импорт услуг что это

Импорт услуг

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Перечень импортируемых услуг достаточно широк. Он может включать в себя консультационные, информационные, аудиторские, финансовые, рекламные, транспортные услуги, услуги связи, управления и др.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под услугой понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. А под импортом услуг понимается ввоз услуг на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент получения услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 9 статьи 1 Закона РФ от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» операции в иностранной валюте, предусматривающие импорт услуг, относятся к текущим валютным операциям и не требуют получения лицензии Банка России при условии, что срок с момента совершения платежа в иностранной валюте до момента оказания услуги не превышает 90 дней.

При превышении данного срока необходимо получение лицензии Банка России. Отсутствие лицензии грозит наложением органами валютного контроля финансовых санкций в размере всей суммы незаконно полученной валютной выручки.

Обратимся к пункту 3 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденного Приказом Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94:

3.1. перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа;

3.2. зачисление резидентом сумм, поступающих в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров.

Из текста данного пункта следует: если услуга иностранным лицом уже оказана и между нерезидентом и резидентом подписаны документы, подтверждающие оказание услуги, Банк России разрешает резидентам проводить расчеты с нерезидентами независимо от срока, который прошел с момента подписания документов об оказании услуг до момента осуществления платежа за оказанные услуги.

МВЭС РФ (1 июля 1997 года № 10-83/2508), ГТК РФ (9 июля 1997 года. № 01-23/13044), ВЭК РФ (3 июля 1997 года № 07-26/3628) утвердили перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок.

Также в настоящее время действует Указание Банка России от 21 июля 1999 ода № 611-У «О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга», в соответствии с которым разрешения Банка России не требуется в том случае, если нерезидент, оказавший услуги резиденту, освободил его от лежащей на нем обязанности по уплате иностранной валюты за оказанные услуги.

Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется.

Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформление паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию РФ.

У большинства российский организаций, заключающих контракты на импорт услуг, возникает вопрос: можно ли использовать в качестве средства платежа при расчетах с иностранным контрагентом иностранную валюту.

Для отнесения услуги к импортируемой и правомерности расчетов в иностранной валюте за ее оказание между резидентом и нерезидентом необходимо, чтобы:

— услуга была оказана за пределами территории РФ;

— факт оказания услуги был подтвержден документально;

— исполнителем услуги был нерезидент;

— услуга была ввезена на территорию РФ.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 года № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами – резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» российские организации для оплаты импорта услуг могут покупать иностранную валюту.

Согласно пункту 5 Указания ЦБ РФ № 383-У покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании его поручения на покупку. Поручение на покупку должно содержать:

— вид основания (код и наименование) для осуществления операции покупки иностранной валюты на валютном рынке в соответствии с установленным перечнем;

— распоряжение резидента о зачислении купленной иностранной валюты на его специальный транзитный валютный счет в исполняющем банке;

— отметку банка об обоснованности покупки иностранной валюты на валютном рынке, содержащую подпись ответственного лица, а также печать уполномоченного банка, используемую для целей валютного контроля.

Если стоимость импортируемых услуг превышает 10 000 долларов США и эти услуги входят в перечень, содержащийся в Указании ЦБ РФ от 30 декабря 1999 года № 721-У «О покупке юридическими лицами – резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности», необходимо представить заключение Минфина РФ.

Указанный перечень включает в себя практически все услуги, в частности:

— услуги гостиниц и ресторанов;

— услуги бюро путешествий, туристских агентств, экскурсионных бюро;

— коммерческие услуги, услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности;

— услуги вычислительной техники и связанное с этим обслуживание;

— услуги в области исследований и разработок;

— услуги в области права, составления счетов, бухучета, ревизии, налогообложения, конъюнктуры рынка (маркетинга), архитектуры, инженерного дела;

— коммерческие услуги, не включенные в другие категории;

— активы нефинансовые нематериальные;

— услуги в области образования;

— услуги в области здравоохранения и в социальной области;

— услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

Налогообложение импорта услуг

Оказание услуг иностранными лицами, не состоящими на учете в Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством может создавать объект обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и налогом на доходы.

Возникнет ли объект обложения НДС, зависит от того, где находится место реализации услуг. Если место реализации услуг находится на территории РФ, то российская организация, являющаяся покупателем услуг, обязана удержать НДС из выручки иностранного поставщика и перечислить сумму НДС в бюджет. Если место реализации услуг находится вне территории РФ, то оборот по реализации услуг НДС не облагается.

Место реализации услуг определяется в соответствии со статьей 148 НК РФ:

Статья 148. Место реализации работ (услуг)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

оказании услуг непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

выполнении работ (оказании услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке);

В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

3. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

В соответствии с пунктом 5 статьи 157 НК РФ иной порядок определения налоговой базы установлен для реализации услуг международной связи. В налоговую базу по НДС не включаются суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям. Разъяснений по поводу того, кто может считаться иностранным покупателем, данный пункт не дает.

Доход нерезидента за оказание резиденту услуг с точки зрения налогообложения квалифицируется как доход нерезидента, полученный в Российской Федерации, и облагается в Российской Федерации налогом на доходы. Если нерезидент состоит на налоговом учете в Российской Федерации, то он является самостоятельным плательщиком налогов с доходов, полученных в Российской Федерации. Если же нерезидент не состоит на налоговом учете в Российской Федерации, то доходы нерезидента, полученные в связи с оказанием резиденту услуг, подлежат обложению налогом на доходы и НДС у источника выплаты.

При налогообложении сделок по импорту услуг необходимо знать, заключено ли соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, в котором зарегистрирован нерезидент. Полный перечень действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами, приведен в Письме Госналогслужбы России от 24 апреля 1997 года № ВЕ-6-06/318. Не следует забывать, что освобождение от уплаты налогов, предусмотренных соглашением, происходит не автоматически, а при соблюдении правил, предусмотренных в разделе 6 Инструкции № 34.

Порядок исчисления НДС при осуществлении импортных операций, налога на прибыль и налога на доходы будет рассмотрен нами более подробно в дальнейшем.

Бухгалтерский учет операций по импорту услуг

Российское предприятие закупило в Норвегии технологическую линию по производству консервной продукции. В соответствии с заключенным внешнеэкономическим контрактом норвежские специалисты осуществили пусконаладочные работы данной линии. Стоимость работ в соответствии с контрактом составила 12 000 евро.

Курс евро на дату подписания акта выполненных работ и дату погашения задолженности составил 34 руб.

С дохода иностранного лица следует удержать НДС, поскольку данные работы связаны с имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Сумма НДС составит 12 000 х 20% = 2400 евро.

Предположим, что норвежское предприятие не состоит на учете в налоговых органах РФ и обязанность по уплате налога на прибыль лежит на российском предприятии. Сумма налога на прибыль составит (12 000 – 2400) х 20% = 1920 евро.

Исчисленные суммы НДС и налога на прибыль должны быть удержаны из выручки иностранного лица в день погашения задолженности. Сумма выручки, подлежащая отражению в бухгалтерском учете у российского предприятия, будет равна 12 000 – 2400 = 9600 евро.

Задолженность перед норвежским предприятием составит 12 000 – 2400 – 1920 = 7680 евро.

Источник

Импорт услуг

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Перечень импортируемых услуг достаточно широк и он может включать в себя консультационные, информационные, аудиторские, финансовые, рекламные услуги, услуги связи, услуги управления, транспортные услуги и целый ряд других услуг.

В статье 2 ныне недействующего Федерального закона от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержалось понятие услуги, под которой понималась предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Под импортом понимался, в частности, ввоз работ и услуг на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксировался в момент получения услуг.

Введенный в действие Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон №164) содержит новое понятие – внешняя торговля услугами.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона №164-ФЗ внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Внешняя торговля услугами осуществляется согласно статье 33 Закона №164-ФЗ, в частности, следующими способами:

1. с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

2. на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

3. иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

4. иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Поскольку вышеперечисленные способы связаны с оказанием услуг иностранными исполнителями услуг российским заказчикам, то можно вести речь об импорте услуг.

Импорт услуг может быть ограничен путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг.

Запрет и ограничения вводятся на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 34 Закона №164-ФЗ в отношении мер, затрагивающих импорт услуг, иностранным исполнителям услуг и способам, которыми эти услуги оказываются, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и услугам, оказываемым ими на территории Российской Федерации. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории Российской Федерации услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или способами, которыми услуги оказываются.

Тем не менее, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, для выполнения международных обязательств Российской Федерации.

подтверждается документами, правомерность которых определяется в каждом конкретном случае

Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется.

Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформления паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Оказание услуг иностранными лицами, не состоящими на учете в Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством может создавать объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и налогом на доходы.

Возникнет ли объект налогообложения НДС зависит от того, где находится место реализации услуг. Если место реализации услуг находится на территории Российской Федерации, российская организация, являющаяся покупателем услуг, обязана удержать НДС из выручки иностранного поставщика и перечислить сумму НДС в бюджет. Если место реализации услуг находится вне территории Российской Федерации, то оборот по реализации услуг НДС не облагается.

Место реализации услуг определяется в соответствии со статьей 148 НК РФ:

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

оказании услуг непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

выполнении работ (оказании услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке;

В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

3. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг)».

Перечень документов, подтверждающих факт оказания услуг, был приведен нами выше.

Доход нерезидента за оказание резиденту услуг с точки зрения налогообложения квалифицируется как доход нерезидента, полученный в Российской Федерации, и облагается в Российской Федерации налогом на доходы. При этом если нерезидент состоит на налоговом учете в Российской Федерации, он является самостоятельным плательщиком налогов с доходов, полученных в Российской Федерации.

Если же нерезидент не состоит на налоговом учете в Российской Федерации, то доходы нерезидента, полученные в связи с оказанием резиденту услуг, указанных ниже, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты:

«Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации

1. Следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 настоящего Кодекса);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:

доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

8) доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

10) иные аналогичные доходы.»

При налогообложении сделок по импорту услуг необходимо знать, заключено ли соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, в котором зарегистрирован нерезидент. Перечень действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами, приведен в Письме Госналогслужбы Российской Федерации от 24 апреля 1997 года №ВЕ-6-06/318.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *