иллюзия что это для детей
Краткосрочная образовательная практика «Оптические иллюзии»
Екатерина Ульянова
Краткосрочная образовательная практика «Оптические иллюзии»
Возраст детей: 5-6лет
Количество детей:6-8 человек
Количество занятий: 3
Цель: формирование пространственного мышления
1. Закрепить навыки концентрации;
2. Формировать умение сосредотачиваться, индивидуальное восприятие мира;
3. Расширить восприятие действительности;
4. Развивать фантазию, творческие способности, логическое и образное мышление;
Оборудование и материалы:
Чемодан оптических иллюзии (картинки, схемы оптических иллюзий, пластиковая пластина с чёрными вертикальными линиями, ЗД очки, фотоальбом)
1.»Что такое оптическая иллюзии»
-вызвать у детей интерес к оптическим иллюзиям;
-учить находить иллюзии оптические в жизни;
-закреплять знания об органах зрения
2.»Перевёртыши, 3Д изображения»
-познакомить с картиной перевёртышем, ЗД картинами;
-учить детей чувственно познавать мир;
-формировать интерес и положительное отношение самостоятельной работе;
3.»Иллюзии движения»
-учить детей находить иллюзию движения;
-развивать органы зрения
-воспитывать интерес к работе, самостоятельность, усидчивость
1. Повышение внимательности, умения концентрироваться
2. Развитие пространственного мышления у детей
3. Овладение приемами работы со схемами
Исходя из основной идеи КОП «Оптические иллюзии»
Количество участников было предусмотрено за ранее картой выбора и соответствовало предложенному оборудованию.
Ребята активно включились в творческий процесс, они с удовольствием рассматривали схемы-картинки, обсуждали, творчески отнеслись к заданиям. Детей очень увлёк процесс составления иллюзий. Такая информация была для них новой, ребята с увлечением выполняли поставленные задачи и даже более. Не все эффекты удавалось рассмотреть с первого раза. Именно поэтому такие картинки позволяют расширить восприятие действительности. Более того, при рассматривании оптических иллюзий глазам приходится подстраиваться под новые образы. Это благоприятно сказывается на качестве зрения у детей.
Оптические иллюзии помогают сосредоточиваться и сконцентрироваться на одном процессе, что позволяет развивать воображение и пространственное мышление. При регулярных просмотрах оптических иллюзий можно создать из обычного ребенка творческого гения.
Оптические иллюзии укрепляют здоровье, восстанавливают зрение и развивают творческие способности и внимательность. Оптические иллюзии для детей — это не просто развлечение, а полезное времяпровождение.
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета» Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для.
Краткосрочная образовательная практика «Компьютерная азбука» Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной.
Краткосрочная образовательная практика «Легоконструирование. Я конструирую мосты» В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах технической направленности. Обществу нужны грамотные инженеры,.
Краткосрочная образовательная практика «Палочка выручалочка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 378» Орджоникидзевский район г. Перми.
Краткосрочная образовательная практика «Шашки» Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный.
Краткосрочная образовательная практика «Сказки-шумелки» Обучение детей обыгрыванию небольших текстов сказок с помощью музыкальных инструментов и подручных предметов В настоящее время стали актуальными.
Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Елочка» АННОТАЦИОННАЯ КАРТА 1. МАДОУ «Детский сад № 261» г. Перми 2. Тема: «Новый год. Елочка красавица». 3. Трясцина Анастасия Михайловна, воспитатель.
Краткосрочная образовательная практика «Салют Победы» Технологическая карта Краткосрочной образовательной практики Название КОП «Салют ПОБЕДЫ» ФИО автора, должность Брезгина Елена Игоревна,.
Краткосрочная образовательная практика «Тестопластика» Тестопластика – это старинный русский народный промысел, упоминается в летописях уже в 12 веке. Фигурки из слоеного теста были не простыми.
Краткосрочная образовательная практика «Здоровейка» Краткая характеристика данной практики: Разработала воспитатель: Кабирова В. Г., Возрастная категория детей: 4-5 лет Количество участников:.
Зрительные иллюзии
Виды обмана зрения:
обман зрения на основе восприятия цвета;
обман зрения на основе контраста;
искривляющие иллюзии;
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
контурный обман зрения;
обман зрения «перевертыши»;
комната Эймса;
движущиеся оптические иллюзии.
стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.
ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА
Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?
На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.
ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО
Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.
Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.
Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.
Смотрите на крестик в центре
В какую сторону крутится колесо?
Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.
ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ
С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?
Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.
Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.
Иллюзия «Стена кафе»
Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.
Иллюзия Пизанской башни
Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.
ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ
Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.
Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.
Эта иллюзия — настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес — канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.
ИЛЛЮЗИЯ — ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»
Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.
Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.
ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ
Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?
На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.
ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?
Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.
ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА
Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.
Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!
ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА
Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?
Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.
ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС
Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.
ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА
Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?
Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места — квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.
ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ
Что ты видишь на картинке?
Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.
ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ
Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.
Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.
Исследовательская работа «Тайны иллюзий»
Наталья Иванова
Исследовательская работа «Тайны иллюзий»
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Но не всё что люди видят, соответствует реальности, это доказывают оптические или зрительные иллюзии, которые мы часто видим на цирковых представлениях.
Иллюзий великое множество, но меня заинтересовали оптические иллюзии – фокусы. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе и разгадать тайну фокусов мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы для родных и друзей на различных праздниках.
Цель нашего исследования: изучить некоторые виды оптических иллюзий на примере простейших фокусов.
Задачи исследования:
изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника;
освоить основные правила фокусника;
научиться показывать несложные фокусы.
1. История возникновения фокусов
В 20 веке появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Братья Сафроновы, Гарри Гуддини, Девид Копперфильд. Главная задача современных фокусников, показать зрителям самые шокирующие и удивительные трюки. (Приложение А)
2. Главный принцип работы фокусника
Определение Даля верно особенно в том, что фокус – отвод глаз, т. е. его главный принцип заключается в том, чтобы отвлечь внимание зрителей. Это правило являлось приоритетным для иллюзионистов всех времен.
Как говорил знаменитый сыщик Шерлок Холмс —герой произведений : «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка — заветная цель любого фокусника. Теперь мы узнали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику?На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:
1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.
2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.
3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.
4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.
5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны.
Следить одновременно за несколькими действиями люди не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.
Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.
3. Что такое оптическая иллюзия
физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн
видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов спектра. Оптика описывает
свойства света и объясняет связанные с ним явления.
явлении, несоответствующее действительности. В переводе с латыни слово «иллюзия»
означает «ошибка, заблуждение».
Это говорит о том, что иллюзии с давних времен объяснялись как некие сбои в работе
Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, начиная с 19
Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих
Особенность оптических иллюзий состоит в том, что порою даже люди с идеальным зрением неспособны увидеть оптическое искажение, заметить обман.
4. Виды оптических иллюзий
Можно выделить 3 основные группы оптических иллюзий:
Природные иллюзии. Они созданы самой матушкой природой, без участия человека.
Искусственная иллюзия. Это ничто иное, как фокус, трюк, уловка.
Смешанные иллюзии. Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот «обман» создается человеком.
Выделяется несколько видов обмана зрения:
• Парейдолические иллюзии, или парейдолии (греч. para — рядом, около; eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. (Приложение Д)
• Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. (Приложение Е)
5. Практическая работа
Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов, а математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.
Пользуясь изученными «секретами» фокусов, мы провели свои фокусы.
В магазине мы купили 4 набора фокусов. Каждый набор –один фокус: «Волшебная книга», «Волшебный лоскуток», «Сквозь материю и пространство», «Дракон, пожирающий монетки». Каждая коробка содержит описание фокуса и его секрет, а также необходимые аксессуары для проведения фокуса. (Приложение И)
Мы изучили порядок проведения фокуса, его секрет и из 4-х разных фокусов, 3 у нас получились без труда. Чтобы провести фокус «Сквозь материю и пространство», понадобится время, ведь необходима ловкость и быстрота движений. Пока данный фокус у нас не получается.
Фокус: «Дракон, пожирающий монетки»
Разместим кольца на лоскутке. Берём монетку и кладём её в центр кольца, у которого имеется дно. Сверху на него кладём кольцо без дна. Берём картинку с драконом лицом вниз и вставляем её между двумя кольцами. Затем поднимаем оба кольца одновременно, плотно прижимая их друг к другу. Монетка исчезла! Её съел дракон!
Фокус заключается в разнице между двумя кольцами, что одно кольцо имеет дно в цвет лоскутка. Далее попросим дракона вернуть монетку. Аккуратно вытащим картонку из середины. Монетка снова на своём месте. (Приложение К)
Объявите зрителям, что благодаря вашим уникальным способностям Волшебника, книга, которая находится в ваших руках, по вашему желанию показывает либо только чёрно-белые рисунки, либо только цветные, либо…никаких!
Фокус: большим пальцем руки просто листайте страницы книги и получите желаемое изображение.
Секрет в том, чтобы получить желаемое изображение, необходимо листать страницы, удерживая книгу в определённом месте. Например, чтобы получить только чёрно-белое изображение, листать страницы нужно, удерживая правый верхний угол книги. Чтобы цветные – удерживайте книгу и листайте страницы в середине. Пустые листы – тогда удерживайте книгу внизу справа и листай! (Приложение Л)
Фокус: «Волшебный лоскуток»
Перед представлением Вам необходимо сделать следующее: в один из швов лоскутка вложим спичку (спичка номер 1). Запомните место расположения данной спички. Можно начать представление.
Разложим лоскуток на поверхности. Возьмём вторую спичку и положим её в центр лоскутка. Сложим лоскуток несколько раз, но контролируя расположение спички номер 1. И спички номер 2. Теперь сломаем спичку номер 1 (спрятанную в шве лоскутка! Все услышат, что спичка сломана. Разверните лоскуток. О чудо! Спичка цела! Никто не догадается, что вы ломали не спичку номер 2, а спичку номер 1). (Приложение М)
Практическая значимость работы
Проведенная работа над темой,открыла для меня много нового:
— Я узнал, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет.
зная секрет каждого фокуса, достаточно легко научиться его показывать и удивлять зрителей. Самые простые фокусы может исполнять даже ребёнок.
Понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю.
— Освоил основные правила фокусника и научился показывать несложные фокусы.
— математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Таким образом, мы сумели достичь цели и смог раскрыть тайну оптических иллюзий.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.
Оптические иллюзии, или как их ещё называют обманы зрения, возникают у здоровых людей сравнительно часто в течение всей жизни, так как они являются совершенно нормальным состоянием, зависящим от конкретных условий или строения человечеcкого глаза. Причины некоторых иллюзий установлены, но большинство из них не имеет научного объяснения и по сей день.
Оптическая иллюзия представляет собой ошибочное визуальное восприятие действительности, предмета или видимого явления в результате особенностей строения зрительного аппарата, а также под воздействием конкретных природных условий (преломление лучей при сильном дожде, искажение очертания предметов или фигуры в сумерках).
За зрительное восприятие отвечает вся система зрительного аппарата, включающая глаза, нервные клетки и окончания, благодаря которым зрительный сигнал поступает в мозг, и непосредственно та часть мозга, которая и отвечает за визуальное восприятие явлений или предметов. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Мы узнали, что существует несколько видов появления оптических иллюзий :
оптические обманы, которые создала природа (наиболее известный пример – это
— созданные искусственно человеком, с использованием визуальных эффектов. Примером служит широко известный оптический фокус – парение в воздухе (левитация).
Не менее интересны иллюзии воссоздаваемые человеком по известным природным обманам – это смешанные оптические иллюзии – иллюзионные визуальные картинки.
Если искусственно созданные оптические обманы имеют строгое объяснение (игра со светом, механические конструкции, то естественный иллюзорный обман практически никогда не имеет научно обоснованного решения.
Так постепенно ребенок научится не только непринужденно разговаривать во время представления, это будет способствовать развитию чувства юмора. И еще расскажите, что очень важно никогда не раскрывать секрет фокуса, как бы ни просили его об этом друзья.
Закончить свою работумне хотелось бы словами Козьмы Пруткова: «Не верь глазам своим». Потому что оптические иллюзии это обман, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передает. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.
1. Калейдоскоп. Зрительные иллюзии// Квант-2006.-№5-С. 12-14.
2. И. Д. Артамонов, Иллюзии зрения, изд. 3 – М., Наука, 1969
3. О. Рутерсвард. Невозможные фигуры (перевод со шведского).— М., Стройиздат, 1990