индейцы снимали скальп для чего
Про скальпы
Классический скальп по размеру обычно был не более серебряного доллара, но затем растягивался, как и всякая сырая кожа. Если ситуация позволяла, индейцы могли отрезать у трупа голову, чтобы позднее снять полноценный, «красивый» скальп.
Индейцы были мастерами скальпирования. У шайенов самой храброй формой скальпирования считалось снять скальп с живого врага. Командир скаутов пауни Лютер Норт рассказал о случае, свидетелем которого он стал 18 июня 1862 года во время нападения отряда сиу на поселение пауни.
Один из воинов погнался за женщиной пауни, пытавшейся убежать к находившемуся неподалеку торговому посту, где укрылось несколько белых людей. Не обращая внимания на ружейный огонь со стороны бледнолицых, сиу подскакал к бегущей женщине, левой рукой схватил ее за волосы и, не слезая с коня, скальпировал несчастную ножом, который держал в правой руке.
Шайен Серый Ястреб, рассказывая о битве с пауни, произошедшей в том же году, упомянул, как они «проскакали мимо пауни, который был скальпирован и пытался подняться, упираясь руками в землю».
Прежде чем осейдж успел воспользоваться ножом, раненый вскочил на ноги и бросился наутек, оставив молодого индейца стоять разинув рот, крепко сжимая в руке белый парик. Юноша был настолько поражен необычайным спасением офицера, что даже забыл выстрелить вслед удаляющейся фигуре, а парик сразу стал его «вакон» (магическим талисманом).
Многие современники отмечали, что индейцы никогда не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они даже старались не касаться их тел. Также не снимали скальпов с чернокожих солдат, говоря, что скальп негра представляет собой «слишком дурное колдовство».
Что чувствовал человек, подвергшийся скальпированию, описал Делос Санбертсон, лишившийся скальпа во время нападения солдат на лагерь мирных шайенов вождя Черный Котел на р. Вашита в 1868 году: «Индеец наступил мне одной ногой на грудь, а рукой собрал в горсть мои волосы у макушки. Он не особо деликатничал, а дергал мою голову и так и сяк, сжимая, как Сатана. Мои глаза были приоткрыты, и я видел бисерные орнаменты и бахрому его леггин.
Отношение к скальпированию не было однозначным. К примеру, у команчей скальп не приносил большого почета, поскольку кто угодно мог снять его с уже убитого врага. Но если врага скальпировали при особо опасных обстоятельствах, он ценился очень высоко. Скальп был трофеем, доказательством успеха в Пляске Победы.
По словам кайовов, осейджи, в отличие от остальных племен Дикого Запада, никогда не скальпировали врагов, а отрезали им головы и бросали на поле боя не скальпированными. Однако эта информация кайовов не подтверждается.
Осейджи действительно часто отрезали врагам головы, но не менее часто и скальпировали их. У них исполнялась Пляска Скальпов, что само по себе уже подразумевает их наличие. Кроме того, скальпам уделялось большое значение в Военной церемонии скорби.
Обычно скальпированный жил в пещере на крутом склоне, куда было тяжело добраться. К пещере могли вести замаскированные ступени, а вход прикрывался дверью, обложенной ветками. Одевался скальпированный либо в обычную одежду, либо в звериные шкуры.
Любопытный случай произошел летом 1868 года, когда кайовы убили юта в головном уборе. К их удивлению, воин оказался скальпированным. На встрече с ютами в 1893 году кайовы расспросили бывших врагов об этом человеке и узнали, что немного ранее его скальпировали члены военного отряда шайенов и арапахо. Юты отвезли раненого к мексиканцам в Нью-Мексико, которым удалось вылечить его, но вскоре он погиб от рук кайовов.
Зачем индейцы снимали скальпы?
Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.
Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.
1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать «ку» — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев.
Зачем снимали скальпы в древности?
Кожу с головы срезали не только американские индейцы с бледнолицых или своих местных врагов. Целые континенты практиковали этот жуткий обычай.
Неолитическому датчанину из Дирхольмена кремневым ножом отделили кожу, совершив надрезы вокруг головы. Ему не сильно повезло, потому что кости его тела были отмечены следами разрезов и разрубов. Кто он? Погибший в сражении, обед каннибалов или ритуальная жертва. Другой скандинав, уже неолитический швед из Альвастры, был обезглавлен, после чего на одинаковой высоте над ушами вокруг головы были нанесены разрезы для отделения скальпа от черепа. Он либо ритуальная жертва, либо убит врагами и оскальпирован.
Геродот пишет о том, как скифы скальпируют побежденных врагов, а скальпы используют в качестве полотенец или как украшение. Схожие упоминания о скальпировании у скифов доносят еще два античных письменных источника.
Римляне скальпировали убитых кимвров после битвы при Верцеллах. Аммиан Марцеллин сообщает о скальпировании, которое практиковали аланы.
Четыре черепа из аланских погребений могильника Новый Ростовской области отмечены линейными разрезами.
«Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит?»
Герой одной из легенд – человек-Гагара, победив вражеского предводителя, «скальп с него снял и на самое высокое дерево в Отляре повесил».
Другой пример : «»Удастся ли нам, двум мужам, отправляющимся в хлебородные земли чужестранцев, вернуться с нашими косатыми головами. или же наши отливающиеся головные кожи будут где-либо сняты каким-нибудь мужем».
С.К. Патканов отмечал: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу (ух-сох). Ее эпитет в остяцких былинах – «радужным цветом отливающаяся» …
Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. …
Скальп это и жертва богам, и наказание провинившегося или кровного врага, и способ показать другим насколько силен и статусен обладатель многих скальпов.
Что характерно, скальпирование тесно связано со скифо-сибирским миром. Его практиковали в основном те народы, кто вышел из Великой степи или жил по соседству: от американских индейцев, которые жили в Азии 20 тысяч лет назад, до аланов и скифов с остяками.
Шаманизм, который был знаком всем указанных народам, может быть связующим звеном обычая срезать скальп.
Почему краснокожие индейцы снимают скальп?
Почему краснокожие индейцы снимают скальп?
Многие из нас думают, что только краснокожие индейцы снимали скальпы, а у «бледнолицых» не было такой практики. Но существует несколько интересных фактов, связанных со скальпированием. Снятие скальпа означает полное или частичное снятие кожи головы с волосами. Жертва может остаться живой или умирает. Снятие скальпов началось в древние времена. Это делали варварские племена Азии и Европы раньше, чем этим стали заниматься краснокожие американские индейцы. Среди индейцев снятием скальпов занимались не все племена.
Например, индейцы канадского северо-запада и всего Тихоокеанского побережья никогда не снимали скальпы. Некоторые краснокожие индейцы собирали скальпы, потому что это было символом их мужества и боевых умений.
В некоторых племенах индейцев скальпы использовались в религиозных церемониях. Когда американские колонизаторы боролись с краснокожими индейцами, они давали денежное вознаграждение за скальпы индейцев. В 1724 году Массачусетс предлагал 500 долларов за скальп краснокожего индейца.
В 1755 тот же штат предлагал 200 долларов за мужской скальп краснокожего старше 12-ти лет, а за скальп краснокожей женщины или ребенка 100 долларов. В связи с таким вознаграждением за скальпы, те племена, которые никогда не занимались этим, начали снимать скальпы.
Читайте также
Кто раньше получил гражданские права в США – афроамериканцы или индейцы?
Кто раньше получил гражданские права в США – афроамериканцы или индейцы? В 1866 году конгресс США принял закон, который наделял гражданскими правами всех урожденных жителей страны. Закон распространялся как на белых, так и на цветных американцев – кроме индейцев, коренных
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»?
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»? С подачи американских колонистов, индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простои причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, просто не существует в природе.
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»?
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»? С подачи американских колонистов, индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простои причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, просто не существует в природе.
Откуда пришли в Америку индейцы?
Откуда пришли в Америку индейцы? Первые жители Америки пришли туда так давно, что нам известно гораздо меньше, чем хотелось бы, об их истории. Большинство исследователей, однако, полагают, что события развивались следующим образом.Примерно 12 000 лет назад группа пеших
Солнце, Луна и индейцы
Солнце, Луна и индейцы Ещё тысячу лет назад индейцы анасази, жившие на юго-западе современных США, наблюдали за движением небесных светил. Эти «тайные знания» помогали им выжить.Местечко Чимни-Рок, северо-запад штата Колорадо. Ни один день в году не похож на этот — самый
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»?
Индейцы. Верно ли, что они «краснокожи»? С подачи американских колонистов, индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простои причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, просто не существует в природе.
Скальпы. Являлись ли североамериканские индейцы «охотниками за скальпами»
Скальпы. Являлись ли североамериканские индейцы «охотниками за скальпами» В нашем восприятии, сложившемся благодаря различным книгам и фильмам на «индейскую» тему, снятие скальпа с поверженного врага — это обычай индейцев, причем обычай, говорящий об их дикости и
Откуда пришли в Америку индейцы?
Откуда пришли в Америку индейцы? Первые жители Америки пришли туда так давно, что нам известно гораздо меньше, чем хотелось бы, об их истории. Большинство исследователей, однако, полагают, что события развивались следующим образом. Примерно 12 000 лет назад группа пеших
Что любили есть краснокожие индейцы?
Что любили есть краснокожие индейцы? Мы говорим о краснокожих индейцах, объединяя их всех вместе, как будто у них у всех одни и те же традиции и образ жизни. Но существовало много племен, проживавших в разных частях Северной Америки и имевших не одинаковый образ жизни.
У ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ СНИМАЮТ ЗНАКИ
У ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ СНИМАЮТ ЗНАКИ Изобретенные гаишниками и утвержденные приказом МВД № 187 правила задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств с одновременным отъемом у граждан государственных регистрационных знаков за управление транспортным
Зачем индейцы снимали скальп
Скальп – кусок снятой вместе с волосами кожи головы с поверженного живого или мертвого врага. Упоминания о снятии скальпов встречается еще в работах древнегреческого историка Геродота о военных обрядах скифов. В Северной Америке первые упоминания об этом встречаются в записях миссионеров и путешественников в начале 16 в.
Скальпы носили на поясе, крепили на шесты, к томагавку, цепляли на носу каноэ. Ими пользовались как украшением к одежде, вплетали в веревки. При захоронении воина скальпы вместе с другими погребальными предметами укладывались рядом с умершим.
Среди индейцев Северной Америки этот обряд не был распространен повсеместно: его редко применяли атапаски, эскимосы, а последователями были племена, живущие на берегах реки Миссисипи, индейцы Флориды, Лиги ирокезских племен.
Более значимым для индейцев было прикосновение к врагу – собирание «ку». Чем большее количество раз во время боя задеть живого противника рукой – тем больше почета от племени, тем сильнее и храбрее считался воин. Заблуждение о важности снятия скальпа для индейцев основано на ошибочной трактовке поведения их во время битвы. Белые, заметив, как устремлялись они к упавшему, считали, что цель индейцев – снятие скальпа, на самом деле – задеть поверженного и собрать «ку».
С началом колонизации процедура скальпирования приобретает повальный характер и используется уже не как ритуал, а как получение наживы. Активное внедрение снятия скальпов в повседневность стало возможным с практики колонизаторов. Они сами не гнушались заниматься этим и поощряли индейцев, платя вознаграждение за любой скальп, будь то мужчина, женщина или ребенок. Завезенные стальные ножи вместо используемых ранее стеблей тростника должны были облегчить и ускорить процедуру.
Плата была строго утверждена, дороже всего стоил скальп здорового мужчины, причем было даже не важно, индеец это был или «бледнолицый». С индейцами чаще расплачивались «огненной» водой, спаивая местное население.
Набожные христиане превратили этот кровавый обычай в инструмент управления и насилия для получения власти на восточных территориях североамериканского континента. Скальпирование и уничтожение вражеских племен индейцев поощрялось, было предписано даже законодательством Новой Англии. В начале 16 в. за скальп или пленника была назначена плата в 40 фунтов стерлингов, через двадцать лет цена выросла более чем в 2 раза.
Но наиболее алчными и жестокими были не индейские племена, а «цивилизованные» белые поселенцы. Банды добытчиков скальпов не упускали любую возможность, убивая стариков, детей, женщин не только краснокожих, но и своей расы. Французские завоеватели официально назначали денежные выплаты за скальпы других европейцев, воевавших с ними.
Представление об индейцах как о безжалостных охотниках за головами сильно преувеличено и искажено. В Калифорнии еще в конце 19 в. скотоводческие союзы платили охотникам за скальпы индейцев племени яхи наряду с добытыми ими шкурами медведей и волков.