им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова
Константин Симонов. Тарас Бульба
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре.
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнем шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает.
. Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова
Вопрос по литературе:
Прочитайте стихотворение советского поэта К.М. Симонова «Тарас Бульба». Какой эпизод Великой Отечественной войны упоминается в стихотворении? Почему к образу гоголевского героя обращается поэт в 1942 году?
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре.
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнем шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает.
. Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Ответы и объяснения 1
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания На доске — 4 плана к главе XII, после чего они рецензируются и корректируются.
Одновременно проводится взаимопроверка планов соседями по парте с последующим ОТЗЬІВОМ о нем.
Какой план выразительнее — обычный или цитатный? Почему? 2. Работа с иллюстрациями Расположить иллюстрации «Степь», «Остап», «Смерть Андрия», «Казнь Остапа», «Думы Тараса», репродукцию картины И. Репина и придумать к ним общин заголовок. (Свои заголовки для сравнения два—три ученика могут зачитать или же репродукции располагают вместе, а заголовок каждый может придумать отдельно).
3. Выразительное чтение речи о товариществе
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
Беседа с элементами текстологического анализа Учитель. Мы расстались с Тарасом Бульбой в страшный момент его жизни — на площади в Варшаве, он присутствовал при казни сына и ответил ему, поддержав дружеским словом. Браги не смогли обнаружить запорожца, за голову которого была обещана богатая награда.
1. Где отыскался след Тарасов?
2. Можно ли сказать, что этот поход на Польшу отличается от предыдущих? Почему казаки ничего не брали?
(Они справляли «поминки по Остапу»)
3. Что предприняло польское правительство для усмирения казаков?
4. Почему Тарас Бульба попал в плен? Зачем он вернулся за люлькой? Можно ли этот поступок назвать нелепым? 5. Почему врагам удалось схватить Тараса и какую придумали ему казнь?
6. О чем думал старый казак перед смертью? Как помог товарищам его совет?
7. Найдите в повести подтверждение тому, что Тарас умирает непобежденным. («Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая би пересилила русскую силу? »)
8. К какому еще из героев повести можно отнести эти слова? Почему они сказаны именно о Тарасе? Сравните две иллюстрации «Смерть Тараса» авторов Д. Шмаринова и Е. Кибрика. Расскажите о своем впечатлении.
9. Что говорили казаки про своего атамана?
10. Какой была жизнь Бульбы и его славная кончина?
11. Есть ли в повести упоминание о том, что о Тарасе Бульбе говорят как о народном герое? ІІІ. Слово учителя — Обратите внимание на дату написанная повести — 1842 год. Через 100 лет поэт К. Симонов напишет стихотворение «Тарас Бульба» (1942). Как вы думаете, о чем повествует поэт?
IV. Подведение итогов урока
Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека товарищам, родине навсегда остаются в памяти поколений: о Тарасе говорят его боевые товарищи, о знаменитом атамане поют бандуристы, его подвиг повторяется в следующих поколениях.
V. Домашнее задание
Написать сочинение миниатюру «О чем говорили казаки, вспоминая своего атамана» (с использованием в работе диалогов).
Если данное школьное сочинение на тему: Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Урок литературы в 7 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сопоставление героев в повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев стихотворения Симонова «Тарас Бульба».
Постановка целей и задач урока
Чтобы определить тему урока, взгляните на слайд, что изображено на первой картинке, что на второй? Объясните, мне с какой целью я поместила сюда первую иллюстрацию?(на предыдущих уроках мы познакомились с героями повести Гоголя Тарас Бульба)
Что изображено на второй иллюстрации? Какая связь между этими изображениями?
Эти две иллюстрации будут определять тему урока, сформулируйте ее
В случае затруднения В чем разница между картинками?
Какое слово в теме является ключевым, определяющим суть нашей работы(сопоставление)
Сопоставление героев в повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев лирики Симонова.
Что значит сопоставить? (найти сходство, отличие)
Да разве найдутся на свете такие муки, такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу.(Тарас Бульба)
Определите письменно для себя каждый свою цель на уроке, что вы хотите получить от этого урока, учитывая тему урока и эпиграф.
Обратите внимание на даты написания произведений? О чем они говорят?(100 лет)
Подумайте, а случайна ли дата написания стихотворения? О чем вам говорит дата 1942?
Чтение стихотворения наизусть
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Бороться весь век с бусурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе,(путь, колея)
Я знаю – отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю – она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
-О ком идет повествование в первых трех строфах?
-Какой момент из повести запечатлен в стихотворении?
-Почему именно этот момент понадобился автору?
-Каким показан Тарас? Определите роль деталей?
-Какие средства выразительности использует автор?
-Каким мы видим Тараса на иллюстрации Евгения Кибрика?
-Каким мы видим Тараса в фильме Владимира Бортко?( просмотр эпизода)
Смог ли актер Богдан Ступка передать состояние героя?
Прочитайте четвертую строфу, о ком идет речь?
Чтобы подробнее разобраться, предлагаю следующий тип работы
8 танковая бригада
19 октября 1941 года, советские войска освободили село Медное. На улицах села враг оставил 7 танков, одну зенитно-пулеметную установку и 17 артиллерийских орудий. При взятии села Медное, удалось спасти от смерти и плена 500 советских военнопленных. Во Второй половине дня 19 октября танкисты 8-й танковой бригады, нашли на одной и улиц села Медное сгоревший в танке экипаж сержанта Ивана Костюченко.
Контратака в селе медное
Немцы закричали: «Рус, сдавайс!» и «Рус, капут!», а затем, не получив ответа, решили, что в танке все погибли и двинулись к нему. Но экипаж открыл огонь из пулемета, а затем и из орудия, отбил несколько атак противника на поврежденный танк. Когда закончились боеприпасы и танк умолк, германские захватчики вновь окружили его, предлагая экипажу выйти и сдаться. Они стучали по броне и кричали: «Рус, выходи!», но услышали в ответ только матерную брань. Немцы согнали местных жителей, заставив их обложить танк хворостом, соломой и подожгли его. Когда пламя охватило танк, враги услышали не крики о пощаде, а слова «Интернационала».
Экипаж Ивана Костюченко
Обстоятельства гибели героев-танкистов рассказали жители села Медное. При осмотре сгоревшего танка было извлечено четыре обгоревших тела. Но опознать всех так и не удалось. Нашли только обгоревший комсомольский билет на имя сержанта, командира экипажа Т-34 Ивана Федоровича Костюченко. Остальные три павших героя так и остались безымянными, потому что во время боев 1941 года, по свежим следам, их так и не установили.
Как эта история перекликается с историй гибели Тараса?
Как вы понимаете слова: «Им службу Тарасова кровь сослужила?»
Скажите, а какие еще вы можете привести примеры героизма русских солдат?
В чем вы видите смысл сопоставления героя Гоголя и героев Великой Отечественной войны?
Что выражают слова эпиграфа (подтверждение тому, что Тарас умирает непобежденным).
Напишите в чем отличие между произведением Симонова и Гоголя
А теперь напишите сходство(мужество, стойкость, патриотизм, не сломленный дух)
Какова идея повести? Идея стихотворения?
Поднять дух солдат в годы Второй мировой войны, показать стойкость, вызвать чувство гордости за свой народ
А вы гордитесь, тем, что вы русские?
Какую цель вы ставили перед собой на уроке? Реализовали ли вы ее?
Какие приемы на уроке мы использовали?
Какие вам показались наиболее трудными? Почему?
С какими вы справились с легкостью?
С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание стихотворение наизусть
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Сопоставление героев в повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев стихотворения Симонова «Тарас Бульба ».
цели: Познакомить со стихотворение Симонова. Продолжить обучение сопоставительному анализа
Развить навыки смыслового чтения, сопоставительного анализа, выразительного чтения, работы в группах
Вызвать чувство гордости за свой народ, воспитать патриотизм
Ход урока
Постановка целей и задач урока
Чтобы определить тему урока, взгляните на слайд, что изображено на первой картинке, что на второй? Объясните, мне с какой целью я поместила сюда первую иллюстрацию?(на предыдущих уроках мы познакомились с героями повести Гоголя Тарас Бульба)
Что изображено на второй иллюстрации? Какая связь между этими изображениями?
Эти две иллюстрации будут определять тему урока, сформулируйте ее
В случае затруднения В чем разница между картинками?
Какое слово в теме является ключевым, определяющим суть нашей работы(сопоставление)
Сопоставление героев в повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев лирики Симонова.
Что значит сопоставить? (найти сходство, отличие)
Да разве найдутся на свете такие муки, такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу.(Тарас Бульба)
Определите письменно для себя каждый свою цель на уроке, что вы хотите получить от этого урока, учитывая тему урока и эпиграф.
Обратите внимание на даты написания произведений? О чем они говорят?(100 лет)
Подумайте, а случайна ли дата написания стихотворения? О чем вам говорит дата 1942?
Чтение стихотворения наизусть
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Бороться весь век с бусурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе,(путь, колея)
Я знаю – отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю – она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Анализ стихотворения
-О ком идет повествование в первых трех строфах?
-Какой момент из повести запечатлен в стихотворении?
-Почему именно этот момент понадобился автору?
-Каким показан Тарас? Определите роль деталей?
-Какие средства выразительности использует автор?
-Каким мы видим Тараса на иллюстрации Евгения Кибрика?
-Каким мы видим Тараса в фильме Владимира Бортко?( просмотр эпизода)
Смог ли актер Богдан Ступка передать состояние героя?
Прочитайте четвертую строфу, о ком идет речь?
Чтобы подробнее разобраться, предлагаю следующий тип работы
Прием смыслового чтения «Веер»
Работа в группах
8 танковая бригада
19 октября 1941 года, советские войска освободили село Медное. На улицах села враг оставил 7 танков, одну зенитно-пулеметную установку и 17 артиллерийских орудий. При взятии села Медное, удалось спасти от смерти и плена 500 советских военнопленных. Во Второй половине дня 19 октября танкисты 8-й танковой бригады, нашли на одной и улиц села Медное сгоревший в танке экипаж сержанта Ивана Костюченко.
Контратака в селе медное
«Рус, сдавайс!»
Немцы закричали: «Рус, сдавайс!» и «Рус, капут!», а затем, не получив ответа, решили, что в танке все погибли и двинулись к нему. Но экипаж открыл огонь из пулемета, а затем и из орудия, отбил несколько атак противника на поврежденный танк. Когда закончились боеприпасы и танк умолк, германские захватчики вновь окружили его, предлагая экипажу выйти и сдаться. Они стучали по броне и кричали: «Рус, выходи!», но услышали в ответ только матерную брань. Немцы согнали местных жителей, заставив их обложить танк хворостом, соломой и подожгли его. Когда пламя охватило танк, враги услышали не крики о пощаде, а слова «Интернационала».
Экипаж Ивана Костюченко
Обстоятельства гибели героев-танкистов рассказали жители села Медное. При осмотре сгоревшего танка было извлечено четыре обгоревших тела. Но опознать всех так и не удалось. Нашли только обгоревший комсомольский билет на имя сержанта, командира экипажа Т-34 Ивана Федоровича Костюченко. Остальные три павших героя так и остались безымянными, потому что во время боев 1941 года, по свежим следам, их так и не установили.
Как эта история перекликается с историй гибели Тараса?
Как вы понимаете слова: «Им службу Тарасова кровь сослужила?»
Скажите, а какие еще вы можете привести примеры героизма русских солдат?
В чем вы видите смысл сопоставления героя Гоголя и героев Великой Отечественной войны?
Что выражают слова эпиграфа (подтверждение тому, что Тарас умирает непобежденным).
Работа в группах
Напишите в чем отличие между произведением Симонова и Гоголя
А теперь напишите сходство(мужество, стойкость, патриотизм, не сломленный дух)
Какова идея повести? Идея стихотворения?
Поднять дух солдат в годы Второй мировой войны, показать стойкость, вызвать чувство гордости за свой народ
А вы гордитесь, тем, что вы русские?
Подводим итоги.
Какую цель вы ставили перед собой на уроке? Реализовали ли вы ее?
Какие приемы на уроке мы использовали?
Какие вам показались наиболее трудными? Почему?
Літературна лоція
Блог учителя зарубіжної літератури та російської мови Тетяни Бондар
середа, 30 грудня 2020 р.
Нравственные уроки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Оборудование: презентация, выставка произведений Н.В.Гоголя, текст повести «Тарас Бульба», иллюстрации к произведению В.Ерко
Тип урока: урок-размышление
Звучит украинская народная песня « Туман яром…»
І. Мотивация учебной деятельности
Мы познакомились с творчеством Н.В.Гоголя. Писателя, жизненный путь которого, неразрывно связан с Украиной. «Мое сердце всегда останется привязанным к священным местам родины» – писал Н.В.Гоголь. «Наш бессмертный Гоголь» – так говорил о своем земляке Т.Г.Шевченко. Силой судьбы Н.В.Гоголю предназначено было стать великим писателем двух народов – украинского и русского.
Мы прочли повесть «Тарас Бульба». Мы были свидетелями того, как сражались украинские казаки с польской шляхтой за свою независимость. Мы узнали, что такое честь и бесчестье, доблесть и предательство; увидели гибель Остапа и Тараса, отдавших свои жизни во имя земли, на которой они родились.
Сегодня у нас итоговый урок. И мы поговорим о нравственных проблемах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
1. Сообщение учащегося: «История создания повести. Гоголь и Украина»
Н.В.Гоголь писал: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, птицы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!».
2. Беседа по содержанию повести.
– В каком году была написана повесть «Тарас Бульба»?
– К какому литературному жанру относится повесть?
– Назовите главных героев произведения
– Что вы можете сказать о композиции повести?
– Какой эпизод является завязкой всего повествования?
– Каково первое впечатление о сыновьях Бульбы и самом Тарасе?
– Что необычного во встрече отца с сыновьями?
(Сыновья, прибывшие из семинарии, еще робели, но в одном из них уже чувствовалось и хладнокровие и рассудительность, и нежелание прощать обиду, пусть даже обидчиком будет отец. И Бульба, несколько озадаченный таким поведением Остапа, оживляется, восклицая: « Добрый будет казак!». О младшем, Андрии, Бульба говорит: мазунчик. Но и из его уст отец слышит достойные слова, сказанные, правда, в запальчивости: «Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!». Во всем чувствуется: отец гордится своими сыновьями, нежно и крепко любит их… Участвуя в борьбе с поляками, Остап и Андрий, дети одного отца, встанут по разные стороны баррикад и выберут два разных пути).
3. Исследовательская работа в группах:
1. Портретная характеристика и жизненные ценности Остапа.
2. Годы обучения в Киевской академии.
3. Жизнь на Запорожской Сечи.
4. В боевых условиях.
(В суровых условиях воспитывался в киевской академии. Но настоящей школой жизненного воспитания была Сечь. Здесь он сложился как воин, бесстрашный защитник родной земли. Сдержан, целеустремлен, хладнокровен. Он замкнут в себе, но за этой замкнутостью скрывается живая отзывчивость, глубокое чувство товарищества, привязанности к боевым собратьям. Внешне суров, но горячее сердце и горячая любовь к родине ведут на подвиг. Несгибаемая воля, сила духа чувствуется в нем в минуты трагической гибели. Отличительные черты характера: воля, любовь к родине, бесстрашие, хладнокровие).
1. Портретная характеристика и жизненные ценности Андрия.
2. Годы обучения в Киевской академии.
3. Жизнь на Запорожской Сечи.
4. Встреча с панночкой.
5. В боевых условиях.
(Живая, страстная натура, Андрий не сошелся со сверстниками, тщательно скрывая движения души, «стыдно и бесчестно думать казаку о любви…». Он постоянно находится во власти своих дум, своих чувств. Главное в жизни – личное счастье. Он смел, бесстрашен. Но стремится к счастью ценой предательства отца, брата, боевых товарищей. Личные чувства победили; желание любви, счастья; горячность, хотя смел и решителен).
1. Внешность, нравы и жизненные ценности Тараса Бульбы.
2. Черты характера героя.
3. Тарас Бульба в бою (отношение к врагам).
4. Тарас Бульба – народный герой?
(Тарас Бульба – старый запорожский казак, мужчина «преклонных лет». Уважаемый казачий полковник. Всю свою жизнь провел в боях и сражениях, военных походах и буйных гуляньях. Из-за этого жена редко видела его дома. Он зажиточный казак, дворянин (у него есть хутора, земли, слуги). Он не создан для домашней жизни, не может усидеть на месте, ему больше по душе походы и сражения. Сыновей, Остапа и Андрия, воспитывает в строгости, не балует их. Он страшно упрямый человек. Непреклонен, непоколебим, крепок как дуб, прямой, грубый и суровый человек.
Доблестный, храбрый, мужественный, смелый, патриот своей Родины).
4. Презентация исследовательской работы в группах (выступление учащихся)
— Какие нравственные уроки мы извлекли из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Чтение стихотворения К. Симонова «Тарас Бульба»
Сквозь пламя и дым куренным он велит
И ветер степной над огнём шевелит
Я знаю – она в это время текла
V. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Над чем заставила меня задуматься повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?»
Конспект урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».» Нет у нас никого, равного ему в доблести…»Тарас Бульба и его сыновья.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».» Нет у нас никого, равного ему в доблести…»Тарас Бульба и его сыновья.»
Тема урока:» Нет у нас никого, равного ему в доблести…Тарас Бульба и его сыновья. ( по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цель урока: выявить, в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы.
образовательные: сформировать представление об особенностях характера главного
героя через словесный и психологический портрет.
Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя.
Воспитывать патриотизм, товарищество, доблесть, отвагу.
1.Организационный момент. Мотивация.
Работа с эпиграфом
— Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Гоголя?
— Как вы думаете, как эпиграф связан с нашим уроком?
— Чтобы раскрыть тему, какую цель мы перед собой поставим?
(выяснить, действительно ли характер рожден временем?).
-Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?
— Вспомнить характеристику эпохи.
— Вспомнить эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы.
— Какие нравственные качества должны были свойственны сильному характеру?
— Вспомним, в какое время жил Тарас Бульба.
(Подготовленный ученик рассказывает об эпохе).
Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из героических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми.
Крестьяне ожесточенно сопротивлялись и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло казачество, «Запорожская Сечь».
— Какое это было время? ( Тяжелое и суровое время).
— Есть такое утверждение, что «Суровые времена порождают сильные характеры».
— Согласны ли Вы с этим суждением?
— Выясним, какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов пословицы. (Пословицы рассыпаны на слова и словосочетания).
Тот герой, кто за Родину стоит горой. Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай.
— О каких качествах характера пословицы? (О смелости, отваге, стойкости, товариществе, патриотизме).
— На уроке будем обсуждать, какие качества сильного характера воплотились в образе Тараса Бульбы.
Будем составлять кластер.
Работа по образу Тараса Бульбы.
Тарас – (от греч. «Tarasso)- «беспокойный», «бунтовщик», «смутьян» ; Существует и другая менее распространённая версия происхождения имени — имя происходит от названия города Тарас в Великой Греции (сейчас итальянский город Таранто). Город же получил своё имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион.
-Есть ли доказательства этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте. (В 1 главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно. », «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил расправу…»).
— Какими словами и словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте. («Крепкий, как дуб,очи хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»).
— Какие выразительные средства использует Гоголь в портретной характеристике Тараса? Какова роль эпитетов? ( указывают на возраст).
Обобщение учителем:( во внешности автор сравнивает Тараса с горой, с богатырем, Тарас – это исполинская натура).
Рассмотрим портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.
— Сравним, что общего подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель?
(крепкого телосложения, закаленный в боях казак, зрелый, богатырская натура.)
-Учитель: вспомним эпизоды, где проявляется сильный характер Тараса.
— Какие это эпизоды? (Тарас Бульба в кругу семьи, в отношении с товарищами, в бою, во время казни Остапа и смерти).
— Расскажите, каким видим Тараса Бульбу в кругу семьи?
— Как он относился к сыновьям? (К своим сыновьям Тарас Бульба относится как к товарищам по ратному делу. Тарас хотел видеть своих сыновей сильными и мужественными, он смотрел и не мог налюбоваться ими. Оценивает их личные качества, как отец и как полководец. Счастье для Тараса, как сыновья проявляют себя в бою).
— Почему Тараса Гоголь показывает в кругу семьи?
— Зачем раскрывает его буйный характер? (Тарас не любил негу, по отношению к жене проявлял жестокость, не думал о ее чувствах, суров с сыновьями)
-. Почему он такой? (Потому что время суровое).
Обобщение учителем: Тарас Бульба создан для бранного времени.
— Как понимаете значение слов «бранное время»? (битва, военные походы, постоянная разлука с родными).
— Поэтому не случайно Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы сделать из них настоящих казаков, храбрых и мужественных.
— Можно ли это назвать убийством? (это казнь).
— Как вы оцениваете поступок Тараса? Какие черты характера проявляет?
— Обратимся к тексту.
…Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье……..
Тарас выстрелил….. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. А какой бы казак был!
— Какие качества проявляет Тарас в этой сцене? (твердость характера, судит сына не как отец, а как полковник).
— Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде).
— Как художник и писатель передал трагическое состояние Тараса, какие новые черты характера
раскрываются в герое? (Гоголь передает невыносимое горе Тараса, ему очень жаль сына, но
товарищество, Родина дороже, он не смог простить предательства, поэтому сам вершит казнь.).
— Расскажите, как ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Почему он пришел на казнь и какие качества характера проявляет в этой сцене? ( смелость, главное поддержать сына морально, духовно).
— Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе? (духовное единство отца и сына)
(- Сыновья Тараса – это отражение самого отца.).
— Где еще себя проявляет Тарас Бульба,? В каких сценах раскрывается сильный характер Тараса? (в бою и в отношении к товариществу).
— Что ценит, прежде всего, в людях Тарас Бульба?
— Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса Бульбы? (в последнем бою Тараса на берегу Днепра (глава XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем ).
— Как оценивают его казаки: «Дай, Боже, чтобы таких полковников было побольше на Украине».
Учитель: Казак дает высокую оценку полководческому таланту Тараса.
Закройте глаза, представьте то, о чем мы сейчас с вами говорили.
— Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? Каким его видим в повести, расскажите.
(Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам. После смерти сына Тарас
становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего и никого не жалейте!».
Учитель: «Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но
Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над Тарасом был скорый.
Просмотр видеофрагмента «Смерть Тараса Бульбы».
Цель: просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как режиссеру
Владимиру Бортко удалось показать силу характера Тараса Бульбы во время
— Расскажите, какие черты сильного характера раскрыл режиссер в Тарасе?
(Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о
товарищах, о Родине, смерти не боится. Так он сам следует словам,
сказанным когда-то о товариществе).
Учитель: Много было в истории России трагических событий: борьба за независимость Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией. Были суровые времена. А суровые времена порождали сильные характеры. Не случайно в 1942 году К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба».
— Послушайте стихотворение и подумайте, почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.
Тарас Бульба
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём.
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Учитель: Таким видят Тараса Бульбу писатель.Гоголь и поэт К.Симонов.
— А какое впечатление произвел на Вас этот герой?
Пятиминутка свободного письма.
— Изложите свои мысли о Тарасе Бульбе на письме.
.-Чем может быть интересен герой? В чем проявляется сила характера Тараса Бульбы?
Проверка эссе. Обобщение учителем.
— Можно ли Тараса назвать настоящим героем? Но народным героям воздвигают памятники.
— Какой памятник поставили бы вы Тарасу Бульбе?
Домашнее задание было по группам выполнить проект памятника Тарасу Бульбе.
Защита проектов. Итог урока.
Учитель: вернемся к нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера Тараса Бульбы?
-Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые поставили?
— На примере образа Тараса Бульбы, какие нравственные качества можно воспитать в себе?
(обобщение по кластеру).
Обобщение учителем: Суровые времена рождают сильный характер. Человек,
закаляя свой характер, становится решительным, смелым и мужественным.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие и сильные черты характера: возвышенную,
бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность
товариществу и широту души, лучшие черты
Рефлексия: оцените работу на уроке.
— Что знали до этого о герое? Что нового узнали о герое?
— Как я работал на уроке? Отметить на шкале из 6 делений.
Домашнее задание: составить план сочинения по теме на выбор: « Над чем заставила задуматься
повесть «Тарас Бульба?», «Нужны ли современному обществу такие характеры?»