индикатив это что в экономике
Индикативная цена. Расчет. Пример
В РФ и в некоторых других странах мира существует такое правило, регламентированное на законодательном уровне: для экспорта товаров устанавливается индикативная цена на продукцию. Это необходимо для того, чтобы избежать реализации предметов по заниженной стоимости, то есть ниже, чем в стране, где они изготавливаются.
Что такое индикативная цена
Индикативная цена представляет собой стоимость продукции, предназначенной для экспорта, которая устанавливается в соответствии с действующим законодательством страны. Как правило, индикативная цена основывается на рыночных расценках. При ее определении используются регламентированные органами власти формулы.
В целом, на формирование величины индикативной цены оказывают влияние такие факторы, как:
Важно! Индикативная цена подлежит обязательной государственной регистрации. Правило действует для всех компаний, независимо от формы организации.
Товары, в отношении которых устанавливаются индикативные цены
Стоимость не всей экспортируемой продукции подлежит госрегулированию. Перечень товаров, в отношении которых в обязательном порядке устанавливается индикативная цена, регламентирован Правительством. В России единая стоимость товаров, которая попадает под регулирование со стороны закона, утверждается, если продукция отвечает одному из ниже представленных условий:
Надо отметить тот факт, что индикативную цену вправе устанавливать лишь уполномоченное на это лицо. Регламентирование стоимости происходит не реже, чем раз в три месяца. А прежде чем принять решение об утверждении величины, нужно внимательно ознакомиться с информацией о ценах, применяемых другими участниками внешнеэкономической деятельности.
Порядок фиксации индикативной цены
Индикативная цена фиксируется между продавцом и покупателем в процессе их взаимодействия друг с другом. Причем, ее закрепление может осуществляться на любом этапе:
Таким образом, зафиксировать индикативную цену стороны договора могут до его составления, в процессе подписания или уже после того, как контракт подписан. В последнем случае утверждение стоимости осуществляется посредством заключения дополнительного соглашения, к основному договору поставки экспортируемой или импортируемой продукции.
Виды индикативной цены
Индикативная цена делится на 3 основных вида. Она может быть твердой, подвижной, скользящей или стоимостью с последующим закреплением. Первая отличается тем, что никогда не меняется. Она устанавливается в ходе заключения контракта.
Подвижная цена может быть изменена в любой момент, что прописывается в договоре. Скользящей называют стоимость, которая меняется в зависимости от ряда признаков. А цена с последующим закреплением отличается тем, что она изменится в тот момент, когда продавец приступит к исполнению договорных обязательств.
Вид индикативной цены | Описание | Отличительные особенности |
Твердая | Устанавливается в конкретном размере в процессе заключения контракта на поставку экспортируемой продукции. | Она не меняется на протяжении всего периода действия. Если же возникает необходимость понизить или повысить стоимость, то заключается новый контракт. |
Подвижная | Устанавливается в процессе заключения контракта и прописывается в договоре. Однако в документе производится ссылка на то, что стоимость может быть изменена в соответствии с динамикой рыночных цен. | Подвижная цена схожа с твердой тем, что фиксируется в едином размере, но отличается возможностью ее изменения. |
Скользящая | Может быть утверждена на любом этапе отношений сторон. Она предполагает постоянное изменение, в зависимости от динамики рыночных цен. | Как правило, скользящую цену фиксирует в тот момент, как продавец исполняет свои обязательства, согласно договорным условиям. |
Последующее закрепление | В ходе составления договора в нем прописываются базисные расценки. Но утверждение цены происходит только в момент исполнения продавцом обязательств. | Базисная цена не обязательно изменится. Все зависит от поведения рынка. Если рыночная стоимость аналогичных товаров находится в постоянной динамике, то рекомендуется применить именно данный вид фиксации. |
Как правило, все виды индикативной цены имеют схожие особенности. Например, при заключении договора в обязательном порядке прописываются все расценки. Отличаются виды конкретными условиями контракта.
Например, если устанавливается стоимость с последующей фиксацией, то в контакте прописывается последняя индикативная цена, а затем делается оговорка на то, что при исполнении продавцом обязательств она пересматривается. Также в документе отражается и порядок определения стоимости.
Примеры установления индикативной цены в России
В России индикативные цены устанавливаются на все товары, в отношении которых соблюдается одно или несколько ранее перечисленных условий. На законодательном уровне утвержден порядок расчета индикативных тарифов на нефть и электроэнергию.
Индикативная цена на нефть
Начиная с 2019 года, расчет индикативной цены на сырую нефть осуществляется на основании следующих факторов:
Принять новые правила установления индикативной цены на нефть пришлось в связи с утверждением нового налога, связанного с дополнительной прибылью от добычи углеводородного сырья. Все дело в том, что в процессе определения налоговой базы используются налоговые вычеты на сумму затрат, связанных с транспортировкой нефти. В связи с регламентированием порядка расчета расходов, Правительство РФ приняло новые правила определения индикативной цены.
В частности, в порядок расчета показателя внесены следующие изменения:
Важно! К особым участкам относят недра, расположенные на Ямале, на месторождениях Романа Требса и Анатолия Титова.
Индикативная цена на электроэнергию
В 2006 году Федеральной службой по тарифам утвержден приказ, который регламентирует правила определения индикативной цены на электроэнергию. Данный документ зарегистрирован министерством юстиции, а также ему присвоен регистрационный номер.
Согласно методическим указаниям, которые прилагаются к приказу, индикативная цена на электроэнергию устанавливается на основании равенства совокупной суммы стоимости энергии, реализуемой и приобретаемой всеми участниками торговых отношений. Также при определении ее величины следует учитывать и мощность.
Индикативные тарифы подлежат обязательной дифференциации согласно регионам России. Все зависит от отдельных особенностей производства электроэнергии и используемых для этого мощностей.
Индикативная цена на электрическую энергию рассчитывается при помощи, регламентированной на законодательном уровне формулы:
Тсв * К1, где
Тсв – средневзвешенный тариф на электроэнергию;
К1 – коэффициент, установленный специальной службой.
В ходе вычислений индикативной цены на электрические ресурсы принимается во внимание множество факторов. Для расчета каждого из показателей утверждены специальные арифметические выражения. Сам процесс требует внимательности и точности. Если допустить ошибку хотя бы в одном вычислении, полученное значение будет не верным.
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование
Теория индикативного планирования
Индикативное планирование есть метод социального и экономического планирования развития экономической системы, оформленный комплексно. Его можно описать двумя основными признаками:
Индикатор есть доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, которая позволяет формулировать суждение об иных его характеристиках, которые, в свою очередь, не доступны изучению напрямую (об уровне прибыльности, налоговых ставок, индексах изменения экономических величин, структурных соотношениях и прочее);
Индикатор в качестве центрального понятия системы индикативного планирования, чаще всего, есть интегральный показатель, который количественно определяет качественные характеристики процесса, и обладает векторным характером.
Отличаясь от стандартного планового показателя (однозначного и статичного), индикатор можно определить по параметрам границ, в рамках которых экономическая система, состоящая из организационных механизмов, технологических связей, материальных и финансовых потоков, в состоянии стабильно работать и прогрессировать.
Кроме пределов, то есть минимального и максимального значений, индикаторы способны определять разные числа промежуточных пороговых значений, например, благоприятного, нормального, неблагоприятного, тревожного, угрожающего и прочих, согласно указанной системе показателей индикаторов планирования.
Для индикативного планирования можно определять и использовать пороговые значения индикаторов, которые должны давать сигнал о наступлении критических состояний объекта управления и требующихся изменениях в стратегии развития объекта, то есть активизации работы регуляторов для предупреждения этих угроз, например, индикатора «экстремального положения», индикатора «банкротства» и так далее.
Все влияние на объект управления посредством инструмента индикативного планирования оказывается при помощи регуляторов – особых механизмов, которые должны поддерживать оптимальное функционирование всех процессов. Система индикаторов была создана для выполнения роли экономических регуляторов всех векторов развития составляющих иерархии экономики через образование так называемых «коридоров» внутри максимального и минимального порогов индикаторов, которые нужны и достаточны для того, чтобы принять управленческие решения на всех уровнях индикативного планирования.
Регулятор экономический – воздействие экономическими элементами (например, цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции), которое в косвенной мере воздействует с помощью механизма интересов на всех принимающих участие в экономических процессах – хозяйствующие субъекты. Данный процесс управления построен на слежении за факторными показателями (регуляторами), проведении их анализа касательно их оказываемого влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе вероятных преобразований регуляторов и условиях развития объекта управления, оценке нескольких вариаций решения при выборе самого эффективного варианта.
Индикативное планирование способно реализовываться на нескольких уровнях в иерархии управления:
Самым востребованным индикативное планирование считается на макро- и мезоуровне, где основной функцией планирования можно назвать улучшение экономической конъюнктуры и обеспечение достаточно сбалансированного развития экономики посредством применения бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов в едином комплексе.
На самом мелком уровне – микро, индикативные планы государства превращаются в основные рабочие инструменты по достижению целей, которые были отмечены в стратегическом плане развития всего государства, учитывая всю объективную экономическую и социально-политическую ситуацию.
Совокупность методов индикативного планирования наиболее подходит в условиях рыночной экономики как механизм согласования интересов и работы государственных и негосударственных субъектов экономики, который сочетает в себе как государственные, так и рыночные регуляторы. Индикативное планирование со стороны государства подразумевает обозначение общенациональных приоритетов, целеполагания, прогнозирования, бюджетирования, программирования, контрактации, то есть всех возможных форм макроэкономического планирования.
Как и любой другой тип планирования, методика индикативного планирования базируется на обязательном прогнозировании. В государственном индикативном планировании его основой выступает значительная система национальных прогнозов (рисунок 1).
На базе прогнозов реализуется процесс разработки государственного индикативного плана, способного реализоваться в ходе стандартной процедуры планирования от стратегии к программам развития государственного сектора экономики. Затем осуществляется само претворение в жизнь национальной стратегии, которая выражена в виде индикативных планов социально-экономического развития государства, реализуется посредством действий компании, федеральных целевых программ, а также региональных индикативных планов и целевых программ.
Стоит отметить, что при данном подходе и сами компании, и структуры регионов, по факту, активные участники наиболее творческого подазделения индикативных планов федерального уровня.
Наравне с любой современной системой планирования, системе государственного индикативного планирования должна быть предоставлена опция обратной связи посредством механизма контроля (рисунок 2).
Успешная деятельность индикативного планирования и систем программирования социально-экономического развития в значительной степени предопределена умением правительства внедрять стратегические подходы частных экономических агентов в канву целей и интересов всей нации.
По итогу, основываясь на индикативном планировании, формируется эффективный механизм, который обеспечивает согласие в обществе касательно целей и векторов социально-экономического развития страны. Правительства оказывают воздействие в границах индикативного плана на развитие экономики, скорее, через координацию и обеспечение информацией, нежели через принятие прямых решений и выдачу указаний. Результатов обмена планами и информационными ресурсами между правительством и индивидуальными предпринимателями становится оптимальная схема прогнозируемого роста экономики.
При этом индикативные планы не занимаются ограничением предпринимательской инициативы государственных компаний, так как их главная цель – оказывать влияние на необходимые результаты в основном посредством мотивации предприятий и договорных механизмов. Информационно-ориентирующая и мотивационная функции индикативного плана – внушительный ресурс управления экономическими агентами в рыночной системе координат. Это говорит о наличии большего количества преимуществ у индикативных планов, нежели у планов директивных. Одновременно с этим, план подразумевает механизм прямых вложений бюджетных средств в осуществление деятельности социальных национальных проектов, а также в реализацию обороноспособности страны и решение иных задач стратегического характера.
Нужно сказать, что индикативное планирование помогает достигать долгосрочные цели экономического развития государства с помощью методов косвенного воздействия на компанию. Без данного плана проблематично создать обоснование векторов и размеров инвестиционных влияний. В процесс формирования плана под покровительством специально созданных правительством либо главой страны управляющих органов привлекается большое количество предприятий, независимых субъектов, региональных и местных властей, общественных организаций.
При изучении индикативного плана крайне важно оценивать, «реализованные либо нереализованные цели, которые были в данных планах отмечены». Плановые показатели выступают как экономические индикаторы – носители информации по отношению к ожидаемой экономической конъюнктуре. Как правило, формируются соответствующие отделы, функции которых заключаются беспрестанный анализ динамики реальных показателей и их сравнение с индикативными. В случае отклонения фактических итогов от планируемых, производится анализ причин и, в случае необходимости, осуществляется ряд мер для корректирования этих планов.
Формы индикативного планирования
На сегодняшний день, определено несколько форм индикативного планирования:
Данная форма подразумевает сумму условий и факторов, которые формально определяют социальную и экономическую ситуацию в стране.
Данная форма отвечает за распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. При этом акцент ставится на обеспечении осуществления структурной политики государства по отношению к отдельным регионам, отраслям и секторам экономики посредством соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, в виде контрактных отношений и так далее. Структурная форма актуально в том случае, когда в пределах компетенции селективной структурной политики внимание акцентируется на территориальном разрезе индикативных планов, и для того, чтобы повлиять на эти параметры, применяются механизмы льготных кредитов, налоговых льгот и иные меры поддержки со стороны государства во взаимодействиях с региональными органами управления и индивидуальными предприятиями.
Эта форма индикативного планирования подразумевает еще более глубокое переплетение интересов субъектов всех уровней иерархии государственной экономики. Особенность данной формы заключается в значительном расширении временного горизонта индикативных планов и максимальной их интеграции с долгосрочной общенациональной экономической политикой.
Важнейшая функция индикативного планирования в данном случае заключается в концентрации и реализации стратегических планов и национальных программ и проектов, а также в обеспечении баланса динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.
По временным рамкам индикативные планы делятся на:
Взаимосвязь между ними ясна, так как краткосрочные планы есть более конкретная версия среднесрочных индикативных планов. Они отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых индикаторов.
В рамках увеличения масштабов и глубины глобальных взаимосвязей в мировом сообществе возникла необходимость планировать и прогнозировать в более широком диапазоне. В связи с этим, именно среднесрочные, а не краткосрочные, индикативные планы составляют основу претворения в жизнь стратегических планов. Стоит также отметить, что одновременно со среднесрочными индикативными планами нужно заниматься разработкой и уточнением наборов федеральных целевых программ, а также региональных индикативных планов и целевых программ. Всем этим программам стоит реализовываться в режиме непрерывного взаимодействия с корпорациями и организациями.
Нормативно-правовые аспекты индикативного планирования
Как гласит Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Правительство Российской Федерации в момент провозглашения проекта федерального бюджета должно отдельно предоставить Государственной Думе планируемые проекты развития государственного сектора экономики (планы развития государственного и муниципального секторов экономики).
Основываясь на Положении о составлении проекта федерального бюджета (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2009 № 286, от 25.06.2009 № 534), бюджет формируется на базе сценарных условий функционирования экономического сектора Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджет на 2009 год был составлен на базе данных «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
Это, во-первых, гарантирует преемственность государственной политики и возможность прогнозирования распределения финансовых вливаний, а, во-вторых, дает возможность привносить каждый год в них изменения согласно целям политики государства и условиям их достижения.
Но стоит понимать, что в полном объеме индикативное государственное планирование – это не только макроэкономический прогноз и не просто сумма мер промышленной и региональной политики, а прежде всего процесс общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и социума в общем и целом, процесс достижения согласия касательно перспектив между фирмами, населением и государственными инстанциями.
Поэтому, учитывая, что в Российской Федерации достаточно слабо оформлена законодательно-нормативная база и не выражена четкая процедура индикативного планирования на макроуровне, можно говорить, что механизм индикативного планирования не функционирует в полной мере. В практике российского государства процесс формирования бюджета на год, основываясь на трехлетнем прогнозе развития экономики, был и остается до сегодняшнего времени ключевым и единственным инструментом, который бы регулировал экономические процессы.
Количественный состав показателей в системе планирования социально-экономического развития крайне велик, в связи с этим с целью индикативного планирования отбирают лишь главные, самые информативные и весомые индикаторы, которые нужны для того, чтобы оценить и осуществить контроль всех возможностей реализации концепций национального развития.
Для эффективной работы индикатора важно, чтобы он обладал инструментальным характером, то есть владел регуляторами непосредственного воздействия на объект управления.
Например, главными показателями, которые были представлены для разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2020 года (для субъектов Российской Федерации), принято считать:
Применяя также и похожие показатели по ряду отраслей (электроэнергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономическая деятельность, рынок товаров и услуг), и список макроэкономических показателей (инвестиции в главный капитал, финансовые доходы граждан, труд и занятость).
Что такое показатели?
Вам будет интересно: Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика
Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.
Важные требования к показателям
При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:
Классификация показателей
В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:
Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.
Индикативные и справочные
Натуральные и стоимостные
Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.
Количественные и качественные
Вам будет интересно: «Подвел под монастырь»: значение и происхождение фразеологизма
Количественные показатели, следовательно, будут характеризовать количественные результаты производства, развития какой-либо отрасли. Их разделяют на сетевые и объемные.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону какого-либо экономического явления, производственного процесса. Они позволяют оценить полезность изделий, качество продукции. Разделяются на экономические и технико-экономические.
Абсолютные и относительные
Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.
Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.
Утверждаемые и расчетные
Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.
Синтетические и индивидуальные
Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.
Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.
Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.
Индикативное планирование
Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер. Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики. Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.
Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.
В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.
Разновидности планирования
Индикативное планирование представляется двумя категориями:
Существует также разведение по срокам:
В торговле
А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:
В образовании
Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:
В здравоохранении
Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:
Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.
Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.