илюша говорил что случился этот случай зимой
Лексические ошибки и их исправление, 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.
ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.
Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов 1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п. СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. СЛОВАРЬ
Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов) 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Проверка 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ
Проверка 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 7)Все гости получили памятные сувениры.
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами 1)Писатель писал роман в послевоенные годы. 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3)Герои-подпольщики вели себя героически. 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Активисты активно участвуют в работе.
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов 1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма
Писатель писал роман в послевоенные годы 2.
Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
5. пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6. активисты активно участвуют в работе.
1. Писатель создавалроман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своем хозяйстве (или на свем участке) каждое деревце.
5. Пилот совершил вынужденную посадку.
( или : Пилот вынужден был совершить ( аварийную ) посадку.
6. Ребята активно участвуют в работе.
Какое слово здесь не однокоренное :1)Лес, лесник, лесистый, лесной, перелесок, лесничество?
Какое слово здесь не однокоренное :
1)Лес, лесник, лесистый, лесной, перелесок, лесничество.
Составьте и запшите четыре предложение со словом «свежий» употребите его в разных значениях укажите, каким синонимом их можно заменить в каждом случае?
Составьте и запшите четыре предложение со словом «свежий» употребите его в разных значениях укажите, каким синонимом их можно заменить в каждом случае?
ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ТАВТОЛОГИЮ «ПИСАТЕЛЬ ПИСАЛ»?
ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ТАВТОЛОГИЮ «ПИСАТЕЛЬ ПИСАЛ»?
. Укажите вариант, в котором дана форма слова лесник : A) лесничий — B) лесничество C) лесами D) лесниками E)лесной?
. Укажите вариант, в котором дана форма слова лесник : A) лесничий — B) лесничество C) лесами D) лесниками E)лесной.
Синонимы к словам неуместный, гнусный, прелестный?
Синонимы к словам неуместный, гнусный, прелестный.
Укажите, каким синонимом можно заменить это прилогательное в каждом случае.
Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова, Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь?
Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова, Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Прочитайте предложения?
Укажите вводное слово.
Для чего оно служит в этом тексте?
Замените его синонимами следовательно, стало быть чтобы убедиться в правильности употребления слова значит в качестве вводного.
Андерсен был актером, писал стихи и романы, а лишь затем начал сочинять свои знаменитые сказки ; и Аксаков свою единственную сказку «Аленький цветочек» написал уже будучи известным писателем и старым человеком.
Как называются слова, называющие существующие предметы и явления но вытесненные из активного употребления современными синонимами?
Как называются слова, называющие существующие предметы и явления но вытесненные из активного употребления современными синонимами.
Запиши строкислов в которыхданы однокореные слова Лес леса в лесу по лесу за лесом лес лесник лесной перелесок лесничество мелколесье?
Запиши строкислов в которыхданы однокореные слова Лес леса в лесу по лесу за лесом лес лесник лесной перелесок лесничество мелколесье.
1) Если тебя почти завалили, то в этот момент, не сдавайся! 2) Идти к цели 3) тренироваться.
Солянка, солит, пересолёный Звонок, звонит, звонкий Болезнь, болеть, больная.
Вера в правоту, приятного решения скорее всего так.
Луч подлежащие подчеркивается одной чертой, пробивался сказуемое подчеркивается двумя чертами, робко определение подчеркивается волнистой линией, солнца дополнение подчеркивается пунктиром, через занавески обстоятельство подчеркивается пунктир точка.
Презентация «Лексические нормы «
презентация предназначена для подготовки обучающихся к сдаче единого государтсвенного экзамена по русскому языку.
Содержимое разработки
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.
2. Словарный запас одного человека.
3. Слова, имеющие несколько лексических значений.
4. Слова, имеющие одно лексическое значение.
5. Антоним к слову «тьма».
6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.
7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
8. Слова с противоположными значениями.
9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы
Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость
Александр Иванович Куприн
соблюдение лексических норм достигается в результате:
— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
— активно употребляемую и пассивный словарный запас;
— нейтральную и стилистически окрашенную.
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.
2.Нарушение лексической сочетаемости слова.
Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.
У Ирины КАРИЕ волосы.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.
В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.
У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.
В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов.
На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.
Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.
В читальный зал в одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.
В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох.
Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.
Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.
Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
Тянуть быка за рога
ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ
Денег куры не клюют
СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ
Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.
3. Наши воины свершили много геройских подвигов.
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.
Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека
Ответы 10
1. Слово, в котором количество звуков больше, чем букв:
2. Фразеологизм-синоним к выражению «не доверять кому-либо»:
держать ушки на макушке
3. Фразеологизм-синоним к выражению «превзойти кого-то в чём-либо»:
4. Словосочетания с паронимами:
генеральное сражение – генеральское звание
5. Слова с нулевым окончанием:
превзошёл, храбрость, профилакторий.
6. Состав слова «ис/след/ова/ть» (обозначить):
7. Словообразовательный анализ:
писаТЕЛЬ ← ПИСАть (суффиксальный)
8. Три однокоренных слова к слову груз (разные части речи):
грузчик, грузовой, нагрузить
9. Числительное 311 в Т.п.:
10. Слова с чередующимися гласными в корне слов:
СКАЧок, обМАКнуть, изЛОЖение.
11. Словосочетания, в которых не пишется слитно + нн:
несвоевремеННый утреННий визит;
нелюбимые мариноваННые грибы
12. Знаки препинания + количество частей + тип предл. по структуре:
Северный уездный городок, где осталась моя семья, разорившаяся помещичья семья, был от меня далеко, и я не понимал тогда, что потерял последнюю связь с родиной.
Сложное предложение с разными видами связи – подчинительной и сочинительной
(4 простых предложения в структуре)
1 [Северный уездный городок, 2(где осталась моя семья, разорившаяся помещичья семья), был от меня далеко], и 3[я не понимал тогда], 4(что потерял последнюю связь с родиной).
1) Автор писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесу каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя храбро.
4)Илюша говорил, что произошел этот случай зимой.
5) Пилот обязан был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты энергично участвуют в работе.
1.Два вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. логический тип
2. Школьный стадион примыкал к старому парку. речевой тип
3. Хороший руководитель должен во всем подавать пример своим подчиненным.Нарушение лексической сочетаемости
4. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес. тавтология
6. Наши воины совершили много геройских подвигов. логический тип
7. Эта выставка расширит ваш кругозор. речевой тип
1. Выпишите слово, в котором количество звуков больше, чем букв, и разделите его сначала на слоги, а потом для переноса.
2. Исправьте в предложении лексическую ошибку.
Они стали заниматься рисованием и уже через время написали много картин. (тавтологоия)
З. Выпишите фразеологизм-синоним к выражению не доверять кому-либо, быть осмотрительным.
держать ушки на макушке
4. Составьте и запишите словосочетания с паронимами.
Снискать уважение, сыскать дорогу
5. Выпишите слова с нулевым окончанием.
6. Разберите по составу слово молодцеватый.
7. Выполните словообразовательный анализ слова поверенный.
8. Подберите к слову граница три однокоренных слова так, чтобы все три слова были разными частями речи.
9. Запишите числительное 746 в родительном падеже.
Нет (чего?) семисот сорока шести
10. Выпишите только слова с чередующимися гласными в корне и вставьте в них пропущенные буквы.
плоская равнина, проросший росток (исключ.), заревой час, шёлковая косынка.
11. Выпишите только те словосочетания, в которых не пишется слитно и на месте пропусков – нн.
незаснеженное поле, неприкосновенный запас, оказалось незаряженным
12. Расставьте в предложении знаки препинания, укажите количество частей в нём и определите тип предложения по структуре.
Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти окружающих. [- =], (что. ).
СПП с придаточным изъяснительным, 2 части, осложнено причастным оборотом.
13. Укажите стиль и тип речи данного текста.
Липовые яблоки были хрупкие и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.