Трос такелажный что такое
Разновидности и сфера применения тросов
Канаты, тросы, веревки активно применяются в быту и на производстве. Изготавливаются они из разных материалов в соответствии с ГОСТом, отличаются по типу конструкции, длине, диаметру, гибкости, предельной нагрузке.
Описание и назначение тросов
Зачастую тросы, изготовленные из нержавеющей стали, используют для выполнения буксировочных, подъемных, такелажных работ. Их устанавливают в буровых установках, на экскаваторах, подъёмных кранах. Наиболее широкое применение тросы нашли в грузоподъёмной сфере, благодаря гибкости, высокой прочности, способности выдерживать серьёзные нагрузки. Ими буксируют технику, поднимают грузы, удерживают подвесные мосты, выполняют монтажные работы и пр.
Например, металлические тросы такелажные используют в нефтеперерабатывающей промышленности, добыче угля, речном и морском транспорте, на линиях высоковольтных передач и пр.
Отличие от веревок, канатов
Трос в привычном значении производят из металла. Однако канаты, веревки, шнуры считаются его синонимами. Это крученые витые изделия, изготовленные из натуральных или синтетических материалов. Канат и веревка схожи внешне, но имеют разную толщину — у каната она значительно больше. Шнур представляет собой плетёное либо крученое приспособление маленькой толщины.
Характеристики
Есть несколько критериев, по которым определяют предназначение того или иного вида троса.
Материалы изготовления
Тросы изготавливают из растительных волокон, синтетических нитей, нержавеющей стали. У каждого материала имеются свои особенности и характеристики.
Растительные
Производятся из растительных волокон. Отличаются повышенной гибкостью и мягкостью. Из наиболее ходовых изделий отмечают тросы:
Если человеку нужен очень тонкий трос, он может обратить внимание на изделия изо льна. Они не отличаются прочностью, но довольно мягкие и эластичные.
Синтетические
По прочности превышают некоторые растительные канаты в несколько раз. При этом стоят намного дешевле и способны выдерживать высокие температуры:
Ещё один вид синтетических тросов – кевларовый. Ценится благодаря лёгкости, гибкости, устойчивости к натяжению. Из недостатков отмечают подверженность влаге и солнцу.
Стальные
Диаметр таких тросов напрямую зависит от предназначения. Состоит изделие из стального стержня, навитого по спирали, окруженного несколькими витыми прядями. Гибкость троса стального зависит от количества проволоки в пряди.
К преимуществам относят:
Типы тросов
Различают несколько типов тросов, отличающихся по виду работ, навивке, количеству прядей. При классической навивке волокна свивают трижды. Сначала делают пряжу, затем прядки, а после закручивают пряди в трос. У таких тросов бывает крутая и пологая навивка. В первом случае изделия не подвержены быстрому износу, а во втором – они способны выдерживать максимальные механические нагрузки.
Тросовых работ
В зависимости от направления навивки тросы бывают с прямым спуском (правая навивка) и обратным (левая навивка). При изготовлении изделий с правой навивкой пряди скручивают по направлению часовой стрелки, по спирали, что схоже с винтом с правой резьбой.
Кабельных работ
Отличаются сплетением волокон в четыре раза. Считаются более плотными, износостойкими. Стоят дороже тросовых канатов, но имеют меньшую прочность.
Квадратные
Такие изделия производят из восьми прядей, которые чередуются попарно. Одна пара проходит по правой навивке, а другая – по левой. В итоге получается изделие без скручиваний, довольно мягкое, устойчивое к проникновению влаги.
Дистанционного управления
Изготовлены из стального сердечника, покрытого смазкой. Его помещают в бухту/чехол, имеющую полиуретановую оплетку. В конце троса крепится наконечник, фиксирующий положение этого чехла, но не мешающий движению сердечника внутри кожуха.
Выбирая трос, необходимо учитывать сферу деятельности, в которой планируется его применение, технические и механические параметры. Если канат нужен для погрузочных механизмов, обязательно изучается техническая документация, в которой чётко указана длина, толщина, качество, код по ГОСТу.
Что такое такелаж и такелажные работы?
Такелаж — это распространенный термин, используемый в строительной отрасли и перевалке грузов. Такелажные работы часто встречаются на строительных и промышленных площадках. Однако далеко не всем известно что это такое. Поэтому существует необходимость досконально разобраться в этой теме.
Что такое такелаж?
В строительных работах такелаж относится к двум вещам. Во-первых, такелажем называют материал, который должен быть поднят с помощью тяжелых машин или с установкой специального оборудования. Во-вторых, сами машины и оборудование, используемые для подъема материала (груза) на технологических площадках, также обозначаются этим термином.
В большинстве случаев такелаж относится к оборудованию, инструментам и машинам, установленным для перевалки материалов. На каждой строительной площадке такелаж настраивается в соответствии с потребностями. Некоторые участки имеют большую высоту по сравнению с другими. Поэтому все они требуют различных такелажных установок. Для проведения данных работ необходима помощь и поддержка специалистов по такелажу. Они оценивают ситуацию и советуют, какое оборудование следует использовать, чтобы избежать каких-либо непредвиденных обстоятельств или инцидентов.
Такелажное оборудование на строительных площадках
В первую очередь понадобится основное снаряжение::
Во многих случаях используются также краны. Такелажные компании предоставляют эту услугу подрядчикам. В этом случае отсутствует необходимость в грубом физическом труде рабочих, а всю нагрузку и ответственность берут на себя такелажные службы.
Почему такелаж важен?
Человеческий труд и сегодня используется в большинстве строительных работ. Физическая сила может быть оправдано полезна во многих низковысотных работах. Сотрудники перемещают негабаритный материал, а также оборудование. Но когда вес грузов становятся более тяжелыми или материал должен быть перемещен на большую высоту, физические возможности человека достигают предела.
В таких случаях используются машины или специальные передаточные устройства. Такелажное оборудование используется для перемещения таких грузов, как:
Такелажная установка создается специалистами, которые учитывают ряд моментов и проводят точные математические расчеты. Когда такелаж разработан правильно, то становится легко перемещать любой материал в горизонтальной либо вертикальной плоскости. Человеческий труд практически не требуется. Специальное оборудование экономит время, а также снижает рабочую нагрузку и шанс травматизма.
Такелажного оборудование в строительстве
Инструменты, машины и оборудование, используемые в такелаже, когда в них нет потребности, то зачастую хранятся в непригодных условиях. О них не заботятся, их не осматривают и не проводят техническое обслуживание. Существует целый ряд проблем такелажного оборудования, о которых каждый должен знать и понимать как с ними бороться.
Задача №1: Проверка такелажного оборудования
Поскольку оснастка состоит из взаимодействия инструментов и машин, она не являются на 100% надежной. Техника может выйти из строя в любое время, и невозможно точно предсказать, когда именно. По этой причине такелажные инструменты требуют регулярного профилактического осмотра. Но практика показывает, что при погрузке или перемещении такелажного оборудования на следующую площадку проверка производится поверхностно, без детального осмотра.
Эксперты рекомендуют проверять такелажное оборудование еще до того, как оно будет отправлено на следующую рабочую локацию. Тщательный осмотр позволит выявить любые возможные проблемы. Вдобавок, оборудование также должно быть проверено еще раз, прежде чем оно будет использовано на новом объекте.
Задача №2: На рабочем месте нет такелажного оборудования
Есть такелажные компании, которые предоставляют оборудование подрядчикам. Один человек не может приобрести, хранить и обслуживать все необходимое. Многие компании предпочитают не приобретать собственные инструменты, которые требуются для проведения такелажных работ. Им проще заказать соответствующие услуги в специализированных фирмах и агентствах. В этом случае, арендованный такелажный ящик может поставляться не со всеми необходимыми инструментами и оборудованием., т.е. быть недоукомплектован.
У многих подрядчиков бывает так, что нет всего необходимого для такелажа. Поэтому им рекомендуется не рисковать и не использовать подручные материалы, как замену недостающих деталей. Перед монтажом необходимо осмотреть оборудование и убедиться, что есть полный комплект, необходимый для осуществления погрузо-разгрузочных работ.
Задача №3: Новые сотрудники нуждаются в обучении такелажу
Это очень важный аспект. Всякий раз, когда появляются новые сотрудники, им не следует напрямую поручать задачи, требующие высокой квалификации. Скорее, компании должны обеспечить их обучение, чтобы они были готовы взять на себя проекты и соблюсти необходимые меры безопасности. В противном случае могут произойти неприятные инциденты.
В магазине «Первый крепеж» (One Krep) представлены различные крепежные элементы, которые могут быть использованы при такелажных работах любой сложности. Звоните по телефону 8-800-201-81-96, чтобы уточнить детали или оформить предварительный заказ.
Что такое такелаж и такелажные работы?
Заявки на организацию такелажных работ направляйте на SALES@OBORUDKA.RU
Такелаж
Современная промышленность в ходе своей хозяйственной деятельности обязательно сталкивается с текущими ремонтами зданий, сооружений, оборудования, перевозками больших грузов. Все эти емкие работы не мыслимы без использования такелажа. Что же такое такелаж, такелажные работы и такелажное оборудование, и какие требования должны предъявляться к такому оборудованию и виду работ?
Как и в любом деле, в такелажном есть своя терминология. Это такие термины как: «трос», «бухта», «вырубить», «конец», «штерт, кончик», «ходовой конец», «коренной конец», «калышка», «стропка», «шлаг», «ворса», «схватка».
Мы часто сталкивались с такелажем и в обычной жизни, когда нам было необходимо поднять или переместить различные грузы. Так вот, такелаж — это приспособления для фиксации поднятия на различную высоту и перемещение грузов различных габаритов. К такелажу относятся цепи, тросы, канаты, чалки, вертлюги, карабины. Используются такелажи, как в ручных подъемных устройствах, так и в многотоннажных кранах.
Основное требования, предъявляемые к такелажным приспособлениям — это высоко прочностные характеристики. К примеру, к тросу применяется два вида прочности —разрывная и рабочая. Рассмотрим, что же включает в себя понятие «такелажные работы». Это достаточно емкое понятие, включающие в себя все виды погрузочных, разгрузочных работ; укладки и крепежа груза; ремонт и обслуживание такелажного инструмента, стальных, растительных и синтетических тросов.
Такелажные работы
Такелажные работы — это высокоопасный вид работ, который может повлечь за собой повреждение, уничтожение перемещаемых грузов, а так же, последствием непрофессионального выполнения такого рода работ, могут стать человеческие жертвы. Поэтому, чтобы избежать такого рода убытков, необходимо пользоваться услугами специальных фирм, которые выполняют подобные работы. При выборе фирмы выполняющей такелажные работы, руководство промышленного предприятия обязано тщательно изучить рынок предоставления данного вида работ. Внимательно подойти к вопросу об оборудовании, которое использует данная фирма для выполнения такелажных работ. Проверить наличие лицензии на выполнение данных работ и выяснить, как организованы работы по технике безопасности на данной фирме. Правильный подбор фирмы сэкономит сроки выполнения работ и исключит непредвиденные убытки.
Такелажные работы всегда очень сложны в исполнении, но, выбрав правильный подход с использованием новейших технологий, вы всегда успешно справитесь с любой поставленной задачей в этой области.
Трос. Виды и устройство. Применение и материал. Особенности
Трос – витой или крученый канат из стальной проволоки, синтетических или смешанных прядей. В отличие от веревки обладает более высокой механической устойчивостью и прочностными характеристиками. Широко используется для поднятия тяжелых грузов или как передающая тяговое усилие часть механизмов.
Устройство троса
Для тросов характерно сложное плотное плетение. Он состоит из множества стальных проволок или синтетических волокон. Для повышения гибкости и увеличения толщины они могут переплетаться с тканевыми волокнами. Проволоки сплетаются или перекручиваются в пряди. Затем определенное число прядей в свою очередь переплетаются в трос, также часто называемый стальным канатом. Пряди могут укладываться вокруг внутреннего сердечника. Тот позволяет улучшить рабочие качества изделия, упростив его производство и увеличив прочность. Сердечник может изготавливаться из более толстой стальной проволоки, чем сплетаются пряди, или представлять собой веревку из синтетических, органических неподверженных гниению материалов.
Присутствующие в прядях волокна других материалов снижают трение между проволоками, что положительно влияет на срок службы троса. Без них канат постоянно поддается внутреннему трению за счет неравномерности растяжения во время нагрузки или скручивании.
Также поверхность троса может иметь защитную оболочку из синтетических материалов. Как правило, это ПВХ изоляция или подобные вещества. Оболочка препятствует коррозии проволоки, а также она препятствует травмированию о нее, при ухвате за поверхность троса незащищенной перчаткой рукой.
Сфера применения
Область использования тросов крайне обширна. Это обусловлено огромным разнообразием изделий по критериям прочности, диаметра, длины и стойкости к излому.
Трос применяют для выполнения многих работ:
Гибкость и прочность тросов позволяют им выдерживать многократное скручивание, наматывание на барабаны, сворачивания в бухты. Тонкая проволока тросов делается из стали с высоким числом перегибов до момента слома. Благодаря этому тросами увязывают многотонные грузы при транспортировке. Их применяют в качестве растяжек для вышек, труб котельных. Тросы используются для поднятия грузов кранами. Именно они удерживают лифты.
Тросами буксируют технику. Они используются в велосипедах, мотоциклах и прочей техники для передачи усилия от рычага к сцеплению, тормозам и другим механизмам. Тросы удерживают подвесные мосты, они применяются в сотнях направлений бытовой жизни и промышленности.
Конструкции тросов
Способ свивки троса влияет на его рабочие качества, в частности гибкость. В связи с этим при выборе каната конструкция является важным параметром.
По способу свивки тросы бывают:
Одинарная свивка имеет сердечник, вокруг которого накручивается одна прядь. Она может оборачиваться до четырех слоев по спирали. Такой способ свивки делает готовый канат весьма подверженным самовольному разматыванию, если его концы не имеют фиксации. Они постепенно обтрепываются и распускаются на множество торчащих острых проволок.
Двойная на порядок сложнее. Она состоит из сердечника, вокруг которого наматываются в несколько слоев по спирали две и более пряди. Такое плетение делает готовое изделие менее подверженным распусканию на отдельные проволоки по краям. Пряди окружают сердечник и дополнительно переплетаются между собой.
Тройное плетение состоит из нескольких тросов двойной свивки. То есть, пряди переплетаются между собой вокруг сердечника формируя еще более толстые пряди. Те в свою очередь аналогичным образом вьются по спирали над главным сердечником. Это толстые очень прочные тросы для работы с многотонными нагрузками.
Кроме конструкции свивки важным параметром является и ее способ. От него зависит, как поведет себя трос без нагрузки. По данному критерию они разделяются на 2 вида:
Первые состоят из проволоки, которая после плетения имеет внутренне напряжение. Как следствие без нагрузки такие пряди норовят принять свое нормальное положение. Это сопровождается их раскручиванием после снятия перевязок с концов троса. Канат имеет эффект памяти, поэтому если его ровно уложить, а потом отпустить, то он постарается свернуться кольцами.
Вторые не сохраняют внутреннее напряжение в проволоке. Это достигается путем рихтовки и предварительной деформации. Как следствие после готовности троса освобождение его концов не сопровождается распусканием прядей на множество тонких проволок. Такие изделия являются более гибкими, чем предыдущие. Они устойчивы к усталости металла, то есть дольше сохраняют рабочие качества. При размотке такого троса он с большей вероятностью не свернется кольцами, а будет лежать прямо, как был растянут.
Зависимость рабочих качеств троса от материала его сердечника
Производство тросов с широким разнообразием материалов сердечников вызвано необходимостью придания готовому изделию конкретных рабочих характеристик.
Различают образцы с тремя группами материалов сердечников:
Трос с органическим сердечником имеет в центре между прядями, а иногда еще и в самих прядях веревку из пеньки, хлопчатобумажной пряжи и т.д. Поскольку данные материалы подвержены гниению, то для предотвращения этого они имеют специальную влагоотталкивающую пропитку. Наличие сердечника из органических волокон обеспечивает отличную гибкость готового изделия. Кроме этого такой сердечник существенно увеличивает толщину троса, делая его более ухватистым и удобным в работе.
Синтетические сердечники делаются из волокон полиэтилена, капрона, нейлона. Это практически их приравнивает к изделиям с органической веревкой. Однако данные материалы зачастую в большей мере склонны к перетиранию. Общее свойство для тросов обеих разновидностей выступает уменьшение толщины при натяжении. Под нагрузкой сердечник ужимается проволокой прядей. Как только растяжение спадает, упругая проволока принимает нормальное положение, и диаметр изделия восстанавливается. Все это сопровождается фактическим удлинением троса при нагрузке. Этот показатель проявляется меньше чем у веревок, но все же присутствует.
Наличие сердечника из металла делает изделие более жестким. Оно меньше растягивается под нагрузкой, его диаметр при воздействии не уменьшается. Все эти качества крайне важны для тросов, которые при нагрузке наматываются на катушку. Это позволяет их применять в конструкциях лифтов, погрузочной спецтехники.
Что крепче стальной трос или цепь, и что лучше
Конкурирующим тросу изделием является такелажная цепь с короткими звеньями из мягкого металла. Они оба во многих случаях могут использоваться для выполнения одинаковых видов работ. В связи с этим возникает вопрос – что прочнее цепь или трос.
Чтобы на него ответить, нужно сначала определиться с параметрами прочности троса. Определяющим для него показателем выступает разрывная крепость. Она определяется как максимальная нагрузка, которую может выдержать изделие, после чего разрывается. Кроме нее при оценке троса также применяется понятие рабочая крепость. Оно указывает на оптимальную нагрузку, при которой использование троса будет продолжаться максимально долго и безопасно. Это крайне важно, к примеру, если он применяется для подъема лифта. Принято считать, что рабочая крепость составляет 1/6 от разрывной.
Такелажная цепь примерно превосходит по прочности стальные тросы такой же толщины в 3 раза. Ее рабочая крепость составляет 1/4 от разрывной. Таким образом, она более прочная при поднятии грузов.
Однако для тороса характерно наличие ряда преимуществ, по которым он превосходит цепь:
При разрыве цепи ее оборванное звено вылетает в направлении растяжения с большим ускорением. В случае же с тросом подобное не возникает. Он компактно сворачивается, его переноска не сопровождается звоном. Однако в отличие от цепи он может перетираться, передавливаться тяжелыми грузами. Подобные недостатки делают его использование небезопасным в некоторых направлениях. К примеру, он не подходит для привязывания якоря больших судов, обвязки бетонных изделий при подъеме краном, где те могут перебить проволоку, упав на канат. В почти всех остальных сферах удобней пользоваться именно тросом.
Особенности работы с тросами
Жесткость тросов не позволяет их связывать между собой, делать на краю узелковую петлю как на обычной веревке. Это создает некоторые трудности. Чтобы срастить трос или сделать на нем петлю, требуется наличие умения и опыта. Сращивание выполняется вплетением концов разных тросов друг в друга. При растягивании пряди вжимаясь усиливают сцепку, что полностью исключает возможность разрыва в этом месте. Также плетение используется для формирования на конце троса петли.
В своем большинстве плетение троса является недоступным умением для большинства. В связи с этим было разработано ряд такелажных элементов, позволяющих выполнять сращивание и формирование петли более простым способом.
Широко применяются коуши. Это оправки армирующие проушину петли, они препятствуют заломлению и перетиранию огона.
Для сращивания или соединения петли троса используются зажимы. Они могут быть резьбовыми или расклепываться. Резьбовые бывают в виде скобы, цилиндра, одинарными, двойными.