на непрозрачной основе не ниже 0,05 D и не более 0,2 D, а для полутонового цветного оригинала на прозрачной основе — не ниже 0,35 D. Как правило, современные сканеры имеют Dmin в интервале значений 0,1-0,2 D. Динамический диапазон есть разность между максимальным и минимальным значениями оптических плотностей (D=Dmax– Dmin), и, зная одно из значений плотности (Dmax или Dmin), всегда можно получить крайние значения оптических плотностей. Очень часто параметры по динамическому диапазону оказываются несколько завышенными из-за разного подхода к оценке отношения «сигнал/шум». Подробнее оценку отношения «сигнал/шум» мы рассмотрим при разборе другого критерия — глубины цвета.
Разрешение устройства ввода информации
При рассмотрении такого важного критерия, как разрешение устройства ввода графической информации, заострять внимание необходимо только на оптическом разрешении. Производители и поставщики оборудования, как правило, пытаются в рекламных целях указать и интерполяционное значение разрешения. Величина интерполяционного значения разрешения всегда значительно выше, чем оптического. На самом деле интерполяция состоит в добавлении усредненных данных между двумя ближайшими оптическими точками. Такая искусственность данных не добавляет информации о цвете, градации, детальности сюжета, а лишь наполняет оцифрованное изображение цветовым шумом. Это может привести не к увеличению качества оцифровывания изображения, а наоборот, к снижению четкости и детальности, к загрязнению цвета (снижению цветовой насыщенности) обрабатываемого сюжета. Качество интерполяционного разрешения зависит от алгоритма выбора значений цвета и градаций, реализованного аппаратно или программно. Оптическое разрешение для плоскостных (планшетных) сканеров зависит от количества датчиков в ПЗС-линейках (матрицах, приборах с зарядовой связью) и технологии перемещения сканирующей головки (для современных плоскостных сканеров, работающих по XY-технологии, последнее замечание не столь актуально). В барабанных сканерах на оптическое разрешение влияют следующие параметры: скорость вращения барабана, источник света (и связанные с ним проблемы охлаждения и время воздействия на оригинал), набор апертур объектива, характеристики шагового двигателя. Необходимая величина оптического разрешения — функция, зависящая от линиатуры растрированного изображения (одна из характеристик печатного процесса), выходного размера изображения (коэффициент масштабирования) и коэффициента качества (значение коэффициента обычно рекомендуют выбирать в интервале 1,5-2,0). Фирма Agfa рекомендует использовать для линиатуры, меньше или равной 133 lpi, Qsf=2, а для линиатуры свыше 133 lpi — Qsf=1,5. Стандартом на фирме Scitex принято значение Qsf=1,6. Дэн Маргулис рекомендует выбирать значение коэффициента качества на основании анализа динамического диапазона плотности оригинала (светлый, нормальный, темный), линиатуры печатного издания и запечатываемого материала.
В реальности выбор значения коэффициента качества — проблема скорее «философская». Что важнее: незначительная потеря четкости в мелких деталях и контурах или неоправданно большие размеры файлов, сильная загруженность сети, стремительная потеря свободного дискового пространства? Все это ведет к потере времени и средств при обработке больших объемов графической информации. При оцифровке и обработке сюжетов информация несколько раз подвергается дискретизации. Непрерывно изменяющийся полутоновой сигнал разбивается на дискретные порции информации, которые усредняются и считаются постоянными по времени и по амплитуде (в пространстве). Это происходит на этапе ввода информации (при сканировании) и усугубляется при растрировании, когда происходит преобразование числовых массивов (цифровые дискретные величины) иллюстративной информации в еще более дискретный микроштриховой вид (растровый вид) цветоделенных фотоформ, пластин.
Согласно теории дискретизации значение коэффициента качества (аналог критерия Найквиста) должно быть больше или равно 2. Бесспорно, это оправданно при сканировании, когда на основе линиатуры и масштаба определяется размер сканирующего пятна, происходит выбор апертуры. При последующих операциях мы всегда имеем дело с условно постоянно изменяющимся сигналом, так как до этого он уже был дискретизирован. Применение при растрировании нетрадиционных методов, таких как растрирование со смещением и деформацией точек по контурам, и других позволяет пересмотреть незыблемость значения 2.
На практике значение 2 обычно используют для очень светлых сюжетов и оригиналов, содержащих большое количество деталей и штрихов, а также для изданий на высококачественной бумаге рекламного и художественного назначения. Оцифровывание сюжетов с большим увеличением (> 800%), содержащих геометрические текстуры, правильные решетчатые структуры, большое зерно и шумовые подложки, лучше выполнять при выборе коэффициента качества в интервале 1,5
Полиграфический дизайн
Полиграфический дизайн
Поделиться публикацией
Дизайн полиграфической продукции необходим для качественной проработки материалов под печатную продукцию. Его применяют для создания различных рекламных носителей, а также многостраничных и периодических изданий.
Задачи, этапы, формы
В базовую задачу полиграфического дизайна входит создание полиграфической продукции с легко считываемой информацией, которая будет восприниматься в позитивном ключе, создавать у потребителя желание приобрести товар или услугу, надолго запоминаться. Таким образом, разработка полиграфического дизайна – это сложный творческий процесс, в котором принимает участие группа специалистов – сам художник-дизайнер, иллюстратор, копирайтер и многие другие.
Над созданием дизайна полиграфической продукции трудится группа специалистов, главный в которой, конечно же, дизайнер: он принимает участие во всех этапах, в том числе в послепечатной обработке
Основные задачи полиграфического дизайна
Чтобы полиграфическая продукция несла четкий рекламный, имиджевый или информационный посыл, необходимо:
При этом при разработке дизайна необходимо учитывать вид носителя, на котором будет представлен макет, особенности полиграфической технологии, которая будет задействована при создании печатной продукции, чтобы не совершить ошибок при послепечатной обработке: в условиях больших тиражей они могут обернуться значительными убытками.
В работу дизайнера входит не только грамотный выбор и компоновка цветов, но и выбор шрифтов, создание гармоничной композиции из текстовых и иллюстрационных блоков
Этапы создания дизайна
Дизайнер полиграфии, как правило, начинает разработку макета с нуля, поэтому полный цикл работ по созданию дизайна включает в себя:
Что касается полиграфических технологий, то их существует достаточно много, но в основном используют следующие виды:
Формы полиграфического дизайна
На сегодняшний день существует множество форм полиграфического диза йна. По большому счету, формой называют вид носителя. Основные формы:
Кроме того, существуют нестандартные формы, которые помогают выделить товар среди аналогичных.
Выбор формы полиграфической продукции зависит от задачи, которую она решает для потребителя
Основы полиграфического дизайна
Основы любого дизайна, в том числе полиграфического, – это некий свод правил и приемов, которым обязан следовать любой профессиональный дизайнер, чтобы добиться вышеописанных задач.
На третьем пункте следует остановиться подробнее. Согласно проведенным исследованиям, лишь 20 % цвета мы воспринимаем глазами, в то время как большая часть цветовой палитры воздействует на нервное восприятие. К примеру, теплые цвета – красный, оранжевый, желтый – визуально увеличивают предмет в размерах и приближают его. Ну а холодные цвета (фиолетовый, голубой, синий) действуют ровно наоборот. Дизайнер не может не принимать этого во внимание при разработке макета: цвет воздействует скорее на чувства, чем на разум потребителя.
В середине XX века швейцарский психолог и исследователь Макс Люшер, исследуя особенности восприятия цвета у людей, пришел к интересным выводам: цвет не только способен настроить человека на определенные действия в зависимости от его эмоционального состояния в какой-то определенный момент, но и сформировать его настроение:
Исходя из реакции, которую цвет вызывает у потребителя, каждый из описанных оттенков завоевал свой сегмент рынка. К примеру, красный часто используют в рекламе продукции для мужчин, оранжевый – для детей, желтый – услуг турфирм, зеленый – медицинской продукции, фиолетовый – эксклюзивных товаров и т. д.
Любой из этапов дизайна – очень ответственное мероприятие для дизайнера. Выбор цветовой палитры должен происходить не только с оглядкой на предпочтения клиента, но и на возможную реакцию потребителя
Компьютерные программы для полиграфического дизайна
На сегодняшний день наиболее востребованной программой для создания дизайна считается Adobe Creative Cloud. Кроме нее, популярностью пользуются:
Кроме них, существуют CorelDRAW, Corel Photo-Paint, Corel PowerTRACE, Corel Painter. Каждый специалист в сфере дизайна выбирает ту программу, которая больше подходит ему по функционалу.