индустриальный пейзаж это что
Индустриальные пейзажи на полотнах
Мельничная идиллия
Существует мнение, что первыми в Европе индустриальными пейзажами были изображения мельниц. В Голландии XVN-XVIII веков было принято рисовать мельницы в окружении деревьев и кустов. Художники не стремились запечатлеть реальные ландшафты и домысливали природное окружение, превращая обычную растительность чуть ли не в джунгли.
Мельница в пейзажном окружении была своего рода моделью рая на земле, воплощением гармоничного взаимодействия человека с природой. Она словно сама вырастала из почвы, как дерево или огромный куст. А вращающееся колесо символизировало вечность. Мельница надолго стала обязательным элементом голландского пейзажа, воспевающего гармонию. Принято считать, что традиция изображать промышленные объекты началась в искусстве Европы с картины Якоба ван Рейсдала «Мельница в Вейке», около 1670 года.
Фабрика дьявола
В XIX веке появились колоритные изображения угольных шахт. Художники знали о бедственном положении простых шахтёров и рисовали надшахтные сооружения так, словно это обиталище сатаны. Металлические конструкции на фоне багрового заката производили жутковатое впечатление. Зрителям казалось, что из-за горизонта вот-вот выглянет сам дьявол, и такими картинами не украшали жилой интерьер.
Женщины, работавшие на шахтах (их называли угольщицами), выглядели как рабыни на фоне ландшафтов с мрачными каменными стенами. Промышленность подавляла человека. Под влиянием романов Эмиля Золя живописцы стали изображать рабочих как покорных рабов индустрии.
Талантливый швейцарский карикатурист и плакатист Теофиль-Александр Стейнлен (1859-1923) одним из первых начал изображать шахты как фабрику дьявола. Чёрные силуэты архитектурных конструкций служили пугающим фоном для бытовых сцен из жизни рабочих. Самые откровенные изображения шахт как обиталища дьявола принадлежат талантливому мастеру индустриальной темы в искусстве бельгийцу Константину Менье (1831-1905). Он прославлял труд горняков, а мрачные сооружения были для него символом угнетения человека. Однажды художник изобразил себя на фоне силуэтов надшахтных строений.
Однако не всё было так мрачно. На промышленные объекты обратили внимание французские импрессионисты. Их впечатлили корпуса заводов, мощные кирпичные стены, похожие на крепостные. Импрессионисты романтизировали заводы и поэтизировали промышленность. Им нравилось изображать не только громады зданий, освещённых солнцем, но и большие клубы дыма. Люсьен Писсарро и Клод Моне уже не мыслили современный город без дымовых труб и фабричных корпусов.
Импрессионистические эффекты активно использовал в своём творчестве русский художник-передвижник Николай Касаткин (1859-1930), который некоторое время жил в Париже. Он впитал многие модные тенденции того времени, в том числе промышленно-заводскую тему. В картине «Сбор остатков угля на заброшенной шахте» промышленные сооружения служат унылым фоном. Касаткин симпатизировал рабочим и никогда не восторгался техникой.
Между тем в Петербурге, на фасаде одного из домов на Большой Зелениной улице, в начале XX века появилась мозаика с индустриальным пейзажем. Заводские трубы создают гармоничный рисунок. Мозаика хорошо сохранилась и сегодня радует глаз прохожих.
Футуризм
Футуристы прославляли технику во всех аспектах. Стремясь отразить её господство в век высоких скоростей, живописцы начали изобретать язык технических метафор. Пейзаж обогатился световой рекламой. Трубы заводов символизировали мощь человека и воплощали новый тип красоты. Кирпичные стены фабрик были знаками будущего индустриального общества. Заводские корпуса освещались ярким электрическим светом, словно дворцы.
Итальянские художники-футуристы начала XX века Луиджи Руссоло и Умберто Боччони рисовали здания заводов нарочито кривыми и косыми, словно сам ритм работы машин причудливо деформировал здания в глазах зрителя.
Большое внимание уделяли футуристы миру звуков и были уверены, что индустриальный ландшафт должен иметь акустическую составляющую. Живописцы считали звучание заводских гудков и клаксонов автомашин новой «городской музыкой», в которой индустриальные звуки должны играть первую скрипку. Но как изобразить эти звуки? Опять-таки через деформацию привычных для человека конструкций.
А знаменитый архитектор-фантаст Антонио Сант Элиа (1888-1916) изображал жилые дома будущего как гигантские заводские корпуса. Ему казалось, что только в домах, отмеченных индустриальной тематикой, людям будет приятно жить в грядущем веке. Мнргие идеи этого смелого фантаста реализованы в современной архитектуре.
Пейзажи Пеннелла
Основателем индустриального пейзажа в его классическом современном варианте считается американский пейзажист Джозеф Пеннелл (1857-1926). Ему нравились здания заводов, и он рисовал их так, словно это дворцы или сказочные замки. Художника вдохновляло строительство Панамского канала, и он с большой любовью писал эту гигантскую стройку. Пеннелл одним из первых стал изображать промышленные объекты с высоты птичьего полёта. Это придавало пейзажам особую выразительность.
Пеннелл всегда видел в индустриальном ландшафте гигантскую панораму. Именно в таком виде жанр и пришёл в СССР. В 1920-е годы традиции Пеннелла начали развивать советские художники. Дымящиеся трубы, подъёмные краны и силуэты заводских зданий на фоне безоблачного неба ставили перед художниками задачу, как все это гармонично разместить на холсте. И опыт Пеннелла оказался бесценным. В СССР работы знаменитого американца не издавали, и тот, кто видел их впервые, думал, что перед ним пейзаж советского художника.
Где разместить человека?
За короткий срок индустриальный пейзаж получил широчайшее распространение в СССР. Главной идеологической установкой было прославление индустриальной мощи страны, но многие советские художники продолжали решать формальные задачи. Они тайно поклонялись импрессионистам и использовали эту тему для живописных экспериментов. Им хотелось научиться изображать клубы дыма несколькими смелыми мазками, отразить на холсте эффекты сыпучего песка и только что завезенного на стройку бетона. Даже лужи олифы или кучи алюминиевых стружек могли стать предметом поисков какой-то особенной живописной красоты.
Например, живописец Пётр Котов (1889-1953) написал огромную домну, которая переливалась разными цветами и оттенками, а художник Яков Ромас (1902-1969) изображал на холсте целые панорамы заводов на фоне жёлтого и оранжевого неба. Это смотрелось очень необычно. Без индустриальных ландшафтов не обходилась ни одна художественная выставка.
Но перед художниками встала задача вписать в новый ландшафт человека, и это было непросто. Выдающийся английский живописец Лоуренс Стивен Лаури (1887-1976) создавал мир красивых заводских корпусов, равномерно размещённых в жилой застройке. Люди на этих картинах были маленькими человечками без лиц. Стены фабрик и вертикальные трубы выглядели значительно красивее, чем безликие чёрные тени, спешащие по улицам. Создавалось впечатление, что художник любит изящные здания и стройные заводские трубы и совсем не любит людей. Появился специальный термин «люди-спички» — именно так называли персонажей Лаури.
Художники СССР поступали иначе. Они активно внедряли человеческую фигуру в индустриальный пейзаж. Чаще всего это были образы рабочих на первом плане картины. Удивительным примером соединения промышленного и человеческого мотива стало полотно Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице», написанное в 1962 году. Жених и невеста, идущие по улице недостроенного города, воспринимались как символ счастливого будущего. Никто до Пименова не объединял тему стройки и счастливого супружества. Картина была очень популярна.
Стимпанк
На рубеже тысячелетий появился стиль, в котором техника заиграла новыми красками: стимпанк, от слов «пар» и «панк». Этот термин ввёл в обиход американский писатель-фантаст Кевин Джетер. Был создан и русский аналог: парапанк, но он пока не прижился. Первая часть слова обозначала безраздельную власть пара, а вторая не столько указывала на современных панков с причёской типа ирокез, сколько подразумевала смелых людей, готовых принять необычный облик промышленного города.
Этот новаторский стиль обыгрывал техническую культуру викторианской Англии. Художники выдумывали необычные здания, похожие на гигантские паровые котлы и станки, стоящие прямо на улице, но в то же время имеющие стандартные детали домов — крыши, балконы и шпили.
Даже далёкие от техники пейзажисты начали проявлять фантазию. Их заинтересовало, как стал бы выглядеть город, в котором важнейшую роль играет пар, а не электричество. И не мозаики и скульптура становятся главными украшениями, а… сварные швы и старинные крепёжные элементы, которые получили необыкновенную популярность. Художники обыгрывали гигантские заклёпки и шляпки от гвоздей, нередко тронутые коррозией. На стенах домов располагались какие-то старые полустёртые металлические буквы и цифры, опять-таки прикреплённые большими заклёпками. Обязательным атрибутом каждого пейзажа были разноцветные клубы пара и причудливые виды дымовых труб.
Это производит в высшей степени необычный эффект. Художники называют своими кумирами Жюля Верна и французского карикатуриста Альбера Робида, обожавшего технику.
Сегодня стимпанк активно развивается как в киноискусстве, так и в живописи. Художники представляют мир ржавого железа и вселенную огромных заклёпок как романтический сказочный мир. Преобладают коричневый и стальной цвета. Огромные машинные отделения похожи на сказочные замки, а котельные увенчаны металлическими головами животных. Большим уважением пользуется коррозия. Стимпанк по праву считается одной из современных разновидностей индустриального пейзажа.
Журнал: Тайны 20-го века №53, декабрь 2020 года
Рубрика: Парадоксы живописи
Автор: Андрей Дьяченко
Презентация по художественному труду 5 класс на тему «Индустриальный пейзаж»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Рассмотрите репродукции. 2. Что вы видите на картине? 3. Чем отличаются одинаковые объекты, находящиеся на разном расстоянии от зрителя?
Линейная перспектива Правило линейной перспективы все параллельные линии в пейзаже сходятся в одной точке; горизонтальные линии должны уходить в эту точку, вертикальные линии должны быть прямо направлены вверх; линия горизонта находится на уровне наших глаз;
АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ. Дорога в Ла-Машин, в Лувесьене. 1873 г. Музей д’Орсе (Париж). На этой картине есть только одна центральная точка схода — е том месте, где визуально сходятся две стороны улицы. Для идущего по дороге линия горизонта находится на уровне глаз. Обратите внимание на уменьшение размеров деревьев по мере их удаления. Это определяющий фактор перспективы.
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. Дома в Сен-Мари. 1888 г. Частная коллекция. Художник выбрал вид с высокой точки на дороге, и в результате линия горизонта поднялась выше, так что стала видна большая часть поверхности земли.
Самостоятельная работа Нарисуйте линейную перспективу (дорога, деревья, дома); Пейзаж можно выполнить в холодной или тёплой гамме – по желанию
Рефлексия Что характерно для индустриального пейзажа? Назовите законы линейной перспективы? Дополните предложение Я научился делать … Я узнал больше …
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-725981
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пейзаж, как жанр живописи, его разновидности и характер
Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.
Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники.
Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы.
В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.
Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.
Дело в том, что художник при написании картины изначально вкладывает в нее свое отношение, видение мира, настроение. По тональности пейзажа мы можем судить, как общество того времени относилось к тем местам, где люди жили, работали, отдыхали.
Таким образом, картины с изображением природных ландшафтов наделены эмоциональным содержанием.
Тот факт, что пейзаж отображает виды природы, не исключает появления на картинах людей или животных. Но они никогда не играют ключевой роли, оставаясь на втором плане. Природу рисовали во все времена, однако до 16 века она не была центром картины. Скорее, природа выступала неким дополнением в описании исторических событий, образов. Словом, она служила фоном.
В живописи пейзаж весьма многогранен. Этот жанр стал основой для многих мировых шедевров. Многие художники предпочитают переносить на холст природные стихии, грозы, космическое пространство, леса, реки. Временных ограничений нет, то есть, картины могут уносить зрителя, как в прошлое, так и в будущее. Сюжетная линия может переносить во времени или же просто отражать общий настрой.
Картины, которые приобрели мировую известность, оцениваются миллионами долларов. Такие художники, как Уильям Тернер, Исаак Левитан, Иван Айвазовский по праву считаются элитой среди живописцев.
Удивительно, но еще несколько веков назад пейзаж, как жанр, не вызывал особого интереса у художников. Причиной тому был нераскрытый потенциал изображения ландшафта.
История пейзажа
Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.
На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.
Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.
В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.
Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.
В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.
Культура мусульманского Востока периода средневековья до нас дошла в «усеченном» виде. Сказалось влияние на нее греческих и эллинистических культур. Но уже из имеющихся материалов можно сделать вывод о том, что пейзажи в восточных картинах встречались крайне редко.
Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.
В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.
Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.
Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.
Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.
В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.
Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.
Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.
В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.
Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.
Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.
Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.
Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.
Мастера Венецианской школы внесли огромный вклад в становление пейзажного жанра. В картинах Джорджоне природа выступает в роли главного персонажа. В картине «Буря» она однозначно передает чувства и настроения. А в работе Тициана «Бегство в Египет» природа, изображенная на заднем плане, доминирует над сценами переднего плана.
Эти тенденции были воплощены в работах ученика Тициана, испанского мастера Эль Греко, автора картины «Вид Толедо».
В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.
Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.
Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.
XVII век вошел в историю искусства, как эра классицизма. Природа получает рациональное толкование с позиции разума. Она представляется в виде гармонии. В лексиконе художников появляется новый термин «идиллический пейзаж». Мастера эпохи барокко старались передать природу, как нечто, ведущее «бурную жизнь», и пребывающее в постоянной динамике. Для них характерны пейзажи, в которых утверждается радость бытия (пример – картина Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»).
В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.
Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.
Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.
Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.
Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.
К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.
Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.
Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.
Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.
Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.
Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.
Появление лирического пейзажа, как особой эстетической концепции восприятия природы, произошло, благодаря особенностям импрессионизма. Традиционно считается, что пика популярности пейзажная живопись достигла в работах Исаака Левитана. Его картины называют щемящими «пейзажами настроения». На большинстве его картин изображен Плес на Волге и его виды.
Разновидности пейзажей
Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.
Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.
Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.
Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.
Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.
Основоположником этого течения считается Уильям Тернер. Его также называют художником «воздуха и света». Анималист Ив Кляйн считал, что синий цвет отражает ассоциацию с безграничным небом. Его картина «IKB» представляет собой синий монохромный прямоугольник.
Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.
Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.
Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.
Характер пейзажа
Виды пейзажа, основанные на характере его жанра, позволяют в большей степени прочувствовать общий посыл художника, определить его взгляды и «поймать» настроение.
Выделяют следующие характеры пейзажа:
Инструменты, материалы и техники
Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.
В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.
Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.
В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.
Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.
Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.
Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.
Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.
Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.
Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.
Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.
Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.
Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.
Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.
При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.
Пейзаж в современном искусстве
Как и в живописи, пейзаж в фотографии сегодня является обособленным жанром, в котором основным объектом является природа. Он также делится на подвиды, но особой категорией выступает городской и индустриальный пейзаж.
Пейзажная фотография – далеко не самый простой вид творчества. Фотограф, как и художник, должен «поймать» такой вид и ракурс, чтобы раскрыть гармоничное сочетание всех элементов композиции.
Пейзаж в керамике – это не просто вид художественного творчества. Сегодня это одно из популярных течений, к которому присоединяются многие представителя популярных художественных школ. В этом направлении работают и художники-керамисты.
Пейзаж на керамическом панно или на декоративной тарелке является настоящим шедевром декоративно-прикладного творчества. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Картина формируется послойно, так как она отличается рельефностью.
На основная сложность состоит в том, что краски в процессе обжига меняют свои оттенки, поэтому мастер должен так подобрать их состав, чтобы получилась реальная картина.
Современный пейзаж – это спектр творческих решений, начинающихся гиперреалистичными фотокомпозициями и заканчивающихся навеянными импрессионизмом шедеврами. Широкий выбор современных материалов и инструментов позволяет художникам работать буквально «на ходу».
Такие произведения ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня с работами талантливых мастеров можно познакомиться не только на выставках, но и в онлайн-галереях.